<< Пред. стр. 805 (из 913) След. >>
(1785), "Фемистокл" (1786, т-р Итальянской комедии).Лит.: Л я-Л о р а н с и Л. де, Французская комическая опера XVIII
века, пер. с франц., М., 1937; Bonnet G. E., Philidor et l'evolution de
la musique francaise au XVIII siecle, P., 1921. Ал. M.
ФИЛИП (Philipe), Жерар (4.XII.1922-25.XI. 1959) - франц. актёр.
Учился в юридич. ин-те в Ницце (с 1940). В 1942 впервые выступил на
сцене Муниципального казино (Ницца) в роли Мика ("Совсем простая
взрослая девушка" Руссена). В
1943 дебютировал в парижском т-ре "Эбер-то", сыграв роль Ангела
("Содом и Гомор-ра"Жироду). В 19431944 учился в парижской Консерватории
(класс Дени-д'Инес, Ж. Ле Руа). Среди первых значительных работ в
т-ре-роль Кали гулы (о. п. Камю, т-р "Эберто", 1945). В 1947-49 выступал
в т-рах "Ноктамбюль", "Мишодьер", "Мон-парнас". С 1951 творч. жизнь Ф.
была связана с Нац. Нар. т-ром (ТНП), обществ, и художеств. программу
к-рого он осуществлял в содружестве с Ж. Виларом. В ТНП Ф. дебютировал в
роли Родриго ("Сид" Корнеля), создав сценич. образ, олицетворявший
благородство и рыцарственность, утверждавший самоотверженное чувство
долга. Ф. сыграл в этом т-ре роли принца Гомбургского (о. п. Клейста,
fp51), Эйлифа ("Мамаша Кураж..." Брехта, 1951-52), Лоренцаччо, Оттавио,
Пердикана (о. п., 1952, "Капризы Марианны", 1958, "Любовью не шутят",
1959, Мюссе), Ричарда II, Рюи Блаза (о. п. Шекспира и Гюго). Обаяние
блистательного пск-ва Ф., образов, им созданных, заключалось в сочетании
возвышенного героич. пафоса с ро-мантич. меланхолией и живым чувством
юмора. Он воспевал своих героев, их мужество, отвагу, молодость, но без
патетики, с оттенком весёлой и доброй иронии. Ф. был признан лучшим
совр. романтич. актёром Франции. Значение иск-ва Ф. для франц. т-ра
определено в словах Ж. Вилара, обращённых к нему:
"Ты единственный актер послевоенного поколения, который своим сердцем
глубоко осознал чаяния народа" ("Жерар Филип", М.-Л., 1962, с. 141-42).
Эта близость творчества Ф. чаяниям народа, лучезарный романтизм сделали
его одним из наиболее популярных актёров Франции.
Ф. занимался режиссурой. Пост. спектакли "Ядро" Пишета, "Лоренцаччо"
(совм. с Л. Гишиа, оба в 1952). Был одним из выдающихся актёров франц.
кино (снимался с 1943). Крупнейшие работы: Фанфан-Тюльпан (в одноим.
фильме), Жюльен Со рель ("Красное и чёрное"). В 1955 в составе делегации
деятелей франц. кинематографии приезжал в СССР. Был членом Франц. нац.
совета Движения сторонников мира, председателем Нац. к-та франц. Союза
актёров. В честь Ф. учреждена премия, к-рой ежегодно награждается
молодой актёр. В предместье Парижа (Сен-Дени) работает "Т-р им. Жерара
Филипа".
Лит.: Jerard Philipe. Souvenirs et temoignages, recueillis par A.
Philipe et G. Roy, P., 1960; в рус. пер. - Жерар Филип, M.- Л., 1962;
Бояджиев Г., Театральный
Париж сегодня, ]\i., 1960; 3 и н г е р м а н Б., Жан Вплар и
другие..., М., 1964, с. 51-59; Г а е в с к и и В. Г., Жерар Филип,
"Театр", 1960, ј 3; В е i g b е d е г M., Le theatre en France depuis la
liberation, [P.], [1959]. 7. j,
ФИЛИПОВ (Филиппов), Филип Порданов (р. 24.VIII.1914) - болг.
режиссёр, педагог. Нар. арт. НРБ (1963). Театр. иск-ву учился в Театр.
школе в Софии у Б. Дановского и Н. Массалитинова. Был одним из первых
организаторов рабочей театр. самодеятельности в Софии. В 1945-47 -
ассистент режиссёра, в 1947-51 - режиссёр и с 1951 - гл. реж. Народного
т-ра в Софии (в 1957-64 - директор). Первая пост. Ф. в этом т-ре -
"Волки п овцы" (1946).
Пост.: "Двенадцатая ночь" (1948); "Великая сила" Ромашова,
"Московский характер" Софронова (обе в 19(9;
Димитр. пр., 1950), "Накануне" по Тургеневу (1952), "Огненный мост"
Ромашова (1954), "Мать 'своих детей" Афиногенова (1956, Димитр. пр.,
1960), "Герцогиня Падуг" некая". Уайльда (1957), "Незабываемые дни"
Стрелкова (1959; совм. с Массалитиновым), "Голос народа" Караславова
(1962), "Искатели тёплых местечек" Ваэова, "Путешественник без багажа"
Ануя (1966) и др.
С 1945 преподаёт в Высшем ин-те театр. иск-ва (профессор с 1953). А.
Ив.
ФИЛИППОВ, Борис Михаилович [р. 17.11(2.111). 1903] - рус. сов. театр.
деятель. Засл. работник культуры РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с
1942. В 1921-29 - зав. художеств. частью Ленннгр. Совета профсоюзов, в
1927-29-зав. лит. частью Ленингр. Большого драм. т-ра, один из
основателей Ленпнгр. журнала "Рабочий и театр". В 1930-36 - директор
Клуба мастеров иск-в в Москве, затем Т-ра нар. творчества, в 1937-40 -
Центр, дома работников иск-в. Был директором 1-го фронтового т-ра ВТО
(1942), Моск. т-ра драмы (1943-45). Моск. т-ра Сатиры (1945-1946),
Центр, дома работников нск-в (1946-(51), с 1961-Центр, дома литераторов.
Автор статей п книг.
С о ч.: Театр и запросы рабочих масс, Л., 1927; Творческие встречи,
М., 1951; Актеры бе.-i грима, М., 1967. Э. Р.
ФИЛИППОВ, Владимир Александрович [6(18). VI. 1889-20. V. 1965] - рус.
сов. историк т-ра, критик, педагог. Профессор (I930). Засл. деят. иск-в
РСФСР (1956). Окончил Моск. ун-т в 1912. Театр. п обществ. деятельность
начал в 1909 как актёр и лектор. Был одним из организаторов и
руководителей первого в СССР т-ра для детей. В 1920-29-председатель
театр. секций Нар-компроса, Моссовета, ГАХН, зав. Управлением т-ров
Моссовета (1921-24); директор Гос. педагогич. т-ра (1926- 1930) и музея
Малого т-ра (1933-37); зав. Кабинетом Островского ВТО (1934-47), учёный
консультант Гос. центр, театр. музея (1933- 1965). Ф.-автор монографий и
исследований о классиках рус. и мировой драматургии и крупнейших русских
и советских актёрах Малого т-ра. Особое внимание уделял проблемам
мастерства, языка и сценической речи. Ф. принадлежит заслуга публикации
(с комментариями и науч. обобщениями) мн. неизвестных архивных, лит. и
пконо-графич. материалов, по истории рус. т-ра. Был редактором,
текстологом многих сов. изданий, в т. ч. неск. собр. соч. Островского,
Грибоедова. Автор мн. экспозиций театр. выставок. Большое место в творч.
жизни Ф. занимала недагогич. деятельность (1913-65): преподавал в Уч-ще
Моск. филармонпч. об-ва, Театр. уч-ще им. Щепкина, Школе-студпп им.
Немировича-Данченко, ГИТИСе и др. Консультировал спектакли в ряде
московских и областных театров.
С о ч." Факты и легенды в биографии Ф. Г. Волкова, "Голос минувшего",
1913, ј 6; Мольер в России XVIII века, М., 1915, Беседы о театре. (Опыт
введения в театроведение), М., 1924; Малый театр в годы революции и др.
статьи, в кн.: Московский Малый театр. 1824-1924, М., 1924;
Пять Фамусовых, в кн.: Сто лет Малому театру, 1824-1924, М., [1924];
Репертуар Октябрьского десятилетия, в кн.:
Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; "Женитьба" Гоголя и режиссёрский
комментарий к ней, М., 1930; А. П. Ленский. Статьи. Письма, Записки, М.,
1935, 1950; Московский Малый театр и его значение, Л., 1935; Театр
Островского, в кн.: Островский А.Н., Дневники и письма, M.-Л.,1937;
М. С. Щепкин и его роль в истории рус. театра, Л.- М., 1938; Школа
Садовского, в кн.: Семья Садовских, Л.-М., 1939; Актер Южин, Л.- М.,
1941; А. И. Южин-Сумба-тов. Записи. Статьи. Письма. М.- Л., 1943, 1951;
А. А. Остужев, М.- Л., 1945; Щепкин и Островский, Язык персонажей
Островского и др. статьи, в кн.: А. Н. Островский - драматург, М., 1946,
Отечественная классика на русской сцене после Октябрьской революции,
"Театр. альманах", 1946, ,ј 2; Язык действующих лиц "Горя от ума", в
кн.:
Грибоедов А. С., "Горе от ума". Пьеса. Статьи. Комментарии, М., 1946;
Материалы к сценической истории "Ревизора" Гоголя, "Театр", 1954, .ј8;
М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого т-ра,
1953-1954, T.I, M., 1956; Неповторимый актер-художник, в кн.: Н. М.
Ра-дин, М.. 1965.
Лит.: Клинчин А. П., В. А. Филиппов, "Театр", 1965, ј 9. E. X.
ФИЛИППОВА, Антонина Михайловна [р. 7(19).II. 1897] - русская
советская актриса. Нар. арт. Азербайджанской ССР (1943). Работала в
Туле, Новосибирске и др., в 1935-50 - в Бакинском русском т-ре, с 1950-в
Волгоградском т-ре.
Роли: Августина Яковлевна ("Концерт" Файко), Соня ("Аристократы"
Погодина), Кормилица ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Атуева ("Свадьба
Кречинского"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Греч ("Так и будет"
Симонова), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Гюльзар ("Утро Востока"
Мамедханлы), Кэт Келлер ("Все мои сыновья" Миллера), Констанция Львовна
("Обыкновенный человек" Леонова), Галчиха ("Без вины виноватые"),
Курциус ("Особняк в переулке" бр. Тур), Грачёва ("Заря над Каспием"
Касу-мова), Е. X.
ФЙЛИПСОН, Артур (1.IV.1906-27.X.1950) - латыш. сов. артист. Засл.
арт. Латв. ССР (1945). В 1927 окончил 1-ю студию Художеств, т-ра в Риге
и вступил в труппу этого т-ра. Вначале играл эпизодич. роли, в 1934 с
успехом исполнил роль Брута ("Юлий Цезарь" Шекспира). Талант Ф.
раскрылся на сов. сцене, где он создал яркие, монументальные образы:
Спартак ("Спартак" Упита, 1945), Егор Булычев (1946), Лачплесис
("Огонь и ночь" Райниса; Гос. пр. СССР, 1947), Каренин ("Анна Каренина",
1949), Троекуров ("Дубровский" по Пушкину, 1949), Минтаут ("Инду-лис и
Ария" Райниса, 1950). Яркий реалистич. актёр, Ф. создал колоритные
образы, исполненные скульптурной завершённости, выразительности,
разнообразия красок.
Лит.: Muizniece N., Plasuma un tales alcejs, "Teatris un Dzive",
AlmanahsV., Riga, 1961, 1pp. 436-56.
D у
ФЙЛЛИПС (Phillips), Стивен (28.VII.1868-9.XIL 1915) - англ.
драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 1890. Гастролировал по стране
с труппой Ф. Бенсона. В 1900 написал свою лучшую пьесу "Пао-ло и
Франческа" (1901, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди др. пьес Ф.:"Ирод" ( 1900,
т-р "X эр маджестис"), "Улисс" (1902, там же), "Нерон" (1906, там же,
все три пьесы пост. Г. Б. Три), "Грех Давида" (соч. 1904; 1914,
"Са-вой"), "Армагеддон" (1915, т-р "Нью"). Осн. мотив пьес
Ф.неизбежность расплаты за счастье. Они написаны белым стихом. Пьесы Ф.
отличались занимательным сюжетом и часто ставились.
Лит.: Archer W., Poets of the younger generation, L., 1901; Thouless
P., Modern poetic drama, Oxf., 1934. Ф.К.
ФИМЕЛА - см. Орхестра.
ФИНАГИН, Алексей Васильевич [4(16).III.1890- 4.11.1942] - рус. сов.
музыковед. Автор ряда науч. исследований по истории муз. т-ра в России,
а также неск. муз.-теоретич. работ.
Соч.: Что надо знать об опере "Золотой петушок", Л., 1933; Что надо
знать об опере "Царская невеста". Л.,
1933 (совм. с Н. П. Майковым); Евстигней Фомин. Жизнь и творчество, в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; К истории
постановок оперы "Сказка о царе Салтане", в сб.: "Сказка о царе
Салтане". 4 изд., Л., 1937; Сценическая судьба "Кармен", в сб.:
"Кармен", [Л.], 1933; К постановке балета "Раймонда", в сб.:
"Раймонда". Сценарий (по мотивам В. Скотта) В. Вайно-нена и Ю.
Слонимского, Л., 1938; Содержание балета "Раймонда", там же.
Лит.: Луначарский А. В., Один из сдвигов в искусствоведении, в его
кн.: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958. А. Ив.
ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы,
балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или
акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые,
хоровые, причём последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф.
получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух её действий
завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и
обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа
имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы
18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная
невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра
произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с
ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят
историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана
Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере
сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п
"Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих
лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся
либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо
монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных
"плана" действия (Ф. "Кармен"). Р. Л.
ФИНДЕЙЗЕН, Николай Фёдорович [11(23). VII. 1868-20.IX.1928] - рус.
сов. музыковед. Основатель, издатель и редактор журн. "Русская
музыкальная газета" (1894-1918) и сб. "Музыкальная старина (вып. 1-6,
СПБ. 1903-11). В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен
до конца XVIII века" (т. 1-2, вып. 1-7, М., 1928-29) Ф. впервые
использовал и систематизировал ряд материалов, в т. ч.- о раннем этапе
развития рус. муз. т-ра. Ф. опубликовал разл. муз.-исто рич. источники.
Автор св. 30 популярных очерков (биографии композиторов и др.),
журнальных статей (в т. ч. "Тематизм оперы "Снегурочка" Н. А.
Римского-Корсакова", "Русская музыкальная газета", 1894, ј 4).
Соч.: А. Н. Верстовский, СПБ, 1890; Музыкальные очерки и эскизы, СПБ,
1891; М. И. Глинка, т. 1, ч. 1, СПБ, 1896; М. И. Глинка, СПБ, 1903; А.
Г. Рубинштейн СПБ, 1903; А. С. Даргомыжский, СПБ, 1904; А. Н. Серов,
СПБ, 1904, и др.
Лит.: Савелова 3. С., Памяти Н. Ф. Финдейзена, "Музыкальное
образование", 1928, ј 4/5. В. Б р.
"ФЙНИКС", "Ф e н и к с" ("The Phoenix"),-англ. т-р. Построен в 1617 в
Лондоне. Принадлежал к т. н. " частным т-рам". Здание "Ф." имело крышу,
спектакли шли при искусственном освещении, в партере имелись сидячие
места. Владельцем "Ф." был актёр К. Бистон. В помещении "Ф." выступали
труппы: леди Анны (1617-19), принца Чарлза (1619-22), леди Елизаветы
(1622-25), королевы Генриетты (1625-37). Среди пьес, поставленных на
сцене "Ф.": "Утешение бедняка" Дэборна (1617), "Ведьма из Эдмон-тона"
Деккера, Форда и Раули (1621), "Пленники" Хейвуда (1624), "Как жаль её
развратницей назвать", "Перкин Уорбек" Форда (1633), "Ум без денег"
Флетче-ра (1635).
В 1642 в связи с законом о запрещении т-ров т-р был закрыт. В 1649
здание "Ф." было частично разрушено, в первые годы Реставрации
восстановлено, в 1660 здесь состоялось первое после закрытия т-ров
представление пьесы Шекспира "Перикл" (труппа под рук. Дж. Родса).
Лит.: В e n t l e y G. E., The Jacobean and Caroline stae, v. 1-5.
Oxf., 1941-56; Булгаков А. С., Театр и театральная общественность
Лондона, М., 1929. А. Б.
ФИНКЕЛЬШТ‚ЙН, Елена Львовна [р. 27.11 (12. III). 1906] - рус. сов.
театровед. В 1931 окончила Высшие курсы искусствоведения при Ин-те
истории 11СК-В. Педагогич. работу ведёт с 1930. В 1932-39 - старший
науч. сотрудник Ленингр. театр. музея. В 1937-66 работала в Ленингр.
театр. ин-те (ныне Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии; в
1946-65 - зав. кафедрой зарубежного иск-ва, с 1944 - доцент). В 1945-50
Ф. была старшим науч. сотрудником Ленингр. научно-исследовательского
пн-та театра и музыки. Принимала участие в подготовке (совм. с С. С.
Мокульским, Г. Н. Бояджиевым) 3-го (1963), 4-го (1964) и 5-го тт.
"Истории западноевропейского т-ра". Является автором глав "Французский
театр 1789-1848гг." (3-й т.).
Соч.: П. О. К. Бомарше, М.- Л., 1957; Театральная техника XVI-XVII
в., в кн.: Работы по технике сцены. Сб. статей. Л., 1937;
Актер-демократ, "Искусство и жизнь", 1938, ј 8; Фредерик Леметр и первая
редакция "Робера Макера", в кн.: О театре, М.- Л., 1941; Мария Дорваль,
"Зап. Ленингр. театрального ин-та", 1941, ј 1; Ошибка театра, "Искусство
и жизнь", 1941, Jo l; Образ современницы на сцене советского театра, в
кн.: Современный герой на советской сцене, М.- Л., 1948; "Сид" Пьера
Корнеля, в кн.: К о p н e л ь П., Сид. Трагедия, пер. с франц., М.,
1955; "Тюркаре" Лессажа, в кн.: Лесса ж, Тюркаре. Комедия, пер. с
франц., М., 1955; Превиль, в сб.: Записки о театре, Л,- М., 1958; Флобер
- драматург и его комедия -"Кандидат", в кн.: Флобер Г., Кандидат,
Л.-М., 1960;
Э. Скриб, в кн.: Скриб Э., Пьесы, М-, 1960; С. С. Мо-кульский, в кн.:
М о к у л ь с к и и С. С., О театре, М., 1963 (совм. с Л. А. Левбарг);
[Французское театроведение], в кн.: История европейского
искусствознания. Первая пол. XIX в., М., 1965; История европейского
искусствознания. Вторая пол. XIX в., М., 1966.
ФИНН (наст. фам. - Х алфинн), Константин Яковлевич (р. 1. VI. 1904) -
рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1961. Лит. деятельность
начал в 1926. Драматургия Ф. связана с жизнью Сов. страны. В его пьесах
поднимаются совр. проблемы, герои живут напряженной творч. жизнью. Пьесы
Ф. отличает внимание к образу современника, острый сюжет, сценичность.
Наибольшую популярность приобрели пьесы Ф.:
"Вздор" (1932, т-р им. МОСПС), "Сыновья" ("Испытание", 1937, там же).
"Таланты" (1938, Моск. т-р Сатиры), "Сашка" (1939, там же), "Пётр
Крымов" (1942, Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), "Секрет красоты"
(1943, Моск. т-р транспорта), "Честность" (1950, Моск. т-р им.
Ермоловой), "Ошибка Анны" (1955, Моск. т-р драмы и комедии), "Дневник
женщины" (1962, Моск. т-р драмы им. Пушкина), "Тревожное счастье" (1964,
там же), "Сёстры-разбойницы" (1965, Моск. т-р им. Гоголя) и др. Вл. П.
ФИНОГ‚ЕВА, Вера Александровна (р. 9.V.1919) - рус. сов. актриса. Нар.
арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Училась в
театр. студии при Доме пионеров Бауманского р-на Москвы (1931- 1936), на
отделении сценич. речи в ГИТИСе (1939-41). В 1942-43 работала во
фронтовых бригадах ГИТИСа, в 1943-45 - в т-рах Политобозрения и
Санпросвета. В 1945-46 - актриса Т-ра Северного флота, с 1946 -
Петрозаводского т-ра.
Роли: Соня ("Дядя Ваня"), Мелания ("Дети солнца");
Анисья ("На золотом дне" Мамина-Сибиряка), Евгения Гранде (по о. п.
Бальзака), Регина ("Привидения"); Машенька (о. п. Афиногенова), Зоя
Толоконцева, Таня ("Годы странствий" и о. п. Арбузова), Катя ("Два
капитана" по Каверину), Александра ("Деньги" Софронова), Анна Ивановна
("Перед ужином" Розова), Мать ("Якорная площадь" Штока), Ева,
Лепешинская ("Особняк в переулке", "Третья молодость" бр. Тур), Ксения
(о. п. Волкова), Левониха ("Левониха на орбите" Макаёнка), Нэви
("Глубокие корни"
Гоу и Д'Юссо), /Кермен ("Шестой этаж" Жери). Фплумена Мартурано (о.
п. Де Филиппо) и др. А. Ив.
"ФИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА" ("Suomen kansallisooppera") - фин.
оперный театр в Хельсинки. Единственный оперный т-р в стране. Основан в
1873. См. Финский театр и драматургия, раздел Опера.
ФИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в 1932 в г. Петрозаводске. Т-ром
руководил молодой режиссёр и поэт Рагнар Нюстрем (Руско). В труппу вошли
молодые актёры (кар9лы и финны), окончившие в 1932 1-ю Ленингр.
художеств. студию. Вначале на сцене ставились пьесы сов. драматургии,
рус. и фпн. классика: "Разлом"; "Свет с востока" Юрина, "Город ветров"
Киршона, "Миллион Антониев" Градова и Орлова, "Ревизор"; "На сплавной
реке" Паккала. Затем появились пьесы карельских драматургов. Пьеса Л.
Луото "Орудия говорят" (1933) рассказывала о революции в Финляндии,
пьеса Э. Парраса "Гигантское сердце стучит" (1934) посв. борьбе немецких
коммунистов в период фашизма, пьеса А. Висанена "Изобретение Теппоева"
ставит проблему создания нац. кадров. В 1935 нар. поэт Карелии Я.
Виртанен написав первую карельскую комедию "Мальбрук в поход собрался"
на муз. композиторов К. Раутио и Л. Иоуспне-на. Комедия высмеивала