<< Пред. стр. 808 (из 913) След. >>
драматургами труппы "Слуги лорда камергера", игравшей в т-рах "Глобус" и"Блэкфрай-ерс". Для этой труппы Ф. писал также один и в сотрудничестве с
Ф. Мессинджером и с др. драматургами. Бомонт и Ф. создавали пьесы разл.
жанров, изобилующие острыми драматич. положениями, отличающиеся живостью
действия. Они рисовали в своих пьесах мир, в к-ром утрачены моральные
принципы и господствует погоня за наслаждением. Ф. написал трагедии:
"Трагедия девушки" (совм. с Бо-монтом, 1610), "Бондука" (1611),
"Валентиниан" (1614), "Тьерри и Теодорет" (совм. с Мессинджером, 1614) и
др. В этих пьесах властители предстают как насильники, жестокие,
коварные люди. Разгулу хищничества, эгоизма, аморальности авторы
противопоставляют честь, как единственное средство сохранить
человеческое достоинство. Ф. осмеивает буржуа-мещан в "Рыцаре
пламенеющего пестика" (совм. с Бомонтом, ок. 1607), но изображает также
в своих комедиях и пороки дворянской среды. Среди комедий Ф.: "Награда
женщине, или Укрощение укротителя" (пародийное продолжение "Укрощения
строптивой", 1611), "Щеголь" (совм. с Бомонтом, 1608-10), "Высокомерная"
(совм. с Бомонтом, 1613-17), "Ум без денег" (1614), "Как управлять
женой" (1624), "Испанский священник" (совм. с Мессинджером, 1622). Гл.
тема этих пьес - любовь, ради к-рой герои прибегают ко всевозможным
хитроумным уловкам. Комедии Ф. лишены лиризма, в них преобладают интрига
(обманы и переодевание). Новаторством драматургии Ф. и Бомонта было
развитие жанра трагикомедии:
"Филастр" (совм. с Бомонтом, 1609), "Король и не король" (1611),
"Влюблённый безумец" (1617), "Верноподданный" (1618), "Жена на месяц"
(1624) и др. Трагикомедии Ф. овеяны духом романтики, в них изображаются
сильные страсти, острые драматич. ситуации. Драматургия Ф. отразила
кризис ренессансного гуманизма Англии, но мн. современники и особенно
зрители 2-й пол. 17 в. в период реставрации монархии Стюартов отдавали
предпочтение Бомонту и Ф., ставя их выше Шекспира. Однако после 17 в.
популярность этих драматургов падает.
На сов. сцене были пост. пьесы: "Испанский священник" (1934, МХАТ
2-й, Москва; 1954, Т-р им. Руставели, Тбилиси), "Укрощение укротителя"
(1945, Т-р им. Ермоловой, Москва), "Как управлять женой" (1963, Т-р
комедии, Горький) и др.
С'оч.: The works, ed. by A. Glover and A. R. Waller, v. 1-10, Cambr.,
1905-12 (совм. с Ф. Бомонтом); в рус. пер.-Пьесы, т. 1-2, M., 1965 (см.
также ст. А. А. Аникста).
Лит.: A p p l e t о n W. W., Beaumont and Fletcher, L., 1956; W a i t
h E. M., The pattern of tragicomedy in Beaumont and Fletrher, New Haven,
1952; Leech C., The John Fletcher plays, L., 1962. Л. А.
ФЛЙХТЕНМАХЕР (Flechtenmacher), Александру (23.XII.1823-28.1.1898) -
рум. композитор, дирижёр, педагог. Учился в Вене (1834-40). В 1840-46 -
скрипач оркестра Нац. т-ра в Яссах. Концертировал в Румынии и России. С
1846 - дирижёр Нац. т-ра в Яссах, Крайове и Бухаресте. Ф.- автор первой
рум. оперетты "Баба-хырка" ("Баба-Яга", 1848, Нац. т-р в Яссах). Др.
оперетты Ф.: "Новолуние" (1865, там же), "Тележник" (1875, Нац. т-р,
Бухарест). Автор неоконч. оперы "Девушка из Козиа" (соч. 1870- 1880) и
музыки ко мн. водевилям и комедиям. Ф.- один из основателей, первый
директор (1864-69) и профессор (класс скрипки) Бухарестской
консерватории (1864-95).
Лит.: F о t i n о G., AI. Flechtenmacher, "Muzica", Bue., 1909,
ianuarie; 0 a n a-P o p R., Alexandru Flechtenmacher, Bue., 1964. А. Ив.
ФЛИАКИ (греч. ????? - болтовня, шутка) - 1) Нар. представления в Др.
Греции, распространённые в греч. колониях на юге Италии, на о-вах
архипелага, в нек-рых областях Балканского п-ова (иногда под др. назв.).
Тексты Ф. не сохранились, поэтому осн. источником ознакомления с их
содержанием служит вазовая живопись. Ф. представляли собой короткие
шуточные сценки, изображавшие повседневную жизнь или весёлые похождения
богов и героев (преим. Зевса, Диониса, Геракла); нек-рые Ф. пародировали
комедии и трагедии. Острота комич. ситуаций определяла необходимость
специальных костюмов и масок для Ф. Актёры (2 и больше) играли в особых
облегающих тела одеждах с накладными животом, задом, грудью; постоянный
аттрибут мужских персонажей - сделанный из кожи фалл. Сценич. площадкой
для Ф. были низкие деревянные подмостки на подпорках или приподнятая
сцена на колоннах. Переносные ширмы (па-рафрагмы) с занавесками служили
декорациями. Лит. форма Ф. была придана в конце 4 в. Ринтоном, к-рый
прославился своими пародиями на трагедийные обработки мифов (т. н.
гиларотрагедии). Среди авторов Ф. более позднего времени наиболее
известны Скир, Блес из Каприи, Пирр Милетский, Тимохарид, Со-патр. Из
античных драм. жанров влиянию Ф. в наибольшей мере подверглась рим.
ателлана. 2) Актёр - исполнитель Ф.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, M.- Л., 1946, с. 30; В i e b e r M., Denkmaler zum
Theaterwesen, B.-Lpz., 1920; Pau-lys Wissowa Realencyclopadie der
classischen Altertumswissenschaft, Hlbbd 39, Stuttg., 1941, Kol.
292-306. Лид. Ф.
ФЛИНДТ (Flindt), Флемминг (р. 30.IX.1936) - дат. артист балета и
балетмейстер. С 1946 учился в школе датского Королевского балета (ученик
X. Ланне-ра). С 1955 - в труппе этого т-ра, с 1957 - ведущий танцовщик.
В 1956 и в 1961-65 работал в труппах "Фестивал балле", Королевский балет
(Англия), в т-ре "Гранд-Опера" и др. С 1966 - худ. рук. труппы датский
Королевский балет.
Партии: Джеме ("Сильфида" Лёвенскьольда), Дженаро ("Неаполь" Паулли,
Гаде, Хельстеда и Люмбье), Юноша ("Лунный олень" Риисагера), Арман
("Дама с камелиями" Бьерре), Франц ("Коппелия"), "Видение Розы" (о. п.
на муз. Вебера), Хозе ("Кармен" ня муз. Бизе), Алэн ("Тщетная
предосторожность") и др.
Ф. следует традициям классич. школы А. Бурно н-виля. Его танец
отличается элегантностью, отточенностью формы. Осуществил ряд пост., в
т. ч. "Урок" на муз. Дельрю по пьесе Ионеско (1964, т-р "Опера комик",
Париж). E. С.
ФЛОБЕР (Flaubert), Гюстав (12.XII.1821, Руан, - 8. V. 1880, Круассе)
- франц. писатель, драматург" С юношеских лет увлекался т-ром, писал
сценарии, комедии, мистерии, трагедии. Среди пьес этого периодаисторич.
драма "Людовик XI" (изд. 1838). В диалогич. форме написаны эпич.
философская драма "Искушение святого Антония" (1-я ред.- 1848, 2-я -
1856, 3-я-1871), драмы-новеллы "Пляска мертвецов" (1838), "Смар" (1839).
Рассматривая совр. ему театр. иск-во как "школу деморализации",
воплощение мещанских вкусов, Ф. увлекался произв. Аристофана, Шекспира,
Мольера, Бомарше, разл. жанрами нар. т-ра. В 1862 он написал сказочную
феерию "Замок сердец", явившуюся антибурж. сатирой (пьеса была
напечатана в 1879, её последние сцены опубликованы в день смерти Ф.).
Ф.- автор комедии "Слабый пол" (по сценарию Л. Буйе, соч. 1872), в к-рой
он обличал духовное ничтожество и мелкое хищничество женщин-мещанок. Из
пьес Ф. пост. только комедия "Кандидат" (1874, т-р "Водевиль")- острая
сатира на бурж. демократию. Эта пьеса не имела успеха (состоялось всего
4 спектакля), но встретила горячую поддержку Э. Золя, А. Доде, Г.
Мопассана, И. С. Тургенева, к-рые увидели: в ней зародыш новой
реалистич. франц. драматургии. На сцене шли также инсценировки романа Ф.
"Мадам Бовари" (1936-37, т-р "Монпарнас", Париж, в загл. роли-М. Жамуа;
1940, К*амерный т-р, Москва, в загл. роли - А. Коонен). На сюжет романа
"Са-ламбо" написана опера Э. Рейера (1890, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
балет А. Арендса (1910, Большой т-р), над оперой "Саламбо" ("Ливиец") в
1863-66 работал ?. ?. Мусоргский (не закончена, музыка частично
использована в опере "Борис Годунов" и др. муз. соч.).
Соч.: Le theatre. P., 1910; в рус. пер. - "Кандидат", Л.- М., 1960
Т[см. послесловие E. Финкелыптейн, Флобер-драматург и его комедия
"Кандидат").
Лит.: Реизов Б.Г., Творчество Флобера, М., 1955;
С a n u J., L'oeuvre dramatique de Flaubert, "Revue d'histoire
litteraire de la France", P., 1931, ј 10-12; 1932 ј 1, ?. 45-72, ј 2, ?.
190-203. ?. ?.
ФЛОН (Flou), Сюзанн (род. 28.1.1923) - франц. актриса. Была
секретарём Э. Пиаф, работала в мюзик-холле. В 1943 дебютировала как
актриса в т-ре "Комедия Елисейских полей" (Париж). Наиболее значит,
сценич. образы создала в спектаклях:
"Маленькая хижина" Рус-сена (1947, т-р "Нувоте"), "Комплекс Филемона"
Люка (1950, т-р "Монпарнас"), "Жаворонок" Ануя (1953, там же), "Зло
бежит" Оди-берти (1955, т-р "Л а брюй-ер"), "Укрощённая мегера" (по
"Укрощению строптивой" Шекспира, 1957, т-р "Атеней"). В 1965 выступила в
роли Раневской ("Вишневый сад"). По мнешло франц. критиков, Ф.- одна из
лучших совр. актрис страны. С 1947 снимается в кино. В 1960 с труппой
т-ра "Вьё коломбье" гастролировала в СССР (роли: Жанна - "Жаворонок";
Андромаха - "Троянской войны не будет" Жироду).
ФЛОНДОР (Flondor), Тудор (1862-1909) - рум. композитор. Учился в
Черновцах и Вене. Автор оперы "Ночь святого Георгия" (соч. 1905; пост.
после 1918); оперетт "Рыбачка Лица", "Дунайский рыбак", "Дед Чокырлан"
(1906, Бухарест), музыки к водевилям. Лит.: Т о s с i u с-А 1 b u A.,
Viata si opera lui Tudor Flondor, Bue., 1933. A. He.
ФЛОРЕЙ (Florei), Николае (р. 1927) - рум. артист оперы (бас). Окончил
вок. ф-т и ф-т теории музыки Бухарестской консерватории. Будучи
студентом, выступал в Ансамбле песни и пляски "Чокырлия" ("Жаворонок").
С 1954-солист Рум. т-ра оперы и балета в Бухаресте. Выступает также как
камерный певец. Был на гастролях в СССР (1960, 1964). Лауреат между-нар.
конкурсов в Бухаресте, Женеве, Варшаве.
Лучшие партии: Мефистофель ("Фауст"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера), Дон Базилио;
Рамфис ("Аида") и др. А. Ив.
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ КРУЖОК - см. Камерата. "ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАЙ"
(Maggio musicale fiorentino) - музыкально-театральный фестиваль в
Италии. Учреждён муниципалитетом Флоренции по инициативе дирижёра В. Гуи
на базе филармонии, оркестра и т-ра "Комунале". Первый Ф. м. м.
состоялся в 1933. С 1936 стал ежегодным. Программы фестиваля включают
оперные, балетные и драматич. спектакли, симфонич. и камерные концерты,
а также междунар. муз. конгрессы, конференции, конкурсы и выставки. Во
время Ф. м. м. часто исполняются забытые классич. произв. и новые соч.
совр. композиторов.
На Ф. м. м. были исполнены: "Мистерия Санта Улива" с муз. Пиццетти
(реж. Ж. Копо), "Сон в летнюю ночь" Шекспира с муз. Мендельсона (реж. М.
Рейнхардт) - 1933;
"Орсеоло" Пиццетти (первая пост., дирижёр Т. Серафин), "Кастор и
Поллукс" Рамо (в исполнении труппы Парижской Оперы), "Похищение из
сераля" Моцарта (дирижёр Б. Вальтер) - 1935; триптих О. Респиги ("Мария
Египетская", "Лукреция", "Птицы"), "Царь Эдип" Стравинского (дирижёр Б.
Молинари), "Коронация Поппеи" Монтеверди (дирижёр Маринуцци) - 1937;
"Антоний и Клеопатра" Ма-липьеро (первая пост.), "Замок герцога Синяя
борода" Бартока, "Необитаемый остров" Гайдна, "Сказки Гофмана"
Оффенбаха, "Огонь" Респиги, "Симон Бокканегра" Верди (дирижёр В. Гуи) -
1938; "Король Лир" Фрацци (первая пост., дирижёр В. Гуи), "Персефона" и
"Петрушка" Стравинского (дирижёр автор, балетм. М. М. Фокин), "Женские
хитрости" Чимарозы - 1939; "Ночной полёт" Даллапикколы (первая пост.,
дирижёр Ф. Превитали), "Турандот" Бузони, "Дидона и Эней" Перселла
(дирижёр В. Гуи), "Семирамида" Россини, "Волшебная флейта" Моцарта,
"Борис Годунов" Мусоргского (первая пост. в Италии на рус. яз., дирижёр
Дж. Джорджеску)- 1940; "Доктор Фауст" Бузони (дирижёр Ф. Превитали),
"Возвращение Улисса на родину" Монтеверди (дирижёр М. Росси) - 1942;
"Семь канцон" Малипьеро - 1948; "Ванна Лупа" Пиццетти (первая пост.),
"Португальская остерия" Керубини, "Лукавая крестьянка" Перголези,
"Орфей" Монтеверди, "Осада Коринфа" Россини - 1949; "Заключённый"
Даллапикколы (первая пост.), "Электра" Р. Штрауса, "Ифиге-ния в Авлиде"
Глюка, "Армида" Люлли, "Олимпия" Спон-тини - 1950; "Ифигения" Пиццетти
(первая пост.), "Ге-новева" Шумана, "Орфей и Эвридика" Глюка- 1951;
"Дон Кихот" Фрацци (первая пост.), "Дидона" Кавалли, "Армида", "Граф
Ори", "Пробный камень", "Шёлковая лестница", "Танкред" Россини - 1952;
"Война и мир" Прокофьева, "Медея" Керубини, "Галантная Индия" Рамо,
"Арольдо" Верди - 1953; "Контрабас" Букки (по рассказу Чехова "Роман с
контрабасом", первая пост.), "Дьявол на колокольне" Луальди, "Мазепа"
Чайковского (впервые в Италии), "Эврианта" Вебера - 1954; "Поворот
винта" Бриттена, "Испанский час" Равеля, "Дон Себастьян" Доницетти,
"Кавалер роз" Р. Штрауса- 1955; "Золото Рейна" Вагнера, "Творение
Прометея" Бетховена - 1956; "Блудный сын" и "Пленная Венера" Малипьеро
(первые пост.), "Катя Кабанова" Яначека, "Эрнани" Верди - 1957;
"Турандот" Пуччини, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Дева озера" Россини
- 1958; "Антигона" Траэтты (дирижёр Н. Сандзоньо), "Идоменей" Моцарта,
"Мельничиха" Паи-зиелло (дирижёр Б. Бартолетти) - 1962; "Эвридика" Пери,
"Дафна" Гальяни. "Сорока-воровка" Россини, "Джонни наигрывает"
Кшенека - 1965.
Среди драм. спектаклей, показанных на Ф. м. м.: "Дочь Йорио"
Д'Аннунцио (1938, реж.Дж. Форцано), "Аминта" Tacco с муз. Глюка (1939,
реж. Р. Симони), "Адельгиз" Мандзо-ни (1940, реж. Симони), "Агнеса
Бернауэр" Хеббеля (1944, реж. К. Паволини и Д. Пакувио), "Буря" Шекспира
(1948, реж. Дж. Стрелер), "Троил и Крессида" Шекспира (1949, реж. Л.
Висконти), "Орест" Альфьери (1950, реж. О. Коста), "Кьоджинские ссоры"
Гольдони (1950), "Волчица" Верги (1965, реж. Ф. Дзеффирелли, в главной
роли А. Маньяни), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1965, реж. Дзеффирелли)
и др.
Лит.: Maggio musicale fiorentino XIII, Firenze, 1950.
Ce Г
ФЛОРЕСКУ (Florescu), Арта (р. 1921) - рум. ap тистка оперы (лирич.
сопрано). Нар. арт. СРР (1964). С 1945 - солистка Рум. т-ра оперы и
балета в Бухаресте. Обладает мягким голосом красивого тембра, блестящей
вок. техникой. Особенно хорошо исполняет лирич. партии.
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Виолетта; Дездемона ("Отелло"
Верди), Мими, Чио-Чио-сан, Тоска; Графиня ("Свадьба Фигаро"), Эльза, Ева
("Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), графиня Верденберг
("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др.
Была на гастролях в СССР (1958, 1964) и др. странах. Ведёт педагогич.
работу; профессор Бухарестской консерватории.
Лит.: Parocescu N., Arta Florescu, "Muzica", Bue., 1958, Ns 7. А. Ив.
ФЛОРИДОР (Floridor; наст. имя и фам.- Жозиас де С у л а с; Soulas;
1608-71) - франц. актёр. Дворянин по происхождению, Ф. оставил службу в
гвардии и вступил в странствующую труппу. В 1635 выступал в т-рах
Лондона. С 1640 работал в т-ре "Маре" (Париж), где после ухода со сцены
актёра Г. Мондо-ри исполнял гл. роли во мн. трагедиях П. Корнеля. В 1643
перешёл в т-р "Бургундский отель". Играл роли Горация, Цинны, Эдипа (во.
п. Корнеля), Масиниссы ("Софонисба" Мере), Пирра, Нерона ("Андромаха",
"Британник" Расина) и др. Сохраняя облагороженную манеру игры,
свойственную актёрам классицист-ского направления, Ф. в то же время
боролся с жеманностью и риторич. напыщенностью, присущими иск-ву ряда
его современников (Монфлёри, Бельроз и др.). Он первый из франц. актёров
отказался от напевной читки, стремился придать сценич. персонажам черты
жизненной достоверности. Мольер в своём "Версальском экспромте" из всех
крупных актёров "Бургундского отеля" не задел насмешкой лишь Ф.
Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927,
p. 131-58.
ФЛОРЙНСКИЙ, Василий Иванович (1888-27.VII. 1955) - рус. сов. актёр.
Засл. арт. РСФСР (1936). Окончил драматич. отд. Моск. филармонич. об-ва.
Артистич. деятельность начал в 1912 в Введенском нар. доме в Москве.
Затем работал в т-рах Калуги, Иванове; в Киевском т-ре рус. драмы, в
т-рах Архангельска, Смоленска, Пятигорска и др. Наиболее продолжительный
период творч. жизни Ф. связан с Воронежским т-ром (1937-55), где были
созданы самые значит, работы актёра. Ф. был одним из первых исполнителей
роли В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьём" (1937). Образ В. И.
Ленина был в дальнейшем воплощён им в спектаклях "Путь к победе" А. Н.
Толстого и "Кремлёвские куранты". Ф. был актёром широкого творч.
диапазона, но особенно значительны его работы в рус. классич.
репертуаре: царь Фёдор Иоан-нович (о. п. А. К. Толстого), Протасов
("Дети солнца" Горького), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Басов
("Дачники"), Телегин ("Дядя Ваня"). К лучшим ролям Ф. относятся также
Полоний ("Гамлет"), Швач ("Разлом"), Костя-капитан ("Аристократы"
Погодина), Гайдар ("Фронт"), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва).
Н. Мор.
ФЛОТА ТЕАТРЫ - см. Театры. Советской Армии и Военно-Морского Флота.
ФЛОТОВ (Flotow), Фридрих фон (26.IV.1812- 24.1.1883) - нем.
композитор. Учился в Париже у А. Рейха (1828-30). Жил в Германии,
Франции, Австрии. На творчестве Ф. сказалось влияние франц. оперной
школы. Автор св. 25 опер, в т. ч.: "Кораблекрушение Медузы"(совм. с О.
Пилати и А. Гризаром, 1839, т-р "Ренессанс", Париж), "Алессандро
Страделла" (1844, Гамбург), "Марта" (1847, Вена, Придворная опера;
сохраняется в репертуаре оперных т-ров мира до настоящего времени).
Др. оперы: "Софья Екатерина" (1850, Берлин), "Индра" 1852, Вена),
"Наида" (1865, Петербург, на рус. яз.), "Зиль-да" (1866, Париж, т-р
"Опера комик"), "Тень" (1866, там же). Ф. также автор 5 балетов,
оперетты "Вдова Грапен" (18о9, Париж, т-р "Буфф паризьен"), музыки к
драматич. спектаклям.
Лит.: Серов А. Н., "Марта", в его кн.: Избранные статьи, т. 2, M.,
1962, с. 396-408; S v о b о d a R., Fr. von Flotows Leben..., Lpz.,
1892. Ал. M.
ФОДОР (Fodor), Янош(р. 2. III. 1906) - венг. артист оперы
(бас-баритон). Нар. арт. ВНР (1964). С 1938 - солист Венг. оперного т-ра
в Будапеште.
Партии: Петур ("Банк-бан" Эркеля), Галицкий; Во-тан, Голландец
("Валькирия", "Летучий голландец" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"),
Амонасро, Филипп II ("Аида", "Дон Карлос" Верди) и др.
Пр. им. Кошута (1951). Гастролировал в СССР в 4950 и 1954. Л. Ив.
ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ (Fodor-Mainvielle, по мужу - M е н в ь е л ь), Жозефин
(13.X.1789-14.VIII.1870) - франц. артистка оперы (сопрано). В детстве
вместе со своим отцом, скрипачом и композитором Ж. Федором, приехала в
Петербург. Училась пению в Петерб. театр. уч-ще у Д. Чимарозы и Дж.
Паизиелло. В 1810 дебютировала в придворном спектакле "Деревенские
певицы" Фьораванти. Пела в Петербурге до 1814. Затем выступала в Париже
(т-р "Опера комик", Итал. т-р), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден"), Неаполе
(т-р "Сан-Карло"), Вене и др. городах Европы. Об иск-ве Ф.-М.
восторженно отзывались её современники. Оставила сцену в 1833. Написала
"Размышления и советы касательно искусства пения".
Партии: Церлина ("Дон Жуан" Моцарта), Розина;
Дездемона, Семирамида ("Отелло", Семирамида" Россини) и др.
Соч.: Reflexions et conseils sur l'art du chant. P., 1857.
Лит.: U n ff е r J. С., J. Mainvielle-Fodor, W., 1823;
T h u r n e r A., Les reines du chant, P., 1883. Вл. О.
ФОКИН, Анатолий Фёдорович (р. 1927) - рус. театр. художник. Засл.
деят. искусств Удм. АССР (1956) и РСФСР (1958). Чл. Коммунистической
партии с 1951. В 1950 окончил рязанское художественное уч-ще и начал
работать в т-ре в Барнауле, затем в Ижевске, Уфе.
С 1960-гл. художник Кишинёвского рус. т-ра. Художник реалистич.
школы, Ф. использует лаконичные выразительные средства. Работы его
отмечены фантазией, чётким раскрытием образа спектакля. оформил
спектакли: "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Кремлёвские куранты" (1955);
"Олеко Дундич" Каца и Ржешев-ского (1958), "Иркутская история" Арбузова
(1960), "Проводы белых ночей" Пановой (1961), "Океан" Штейна (1963),