<< Пред.           стр. 781 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Каминская), "Дон Кихот" Минкуса (Сатуновский), "Петя и Волк" на муз.
 Прокофьева (Завьялов), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсанова,
 "Штрау-сияна"; "Болеро" на муз. Равеля (Измайлова), "Золотой ключик"
 Зейдмана (Литвинова).
  1961. "Хамза" Бабаева (Мухамедов, Сатуновский), "Бахчисарайский
 фонтан" (Сатуновский); "Кашмирская легенда" Мушеля (Измайлова).
  1962. "Сердце поэта" Ашрафи (Миллер, Азимов), "Человек, который
 смеётся" Зейдмана (Сатуновский).
  1963. "Гюльсара" Глиэра и Садыкова (Мухамедов), "Тропою грома"
 Караева (Юсупов).
  1964. "Песни Хорезма" Юсупова (Миллер), "Дон Жуан" Фейгина
 (Кузнецов), "Семург" Бровцына (Юсупов).
  1965. "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (Му-минов), "Тени"
 Минкуса (Кузнецов).
  Лит.: Соколов Н., Театр оперы и балета в Ташкенте, М., 1949; Пеккер
 Я., Узбекская опера, М., 1963. ?. Д,
  УЗБЕКСКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (Ташкентский
 театрально-художественный институт имени А. Н. Островского). Организован
 в Ташкенте в 1945. Имеет актёрский (с отделениями драма-тич. т-ра, кино,
 муз. драмы), режиссёрский и театроведческий ф-ты. В 1954 создано
 художеств. отделение (специальности: живопись, скульптура,
 театр.-декорац. живопись, художеств. керамика, декоративно-прикладная
 скульптура, графика и др.). В 1959 открыто вечернее отделение с
 актёрским, режиссёрским и театроведческим ф-тами, а в 1962 - заочное
 отделение (с актёрскими и театроведческими группами). С 1965 на дневном
 отделении начал работать искусствоведческий ф-т. Ин-т имеет большое
 значение для подготовки кадров для Узбекистана и др. республик Ср. Азии
 и Казахстана.
  Среди выпускников ин-та: нар. арт. Узб. ССР Я. Абдуллаева, 3.
 Мухамеджанов, засл. арт. Узб.
  ССР И. Алиева,* Э. Малпкбаева (Т-р им. Хамзы),. X. Умаров, Б.
 Ихтияров, С. Пулатов (Т-р им. Му-кимп), А. Талипов, В. Кадыров (Узб.
 ТЮЗ, Ташкент); режиссёры обл. т-ров: засл. деят. иск-в Узб. ССР Т.
 Арифджанов, М. Бабаев, А. Якубходжаев, режиссёр Т-ра им. Мукими А.
 Рахимов и др.
  В ин-те работали М. Уйгур и Я. Бабаджанов; среди педагогов: нар. арт.
 СССР С. Ишантураева, нар. арт. Узб. ССР Т. Ходжаев, Ш. Магзумова, засл.
 арт. Узб. ССРН. Алиева, засл. деят. иск-в Узб. ССР И. В. Ра-дун, доценты
 Я. С. Фельдман, Л. Ходжаева и др. На художеств. отделении, созданном при
 участии О. Та-тевосяна, преподают нар. худ. Узб. ССР Р. Ахмедов,. В.
 Рыфтин и др.
  С 1957 ин-т выпустил 6 сборников "Учёных записок" и учебное пособие
 "Вопросы маркспстско-ленинской эстетики" (1965).
  Первым директором ин-та (до 1950) был проф. М. П. Верхацкий, затем Я.
 Э. Велиев; с 1959 - кандидат философских наук, доцент X. Абдуллаев.
  Лит.: Воспитание кадров и театральное образование в Узбекистане, в
 сб.: Объединённая научная сессия, посвящённая 40-летию Узбекской GCP и
 Коммунистической партии Узбекистана. Тезисы Докладов, Таш., 1964.
  УЗБЕКСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
  УЗИН, Владимир Самойлович [13(25).VH.1887 - 24. V.1957] - рус. сов.
 театровед, литературовед. Лит. деятельность начал в 1906. Осн. работы У.
 посвящены истории исп. лпт-ры и т-ра. У. составил аннотированную опись
 всех пьес Лопе де Вега. Автор перевода пьес "Сам у себя под стражей"
 Каль-дерона (М., 1945), "Дурочка" Лопе де Вега (М." 1949) и др.
  Соч.: Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де
 Вега, М., 1963; Испанский театр. в кн.:
  История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Сервантес об
 актёрском искусстве, в сб.: Ежегодник Ин-та истории искусств, М., 1948;
 Перелицованная классика. О некоторых постановках пьес Лопе де Вега,
 "Театр", 1946, .ј 7- 8; "Шекспир мертвый и Шекспир живой" и "Последние
 пьесы Шекспира", в кн.: Шекспировский сборник, М., 1948;
  Театр в странах Латинской Америки, в кн.: Страны Латинской Америки,
 М., 1949; Редактор переводов, вступит. статей, примечаний: Испанский
 театр XVII в., М., 1946;
  Лопе де Вега, Учитель танцев, М., 1948; Лопе д е Вега, "Фуэнте
 Овехуна", М., 1952. С. Г.
  УЗНАВАНИЕ (?????????-??, от ???????? - узнаю) - один из приёмов
 построения др.-греч. драмы. У. устраняло препятствия, положенные
 драматургом в основу пьесы (например, низкое социальное положение
 героини), изменяло взаимоотношения героев, приводило действие к
 благополучному концу (соединение влюблённых молодых людей, счастье
 супругов). В трагедии У. основывалось не только на внешних приметах
 (родинка, амулет и т. п.), но и на сопоставлении разных обстоятельств в
 судьбе героя (например, в "Царе Эдипе" Софокла). Приём У. перешёл затем
 в ново-европ. бурж. комедию, где сохранялся почти до конца 19 в.
  УЗУНОВ, Димптр (р. 10. XII. 1922) -болг. артист оперы (драматич.
 тенор). Нар. арт. НРБ (1964). Учился в Софийском ун-те, брал уроки пения
 у X. Брымбарова. С 1942 - солист Софийского радио, затем пел в оперетте;
 с 1948 - солист Софийской нар. оперы. Гастролировал в СССР (в 1953-54
 проходил стажировку в Большом театре), США и мн. странах Европы. У. -
 выдающийся представитель совр. болг. муз. т-ра. Обладает сильным,
 красивым голосом с баритональными низами. Артист огромного темперамента,
 У. передаёт тончайшие нюансы психологии героев. Особенно удаются У.
 партии, отличающиеся большой драматической напряжённостью и патетикой.
  Партии: Момчил (о. п. Пипкова), Самозванец ("Борис Годунов"), Водемон
 ("Иоланта"), Лыков ("Царская невеста");
  Павка ("Семья Тараса" Кабалевского), Хозе, Канио, Рада-мес; Отелло
 (о. п. Верди), Бакхус ("Ариадна на Никсосе" Р. Щтрауса) и др.
  Лауреат Междунар. конкурса вокалистов в Париже (1955). Димитр." пр.
 (1959).
  Лит.: Карапетров К. Изкуство, което не познава покоя, "Българска
 музика", 1964, ј 6; Троицкая Г.. Семь современных певцов, "Театр", 1960,
 JS% 2. А Ив.
  УЙВЕР (Weaver), Джон (21. VII.1673-24.IX.1760)- англ. танцовщик,
 балетмейстер и теоретик танца. В 1702-33 выступал в Лондоне в т-ре
 "Друри-Лейн" препм. в ролях Арлекина, требовавших не только драматпч.
 одарённости, но и танц. техники. В 1702 пост. в т-ре "Друри-Лейн" первый
 пантомимный балет "Трактирные завсегдатаи",- в 1717 - классич. балет
 "Любовь Марса и Венеры", в к-ром пантомима сочеталась с танцем. В
 теоретич. труде "Очерк истории танца" (1712) У. впервые разделил танцы
 на роды и виды, а также применил термин сценический танец. У. утверждал
 принципы действенного танца и способствовал его развитию, был одним из
 предшественников Ж. Ж. Новера. В 1706 перевёл и опубликовал впервые в
 Англии работу Фейе о записи танца, под назв. "Орхезография", а в 1721
 "Анатомические и механические лекции", в которых впервые установил связь
 между анатомией человеческого тела и техникой танца.
  Соч.: Orchesographie, L., 1706; A small treatise of time and cadence
 in dancing, L., 1706; An essay towards an history of dancing, L., 1712;
 History of the mimes and pantomimes, L., 1728; The loves of Mars and
 Venus, L., 1718: Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L.,
 1721.
  Лит.: Lawson J., A history of ballet and its makers, L.. 1964, p.
 27-30. Ham. P.
  УЙЛКИ (Wilkie), Аллеи (гг. рожд. и смерти не-изв.) - австрал. актёр,
 театр. деятель. Род. в Англии. В 1915 приехал в Австралию и до 1926
 выступал в организованной им "Шекспировской труппе" в городах Австралии
 и Новой Зеландии. Пост. здесь ок. 25 пьес Шекспира, комедии драматургов
 18 в. В 1920 организовал постоянную труппу, состоящую из молодых
 австрал. актёров. В конце 20-х гг. 20 в. работал в Канаде, затем
 вернулся в Англию. Г. Ш.
  УЙЛЕИНСОН (Wilkinson), Норман (1882-1934)- англ. театр. художник.
 Окончил Бирмингемскую школу иск-в. Лучшие работы У. относятся к нач. 20
 в. Известны декорации и костюмы У. к шекспировским спектаклям "Зимняя
 сказка", "Двенадцатая ночь" (оба в 1912) и "Сон в летнюю нОчь" (1914),
 пост. реж.
  X. Гренвилл-Баркером в т-ре "Савой". Среди последних работ - "Сон в
 летнюю ночь" (1932, Стратфорд-он-Эйвон) и "Ромео и Джульетта" (1933,
 Театр. об-во, Лондон). В л. Ш. УЙЛКПНСОН (Wilkinson), Тейт (27.X. 1739
 -16.
  XI. 1803) - англ. актёр и театр. деятель. Ученик С. Фута. Получил
 известность как мим. Успешно выступал в Лондоне и Дублине, гастролировал
 в провинции. Более 30 лет руководил зрелищными предприятиями в Йорке, в
 к-рых начали свою сценич. деятельность известные англ. актёры (Р. Кембл,
 Ч. Мэ-тьюс, С. Сиддонс и др.). Автор книг "Мемуары" ("Memoirs", 1790) и
 "Странствующий владелец театра" ("Wandering patentee", 1795). Ю. К.
  УЙЛКС (Wilks), Роберт П6б-27.П.1732) - англ. актёр. В 1690 начал
 сценич. деятельность в т-ре "Друри-Лейн", затем перешёл в Дублинский
 т-р, где завоевал большую популярность, после чего снова вернулся в
 "Друрп-Лейн". В 1711-32 совм. с Б. Бутсом и К. Сиббером руководил этим
 т-ром.
  Успех принесли ему комич. роли в пьесах Дж. Фар-кера: Гарри Уайльдер
 ("Верная супружеская чета" и "Сэр Гарри Уайльде?"), капитан Плюм
 ("Офицер вербовщик"), Арчер ("Хитрый план щеголей"); роль дона Феликса в
 комедии Сентливр "Чудо". Исполнял также роли Макдуфа ("Макбет") и
 Гамлета.
  Лит.: Do ran J., ...Annals of the English stage..., v. 1 N. Y., 1865;
 История западноевропейского театра, т. 2. М., 1957. Ю. К.
  УЙЛСОН (Wilson), ДжонДовер (р. 13.VII. 1881) - англ. лит. и театр.
 критик. Учился в Кембриджском ун-те. Один из крупнейших англ.
 шекспироведев. С 1921 -редактор "Нового кембриджского издания соч.
 Шекспира" (каждая пьеса издана отдельным томом). У. пересмотрел старые
 методы текстологии, обновил шекспировский текст (спорные прочтения слов,
 пунктуация, ремарки пьес). Осн. текстологич. работы: "Введение в текст
 "Бури1'" (1921), "Рукопись шекспировского "Гамлета"" (1934) и "Новые
 пути шекспировской текстологии" (в "Шекспировском обозрении", 1954-58).
 Критич. работы У. основаны на глубоком знании псторико-культурных
 фактов, они всегда оригинальны, хотя и не бесспорны: "Судьбы Фальстафа"
 (1943), "Что происходит в "Гамлете"" (1939), "Счастливые комедии
 Шекспира" (1962). У.-проф. Королевского колледжа (1924-35),
 Эдинбургского ун-та (1935-45).
  Соч.: Textual introduction, в кн.: The works of Shakespeare. The
 Tempest, Cambr., 1921, p. XXIX-XLIV; The Manuscript of Shakespeare's
 Hamlet..., Cambr., 1934; What happens in Hamlet, Cambr., 1935; The
 fortunes of Falstaff Cambr., 1943; The New way with Shakespeare's
 texts... "Shakespeare survey", Cambr., 1954, ј 7; 1955, .ј 8; 1956 .ј 9;
 1958, М 11; Shakespeare's happy comedies, L. 1963. A. A
  УЙЛТОН, М. - см. Банкрофт.
  УЙЛЬЯМС, Теннесси, Теннесси Уильяме [(Williams, Tennessee), наст. имя
 и фам.-Томас Л а н и р (Lanier); p. 26. III. 1914]- амер. писатель,
 драматург. Учился в Мпссурийском университете, который не закончил. В
 1936- 1938 сблизился с труппой артистпч. молодёжи "Мам-мерс" ("Фигляры",
 Сент-Луис), к-рая пост. ранние неопубликованные пьесы У. В 1944 в Чикаго
 пост. пьеса "Стеклянный зверинец", разрабатывающая близкую драматургу
 тему.- беззащитность чистых натур, неизбежность гибели добра и красоты в
 совр. мире. После драмы "Трамвай, именуемый "Желание1'" (1947, театр
 Барримор, Пулицеровская пр.) за драматургом упрочилась репутация
 "авангардиста". В пьесе "Лето и дым" (1948) У. показывает противоречия
 между физической и духовной жизнью человека. В драме "Татуированная
 роза" (1950, т-р "Эрлангер", Чикаго) звучат ноты социального протеста.
 Аллегорич. драма "Путь действительности" (1953, т-р "Мартин Век")
 показывает кризис дряхлеющей совр. цивилизации. Пьеса завершается
 оптпмистич. концовкой, драматург утверждает, что амер. народ сумеет
 разорвать паутину мракобесия и лжи. Грубость и дикость нравов жизни юж.
 амер. провинции, разлагающая власть денег об-личаются в пьесах "Кошка на
 раскалённой крыше"
  (1955, Пулицеровская пр.) п "Орфей спускается в ад" (1957, т-р
 "Продыосерс", Нью-Йорк; 1961, Т-р им. Моссовета, Москва). В драме "Ночь
 игуаны" (1962) и особенно в пьесе "Не надо благостных слов" (1963, т-р
 "Морско") усиливаются религиозные мотивы, выдвигается тема грядущего
 искупления человечества за пороки цивилизации. Творчество У. отражает
 противоречия в развитии совр. культуры США. В нём сказывается влияние
 пдеалистич. теорий, модернистской эстетики: безысходная тоска по чистоте
 и справедливости, неверие в их достижимость, почти сентиментальная
 нежность к обездоленным и беззащитным и в то же время - утверждение
 власти чувственности, зоологич. начала в человеке. Пьесы У. отмечены
 натуралистпч. зоркостью и социальной слепотой. Сложные противоречия
 мироощущения У. определяют эклектичность его художеств. метода.
 Драматург выдвигает теорию "пластического т-ра", по к-рой символы
 становятся естественным языком драмы, текст пьес является лишь "формулой
 существования спектакля". У. - мастер драматургич. миниатюры (одноактные
 пьесы в сб. "Американские блюзы", 1940; "Двадцать семь телег с хлопком и
 другие одноактные пьесы", 1945).
  Соч.: Four plays, L., 1956; в рус. пер.-"Орфей спускается в ад",
 "Иностранная литература", I960, .ј 7;
  "Стеклянный зверинец...", М., 1967.
  Лит.: 3 л о б и н Г., На сцене и за сценой, "Иностранная литература",
 1960, ј 7, с. 199-210; его же, Современная драматургия США, М., 1965;
 Орлова Р., Потомки Гекльбери Финна, М., 1964; Л о у с о н Д. Г.,
 [Статья], "Иностранная литература", 1962, .ј 8, с. 186-96; Gas-sner J.,
 The theatre in our times, N. Y., [1955]; его же, Theatre at the
 crossroads, N. Y., 1960; F a 1 k S. L., Tennessee Williams, N. Y., 1962;
 Nelson В., Tennessee Williams. His life and work, L., 1961.
  УЙЛЬЯМСОН (Williamson), Джеймс Кассиус (26. VIII.1845-6.VII.1913) -
 австрал. актёр, театр. деятель. Род. в США. В 1874 начал сценич.
 деятельность в т-ре "Ройял" в Мельбурне. Был одним из прогрессивных
 деятелей австрал. т-ра. В 1882-90 совм. с театр. деятелями А. Гарнером,
 Дж. Масгро-вом возглавлял крупную театр. монополию, куда входили т-ры
 городов Мельбурна ("Ройял", "Прин-сесс"), Сиднея ("Ройял") и Аделаиды
 ("Аделейд рой-ял"). В т-рах этого объединения ставились драматич. и муз.
 спектакли. В 1889 У. организовал танц. труппу, в 1897 открыл в Мельбурне
 балетную школу. Г. Ш.
  УЙНСТЭНЛИ (Winstanley), Элиза (1818-2.XII. 1882) - австрал. актриса и
 писательница. В 1834-48 выступала в Сиднее, исполняла трагедийные и
 комедийные роли. В 1848-65 работала в Англии в т-рах Лондона и др.
 городов. Роли: Констанца ("Король Джон" Шекспира), миссис Квпкли
 ("Фальстаф" Ха-кетта) и др. В 1865 оставила сцену, посвятив себя лит.
 деятельности. Автор воспоминаний.
  Соч.: Shifting scenes in theatrical life, L., 1859. Г. Ш.
  УЙПЬЯРД, У и нард (Wynyard), Дайана [наст. имя ифам.-Дороти Изабел
 Кокс (Сох); 16.1.1906-май 1964] - англ. актриса. С 1925 работала в т-ре
 "Глобус", играла в разл. городах Англии, в 1927-29 - в Ливерпульском
 репертуарном т-ре. С 1929 - актриса т-ров Лондона ("Олд Вик", "Олдуич",
 "Ппккадиллп" и др.) и Стратфорда-он-Эйвон. Исполнила роли: Элиза Дулптл
 ("Пигмалион"), Сара Мюллер ("Стража на Рейне" Хелман), Гертруда, Порция,
 Катарина, Дездемона, леди Макбет, Беатриче ("Гамлет", "Венецианский
 купец", "Укрощение строптивой", "Отелло", "Макбет", "Много шума из
 ничего"), Анна ("Игрушки на чердаке" Хелман), Аркадина ("Чайка") и др.
 У. была эмоциональной актрисой, обладавшей большим сценич. обаянием,
 лиричностью. Творчество её характеризовалось острым чувством
 современности; создавая историч. образы, актриса обычно наделяла их
 чертами своих современниц. В 1955 была в Сов. Союзе с т-ром под {)ук. П.
 Брука. С 1932 снималась в кино. ф. К.
  УЙЧЕРЛИ (Wycherley), Уильям (ок. 1640-1.1. 1716) - англ. драматург.
 Крупнейший комедиограф эпохи Реставрации. Род. в дворянской семье.
 Учился в Оксфорде. Время написания и пост. пьес У. точно не установлено.
 Автор комедий "Любовь в лесу, или Сент-Джемский парк" (1671),
 "Джентльмен - учитель танцев" (1671-72). Наибольшее значение имеют две
 последние комедии У.- "Деревенская жена" (1675, т-р "Друрп-Лейн") по
 пьесам "Школа жён" Мольера и "Евнух" Теренцня, и комедия "Прямодушный"
 (1676, там же), написанная под влиянием "Мизантропа" Мольера. В этой
 комедии У. первый среди драматургов эпохи Реставрации сатирически
 изобразил знатных корыстолюбцев и лицемеров. Действие комедий У.
 построено на параллельном развитии нескольких интриг, они отличаются
 сценичностью, действующие лица имеют чёткую характеристику. У. не
 свойственна пспхологич. разработка образов, он мастер лаконичной
 комедийной характеристики. Творчество У. завершило комедиографию эпохи
 Реставрации и оказало значит, влияние на последующее развитие англ.
 драматургии.
  С о ч.: The works of the ingenious mr William Wycherley, L., 1713;
 The dramatic works,.., with biographical and critical notices by L.
 Hunt, L., 1851; The complete works..., ed. by М. Summers, v. 1-4, L.,
 1924; The complete works. N. Y., 1964.
  Лит.: Holland N., The first modern comedies. The significance of
 Etherege Wycherley and Congrevc, Cambr. (Mass.), 1959. fQ f{
  УЙГУР, Маннон (наст. фам.- М а д ж и д о в; 11. X.1897-16.X.1955) -
 узб. сов. режиссёр, актёр, драматург. Один из основателей узб. сов.
 т-ра. Нар. арт. Узб. ССР (1932). Сценич. деятельность начал в 1916 как
 любитель-актёр в труппе "Турон" (Ташкент). В 1919 организовал и
 возглавил узб. проф. труппу им. Карла Маркса (Ташкент), участвовал в
 спектаклях как актёр. В 1924-27 учился в Москве в драматической студии
 при Узб. доме просвещения. По окончании студии вошёл в состав Театра им.
 Хамзы, был режиссёром и худ. рук. этого театра. У. внёс вклад в создание
 реа-листич. узб. актёрской школы. Играл преим. комедийные роли: Эшимкул
 (в своей пьесе "Туркестанский лекарь") и др., а также драматич. роли
 -Гафур ("Бай и батрак" Хамзы), Рахим ("Халима" Зафари). Спектакли, пост.
 У., отличались точностью социальных характеристик, ярким нац. колоритом,
 выразительностью мизансцен. Особое внимание У. уделял работе над сценич.
 речью. Среди пост. У.: "Бай и батрак" Хамзы (1919), "Халима" Зафари
 (1920), "Два коммуниста" Яшена (1929), "Маска сорвана" Фатхул-лина
 (1932), "Сожжём" Яшена (1932), "Гамлет" (1935);
  "Предатели" Фахтуллина (1938), "Джалалетдин" Шейх-заде (1944), "Песня
 жизни" Уйгуна (1947), "Алишер Навои" Султанова и Уйгуна (Гос. пр. СССР,
 1949), "Мукими" Абдуллы (1954) и др.
  У. написал одноактные комедии ("Туркестанский лекарь", 1918, и др.),
 переводил пьесы с азерб. и тат. яз. Вёл педагогич. работу в Ташкентском
 театр.-художественном ин-те.
  УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры - народ древней и самобытной
 культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из
 китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр.
 Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во
 время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные
 поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до
 Октябрьской революции не было.
  Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность
 художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте
 (ныне г. Панфилов), Чплике и др. были созданы драм. кружки, в 1920
 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников
 художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в
 истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели- участники самодеят.
 кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и

<< Пред.           стр. 781 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу