<< Пред. стр. 764 (из 913) След. >>
Т. первую труппу синкокугэки, сочетающую принципы т-ра Кабуки и сингэки.В 1931 в Т. был создан прогрессивный т-р "Дзэнсиндза" (рук. Каварадзаки
Тёдзюро), деятельность к-рого была направлена на обновление иск-ва т-ра
Кабуки. В Т, имеется девять театр. помещений, в к-рых дают спектакли
т-ры Но: "Сомэй", "Тамагава", "Хосёкай", "Кандзё кайкан" и др. Наиболее
крупные театр. здания, где выступают труппы Кабуки: "Кабукидза",
"Симбаси эм-будзё", "Мэйдзидза". Эти же помещения часто используются для
спектаклей трупп симпа и синкокугэки.
В театр. зданиях европ. типа ("Нисэй гэкидзё", "Коку-рицу гэкидзё",
"Тэйкоку гэкидзё", "Гэйдзюцудза", "Коку-сай гэкидзё", "Токе Такарадзука
гэкидзё", "Нихон гэкидзё", "Нитигэки" и "Синдзюку кома гэкидзё")
ставятся драматич., оперные и балетные спектакли, а также разл. ревю.
Наиболее крупные коллективы сингэки - "Хайюд-за" (руководитель Сэнда
Корэя), "Мингэй" (худ. руководитель Уно Дзюкити), "Токе гэдзюцудза"
(руководитель Му-раяма Томоёси), "Син сэйсакудза" (руководитель Маяма
Михо). Труппа "Хайюдза" имеет своё театр. помещение, остальные арендуют
разл. т-ры и концертные залы. В 50- 60-е гг. в Т. работает 107 т-ров
(включая небольшие сценич. площадки). С 1946 ежегодно в октябре - ноябре
проводятся фестивали иск-в.
Лит.: Бедняк И. Я., Г а л ь п е р и н А. Л., Г р и-ш е л е в а Л. Д.,
Очерки новой истории Японии (1640- 1917), М., 1958; на япон. яз.
-"Гэйнодзитэн", Токио" 1960; "Энгэки хякка дайдзитэн", Токио, 1961. Л.
Г.
ТОКМАКОВ, Евгений Алексеевич (19.11. 1884- 1964)-рус. сов. режиссёр и
актер. Нар. арт. Чув. АССР (1947). Окончил Муз.-драм. уч-ще филармонич.
об-ва (1908), 'студию т-ра им. В. Ф. Комиссаржевской (1918), работал
актёром в этом т-ре (1918, 1923-25), в Педагогич. т-ре в Москве
(1919-20, 1922), Омском т-ре (1920-22). Играл роли Чичикова ("Мёртвые
души"), Кулигина ("Гроза"), Малюты ("Василиса Мелентьева" Островского и
Гедеонова). В 1930- 1936-актёр МХАТа 2-го, одновременно - художеств"
руководитель Балашовского колх.-совх. т-ра (1934- 1937). С
1937-художеств. руководитель Чуваш, т-ра и Рус. драм. т-ра Чув. АССР.
Последователь и пропагандист творч. метода Станиславского, Т. проводил
большую учебно-воспитательную работу в коллективах т-ров и в студиях.
Пост. спектакли: "На дне" (1937), "Гроза" (1938) "Василиса Мелентьева"
(1940)- в Чуваш, т-ре, "Дети солнца", "Враги" (1939); "На берегу Невы"
Тренёва (1941), "Кремлёвские куранты" (1943), "Егор Булычев и другие"
(1947), "Три сестры" (1954)-в Рус. т-ре. Снимался в кино. Ф. Р"
ТОКТОНАЛЙЕВ, Сейдакмат (р. 22.V.1928)- кирг. сов. артист оперы
(тенор). Нар. арт. Кирг. ССР (1964). В 1952 окончил Кирг. отделение
Моск. консерватории с этого же года - солист Кирг. т-ра оперы и балета
(Фрунзе). Обладает мягким голосом лирич. тембра.
Партии: Ашир ("Молодые сердца" Абдрае-ва), Ленский, Синодал; Аскар
("АН шумкар" Ряузова), Юродивый ("Борис Годунов"); Сеит ("Джамиля"
Раухвергера), Токтобек (."Сердце матери" Германова), Олджобай ("Олджобай
и Кишимджан" Абдраева) и др. Д, Бр.
ТОЛБУЗИН, Аркадий Николаевич (р.1.VIII.1920)- рус. сов. актёр. Засл.
арт. РСФСР (1954). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. Окончил
Петрозаводский театр. техникум (1940). В 1947-60 работал в Центр. т-ре
Транспорта в Москве.
Роли: Незнамов, Фердинанд; Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"
Островского и Соловьёва), Гуинплен ("Человек, который смеётся" по Гюго),
Прохор Громов ("Угрюм-река" по Шишкову), Жобур ("Буря" по Лацису), Марк
Пино ("Заговор обречённых" Вирты), Фёдор ("Мать своих детей"
Афиногенова).
С 1960 работает в Центр, студии киноактёра. Сыграл роль Ивана
Васильевича (о. п. Булгакова). Снимается в кино. Н. Мор.
ТОЛЛЕР (Toller), Эрнст (1.XII. 1893-22.V.1939)- нем. писатель,
драматург. За участие в создании Баварской сов. республики (1919) Т.
после её разгрома был приговорён к 5-летнему заключению. В тюрьме
написал неск. драм, к-рые удалось передать на волю и поставить. Выйдя из
тюрьмы в 1924, Т. продолжил лит. деятельность и выступал против
зарождавшегося фашизма. После захвата гитлеровцами власти эмигрировал в
США (1933).
Первая пьеса Т. "Перевоплощение" (1919)- экспрессионистское произв.,
в к-ром страстный антивоен. протест героя облачён в туманную мистич.
форму (поиски "всеобщего братства" и "утерянной" на войне человечности).
Столь же далека от реальной действительности была и пьеса
"Человек-масса" (1921), построенная на абстрактном противопоставлении
коллектива и личности в революц. борьбе. В историч. драме "Разрушители
машин" (1922) показано стихийное разрушение рабочими машин на англ.
фабриках. Пессимизмом проникнута пьеса Т. "Немецкий калека" (1923; в
рус. пер. "Эуген несчастный"), в к-рой герой, ставший на войне
инвалидом, кончает жизнь самоубийством. Комедия "Освобождённый Вотан"
(1923)- одна из первых попыток разоблачения нацистов, но драматург
изображает драматич. события истории Германии в форме фарса. В конце 20
- нач. 30-х гг. под влиянием растущего антифашистского движения в
творчестве Т. наступил перелом, проявляются реалистич. тенденции, в то
же время его творчество проникнуто пессимизмом, неверием в успех
революц. борьбы. В пьесе "Гоп-ля, мы живем!" (1927) участник революц.
боёв кончает жизнь самоубийством, изверившись в возможности каких-либо
изменений. Наиболее удачная пьеса Т.-"Гасить котлы" (1930), показавшая
антивоен. выступления в герм. флоте во время 1-й мировой войны.
Пессимизм и отчаяние, вызванные агрессией гитлеризма в Европе и его
победами в начальный период войны, привели Т. к самоубийству.
В творчестве Т. при всей его антикапиталистпч., антифашистской
направленности ярко проявлялись черты мелкобурж. бунтарства и анархизма,
в его драмах утверждалось иллюзорное представление о возможности
классового примирения и нравственного обновления капиталистич. об-ва,
отрицалась необходимость активной классовой борьбы.
Пьесы' Т. ставились на сценах сов. т-ров ("Эуген несчастный",
"Гоп-ля, мы живем!", "Освобождённый Вотан", "Человек-масса") в 20-е гг.
Соч.: Ausgewahlte Schriften. Mit Geleitworten von B. Uhse und B.
Kaiser, B., 1959; Eine Jugend in Deutschland, Amst., 1933; Prosa,
Briefe, Dramen, Gedichte, Reinbek, 1961; в рус. пер.-Человек-масса,
М.-П., 1923; Эуген несчастный. Трагедия, П., 1923; Освобожденный Вотан.
Комедия, Л.-М., 1925; Гасить котлы. Историч. драма, М-, 1935. Лит.:
Becher I. R., Dem guten Kameraden, "Internationale Literatur", M., 1939,
H. 7. И H
ТОЛМАЗОВ, Борис Никитич [р. 20. V (2.VI). 1912] - рус. сов. актёр и
режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1934
окончил Моск. театр. уч-ще при Т-ре Революции и был принят в труппу
этого т-ра (ныне моек. Т-р им. Маяковского). Особая органичность,
простота, обаяние отличали исполнение ролей: Милона ("Недоросль"),
Варена ("Искусство карьеры" Скриба), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"),
Тристана ("Собака на сене"). Наиболее близки творчеству Т. образы рус. и
совр. драматургии. Одна из его лучших работ в 30-е гг.- роль мичмана
Кнорисса ("Гибель эскадры"), к-рого Т. трактовал как человека, не
нашедшего верного пути в историч. ситуации. В ряде сов. пьес Т. создал
обаятельные образы современников: Сергей Горлов ("Фронт"), Огоньков
("Москвичка" Гусева), Бантышев ("Лодочница" Погодина), Яша ("Весна в
Москве" Гусева). Все эти простые молодые люди, обладающие сильным
мужественным характером, предшествовали роли Сергея Тюленина ("Молодая
гвардия"; Гос. пр. СССР, 1947), наиболее значительной работе Т. в 40-е
гг. В этом образе соединились психологическое, бытовое и одухотворённое.
Среди работ 50- 60-х гг.: Пешек ("Прага остаётся моей" Буряков-ского),
Михаил ("Зыковы"), Присыпкин ("Клоп"), Кудряш ("Гроза"), Вадим Троян
("Гостиница "Асторня"" Штейна), Орёл ("Нас где-то ждут" Арбузова), Иржи
Нечаса ("Поворот ключа" Кундеры).
В 50-е гг. Т. начал выступать и как режиссёр, его лучшие спектакли
отличаются пластич. и муз. выразительностью, яркостью, остротой. Среди
пост. Т.:
"Поворот ключа" Кундеры (1963) и "Перебежчик" П. Тура (1964), "Время
тревог" Чаковского (1966). В 1960-62 Т. был художественным руководителем
Московского т-ра им. Ленинского комсомола, затем возвратился в Т-р им.
Маяковского. Снимается в кино.
До. пост.: "Домик на окраине" Арбузова (1954), "Кресло Js 16"
Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1958) и "Голубая рапсодия"
(1962) Погодина, "Время любить" Лас-кина (1960) - в Т-ре им.
Маяковского; "Цветы живые" Погодина (1960)-в Т-ре им. Ленинского
комсомола.
Я. Вел.
ТОЛСТОЙ, Алексей Константинович [24.VIII(5.IX). 1817, Петербург,-28.
IX (10.X). 1875, Красный Рог Мглинского у. Черниговской губ. ]-рус.
писатель, поэт, драматург. Род. в семье графа К. А. Толстого. Получив
прекрасное домашнее образование, с детства увлекался поэзией, рано стал
писать стихи. Лит. деятельность начал в 1841 (фантастич. повесть
"Упырь"). Вместе с братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми написал под
коллективным псевд. Козьма Прутков ряд са-тирич. стихов, басен, пьес. В
1851 на сцене Александрийского т-ра была пост. комедия Т. и А. М.
Жемчужникова "Фантазия", запрещённая после первого же спектакля Николаем
I. В своих историч. произв., особенно драм. трилогии "Смерть Иоанна
Грозного" (1864), "Царь Фёдор Иоанновпч" (1868), "Царь Борис" (1870),
представляющей собой одно из выдающихся явлений драматургии 1860-х гг.,
Т. допускал отклонения от история. правды, предпочитая ей психологич.,
"человеческую" правду характеров. В трилогии отображена насыщенная
сложными драматич. событиями эпоха рус. истории конца 16-нач. 17 вв.
Глубина реалистич. образов, острота конфликтов, гуманистич.
направленность, открытое неприятие тирании, деспотизма (в трилогии
убедительно звучит тема обречённости самовластия), выразительность и
красочность языка обеспечили этим драм. произв. (особенно трагедии "Царь
Фёдор Иоанновнч") впоследствии долгую сценич. жизнь. Своё критич.
отношение к тирании Т. наиболее ярко выразила 1-й части трилогии -
"Смерть Иоанна Грозного". Но не видя силы, способной противостоять
самодержавию, Т. изображает народ как стихийную, грозную и неразумную
силу. Отсюда-трагический и даже пессимистич. характер трилогии. Но своим
художеств. достоинствам одна из лучших пьес Т. - трагедия "Царь Фёдор
Иоаннович". В центре пьесы - образ душевно чистого, доброго, но слабого
человека, беспомощного правителя. Конфликт трагедии строится на
несовместимости высоких человеческих качеств с положением монарха.
"Смерть Иоанна Грозного" в сокращенном цензурой виде впервые пост. в
Александрийском т-ре в 1867 в бенефис А. А. Нильского (Годунов),
спектакль показывался на сцене Мариинского т-ра, в 1868- в Малом т-ре
(Грозный - Шумский). Среди значительных пост. этой пьесы в сов. время -
спектакль Центр, т-ра Сов. Армии (1966, Грозный - А. А. Попов). Пьеса
"Царь Фёдор Иоаннович" в течение 30 лет была запрещена цензурой. Впервые
пост. в 1898 в т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург; Фёдор - Орленев).
В том же году спектаклем "Царь Фёдор Иоаннович" был открыт МХТ (Фёдор -
Москвин); впоследствии эту роль играли В. И. Качалов, Н. П. Хмелёв, Б.
Г. Добронравов. "Царь Борис" пост. в 1881 в Моск. т-ре Бренко, в 1898 -
в Александрийском т-ре, в 1899-в Малом. Пьесы Т. много ставились и на
провинц. сцене, шли за границей (так, напр., роль Иоанна Грозного играли
Э. Росси, Э. Цаккони, Г. Ирвинг и др.). Т. принадлежат также драма
"Посадник" (1870, не завершена), действие которой происходит в 13 в. в
Новгороде (1877, Александрийский т-р; спектакль показывался на сцене
Мариинского т-ра; 1878 - Малый т-р, в главной роли - Самарин; 1918 - там
же, в главной роли - Южин), драматическая поэма "Дон Жуан" (1862).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1913; Пьесы, М., 1959.
Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
М., 1954; Труды Бахрушинского музея, М., 1941, с. 7-72, 36-43. Я. 3.
ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII. 1882(10.1. 1883), г. Николаевск
Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.,-23.11. 1945, Москва] -
рус. сов. писатель, драматург. Академик (с 1939). Деп. Верх. Совета СССР
1-го созыва. В 1905-07 были напечатаны первые стихотворные опыты Т. В
1908-12 Т. написал неск. фарсов и комедий, пьесу-сказку "Дочь колдуна и
заколдованный королевич" (пост. в литературно-театр. кабаре
"Лукоморье"). Пост. пьесы "Насильники" (1913, моек. Малый т-р),
критически изображающей рус. поместное дворянство, вскоре была
запрещена. Лучшая среди дореволюц. пьес Т.-"Касатка" (на сюжет собств.
рассказа "Неделя в Туренёве", 1916, Моск. драм. т-р) - острая сатира на
опустившихся дворян, проводящих жизнь в бесплодных разглагольствованиях.
В 20-е гг., обратившись к событиям недавнего прошлого, Т. написал (совм.
с литературоведом, историком П. Е. Щёго-левым) ряд пьес. "Заговор
императрицы" (1924, Т-р б. Корш, 1925, Ленингр. Большой драм. т-р)
рассказывает о последних днях рус. монархии, о закулисной жизни
придворных кругов, пьеса "Азеф" (1926, моек. Т-р б. Корш, Ленингр.
Большой драм. т-р) показывает предательскую деятельность известного
эсера-провокатора. Обе пьесы, хотя и основывались на исторпч. событиях и
были проникнуты пафосом разоблачения самодержавного строя, политич.
ренегатства, написаны в духе эффектной мелодрамы. Более значительна
масштабная, яркая по языку, оригинальная по композиции драма Т. "Пётр
Первый" (1-й вариант "На дыбе", 1930, МХАТ 2-й, 2-й вариант - 1935; 3-й
вариант 1938, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). В этой пьесе
реалистически изображается эпоха, созданы яркие характеры - образ Петра
и др.
Во время Великой Отечеств, войны Т. написал дилогию "Иван Грозный"
(Гос. пр. СССР, 1946), состоящую из пьес "Орёл и орлица" (1942, 1944 -
Малый т-р, 2-я редакция спектакля, в роли Ивана Грозного - Н. А.
Соловьёв) и "Трудные годы" (1943, 1946-МХАТ, роль Ивана Грозного -
последняя работа Н. П. Хмелёва). В этих пьесах была нарушена
историческая правда - создан односторонний, идеализированный образ Ивана
Грозного.
Гос. пр. СССР, 1941 (за исторический роман "Пётр Первый") и 1943 (за
трилогию "Хождение по мукам"). Др. пьесы: "Выстрел" ("Кукушкины слезы",
1914, т-р Незлобина, Москва), "Ракета" (1916, петерб. т-р Сабурова;
1917, Малый т-р), "Бунт машин" (по К. Чапеку, 1924, Большой драм.
т-р), "Золотой ключик" (1936, Центр, детский т-р), "Чёртов мост" (1938,
моек. Камерный т-р), "Путь к победе" (1939, Т-р им. Вахтангова),
"Изгнание блудного беса" (1960, Моск. т-р им. Пушкина).
Соч.: Пьесы, М.-Л., 1949; Полн. собр. соч., т. 10-11, М., 1949;
Краткая автобиография, в сб.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.
Лит.: Щербина В., А. Толстой, М., 1956; Очерки истории русского
советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60.
ТОЛСТОЙ, Дмитрий Алексеевич (р. 20.1.1923)- рус. сов. композитор. Сын
А. Н. Толстого. В 1947 окончил Ленингр. консерваторию по классу
композиции Б.А. Арапова, в 1950-аспирантуру (у Д.Д.Шостаковича, затем у
В. В. Волошинова). Автор опер- "Маскарад" по драме М. Ю. Лермонтова
(1957, Пермский т-р оперы и балета), "Марюта" по повести Б. А. Лавренёва
"Сорок первый" (1960, там же; 2-я ред. под назв.-"Повесть об одной
любви", 1965, Т-р оперы и балета им. Кирова); балетов -"Нунча" по итал.
сказке М. Горького (1964, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща) и
"Аэлита" (соч. 1966) по роману А. Н. Толстого; музыки к драм. спектаклям
и др. произв. Написал оперу "Русский характер" по о. п. А. Н. Толстого
(1966, Ленингр. студия телевидения).
Лит.: Белецкий И., Д. Толстой, "Маскарад". Опера, Л., 1959. S. Ш.
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич [28.VIII (9.IX). 1828 Ясная Поляна,- 7(20).
XI. 1910, Астапово]-рус. писатель, автор многочисл. произведений -
романов, повестей, рассказов, пьес, получивших всемирную известность и
признание. Т. считал драму самым действенным, самым значительным родом
литературы, с большим интересом относился к т-ру. В 1856, почти в самом
начале своей литературной деятельности Т. предпринял попытку написать
комедию. Сохранились фрагменты комедии "Дворянское семейство", её
вариант - "Практический человек", сцены из двух комедий на один и тот же
сюжет - "Дядюшкино благословение" и "Свободная любовь". Для домашнего
спектакля Т. написал комедию "Нигилист" (сохранились эскизы первонач.
редакции под назв. "Комедия в трех действиях"). В этих ранних драм.
опытах Т. обличает дворянский быт, нравственное разложение дворянских
семей. Первая законченная комедия "Т. "Заражённое семейство", 1864
(первоначально наз. "Старое и новое", "Современные люди", не ставилась),
направлена против эмансипации женщин и др. идей революц. демократов.
Обращение Т. к драматургии связано с идейным переломом в
мировоззрении писателя, когда перед ним открылись трагич. противоречия
совр. об-ва. Он придавал большое значение нар. т-рам, протестовал против
низкого уровня балаганных представлений. Стремясь к защите страдающего
крестьянства, Т. в 80-е гг., наряду с рассказами для народа, написал
несколько пьес для нар. т-ров. Огромным успехом у нар. зрителя
пользовалась комедия Т. "Первый винокур, или Как чертёнок краюшку
заслужил", направленная против пьянства (инсценировка рассказа Т. "Как
чертёнок краюшку выкупал", пост. 1886 на сцене фарфорового з-да под
Петербургом, вскоре была запрещена цензурой; в первые годы Сов. власти
ставилась самодеят. кружками; изд. под. назв. "Первый самогонщик"). Для
нар. т-ров предназначалась также незаконченная пьеса Т. "Пётр Хлебник"
(1883-94; пост. 1918, Т-р Незлобина, Москва, в том же году в
Александрийском т-ре, реж. Мейерхольд). К нар. драмам примыкает
написанная Т. сцена "Приезжий п крестьянин" ("Путь освобождения", 1909)
п комедия "От ней все качества" (1910, первонач. наз. "Долг платежом
красен", 1910; пост. в Т-ре Корша). Учитывая запросы нар. зрителя, Т.
свои нар. драмы делил на короткие сцены, часто менял места действия,
насыщал действие сценич. эффектами.
Для нар. т-ров предназначалась и драма Т. "Власть тьмы". Но сложность
этой ньесы не позволяет причислить её к открыто назидательным, нарочито
упрощённым нар. драмам. "Власть тьмы, или Коготок увяз - всей птичке
пропасть" (1886, пост. 1895, петерб. Т-р Лит.-художеств. кружка; в том
же году в Александрийском и моек. Малом т-рах), комедия "Плоды
просвещения" (первонач. назв. "Спириты", "Исхитрилась", 1889-1890, пост.
1891, Об-во иск-ва и лит-ры, Москва, реж. К. С. Станиславский;
Александрийский и Малый т-ры) и драма "Живой труп" (1900, опубл. после
смерти Т. в 1911, пост. в том же году в МХТ) составляют золотой фонд
драматур-гич. наследия Т.
Мужественный, трезвый реализм, стремление раскрыть сущность явлений
определяют своеобразие драматургии Т. В основу сюжетов своих драм Т.
кладёт действительные события и показывает их так, что они обличают
совр. писателю общественный уклад. Преступления, происходящие в драме
"Власть тьмы", воспринимаются как закономерный результат "каторжной"
жизни, "тьмы" рус. деревни, в к-рую вторгается циничная власть денег.
Модное в то время увлечение спиритизмом стало поводом для обличения в
комедии "Плоды просвещения" паразитич. общества, построенного на
ограблении народа. Трагическое противоречие между личностью и
полицейским государством, фальшь и лицемерие дворянско-бур-жуазного
общества раскрываются в пьесе "Живой труп", основой сюжета которой
является судебное дело. Обличительная сила толстовских драм вызвала их
цензурные преследования. "Власть тьмы", опубл. в 1887, для представлений
была запрещена; в 1895 запрет был снят лишь частично. "Неудобной" для
театра нашёл царь и комедию "Плоды просвещения".
Сила и непреходящее значение драм Т. - в их глубоком психологизме:
реальные противоречия рус. жизни раскрываются Т. через правдивые,
волнующие человеческие переживания, страсти. Благодаря этому
"крестьянская" драма "Власть тьмы" прозвучала как философская,
психологич. драма, исполненная общечеловеческого смысла, проникнутая
верой в победу благородного начала в человеке, раздумьями о глубине