<< Пред. стр. 723 (из 913) След. >>
присягу царю при призыве на военную службу был арестован и сослан вкрепость Кушку. После освобождения С., по поручению Л. Н. Толстого,
организовал в 1898 переселение в Канаду духоборов, подвергавшихся
преследованиям в царской России. Вернувшись в 1900 из Канады, принимал
участие в работе подпольной типографии. В 1902 был арестован, а затем
выслан. В 1900-01 через Горького и А. П. Чехова сблизился с
Художественным т-ром. В 1905 начал режиссёрскую деятельность. Участвовал
в пост. спектаклей МХТ: "Драма жизни" Гамсуна (1907), "Жизнь человека"
Андреева (1907), "Синяя птица" Метерлинка (1908), "Гамлет" (1911). Совм.
с Е. Б. Вахтанговым осуществил пост. "Синей птицы" в парижском Т-ре
Режан (по мизансценам МХТ). Принимал активное участие в "капустниках"
МХТ и в спектаклях т-ра "Летучая мышь". С. был ближайшим помощником
Станиславского в преподавании и популяризации рождавшейся "системы" (см.
Станиславского система). "Сулер,- писал Станиславский,- принес с собой в
театр огромный багаж свежего, живого духовного материала, прямо от
земли.... Он принес девственно-чистое отношение к искусству, при полном
неведении его старых, изношенных и захватанных актерских приемов
ремесла..." (Собр. соч., т. 5, 1958, с. 535). Последний период жизни С.
связан с 1-й Студией МХТ, одним из организаторов и руководителем к-рой
он был. Иск-во для С. было способом постановки общественно-этич.
вопросов. Этич. и художеств. принципы С. проявились в ранней
деятельности Студии ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913, "Сверчок на
печи" по Диккенсу, 1914, "Потоп" Бергера, 1915, и др.).Во взглядах С.
демократизм и революц. протест сочетались с "социальным идеализмом"
(Горький). Всесторонне одарённый человек, С. отличался безупречным
художеств. вкусом, музыкальностью.
Соч.: Отрывки из дневника, "Вестник театра", 1919, ј 6 и 7; Из
переписки с К. С. Станиславским и М. Горьким ("Художественному театру"),
в кн.; Ежегодник МХАТ 1944г., т. 1, М., 1946.
Лит.: Г о р ь к и и М., Л. А. Сулержицкий, в его кн.: Литературные
портреты, М., 1963; Станиславский К.С., Сулер. Воспоминания о друге.
Собр. соч., т. 5, М., 1958, с. 532-38; Марков П. А., Первая студия.
Сулержицкий-Вахтангов-Чехов. 1913-1922, в кн.: Московский Художественный
театр Второй, М., 1925, с. 67-177. 3. Вл.
СУЛТАНОВ, Аджар Абас оглы (1909-1.11.1962)- азерб. сов. актёр. Нар.
арт. Азерб. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Сценич.
деятельность начал в 1926 в Бакинском тюркском рабочем т-ре. В 1933-37 -
актёр Кировабадского т-ра, в 1939- 1962 - Т-ра им. М. Азизбекова.
Сценич. герои С. были исполнены нар. мудрости, отличались ясностью
мышления, душевной чистотой, бытовой конкретностью.
Роли: Луконин ("Парень из нашего города"), Ларин ("Бухта Ильича"
Меджнунбекова), Константинов ("Грозовой год" Каплера и Златогоровой),
Незнамов и др. /. Кае,
СУЛТАНОВ, Зайни Гобайдуллович (1892-5.V.* 1952) - тат. сов. актёр.
Нар. арт. Тат. АССР (1939). Засл. арт. РСФСР (1940). Сценич.
деятельность начал в Астрахани в 1910. В 1913 вошёл в труппу "Сайяр".
Играл роли Нила ("Мещане"), Кречинского. В 1919 по инициативе С. в
Астрахани была открыта тат. драм. студия, в к-рой он вёл педагогич.
деятельность. В 1920 С. организует татарскую драм. студию в г. Самаре. С
1922 - артист и режиссёр Т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им.
Камала).
Роли: Хаджи Юнус ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала), Городничий;
Мисбах ("Без ветрил" Тинчурина, 1927), Берсенев ("Разлом", 1928), Захар
Бардин ("Враги", 1936).
Перевёл на тат. яз. произв. Гоголя, Островского, Су-хово-Кобылина,
Горького, Шекспира, Лопе де Ве-га, Шиллера, Бомарше и др.
Лит.: Рахманкулов Ш., 3. Солтанов, Казан, 1957. X. К.
СУЛТАНОВ, Иззат Атаханович (р. 29.XI.1910)- узб. сов. литературовед и
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил Ташкентский
педагогич. ин-т им. Низами (1937). К драматургии обратился в 1940;
написал пьесу о деятельности М. В. Фрунзе в Туркестане, о дружбе узб. и
рус. народов "Полёт орла" (1942, Ттр им. Хамзы). В 1941 (совм. с
Уйгуном) написал историч. драму "Алишер Навои" (1945, там же, 1948), в
1960 - пьесу о совр. узб. интеллигенции "Люди с верой" (там же). С.автор
историч. драмы "Неизвестный" (1963, там же), либретто оперы "Сердце
поэта" (1962, Т-р оперы и балета им. Навои, композитор М. Ашрафи).
Для драматургии С. характерно обращение к важным этапам жизни узб.
народа, героич. тональность, определённость положительных характеров,
сочетание традиций нац. литературы с опытом рус. драматургии.
Соч.: Алишер Навои, в сб.: Узбекская советская драматургия, М., 1951;
Свет России, "Звезда Востока", 1959, .Ns 9; Пьесалар..., Тошкент, 1959.
Я. Ф.
СУЛТАНОВА, Ташхон (р. 7.1.1909) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб.
ССР (1955). После окончания студии при Узб. доме просвещения в Москве
(1927) стала актрисой Т-ра им. Хамзы. Сочная, бытовая актриса, С.
использует в своих сценич. образах яркие краски нар. юмора. Её сценич.
образы отмечены нац. своеобразием.
Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ" Гольдони, 1928), Рахима-хола
("Бай и батрак" Хамзы, 1948); Анна Андреевна ("Ревизор", 1935), Фатима
("Рассказ о Турции" Хикмета, 1953), Рузван ("Сердечные тайны" Рахманова,
1953), Рахиля ("Больные зубы" Каххара, 1954), Хасият ("Хурриат" Уйгуна,
1958), Хамробиби ("Шёлковое сюзане" Каххара, 1958), Гав-харшодбегим
("Улугбек" Шейхзаде, 1961) и др. Лит.: Театр им. Хамзы, Ташкент, 1957,
с. 138.
СУЛТАНОВА, Тоджинисо (р. 1918) - тадж. сов. актриса. Нар. арт. Тадж.
ССР (1943). Участвовала в спектаклях художеств. самодеятельности. С 1933
- актриса Ленинабадского муз.-драм. т-ра. Лирич., эмоциональная актриса,
С. обладает вокальными данными, пластичностью. Её сценич. героини
сочетают стойкость характера с женственной мягкостью, обаянием.
Роли: Гульсара (о. п. Яшена и Мухаммедова, 1938), Са-навбар (о. п.
Джалила, 1939), Ширин ("Фархад и Ширин" Яшена, 1945), Катерина ("Гроза",
1947), Мехменэ Бану ("Легенда о любви" Хикмета, 1954), Оккиз ("Равшан и
Зулху-мор" Яшена, 1959) и др. Н. Н.
СУЛЬЕ (Soulie), Мелькиор Фредерик (24.XII. 1800-23.IX.1847) - франц.
писатель, драматург. Участник революции 1830, один из наиболее
плодовитых и популярных авторов романтич. социальных мелодрам на совр. и
историч. сюжеты. Написал (в нек-рых случаях с соавторами) ок. 20 пьес, в
к-рых получили выражение его республиканские, демокра-тич. взгляды.
Положит. герой произв. С.-обличитель пороков совр. ему общества, нередко
- защитник достоинства плебея: поэт в "Семействе Люзиньи" (1831, "Комеди
Франсез"), ремесленник, не знающий о своём аристократическом
происхождении, в пьесе "Рабочий" (т-р "Амбигю комик", 1840). Большим
успехом пользовались пьесы С. "Клотильда" (1832, "Комеди Франсез", с
участием актрисы Марс), "Изгнанник" (т-р "Ренессанс", 1839, с участием
М. Дорваль), "Хутор" (1846, "Амбигю комик"). В пьесах С. преобладают
резкие конфликты, запутанная интрига, непредвиденная, часто
компромиссная развязка.
С о ч.: Clotilde, P., 1832 (совм. с А. Боссанж); La famille de
Lusigny, P., 1832; L'ouvrier, P., 1834; La close-rie de genets. P.,
1846.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Champion
M., Pr. Soulie, sa vie et ses ouvrages, P., 1847; M a г с h H., Fr.
Soulie. Novelist and dra-matist of the romantic period, New Haven, 1931.
H. Шр.
СУ МАК (Sumac), Има (наст. имя и фам.- Импера-трис Ч а в а р р и; р.
10.IX.1928) - перуанская певица. Дочь индианки и испанца. Талант С. был
открыт композитором М. Виванко (в дальнейшем муж, импресарио и
аккомпаниатор С.). С 1943 С.- солистка Ансамбля индейской песни в Лиме.
В 1945-53 гастролировала в странах Америки. С 1954 живёт в Калифорнии
(США). Выступала во мн. странах Европы и Азии (в СССР в 1960). Основу
репертуара С. составляют нар. песни инков, индейского племени кечуа (в
обработке М. Виванко). Исполняет также негритянские, боливийские песни,
классич. романсы. В оперном репертуаре С.: Лакме, Тоска, Чио-Чио-сан и
др. С. обладает уникальным голосом, диапазон к-рого - от д о малой до д
о 4-й октавы (в песнях, требующих подражания шумам природы, голосам птиц
и зверей, использует большую октаву). Обладает редчайшей способностью
путём резкой смены регистров варьировать тип голоса, управлять
тембровыми красками. Певица может исполнять партии баритона, контральто,
меццо-сопрано, драматич. и колоратурного сопрано.
Лит.: Р о х а с А., Рассказ о Имме Сумак и ее родине, [пер. с исп. ],
"Смена", 1956, .ј 19; Рудаков Е., Загадки необычных голосов, "Знание -
сила", 1961, .ј 1; Т и м о-х и н В., Има Сумак, "Муз. жизнь", 1960, ј
20. А. Ив.
СУМАРОКОВ, Александр Петрович [23.Х1(4.ХП). 1717-1(12).X.1777] - рус.
драматург, поэт, театр. деятель. Основоположник рус. классицистской
драматургии. Род. в знатной, но обедневшей дворянской семье. Окончив в
1740 Шляхетный корпус в Петербурге, остался здесь преподавателем. Круг
интересов у С. был чрезвычайно широк; он писал труды по истории,
философии, политич. экономии, филологии. В 1759 издавал журнал
"Трудолюбивая пчела", выражавший оппозиционное отношение ко двору
Елизаветы.
С.- один из организаторов и первый директор созданного в 1756 рус.
проф. постоянного публичного т-ра, на сцене к-рого ставились пьесы С.
Первую трагедию "Хорев" С. написал и пост. с учениками Шляхет-ного
корпуса в 1747. Спектакль имел огромный успех благодаря теме (долг
подданного перед государством), сюжету (обращение к рус. истории -
действие происходит в Киевской Руси) и форме (звучные стихи). Затем С.
создал трагедии: "Гамлет" (1748, переработка трагедии Шекспира), "Синав
и Тру-вор" (1750), "Димитрий Самозванец" (1771) и др., а также комедии:
"Тресотиниус" (1750), "Приданое обманом" (1756), "Опекун" (1765),
"Рогоносец по воображению" (1772), "Вздор-щица" (1772) и др. Всего С.
написал 9 трагедий, 12 комедий, дЕа оперных либретто ("Цефал и Прокрис"
и "Альцеста"), пролог "Новые лавры", либретто балета "Прибежище
Добродетели".
На протяжении всей жизни С. отстаивал принципы классицизма.
Выразитель идеологии просвещённого дворянства, С. считал, что дворянство
самой природой поставлено у руководства гос-вом, тогда как крестьянин
природой создан для труда. С. было чуждо суждение сентименталистов о
равенстве людей. Но признавая за дворянами большие права и считая
естественным существование крепостного права, С. утверждал в то же
время, что дворяне должны быть образцовыми гражданами и приносить в
случае необходимости в жертву гос-ву свою жизнь; выступал против
невежества, тирании, жестокости, вероломства и других пороков. Сторонник
просвещённого абсолютизма, С. считал, что царь, как первый дворянин,
должен быть образцом для всего дворянства. В трагедии "Хорев" влюблённые
друг в друга Хорев и пленённая дочь князя Завлоха-Оснельда жертвуют
своей жизнью ради долга. В то же время в творчестве С. сильны
тираноборческие мотивы; князья Кий и Завлох, действуя как тираны,
причиняют близким им людям огромное зло, тираном изображён в "Гамлете"
король Клавдий. С. сочувствует добродетельному Гамлету, к-рый (в
трагедии С.) поднимает войска и свергает тирана. С особой силой
тираноборч. тема звучит в "Димитрии Самозванце".
Комедии С. написаны на совр. темы. Пользуясь сюжетами Мольера, С.
совмещал в характерах бытовое правдоподобие с гротесковой
заострённостью, буф-фонностыо. Первые комедии С.- "Тресотиниус",
"Чудовищи", "Пустая ссора"- почти лишены конкретных признаков
современности, но последующие комедии - "Приданое обманом", "Опекун",
"Лихоимец", "Три брата совместника" и особенно "Вздорщица" и "Рогоносец
по воображению" - приобретают характерные и бытовые черты совр. С.
эпохи.
Исходя из поэтики классицизма, С. строил свои произв.
рационалистически. В его пьесах ярко выражена тенденция, мало действия,
характеры односторонни, конфликты разрешаются в прямых столкновениях
разл. точек зрения. Это придаёт пьесам С. публицистичность и в то же
время торжественность, известную напыщенность. С. строго соблюдал
единство времени, места и действия.
В пьесах С., определявших становление рус. проф. т-ра, играли Ф. Г.
Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский и др. Возглавляя российский
т-р, С. активно утверждал в нём отечеств, репертуар, заботился о
привлечении новых актёров, их совершенствовании. Однако классицистская
направленность т-ра мешала его демократизации; т-р плохо посещался и
испытывал материальные затруднения. В то же время постоянное стремление
С. обращаться со сцены с назиданием к высшему дворянству и царице
вызывало раздражение при дворе. В 1761 С. был освобождён от поста
директора.
Соч.: Полн. собр. всех сочинений в стихах и прозе, ч. 1- 10, 2
изд.,М., 1781-1787; Избр. произведения, М., 1957.
Лит.: Верков П. Н., А. П. Сумароков. 1717-1777, Л.-М., 1949; Ф. Г.
Волков и русский театр его времени. Сб. мат-лов, М., 1953; Белинский В.
Г., Очерки жизни и избранные соч. А. П. Сумарокова, в его кн.:
Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 461-68; 513-18;
А с е е в Б. Н., Русский драматический театр XVII- XVIII веков, М.,
1958;
Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII
века, М., 1960. Ю. Д.
СУМБАТАШВЙЛИ, Иосиф Георгиевич (р. 10. XI. 1915) -сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Окончил Академию художеств
в Тбилиси. Учился у Д. Ка-кабадзе и В. Сидамон-Эри-стави. Деятельность в
т-ре начал в 1940 ("Беспочвенные" Шаликашвили, Горий-ский т-р). С
1948-гл. художник Т-ра им. Марджанишвили (Тбилиси). Оформлял также
спектакли в др. т-рах. Много работал в т-рах Москвы. С 1962 - гл.
художник Центр, т-ра Сов. Армии (Москва).
Оформил спектакли: "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Очаг Харатели"
Мревлишви-ли (1949), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1951), "Георгий
Саакадзе" Чхеидзе (1953), "Ричард III" (1957);
"Медея" Софокла (1960) - все в Т-ре им. Марджанишвили;
"Оптимистическая трагедия" (1958, Т-р им. Руставели), "Король Лир"
(1958, Сев.-Осетинский т-р); "Даиси" 3. Палиашвили (1957, Т-р оперы и
балета им. Палиашвили), "Иркутская история" Арбузова (1959, Т-р им.
Вахтангова), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963, Муз. т-р им.
Станиславского и Неми-ровича-Данченко), "Под одной из крыш" Аграненко
(1962), "Яков Богомолов" Горького (1962), "Солдат и Ева" Борисовой
(1964) - в Центр, т-ре Сов. Армии. Гос.пр. СССР, 1952.
Преподавал в тбилисской Академии художеств (1946-48, 1954-56)- АН.
Л/.
СУМБАТОВ-ЮЖИН, Александр Иванович - см. Южин А. И.
"СУМЕРКИ БОГбВ" - см. "Гибель богов".
СУНДУКЯН, Габриел Мкртичевич [29.VI(11.VII). 1825,
Тифлис,-16(29).III.1912, там же] - арм. драматург. Основоположник нац.
реалистич. драматургии. В 1846 С. поступил на историко-филологич. ф-т
Пе-терб. ун-та. Глубокое знакомство с передовой рус. культурой,
посещение спектаклей с участием Щепкина и Мартынова во многом определили
формирование эстетич. взглядов будущего драматурга. Окончив ун-т и
получив степень кандидата восточных языков, С. в 1850 вернулся в Тифлис
и поступил на службу в канцелярию наместника Кавказа на должность
переводчика. Но за передовые взгляды его вскоре уволили со службы и
сослали в г. Дербент. Вернувшись в Тифлис через пять лет (1858), С.
посвятил себя драматургии, развитию нац. арм. т-ра. Его первая комедия
"Ночное чиханье - к добру" (1863) имела успех, и С. создал одну за
другой новые пьесы, получившие большое значение в становлении молодого
т-ра. Глубоко понимая социальные противоречия совр. ему общества, С.
выступил против историч. классицис-тич. трагедии и развлекательных
водевилей, далёких (c)т совр. жизни. Драматургия С., реалистически
отображающая совр. жизнь, отвечала требованиям революц. демократич.
интеллигенции, требованиям М. Налбандяна, призывавшего к созданию арм.
реалистич. драматургии. В 1866 появилась комедия С. "Хатабала"
("Переполох"), знаменовавшая собой первую победу реализма в арм.
драматургии и т-ре. Через три года С. написал пьесу "Ещё одна жертва", а
в 1870-"Пэпо", пьесу, принесшую ему мировую славу. В 1873 на арм. сцене
был пост. "Разорённый очаг". С. написал также пьесы: "Супруги" (1890),
"Банный узел" (1907), "Любовь и свобода" (1909), "Завещание" (1912).
В творчестве С. отражён процесс перехода от феодально -
патриархального уклада к буржуазному. Драматург выступает в защиту
свободы человеч. чувств в мире социального угнетения (образы Ана-ни и
Микаела в пьесе "Ещё одна жертва"), развенчивает власть денег (образы
буржуа Замбаховав "Хатабале", Зимзимова в "Пэпо"), страстно защищает
идею социального равноправия. С большим художественным мастерством и
сочувствием рисует драматург трудового человека, протестующего против
социального неравенства (Пэпо).
С. призывал к демократизации т-ра, усилению его просветительной,
воспитательной миссии. Утверждая своим творчеством принципы критич.
реализма, общественно-обличительное направление в арм. т-ре, С. создал
драматургию, глубокую по содержанию и богатую, разнообразную по форме.
Пьесы С., в большинстве своём комедии, отличаются стройной композицией,
ярким нар. юмором, достоверным изображением нравов старого Тифлиса,
Персонажи пьес С., как главные, так и эпизодические, ярко индивидуальны,
наделены сочной характерностью. Непревзойдённый мастер художеств. слова,
С. строит блестящий, лёгкий сценич. диалог. Множество фраз из его пьес
вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями. Драматургия С. явилась
школой для арм. актёров. Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а
впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян, Г. Габриелян и мн. др.
выросли на драматургии С. Комедии его сохраняются в репертуаре сов.
т-ра. Ведущий арм. драм т-р (Ереван) носит имя С.
Большинство комедий С. вначале переводилось и ставилось на груз.
сцене. Впоследствии пьесы его были переведены на азерб., укр., рус."
нем. и франц. яз. С. часто выступал (особенно в 60-80-х гг.) как
постановщик своих пьес. Он был одним из активных строителей нового арм.
т-ра в 60-е гг., в 1879-82 входил в состав руководителей Тифлисского
армянского т-ра.
С о ч.: на арм. языке- Полн. собр. соч., т. 1-4, Ер., 1951-61; в рус.
пер.-Пьесы, М.-Л., 1949; Избранное, М., 1953.
Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян, Ер., 1956. Р. 3.
СУ НИ, Вальтер Эмильевич (р. 17.XII.1909) - карел. сов. актёр и
режиссёр. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
1952. Депутат Верх. Совета Карел. АССР. С 1932-актёр фин. драм. т-ра в
Ленинграде, с 1940 - фин. т-ра в Петрозаводске. Режиссёрской
деятельностью начал заниматься с 1945. В фин. т-ре пост. спектакли:
"Ветер с юга" Грина (Гос. пр. СССР, 1950), "Любовь Яровая" (1952);
"Сын рыбака" Лациса (1954), "На сплавной реке" Паккала (1946), "Все
остаётся людям" Алёшина (1961), "Новые друзья" Викстрема (1950),
"Хозяйка леса" Бабич и Палечек (1959), "Семеро братьев" Киви (1948),
"Бессмертные звёзды" Иванова и Гракова (1958), "Второе поколение"
Корнева (1960). Пост. ряд пьес карел, и фин. драматургов. Для
реа-листич. творчества С. характерно внимание к психоло-гич. разработке
характеров сценич. героев. Перевёл на фин. яз. пьесу "Любовь Яровая" и
др. С. Кол.
СУННЕ, Аугуст [23.VI (5.VII).1891-7.1.1941] -эст. актёр, режиссёр. С
1909 выступал в любит, драм. кружках. В 1912 начал проф. сценич.
деятельность. Работалвт-ре"Ванемуйне"(Тарту, 1912-16,1925-27, 1930-34),
в Таллинском драм. т-ре (1916-24), в Передвижном т-ре (1927-28), т-ре