<< Пред. стр. 760 (из 913) След. >>
был выдающимся интерпретатором произведений Верди иком-позиторов-верпстов.
Партии: Риголетто; Амонасро ("Аида"), Жермон ("Травиата"), Яге
("Отелло" Верди), Джек Рэнс ("Девушка с Запада" Пуччини), Джанни Скикки
(о. п. Пуччнни), Скарпия ("Тоска"), ди Луна ("Трубадур") и др.
Т. активно пропагандировал соч. амер. композиторов, был первым
исполнителем партий в операх Д. Тейлора, Л. Грюнберга и др. Выступал как
камерный певец, пользовался популярностью как киноактёр. Вс. Т.
ТИГРАНОВ, Георгий Григорьевич [р. 12(25). II 1.1908] - арм. сов.
музыковед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Окончил Ленпнгр.
консерваторию (1934), аспирантуру (1937, там же). Автор трудов по муз.
т-ру. С 1930 ведёт педагогпч. деятельность в Ленингр. и Ереванской
консерваториях (с 1947 - профессор). Доктор искусствоведения (1947).
Соч.: Армянский музыкальный театр. т. 1-2, Ер., 1956-60; А.
Спендиаров, М., 1958;'Балеты Арама Хачатуряна, М., 1960. rt. Г.
ТИГРАНЯН, Армен Тигранович [14(26).XII.1879- 10.11.1950] - арм. сов.
композитор, хоровой дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1935)
и Груз. ССР (1936). Окончил Тифлисское муз. уч-щ в 1902 (класс H.C.
Кленовского), брал уроки теории композиции у М. Екмаляна. Т. - автор
первой арм. нар.-бытовой оперы "Ануш" по о. п. О. Туманяна (1912,
Алек-сандрополь; 2-я ред. 1935, Т-р оперы и балета им. Спен-диарова,
Ереван; 3-я ред.1939, там же). Опера отличается народностью и реалистич.
силой. Её муз. язык близок к нац. мелосу. Композитор мастерски
использует песенную форму для характеристики героев. Вторая опера
Т.-"Давид-бек" (отредактирована Л. A. Ходжа-'Эйнатовым и Г. Е.
Будагяном, 1950, там же) - историко-героич. патриотич. произв. по о. п.
Раффн.
Лит.: Мели к-В p т а н е с я н К. Е., А. Т. Тигранян, М.- Л., 1939;
Атаян Р., Мурадян М., Армен Тигранян, Ер., 1955 (на арм. яз.). М. Мур.
ТИГРАНЯН, Вардан Арменович [р. 7(20).XII. 1906] - арм. сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммуннстич. партии с
1951. Окончил Ленпнгр. консерваторию (класс композиции X. С. Кушнарёва).
Т. - автор оперы "Сое и Вардитер" (1957, Т-р оперы и балета им.
Спендиарова, Ереван); оперетты "Большая свадьба" (1945, Арм. т-р муз.
комедии, Ереван); муз. комедии "У родника" (1949, там же); музыки к
спектаклям, фильмам и др. Кн. Г.
ТИГРАНЯН, Саркпс (1811-75) - арм. критик. Учился в Моск. ун-те вместе
с В. Белинским. Написал трактат "О трагедии" (от Эсхила до Озерова),
к-рый был предпослан как предисловие к его переводу "Го-фолии" Расина
(изд. 1834). Эта первая арм. театроведч. работа была высоко оценена
русской критикой того времени. Б. А.
"ТИЙНА" - балет Л. М. Аустер, либретто А. А. Ся-рева и Аустер (по
драме А. Китцберга "Оборотень"). Пост. 30 дек. 1955, т-р "Эстония",
Таллин (Тийна-Иоассоо, Маргус - Силла, Мари-Улла; балетм. Фенстер, нар.
танцы-То хвельман, дирижёр - Раудсепп, художники - Хаас и Мей). В 1958 -
т-р "Ванемуйне", Тарту (Тийна- Позняк, Маргус - Раннасте, Мари - Тышко;
балетм.- Урбель, худ.-Сандер); 1959 -Т-р оперы и балета Лит. ССР,
Вильнюс (Тийна-Калватите, Маргус-Банис, Мари- Григоровайте, балетм.
Койт, нар. танцы-Тохвельман, дирижёр - Поташинскас, худ.-Сандер). Г. Ш.
ТИК (Thieck), Иоганн. Людвиг (31.V.1773-28.IV. 1853) - нем. писатель,
драматург, театр. деятель. Получил университетское образование в Галле и
Гёт-тингене (1792-94). В 1794 в Берлине начал лит. деятельность. Выходец
из среды мелкой буржуазии (род. в семье ремесленника), Т. был
выразителем взглядов нем. бюргерской интеллигенции, отшатнувшейся в 1793
от Франц. революции. В 1799 примкнул к иенскому кружку т. н. "старших
романтиков" (бр. А. В. и Ф. Шлегели, Новалис). В 1800 псле распада
группы "иенцев отошёл от романтизма, занимался эстетикой и
литературоведением. К 1811- 1823 относятся работы Т. по театр. эстетике.
В них Т. переходит на реалистич. позиции. С 1819 жил в Дрездене, где
занимался театр. критикой. В 1825-41 был постоянным драматургом и одним
из руководителей Дрезденского придворного т-ра. В 1842-47- режиссёр
Берлинского придворного т-ра.
Драматургия Т. относится к романтич. периоду его творчества. Две
первые пьесы - "Взятие Бастилии" и "Алламадин"-написаны в 1790-91. В
1797-98 написал 4 романтич. пьесы-сказки (пост. в Берлине в 1844-46):
"Синяя Борода", "Кот в сапогах", "Свет наизнанку", "Принц Цербино,
или Путешествие за истинным вкусом". Пьесы-сказки Т. воплощают принцип
романтич. иронии, выражающей идеалистич. тезис И. Канта, по к-рому
иск-во (в том числе и театр) является прихотливой игрой человеческого
ума и изменчивая форма прикрывает иллюзорное содержание (театр - это
"игра ради игры").
Сюжет романтич. комедий Т. зыбок, действие разорвано, автор умышленно
нарушает сценич. иллюзию, образы действующих лиц схематичны, символичны.
Пьесы-сказки Т. жестоко и остроумно высмеивали мещанскую драму А. В.
Иффланда и А. Коцебу, возводивших в добродетель политич. и нравственное
убожество нем. филистеров. К 1799 относится романтич. трагедия Т. "Жизнь
и смерть св. Геновевы", в к-рой, как и в драме "Император Октавиан"
(1804), присутствуют элементы эпоса и черты т. н. "трагедии рока":
религиозно-мистич. мотивы, видения, символы. Последняя романтич.
сказочная драма Т.-"Фортунат" (1815).
В своей театр. эстетике Т. был близок реализму. Он развивал взгляды
Г. Э. Лессинга и следовал по пути Гамбургского т-ра времён Ф. Л.
Шредера. Т. отвергал франц. и веймарский классицизм. Он противопоставлял
классицистам т-р Сервантеса и т-р Шекспира. К 1811-23 относятся
исследования Т. по истории исп. и староангл. т-ра. В 1812 вышел сб.
статей Т. "Фан-тазус", в 1823-25 написаны "Введение в изучение Шекспира"
и "Драматургические листки" (1827). Т. был известен также как
талантливый переводчик Шекспира.
В своей театр. практике в дрезденском и берлинском т-рах Т., следуя
Шредеру, стремился к естественности и простоте на сцене, утверждал, что
т-р должен отражать правду жизни, а в основе актёрского искусства лежит
единство чувства и разума. Т. требовал от актёра естественного поведения
на сцене. Идеалом актёра для него был "великий Ф. Л. Шредер" (по мнению
Т.-от него пошла нем. сценическая школа),. высоко ценил Т. также
романтического актёра Ф. Флекка, отмечая его сценический темперамент и
правду чувств.
Т. стремился демократизировать нем. т-р, привлечь широкого зрителя,
слить зрительный зал со сценой. Он выдвигал проект коренной реформы
сценич. площадки в духе античного или шекспировского т-ра, отрицал
театр. эффекты (новелла "Молодой столяр", 1836), предлагал возродить
существовавшее во времена Шекспира деление сцены на три игровые точки
(передняя" задняя и верхняя сцена), упразднить первый занавес,
разобщающий публику со сценой, ввести дневное освещение сцены,
использовать в качестве декораций колонны, сукна, ковры (так был пост.
"Сон в летнюю ночь" Шекспира в Потсдамском придворном т-ре в 1843).
Особое значение Т. придавал актёрскому ансамблю, считая что без него не
может быть подлинной художественности спектакля. Театр. реформы Т.
оказали влияние на нем. режиссуру 30-40-х гг. 19 в. (К. Иммерман и др.)
и особенно на т-р 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. (Мейнингенский т-р, т-р М.
Рейнхардта), а романтич. пьесы-сказки подготовили театр.
опыты-символистов 20 в.
С о ч.: Dramaturgische Blatter, Lpz., 1852; Tiecks Werke, Bd 1-3,
В.Lpz.-W., [1892]; в рус. пер. - "Кот в сапогах", "Любовь к трём
апельсинам". П., 1916; Немецкая романтическая повесть, т. 1-2, М.-Л.,
1935.
Лит.: Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; D г ас h
E., L. Thiecks Buhnenreformen, B." 1909; Gro? E., Die altere Romantik
und das Theater" Lpz., 1910. Г. Гур.
ТИКАМАЦУ, Мондзаэмон (наст. имя и фам. - Сугимори Нобумори)
(1653-22.XI.1724) - япон. драматург. Один из классиков япон.
драматургии. Род. в семье самураев. В 1684 написал первую пьесу "‚цуги
Сога" (1685, т-р "Такэмотодза"). Т. - автор ок. 20 пьес для т-ра Кабуки
и более 100 для т-ра дзёрури (т-р марионеток). Т. писал гл. обр. для
т-ра "Такэмотодза", работал в содружестве с его руководителем Такэмото
Гидаю.
Среди пьес Т. бытовые драмы-сэвамоно ("Сонэдзаки синдзю", 1703,
"Синдзю Тэнноамидзима", 1720, и др.) и историч. - дзидаймоно ("Хэйкэ
нёго-но снма", 1719, "Кокусэнъя кассэн", 1715, и др.). Дзидаймоно Т.,
написанные поэтич. образным яз., стройные по-архитектонике, явились
новаторскими в японской драматургии. В драмах сэвамоно показана душевная
борьба героев между чувством и феодальной моралью.
С о ч.: Драмы, [пер. с япон.], М., 1963. Лит.: Куроки Кандзо,
Тикамацу Мондзаэмон, Токио, 1942 (на япон. яз.). Д. 1\
ТИКОЦКИЙ, Евгений Карлович [р. 13 (25).XII. 1893] - белорус. сов.
композитор. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Деп.
Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. В 1914 окончил частное муз. уч-ще
в Петрограде (класс композиции В. М. Дешёвова). С 1920 живёт и работает
в Белоруссии (Бобруйск, Минск). Муз. язык Т. близок белорус. фольклору.
Т.-автор опер: "Михась Подгорный" (1939, Белорусский т-р оперы и балета,
Минск) о становлении идей Великого Октября в белорус. деревне, "Алеся"
(1944, там же; новая ред. - "Девушка из Полесья", 1953, там же) о
партизанской борьбе сов. народа в годы Великой Отечественной войны;
музыки к спектаклям т-ров Белоруссии (св. 40); соч. др. жанров.
Лит.: Кабалевский Д., "Михась Подгорный", в кн.: Советская опера. Сб.
критических статей, М., 1953;
H и с н е в и ч И., Новое рождение "Михася Подгорного", "Сов.
музыка", 1958, ј 5, с. 84-86. Б. С. и А. Ив.
ТИМЕ, Елизавета Ивановна [р. 5(17).IX.1884] - рус. сов. актриса. Нар.
арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в РСФСР (1932). В 1904 окончила
Бестужевские курсы (историко-филологич. отд.). В 1903-06 училась в
Петербургской консерватории (по классу пения), в 1905-08 - в Петерб.
театр. уч-ще. В 1908 вступила в труппу Александрийского т-ра (ныне
Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина). Т. - одна из первых актрис,
воплотивших на сцене образ сов. женщины-крестьянки (Виринея - о. п.
Сейфуллиной, Марфа Коврова - "Ярость" Яновского).
Роли: Маша ("Живой труп"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Настасья
Филипповна ("Идиот" по о. п. Достоевского), Софья ("Зыковы"), Лариса;
Анна Андреевна ("Ревизор"), Гурмыжская; Клеопатра ("Враги"), Бабушка
("Игрок" по о. п. Достоевского). Творчество Т. отличается мастерством,
высокой сценич. культурой. Она обладала выигрышными внешними данными,
глубоким грудным голосом, темпераментом. К её лучшим ролям относятся:
леди Мильфорд; Герцогиня ("Стакан воды" Скриба), Миран-долина; графиня
Джулия ("Заговор Фиеско" Шиллера), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"
Шекспира), Мирра ("Сарданапал" Байрона), Долорес ("Фландрия" Сарду) и
др.
Т. выступала также в оперетте, на сцене т-ра Комической оперы и
"Палас-театра". Исполняла роли Сильвы (о. п. Кальмана), Ганны ("Весёлая
вдова" Легара), Елены ("Елена Прекрасная" Оффенбаха), Денизы
("Мадемуазель Нитуш" Эрве).
С 1928 работает как исполнительница, режиссёр и педагог художеств.
слова (исполняет композиции по произв. Л. Н. Толстого-"Анна Каренина",
А. Н. Толстого - "Хождение по мукам", Эренбурга - "Буря" и ряд др.). С
1913 ведёт педагогия, работу. Преподавала в Школе сценич. искусств А. П.
Петровского (вела класс водевиля), с 1919 - в Ин-те живого слова, затем
в Гос. театр. студиях, в Ленингр. театр. ин-те (с 1951 - профессор).
Соч.: Дороги искусства, М,- Л., 1962. Лит.: Верховский Н. Ю.,... Е.
И. Тиме, Л., 1951. С. Ц.
ТЙМИГ (Thimig) - семья австр. актёров. 1) Гуго
(16.VI.1854-24.IX.1944)-актёр и режиссёр. Впервые выступил в роли
Ланцелота ("Венецианский купец"). В 1874 приглашён в "Бургтеатр", где
стал ведущим актёром. Работал, там до 1917 (в 1914-17 -директор т-ра).
Выступал и как режиссёр, его спектакли отличались целостным ансамблем.
Наиболее значит, режиссёрские работы: "Фауст" Гёте, "Разбойники",
"Дон Карлос", "Вильгельм Телль" Шиллера. Т. обладал ярким комедийным
дарованием, его исполнение отличали сердечность, непосредственность,
простота. Актёр раскрывал социальный смысл драматургич. произведения. Он
вносил в исполнение многих своих ролей высокий драматизм. Лучшие роли:
Хлестаков (1887); Труффальднно ("Слуга двух господ", 1888), Вагнер
("Фауст", 1904), Адам ("Разбитый кувшин" Клейста, 1911). Уйдя в 1917 на
пенсию, Т. продолжал выступать в "Бургтеатре" (последний спектакль - в
1923). В 1923 вступил в труппу венского "Йозефштадттеатра", где создал
образ Миллера ("Коварство и любовь"), овеянный поэзией, глубокой
человечностью. Играл там же роли Кента ("Король Лир") и Мальволио
("Двенадцатая ночь"). В 1926 Гуго Т. и его дети Елена, Герман и Ганс Т.
выступили в комедии И.Н.Нестроя "Всё или ничего". Т.-ветеран австр.
т-ра. Большую ценность представляют его дневники, в к-рых отражена
деятельность "Бургте-атра".
2) Елена (Хелене Тимпг-Рейнхардт; p.o.VI.1889)- дочь Гуго Т. В 1907
поступила в гор. т-р Бадена, затем перешла в Берлинский придворный т-р.
С 1917 работала в Нем. т-ре М. Рейнхардта, с 1923 - в
"Йозеф-штадттеатре" (Вена), в 30-е гг. уехала в США к своему мужу М.
Рейнхардту, к-рый эмигрировал в период фашистской оккупации Австрии.
После смерти Рейнхардта в 1945 вернулась в Вену, играла в
"Йозефштадт-театре" и "Бургтеатре". Т. - актриса большой культуры, её
яркое драматич. дарование особенно полно раскрылось в спектаклях
Рейнхардта. Роли: Луиза ("Коварство и любовь"), Ифигения ("Ифигения в
Тавриде" Гёте), Елизавета ("Мария Стюарт"), Офелия;
Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, спектакль шёл под
назв. "Натали") и Матрёна ("Власть тьмы", 1959). Преподавала в Венской
академии музыки, в семинаре им. М. Рейнхардта (профессор).
3) Г е p м а н . (р. З.Х.1890) - сын Гуго Т. Начал работать в 1910 в
Мейнингенском т-ре, с 1916 - в Нем. т-ре (Берлин). В 1923 перешёл в
"Йозефштадт-театр", с 1934 - актёр "Бургтеатра". Т. в значит, мере
унаследовал дарование своего отца. Лучшая роль молодого актёра -
Труффальдино ("Слуга двух господ"). В "Бургтеатре" создал яркие,
исполненные живого юмора образы Помпея ("Мера за меру" Шекспира),
Раппелькопфа ("Король Альп, или Человеконенавистник" Раймунда),
Хлестакова.
4) Г а н с (р. 23.VII.1900) - сын Гуго Т. С 1916 работал в венском
"Фолькстеатре", затем в берлинском "Каммершпиле", откуда перешёл в
"Йозефштадттеатр" (Вена), ныне в "Бургтеатре". Т.- яркий характерный
актёр. В 1939 пост. в "Йозефштадттеатре" спектакль "Ревизор".
Лит.: Т h i m i g H., Hugo Thimig erzahlt von seinem Leben und dem
Theater seiner Zeit, Graz, 1962. Л. Лоб.
ТЙМИН, Александр Иванович (р. 11.IX.1910) - рус. сов. художник. Нар.
художник РСФСР (1960). Окончил Омский художеств. техникум (1930). В 1934
поступил художником в Бурятский т-р драмы (с 1938муз.-драм. т-р), с 1948
- гл. художник Бурятского т-ра оперы и балета.
Среди спектаклей, оформленных Т.: "Энхэ-Булат ба-тор Фролова и
Ямпилова (1940); "Алеко" Рахманинова (1957), "Князь Игорь" (1959),
"Побратимы" Аюшеева (1958), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова
(1958), "Борис Годунов" (1962); "Юдифь" Серова (1964), "Отелло" Верди
(1965) и др. Работает в кино.
Декорации Т. отмечены яркой эмоциональностью, богатством фантазии,
тщательным воссозданием эпохи. Лит.: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ,
1959;
Соктоева И., Живопись Советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965.
ТИМКОВСКИЙ, Николай Иванович [псевд. - Н. Криницкпй;
15(27).IV.1863-18.II.1922]- рус. драматург. Окончил историко-филологич.
ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1891. Автор пьес (в т. ч.
одноактных пьес-шуток), ставившихся в Малом, Александрийском т-ре, в др.
т-рах Москвы и Петербурга, в провинции. Нек-рые пьесы Т. были удостоены
премий ("Убежище", 1907, 1-я премия конкурса им. Островского). Проявляя
большой интерес к нар. т-ру, Т. выступал по этому вопросу в печати,
писал пьесы для нар. сцены, был составителем (совм. с Н. А. Поповым) и
автором предисловия книги "Народный театр. Сборник" (1896). В пьесах Т.,
написанных в нач. 20 в., отразились настроения интеллигенции,
разочаровавшейся в идеалах, страдающей от монотонности будничной жизни,
проявились мотивы безысходности, тоски.
Пьесы: "Два лагеря" (1895), "Гувернантка" (1896), "Защитник" и "В
борьбе за жизнь" (1897), "Сильные и слабые" (1902), "Дело жизни" (1903),
"Грань" (1911), "Тень" (1913) и др.; пьесы-шутки: "Шашки" (1891), "У
страха глаза велики" (1894), "За обедом" (1898) и др.
Соч.: Сочинения, кн. 1-13, М., 1914-19; Пьесы, т. 1-2, М., 1908. С.
Г.
ТИМОФЕЕВА, Нина Владимировна (р. 11. VI. 1935) - рус. сов. артистка
балета. Нар. арт. РСФСР (1963). Депутат Верх. Совета СССР 7-го созыва. В
1944-53 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1951, будучи ученицей,
выступила в партии Маши ("Щелкунчик") в Ленингр. т-ре оперы и балета им.
Кирова. В 1953-56 - солистка этого т-ра. С 1956 - солистка Большого
т-ра. Т. в совершенстве владеет танц. техникой. Её иск-во отличается
музыкальностью, драматизмом, чувством совр. пластики.
Партии: Жизель, Лауренсия, Китри, Аврора, Раймонда; Диана дё Мирель
("Пламя Парижа"), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви" Меликова), Хозяйка
Медной горы ("Каменный цветок"), Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласа-няна) и
др.
Гастролировала в Финляндии (1958), на Кубе (1960), в ГДР (1965) и др.
Лит.: "Театр", 1955, ј 5, с. 188, "Советская женщина", 1962, ј 9, с.
12-14. Г. Ш.
ТИМОХИН, Владимир Ильич (р. 19.VI.1929) - укр. сов. артист оперы
(лирико-драматич. тенор). Нар. арт. УССР (1965). Чл. Коммунистич. партии
с 1964. Учился вМоск. и Ленингр. консерваториях (1951- 1955). В 1953-56
- солист Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград), с 1956- Т-ра оперы
и балета им. Шевченко (Киев). Т. обладает красивым голосом большого
диапазона, с сильным верхним регистром. Исполнению Т. присущи мягкий
лиризм, задушевность, стремление к характерности.
Партии: Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Андрий ("Тарас
Бульба" Лысенко), Олекса ("Арсенал" Майбороды), Рудольф, Доэнгрин,
Каварадосси и др. Ю. С.
ТИМОШЕНКО И БЕР‚ЗИН - сов. артисты эстрады. Нар. арт. Укр. ССР
(1960). Тимошенко Юрий Трофимович (р. 2. VI. 1919), Б е р е з и н Ефим
Иосифович (р. 11.XI. 1919).
Окончили Киевский театр. ин-т (1941), где с успехом конферировали на
институтских вечерах. Первую программу "Давайте не будем", где Т.
выступал в роли милиционера, а Б. - театрального осветителя, показали
еще будучи студентами.
В годы войны выступали в Ансамбле песни и танца Юго-Зап. фронта.
Образы-маски Милиционера и Осветителя уступили место напористому повару
Галкину (Березин) и хитроватому банщику Мочалкину (Тимошенко),
разыгрывавшим сценки и исполнявшим весёлые, злые куплеты.
После войны (с 1946) Т. и Б. снова выступали с конферансом в образах
Милиционера (Тимошенко) и склонного к риторике Монтёра (Березин).
Диалоги артистов были построены на споре; черты резонёрства у Березпна и
яркая комедийность у Тимошенко часто переходили в патетику и лирику.
Актёры создавали образы своих современников-патриотов, протестующих
против реакционных явлений. Вскоре они отказались от своих костюмов -
милицейской формы и монтёрской спецовки, ограничивавших развитие
характера их героев, и стали выступать в обычных пиджачных костюмах под
комич. псевдонимом - Штепсель (Бере-знн) и Тарапунька (Тимошенко).
Т. и Б. своим конферансом объединяют отдельные концертные номера в