<< Пред. стр. 766 (из 913) След. >>
балета им. Шевченко (Киев) в партии Вани ("Иван Сусанин"; Гос. пр. СССР,1949). С 1948 - солистка этого т-ра. Т. обладает сильным и глубоким
голосом густого тембра, исполняет партии героические и драматические.
Поёт также контральтовые партии.
Партии: Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лукерья ("Заря над
Двиной" Мейтуса), Ирина ("Судьба человека" Дзержинского), Ратмир
("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек и Фёдор
("Борис Годунов"), Любовь ("Мазепа"), Марфа ("Хованщина"), Амнерис;
Азучена ("Трубадур"), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Кармен; Ортруда
("Лоэнгрин") и др.
Выступает как камерная, певица. А. Ив.
ТОМО‚СИ МУРАЯМА - см. Мураяма Томоёси. ТОМПУРИ (Tompuri), Элли
(20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р Антуана), в Вене
("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в
1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки), в 1904-05 - актриса и
директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором
т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров.
Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Катюша Маслова
("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса), Нора;
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и
др.
Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др.
Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin paattyki tie?, Hels., 1944;
Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др.
С. Л. ТОМСКИЙ, Александр Романович [р. 3(16).1.1905]- рус. сов.
артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил
вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера). В
1923-27-артист балета Свободной оперы (Москва), в 1927-29-солист
балетной труппы Моск. т-ра оперетты, в 1929-41 - артист балета и
балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова,
Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар" Адана и
Пуни и др. В Т-ре оперы и балета им. Навои пост. первый узб. балет
"Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз. т-ра им.
Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета Большого
т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы этого т-ра, в
1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в 1960-62- гл.
режиссёр муз. вещания Центр, телевидения. В
1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра
им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. С ноября 1964-управляющий
балетной труппой Большого т-ра. . Пост. за рубежом: Чехословакия -
"Бахчисарайский фонтан" (1954), "Лебединое озеро" (1955), "Каменный
цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок" (1961); Чили - "Лебединое
озеро" (1962). А. Дин. ТОНАДЙЛЬЯ (tonaldil-la) - жанр исп. театр.
представления. Возник из песенно-танцевального номера (tonada),
открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями (17- нач. 18
вв.). К середине 18 в. Т. формируется как самостоятельный театральный
жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным
сюжетом. По содержанию и по форме Т. была нар. жанром, пользовавшимся
популярностью у демократич. зрителя и отрицавшимся аристократич.
публикой. В нар. бытовых сценках нередко содержались сатирич. выпады
против господствующих классов, против распространённой в то время
галломании. Музыка и танцы были народными или создавались композиторами
на основе муз. фольклора. Первая Т. "Трактирщица и погонщик"
приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона,
к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А.
Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна (автор св. 800 Т.), X.
Вальедор. В большинстве случаев они писали также и либретто; среди
драматургов-либреттистов известны Р. де ла Крус. Л. Ф. Комелья, С.
Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось влияние итал. компч. оперы. В
числе исполнителей Т. видные актёры:
X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А. Фернандес ("Ла Карамба"), М.
Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер. 19 в. Т. сошла со сцены, оказав
значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу.
Лит.: Cotarelo y Mori E., Coleccion de entremeses, loas, bailes,
jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados del XIX, v.
1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e d
r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al siglo XIX, v. 1-2, La
Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica, v. 1-3, Madrid,
1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. ??. П.
ТОНДУ, Тоомас (наст. имя и фам.- Юри Юрьевич К о и к) (6.XII. 1888 -
22.VIII. 1928) - эст. актёр. Сценич. деятельность начал в т-ре
"Ванемуйне" (1907). В 1911-12 работал режиссёром и актёром т-ра в
Вильянди. В 1912 перешёл в т-р "Эстония" (Таллин). Творчество Т.
отличалось искренним, часто лирич. комизмом и стремлением к аналитич.
работе над ролью.
Лучшие роли: Эрнест ("В усадьбе "'Пюве"" Китцберга, 1916), Пелеас
("Пелеас-и Мелисанда" Метерлинка, 1919), Поташ ("Поташ и Перламутр",
1920), Гарпагон ("Скупой", 1923). М. Вал.
ТОНС, Эдгар Оттович (р. 17.1.1917) - латыш. сов. дирижёр. Нар. арт.
Латв. ССР (1962). В 1943 окончил Латв. консерваторию по классу
контрабаса, в 1950 по классу дирижирования Л. Э. Вигнера. В
1950-52-стажёр в Т-ре оперы и балета им. Кирова (Ленинград). С 1947 -
дирижёр, с 1954 - гл. дирижёр Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига).
Гастролировал с Т-ром оперы и балета Латв. ССР в Москве (1955),
Ленинграде (1958, 1961, 1964), Киеве и др. городах. Т. обладает высокой
муз. культурой, мн. работает над пост. совр. опер. Рукооодил пост. опер:
"Банюта" Калныня (1953), "К новому берегу" (1955), "Зелёная мельница"
(1958), "Опера нищих" (1965) Зариня, "Тангейзер" (1956), "Валькирия"
(1963) Вагнера, "Саломея" Р. Штрауса (1959), "Война и мир" Прокофьева
(DGl), "Судьба человека" Дзержинского (1962), "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1963), "Питер Граймс" Бриттена (1964); дирижировал
балетами: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1953), "Сакта свободы" Скултэ
(1955) и др.
'Лит.: Кенигсберг А., Эдгар Тоне, "Сов. музыка", 1965, .No 7. Я. В.
ТОНЯНУ (Toneanu), Bacime (15.X.1869-30.IIL 1933) - рум. актёр.
Образование получил в Бухарестской консерватории (ученик Ш. Веллеску). В
сезон 1888-89 И. Л. Караджале пригласил Т. в труппу бухарестского Нац.
т-ра, где он работал до 1925. Т. обладал ярким комедийным дарованием,
его иск-во было глубоко гуманистично, заразительный юмор иногда
переходил в беспощадную сатиру. Иск-во Т. способствовало утверждению
нац. драматургии в рум. т-ре.
Роли: Фароруриди, Пордаке ("Потерянное письмо", "Во время карнавала"
И. Л. Караджале), Рэдеш ("Рэзван и Видра Хашдеу), Зелик Шор ("Манасса"
Романа), Лэкустэ-Воевода ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Арган ("Мнимый
больной"), Фигаро и др.
ТОПАНОВ, Александр Михайлович (1903-1959) - хакасский сов. драматург.
Один из основоположников хакасской сов. лит-ры. Лит. деятельность начал
в 1920. Принимал активное участие в работе кружков художеств.
самодеятельности. Создал в Абакане кружок "Синей блузы", на базе к-рого
в 1931 был осн. Хакасский нац. т-р, и был первым художеств.
руководителем этого т-ра и актёром. Автор пьес: "С грамотой без нужды"
(соч. 1928; пост. 1932, Хакасский нац. т-р), "Чертополох" (1932), "От
ружья к трактору" (1933, там же), "Классовые враги" (1933, там же),
"Бабий выигрыш" (1938, там же). Пьесы Т. показывают классовую борьбу в
деревне в период коллективизации, старое и новое в жизни хакасов. В
период Отечеств, войны Т. написал одноактные пьесы "Кровь за кровь",
"Стальные сердца", "Месть". Написал (совм. с Н. М. Зингеровским) муз.
комедию "Одураченный Хорхло (1942, там же), в к-рой широко использовал
хакасский фольклор.
Лит.: Трояков П., Очерки развития хакасской литературы, Абакан, 1963;
его же. Хакасская драматургия, "Записки Хакасского
научно-исследовательского института языка, литературы и истории", 1958,
вып. VI.
Д. Ив.
ТОПЕНГ - индонез. традиционный театр масок. Получил развитие в раннем
средневековье. Испытал влияние инд. иск-ва. Сюжеты представлений
заимствуются из древнеинд. эпоса "Рамаяна" и "Махаб-харата", а также
разл. легенд и историч. хроник. Наиболее распространены яванская и
балийская театр. форма Т.-ваянг. В этих представлениях часто гротесково
изображаются традиционные герои - надменные раджи, отважные воины,
лукавые царедворцы и др.
Т. называют также маску, к-рую носят актёры этого т-ра (сделана из
дерева и раскрашена). Во время представления актёр держит маску зубами
за деревянную ручку или кожаный ремешок, прикреплённый к задней стенке.
Актёр в силу этого лишён возможности говорить и представление
сопровождает ведущий, к-рый носит полумаску. Сценич. образы Т. статичны,
игра актёров условна. В спектакль вводятся танц. сцены. На острове Бали
Т. используют также актёры (паджечаны), каждый актёр играет несколько
ролей и по ходу спектакля меняет маски.
Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л.,1929;
"Budaya", Djokjakarta, 1957, .ј 6; Wagner F. A., Indonesia. The art of
an island group (Methnen), L., 1959. Д. Д.
. ТОПОЛ (Topol.), Йосеф (р. 1.1 V. 1935) - чехословацкий драматург. В
1955 окончил Академию иск-в (АМУ) в Праге. Будучи студентом, написал
драматич. поэму "Полночный ветер" (1955, Художеств. т-р армии, Прага).
Пьесы Т.: "Их день" (1959, Нац. т-р, Прага), посв. совр. молодёжи
Чехословакии, "Конец мясопуста" (1963, Т-р им. Стнбора, Оломоуи)
рассказывают о крахе индивидуализма; "Кошка на рельсах" (1965, "Т-р За
браной", Прага) раскрывает духовный мир молодого поколения совр.
Чехословакии. В своих пьесах Т. стремится к психологич. обрисовке
образов, детальной разработке характеров, философскому осмыслению
проблем современности. Перевёл для пражского Нац. т-ра пьесы "Чайка"
Чехова и "Ромео и Джульетта" Шекспира.
Соч.: "Pulnocni vitr", Praha, 1956; "Jejich den", Praha, 19в0; "Konec
masopustu", Divadlo, 1963, ј 5; "Kocka na kolejich", "Divadlo", 1965, ј
2.
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М.. 1962. Д. Сол.
ТОПОРКОВ, Афанасий Яковлевич (ок.1727-1761)- рус. артист балета. В
1738-42 обучался в танц. школе Ж. Б. Ланде (первый набор). По окончании
школы вошёл в состав первой рус. балетной труппы. Выступал в т. н.
"серьёзных" балетах на пасторальные и мифологич. сюжеты, к-рые были
пост. Ланде и А. Ринальди (Фоссано), а также в аллегорич. балетах. С
1752 - придворный танцмейстер.
Лит.'. Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935;
Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1,
Л., 1938; К р а-совская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета,
М., 1965. Г. Ш.
ТОПОРКОВ, Василий Осипович [р. 4(16).III.1889]- рус. сов. актёр. Нар.
арт. СССР (1948). Доктор искусствоведения (1965). В 1909 окончил Петерб.
театр. уч-ще. В 1909-14-актёр Петерб. т-ра Лит.-художеств. об-ва. С
успехом сыграл роль Платона Каратаева ("Война и мир" по Л. Н. Толстому).
В 1919-27 работал в б. Т-ре Корша. Играл гл. обр. характерные, часто
комедийные роли: Труф-фальдино ("Слуга двух господ"), Бальзаминов
("Женитьба Бальзампнова" Островского), капитан Христоферсон ("Анна
Кристи" О'Нила), Сан-чо Пансо ("Освобождённый Дон Кихот" Луначарского).
С 1927 работает во МХАТе.
Т.-актёр широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего и
внутреннего перевоплощения. Одно из его основных качеств - умение
довести характерность каждой роли, сущность его героя "до высшей меры",
по выражению К. С. Станиславского. Игра актёра отличается предельной
органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Первые актёрские
работы Т. во МХАТе, подготовленные под рук. Станиславского,- кассир
Ванечка ("Растратчики" Катаева, 1928) и Чичиков ("Мёртвые души", 1932).
С глубоким проникновением в природу творчества Гоголя Т. сыграл
Чичикова; он создал образ авантюриста-приобретателя, основанный на ясном
социальном анализе явлений, отличавшийся тонким психологич. рисунком. То
же сочетание беспощадности психологич. анализа и лёгкости, изящества
комедийной формы продемонстрировал Т. в роли одураченного, доверчивого
Оргона ("Тартюф", 1939). Образ страстного мечтателя, человека высокой
принципиальности и чистоты создал Т., играя роль председателя
горисполкома коммуниста Береста ("Платон Кречет", 1935). Одержимость
человека, отдающего все силы труду, передал Т. в роли геолога Мориса
("Глубокая разведка" Крона, 1943;
Гос. пр. СССР, 1946). Значительными в творчестве актёра были такие
разнохарактерные образы, как маскирующийся контрреволюционер Антонов
("Земля" Вирты, 1937), агент царской охранки Битков ("Последние дни"
Булгакова, 1943), Аркашка Счастливцев (1948), грустнонелепый Епиходов
("Вишнёвый сад", 1949), философ Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду,
1958), Мак ("Над Днепром" Корнейчука, 1961). Одна из лучших ролей
Т.са-тирич. образ профессора Кругосветлова ("Плоды просвещения"
Толстого, 1951; Гос. пр. СССР, 1952).
Т. выступает и как режиссёр, пост. спектакль "Последние дни"
Булгакова (1943, совм. с В. Я. Ста-ницыным), совм. с М. Н. Кедровым
завершил пост. "Тартюфа" (1939); с Н. М. Горчаковым пост. спектакли
"Азорские острова" и "Весенний смотр" Шквар-кина в Моск. т-ре Сатиры.
Т.-страстный пропагандист системы К. С. Станиславского, в многочисл.
книгах, статьях, беседах, лекциях он популяризирует сущность театр.
педагогики Станиславского. Занимается педагогич. деятельностью в
Школе-студии МХАТа (с 1948 - профессор). /
Др. роли: Тихон ("Гроза"), Павлин ("Егор Буличов и другие", 1934),
Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по о. п. Диккенса, 1934), Хрипун
("Фронт", 1942), Дергачёв ("Последняя жертва" Островского, 1944),
Ремизов ("Дни и ночи" Симонова, 1947), Лемм ("Дворянское гнездо" по о.
п. Тургенева, 1957).
С о ч.: К. С. Станиславский на репетиции, М.-Л., 1949;
О технике актера, М., 1954; Разведчики будущего, в сб.:
Образ моего современника, М., 1951; Из жизни в театре, в сб.:
Театральный альманах, кн. 3 (5), М., 1946; Теория и практика системы К.
С. Станиславского, "Театр", 1950, ,ј 2; Действие, слово, сверхзадача,
там же, 1950, ј 11;
Жизненная правда сценического действия, там же, 1951, ;ј 11; Актер в
ансамбле, там же, 1952, ј 4; К. С. Станиславский, режиссер-педагог,
"Театральная жизнь", 1961, Л" 7, 8, 9, 23; Импровизация в творчестве
актера, там же, 1964, ј 7.
Лит.: Полякова Е., Художник воинствующего гуманизма, "Театр", 1950, ј
4; ее же , Полвека и еще четверть века, "Театральная жизнь", 1964, ј 6;
Ю з о в-с к и и Ю., "Тартюф", в его кн.: Зачем люди ходят в театр. М.,
1964. А. О.
ТОРАДЗЕ, Давид Александрович (р. 14. IV. 1922) - груз. сов.
композитор. Нар. арт. Груз. ССР 1961). Чл. Коммунистнч. партии с 1951. В
1939-41 учился в Моск. консерватории (класс Р. М. Глиэра), в 1948
окончил Тбилисскую консерваторию, в 1951 там же - аспирантуру. Автор
опер: "Призыв гор" (1947), "Невеста севера" (1958); балетов: "Горда"
(1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир" (1953, все пост. в Т-ре оперы и
балета им. Палиашвили, Тбилиси); муз. комедий: "Натэла" (1948),
"Мститель" (1952, обе пост. в Тбилисском т-ре муз. комедии); музыки к
драматич. спектаклям и фильмам; симфонпч., камерных и вок. произв. С
1954 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1964 - доцент).
Лит.: Г р о ш е в а Е., Новые достижения советской оперной культуры,
"Театр", 1951, ј4; Рославлева Н., Балет "Горда", "Муз. жизнь", 1958, ј
4. В. Бр.
ТОР‚ЛЛИ (Torelli), Джакомо (1.IX. 1608 - 17. VI. 1678) - итал. театр.
архитектор и декоратор. Работал в венецианских т-рах
"Сан-Джованни-э-Паоло", "Новпссимо", где усовершенствовал систему
кулисных машин, применённую его учителем Дж. Алеотти. С 1645 был
директором т-ра "Пти-Бурбон" в Париже. Участвовал в пост. спектаклей:
"Притворная сумасшедшая" (1641-45, муз. Ф. Сакрати), "Андромеда" П.
Корнеля (1650), "Деидамия" (1644), "Свадьба Фетиды и Пелся" (1654)
Кавалли, "Докучные" Мольера (1661) и др. Машины, изобретённые Т. для
этих пост., давали возможность производить быстрые перемены декораций.
Вернувшись в Италию (1662), разработал проект постройки т-ра "Фортуна"
(г. Фано), строительство к-рого было завершено в 1677.
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, М.-Л., 1940. с. 50-52.
ТбРНДАЙК (Thorndike), Сибил (р. 24. X. 1882) - англ. актриса. Муз.
образование получила в "Гилд-холл-скул"-школе музыки, театральное-в
Академии Б. Грита. В 1904 дебютировала в Кембридже, в т-ре "Нью", в
TpynneJB. Грпта. В 1904-08 гастролировала с этой труппой в США. С 1908
играла в труппах А. Э. Хорнимен, Ч. Фромана. В 1914 впервые выступила на
сцене т-ра "Олд Вик". В дальнейшем играла в разл. т-рах Лондона, но к
работе в т-ре "Олд Вик" возвращалась неоднократно. Среди лучших ролей:
леди Макбет; Гекуба ("Троянки" Еврп-пида), Осе ("Пер Гюнт" Ибсена),
Иокаста . ("Эдип-царь" Софокла), Кандида и Жанна (о. п. и "Святая Жанна"
Б. Шоу), Беатриче ("Ченчи" Шелли), Медея (о. п. Еврппида). Выступала в
ролях шекспировского репертуара. Т.- актриса большой трагедийной силы.
Многие бытовые образы, созданные Т., отмечены искренностью, лиризмом,
отличаются психо-логич. глубиной, интеллектуальностью. Играя роли Жанны
и Осе, Т. трактовала эти персонажи как выразительниц нар. мудрости. В
1939-44 с труппой "Олд Вик" играла в рабочих посёлках и деревнях Англии.
Много гастролировала: в Юж. Африке, Франции, США, Египте, Палестине,
Германии, Австралии, Индии и др. В 1963 выступала с Л. Кэссоном (мужем и
постоянным партнёром) на сцене т-ра "Хей-маркет" с отрывками из
различных пьес и чтением стихов. С 1922 снималась в кино.
Лит.: Thorndike R., Sybil Thorndike, L., 1929;
Т г e w i n J. С., Sybil Thorndike, L., 1955. ф, К.
ТОРОПОВ, Акиндин Маркелович [р. 18.IV. 1918] - рус. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1964). Окончил декоративное отд.
Самаркандского художеств. уч-ща (1939). Работу в т-ре начал во Фрунзе
(ТЮЗ, 1936). В 1945-47 - гл. художник т-ра рус. драмы, с 1947 - Кирг.
драм. т-ра.
Оформил спектакли: "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1946,
фрунзенский Т-р рус. драмы); в Кирг. драм. т-ре: "Мы не те, что были"
Маликова и Куттубаева (1951), "Егор Булычев и другие" (1953), "Дочь
Атабека" Абдумо-мунова (1955), "На высокой земле" Маликова (1956),
"Кур-манбек" Джантошева (1957), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (1959),
"Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле"
(1964), "Джамиля" (1965) по Айтматову,"Король Лир" (1963), "Горе от ума"
(1966) и др. Д.Бр.
ТОРРЕС HAAPPO (Torres Naharro), Бартоломе де (последняя четв. 15
в.ок. 1531) - исп. поэт и драматург. Был солдатом, попал в плен в
Алжире, после освобождения стал священником, жил в Риме и Неаполе. Пьесы
Т. Н. ставились во дворцах знати и опубликованы в сб. "Пропалладия" ("В
честь Афины Паллады", 1517). В предисловии к этой книге Т. Н. излагает
свои взгляды на драм. иск-во. Опираясь на нек-рые принципы античной
поэтики и итал. учёно-гуманистич. т-ра, Т. Н. считал возможным смешение
в пьесе трагич. и комич., отказывался от деления пьес на "высокие" и
"низкие" жанры, разделяя их по стилевому признаку на "комедии вымысла"
("comedias a fantasia") и "бытовые комедии" ("comedias a noticia").
Большинство пьес Т. Н. - "комедии вымысла" у пьесы с фантастич. сюжетами
("Хасинта") и комедии с вымышленным, но правдоподобным сюжетом -/-