<< Пред.           стр. 802 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ФЕНСТЕР, Борис Александрович [17(30).IV.1916- 29.XII.1960] - рус.
 сов. балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр.
 хореография. уч-ща.(1936) был танцовщиком Ленингр. Малого оперного т-ра.
 Партии: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Рене ("Фадетта" Делиба), Колен
 ("Тщетная предосторожность"). В 1940 окончил балетмейстерское отделение
 Ленингр. хореографич. уч-ща. Под рук. Л. М. Лавровского ставил свои
 первые балеты: "Том Сойер" Гладковского (1939), "Ашик-Кериб" Асафьева
 (1940), "Бэла" Дешевова (1941). С 1941 - балетмейстер, в 1945-53 -
 художеств. руководитель балета Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1956-59
 - гл. балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Обращаясь к
 образам лит-ры и фольклора, Ф. самобытно развивал принципы балетной
 драмы, давал действенную трактовку муз. партитуры, обогащал танец
 мотивами нац. иск-ва, проявил высокое балетмейстерское мастерство в
 комедийных сценах.
  Пост.: "Мнимый жених" и "Юность" Чулаки (1946 и 1949; Гос. пр. СССР,
 1947, 1949), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Весёлый обманщик"
 Корчмарёва и "Барышня -крестьянка" Асафьева (оба в 1951), "Двенадцать
 месяцев" Битова (1954), "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого и "Тийна" Аустер
 (оба в 1955), "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1956), "Маскарад"
 Лапутина (1960).
  Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950; [Красовская В.],
 Балет Ленинграда, [Л.], 1961. В. Кр.
  ФЕНЬЕШ (Fenyes), Сабольч (р. 1912) - венг. композитор. Окончил
 Будапештскую консерваторию (класс А. Шиклоша). Был художеств.
 руководителем Венг. т-ра оперетты в Будапеште. Написал св. 20 оперетт, в
 их числе: "Гарем" (1931), "Майя" (1931, ставилась в 12 странах),
 "Манолита" (1932), "Клёцки" (1933), "Мими" (1935), "Много шума из
 ничего" (1936), "Степная серенада" (1939), "Бес не дремлет" (1940),
 "Поцелуй королевы" (1943), "Риго Янчи" (1947), "Свидание на берегу
 Дуная" (1957, Т-р им. Сиглигети, Сольнок), "Вторая любовь" (1954, Венг.
 т-р оперетты, Будапешт) и др. А. Ив.
  ФЕОНА, Алексей Алексеевич (р. 1.XI.1919) - рус. сов. артист оперетты
 (лирич. тенор). Сын А. Н. Феоны. Засл. арт. РСФСР (1963). В 1939 окончил
 Ленингр. академич. капеллу (класс фп.). Пению учился у С. И. Мигая, а
 впоследствии у С. Я. Борелли. В 1942 дебютировал в роли Эдвина ("Сильва"
 Кальмана, Петрозаводский т-р оперетты). С 1944 - солист Моск. т-ра
 оперетты.
  Роли: мистер Икс ("Принцесса цирка" Кальмана), Андрей ("Холопка"
 Стрельникова), Алексей Берестов ("Аку-лина" Ковнера), Юрий ("Весна поёт"
 Кабалевского), Юрий Токмаков ("Девичий переполох" Милютина), Альфред
 ("Летучая мышь" Штрауса), Рауль Гардефе ("Парижская жизнь" Оффенбаха),
 граф Данило ("Весёлая вдова" Легара) и др.; в 1957 Ф. исполнил партии:
 Ленский ("Евгений Онегин"), Пинкертон ("Чио-Чио-сан") в Одесском т-ре
 оперы и балета.
  Выступал как концертный певец во многих городах Советского Союза и за
 рубежом (Болгария, ГДР, Польша). А. Ив. - ФЕОНА, Алексей Николаевич
 [18(30).III.1879- 20.IX.1949] - рус. сов. актёр и реж. оперетты. Засл.
 деят. иск-в РСФСР (1940). Нар. арт. Карел. АССР (1943). Окончил драм.
 школу при Александрийском т-ре в Петербурге (1905, класс В. Н.
 Давыдова). В 1905-10 работал в драматич. Т-ре В. Ф. Комиссаржевской. В
 1911 -17 ф.- актёр петерб. опереточных т-ров ("Буфф", "Палас"), в
 1919-29-актёр и реж. Ленингр. т-ра муз. комедии и реж. Ленингр. Малого
 оперного т-ра (1919-27). С 1928 - реж. Ленингр. т-ра муз. комедии (в
 1929-31 и 1934-36 - художеств. руководитель). Был художеств.
 руководителем Лениягр. обл. т-ра муз. комедии (1937-40), Т-ра муз.
 комедии Карел. АССР (1942-45).
  Ф.- один из виднейших деятелей сов. т-ра оперетты, содействовал
 идейно-худ ожеств. перестройке этого жанра. Для творчества Ф. характерны
 стремление к реалистич. разработке сценич. образов, отказ от самоцельной
 эксцентриады и буффонады, создание выразительных массовых сцен.
  Наиболее значительные пост.: "Фра-Дьяволо" Обера (1920, Ленингр.
 Малый оперный т-р), "Богема" (1921, там же);
  "Майская ночь" Римского-Корсакова (1921, там же), "Фауст" (1922, там
 же); "Сильва" Кальмана (1917, Летний Буфф, Петроград), "Женихи"
 Дунаевского (1927, Ленингр. т-р муз. комедии), "Холопка" Стрельникова
 (1929, там же), "Роз-Мари" Фримля и Стотхарта (1928, там же), "Камрад"
 Логинова и Митюшина (1932, Ленингр. передвижной т-р муз. комедии), "Как
 её зовут" Богословского на либр. Н. Адуева (1935, Ленингр. т-р муз.
 комедии), "Золотая долина" Дунаевского (1938, Моск. т-р оперетты).
  Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ярон Г., О
 любимом жанре, М., I960. М. Ян.
  ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ [1681-8 (19). iX. 1736] - рус. писатель, драматург.
 Род. в Киеве. Учился в Киевской академии, затем в Польше и Риме.
 Возвратившись ок. 1704 на родину, принял монашество. был преподавателем
 и ректором Киевской академии. С 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до
 конца жизни - архиепископ Новгородский. Ф. П. был сподвижником Петра I в
 борьбе с реакц. духовенством, развивал идеи просвещённого абсолютизма.
 Участвовал в организации Академии наук. После смерти Петра I возглавил
 т. н. "учёную дружину" прогрессивных писателей (А. Д. Кантемир, В. Н.
 Татищев и др.), отстаивавших петровские реформы.
  В 1705 для очередного школьного представления учеников академии Ф. П.
 написал "трагедокомедию" "Владимир" - первую в отечеств, лит-ре пьесу из
 рус. истории (полное назв. пьесы - "Владимир, сла-венороссийских стран
 князь и повелитель, от неверия тми в своих евангелский приведенний духом
 святим от Рождества Христова 988, нине же от православной академии
 Могилеанской и Киевской на позор российскому роду от благородных
 российских сынов, добре зде воспитуемых, действием, еже от пиит
 нарицается трагедокомедия, от лета господня 1705 июля 3 дня
 показанний"). В основу драмы положен историч. сюжет - крещение Руси,
 борьба киевского "князя Владимира, стремящегося просветить свой народ, с
 языческими жрецами. В образе Владимира Ф. прославлял Петра и его
 реформы; под языческими жрецами - невежественными и корыстными людьми -
 подразумевались реакционно настроенные церковники, противники Петра.
 Отступая от схоластич. эстетики, отказываясь от принятого в драматургии
 того времени случайного сцепления аллегорич., историч. и библейских
 картин, автор динамично и последовательно развивает сюжет, использует
 традиции нар. драмы (сатирич. изображение жрецов, сочетание
 драматического и комнч. начал). Ф. П. принадлежат также небольшие пьески
 диалогического характера. Автор теоретической работы, посв. т-ру, - "De
 arte poetica" (1705, опубл. 1786).
  Соч.: Владимир, в кн.: Драматические произведения 1672-1725 гг., под
 ред. Н. С. Тихоправова, т. 2, СПБ, 1874, с. 280-344.
  Лит.: Тихонравов Н. С., Трагикомедия Феофана Прокоповича "Владимир",
 Сочинения, т. 2, М., 1898;
  Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955,
 с. 68-76; Всеволодский-Герн-г р о с с В., Русский театр. От истоков до
 середины XVIII в., М., 1957, с. 136-41. С. Г.
  ФЕРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ
 М.ГОРЬКОГО - узб. т-р, организован в 1931 на базе кружков художеств.
 самодеятельности Ферганы. Т-р ставил препм. пьесы узб. драматургов,
 драматнч. и муз. спектакли. На его сцене были осуществлены пост. пьес К.
 Яшена ("Два коммуниста", 1931, "Ичка-рида" и "Гюльсара", совм. с М.
 Мухамедовым, 1932, 1939, "Товарищи", 1932, "Разгром", 1934, "Честь и
 любовь", 1936, "Офтобхон, 1945, "Хамза", совм. с А.Умари, 1949,
 "Нурхон"), 1952, "Равшан и Зулхумор", 1957), 3. Фатхуллпна ("Предатели",
 1939, "Бутоны", 1948), С. Абдуллы ("Тахир и Зухра", 1940, "Алпа-мыш",
 1949, "Мукими", 1955), У. Исмаилова ("Вредители хлопка", 1932, "Рустам",
 1934), Ш. Хуршида ("Лейли и Меджнун", 1936, "Фархад и Ширин", 1947), А.
 Уйгуна ("Песня жизни", 1947, "Новбахор", 1949, "Алтын куль", 1949,
 "Алишер Навои", совм. с И. Сул-тановым, 1949), А. Каххара ("Шёлковое
 сюзане", 1952, "Больные зубы", 1955), Б. Рахманова ("Сердечные тайны",
 1954) и др. Коллектив т-ра обращается к драматургии Хамзы ("Проделки
 Майсары", "Баи и батрак", "Холисхон", 1940). Т-р работает с местными
 драматургами: "Мели хоббон, Наби тавон" Маматха-нова (1960), "Мечта
 Кумри" Машраба (1959) и др. Ставит и переводную драматургию: "Разлом"
 (1935); "Платон Кречет" (1936) и "Калиновая роща" (1954) Корнейчука,
 "Женитьба" (1939, 1952); "Доходное место" (1946), "Без вины виноватые" и
 "На бойком месте" (1953) Островского, "Русский вопрос" (1947),
 "Коварство и любовь" (1956) и др.
  Коллектив т-ра часто выезжает со спектаклями и концертами в районы
 области.
  u т-ре в разное время работали: нар. арт. Узб. ССР Л. Сарымсакова,
 засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Ковалев, реж. Г. Абдулов и др. В составе
 т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР Я. Маматханов, засл. арт. Узб. ССР 3.
 Мадалиев, М. Ахмедов, X. Ибрагимова, артисты С. Саидовапдр. Гл. реж.нар.
 арт. Узб. ССР С. Ахмедов, гл. художник - С. Габидов. В. Д.
  ФЕРДИНАНДОВ, Борис Алексеевич [15(27).VII. 1889-16.III.1959] - рус.
 сов. актёр, режиссёр, художник, педагог. Учился на драм. курсах С. В.
 Ха-лютиной (1909-11). Был сотрудником МХТ (1911- 1912), затем актёром
 труппы "Наш театр" (Москва,1918), художником в Т-ре муз. драмы
 (Петербург, 1913- 1914) и в Моск. Камерном т-ре (1917-18, 1919-21,
 1923-25). Здесь Ф. оформил спектакли: "Король Арлекин" Лотара и "Ящик с
 игрушками" Дебюсси (оба в 1917), "Адрпенна Лекуврёр" Скриба и Легуве
 (1919). Выступал также как актёр. Роли: Арлекин ("Покрывало Пьеретты"
 Шницлера), Молодой сириец ("Саломея" Уайльда), Луп Лоен, Жак Тюри
 ("Обмен", "Благовещение" Клоделя), принц Бульонский ("Ад-риенна
 Лекуврёр"), Джильо Фава ("Принцесса Брам-билла" Гофмана), Тибальд
 ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Борис ("Гроза") и др.
  В 1921-23 Ф. возглавил организованный им в Москве Опытно-героический
 театр. Позднее работал на периферии и ставил спектакли в отдельных
 театрах: в Калуге, Челябинске, Новокузнецке, Воронеже, Сыктывкаре,
 Туркм. т-ре драмы (Ашхабад), Т-ре им. Камала (Казань) и др.
  Творческая деятельность Ф. была разносторонней и противоречивой. Ф.
 стремился создать новый театр. созвучный современности, но на практике
 это стремление сводилось к формальным поискам, выдвигал теорию
 метро-ритма, как основу актёрской игры.
  Снимался в кино, занимался лит. деятельностью.
  Соч.: Театр сегодня, в сборнике: О театре, Тверь,1922.
  Лит.: Соболев Ю., Камерный театр. "Рампа и жизнью, 1918,
  ј 10; Марков П,. Театральные опыты, "Театр. обозрение", 1921, Хч 9;
 его же. Новейшие театральные течения, М., 1924; Бояджиев Г., Студийные
 театры, в кн.: Очерки русского советского драматического театра, т. 1,
 М., 1954. А. Шн.
  ФЕРЙ, Владимир Георгиевич [р. 7(20). V.1902] - рус. сов. композитор.
 Чл. Коммунистпч. партии с 1941. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963) и Тадж.
 ССР (1957), нар. арт. Кирг. ССР (1944). Окончил Моск. консерваторию
 (1929, класс композиции Н. Я. Мясковского; 1930, класс фп. А. Б.
 Гольденвейзера). В 1936-44 совм. с композитором В. А. Власовым работал в
 Киргизии. Муз. драмы Ф. и Власова "Алтын-кыз" (1937) и Ф., Власова и А.
 Малдыбаева "Аджал ордуна" (1938) были первыми спектаклями Кирг.
 муз.-драм. т-ра (Фрунзе). В этом же т-ре были пост. первая кирг. опера
 "Айчурек" (1939), написанная Ф., Власовым и Малдыбаевым по мотивам нар.
 эпоса, и первый нац. балет "Анар" (1940; 2-я ред. 1951) Ф. и Власова.
 Совм. с Власовым Ф. написал оперу "За счастье народа" (1941, Кирг. т-р
 оперы и балета, Фрунзе; 2-я ред. "Сын народа", 1947, там же); балеты
 "Селькинчек" ("Качели", 1943, там же) и "Весна в Ала-Тоо" (1955, там
 же), совместно с Власовым и Малдыбаевым-оперы: "Патриоты" (1941, там
 же), "Манас" (1946, там же), "На берегах Иссык-Куля" (1951; 2-я ред.
 1952, там же) и "Токтогул" (1956, там же). В 1960 Ф. написал оперу
 "Ведьма" по А. П.Чехову (совм. с Власовым). Ф. принадлежит ряд произв. в
 разл. муз. жанрах, редакция балета "Шур'але" Яруллина. Ф.- автор статей
 по вопросам оперной и балетной драматургии. С 1945 преподаёт композицию
 в Моск. консерватории (с 1962 - профессор).
  Лит.: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958. В.
 Ю.
  ФЕРЕНЧИК (Ferencsik), Янош (р. 18.1.1907) - венг. дирижёр. Нар. арт.
 ВНР (1954). Окончил Будапештскую консерваторию. В 1927 - концертмейстер
 Будапештского оперного т-ра, с 1930-дирижёр, затем хормейстер и гл. муз.
 руководитель этого т-ра. После освобождения страны от фашизма - гл.
 дирижёр Венг. оперного т-ра в Будапеште. Как оперный и концертный
 дирижёр выступал в СССР (впервые в 1959), ЧССР, Болгарии, Австрии,
 Франции, Швеции, США. Пр. им. Кошута 1951 за концертную и
 оперно-дирижёрскую деятельность. Дирижировал операми:
  "Евгений Онегин" (1951), "Севпльский цирюльник" (1951); "Хари Янош"
 Кодая (1952), "Дон Жуан" (1956); "Замок герцога Синяя Борода" Бартока
 (1959),
  "Тристан п Изольда" Вагнера (1959), "Катя Кабанова" Яначека (1961);
 драматич. легендой "Осуждение Фауста" Берлиоза (1962) - все в Венг.
 оперном т-ре (Будапешт) и его филиале - Венг. оперном т-ре имени Ф.
 Эркеля; балетом "Чудесный мандарин" Бартока (1956, там же).
  Лит.: "Музика", 1951, [ј] 8, с. 23-25; "Film, szin-haz, muzsika",
 1962, ј22, old. 31; "Музыкальная жизнь", 1963, .ј 22. А. Ив.
  ФЕРКАДЕ (Ferkade), Эдуард (р. 15.VI.1878)-голл. актёр и режиссёр.
 Сценич. иск-ву учился у В. Рой-ярдса и И. Фоса, совершенствовался у М.
 Рейнхардта в Берлине и Г. Крэга в Лондоне. В 19U4 начал выступать как
 декламатор в труппе "Нидерландская сцена". В 1907 организовал в
 Аместердаме вместе с Ройярдсом т. н. "летние представления" на открытом
 воздухе; пост. ср.-век. драму "Ланселот" и моралите "Каждый человек". В
 1908 организовал и возглавил труппу "Хагеспелерс"; ставил произв. англ.
 драматургов, используя принципы символистской эстетики. В 1920-23
 выступал со своей труппой (а позже - самостоятельно) на сцене
 амстердамского гор. т-ра "Схау-бург". Среди лучших актёрских работ
 Ф.заглавные роли в "Гамлете", в "Чёрте" Мольнара. В числе пост.:
 "Беглец" и "Верность" Голсуорси, "Дождь" Моэма, "Святая Иоанна" Шоу,
 "Орлёнок" Ростана, "На дне". Ф. часто обращался к символике, стремился
 создавать возвышенно-поэтич. спектакли. В 1924 труппа Ф. слилась с
 труппой "Комедия". В 1947 оставил сцену. Выступал в печати как театр.
 рецензент. Соч.: Aanteekeningen over tooneelkunst, [Amst.], 1917. Вл. О.
  ФЕРКЕЛЬМАН, Михаил (Моисей) Яковлевич [р. 12(25).V.1908] - рус. сов.
 композитор. В 1924-28 учился в Тифлисской консерватории, в 1935 окончил
 Ленингр. консерваторию (класс композиции М. О. Штейнберга). В 1930-37 -
 пианист-аккомпаниатор и ансамблист. Автор оперетт: "Моя любимая" (в
 соавторстве с Л. А. Ходжа-Эйнатовым, 1938, Ленингр. т-р муз. комедии),
 "Серенада" (1943, Ереван, Т-р оперетты Армфилармонии), "Дитя Флориды"
 (1943, Тбилиси), "Счастливая ошибка" ("Рюмка виски", 1944, Тбилиси),
 "Любит - не любит..." (1946, Ленингр. т-р муз. комедии); музыки к
 спектаклям драм. т-ров и эстрадным пост. А. Ив.
  ФЕРМАН, Валентин Эдуардович [17(29).IV.1896- 23. II 1.1948] - сов.
 музыковед. Муз. образование, начатое в консерватории Ростова-на-Дону
 (класс М. Ф. Гнесина, 1917-21), завершил в Моск. консерватории (1923-27,
 класс Г. Э. КонюсаиМ. В. Ивано-ва-Борецкого). В центре научных интересов
 Ф.- проблемы истории и теории оперы, её драматургии и эстетики. С 1930
 вёл педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 - профессор), с 1944
 - в Муз. педагогич. ин-те им. Гнесиных. Среди учеников Ф.- Т. Н.
 Ливанова, Н. В. Туманина, Б. М. Ярустовский и др.
  Соч.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; История новой
 западноевропейской музыки, т. 1, Л.- М., 1940; Рихард Вагнер, М., 1929;
 Итальянская опера. Цикл концертов, М., 1937; Французская опера. Цикл
 концертов, М., 1937; Основные принципы построения истории русской оперы,
 в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР, т. 2 (Театр и музыка),
 М., 1948; "Черевички" ("Кузнец Вакула") П. И. Чайковского и "Ночь перед
 рождеством" Н. А. Римского-Корсакова (Опыт сравнения оперной драматургии
 и музыкального стиля), в кн.: Вопросы музы-кознания, вып. 1, М., 1954 и
 др. В.Ю.
  ФЕРНАЛД (Fernald), Джон Бейли (р. 21.XI. 1905) - англ. режиссёр.
 Окончил Оксфордский ун-т. В 1927 был президентом студенческого
 любительского т-ра (OUDS). С 1928 работал на проф. сцене, ставил
 спектакли в разл. лондонских т-рах - в "Эмбас-си", "Вестминстере",
 "Юнити". В 1946-49 работал в Ливерпуле в т-ре "Плейхаус". В 1949 совм. с
 Р. Ричем руководил лондонским т-ром "Артс". В 1955-65 возглавлял
 Коррлевскую академию драм. иск-ва. Ф. ставит спектакли в Учебном т-ре
 Академии ("Ван-бру тиэтр") и в др. т-рах. Пропагандирует драматургию
 Чехова.
  Пост.: "Винтовки Терезы Каррар" Брехта (т-р "Юнити"),. "Ревизор" и
 "Кукольный дом" (1945, т-р "Артс"), "Вишнёвый сад" (1948, т-р
 "Сент-Джеймсес"), "Иванов" Чехова и "Дом, где разбиваются сердца" Шоу
 (1950, т-р "Артс" t, "Дядя Ваня" (1952, там же), "Чайка" (1953, там же;
 I960, "Олд Вик"); "Преступление и наказание" по Достоевскому и "Святая
 Жанна" Шоу (1954, т-р "Артс"), "Питер Пап" Барри (1954, т-р "Скала"),
 "Привидения" (1958, т-р "Олд Вик"); "Дело" по роману Сноу (1962, т-р
 "Генри Миллере") и др.
  Соч.: The play produced. An introduction to the technique of
 producing plays, L., 1933. ф \
  ФЕРНАНДЕС (Fernandez), Лукас (ок. 1474-17 I X.I 542) - исп.
 драматург. Один из основоположников йен. ренессансного т-ра. В 1520 стал
 священником. С 1522 преподавал музыку в Саламанкском ун-те. В 1514
 опубликовал сб. "Фарсы и эклоги на пасторальный манер и в кастильском
 духе", в к-рый вошли 6 его пьес, ставившихся (с 1501) в Саламанке во
 время праздника "тела Христова". Светские фарсы Ф. "Брас, Хиль и
 Берингелья", "Девица и рыцарь" "Прабос и Антона" близки по типу к
 пасторальным эклогам X. дель Энсины, но имеют более сложную композицию и
 более разработанные характеристики персонажей. В сб. вошли также
 религиозные пьесы: две эклоги о рождестве Христовом, в к-рых большое
 место занимают картины пастушеского быта, и "Страстное действо", близкое
 по своему характеру к оратории.
  Соч.: Farsas y eglogas al modo y estilo pastoril y castellano...,
 Salamanca, 1514, Madrid, 1929.
  Лит.: Canete M., Teatro espanol del siglo XVT, Madrid, 1885; Espinosa
 Maeso R., Ensayo biografico de Lucas Fernandez, Madrid, 1924; Ortiz
 Behe-t y L., El teatro de Lucas Fernandez, "Boletin de Estudios de
 teatro", B. Aires, 1949, v. 7, ј 24-25, p. 37-39. З.П.
  ФЕРНАНДЕС (Fernandez), Мария дель Росарио (1755-28.XII.1803) - исп.
 актриса. Известна под прозвищем "Ла Тирана" ("Тиранка"). Получила
 актёрское образование в севильской Академии декламации, осн.
 просветителем П. де Олавиде. В 1773 по рекомендации Олавиде вступила в
 труппу т-ра "Ситиос Реалес" (Мадрид), затем выступала в т-рах Барселоны"
 в 1780-97 в т-ре "Принсипе" (Мадрид). Вначале играла трагедийные роли в
 произв. франц. и исп. классицистов, позднее обратилась к нац. драме
 "золотого века" (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон и др.).
 Отказавшись от патетич. манеры исполнения, присущей актёрам
 классицистской школы, Ф. своей игрой способствовала утверждению реализма
 в актёрском иск-ве Испании. Крупнейшая исп. актриса конца 18 в., Ф.
 пользовалась огромным успехом, ей посв. стихи Л. Фернандес де Моратин;
 Ф. Гойя дважды писал её портреты. В 1797 оставила сцену.
  Лит.: С о tarelo y Mori E., Maria del Rosario-Fernandez. "La Tirana",
 в кн.: Estudios sobre la historia del arte escenico en Espana, v. 2,
 Madrid, 1897. 3. IJ.
  ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ (Fernandez de Lizardi), Хосе Хоакин
 (15.XI.1776-21.VI.1827) - мекс. публицист, романист, драматург.
 Сторонник идей Просвещения. В издававшихся им журналах и в романе

<< Пред.           стр. 802 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу