<< Пред. стр. 743 (из 913) След. >>
Документальная драма часто строится как расследование, судебный процесс,в ходе к-рого выносится нравственный приговор как отдельным историч.
лицам, так и целым народам. Др. форма документальной драмы связана с
лирич. исповедью автора (напр., "Милый лжец" Килти, "После грехопадения"
Миллера). Однако за рубежом бурж. коммерч. т-ры далеки от прогрессивных
идей эпохи, ставят развлекательные, легковесные пьесы. Наиболее
передовые в послевоенном западном Т. тенденции связаны с разл. формами
движения народных т-ров. ТНП (Т-р насиональ попюлер) под рук. Ж. Вилара
привлёк широкого зрителя исполнением классич. произв., антифашистских,
антивоенных пьес и возглавил движение за демократизацию франц. Т.
Возникшие вслед за ТНП т-ры парижских рабочих предместий и
провинциальные театр. "центры" расширили зрительскую аудиторию и повели
борьбу за серьёзный, эстетически и гражданственно значимый репертуар.
Нар. т-ры выработали новые принципы трактовки классич. произведений и
открыли путь многим произведениям совр. авторов. Среди наиболее
значительных нар. т-ров, способствовавших реформе организационной
структуры Т., режиссёрского и исполнительского иск-ва, а иногда и
репертуара: в Англии- т-ры "Уоркшоп", "Мермейд", в Италии - т-р Э. Д
Филиппе, миланский "Пикколо-театр", в Греции - Греч. нар. т-р под рук.
М. Катракиса, нек-рые т. н. внебродвейские т-ры в Нью-Йорке и др.
Одна из форм демократизации Т.- устройство фестивалей, чаще всего на
открытом воздухе или же в помещении, рассчитанном на массовую аудиторию
(фестивали в Авиньоне и др.).
После 2-й мировой войны в ряды передовых европ. т-ров вступают
коллективы стран социалистич. лагеря, вставшие на путь социалистич.
реализма, развивающие прогрессивные нац. традиции. Среди выдающихся
деятелей Т. этих стран - А. Шифман, Э. Ак-сер, Э. Верциньский, К.
Скушанка, Л. Рене, А. Ха-нушкевич (Польша), И. Гонзль (Чехословакия), Т.
Майор, Э. Геллерт (Венгрия), М. Гелертер, И. Саву (Румыния) и др.
Происходит становление театр. иск-ва молодых стран, вступающих в
борьбу за своё нац. освобождение и социальное преобразование (т-ры стран
Африки, Ближнего Востока и др.).
Новые формы сценич. реализма, новые выразительные средства возникают
как развитие завоеваний драмы и режиссуры нач. 20 в. (Станиславский,
Рейнхардт, Копо, Мейерхольд, Таиров и др.). Эти формы разрабатывают в
своих спектаклях Ж. Вилар, Ж. Л. Барро, А. Барсак, Р. Планшон, П. Брук,
Т. Ричардсон, Дж. Литлвуд, П. Холл, Т. Гатри, Э. Казан и др. Высокого
развития достигло актёрское иск-во, представленное именами Л. Оливье, В.
Ли, Дж. Гилгуда, Ч. Лотона, П. Скофилда, Ж. Филипа, Вилара, Барро и др.
Большое влияние на совр. зап. режиссуру и сценич. иск-во оказывает
творчествоБрехта. Деятели Т. смело расширяют границы сце-нич.
условности, стремятся к идейной целенаправленности спектакля, большей
образности, метафоричности, ёмкости сценич. языка; в актёрском иск-ве
усиливается интеллектуальное начало. Актёр становится мастером острого
словесного поединка и пластич. метафоры, его психологич. задачи
усложняются, одновременно возрастает напряжённость внутр. действия,
публицистичность актёрского иск-ва.
В России, как и в др. странах, истоки Т. связаны с древнейшими нар.
обрядами и играми. К 11 в. относится первое упоминание о скоморохах,
бродячих нар. актёрах. В 16-17 вв.происходит расцвет нар. драмы, большую
популярность приобретает театр Петрушки. Сходный процесс развития Т.
происходил у укр. и др. народов, населявших Россию. В 17-18 вв. в России
появился школьный Т., способствовавший возникновению письменной
драматургии на библейские и историч. темы, перекликающиеся с событиями
совр. жизни (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович). В интермедиях -
бытовых комедийно-сатирич. сценках - нашли преломление традиции нар. Т.
Тогда же зарождается придворный Т. В конце 18 в. получили
распространение крепостные Т., где в качестве актёров, музыкантов,
художников выступали крепостные крестьяне. Характерные черты дворянской
культуры сталкивались в крепостном Т. с реалистич. тенденциями,
свойственными нар. творчеству, со стремлением исполнителей к
эмоциональной игре, искренности переживания.
Потребность в нац. Т. определила развитие рус. драматургии,
формировавшейся в сер. 18 в. в русле просветительского классицизма.
Возникают рус. публичные Т. при учебных заведениях (в Петербурге при
Шляхетном корпусе, в Москве при Университете, Воспитательном доме). Из
любительских, закрытых эти Т. перерастали в постоянные, государственные;
их состав пополнялся участниками любительских и полупрофессиональных
трупп (ярославская труппа Ф. Г. Волкова и др.), актёрами крепостных Т. В
рус. Т. 2-й пол. 18 в. ярко выявились прогрессивные кри-тич. и
реалистич. тенденции. В творчестве крупных актёров - Ф. Г. Волкова, И.
А. Дмитревского и др., нашли выражение просветительские, гражданственные
мотивы классицизма (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина) и
сентиментализма. Утверждение "разумных" норм общественной жизни, защита
естественных прав личности перерастали в горячую защиту человека и
обусловливали интерес исполнителей к раскрытию эмоционального мира
героев. Прогрессивная, антикрепостнич. направленность творчества Н. И.
Новикова, А. Н. Радищева*, Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста оказывала
большое влияние на формирование реалистич. направления в Т. Постановки
комич. опер, бытовых комедий П. А. Плавиль-щикова, В. И. Лукина и в
особенности сатирич. комедий Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста
способствовали утверждению в актёрском иск-ве принципов реалистич.
типизации.
Важнейшее значение в развитии рус. Т., как и всей рус. культуры в
целом, имел период обществ, подъёма (1812-25), связанного с победоносным
завершением Отечеств, войны 1812, ростом нац. самосознания рус. народа и
развитием движения дворянских революционеров-декабристов. В эти годы в
драматургии и Т. складывается направление прогрессивного романтизма,
утверждавшее принципы самобытности рус. иск-ва, его высокой идейности,
народности и историзма. Романтики начали борьбу против традиций,
мешавших дальнейшему развитию нац. I. Творчество крупнейших рус. актёров
нач. 19 в.-А. С. Яковлева, Е. С. Семёновой знаменовало освобождение от
устаревших канонов, обогащение идейного и эмоционального содержания
образа. В 20-е гг. велир:ие рус. писатели Грибоедов, Пушкин создали
реалистич. драму, разработали метод социальной и психологич. типизации,
утвердили тесную связь Т. с освободительным, антикрепостнич. движением.
В 30-40-е гг. 19 в. Т. заметно демократизируется по репертуару, стилю
игры и составу своих зрителей. На сцене ставятся сатирич. комедии
Гоголя, в репертуар входят произв. Грибоедова, Пушкина. Прогрессивная
критика во главе с Белинским и Герценом способствовала дальнейшему
развитию в Т. принципов демократии, идейности и реализма. Стремление к
реалистич. многосторонности в обрисовке характеров получило глубокое
претворение в театр. практике, прежде всего в иск-ве актёра. Достижения
предшествующего периода синтезировал М. С. Щепкин, поднявший актёрское
иск-во на новую ступень развития. Реализм щепкинской школы опирался на
признание широких обществ, задач иск-ва, призванного правдиво отражать
социальные противоречия действительности. Демократизм, любовь к простым
людям, внимание к их духовному миру неразрывно сочетались с утверждением
просветительского значения Т. как "...кафедры, с которой можно много
сказать миру добра" (Гоголь Н. В., см. сб. "Гоголь и театр", 1952, с.
386). Реализм в рус. Т. развивался в тесном единстве с прогрессивным
романтизмом. Иск-во П. С. Мочалова и др. актёров-романтиков, проникнутое
страстным стремлением к свободе, верой в красоту и силу человека,
ненавистью к социальному насилию, отвечало на острые духовные запросы
современности, способствовало идейному росту рус. общества.
Рус. сценич. реализм 19 в. занимает особое место в развитии европ.
театр. реализма. В рус. актёрском иск-ве рано проявилось стремление к
слиянию принципов переживания и перевоплощения. Этот метод творчества,
разрабатывавшийся на протяжении десятилетий, составляет одну из
существенных особенностей рус. школы актёрского иск-ва 19 в. В 40-50-е
гг. 19 в. выступила целая плеяда крупных драматургов-реалистов:
Островский, Тургенев, Сухово-Кобылин и др. Большое идейное влияние на
развитие Т. оказали эстетич. взгляды революционных демократов, обществ.
подъём 60-70-х гг. Новый период развития сценич. реализма
характеризовался дальнейшим углублением психологич., социальной и
бытовой характеристики образов как в драматургии, так и в актёрском
творчестве. Идейная сила критич. реализма определялась полнотой и
объективностью изображения жизни, проникновением художников в сущность
социально-исто рич. процессов. В области актёрского иск-ва - эти
тенденции достигали яркого раскрытия в творчестве А: Е; Мартынова и П.
М. Садовского. Традиции рус. прогрессивного романтизма проявились в том
высоком, подлинно гуманистич. толковании, к-рое получили на рус. сцене
пьесы Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Гюго и др. Наиболее полное
выражение романтич. традиции нашли в творчестве трагич. актрисы М. Н.
Ермоловой. Гражданственностью было проникнуто иск-во В. Ф.
Комиссаржевской -актрисы тончайшего психологич. реализма.
В 80-90-х гг. 19 в. важное значение приобретают новаторские искания в
области режиссёрского иск-ва. Борьба за подъём постановочной культуры Т.
связывалась с пониманием спектакля как целостного произв. иск-ва,
воздействующего на зрителя всей системой сценич. образов, дающих яркую
картину живой жизни. Смелые поиски новых методов создания спектакля и
актёрского образа отличают режиссёрскую деятельность молодого
Станиславского и педагогич. работу Немиро вича-Данченко. Реалистич.
направление в рус. Т. конца 19 -нач. 20 вв. получает блестящее развитие
в творч. практике созданного в 1898 Московского Худижеств. т-ра (МХТ).
Драматургия Чехова, Горького, Л. Н. Толстого, Гауптмана, Ибсена,
составившая основу репертуара МХТ, дала возможность показать на сцене
современность с той степенью правды, к-рая не была достигнута в
предшествующей истории Т. МХТ ввёл новые принципы режиссуры и актёрского
иск-ва; на его сцене были созданы спектакли, отличающиеся художеств.
цельностью и жизненной правдой, глубоко раскрывающие духовный мир
человека, внутр. психологич. конфликты. Творч. принципы МХТ оказали
большое влияние на последующее развитие мирового Т. Широкую популярность
получила система режиссёрской работы Станиславского с актёрами (см.
Станиславского система}.
Рост социальных противоречий побудил мастеров Т. к поискам
обострённых форм сценич. иск-ва. Искания В. Э. Мейерхольда в сфере
символизма привели его к полемике с реализмом МХТ, к попыткам
теоретически обосновать и практически осуществить новую систему
условного Т. В режиссёрских работах Мейерхольда в Театре-студии на
Поварской и Т-ре В. Ф. Ко-мисса ржевской прозвучали мотивы социального
пессимизма. Вырванный из конкретных социальных связей человек
изображался в отдельных режиссёрских композициях игрушкой в руках
судьбы. Режиссура противопоставляла требованиям жизненной правды и
правды актёрского переживания принципы подчёркнутой условности игры,
упрощения, стилизации, раскрытие мистич. "второго плана". Но потребность
в новых формах Т. становится в это время общей. Руководители МХТ -
Станиславский и Немирович-Данченко также стремятся "обогатить реализм"
через условность, символику, разгрузить сцену от быта, чтобы тем ярче
выявить "жизнь человеческого духа". Иск-во реж. Ф. Ф. Комиссаржевского,
Н. Н. Евреинова, А. Я. Таирова - создателя моек. Камерного т-ра углубило
в Т. противоречивые тенденции. Стремление к дальнейшей разработке
средств театр. выразительности было закономерно, хотя порой приводило
нек-рых из этих режиссёров к внешней стилизации, к эстетизму. Развитие
Т. в нач. 20 в. протекало сложно, порождая порой вычурное
формотворчество. Процесс обновления Т., новый этап развития реализма
начался после Октябрьской революции.
Советский театр. Октябрьская революция вывела Т. из состояния кризиса
и помогла его сближению с народом. Политика Коммунистич. партии и Сов.
власти заложила основы для широкого развития драматургии и театр.
иск-ва. В Т., как и в других видах иск-в, утверждался метод
социалистического реализма, давший возможность отражать действительность
в её революционном развитии и воплощать жизненно правдивые образы людей
нового, социа-листич. общества. Социалистич. реализм сов. Т. открывает
широкий простор разл. исканиям в области драматургии, режиссуры,
актёрского иск-ва, предполагает свободное творч. соревнование художников
разных индивидуальностей, богатство тематики и сценич. форм.
Отличительным качеством сов. Т. является его мно-гонациональность. В
годы Сов. власти развилась театр. культура народов, ранее не имевших
своего Т. или имевших его лишь в зачаточной форме (узбекский, казахский,
таджикский, туркменский, киргизский и др.). Социалистич. по содержанию,
нац. по форме Т. сов. республик развивается в процессе постоянного
обмена творч. опытом между деятелями театр. иск-ва народов СССР. В
процессе сближения сценич. культур народов СССР получают дальнейшее
развитие и обогащение лучшие прогрессивные нац. традиции (см. статьи о
театр. иск-ве народов СССР- Русский театра Украинский театр. Белорусский
театр. Латышский театр. Узбекский театр. Грузинский театр и др.).
Социалистич. театр. культура возникает на основе общности социального
строя, братского союза наций в борьбе за построение коммунизма. Сов. Т.
призван "...служить источником радости и вдохновения для миллионов
людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного
обогащения и нравственного воспитания" (Программа КПСС, 1961, с. 131.
Осн. принципы современного сов. Т. складывались исторически, в
сложной идейной и эстетической борьбе. Принципы партийности и народности
сов. сценич. иск-ва, органич. связь между традициями и новаторством,
широкий демократизм, интернациональная общность многонац. театр.
культуры и глубокое понимание метода социалистич. реализма
вырабатывались постепенно, в трудном процессе противоборства разл.
идейных и эстетич. концепций. Развиваясь, иск-во сов. Т. отразило
огромные изменения, к-рые произошли в жизни сов. общества за полвека.
Для первых послереволюц. лет истории сов. Т. характерно резкое
отличие новых форм агитационного, открыто публицистич., политич. по
содержанию и пафосу иск-ва от форм дореволюц. рус., укр., груз., азерб.
и др. театров. Теоретики Пролеткульта и "Театрального Октября" выдвигали
требование отказа от культурного наследия прошлого, отрицали самый
принцип преемственности культурного развития, предлагали утопические
планы создания новой, порывающей связи с прошлым, сценич. культуры
пролетариата. Фетишизировались практика т. н. левого Т., новаторские
достижения его драматургов и режиссёров, а также возникшие в условиях
гражд. войны формы массового действа. Все это рассматривалось как
единственно возможные исходные пункты дальнейшего развития сов. Т.
Действительно, в 20-е гг. "левый" Т. (особенно такие его мастера, как В.
Э. Мейерхольд, А. С. Курбас и др.) достиг больших успехов. С "левым" Т.
была связана драматургия В. В. Маяковского. Однако уже во время
гражданской войны обнаружилось стремление традиционного реалистич.
иск-ва к обновлению, к освоению материала новой действительности и
активному выражению идей победившей революции. В творчестве
Станиславского, Немировича-Данченко, К. А. Марджанишвили, Е. Б.
Вахтангова, Хамзы и др.-мастеров Т. и драматургии традиционные формы
иск-ва, сложившиеся в проф. и нар. Т., стремительно эволюционировали и
вбирали в себя новое содержание. В то же время "левое иск-во" постепенно
использовало традиции и неуклонно двигалось к реализму. При этом
возникали периоды самодовлеющего формотворчества, усиление тенденций к
формализму или, напротив, к натурализму, против к-рых решительно
выступала Коммунистическая партия. направлявшая развитие Т.
В иск-ве сов. Т. на раннем этапе его становления проявились и
враждебные принципам интернационализма тенденции великодержавного
шовинизма и бурж. национализма. Партия, к-рая настойчиво вела борьбу как
против великодержавного шовинизма, так и бурж. национализма, утверждала
в иск-ве Т. идеи подлинного интернационализма, взаимного обогащения
братских театр. культур.
К сер. 20-х гг. трудности первого этапа развития сов. Т. были успешно
преодолены. Многонац. сов. сценич. иск-во овладевало всеми богатствами
классич. наследия, осваивало принципы социалистич. реализма. На сцену Т.
вышел новый герой - коммунист, боец революции и гражд. войны. В таких
спектаклях сов. Т., как "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина, "Разлом"
Лавренёва (Т-р им. Вахтангова), "97" Кулиша (Т-р им. Франко),
"Бронепоезд 14-69" (МХАТ), "Шторм" (Т-р им. МГСПС), "Любовь Яровая"
(Малый т-р) и др., образ героя революции был проникнут высоким
гуманизмом. Т. выполнял воспитательную функцию, становился школой
подлинной нравственности, славил смелость, верность гражд. долгу, являл
зрителям конкретные примеры благородного поведения, доблести,
достоинства человека. В сов. Т. впервые получила художеств. разрешение
проблема взаимоотношений индивидуума и массы, героя и народа, и герой
выступал как последовательный выразитель общенар. интересов.
К сер. 30-х гг. раскрылось всё разнообразие художеств. направлений
сов. т-ра, развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга
в творческом соревновании. В сов. т-ре этого времени происходило
утверждение метода социалистич. реализма, развивались разл. художеств.
стили и манеры, определявшие широту возможностей сов. иск-ва.
Психологич. камерная драматургия, представленная А. Н. Афиногеновым и
др., соседствовала с тенденцией широкого эпического драматич. изложения
в творчестве драматургов Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского.
Режиссёрское иск-во было в это время представлено именами К. С.
Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я.
Таирова. Каждый из этих художников был создателем самостоятельного
театр. направления, каждый из них возглавлял т-р со своей особой творч.
программой, у каждого из них были свои последователи в Сов. Союзе и за
рубежом. В эти же годы завершается творч. формирование второго поколения
сов. режиссёров: Р. Н. Симонов, А. Д. Попов, Ю. А. Завадский, Н. П.
Акимов, А. Д. Дикий, А. М. Лобанов, Н. П. Охлопков, М. М. Крушельницкий
и др. Для творчества этих режиссёров характерно стремление переработать
и органически усвоить опыт разл. художеств. течений. Тенденция к синтезу
разл. художеств. достижений сов. театр. культуры характерна не только
для сов. режиссуры 30-х гг., но и для актёрского иск-ва этого периода.
На подмостках сов. Т. 30-х гг. выступали представители разл. театр.
поколений и разл. исполнительских стилей: от старшего поколения Малого и
Художественного т-ров - А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В.
Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л.
Книппер-Чехова-до молодых артистов, воспитанных в сов. годы: Н. П.
Хмелёв, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, М. И. Бабанова, М. Ф.
Астангов, Д. Н. Орлов, Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, А.
М. Бучма, Н. М. Ужвий, Г. П. Глебов, А. А. Хорава, Р. Нерсесян и др.
Наряду с актёрами психологич. школы выступали эксцентрич. актёры - И. В.
Ильинский, С. А. Мартинсон, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В творчестве
актёров нового поколения, как и в режиссёрском творчестве, наблюдается
тенденция к органич. соединению приёмов разных школ. В то же время
иск-во сов. актёров и режиссёров объединено единой партийной идейной
направленностью, стремлением служить интересам народа, отражать насущные
проблемы его жизни, активно воздействовать на эстетич. воспитание
трудящихся масс.
Тематич. диапазон сов. Т. из года в год расширялся. Небывалое в
мировом сценич. иск-ве развитие получила в сов. Т. 30-х гг. тема
созидательного творч. труда, в разл. аспектах раскрытая драматургами А.
Н. Афиногеновым, Н. Ф. Погодиным, Дж. Джа-барлы, Н. Г. Кулишом, И. А.
Кочергой и др. и в постановках их драм и комедий. Характерная для
раннего этапа развития сов. Т. гегемония режиссёра-постановщика
постепенно уступила место гармонич. слиянию талантов драматурга,
режиссёра и актёра в создании единого художеств. целого - спектакля, как
творения коллективного иск-ва Т., выражающего идеи, волнующие весь сов.