<< Пред. стр. 783 (из 913) След. >>
"Средь бури" (1897).Социально-бытовые пьесы на темы нар. жизни создали во второй половине
19 в. Панас Мирный ("Ли-меривна", 1883), А. Я. Конисский ("Порвалась
нитка", 1886), В. С. Мова-Лиманский ("Старые гнёзда и молодые птицы",
1886), Г. М. Бораковский ("Из моря житейского", "Злом счастья не
добудешь", история, драма "Маруся Чурай - украинская пес-нстворка",
1888, и др.), Н. А. Янчук ("Пылып-музы-кант", 1875, "Питомец", 1890, "На
чужбине", 1892, и др.), О. Пчилка ("Мировое дело", 1892, и др.)
Наиболее видным представителем укр. реалистич. бытовой драматургии
2-й пол. 19 в. является И. К. Карпенко-Карый. Им написаны
социально-бытовые драмы ("Бурлак", 1883, "Бесталанная", 1886,
"Наймичка", 1885, "Чумаки", 1897, и др.), социальные комедии ("Мартын
Боруля", 1886, "Сто тысяч", 1890, "Хозяин", 1900, "Суета", 1903, и др.),
в к-рых глубоко и правдиво отражены классовые противоречия в
послереформенном селе; историч. пьесы, носящие ро-манТич. окраску
("Бондаривна", 1884, "Паливода 'XVIII столетия", 1893, "Лихая искра поле
сожжёт п сама исчезнет", 1896, "Гандзя", 1902). Среди этих пьес
выделяется трагедия "Савва Чалый" (1899), высокохудожеств. реалистич.
произведение на сюжет из истории Гайдамачины на Украине. В этой пьесе
осуждается ренегатство политич. деятелей и воспевается героизм нар. масс
в борьбе с поработителями- польской шляхтой. Лучшие пьесы
Карпенко-Каро-го благодаря мастерству, глубине пспхологич. анализа, силе
и яркости социальных характеристик, сценич. мастерству вошли в золотой
фонд укр. клас-сич. драматургии, крупнейшие произведения к-рой отмечены
реалистич. образностью, искренностью, лиризмом.
Иными были пути развития драматургии на землях Галиции, Буковины и
Закарпатья, к-рые входили в состав Австро-Венгрии. В 1848 в связи с
возникновением любительских спектаклей появились переделки пьес укр. и
зап.-европ. драматургов. Первые оригинальные пьесы: "Дело в селе
Клекотине", "Отчаянье арендатора" Р. Моха (1849), "Добродетель превышает
богатство" А. В. Духновича (1850) и др. Создание проф. т-ра во Львове и
объявление драматич. конкурса в 1864 способствовали появлению ряда пьес
о совр. жизни народа ("Подгоряне" И. Гушалевича, 1864, "Так вам и надо"
Ю. Федьковича, 1865, "Мещанка" П. Свенцицкого, 1866, и др.) и историч.
прошлом ("Раксолана" Г. Якимовича, 1865, "Федько Острож-ский" Е.
Огоновского, "Настася" В. Ильницкого, 1866, и др.). В 70-80-е гг. в
зап.-укр. драматургии преобладают историч. пьесы (К. Устиянович, Ю.
Федь-кович, Ос. Барвинский и др.). Элементы критики тогдашней
действительности содержали пьесы И. И. Во-робкевича ("Гнат Приблуда",
1875, "Убогая Марта", 1878, "Блудный сын", 1885, и др.), проникнутые
религиозным морализаторством. Наиболее крупным драматургом был Г. И.
Цеглинский, к-рый в своих лучших пьесах ("Шляхта ходачковая", 1886,
"Аргонавты", 1889, "Торговля жемчугами", 1895) сатирически осмеивал
отдельные стороны жизни мелкой буржуазии и духовенства, но при этом он
оставался на реакц., клерикальных позициях. Смело и решительно выступил
против фальшивых, антиреалистич. тенденций в лит-ре и драматургии И. Я.
Франко, автор социальных комедий "Рябина" (1893) и "Учитель" (1894),
псторич. драмы-сказки "Сон князя Святослава" (1895), своеобразных
одноактных пьес ("Последний крейцер", 1879, "Мастер Чирняк", 1896,
"Будка ј 27", 1895, и др.). Драматургич. творчество Франко уравнивает
зап.-укр. драматургию с передовой вост.-укр. драматургией. Выдающееся
произведение У. д. этого периода- социально-пснхологич. драма Франко
"Украденное счастье" (1891), изображающая жизнь подкарпатских крестьян.
Это крупнейшее, социально-насыщенное, мастерское по лит.-сценич. форме
произведение постоянно сохраняется в репертуаре укр. т-ров.
В нач. 20 в. драматургич. деятельность продолжали И. К.
Карпенко-Карый и М. Л. Кропивннцкий. В этот же период появляются новые
драматурги, отражавшие в своих пьесах важные явления современности, в
частности события революции 1905-07:
Г. М. Хоткевич ("Смутное время", 1906), Л. А. Яновская ("В
предрассветном тумане", 1906, "Жертвы , 1908), С. Ф. Черкасенко
("Вьюга", 1907) п др. В эти годы выступает с мастерскими маленькими
комедиями С. В. Васильченко ("На первое гулянье", 1911,
"Зиля-Королевич", 1913, "В тени", 1914, "Петухи, не пойте, ночь не
уменьшайте", 1917).
Рост освободительного движения, распространение идей социализма и
марксизма влияли на развитие драматургии. Передовой зритель требовал
решительного расширения проблематики пьес. Щедрое использование
фольклора, прямое заимствование сюжета из фольклорного источника,
внешняя орнаментация драматпч. действия песнями, танцами, сценами
свадебных обрядов становятся анахронизмом. Успешно начатое
Карпенко-Карым, Франко и др. драматургами конца 19 в. расширение сферы
художеств. изображения, утверждение социально значимой проблематики,
завершили те, кто пришёл на смену этим драматургам.
Своеобразный, новаторский этап в развитии У. д. конца 19 - нач. 20
вв. представляет творчество Леси Украинки. Уже в первой её драме
"Голубая роза" (1896) показан сложный социально-психологпч. конфликт в
среде интеллигенции. С именем Леси Украинки связан расцвет философской
драмы в У. д. В драм. поэмах на темы из древней и новой истории ("На
руинах", 1904, "В катакомбах", 1905, "Кассандра", 1907, "В пуще", соч.
1909, "Адвокат Мартиан", 1911, "Оргия"" 1913) Леся Украинка обратилась к
важным социально-этич., политич. проблемам своего времени. В драме
"Каменный властелин" (1912) она по-новому интерпретировала вечную тему о
Дон Жуане, претворив драму человеческой любви в социальную драму.
Вершиной творчества Леси Украинки явилась драма-феерия "Лесная песня"
(1911), трагедийный конфликт к-рой построен на столкновении мечты и
действительности, вечного стремления человека к прекрасному и про-заич.
течения повседневной жизни. Драма отражает глубокую веру народа в победу
добра над злом, света над тьмой. В годы, когда укр. драматурги
испытывали влияние упадочнич. концепций, в драме Леси Украинки
проявилась прогрессивная направленность её творчества.
Идейный кризис лит-ры и иск-ва после подавления революции 1905
отразила драматургия В. К. Винни-ченко. Порвав с демократич. традициями,
отказавшись от участия в освободительной борьбе, он проповедовал в своих
пснхологич. драмах ("Дисгармония", 1905, "Великий Молох", 1907, "Ложь",
1910, "Чёрная пантера и белый медведь", 1911, "Натусь", 1912) т. н.
"новую" могаль. Упадочнич. тенденции насаждала также символистская
драма, представителем к-рой был А. И. Олесь ("По пути в Сказку", 1910,
"Трагедия сердца", 1911, "Танец жизни", 1913, и др.). Символистские
тенденции проявились и в пьесах С. Черкасенко ("Сказка старой мельницы",
1914, "О чем ковыль шелестел", 1916) и др.
Советская драматургия. Украинская советская драматургия развивалась
на основе достижений У. д. 19 - нач. 20 вв., творч. традиций
Кот-ляревского, Квитки-Основьяненко, Старицкого, Кро-пивнпцкого,
Карпенко-Карого, Франко, Леси Украинки и художественного претворения
новой, социалистической действительности.
Зачинателями укр. сов. драматургии выступили писатели, вышедшие из
трудовых слоев народа, поднятые к творчеству революцией, грозными
битвами гражданской войны, напряжённой классовой борьбой в городе и в
деревне: И. А. Кочерга П. Г. Кулиш, М. Ирчан, А. В. Головко, О. Вишня,
Д. Й. Бедзик, И. Д. Днепровский, И. К. Микитенко и др. В то же время в
становлении и развитии сов. У. д. приняли активное участие писатели
старшего поколения - С. В. Васильченко, Я. А. Мамонтов, Е. М. Кротевич,
начавшие лит. деятельность еще до Октября.
Я. А. Мамонтов, преодолевая присущую ему абстрактно-символическую
манеру, написал пьесы "Когда народ освобождается" (1923), "До третьих
петухов"
(1925), в к-рых стремился показать борьбу нар. масс за социальное и
нац. освобождение. Трагикомедия Мамонтова "Республика на колёсах" (1928)
- сатира на бурж.-националистич. анархистов.
Др. драматург старшего поколения - И. А. Кочерга основывал сюжеты на
событиях из истории нар.-освободительных движений: "Фея горького
миндаля"
(1926), "Алмазный жернов" (1927). В своеобразном жанре феерии Кочерга
изображает события гражд. войны - пьеса "Марко в аду" (1928).
Революц. пафосом, публицистичностью пронизана драматургия М. Ирчана.
Он создал образы новых героев - мужественных борцов за социализм,
коммунистов-подпольщиков. Пьесы "Бунтарь" (1920), "Двенадцать" и "Семья
щёточников" (1923), "Подземная Галицпя" (1925), так же как и написанная
позже драма "Плацдарм" (1932), знаменовали важный этап в У. д. В
драматургии Ирчана получили отражение битва двух миров -
социалистического и капиталистического, столкновение антагонистич. сил
истории - рабочего класса и буржуазии.
В сер. 20-х гг. в драматургию пришёл Н. Г. Кулиш. Его пьеса "97"
(1924) была пост. мн. т-рами Сов. Союза. Она выразила гл. конфликт этого
времени - борьбу беднейшего крестьянства против кулачества, за новую
жизнь. Большой победой драматурга является создание самобытного, нар.
характера, вожака крестьян. Следующая пьеса Кулиша - "Коммуна в степях"
(1925) посв. проблеме перехода крестьянства к коллективным формам
хозяйствования. Но попав под влияние бурж.-националистич. концепций и
левацко-анархистских лозунгов, Кулиш допустил искажение сов.
действительности в пьесах "Народный Малахий"
(1927), "Мина Мазайло" (1929). О возвращении драматурга на позиции
социалистич. реализма свидетельствует пьеса "Патетическая соната"
(1931), в к-рой развенчиваются националистич. романтика и фальшивые
"сверхклассовые идеалы", утверждаются красота и величие революц.
подвига.
В становление новой У. д. значительный вклад внёс И. Днепровский,
творчество к-рого отличается романтич. приподнятостью и лиричностью, б
драме "Любовь и дым" (1924) показано восстановление ме-таллургич.
завода, изображены представители рабочего класса, их борьба против
врагов новой жизни. В драме "Яблоневый плен" (1926) раскрыт духовный мир
борцов революции, ставится вопрос о чести и долге сов. человека перед
народом. Днепровскому принадлежат также пьесы "Шахта "Мария (1931) и
"Последний главковерх" (1931).
Крупнейшим произв. У. д. периода её становления была пьеса
"Диктатура" И. К. Микитенко (1929). Здесь воплощена тема союза рабочего
класса и крестьянства в ходе преобразования нашей страны. Положив в
основу пьесы конфликт между кулаками и саботажниками, с одной стороны, и
крестьянами украинского села и рабочими судостроительного завода-с
другой, драматург показал жизненную силу диктатуры пролетариата,
опоэтизировал ведущую роль рабочих, прокладывающих путь к социализму.
В 20-х гг. новые пьесы пишут С. В. Васильченко ("Кармелюк", 1927), Е.
М. Кротевич ("Секретарь премьер-министра", 1924; "Сентиментальный чёрт",
1923), Д. И. Бедзик ("Шахтёры", 1924), В. П. Мин-ко ("Герои будней",
1927).
В конце 20-х - нач. 30-х гг. были написаны пьесы:
"Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932) Микитенко; пост.
первые пьесы А. Е. Корнейчука - "На грани" (1928), "Каменный остров"
(1930), "Штурм" (1930); Я. А. Галана - "Груз" (соч. 1928), "Вероника"
(1930); Л. С. Первомайского - "Коммольцы" (1929);
Ю. И. Яновского - "Завоеватели" (1932), отображавшие революц. борьбу
и социалистическое строительство.
Эпич*. панораму битвы за власть Советов создал Корнейчук в своей
героич. трагедии "Гибель эскадры" (1933). Историч. масштабность событий,
индивидуализация образов, яркие массовые сцены, напряжённый драматизм
определили успех этой нар. драмы Корнейчука, исполненной героики и
романтики, выражающей коммуннстич. идейность. Др. пьеса Корнейчука
"Правда", написанная к 20-летию Октября (1937), воссоздаёт образ В. П.
Ленина, показывает дружбу рус. и укр. народов, боровшихся за Сов.
власть.
Геропко-романтич. характер носит и нар. драма Ю. И. Яновского "Дума
про Британку" (1937), показывающая борьбу за победу Сов. власти на
Украине. В этой пьесе созданы образы борцов революции, отважно
сражающихся с классовыми врагами. В дра-матич. поэмах "Неизвестные
солдаты" (1931) и "Ваг-рамова ночь" (1933) Л. С. Первомайский
возвеличивает героику подвигов, совершённых во имя торжества революции и
нового строя.
Проблемы социалистич. преобразования города и деревни, утверждение
новых обществ, отношений, формирование сов. человека - осн. темы У. д. в
30-е гг.
Эти темы отразил в своей драматургии И. К. Мп-китенке. Герои его пьес
- самоотверженные труженики индустриального фронта ("Девушки нашей
страны", 1932), энтузиасты, овладевшие высотами науки и техники
("Кадры", 1930), активные борцы против воинствующего эгоизма и
человеконенавистничества ("Соло на флейте", 1935), носители новой
морали, сов. патриотизма ("Дни юности", 1936). Вопросы социа-листич.
морали разрабатываются также в пьесах И. А. Кочерги ("Пойдёшь - не
вернёшься", 1935, "Имя", соч. 1937, "Выбор", 1938), Я. А. Мамонтова
("Архитектор Шалько", 1935) и др.
Выдающееся произв. сов. драматургии - пьеса А. Е. Корнейчука "Платон
Кречет" (1934). Жизненно правдивый, одухотворённый образ врача и учёного
Платона Кречета стал олицетворением молодой сов. интеллигенции,
воспитанной ленинской партией, в нём воплощена идея верного служения
народу, философия оптимизма и жизнелюбия.
И. А. Кочерга, мастер создания сложных сюжетов" острых конфликтов,
напряжённого драматургич. действия, также обращается к сов.
действительности. Его пьеса "Мастера времени" (1934, др. назв."Часовщик
и курица"), повествующая о столкновении представителей двух
противоположных идеологий. символизирует гибель бурж. строя и победу
настоящих властителей времени и пространства - строителей социализма. В
этой драме особенно чётко выражены характерные черты художественной
манеры драматурга - сочетание реального и фантастического,
"приземлённого" и символического.
В У. д. 30-х гг. широкое распространение получают пьесы о колхозной
жизни, показывающие новые социалистические отношения на селе, борьбу
крестьянства против кулачества. Эту тематику разрабатывали Г. М. Мизюн,
В. 3. Гжицкий ("Наступление", 1931), Н. Г. Кулиш ("Прощай, село", 1933),
Я. А. Мамонтов ("Свой человек", 1936), Ю. И. Яновский ("Потомки", 1940).
Корнейчук в яркой и сочной комедии "В степях Украины" (1940) показал
конфликт между передовыми людьми колхозного села и теми, кто мешает
движению сов. общества к коммунизму.
Среди историч. драм 30-х гг. - нар. повествования "Свадьба Свички"
Кочерги (соч. 1930), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939), "Устим
Кармалюк" В. А. Суходольского (1936). К историко-биографич. жанру
относятся драматич. поэмы: "Шевченко и Чернышевский" П. Г. Тычины
(1939), "Судьба поэта" С. Е. Голо-ванивского (1939), драма в стихах
"Камо" А. С. Левады (соч. 1936). Героич. страницы революц. борьбы
трудящихся зап. областей Украины, подпавших под иго польской шляхты,
фашизма, и образы передовых борцов-коммунистов воссоздаёт Я. А. Галан в
пьесе "Ячейка" (1932). Др. пьеса Галана - "99%" (1930) разоблачает укр.
бурж. националистов, предающих интересы народа.
В годы Отечеств, войны были созданы: пьеса "Фронт" Корнейчука (1942),
критиковавшая отжившие методы ведения войны, прославляющая отважных
воинов - защитников Родины, и "Ярослав Мудрый" Кочерги (1944, Гос. пр.
СССР, 1947) - нар. эпопея о героич. прошлом укр. и рус. народов, о любви
к Отечеству.
В послевоенные годы героика Отечеств, войны остаётся одной из ведущих
тем в У. д. Художеств, выявление источников сов. патриотизма, показ
высоких моральных качеств сов. людей, начатые в пьесе "Фронт",
продолжены в пьесах "Генерал Ватутин" Л. Д. Дмитерко (1947), "Профессор
Буйко" Я. В. Баша (1949), "За вторым фронтом" (1949), "Жизнь начинается
снова" (1950), "Киевская тетрадь" (1963) В. Н. Собко, "Прага остаётся
моей" Ю. А. Буряковскогс (изд. 1951), "Когда мёртвые оживают" И. Д.
Рачады (изд. 1965). Подвиги сов. людей в Отечеств, войне запечатлены
также в пьесах "Непокорённая полтавчанка" П. А. Лу-бенского, "Солдатская
поэма" Е. С. Кравченко, "Пламенные сердца" С. Снигура.
Темы У. д. послевоенного двадцатилетия (1945- 1965) связаны с
отражением социалистической действительности, утверждением высокой
морали сов. человека. Значит, творч. успехов добились драматурги
старшего поколения, выросли и молодые драматурги. Новая проблематика
получила выражение в творчестве Корнейчука. Изображая в пьесе "Макар
Дубрава" (1948) конфликт между творч. отношением к труду и косностью,
бюрократизмом, драматург создал полнокровный образ хозяина жизни,
труженика, пламенного патриота. В пьесе развёрнута правдивая картина
новаторского труда горняков Донбасса, раскрыт их духовный мир,
стремление к светлому будущему. Пьеса Корнейчука "Калиновая роща"
(1950), несмотря на нек-рую пдплличность в изображении колхозной жизни,
трактовала важные проблемы коллективного труда, морали и быта сов.
людей. Два стиля руководства - ленинский, творческий, и догматический,
бюрократический - противопоставлены в пьесе "Крылья" (1954), в к-рой
романтич. образ крыльев выражает устремлённость сов. людей к борьбе за
светлое будущее. Др. произв. Корнейчука - "Почему улыбались звёзды"
(1957), "Над Днепром" (1960) - посв. важным социальным и морально-этич,.
проблемам современности. В послевоенной драматургии Корнейчука нашли
выражение лучшие черты его творчества - внимание к актуальным проблемам
современности, яркость характеров, острая конфликтность, сочный нар.
юмор, романтич. приподнятость. Значит. вклад в развитие У. д. внёс Я. А.
Галан. В пьесе "Под золотым орлом" (1947) показано, как сов. патриоты
ведут в Зап. Германии борьбу против англо-амер. "покровителей",
пытающихся склонить их к предательству Родины. Герои драмы "Любовь на
рассветен (1949) утверждают новую жизнь в зап.-укр. деревне в остром
конфликте с кулаками и предателями. Галан возвеличивает сов. человека -
борца, творца и патриота. Образная публицистичность, завершённость
конфликтов, компактность сюжета и композиции, выразительность
характеров, раскрывающихся в действиях и поступках, романтичность -
таковы отличительные черты творчества драматурга. Пьесы "Под золотым
орлом" и "Любовь на рассвете" пост. во мн. т-рах страны и за рубежом.
Во 2-й пол. 40-х гг. в области драматургии выступил А. П.Довженко.
Его пьеса "Жизнь в цвету" (соч. 1946), посв. И. В. Мичурину, отличается
композиционной собранностью, динамичностью, остротой, философской
насыщенностью, эмоциональным богатством. Нар. драма "Потомки запорожцев"
(1953, пост. 1961), к-рую автор назвал драматич. поэмой, изображает
события нач. 30-х гг., коллективизацию укр. деревни. Показывая борьбу с
кулачеством, писатель раскрывает также столкновение между
чиновниками-бюрократами и тружениками-колхозниками.
Жизнь рабочего класса и технич. интеллигенции в центре пьес В. А.
Суходольского("}],о.лъпа.я Елена", 1947), Ю. А. Мокреева ("Звёзды над
копрами", 1947), Я. Ваша ("Днепровские звёзды", 1951), Ф. Г. Вольного
("Мера любви", 1951), Л. Д. Дмитерко ("Пути человеческие", 1954), В. Н.
Собко ("Клятва Алины Корчак", 1955, и "Песня под звёздами", 1960), И. Л.
Муратова ("Радостный берег", 1960).
Жизнь деревни в 50-60-е гг. отражена в драм. произв. Н. Я. Зарудного.
В пьесах "Весна" (1950), "Большое поручение" (1951), "Прилетают журавли"
(1954), "Весёлка" (1958), "Если ты любишь..." (1959), "Антеи" (соч.
1961) созданы образы сельских тружеников, борющихся за гуманные,
человеческие отношения в обществе. Драматургии Зарудного присущи
сценичность, колоритность характеров, юмор, афористичность языка.
На темы колх. строительства написаны пьесы "Комсомольская линия" Е.
С. Кравченко (1951), "Завтра утром" А. Е. Ильченко (1952), "Золотые