<< Пред. стр. 708 (из 913) След. >>
(1810-22). С 1822 преподавал танцы в Моск. ун-те. Деятельность С.способствовала развитию балетного т-ра в Москве; С. был пропагандистом
идей Новера в России.
Пост.: "Счастливый и несчастливый фонтан", "Дон Жуан" (оба в 1784),
"Аполлон и Дафна" Филидора (1797), "Обманутая старуха" (1800), "Туалет
Венеры" (1802), "Мщение за смерть Агамемнона" Соломони (1805) и др.
Лит.: Чаянова О. Э., Театр Меддокса в Москве, М., 1927; Станюкович В.
К., Домашний крепостной театр Шереметевых, Л., 1927; ГлушковскийА.,
Воспоминания балетмейстера..., Л.-М., 1940. Юр. Б.
СОЛОНИН, Пётр Фёдорович (1857-I.X.I 894) - рус. актёр. Сценич.
деятельность начал в 1876 в Саратове. Затем играл в Казани (антреприза
П. М. Мед-ведева), Пензе, Симбирске, Орле и др. городах. В 1884-91
работал в моск. Т-ре Корша (в перерывах между сезонами гастролировал в
провинции). Актёр большого самобытного дарования, обладавший сценич.
обаянием, темпераментом, эмоциональностью, С. исполнял роли амплуа
"героя-любовника".
Роли: Жадов; Мишанька ("Чужое добро впрок не идёт" А. Потехина);
Рабачев ("Светит, да не греет" Островского и Соловьёва), Митя, Тихон
("Бедность не порок" и "Гроза"), Зеленев ("Соколы и вороны" Сумбатова и
Немировича-Дан-ченко), Иванов (о. п. Чехова) и др. д III н.
СОЛЬСКИЙ (Solski), Людвик [наст. фам. и имя - Сосновский (Sosnowski)
Людвик Наполеон;
20.III.1855-19.XII.1954]-польский актёр, режиссёр, театр. деятель.
Род. в семье обедневшего шляхтича. С юных лет увлекался т-ром. В 1875
поступил на выходные роли в Краковский т-р под рук. С. Козъ-мяна. В
1876-77 выступал в летнем т-ре "Эльдорадо" в Варшаве, затем в Лодзи,
Ченстохове, Люблине, Познани и др. городах. В 1882 учился в Варшаве
пению и в 1882-83 пел в опере и оперетте в Познани. В 1883, вернувшись в
Краков, продолжил артистич. деятельность под рук. Козьмяна. С 1893 - в
Краковском т-ре им. Словацкого (с 1894 - гл. режиссёр). В 1900-05 - в
Городском т-ре во Львове, в 1905- 1913 - директор Краковского т-ра им.
Словацкого, с 1913-14 - гл. режиссёр, а в 1923--24 - директор т-ра
"Розмаитости" в Варшаве. В 1916-17 выступал в Кракове, Лодзи. В
1917-18директор "Т-ра Польски" в Варшаве. В 1919-21 выступал в Познани,
Лодзи, Вильно, Люблине. С 1924 - в "Т-ре Наро-довы" (Варшава, в
1935-38-директор этого т-ра). После освобождения страны от фашистской
оккупации С. принял активное участие в становлении т-ра народной Польши.
Связанный в первоистоках своего творч. пути с краковской школой С.
был талантливым представителем лучших традиций передового польского
реа-листич. сценич. иск-ва. Мастер перевоплощения, С. умел щедро
использовать средства художеств. преображения, великолепно владел
гибким, богатым по диапазону голосом, всегда подчинял внешнюю
характерность раскрытию внутр. содержания образа. Высоким героич. и
трагедийным пафосом были проникнуты созданные С. образы Горштынского в
одно-им. драме Словацкого, ксёндза Петра в "Дзядах" Мицкевича и самого
Мицкевича в "Легионе" Выспянского. С любовью и глубоким сочувствием
воплощал С. образы людей из народа (Старого солдата-ветерана -
"Варшавянка" Выспянского). С. был острым мастером историч. портрета
(Калигула - о. п. Ростворовского; Фридрих - "Фридрих Великий" и Димитрий
- "Царь-Самозванец" Новачинь-ского). Лучшие комедийные роли С.: Латка
("Пожизненная рента"), Папкин и Дындальский ("Месть"), Пан Иовяльский
(о. п.) - все А. Фредро; Эгчик ("Двенадцатая ночь"), Догберри ("Много
шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение строптивой"). Гарпагон и др.
Создал значит, образы в пьесах рус. авторов: Перчихин ("Мещане"), Актёр
("На дне"), Фирс ("Вишнёвый сад"), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А.
К. Толстого), Старик ("Русские люди"- первая роль, сыгранная С. в
народной Польше). Последнее выступление С. на сцене состоялось в "Т-ре
Польски" (Варшава) в 1954 в ознаменование 80-летия его деятельности и
вступления в сотый год жизни.
В режиссёрском иск-ве С. стремился к синтетич. использованию
различных средств театр. выразительности, большое внимание уделяя
декоративному оформлению, световому решению. Последователь идей С.
Выспянского, С. вводил в репертуар руководимых им т-ров лучшие
произведения классич. и совр. драматургии (пьесы А. Мицкевича, Ю.
Словацкого, Фредро, Выспяньского, Г. Запольской, С. Жеромского,
Шекспира, Мольера, Гольдони, Ибсена, Шоу, Бьёрнсона, Чехова, Горького).
С.- лауреат Гос. пр. (1950). В 1954 ему были присуждены учёная степень
почётного доктора философии Ягеллонско-го ун-та и почётное гражданство
города Кракова.
С о ч.: Воспоминания, М., 1961 (вступ. статья Б. Ростоцкого, с.
5-46).
Лит.: Jerzy Got, Role Ludowika Solskiego, Wr., 1955; "Teatr", Warsz.,
1954, ј 6, s. 3-10, ј 11; Me-cierakowski J., Natanson W., Ludwik Solski,
Warsz., 1954. Б. Рос.
СОЛЯННИКОВ, Николай Александрович [7(19). X.1873-16.VI.1958] - рус.
сов. артист балета, актёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1919). В 1891
окончил Петербург, театр. уч-ще (класс П. А. Гердта). В 1891- 1950 -
артист Мариинского т-ра (позднее Ленингр. т-р оперы и балета им.
Кирова). Исполнял характерные и мимич. партии.
Роли: Флорестан ("Спящая красавица"). Великий брамин ("Баядерка"
Минкуса), Хан ("Конёк-Горбунок" Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро").
Банкир ("Красный мак"), Хуан ("Лауренсия"), Капулетти ("Ромео и
Джульетта") и др.
С. выступал также как драм. актёр (ученик В. Н. Давыдова) и певец,
исполнял в 1899 партию Валентина ("Фауст", Мариинский т-р). Позднее в
20- 30-е гг. преподавал пение.
Лит.: Борисоглебский М. (сост.,), Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939. /7. Л.
СОМЕРСАЛМИ (Somersalmi), Урхо (24.IX.1888-24.IX.1962) - фин. актёр. В
1906-08 учился в театр. уч-ще Фин. нац. т-ра, по окончании к-рого в том
же году был принят в Фин. нац. т-р, где работал до конца жизни.
Роли: Кэусти ("Северьяни" Ярвилуома), Клаус Курки "Смерть Элины?
Нумерса), Туркка ("На сплаве" Паккала), Астров; Эдип ("Эдип-царь"
Софокла), Карл Моор; Пиккель-геринг ("Пигмалион" Шоу) и др. Снимался в
кино. С. Л.
СОМС (Somes), Майкл (р. 28.IX.1917) - англ. артист балета. Учился в
школе "Сэдлерс-Уэллс". Дебютировал в труппе "Сэдлерс-Уэллс" в 1938.
После успешного исполнения партии Дитя Света ("Данте соната" на муз.
Листа, 1940) занял положение первого танцовщика труппы. В 1952 С.
совершенствовался в Париже у А. Е. Волинина (влияние рус. школы
благотворно отразилось на технике и исполнительской манере С.). С.лирич.
танцовщик, тонко чувствующий музыку. В его иск-ве получили выражение
особенности англ. балетной школы.
Партии: Танцовщик ("Симфонические вариации" на муз. Франка), Принц
("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"),
Принц ("Золушка"), Аминта ("Сильвия" Делиба) и др. С 1961 перешёл на
мимич. партии (Иван-Царевич - "Жар-Птица" Стравинского, Отец- "Маргарита
и Арманд" на муз. Листа и др.).
В 1950 выступал как балетмейстер, пост. балет "Летняя интермедия" на
муз. Респиги. С 1963 - зам. художеств. руководителя труппы "Королевский
балет".
Лит.: Fisher Hugh, Michael Somes, в KH.:Dancers of today, .No 7. L.,
1955. Ham. P.
СОНГАЙЛАЙТЕ, Рогина Прано (p. 20.IX.1922)-литов. сов. художница.
Засл. деятель Лит. ССР (1959). В 1941-48 училась в Гос. ин-те
прикладного и декоративного иск-ва в Каунасе. С 1948 работает в Т-ре
оперы и балета Лит. ССР (Вильнюс).
Оформила спектакли: "Гражина"Карнавичуса, "Травиата", "Тоска",
"Богема", "Князь Игорь", "Аида", "Лауренсия", "Спящая красавица", "Пер
Гюнт", "Дон Кихот", "Щелкунчик". А. Руз.
СОН ‚Н (наст. имя и фам.-С он My Х ё н; р. 24.V.1903) - кор.
писатель, драматург, общественный деятель. Чл. Президиума Верховного
нар. собрания КНДР. В 1922 был одним из создателей пролетарской лит.
группы "‚мгунса" ("Искра"). Ранние пьесы С. ‚.одноактные сатирич.
комедии:
"Почему погибают комары" (1925, Сеул), "Отказываюсь от всех встреч"
(1931, Пхеньян) и др., разоблачали колониальный режим япон.
империалистов. В сатирич. комедии "Новый управляющий" (1932, т-р "Новое
строительство") С. ‚. обличает кор. буржуазию и помещиков, вошедших в
союз с япон. колонизаторами. Нравы кор. буржуазии высмеиваются также в
комедии "Хван Гым Сан" (1934). Одна из наиболее значит. пьес этого
периода творчества - многоактная исто-рич. драма "Ким Са Кат" (1938) о
жизни кор. поэта сер. 19 в.
После освобождения Кореи (1945) С. ‚. писал пьесы о становлении нар.
власти, о людях, строящих социализм: "Народ защищает Родину" (1947,
Пхеньян), "Два соседних дома" (1949, там же), "Сестры" (1949, провинция
Хамгён-Намдо). Среди др. пьес: "Мать" (1949, Пхеньян), комедия
"Правители уезда Кымсан" (1949, там же). С. ‚. -автор одноактных пьес о
героях Отечеств, войны (1950-53) - "Все на фронте" (1951), "Его любимая
песня" (1952, Пхеньян) и др., а также пьес, написанных по его же книгам:
"Патриот" (1956, провинция Хванхэ-Намдо), "Феникс" (1959, Пхеньян),
"Я опять перехожу через реку" (1959, Молодёжный т-р). Среди последних
пьес С. ‚.:
"Взорвался вулкан гнева" (1960, Пхеньян), об апрельских событиях в
Юж. Корее в 1960, а также историч. драма о выдающемся кор. учёном - "Пак
‚н Ам" (1962, там же). Гл. тема послевоенного творчества драматурга -
антияпон. борьба корейских партизан. С. ‚.- автор либретто оперы
"Расскажи, тайга!" Ли Мен Сана и Син До Сона (Гос. Художеств. т-р, Нар.
пр. 1959).
Соч. на кор. яз.: Избр. соч., т. 1, Пхеньян, 1963;
Отказываюсь от всех встреч. Избранные пьесы, Пхеньян" 1955; Его
любимая песня. Сборник пьес, Пхеньян, 1952;
Пэктусан виден отовсюду, Пхеньян, 1956; Я опять перехожу через реку,
Пхеньян, 1958; Расскажи, тайга!, Пхеньян, 1959; Феникс. Сборник пьес,
Пхеньян, 1959.
Лит. на кор. яз.: История корейской литературы, ч. 2, Пхеньян, 1959;
Ли ‚ н, Очерк истории корейского спектакля, "Чосон есуль", 1962, .No
8-12; там же, 1963, 1-8. Г. Ли.
COHOB, Мухарби Курманович [10(23).П. 1916- 1957] -- кабард. сов.
актёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил педагогич. уч-ще, работал
учителем. В 1935 в числе лучших участников художеств. самодеятельности
был направлен в кабард. студию ГИТИСа. С 1940 - актёр кабард. труппы
Кабардино-Балкарского. драм. т-ра им. Шогенцукова. С. обладает сильным
темпераментом, в его иск-ве глубокий драматизм сочетается с сочным
комизмом. Мужественное, героич. начало творчества С. проявилось в ролях
свободолюбивого нар. героя Каншаубия ("Каншаубий и Гоа-шагаг"
Кардангушева), волевого руководителя борьбы за установление Сов. власти
Мурата ("Посланец партии", Шортанова), умного и просвещённого князя
Темрюка ("Навечно" Шортанова), Шванди. Играл остро характерные роли:
предателя Хибиева ("Кана-мат и Касбулат" Гериева), жестокого князя
Карматоко ("Кызбурун" Аксирова), злобного интригана Тику ("Семья Тамаши"
Шхагапсоева). Среди лучших ролей:
Городничий, Егор Булычев; Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Забелин
("Кремлёвские куранты), Окаёмов ("Машенька"), Прозоров ("Палата"
Алёшина). С 1959 выступает как режиссёр. Автор пьесы "Кто честен - тот
силён" (1960) и одноактных пьес. Е. Ж.
СОНЦ, Ада Ефимовна (р. 1895) - евр. и рус. сов. актриса. Засл. деят.
иск-в УССР (1945). Занималась в евр. театр. студии "Культурлига" (1919 -
Киев,. 1921-24 - Москва). В 1925-48 (с перерывами) - актриса Евр. т-ра
(ГОСЕТ) на Украине (т-р работал в Харькове, в 1934 был переведён в
Киев). В 1936- 1937 и с 1950-в труппе рус. Днепропетровского т-ра"
Роли: Эстер ("Пуримшииль" Э. Лойтера по одноим" нар. игре, 1925),
Рива ("Цвей Кунелемлех" Гольдфадена 1926), Хаким-паша ("Шабсай цвий"
Жулавского, 1927), Жарова ("Граница" Бергельсона, 1934), Ирина и Вигда
("Семья Овадис", 1937, "Восстание в гетто" Маркиша, 1947), Васса
Железнова (1950) и др. д Шн.
СОПРАНЙСТЫ - см. Кастраты-певцы.
СОПРАНО (итал. soprano, от sopra-над)-1) Самый высокий певч. голос.
Диапазон:
Необходимое качество С.- хорошо развитый т. н. головной регистр. С.
обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса
мальчиков (т. н. дискантисты). В 16-18 вв. было широко распространено
пение кастратов-певцов т. н. сопрани-стов. Существуют три основные
разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное.
Драматич. С. отличается большой силой звучания на всём диапазоне,
плотным нижним регистром. Бывает также лирико-драматич. С.
Партии: Лиза ("Пиковая дама"), Наташа ("Русалка"), Ярославна; Купава
("Снегурочка"), Настасья ("Чародейка" Чайковского), Леонора ("Фиделио"
Бетховена), Ортруда ("Лоэнгрин"), Турандот (о. п. Пуччини), Аида.
Выдающиеся певицы -Дж. Паста, П. Лукка, М. Каллас, Б. Нильсен, Ф. В.
Литвин, Э. К. Павловская, Н. В. Салина, К. Г. Держинская, Г. П.
Вишневская.
Лирич. С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая
выразительность в кантилене. Для колоратурного С. характерны подвижность
в исполнении фиоритур, пассажей и т. п., прозрачность тембра, лёгкость и
свобода звучания в верхнем регистре, доходящем до фа, иногда до соль 3-й
октавы. Часто встречается лирико-колоратурное С.
Партии: Царица ночи ("Волшебная флейта"), Розина, Джильда, Виолетта,
Лакме, Чио-Чио-сан; Людмила ("Руслан и Людмила"), Антонида, Снегурочка,
Марфа; Волхова ("Садко"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"),
Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др.
Выдающиеся певицы: А. Патти, А. Каталани, А. Галли-Курчи, Л.
Тетраццини, Т. Даль Монте, М. Зембрих, Г. Зонтаг, Ж. Линд, Е. К.
Мравина, Н. И. Забела, А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская,
Д. Я. Панто-фель-Нечецкая. А. Даниэлян, Г. Гаспарян, Г. В. Олейни-ченко
и др.
2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности
нек-рых муз. инструментов.
СОРАНО (Sorano), Даниель (14.XII.1920-18.V. 1962) - франд. актёр.
Окончил Консерваторию драм. иск-ва (Тулуза).. В 1947 участвовал в
организации театр. труппы "Гренье де Тулуз"; играл здесь Ска-пена,
Бьонделло ("Укрощение строптивой"), эпизо-дич. роли - Жандарм
("Макиавелли" Сервина), Приезжий ("Эвридика" Ануя). С 1952 работал в
Нац. нар. т-ре (Париж), где раскрылось дарование С. гл. обр. как
комедийного актёра. С. обращался к традициям нар. театра, ему были
присущи заразительный юмор, жизнеутверждение. Лучшие роли:
Скапен; Маскариль, Арган, Сганарель ("Шалый", "Мнимый больной", "Дон
Жуан" Мольера), Арлекин ("Торжество любви" Мариво), дон Сезар де Базан
("Рюи Блаз" Гюго), Фигаро. С. был режиссёром спектаклей "Шалый" (1955) и
"Мнимый больной" (1957). В 1960 вступил в труппу М. Рено - Ж. Л. Барро,
где создал образ Шейлока. Играл в телевизионных спектаклях роли Отелло,
Макбета, Сирано де Берже-рака. В этих работах проявились новые черты
иск-ва С.- тонкий психологизм, яркий трагедийный темперамент. Снимался в
кино.
СОРВУ Л (Sorbul), Михаил (р. 1886) - рум. драматург. Лит.
деятельность начал как журналист. Дебютировал в 1906 лирич. комедией
"Наши герои". В исто-рич. драме в стихах "Летописцы" (сезон 1918-19,
Нац. т-р, Бухарест) рассказана история господаря Молдовы Иона Лютого,
героя нац.-освободит, движения против тур. захватчиков. В трагикомедиях
"Красная страсть" (1916, Нац. т-р, Бухарест) и "Дезертир" (1917, Нац.
т-р, Яссы) С. вскрывает социальные конфликты рум. общества первых двух
десятилетий 20 в., выступает как антимилитарист. Драматургия С. близка
критич. реализму. Автор пьес: "Дон Кихот Ламанчский" (1925, по
Сервантесу), "Кориолан Секундус" (1929), "Счастье" (1930), "Соколиный
род" (1934, по Садовяну) и др.
СОРИА (Soria), Жорж (р. 1914) - франц. поэт, драматург, журналист.
Лит. деятельность начал в 1936. Драматургия С. остро актуальна. Тема
пьесы "Страх" (1954, "Т-р де пош", Париж) связана с судебным процессом
Ю. и Э. Розенбергов, с проблемой гражданского и морального долга
человека. В пьесе "Гордыня и туча" (1956, т-р "Ноктамбюль", Париж) С.
ставит вопрос о судьбах и задачах науки в капиталистич. обществе, о
моральном облике учёного, осознающего гибельные последствия своей работы
в области ядерной физики. Пьеса "Чужестранка" (1958, "Студия Ели-сейских
полей") поев. борьбе народа Кипра за свое освобождение. История совр.
Ромео и Джульетты,. живущих во франкистской Испании, рассказывается в
пьесе "Противоречивые страсти" (1964, т-р "Ла брюй-ер", Париж). С.автор
мн. статей о театр. иск-ве, в т. ч. о гастролях во Франции Ансамбля нар.
танца СССР под рук. И. А. Моисеева, артистов сов. цирка. Неоднократно
приезжал в СССР.
Соч. в рус. пер.: Страх, М., ВУОАП, 1955; Последний шанс, "Иностр.
лит-ра", 1958, .ј 8; Чужестранка" в сб-: Пьесы современной Франции, М.,
1960.
СОРИН, Григорий Михайлович [р. 1(13).1.1894] - рус. сов. актёр. Нар.
арт. Азерб. ССР (1961). Окончил Театр. уч-ще. Моск. филармонич. об-ва
(1914) и с этого же времени актёр Т-ра Незлобина (1914-23). Работал в
Т-ре Мейерхольда (1923-27), в Моск. т-ре Сатиры (1927-31 и 1937-41), в
т-рах Одессы (1931-36), Горького (1941-46). В 1946-63 - актёр Бакинского
рус. т-ра им. С. Вургуна.
Роли: Вася ("Горячее сердце"), Пётр ("Лес"), Таддо ("Народ"
Луначарского), Перчихин ("Мещане"), Пера Кале-нич ("Госпожа министерша"
Нушича), Шейх Али ("Вагиф" Вургуна), Наджафбек ("Утро Востока"
Мамедханлы), Часовщик ("Кремлёвские куранты"), Мальволио ("Двенадцатая
ночь"), Робинзон("Бесприданница"), Кох ("Последняя остановка" Ремарка).
Г. К.-К.
СОРМА, А.- см. Зорма А.
СОРОКИН, Игорь Дмитриевич (р. 14.VI.1931) - белорус. сов. артист
оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1961). Нар. арт. БССР (1963). Пришёл
в театр из художеств. самодеятельности. В 1952-56 - артист хора Большого
т-ра, 1956-57 - солист Челябинского, 1958-60 - Одесского, 1960-62 -
Новосибирского, с 1962 - Белорусского т-ров оперы и балета. С 1959 часто
гастролировал за границей, в Вене, Бухаресте, Стокгольме, Париже,
Будапеште, Варшаве, Анкаре, Стамбуле, Копенгагене, Берлине, Улан-Баторе
и др. городах. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов (1959, Вена).
Партии: Елецкий, Грязной, Князь Игорь, Демон, Томский ("Пиковая
дама"), Эскамильо, Риголетто; Яго, Амона-сро. Граф ди Луна ("Отелло",
"Аида", "Трубадур" Верди), Валентин ("Фауст"), Скарпиа ("Тоска"), Степан
("Ясный рассвет" Туренкова). С. и И. Hue.
СОРОКИНА, Мария Сергеевна [24.11(9.111). 1911-21.XII.1948] - рус.
сов. артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1923 поступила в
Хореографич. техникум при Большом т-ре, в 1925-29 училась в
Эстрадно-хореографич. техникуме им. Луначарского (при ГОМЭЦ), по
окончании к-рого была принята в "Драмбалет" под рук. Н. С. Греминой. В
1932 перешла в Художеств. балет, организованный В. В. Кри-гер (позднее
слился с Муз. т-ром, рук. В. И. Неми-ровичем-Данченко). С. обладала
большим драматич. талантом, редкой артистичностью, сценич. обаянием. С
успехом исполняла трагич., лирич. и комич. партии.
Партии: Тао Хоа; Медора ("Корсар" Адана и Пуни), Зарема; Солоха
("Ночь перед рождеством" Асафьева), Лола (о. п. Василенко; Гос. пр.,
1946), Гюльнара ("Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова; Гос. пр. СССР,
1946), Коломбина ("Карнавал") и др. Выступала также в танц. номерах в