<< Пред. стр. 75 (из 913) След. >>
Т.БЕКИНГЕМ (Buckingham), Джордж Вилье, граф Б. (30.1. 1628,
Вестминстер,- 16.IV. 167, Йоркшир),- английский полит, деятель и
писатель. Играл значительную роль в лит. и театр. жизни Англии эпохи
Реставрации. Будучи сторонником классицизма, возглавил группу авторов,
создавших комедию "Репетиция" (1671, Королевский т-р) - остроумную
пародию на полные эффектов и экзотики "героич. пьесы" Дж. Драйдена.
"Репетиция" положила начало одноимённому пародийному жанру в англ.
драматургии. В этом жанре писали Г. Филдинг, Р. Шеридан и др. Б.
принадлежит также комедия "Возможности" (1666).
Соч. см. в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, сост. и
ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953 (отрывок из "Репетиции").
Лит.: N 1 с о 1 1 A., A history of English drama, v. l, Cambr., 1952;
История английской литературы, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1945; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956.
БЕККЕТ (Beckett), Самуэль (р. 13. IV. 1906)-французский писатель,
драматург. Автор пьес "В ожидании Годо" (1953, т-р "Вавилон", Париж),
"Конец игры" (1957, "Студия Елисейских полей"), пантомимы "Действие без
слов" (1957, там же), состоящих из отдельных эпизодов, лишённых
последовательно развивающегося сюжета и действия. Гротесковые пьесы Б.
проникнуты настроениями пессимизма, отчаяния, опустошённости, в них
проявилось стремление драматурга раскрыть автоматизм существования
человека в совр. бурж. об-ве. Б. написал также пьесу "Последняя лента"
(1960, т-р "Рекамье"), в к-рой намечается тенденция к большей
определённости сюжета, к созданию психологич. характеристики персонажа.
Творчество Б. выражает духовный кризис бурж. интеллигенции Запада. Т.
Бач.
Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр",
1959, .ј 9.
БЕКСАН - вид индонезийского театрального представления;
танцы-пантомимы. Распространён на Яве, Суматре п Бали. Возникший около
17-18 вв. Б. является дальнейшим развитием индонез. т-ра масок -
"топенг". Исполняется во время дворцовых празднеств молодыми сыновьями
раджей, султанов, вельмож в сопровождении нац. оркестра (гамелан). Перед
началом танца рассказчик - даланг - кратко излагает содержание танца;
сюжет Б. заимствуется из индонез. эпоса (истории Сери Рамы, Панджи и
др.). Танцоры условными движениями и мимикой изображают этот сюжет. Б.
исполняется чётным количеством пар (чаще всего 2 пары); один танцует, а
другой повторяет его движения. В Б., имеющих сложный сюжет, каждый
исполнитель танцует самостоятельно.
Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в кн.: Во" сточный театр.
Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;
Groneman J., Een avond bij den rijksbestuurder van Jogjakarta,
"Internat. Archiv fur Ethnographie", Lei den, 1890, Bd 111, s. 175; Gr o
n e m a n J., Javaansche Tooneeldansen, "Tij-dschrift van't Indisch
Aardrijkskundig Grenootschap", 1882, III. ' Л. А. М.
БЕЛАЗАРАС, Антанас Казио (р. 22. XII. 1913) - литовский советский
композитор. В 1934-42 обучался в Каунасской консерватории. С 1939
занимается пе-дагогич. работой (в Паневежеском муз. уч-ще). Автор первой
сов. литовской муз. комедии "Золотые моря" (1955, Каунасский т-р),
написанной на основе нац. муз. фольклора и рисующей жизнь колхозников
Литвы. Б. принадлежат также музыка к спектаклям, хоры и др. соч. Ю. Г.
БЕЛАКН‚ЛИ, Николай Николаевич [р. 24. XI (6. XII). 1897] - грузинский
советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1950). В
1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. E. А. Вронского; с
этого же года работает в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
Партии:
Нико ("Дареджан Коварная" М.Баланчивадзе), Абе-салом, Гурам
("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Ваши Ачуки ("Ваши Ачуки"
Кереселидзе), Радамес ("Аида"), Каварадосси, Хозе; Самсон ("Самсон и
Далила" Сен-Санса) и др. Периодически выступал в различных оперных т-рах
страны. Н. Э.
БЕЛАСКО (Belasco), Дэвид (25. VII. 1853 - 15. V. 1931) - американский
драматург, театральный деятель, режиссёр, актёр. В 1864 дебютировал в
роли герцога Йоркского в пьесе Шекспира "Ричард III". В 1872 выступил
как драматург. Ранние пьесы Б. носили романтич. характер. Значительное
место в творчестве Б. занимали переработки совр. европейских пьес, к-рым
он придавал "американский колорит" ("Дубовое сердце", 1879, "Заза",
1898, и др.). В 1880 Б. - антрепренёр и режиссёр в "Мэдисон сквер т-р"
(Нью-Йорк). По приглашению антрепренёра Д. Фромана Б. работал в 1885-90
режиссёром в нью-йоркском т-ре "Лицеум", осуществляя постановки пьес,
написанных (или перераб.) им совместно с Г. де Миллем ("Жена", 1887,
"Благотворительный бал", 1889). С 1890 стал заниматься исключительно
драматургич. деятельностью, создавая преим. псевдонациональные, т. н.
"западные", экзотич. и ме-лодраматич. пьесы ("Сердце Мэриленда", 1895,
"Девушка с Золотого Запада", совм. с Л. Лонг, 1905, и др.). Эти пьесы
получили иронич. оценку Б. Шоу. В 1907 Б. стал владельцем и режиссёром
нью-йоркского "Стайвесант тиэтра", известного также как
"Бе-ласко-тиэтр". В своих пост. Б. уделял много внимания технич.
усовершенствованиям сцены, освещению, шумовым эффектам. Стремился к
возможно точному, иногда натуралистическому воспроизведению сценич.
деталей. Последние годы жизни занимался только режиссёрской
деятельностью; его последняя пост.- "Сегодня вечером или никогда"
Хатвани (1930).
Соч.: The heart of Maryland and other plays, Prince-ton-N. Y.. 1941.
Лит.: Quinn Hobson A., A history of the American drama, L., 1937, с.
3, 49, 130-136, 163-199. И. К.
БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город Сербии (свыше 522 тыс.
жит. на 1957). Начало театральной жизни Б. относится к 1841, когда
труппой любителей во главе с драматургами А. Николичем и И.
Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского"
(спект. этот шёл в переоборудованном торговом помещении, к-рое получило
назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молодёжь местного Лицея организовала
театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер у пивари"). Труппа
эта вскоре была реорганизована в сербское "Друштво српског позоришта"
("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот т-р был распущен. Наиболее
значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште"
(Югославский Национальный театр), открытый 30 окт.
1869 пьесой Дж. Малетича "Посмертная слава князя Михаила М.
Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич. Т-р "Народно
позориште" скоро привлёк к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него в
свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр.
деятелем этого т-ра долгое время был М. Исайлович. На сцене "Народно
позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей, в том числе М.
Држича, И. Стерия-Поповича, М. Бэна, И. СуСогича, И. Гундулича, Т.
Брезовачки, М. Боговичэ, И. Войновича, М. Беговича, И. Косора, Л.
Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М.
Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони и др.
европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые
попытки ставить оперные спектакли, но до нач. 2u-x гг. 20 в. его
репертуар был крайне скуден. Творческий подъём т-ра наметился в 1924-35,
когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп.
и дирижёр С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не только
итал. и нем. оперы, но и оперы славянских композиторов (Чайковского,
Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко) и в том
числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича, П.Кокьо-вича) и
др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в.
противостояло творч. воздействие реалистич. принципов МХАТа, впервые
гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922.
В период фашистской оккупации Югославии творческая жизнь т-ров Б.
была почти полностью парализована. Оживление наступило с освобождением
Югославии. В 1947 в Б. был создан новый т-р"Югославенско драмско
позориште" (Югославский Драматический театр). Для т-ра было выстроено
новое театр. здание. Его труппа сформировалась из лучших артистов
Югославии. Основу fe составили ведущие артисты "Народно позориште". В
репертуар т-ра наряду с нац. классич. и совр. пьесами и зап.-европ.
драматургией входили рус. и сов. пьесы ("На дне", "Егор Булычов и
другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же
время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать также и
т-р "Народно позориште" (занимает своё старое помещение), включающий,
помимо драматической, также оперные и балетные труппы (последняя была
создана в 1921, получила значительное творч. развитие в 30-х гг.,
прекратила существование во время войны и вновь возобновила свою
деятельность в 1946). Кроме перечисленных т-ров, в Б. работают:
"Сов-ремено позориште" ("Современный театр") на двух сценах, "Дечье
позориште Бошко Буха" (Детский театр им. Бошко Буха), "Ателье 212"
(экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б.
работает Театральная академия (Академия за позоришну уметност),
готовящая кадры артистов для югославских т-ров.
БЮА‚ВЦЕВА, Наталия Алексеевна [р. 8(20). I. 1895] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1916 окончила драм. курсы E. Музиль в
Москве. В том же году дебютировала в Моск. драм. т-ре (Консуэл-ла -
"Тот, кто получает пощёчины" Андреева); играла здесь до 1919. С 1922 -
ект-риса Малого т-ра. Роли: Снегурочка, Вышневская ("Снегурочка",
"Доходное место"), Софья,. Наталия Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от
ума"), Лидия ("Варвары"), Лена ("Слава" Гусева), Зинаида ("Почему
улыбались звёзды" Корнейчука), Евгения
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Королева ("Стакан воды" Скриба) и др.
Игра Б. отличается тонкостью, изяществом, искренностью, глубиной.
"БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ"-пьеса В. Катаева (на сюжет одноимённой
повести) в 4 д. Соч. 1937, пост. 7 ноября 1937 в Центр, детском т-ре
(Москва; реж. Королёв, худ. Рын-дин; Гаврик - Коренева, Петя -
Трибесова). 23 марта 1938 "Б. п. о." пост. в Ленингр. ТЮЗе (реж.
Рашевская, худ. Бейер и Алексеева; Гаврик - Казаринова, Петя -
Михайлова). К 21-й годовщине Октябрьской революции в 1938 "Б. п. о."
ставили Ленингр. обл. ТЮЗ, Днепропетровский, Сталинградский, Бакинский
ТЮЗы, Воронежский "Молодой т-р", Тбилисский русский ТЮЗ (реж.
Товстоногов, худ. Штенберг);
Горьковский ТЮЗ (реж. Дашевский и Некрасова, Гаврик- Ярошенко). В
последующие годы "Б. п. о." ставили: Иркутский ТЮЗ (1948), Каунасский
ТЮЗ (1951), Моск. ТЮЗ (1906) и др. "Б. п. о."-одна из основных пьес
репертуара ТЮЗов. За рубежом "Б. п. о." ставили: народный т-р в
Толбухине (Болгария, 1953) и др.
Издания. - Первое изд. пьесы "Б. п. о. В/Катаева - М., 1937. В
сокращённом варианте (для детского самодеятельного т-ра), М.. 1939. Л.
Шн.
БЕЛИГАН (Beligan), Раду (р. 14. XII. 1918) - румынский актёр. Засл.
арт. РНР. Учился в Бухарестской консерватории (класс Л.
Стурдзы-Буландры). Выступал в любительских спектаклях в провинции.В 1938
был принят в "Рабочий т-р", затем в Национальный т-р в Бухаресте. Первая
роль - Абрам в "Квадратуре круга" Катаева. В 1944 сыграл одну из своих
лучших ролей - учителя Миройю ("Безымянная звезда" Себастьяна), в к-рой
лиризм сочетается с глубоким раскрытием психологии героя. В конце 40-х и
в 50-х гг. создал сценич. образы в комедиях И. Л. Ка-раджале: Вентуриано
("Бурная ночь"), Кандидат ("В дни карнавала"), Данданаке ("Потерянное
письмо"), Среди ролей Б.: Тузенбах ("Три сестры", Гос. пр. в 1950),
Хлестаков; Черкез ("Журналисты" Миро-дана), Кавафу ("Взбесившийся
ягнёнок" Баранги), Полудин ("Персональное дело" Штейна) и др. Выступает
как режиссёр, пост. спектакли - "Дикари" Михалкова, "Иркутская история"
Арбузова. Б. пропагандирует систему Станиславского в рум. т-ре. В работе
над образом уделяет большое внимание раскрытию внутр. мира героя,
тщательной разработке внешнего рисунка роли, поискам особого ритма
сценич. поведения. Снимается в кино. Преподаёт в Ин-те театра и кино в
Бухаресте. А. Гер.
БЕЛЙННИК, Пётр Сергеевич [р. 1 (14). X. 1906]- украинский советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1954). Творч. путь начал в
самодеятельности. В 1933-36 обучался пению в Харьковской консерватории у
проф. Р. С. Вайна. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1935.
В 1936-40 работал в Большом театре, в 1940-42 - в Харьковском т-ре оперы
и балета, с 1942 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).
Партии: Левко ("Утопленница" Лысенко), Андрей ("Запорожец за Дунаем"),
Ленский; Берендей ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Фауст; Альфред
("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Ионтек ("Галька" Мо-нюшко), Сергей
Тюленин ("Молодая гвардия" Мейту-са), Анатоль Курагин ("Война и мир") и
др. Б. обладает светлым, чистым, "лёгким" голосом. Наряду с лирическими
он исполняет также и характерные партии (Юродивый - "Борис Годунов").
Выступает как камерный певец.
Лит.: С т е б у н I., Петро Серг?йович Б?лпн-ник, Кив. 1958.
БЕЛЙНСКАЯ, Мария Сергеевна [р.9(22). VII. 1906]-белорусская советская
актриса. Нар. арт. БССР (1953). С 1926, после окончания Московской
белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа,
Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них:
Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна
Марич ("Над Берёзой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н.
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V
(11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский
литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в
литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской
реалистич. эстетики.
Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск.
ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей,
прогрессивно настроенной молодёжи.
Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и
нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его
юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б.
во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика
пьесы связывает её с романтич. традицией декабристской литературы, с
драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства
помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит.
произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек,
отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную
нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется
основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ
от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя
драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она
возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной
среды. Запрещённая цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б.
из университета.
Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале
"Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и
выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И.
Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала
правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина
за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39
редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в
Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского
журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить
пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - актёра М. С.
Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48
сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя
идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н.
А. Добролюбовым. Б. умер от туберкулёза лёгких на 38-м году жизни,
измученный нуждой и непосильной работой.
Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным
характером, смелым новаторством. Б. был признанным вождём передового
направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на
общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, актёров. Б.
посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал,
что т-р является "источником народного образования", выражает социальные
и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье
"Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр
так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом,
со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете
ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?"
(Полное собр. соч. в
13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно
народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее
добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее
могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в
комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: её персонажи "не выдуманы, а
сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у
них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены
печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою
палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей
деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно
связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз
рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной
правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в
т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной
тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике,
развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И
мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ.
и решительно возражая С. П. Шевырёву, представлявшему мнение
консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его
точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому
что его искусству недостаёт больших идей и чувств, внутренней
страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело
отдаёт предпочтение Мочалову - актёру-"плебею", лишённому аристократич.
лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- актёру
огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое
переживание становится источником естественности, поэтич. правды,
определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей.
Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании
иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в
его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838),
в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей
направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус.
романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее
проникновение критика в творч. метод и душевное состояние актёра,
впервые показывают, что воплощение актёром роли-единый сложный процесс.
Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту
прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого
официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает
критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч.
истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б.
способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как актёра
критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления