<< Пред.           стр. 725 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 композитор, создатель совр. словац. нац. оперы. Автор опер "Водоворот"
 ("Крутнява", 1949, Нац. т-р, Братислава) и "Король Сватоплук" (1960, там
 же, на основе музыки С. к драме И. Стодоля, 1936). Оперы С. пост. за
 рубежом, в т. ч. в СССР ("Водоворот жизни", 1961, Московский музыкальный
 т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко; "Сватоплук", 1962,
 Саратовский т-р оперы и балета им. Чернышевского, и др.). Они отмечены
 глубоким знанием нар. муз. творчества, яркой эмоциональностью,
 сочетающейся с совр. композиторской техникой. С.- автор симф., хоровых и
 др. произв. С 1933 ведёт педагогич. деятельность в Братиславе (до 1939 -
 в консерватории, в 1939-48 - проф. ун-та). Гос. пр. (1951, 1954).
  Лит.: Заварский Э., Творчество Эугена Сухоня. "Сов. музыка", 1958, .ј
 10; Вайда И., Народный художник, там же, 1965, .N" 5; Z a v а г s k у
 Е., Е. Suchou, Bratislava, 1955; Kresanek J., Narodny umelec Е. Su-chon,
 Bratislava. 1961. Я. Дубр.
  СУЦАС (SOUTW), Панделис (1818-75) - греч. актёр. В 1857 выступал в
 т-рах Афин. В 1862 возглавил одну из первых постоянных новогреч. трупп.
 Первый исполнитель на греч. сцене ролей Гамлета, Отелло, Макбета; Брута
 ("Юлий Цезарь"). С успехом выступал в комедиях Мольера (Журден, Тартюф и
 др.), к-рые ставил в собственных вольных переводах (приближая к совр.
 греч. нравам). Выступал в пьесах совр. греч. драматургов-Д. Вернардакиса
 (Полифонт - "Меропа"), А. Влахоса и др. С. был первым греч. актёром,
 стремившимся заложить основы нац. актёрской школы, игра его была
 сдержанна, естественна. Будучи руководителем труппы, воспитывал в
 актёрах ответственное, взыскательное отношение
  СУШКЕВИЧ, Борис Михайлович (7.II.1887- 10.VII.1946)-рус. сов.
 режиссёр, актёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1944). Учился на историч.
 ф-те Моск. ун-та. Участвовал в студенческих любит, спектаклях, где
 впервые встретился с Е. Б. Вахтанговым ("Дачники", 1906; Сушкевич -
 Суслов, Вахтангов - Влас). В 1908-12 - сотрудник, а затем актёр МХТ -
 играл роль следователя в "Братьях Карамазовых" по Достоевскому (1910).
 С.- один из инициаторов создания 1-й Студии МХТ (1912), ученик и
 соратник К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого и Вахтангова. В
 1912-33- член правления (дирекции) 1-й Студии, с 1924 - МХАТа 2-го.
 Осуществил здесь постановку спектаклей: "Сверчок на печи" Диккенса
 (инсц. С., 1914), "Двенадцатая ночь" (1917, рук. пост. Станиславский),
 "Эрик Х1У"Стриндберга (1921, совм. с Вахтанговым), "Расточитель" по
 Лескову (1924), "Дело" Сухово-Кобылина (1927), "Закат" Бабеля (1928),
  "Человек, который смеётся" по Гюго (1929), "Светите нам, звёзды"
 Микитенко (1930), "Пётр I" А. Толстого (1930- 1-я ред.), "Тень
 освободителя" по Салтыкову-Щедрину (1931) и др. Выступал также как
 актёр: Чтец от автора ("Сверчок на печи"), Стрэт-тон ("Потоп" Бергера,
 1915), Мортенсгор ("Росмерсхольм" Ибсена, 1918), Персон ("Эрик XIV") и
 др.
  В 1933-36 С.- худ. рук. Ленингр. гос. акад. т-ра драмы, где пост.:
 "Враги" (1933); "Борис Годунов" Пушкина (1934), "Столпы общества" Ибсена
 (1934), "Платон Кречет" (1935), "Ревизор" (1936); "Пётр I" А. Толстого
 (1935, 1938-2-я и 3-я ред.) и др. В 1937- 1946 возглавлял Ленингр. Новый
 т-р, где пост. спектакли (выступал в нек-рых из них и как актёр): "Дети
 Ванюшина" Найдёнова (1937), "Беспокойная старость" (1937), "Скупой"
 Мольера (1938), "Половчанские сады" Леонова (1939), "Фельдмаршал
 Кутузов" Соловьёва (1941, С.- Кутузов), "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа
 (1941, С.- Мамлок), "Русские люди", "Фронт" (оба 1942) и др. Большой
 творческой удачей С. была пост. спектакля "Перед заходом солнца"
 Гауптмана (1940), в к-ром он создал глубокий, вдохновенный образ
 Маттиаса Клаузена.
  В лучших спектаклях и актёрских работах С. поднимал серьёзные
 нравственные и социальные проблемы, развивал систему Станиславского,
 искал новые средства и приёмы театр. выразительности. Стремился к
 созданию единого по творч. принципам коллектива. Был чутким воспитателем
 молодых актёров. В 1933- 1941 С.-профессор, с 1936 - директор Ленингр.
 гос. театр. ин-та.
  С о ч.: Семь моментов работы над ролью. Л., 1933;
  Молодёжь в театре, "Рабочий и театр", 1937, ј 11; Основные моменты
 воспитания актёра, в кн.: Записки Ленингр. театр. ин-та, Л.-М., 1941.
  Лит.: Костелянеп Б., Трагедия Клаузена, "Ленинград", 1940, .ј 23-24.
 Эд. К.
  "СХАУБУРГ", "Амстердамский городской театр" (Schouwburg, Amsterdamse
 Stads-schouwburg),- первый постоянный театр Нидерлан-дов. Создан на
 основе "Нидерландской академии" (см. С. Костер). Здание т-ра на 1450
 мест было построено арх. Я. Кампеном. Открылся 3 янв. 1638 пост.
 трагедии "Гейсбрехт ван Амстел" Вондела (этим спектаклем по традиции
 открывается в т-ре очередной сезон). В 17 в. на сцене т-ра были пост.
 все трагедии Вондела, пьесы П. Хофта, Г. Роденбурга, Г. Бредеро,
 переделки исп. и англ. пьес и др. Все роли исполнялись мужчинами (первая
 женщина-актриса А. Ноземан дебютировала в 1665). В 18 в. в "С." шли
 трагедии Ж. Ра-сина, П. Корнеля, Вольтера, комедии Мольера, мещанские
 драмы А. Коцебу и А. Иффланда, из отечеств. авторов-комедии П. Л
 ангендейка ("Дон Кихот на свадьбе у Камачо", "Крелис Лауэн" и др.). На
 сцене т-ра выступали известные голл. актёры И. Дейм, Я. Пюнт, Л. С ну к,
 У. Бингли, М. Корвер, иностр. гастролёры - Ф. Ж. Тальма и др. С
 открытием постоянных т-ров в Гааге (1766) и Роттердаме (1773) значение
 С." ослабевает. Оживление в деятельности т-ра наступает в 1811-20, когда
 т-р возглавляли А. Снук, Т. Майофски и И. Зисенис-Ваттир. В 1836-66 (с
 перерывами) на сцене т-ра выступала популярная актриса М. Клейне. В это
 время ставились романтич. драмы X. Схиммела,Ф. Шиллера, Лебрёна, Э.
 Легуве, мелодрамы Г. Пиксерекура и др. Т-р дважды горел (в 1772 и 1890);
 совр. здание построено в 1894. До 1795 т-р управлялся Советом
 попечителей, затем перешёл в ведение муниципалитета. С конца 19 в. т-р
 арендуют разл. труппы и сценич. объединения, в т. ч. "Нидерландская
 сцена" (1875-1932), "Нидерландское сценич. объединение" (1932--38),
 "Амстердамское театр. об-во" (1946-53). Наряду с классич. драматургией
 (Вондел, Лангендейк, Шекспир, Мольер, Корнель, Чехов, Горький) ставятся
 произв. Г. Хейерманса, М. Деккера, Я. Хартога, А. Дефресне, А.
 Стриндберга, П. Клоделя, Ж. Жироду и др. В 20 в. в "С." работали актёры
 и режиссёры В. Ройярдс, Э. Феркаде, Я. Мюс, А. Дефресне., А. Далсюм, Л.
 Салборн, Б. Ройярдсидр.
  Лит.: H e l l w a I d F. H. von, Geschichte des hollandi-schen
 Theaters, Rotterdam, 1874. Вл. О,
  СХИММЕЛ (Schimmel), Хендрик Ян (30.VI.1823-* 14.XI.1906) -
 голландский поэт, романист и драматург. Был торговым служащим. С 1879
 посвятил себя целиком лит. деятельности. Видный представитель голл.
 романтизма. Автор стихов, историч. романов и пьес. Как драматург начал с
 подражания Шиллеру (вольная обработка "Марии Стюарт"), вскоре обратился
 к драме в стихах, "соединяющей поэзию с историей". Среди историч. драм
 С.: "Двое Тю-доров" (1847), "Ян Ваутерс" (1847), "Оранские и Нидерланды"
 (1849), "Наполеон Бонапарт" (1851), "Падение Директории" (1854); "Дитя
 государства" (1859)- о юности Вильгельма Оранского, и др. Патриотич.
 сюжеты нек-рых драм взяты С. изсобств. романов, в ранних произв.
 сказывается влияние Гюго. Наиболее известна историч. драма "Струэнзе"
 (1868) - о просвещённом дат. министре 18 в., в к-рой впервые в голл.
 лит-ре выдвигается идеал гармонич. обществ. устройства. С. писал и в
 жанре мещанской драмы:
  "Преступление и наказание" (1852), "Юфрау Бос" (1878) и др. Лучшие
 произв. С. отличаются правдивостью характеристик, живостью и
 естественностью драм. развития. С. не боится идти против установившихся
 вкусов, однако не всегда избегает мелодраматизма ("Преступление и
 наказание"), запутанности интриги ("Юфрау Серклас", 1857), излишне
 вольного обращения с историей ("Волшебный кот", 1879, по его же роману
 "Миледи Карлейль" из времён Карла I). Пьесы "Струэнзе", "Дитя
 государства" и нек-рые др. идут и на совр. голл. сцене. С. способствовал
 организации "Театрального союза" голландских писателей (1869), первого
 сценич. объединения "Нидерландская сцена" (1875) и первой школы актёров
 в Амстердаме.
  С о ч.: Volledige romantische werken, dl l-17. Schiedam, 1847-87;
 Dramatische werken, dl l-3. Amst.. 1884-85.
  Лит.: Robbers H., H. J. Schimmel, Haarlem, 1907;
  Hunningher B., Het dramatische werk van Schimmel in verband met het
 Amsterdamsche tooneelleven in de 19-de eeuw, Amst., 1931. Вл. o.
  СЦЕНА - l) Площадка, на к-рой происходит театр. представление (см.
 ниже). 2) Отдельная часть действия, акта, пьесы, спектакля. 3) В широком
 смысле- то же, что театр.
  СЦЕНА (лат. scaena, от греч. ДХТ]УТ]) - площадка, на к-рой происходит
 театр. представление. С. является одной из осн. частей театр. здания.
 Совр. тип С. сложился в результате длит. эволюции, связанной с общим
 развитием театр. иск-ва и принципов деко-рац. оформления спектакля (см.
 Декорационное искусство). Начальным видом европ. С. является орхестра
 др.-греч. т-ра - круглая (реже - полукруглая) площадка, находившаяся
 между местами для зрителей и скеной. Во время представлений на орхестре
 помещался хор; в 5-4 вв. до н. э. тут же играли и актёры. В эпоху
 эллинизма местом для игры актёров стал проске-ний - площадка, образуемая
 высокой (до 3,5 м) декоративной пристройкой перед скеной (т-р в Эпидавре
 и др.). В римском т-ре сценич. площадкой служил просцениум (высота
 приблизительно 1,5 м), располагавшийся по линии диаметра орхестры (т-р
 Марцелла в Риме и др.).
  В ср. века нар. бродячие актёры (жонглёры, шпильманы, скоморохи)
 давали свои представления под открытым небом, на деревенских и городских
 площадях, не пользуясь специально построенной С. Появление сценич.
 площадок различных типов связано в этот период с расцветом религ. жанров
 (мистерия, миракль, моралите). Для постановочно сложных мистериальных
 спектаклей устраивались разл. подмостки: пэджент - передвижная С. типа
 двухэтажной повозки (количество пэджентов в представлении
 соответствовало числу эпизодов мистерии); прямоугольный помост с
 системой декорационных установок (беседок), расположенных рядом одна с
 другой, фронтально к зрителю; кольцеобразный, возвышающийся на сваях
 помост с несколькими местами действия в виде отдельных кабин, и др.
 Средневековая С. имела симультанное устройство (см. Симулътанная
 декорация), при к-ром действие происходило одновременно в нескольких
 пунктах. Для выступления актёров нар. бродячих трупп на площадях
 устанавливались временные подмостки. Иногда помост отсутствовал,
 декорации располагались непосредственно на площади.
  В Англии 16 в. представления устраивались во дворах гостиниц,
 окружённых внутр. галереями; они разыгрывались на помосте, к-рый
 пристраивали к галерее, расположенной против ворот. К концу 1-й четверти
 17 в. в англ. публичных т-рах сложился тип т. н. шекспировской С.
 Помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители
 партера смотрели спектакль стоя), выступал прямоугольником от задней
 галереи. Две колонны, поддерживающие крышу, разделяли помост на главную
 и среднюю С., за которыми имелась внутр. С.; над ней во 2-м ярусе
 галереи помещалась верхняя С. (напр., т-р "Лебедь", 1596).
  Другой тип сценич. площадки, близкий совр. С., возник в эпоху
 Возрождения в Италии (нач. 16 в.), где применение перспективы привело к
 созданию глубинного перспективного планшета С., на к-ром были выстроены
 перспективные декорации (т-р в Ферраре, 1508). В 1539 в Виченце
 архитектор С. Серлио построил временное театр. здание, в архитектурной
 композиции к-рого объединялись традиции античного т-ра (амфитеатр и
 просцениум) с использованием новых изобразит, средств перспективы.
 Серлио разделил С. на переднюю (узкий прямоугольный просцениум шириной
 2,5 л) и заднюю (помост, поднимающийся под углом Уз своей глубины, с
 перспективными декорациями, изображавшими улицы), явившуюся прообразом
 будущей С.-коробки.
  При появлении оперы - нового сценич. жанра, характеризующегося яркой
 зрелищностыо, - возникла необходимость частой смены декораций на С. В
 1585 во Флоренции было впервые применено кулисное оборудование С. (см.
 Кулисы) в виде теларий. Н. Саббатини в своём труде "Об искусстве строить
 декорации и машины на театрах" (Равенна, 1639) предложил способ
 выдвижных ширм, перекрывающих ширмы заднего плана, с одновременной
 сменой раздвижных задников, написанных на рамах. В 1619 на С. т-ра
 Фарнезе в Парме появились кулисные машины, получившие широкое
 распространение в 18 в. В 1794 в Гамбурге Ф. Л. Шредером впервые был
 применён павильон, быстро получивший распространение и в т-рах др.
 стран. Первые вращающиеся С. появились в Японии (сер. 18 в.). В 1797 в
 России, в подмосковной усадьбе Останкино Н. П. Шереметева, была
 построена С., к-рая после окончания представления превращалась с помощью
 специальных механизмов в бальный зал. В 1884 в Будапеште (оперный т-р)
 появилась С., оборудованная гидравлич. подъёмниками на 4 планах; каждый
 план С. можно было делить на 3 самостоят, части, к-рые поднимались над
 уровнем С. и опускались в трюм, поворачивались на 90 и наклонялись
 плоскостью на зрителя под углом 10. Там же впервые был установлен
 горизонт вые. 19,5 м.
  В 1896 в Германии К. Лаутеншлегер изобрёл накладной круг С. (см.
 Поворотный круг), впервые применённый им в "Резиденц-театер" в Мюнхене
 при постановке оперы "Дон Жуан" Моцарта; диаметр накладного круга 16 м
 при зеркале С. в 10 м (о зеркале С. см. ниже). В России круг впервые был
 введён А. П. Ленским в Малом т-ре (1900). В 1901 в "Принц-регентен
 театер" в Мюнхене был применён кулисный планшет, наиболее совершенный
 образец оборудования С. кулисного типа в т-ре рубежа 19-20 вв.
  К концу 2-й пол. 19 в. увеличивается высота колосников. С. придаются
 кармоны, в дальнейшем появляется сложная механизация планшета. С 1904
 стали применяться плунжеры (механизированные поднимающиеся части планов
 С.) в сочетании с накатными площадками (фурками).
  Совр. театр. С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к
 зрительному залу и соединённую с ним большим проёмом - портальным
 отверстием, или т.н. зеркалом С. Сценич. коробка по высоте делится на 3
 части. Часть, лежащая ниже планшета и называемая нижней С., состоит из
 1-2, а иногда и более этажей подсценных помещений-трюмов. На средней С.
 (от уровня планшета до верха портального отверстия) происходит театр.
 действие. Верхняя С. находится выше портального отверстия и ограничена
 сверху решётчатым потолком С. (колосниками). Расстояние от планшета С.
 до колосников (высота С.) обычно в 2,5-3 раза превышает высоту зеркала
 С.; это даёт возможность производить перемену декораций путём их подъёма
 и спуска. Выше колосников находится колосниковое пространство,
 ограниченное сверху перекрытием. На боковых стенах верхней части С.
 располагаются в несколько ярусов узкие рабочие галереи, на к-рых
 находятся рабочие С., поднимающие и спускающие декорации, осветители,
 сце-нич. механизмы, пульты управления и т. п. Рабочие галереи (справа и
 слева) соединяются узкими переходными мостиками, перекинутыми через С. В
 плане С. имеет чаще всего прямоугольную форму. Иногда к ней
 пристраивается передняя часть, выступающая за линию портала в зрительный
 зал,- просцениум. В ряде случаев имеется также задняя часть С.
 (арьерсцена), ширина и высота к-рой несколько меньше, чем у основной.
 Эта часть обычно используется для подготовки декораций к текущему
 спектаклю. С боков С. пристраиваются помещения (карманы сцены), по
 высоте и'ширине равные обычно зеркалу С. (портальному отверстию); они
 используются гл. обр. при монтировке сложных объёмных декораций,
 выдвигаемых на накатных площадках. Все осн. конструкции и перекрытия С.
 выполняются из металла и железобетона. Планшет представляет собой
 конструкцию, собранную из деревянных щитов.
  Сложность совр. театр. постановок обусловливает широкое применение на
 С. разл. механич. устройств, ускоряющих и облегчающих рабочие процессы,
 связанные с подготовкой и проведением спектакля (см. Устройство сцены,
 Древнегреческий театр. Древне-римский театр. Оборудование сцены, Эффекты
 сценические и иллюстрации к этим статьям).
  Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура театра, М., 1947;
  Дживелегов А.иБояджиев Г., История западноевропейского театра от
 возникновения до 1789 года, М.-Л., 1941; Елизарова Е. А., Театры
 Шереметевых, М., 1944; Извеков Н. П., Сцена, М-, 1935; его же. Техника
 сцены, Л.-М., 1940; К а р р а А. Я., Некоторые сведения о театре греков
 и римлян, в кн.: Проблемы архитектуры. Сб. материалов, т. 2, кн. 2, М.,
 1937; М о к у л ь-с к и и С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории
 западноевропейского театра, т. 1, М., 1953; ЭкскузовичЙ. В., Техника
 театр. сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Работы по технике сцены.
 Сб. статей. Л., 1937; Лукомский Г. К., Античные театры и традиции в
 истории эволюции театр. здания, СПБ, 1914; Уманский Н. Г., Эволюция
 архитектуры театра, в кн.: Проблемы архитектуры. Сб. материалов, т. 2,
 кн. 2, М., 1937; В a b J., Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928;
 Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der
 Renaissance, Lpz., 1935;
  Gregor J., Weltgeschichte des Theaters, Z., 1933; Kranich F.,
 Buhnentechnik der Gegenwart, Bd 1-2, Munch.- B., 1929-33; Moritz E., Das
 antike Theater und die modernen Reformbestrebungen im Theaterbau,
 Altenburg 1910; N i s s o n C., Das Buhnenbild, Lpz., 1924; Bonn, 1927;
  S e m p er M., Handbuch der Architektur, Tl 4, Halbbd 6, H. 5.
 Theater, Stuttg., 1904; Werner E., Gussmann H Theatergebaude, Bd 1-2,
 В., 1954; B u r i a n K. V., Die Oper. Ihre Geschichte..., Praha, 1961.
 В. Мюл.
  "СЦЕНА" - рус. драм. сборник; издание театр. библиотеки С. Ф.
 Рассохина, печатавшее пьесы текущего репертуара императорских и частных
 т-ров Москвы и Петербурга. Выходило с 1894 по 1907 отдельными выпусками
 (по одной пьесе). В 1894, 1899, 1900 - по 25 выпусков в год, 189724
 выпуска, 1907-15 выпусков, в 1898, 1901-06-единичные выпуски. Под тем же
 названием в разные периоды на рус. яз. и на яз. др. народов выходили
 журналы: 1) Еженедельное издание, М., 1884-86, приложение к журналу
 "Раду га", печатавшее пьесы и театр. повести. 2) Ежемесячный журнал на
 латыш, яз. (латыш, назв. "Skatuwe"), Рига, 1906-07. 3) Ежедневная газета
 (программы и либретто спектаклей,концертов), П., 1907-09.4) Еженедельный
 журнал на эст. яз. (эст. назв. "Naitelawa"), Ревель, 1909-11. 5) Газета
 театра, искусства, литературы и спорта, Одесса, 1912 (всего-8 номеров).
 А.Шн.
  "СЦЕНА И ЖИЗНЬ" -еженедельный театральный и
 литературно-художественный иллюстрированный журнал. Выходил в Петербурге
 с нояб. 1907 по май 1908. Всего вышло
  25 номеров (4-5 двойной, 1907). Редактор-издатель - В. Т. Блохин. А.
 Шн.
  СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena - сцена) - 1) Сюжетная
 схема, по к-рой создаётся спектакль в т-ре мл/гомади. Такой С.
 представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и
 монологов). В нём определены гл. моменты действия, указаны выходы
 персонажей на сцену, обозначены вставные номера, буффонные сцены, лацци,
 песни и пр. Диалоги, монологи создаются самими актёрами во время
 репетиций представления. С. опирается на уже выработанные приёмы
 построения сценич. действия, на существование постоянных, неизменных в
 своих основных чертах образов-масок. Определяя лишь канву спектакля, С.
 предоставляет актёрам свободу для проявления их таланта,
 изобретательности. На С. строились представления разл. видов нар. т-ра,
 развивавшихся на основе устного нар. творчества. Наибольшее количество
 С. было создано в итал. комедии делъ арте. В 17 в. сценарии комедии дель
 арте издавались в виде сборников. Первый сборник, составленный Ф. Скала
 (изд. 1611), содержал 50 С. Среди сборников, вышедших впоследствии: Б.
 Лока-телли (179 С., изд. 1618-22), А. Бартоли (изд. 1880); на рус. языке
 В. Н. Перетп "Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе

<< Пред.           стр. 725 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу