<< Пред. стр. 790 (из 913) След. >>
И.Соломарский(1924-31,1953-61), В. М. Скляренко; И. А. Деева, Б. И.Кожич, Б. И. Вершилов, К. П. Кошевский, засл. деят. иск-в УССР В. А.
Нелли (1925-34), засл. арт. УССР В. С. Довбыщенко (1947-53), засл. арт.
УССР Н. Г. Ерецкий. В труппе т-ра (1967): засл. арт. УССР-М. А. Рост, П.
П. Дов-галь, В. В. Зубарев, О. Н. Луць, В. Ф. Алексеенко, актёры-В. В.
Родионова, Л. Я. Магар, М. X. Козлен-ко, Г. И. Добина, В. П. Коршун, Н.
Ф. Воронин. С 1962 гл. реж.- А. С. Барсегяя, гл. художник - М. Френкель.
Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2. Радянський пер?од, К.,
1959. С. Б.
УКРАИНСКИЙ ЦИРКОВИЙ КОЛЛЕКТИВ - см.
Цирковые коллективы.
УКРОТИТЕЛЬ - цирковой артист, демонстрирующий дрессированных хищных
зверей (в цирковой программе - гл. обр. львов, леопардов, тигров,
медведей, волков). У. выступали на аренах амфитеатров Др. Греции и Рима,
входили в группы (ватаги) скоморохов, в бродячие труппы Западной Европы.
В 20-30-х гг. 19 в. У. выступали в странствующих зверинцах (зооцирках),
позднее - в городских зоо" логпч. садах. В это время дрессировка
строилась исключительно на запугивании, устрашении, избиении укрощаемых
зверей (т. н. "дикая" дрессировка). Среди первых У. (они же владельцы
зооцпрков):
Мартен, Бидель, Казанова-Неметтп, Крейцбург, Пезон, Фраймали,
Фейергревс и др.). На цирковой арене У. появились во 2-й пол. 19 в.;
одним из первых цирковых У. был Томас Батти. Пионером т. н. "гуманной"
дрессировки'стал К. Гагенбек, сделавший основой своей системы изучение
природных особенностей, привычек укрощаемых животных и применение, в
соответствии с этим, приёмов поощрения. В числе известных У. этого типа
- Ван Амбург, В. Гагенбек, Ю. Зетт, мисс Зенида, Я. Зора, А. Кинг, А.
Курт, Г, Мерман, Р. Саваде, Мэбл Старк, Тагоре, Ф. Шиллинг, А. Шнейдер.
Среди совр. У.: Ш. Бауман (Франция), X. Лицов (Швеция), Я. Валашек
(Чехословакия), Г. Корней (Венгрия).
Основоположники русской дрессировки животных ("мягкая" дрессировка),
основанной на изучении физиологии животных и на теории рефлексов,клоуны
А. Л. и В. Л. Дуровы, их последователи и продолжатели - А. А., В. Г. и
Ю. В. Дуровы. Их принципы развивают Н. П. Гладильщиков, Б. Эдер, А. Н.
Александров (Федотов), В. М. Борисов, Т. Г. Исаен-ков (Эклер), И. П.
Бугримова, А. Н. Буслаев, В. Г. Денисов, В. М. Запашный, И. Ф.
Кудрявцев, М. П. Назарова, Т. И. и Т. Т. Сидоркины, В. И. Филатов и мн.
др.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931, с. 254-69;
ДмитриевЮ., Русский цирк, М., 1953, с. 39-41, 117-74, 182-84, 233-34;
его же, Советский цирк, М., 1963, с. 311-23. А. Шн.
"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" (The Taming of the
Schrew) - комедия в 5 д. У. Шекспира. Соч. 1594 (предположительно).
Дата первой постановки не установлена. Комедия подвергалась
неоднократным изменениям и обработкам, шла под разл. названиями.
"У. с." ставили: труппа Фельтена, Берлин (1686),т-р Дёб-белина,
Берлин (1783), Придворный т-р, Дессау (1809), т-р "Хеймаркет", Лондон
(1844), Словацкий т-р, г. Мартин (1866, под назв. "Любовь всё одолеет,
или Укрощённая дикарка"), Куин-т-р, Лондон (1867, пост. Гаррика;
Катарина-Терри, Петруччио - Ирвинг), Нью-Йорк (1880-е гг., Катарина -
Реган, Петруччио-Дру), Мейнингенский т-р (1883, Петруччио-Барнай). т-р
"Лирик", Нью-Йорк (1903), труппа "Слеза исмех", София (1903), т-р "Олд
Вик", Лондон (1914; 1947- на сцене эдинбургского т-ра "Лицеум"; 1955,
Петоуччио - Роджер), Нац. т-р, Прага (1916, реж. Квапил, Петруччио -
Воян; 1939, 1950), Бирмингемский репертуарный т-р (1918, 1928), Нем.
т-р, Берлин (1920, реж. Рейнхардт), "Гилд-тиэтр", Нью-Йорк (1935,
Катарина - Фонтанн, Петруччио - Лант), Шекспировский Мемориальный т-р,
Стратфорд-он-Эйвон (1948, 1951. 1953), "Пикколо-театр", Милан (1948,
реж. Стрелер), Стратфордский т-р, Канада (Шекспировский фестиваль, 195
4, реж. Гатри), Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон
(1960, Катарина- Эшкрофт) и мн. др. т-ры.
Первая пост. "У. с." в России - Малый т-р, 1865 (Петруччио - Самарин,
Бианка - Федотова), 1871 (Катарина - Федотова, Петруччио - Самарин,
Бианка - Ермолова), 1876 (Петруччио - А. Ленский), 1879. Первая пост.
"У. с." на Александрийской сцене, Петербург, 1882 (Катарина и Петруччио
- моек. гастролёры Федотова и Ленский), 1887 (Катарина - Савина,
Петруччио - Сазонов, Грумио - Варламов), 1895. Из др. пост. "У. с.":
Казанский т-р (1870, Петруччио - Ленский), Арм. драматич. труппа, Баку
(1860;
1899, Катарина - Сирануш, Петруччио - Петросян), гастрольные
выступления Савиной и Южина в Тбилиси (1887), Т-р Корша (1900), Моск.
драматич. т-р (1914, Катарина- Морозова, Петруччио - Радин, Грумио -
Борисов), Т-р литературно-художеств. об-ва, Петербург (1910, 1911).
На сов. сцене театр. событием стала пост. "У. с." в Центр. т-ре
Красной Армии (премьера - на Дальнем Востоке, 1937, премьера в Москве -
1938, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин, комп. Голубенцев; Катарина -
Добржанская, Петруччио - Пестовский; возобн. в 1956, Катарина -
Касаткина, Петруччио-А. А. Попов). Среди др. сов. пост. б.
Александрийский т-р и Замоскворецкий т-р, Москва (обе в 1919), Первая
студия MX AT (реж. Смышляев) и Т-р им. Сундукяна (реж. Калантар;
Катарина - Асмик, А. Восканян, Петруччио - Джанан) (обе в 1923), Т-р им.
Октябрьской революции, Одесса (1934, реж. и исполнитель роли Петруччио -
Шумский, Катарина-Нятко), Ленингр. т-р "Комедия" (1935, Катарина -
Грановская), Ростовский-на-Дону т-р им. Горького (1938, реж. Завадский;
Катарина - Марецкая, Петруччио- Мордвинов), т-р "Эстония", Таллин
(1940), Горьковский т-р им. Горького (1943), Казахский т-р (1943, реж.
Пыжова и Бибиков; Катарина - Букеева, Петруччио - Айманов; новая пост.
1958), Т-р им. Марджанишвили (1944), т-р "Ване-муйне" (1945), Драм. т-р,
Ленинград (1947, 1952), т-р "Эндла", Пярну (1949), Калининский,
Кишинёвский, Ташкентский рус. т-ры (все в 1950), Николаевский,
Свердловский т-ры (обе постановки в 1952), Куйбышевский и Волгоградский
т-ры (обе в 1952), Таллинский рус. т-р (1954), Саратовский т-р им. К.
Маркса (1955), Бакинский рус. т-р. Воронежский т-р (обе в 1964).
Издания: первая публикация 1623 (под заглавием "Остроумная и приятная
комедия, прозываемая "Укрощение строптивой", в том виде как её играли
слуги его Величества в Блэкфрайерсе и Глобусе, написанная Вильямом
Шекспиром" - на англ. яз.). Рус. переводы пьесы:
Н. Кетчера, в кн.: Шекспир В., [Соч.], ч. IV, вып. 13, М., 1843;-под
назв. "Образумленная злая жена", "Сын Отечества", 1849, кн. 1,IV
раздел;-сокращённый пер. пьесы в прозе А. Н. Островского, [СПБ], 1850;
Полный пер. в стихах А. Н. Островского под назв. "Усмирение
своенравной", "Современник", 1865, т. Ill; Шекспир В., Полное собр. соч.
в переводах рус. писателей, т. 1, 4 изд., СПБ, 1887;-пер. А. П.
Курошевой, в кн.: Шекспир В., Избр. произведения, М.-Л., 1950; отд.
изд., М.-Л., 1952;-в пер. П. Мелковой, в кн.: Шекспир В., Собр. соч., т.
2, М., 1958;- пер. М. А. Светлова, М., изд. ВУОАП, 1963 (стекло-графич.
изд.).
Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, сб. 2, М.-Л., 1939; Н ел ьс
С., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Вильям Шекспир. К
четырехсотлетию со дня рождения. Исследования и материалы, М., 1964.
А.Шн.
"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" - опера в Я. Шебалина, либр. А. А. Гозенпуда
по комедии У. Шекспира. Впервые представлена в концертном исполнении с
роялем в 1955, Москва, Ансамбль сов. оперы ВТО (дирижёр Брон, реж.
Малявин, хорм. Григорьев). В 1956 в концертном исполнении, Москва,
оркестр и хор Всесоюзного радио (дирижёр, реж. те же). Первая пост. на
сцене - Куйбышевский т-р оперы и балета (1957, дирижёр Бергольц, реж.
Штейн, худ. Бабичев, хорм. Мертенс; Петруччио - Зяблов, Баптиста Минола
- Фрадков, Катарина - Шебанова, Бианка - Никитина). В 1957 пост. в
Большом т-ре (дирижёр Халабала, реж.-пост. Ансимов, худ. Клементьев,
хорм. Рыбнов и Савва;
Петруччио - Отделёнов, Катарина - Вишневская, Баптиста - Решетин,
Бианка - Диомидова). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев (1959, укр.
пер. Н. Лукаша), Душанбе (1959), Ленинград (1 959, Оперная студия
Ленингр. консерватории), Саратов (1959), Таллин (1960), Рига (1963) и
др. Пост. за рубежом: Прага (1957), София, Братислава (1959), Кейптаун.
Издания: "У. с." - партитура, М., Музгиз, 1963; клавир, М., "Сов.
композитор", 1958. Jy\ /л
УЛАНОВА, Галина Сергеевна [р. 26.XII.1909(8. 1.1910)] - рус. сов.
артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Род. в артистич. семье. Отец
У.режиссёр балета, мать - артистка балета и педагог. В 1928 окончила
Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (училась у своей матери и у А. Я.
Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра
оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 - солистка балетной труппы
Большого т-ра (Москва).
Иск-во У. совершенно, гармонично. Основа этой гармонии - в идеальном
соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в её иск-ве.
Условная природа балетного иск-ва не мешает танцовщице выражать на сцене
правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует
жизненное, возвышает обычное. Все выразительные средства, элементы
хореографии сочетаются в иск-ве У. с редкой гармоничностью. Еще в начале
её творч. деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании
всех элементов сценич. воздействия, полной слитности танц. техники,
драматич. игры, пластич. выразительности в иск-ве У. Не нарушая чистоты
хореографич. каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением,
придаёт простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым
сложным и технически изощрённым танц. движениям - непринуждённость и
выразительность естеств. человеческого жеста. Это образует особый,
неповторимый пластич. язык У., позволяющий танцовщице передавать
глубочайшие человеческие переживания. В танце У. трудно заметить, где
кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не
прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в
воздухе. Это особое иск-во пластич. замедлений, замираний, затиханий
создаёт танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканит
движения и позы, её танец льётся легко, отражая тончайшие нюансы внутр.
жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые,
неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер
виртуозности, где нет механичности, классич. "выучки", где главенствует
не подчёркнутая чёткость, рельефность классики, а живая, трепетная
изменчивость пластич. линий, их слитность, соединение в единые,
естественные, как дыхание, как взволнованная речь, танц. монологп и
диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные иластич. нюансы, оттенки поз
никогда не нарушают законов естественной грации. Совершенная класспч.
танцовщица, У. не только лучшая исполнительница партий в балетах
Чайковского, создательница образа Жизели (1932), но и актриса,
доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих
поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих
страстей и переживаний. На языке классич. танца У. рассказывает о
судьбах женщин разл. эпох, стран и характеров. И вместе с тем У. истинно
рус. актриса не только потому, что её иск-во развивает принципы и
традиции рус. хо-реографич. школы, но и потому, что она выражает в своём
творчестве гуманизм, глубину и правду рус. иск-ва. Сценпч. героини У.
обладают особой хрупкостью, незащищённостью, женственной слабостью. Её
пск-во принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то
же время сценич. образы У. наделены несгибаемой сплои, героич.
напряжением духа. Ничто не может заставить её героинь- Марию
("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и
др.согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика
только еще сильнее подчёркивает победу человеч. духа. У. бывает на сцене
не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой,
сосредоточенно-гневной, протестующей, у неё появляется порой строгое
выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит
почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия остаётся до
предела сдержанной.
Развитие творчества У.- это постепенное движение от лирики к
трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости,
непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а
сцена сумасшествия в балете "Жизель" не только трогает зрителя, но и
глубоко потрясает.
У. искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака.
Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница
образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматич.
коллизии, У. завоевала мировое признание.
У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В.
Тимофеева, Е. С. Максимова).
Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929);
Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали
("Утраченные иллюзии" Асафьева, 1936), Раймонда (1938), Золушка (1945,
Гос. пр. СССР, 1946); Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949,
Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на муз.
Сен-Санса, и др.
У. много гастролировала за рубежом: Китай, Австрия, Италия, Франция,
Англия, США и др. У.- лауреат Гос. пр. СССР (1941), Ленинской пр.
(1957).
Лит.: Голубев В. [Потапов], Танец Галины Улановой, Л., 1948; Богдане
в-Б ерезовский В., Галина Уланова, М.-Л., 1949; Л ь в о в-А н о х и н
Б., Уланова, М., 1954; К а н А., Дни с Улановой, пер. с англ., М., 1963.
Б. Л.-А.
УЛАНОВА, Нина Михайловна [р. 28.VI(11.VII). 1914] - рус. сов.
артистка балета, педагог, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1934
окончила Ленингр. хореографии, уч-ще, в 1936 - педагогич. отделение
этого уч-ща, в 1934-36 - артистка балетной труппы Ленингр. Малого
оперного т-ра. В 1936- солистка балетной труппы Киевского т-ра оперы и
балета. Партии: Повелительница дриад ("Дон Кихот"), вариация Подруги
("Мещанин из Тосканы" Нахабина), Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни) и
др. В 1936 из-за физич. травмы перешла на балет-мейстерско-педагогич.
работу. В 1936-39 - педагог Киевского хореографич. уч-ща; в 1939-40 -
Харьковского т-ра оперы и балета; в 1942-45 - педагог и
балетмейстер-репетитор Свердловского т-ра оперы и балета им.
Луначарского, в 1945-53 - Ленинградского Малого оперного т-ра, в 1953-65
- Новосибирского т-ра оперы и балета. С 1965 - худ. рук. балетной труппы
Эстонского т-ра оперы и балета (Таллин).
Пост.: танцы в операх "Снегурочка" (1945), "Запорожец за Дунаем"
(1954), "Кармен" (1956), "Демон" (1962); "Овод" Спадавеккиа (1953) и
др.; балет - "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1960, совм. с Б. А.
Фенстером).
Работала за рубежом как балетмейстер и педагог:
Китай (1957), Швеция (1962), Болгария (1963-65), Италия (1964). Cm.
M.
УЛУГ-ЗАД‚, Сотим (р. 11.IX.1911) - тадж. сов. писатель, драматург.
Чл. Коммунистич. партии с 1940. Чл.-корр. АН Тадж. ССР (с 1951). Учился
в Тадж. ин-те просвещения в Ташкенте. Свою лит. деятельность начал как
критик. С сер. 30-х гг. выступает как переводчик ("Жизнь зовёт"
Билль-Белоцерков-ского, 1935, "Борис Годунов" Пушкина, 1936, и др.). В
1939 написал пьесу "Шодмон" о хлопководах. В пьесе создан образ
героя-современника. В 1940 У.-з. написал народно-героич. драму
"Краснопалочники", рисующую героизм народа в борьбе против басмачества
(пост. 1941); в 1944 - пьесу "В огне" о героизме воинов в годы войны.
Написал комедии на совр. сюжеты: "Искатели сокровищ" (1951), "Лучистый
жемчуг" (1962). Автор первой таджикской биографической пьесы о
родоначальнике тадж.-персидской классической лпт-ры поэте 10 в. Рудаки
(1958). Драматургию У.-з. отличает углублённое раскрытие характера
людей, острота конфликта, образный язык, театральность формы. Все пьесы
У.-з. пост. на сцене Т-ра им. Лахути, в обл. и самодеятельных театрах.
У.-з. перевёл также пьесы "Слуга двух господ", "Человек с ружьём",
"Кремлёвские куранты", "Без вины виноватые" и др. Работает и в области
кинодраматургии.
Соч.: Таджикская советская драматургия, М., 1957;
Улуг-зода С., Калтакдоропи сурх, в кн.: Пьесахо, Душанбе, 1964.
Лит.: Демидчик Л. Н., Зарождение и становление таджикской драматургии
(1929-1941), в кн.: Таджикская драматургия и театр. [Душанбе], 1957;
Очерк истории таджикской советской литературы. М-, 1961, с. 383-403; Ш у
-к у p о в М., Сотим Улуг-зода, [Душанбе], 1961. H.H.
УЫБЫШЕВ, Александр Дмитриевич [2(13). IV. 1794-24.1(5. II). 1858] -
рус. муз. критик, литератор, публицист. Автор первого в европ.
музыкозна-нии исследования о Моцарте (с подробным разбором большинства
опер) и неск. драм, в т. ч. "Раскольники" ("Русский архив", 1886, кн.
1), статей о муз. т-ре в рус. периодике.
Соч.: Nouvelle bioraphie de Mozart..., t. 1-3, Moscou, 1843; рус.
пер., М., 1890-92. В, Бр.
УЛЬВЙ РАДЖАБ (1903-37) - азерб. сов. актёр. Участвовал в спектаклях
любительских трупп. В 1922 был принят в коллектив азерб. т-ра в Тбилиси,
где начал артпстпч. деятельность под руководством режиссёра А. А.
Туганова. В 1925 переехал в Баку и стал одним из ведущих актёров Т-ра
им. Азизбе-кова. Многогранный талант У. Р. раскрылся в пост. пьес
Шиллера и Шекспира, Г. Джавида и Дж. Джа-барлы. Он создал выдающиеся
образы Отелло, Гамлета, Франца Моора, Ромео; Гуинплена (инсц. "Человек,
который смеётся" Гюго). Каждый из этих образов соединял поэтпч.
вдохновение с философской мыслью. Гармонпч. сочетание реалпстич. глубины
с романтич. пафосом отличало игру У. Р. Среди лучших ролей в рус. и нац.
драматургии: Акшин и Яшар ("Невеста огня", "Яшар" Джабарлы), Яровой
("Любовь Яровая"), Платон Кречет; Сиявуш (о. п. Джавпда). В 1937 был
незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. К. Кае.
УЛЬЯНИНСКИИ, Александр Вячеславович [р. 31.Х(12.Х1).1893] - рус. сов.
драматург. В 1916 окончил юрпдич. ф-т МГУ. Лит. деятельность начал в
1928 как журналист. Первая пьеса У.- "Дядя Захар" (1936). У. пишет гл.
обр. одноактные пьесы, посв. историко-революц. прошлому, героике труда,
новой, сов. морали: "На полустанке" (1939, ТЮЗ, Кострома), "Перед
рассветом", "Самое дорогое", "Пути фронтовые", "Чудесная сила", "Двое"
(1940, Гос. т-р одноактных пьес, Москва), "В лесной палатке", "В
девятьсот пятом", "Верёвочка" (1947, Моск. т-р миниатюр), "Павильон
свободы". Среди многоактных пьес У.- драма "Крепостные" по мотивам
рассказа Лескова "Тупейный художник" (1936). Ряд пьес У. опубликован за
рубежом (Румыния и др.).
Лит.: Вишневская И., Интересные сборники, "Художественная
самодеятельность", 1957, о 2. Л. Ним.
УЛЬЯНОВ, Михаил Александрович (р. 20. XI. 1927) - рус. сов. актёр.
Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистпч. партии с 1951. В 1945-46 учился
в студии при Омском т-ре, затем переехал в Москву, где в 1950 окончил
Театр. уч-ще им. Щукина и был принят в том же году в труппу Т-ра им.
Вахтангова. Первая работа - роль С. М. Кирова ("Крепость на Волге"
Кремлёва).
Среди ролей: Кирилл Извеков ("Первые радости" Фе-дина, 1952), Иван
Тарабанов ("Горя бояться, счастья не видать" Маршака, 1953), Белоус
("Город на заре" Арбузова, 1956), Рогожин ("Идиот" по о. п.
Достоевского, 1957), Сергей ("Иркутская история" Арбузова, I960),
Бригелла ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1963), Гулевой ("Конармия" по
Бабелю, 1966).
Иск-ву У. присуще ярко выраженное гражданское начало, актёр глубоко и
сильно передаёт лучшие черты современников. Герои У.- прямые,