<< Пред.           стр. 811 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 его учеников - видные швед. вокалисты Ю. Берглунд, Л. Бьёркер и др. Сын
 Ф.- Б ь e p н (р. 31.V.1915) - артист оперы и оперетты (баритон),
 режиссёр, ученик отца; выступает с 1939, гл. обр. в Германии и Австрии.
 Партии: Сильвио ("Паяцы"), Онегин и др.
  Лит.: Ljungberger J., J. Forsell (Svenska konstnarer I), Stockh.,
 1916; Boken om J. Forsell, red. an F. Gustavson, Stockh., 1938. Вл. О.
  ФОРТНЕР (Fortner), Вольфганг (р. 12. X.I 907) - нем. композитор и
 дирижёр (ФРГ). Сторонник неоклассицизма. С 1948 обратился к додекафонии.
 Автор опер - "Кровавая свадьба" по Ф. Гарсиа Лорке (1957, Кёльн),
 "Коринна" (1958, Гор. опера, Берлин), радиооперы "Лес" (1954, Эссен) и
 др.; балета "Белая роза" по О. Уайльду (1951, Берлин); муз. к драматич.
 спектаклям и др. соч. С 1935 преподавал в Гейдельберге, где основал
 камерный оркестр; с 1954 - в Детмольде; с 1957 - проф. Высшей муз. школы
 во Фрейбурге. Среди учеников-X. В. Хенце. Премия Ф. Шрекера (1948).
  Лит.: Fortner Wolfgang, hrsg. von H. Lindlar, Rodenkirchen, I960. Ал.
 M.
  "ФОРТУНА" ("The Fortune") - англ. т-р. Построен в 1600 в Лондоне на
 средства антрепренёра Ф. Хен-сло для выступлений труппы "Слуги
 лорда-адмирала. Здание "Ф." было четырёхугольным и не имело крыши.
 Зрительный зал состоял из трёх галерей с местами для сидения и партера,
 где зрители стояли. "Ф." вмещала более 2 тыс. зрителей. Среди пьес,
 пост. на сцене "Ф.": "Не всё золото, что блестит" Четла (1601), "Когда
 вы увидите меня, вы узнаете меня" Роули (1605), "Блудница вавилонская"
 Декке-ра (1607), "Рыдающая девушка" Мидлтона и Деккера (1611). В 1621
 деревянное строение т-ра сгорело и на его месте в 1623 было выстроено
 новое каменное здание. В 1642 т-р "Ф.", как и остальные лондонские т-ры
 (после закона о запрещении т-ров), закрылся; Здание существовало до
 1662.
  Лит.: Ани к.с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965;
  Chambers Е. К., The Elizabethan stage, v. 2, L.-Oxf., 1923. А. Б.
 фбрШТЕДТ, Вера Георгиевна [р. 3(15).II.1896]- рус. сов. актриса т-ра
 кукол. Засл. арт. РСФСР (1939). Училась в Школе сценич. иск-ва А. П.
 Петровского в Петрограде, где участвовала в создании любительского
 марионеточного спектакля "Зелёная птица" по Гоцци. Проф. сценич.
 деятельность начала в т-ре, руководимом В. Э. Мейерхольдом (Петроград).
 В 1918 поступила в т-р марионеток под рук. Л. Я. Шапориной. С 1930
 работает в Ленингр. т-ре кукол под рук. Евг. Деммени. В совершенстве
 владея техникой управления марионеткой, глубоко чувствуя природу куклы,
 Ф. добивается полного слияния характера персонажа с внешним обликом
 куклы.
  Среди ролей: Дон Кихот (о. п. Папарингопуло, по Сервантесу), Король
 ("Гулливер в стране лилипутов" Е. Данько по Дж. Свифту),
 Мальчик-с-пальчик (о. п. Ту-беровского). Тигрёнок ("Кукольный город" Е.
 Шварца), Бабушка ("Мичек-Фличек" Малика), тётя Полли ("Приключения Тома
 Сойера" Охочинского по Твену) и др. ff С
  ФОС, Boe (Vos), Ян (ок. 1615 - похоронен 11. ] VII.1()67) - голл.
 драматург, театр. деятель. В 1641 написал трагедию "Аран и Тит" в духе
 "кровавой драмы" Т. Кида, получившую признание в лит. кругах. Пьеса
 ставилась в Лондоне, была переведена на лат. язык, в течение ста лет
 входила в репертуар голл. т-ров. Трагедия "Медея" (1666) отличается
 ходульностью, обилием сценич. эффектов. Ф. написал также "Клухт об У не"
 (1641), рассказывающий в грубоватой манере фарса (клухта) об обманутом
 муже. Драматургия Ф. оказала значит, влияние на творчество совр. ему
 авторов (в т. ч. Антонидеса ван дер Гуса). С 1647 возглавлял
 попечительский совет т-ра "Схау-бург" (Амстердам).
  Лит.: Worp J. A., Jan Vos, Groningen, 1879. Вл. О.
  ФОСТР‚М (Fohstrom), Алма (2.1.1856-20.II.1936)- фин. певица
 (колоратурное сопрано). Пению училась в Гельсингфорсе и Петербурге
 (1873-77) у Г. Нис-сен-Саломан, затем в Италии у Ф. Ламперти, Д. Ар-то и
 Ф. Варез. Дебютировала в роли Маргариты ("Фауст", 1878, Гельсингфорс).
 Выступала в оперных т-рах и на концертных эстрадах Европы и Америки. В
 1890-99 - артистка Большого т-ра (Москва). В эти же годы концертировала
 в разл. городах России. Блестящая вок. техника сочеталась у Ф. с тонким
 муз. вкусом, изяществом сценич. исполнения. Более всего удавались Ф.
 лирич. партии.
  Партии: Травиата, Джильда, Розина; Лючия ("Лючия ди Ламермур"
 Доницетти), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Дездемона ("Отелло" Верди),
 Маргарита ("Фауст"), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"),
 Людмила;
  Антонида ("Иван Сусанин") и др.
  В 1909-17 - проф. Петерб. консерватории, после 1917 - консерватории в
 Гельсингфорсе и Штерн-консерватории в Берлине.
  Лит.: Erve Р., Alma Fohstrom, Hels., 1920. В.Ю.
  ФОТИАДИС (????????), Димитрис (р. 1898) - греч. писатель и драматург.
 В 1932 впервые выступил как драматург с пьесой "Маня Витрова" ("Народный
 т-р" под рук. В. Ротаса). Основные драматургия. произведения Ф. были
 созданы в послевоенные годы. В комедии "Феодора" (1945, т-р
 "Объединённых артистов") на сюжет из истории Византии драматург
 разоблачает нравы совр. ему правительственных кругов. Прогрессивные
 демократич. идеи утверждает Ф. в историч. драмах "Макрияннис" (1946, т-р
 "Объединённых артистов") и "Караискакис" (совм. с Г. Став-ру; 1957,
 "Народный т-р"), в к-рых созданы образы героев нац.-освободит, войны
 1821-29. В этих пьесах Ф. выступает против иностр. господства и политич.
 реакции, провозглашает идеалы нац. независимости и свободы. Д. С.
  ФРАГОСО, М а т о с Фрагосо (Matos Fragoso), Хуан де (1608-18.V.1692)
 - исп. драматург. Ф. разрабатывал жанры историч. и героич. драмы,
 "комедии интриги", религиозной драмы. Большинство пьес Ф. представляет
 собой переделку произв. его предшественников, иногда граничащую с
 плагиатом ("Мудрец в своём углу, или Крестьянин в уединении", рус. пер.
 1790,- обработка пьесы Лоне де Вега "Крестьянин в своём углу", пьеса "В
 пропасти из мести, или Тиран Наварры" - подражание пьесе Лопе де Вега
 "Монарх, сброшенный со скалы"). "Обрабатывая" пьесы драматургов эпохи
 Возрождения, Ф. лишает их гуманистич. направленности, уделяя гл.
 внимание внешнему действию. В творчестве Ф. выразился упадок исп. т-ра
 во 2-й пол. 17 в.
  Соч.: Siete comedias. Eiblioteca de autores espanoles, t. XLVII.
 Dramaticos posteriores a Lope de Vega, Madrid, 1858, [2179] - Juan de
 Matos Fragoso. 3. П.
  ФРАДКИНА, Елена Михайловна [р. 18 (31).VIII. 1902] - рус. сов. театр.
 художница. В 1925 окончила ВХУТЕМАС (педагоги Кончаловский и Лентулов).
 Оформляла спектакли совм. с худ. С. К. Вишневецкой: "Ревизор" (1924, Т-р
 им. МГСПС), "Театр Клары Газуль" Меримо (1924, там же), "Оптимистическая
 трагедия" (1933, Киевский рус. т-р), "Проделки Ска-пена" (1937, 3-й
 Моск. т-р для детей), "Снежная королева" Шварца (1938, там же), "Сказка"
 Светлова (1939, там же).
  Ф. принадлежат декорации к спектаклям: "Ворон" Гоцци (1959, Аварский
 т-р драмы), "Проделки Ска-пена" (I960, там же), "Двадцать лет спустя"
 Светлова (1957, Центр, детский т-р), "Первый бал Вики" Приеде (1961,
 ЦТСА) и др. Работам Ф. свойственны эмоциональная насыщенность цвета,
 напряжённый ритм, драматизм.
  Лит.: Айзенштат О., Драматическая живопись, "Театр", 1957, ј 9;
 Выставка работ Е. М. Фрадкиной... Каталог, М., 1957 (вступ. статья М. Н.
 Пожарской). С.Г.
  "ФРА-ДЬЯВОЛО", "? ? а - Д ь я в о л о, и л и Г о с-тиница в
 Террачине" ("Fra Diavolo, ou L'Hotellerie de Terracine"),- опера Д.
 Обера, либр. 3. Скриба, пост. 28 янв. 1830, Париж, "Театр Фейдо
 (Фра-Дьяволо- Шоле, лорд Кокбург -Фереоль, леди Памела - Буланже,
 Лоренцо - Моро-Сенти, Матео-Анри, Церлина - Приво, Джакомо - Фаргейль,
 Беппо-Бальнен). Опера ставилась на сценах всего мира, в т. ч.: Брюссель
 (1830) Берлин
  (1830), Вена (1830), Будапешт (1830, на нем. яз., 1835), Лондон
 (1831), Прага (1831, на нем. яз., 1843), Варшава
  (1831), Нью-Йорк (1831, на франц. яз., 1833), Стокгольм (1833),
 Барселона (1853, на итал. яз.), Флоренция (1867) Мадрид (1919), София
 (1924) и др.
  В России пост. 14 янв. 1831, Петербург, Большой т-р. Рус. пер. Р. М.
 Зотова и А. Г. Ротчева (дирижёр Кавос;
  Фра-Дьяволо - Самойлов, лорд Кокбург - Дюра, Па-мела - Марсель,
 Лоренцо - Бешенцов, Матео - Петров, Церлина - Биркина, Джакомо - Бойков,
 Беппо - Ефремов). Затем опера возобновлялась там же в 1846, 1850; в
 Мариинском т-ре в 1863 и 1871. В Москве показана труппой рус. оперы
 петербургского Большого т-ра в 1846. В 1897 - новая пост. в Мариинском
 т-ре, Петербург (дирижёр Крушевский, худ. Яковлев, Васильев, Вениг,
 Смирнов, балетм. Петипа). СтаЕщлась в Большом т-ре, Москва; была в
 репертуаре до 1910.
  На сов. сцене пост. 25 сент. 1920, Петроград, Т-р комической оперы
 (Малый оперный) (дирижёр Якобсон, затем Самосуд, пост. Феона, балетм.
 Петров; Фра-Дьяволо - Балашов, лорд Кокбург - Дмитриев, Памела -
 Николаева, Лоренцо - Толмазан, Кабанов, Церлина - Горская, Джакомо -
 Журавленке). 1923, Новый т-р, Москва (дирижёр Небольсин, реж. Лосский,
 худ. Меншутин). В 1941 пост. Горьковским т-ром онеры и балета. В 1955,
 Большой т-р (нов. рус. текст Н. П. Кончаловской; дирижёр Хайкин, реж.
 Ансимов, худ. Козлинский). Пост. в др. городах Сов. Союза: Свердловск
 (1948), Новосибирск (1954). Куйбышев (1955), Минск (1955), Одесса
 (1957), Вильнюс (1960), Львов (1964).
  Издания: "Ф.-Д." - клавир с рус. текстом, М. Юр-генсон, [1891] и М.
 Гутхейль. [1891 ]. Н.Гр.
  ФРАЗИРОВКА (от греч. ?????? - способ выражения) - образно-смысловое
 разграничение фраз и др. муз. построений в процессе исполнения муз.
 произв. Применяется в целях наиболее яркого, выразительного раскрытия
 идейно-эмоц. содержания произв. Специальные указания композитора (или
 редактора), записанные при помощи метро ритмич., динамич. и атогич. муз.
 знаков, определяют в общих чертах Ф., оставляя простор инициативе
 исполнителя. В манере Ф. проявляется индивидуальный исполнительский
 стиль. Один из важнейших компонентов вок. и вок.-театр.
 исполнительства-сочетание муз. Ф. с подачей словесного текста. В. Б р.
  ФРАЙ (Fry), Кристофер (р. 18.XII.1907) - англ. драматург. Автор
 стихотворных комедий и драм. Лит. деятельность начал в 30-е гг. Ф. видел
 источник обновления совр. драматургии в поэтич. форме. В комедиях с
 романтич. интригой: "Леди сжигать не полагается" (1949, т-р "Глобус",
 Лондон), "Венера под наблюдением" (1950, т-р "Сент-Джеймс", там же), "В
 темноте хватает света" (195, т-р "Олдуич", там же) раскрывается тема
 борьбы разума и чувства" любви и ненависти, жизнелюбия и отчаяния. В
 аллегорич. драме "Сон узников" (1951, Оксфорд) Ф. пытается объяснить
 причину человеч. разобщённости. Драматургия Ф. сочетает мотивы, близкие
 т-ру "рассерженных))
  (конфликты поколений, чувство безвременья и "всеобщей"
 неустойчивости, гротесковая фрагментарность) и драматургии 40-х гг.
 (поэтич. отвлечённость, культ исключит. личности, сочетание "высокого
 стиля" и бытовых ситуаций). Пьесы Ф. привлекают внимание деятелей совр.
 англ. т-ра: Л. Оливье, Дж. Гилгуда, Э. Эванс, П. Брука, П. Скофилда.
 Склонность к романтич. аллегориям, ироничность, эстетизация конфликтов
 сближают пьесы Ф. с драматургией Ж. Жиро-ду (обрабатывал для англ. т-ра
 драмы Жироду и Ж. Ануя).
  Соч.: Three plays, L., 1960.
  Лит.: Stanford D., Christopher Fry, L.-N.Y., 1951. Дм. Ш.
  ФРАНК (Franck), Сезар (10.XII.1822-9.XI.1890)- франц. композитор.
 Родом из Бельгии. Учился в парижской Консерватории (1837-41), после
 окончания к-рой стал работать органистом и преподавателем музыки.
 Ф.-один из ведущих деятелей обществ. движения за нац. музыку - т. н.
 "обновления". В творчестве Ф. соединяются традиции романтизма и
 классицизма. Отличительные черты стиля Ф.- импровизационность и в то же
 время следование классич. формам, сосредоточенная лирика, тяготение к
 монументальности и торжественности. В 1853 написал свою первую оперу
 "Батрак" (не пост.). Творчеству Ф. близка форма оратории, поэтому его
 оперы - "Гульда" (1894, Монте-Карло) и "Гизела" (оркестровка завершена
 учениками Ф.,Л896, там же) оказались несценичными. Подлинно драматичны
 оратории Ф.- "Руфь" (соч. 1845, исп. 1871), "Искупление" (соч. 1873),
 "Заповеди блаженства" (1879, исп. 1893), "Ревекка" (соч. 1881). Автор
 произв. для симф. оркестра, фп., струнных инструментов, органа, церк.
 музыки и романсов. Ф.- один из основателей Нац. об-ва музыки (1871). С
 1872 - проф. парижской Консерватории по классу органа.
  Лит.: Каратыгин В., Ц. Франк, в кн.: Музыкальная летопись, сб. III,
 Л., 1925; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводи,
 работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина..., М., 1938; Borren Ch. van
 den, L'oeuvre dramatique de Cesar Franck, Brux., 1907; D'Indy V., C.
 Franck, 16 ed., P., 1930; К u-n e 1 M., La vie de Cesar Franck, P.,
 1947. Ал. М.
  ФРАНКА (Franca), Селия (наст. имя и фам.- Нита Селия Франке; Franks)
 (p. 25.VI.1921) - англ. артистка балета, балетмейстер. Училась в Муз.
 школе Гилдхолл, позднее совершенствовалась у М. Рамбер, А. Тюдора и др.
 В 1935 дебютировала в ревю "Распространяйте это за границей", в
 1936-39танцовщица труппы "Балле Рамбер", в 1940-45 -в труппе
 "Сэдлерс-Уэллс", в 1947-49 - "Метрополитен балле". Выступала преим. в
 комедийных и характерных партиях: Птица ("Петя и Волк" на муз.
 Прокофьева), Хозяйка ("Сиреневый сад" на муз. Шоссона), Королева
 ("Гамлет" на муз. Чайковского), Проститутка ("Чудо в Горбалсе" Блисса) и
 др. Пост.:
  "Хадра" на муз. Сибелиуса (1946) и "Будем танцевать" на муз. Массне
 (1947) в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" и др. В 1951 организовала и
 возглавила в Торонто труппу "Национальный балет Канады" (выступала до
 1959 как танцовщица). Пост. и возобновила в этой труппе балеты:
 "Щелкунчик", "Коппелия";
  "Танец Саломеи" Хартли (1951), "Яблоня" Граттана (1952) и др. E. С.
  ФРАНКО, Иван Яковлевич (27.VIII.1856, с. На-гуевичи, ныне с. Ивана
 Франко Дрогобычского р-на Львовской обл.,-28.V. 1916, Львов) - укр.
 писатель, учёный, обществ, деятель, революц. демократ. В 1875 поступил
 на философский ф-т Львовского ун-та; в 1877, 1880 и 1889 подвергался
 арестам за революц. деятельность и лишь в 1891 завершил
 историкоЕилологич. образование в Черновицком ун-те. 1893 защитил
 диссертацию на степень доктора философии в Венском ун-те. В 1906
 Харьковский ун-т присвоил ему степень доктора рус.. словесности.
  Интерес Ф. к театр. иск-ву проявился еще в годы обучения в
 Дрогобычской гимназии. В 1872 он написал по мотивам "Илиады" свою первую
 пьесу "Ахилл" (переделал в 1874), в 1873 на польском яз.- историч. драму
 "Югурта" из римской истории. В 1874- 1875 сотрудничал с укр. театр.
 труппой E. Бачинского, по заказу к-рого перевёл драму "Расточитель"
 Рай-мунда, переделал либретто оперетт "Осада корабля" Зайца, "Прекрасная
 Елена" Оффенбаха, "Пансионерки" Зуппе. В те же годы Ф. пишет
 оригинальные историч. драмы на сюжеты др.-славянской истории - "Месть
 янычара" (не сохранилась), "Три князя на один престол"- (1874), "Славой
 и Хрудош" (1875).
  В университетские годы Ф. отходит от подражательной историч.
 драматургии и обращается к вопросам совр. жизни, развивает принципы
 революцпонно-демократич. эстетики. В эти годы он пишет сатирич. комедии
 "Восточный вопрос" (1878) и "Жабы" (1879), к-рые не сохранились. К 1879
 относится одноактная пьеса "Последний крейцер" - первая философская
 драма в укр. драматургии. В основе её - конфликт между совестью человека
 и его жизнью. В пьесе утверждается идея, что жизнь без цели не даёт
 удовлетворения, что счастье - в труде для народа, в выполнении
 гражданского долга перед ним.
  В 1886 Ф. снова обращается к драматургии. Он написал комедию "Рябина"
 из жизни зап.-укр. села. Стремясь добиться разрешения цензуры, автор
 подчинил сатирич. направленность пьесы морализатор-ским сентенциям, но
 цензура всё же не разрешила ставить её на сцене. Ф. снова отходит от
 драматургии и лишь в 1891 откликнулся на объявленный тогда драматич.
 конкурс. Он написал драму из жизни прикарпатских крестьян "Украденное
 счастье", явившуюся новаторским произведением в укр. драматургни. В ней
 отражено социальное положение и психология людей зап.-укр. села во 2-й
 пол. 19 в. Личный конфликт героев - Миколы Задорожного, Анны, Михаилы
 Гурмана - обусловлен общественным конфликтом. Каждый акт пьесы имеет
 композиционную -законченность и одновременно развивает действие,
 происходившее в предыдущем акте. Все герои пьесы ярко индивидуальны,
 острые сюжетные столкновения определяют развитие действия, пьеса
 сценична и даёт богатый материал для актёра. Ф. проявил себя блестящим
 мастером диалога, отмеченного логич. последовательностью, гибкостью,
 пьесу отличает динамичность, напряжённость действия. Проникнутая
 революционно-демократич. идейностью, выражающая протест против бурж.
 общества, социально-психо логич. .драма "Украденное счастье" не
 удовлетворила членов конкурсного жюри и цензуру. Ф. предложили ослабить
 социальные мотивы его произведения. В таком искажённом виде пьеса была
 пост. в 1893 во Львове т-ром общества "Руська бес?да" (режиссёр и
 исполнитель роли Миколы Задорожного - Подвысоцкий, Анна - Осиповичева,
 Михайло Гурман - Янович). В первоначальном варианте пьеса впервые пост.
 в Киеве труппой Н.К.Садовского и П.К.Саксаганского {1904, Микола
 Задорожный - Карпенко-Карый, Анна - Линицкая, Михайло Гурман -
 Садовский). "Украденное счастье" имеет богатую сценич. историю в сов.
 т-ре. Классич. истолкование пьеса получила в Т-ре им. И. Франко (1940,
 феж. Г. П. Юра; Микола Задорожный - Бучма, Анна - Ужвий, Михайло Гурман
 - Добровольский). Пост. в Моск. драм. т-ре им. А. Пушкина (1950, пост.
 В. В.* Ванина;
  Микола Задорожный - Чирков, Анна - Викланд, Михайло Гурман -
 Названов).
  Осенью 1893 Ф. делает 2-ю ред. комедии "Рябина", но и её под
 давлением цензуры пришлось переделать. Премьера состоялась в т-ре
 общества "Руська бес?да" (1894, режиссёры К. Подвысоцкий, С. Янович;
  Рябина - Стечинский, Качу ркевич-Янович, Казиб-рид - Подвысоцкий и
 др.).
  Одна из лучших пьес Ф.- комедия "Учитель", отличающаяся яркими
 образами, чёткостью социальных и психологич. характеристик персонажей. В
 центре пьесы - учитель, крестьянский демократ, понимающий сущность
 классовой борьбы и старающийся раскрыть перед народом причину его
 страдании. Премьера пьесы состоялась в 1894 в т-ре общества "Руська
 бес?да".
  В 1894 написана историко-романтич. драма "Сон князя Святослава", в
 к-рой отражена историч. атмосфера Киевской Руси. В основу драмы положены
 актуальные, совр. автору общественные идеи и главная среди них - идея
 воссоединения всех укр. земель. Попытка поставить эту пьесу в 1895 не
 увенчалась успехом. Первая пост. состоялась в 1954 в Львовском т-ре им.
 М. Заньковецкой (реж. Б.Ф.Тягно;
  Святослав - Романицкий, Предслава - Кривицкая, Овлур - Яременко).
  Ф. принадлежат одноактные пьесы "Каменная душа') (1895, т-р общества
 "Руська бес?да") и "Мастер Чирняк" (1896, там же), представляющие собой
 образцы героико-романтич. и психологич. одноактной драмы. Одноактная
 пьеса "Будка ј 27" (1895, т-р общества "Руська бес?да") - первая
 драма-новелла в укр. драматургии, сохраняется в репертуаре сов.
 самодеятельных т-ров.
  Ф. занимался также театр. критикой и историей драмы и т-ра. Свои
 эстетич. взгляды он изложил во мн. статьях (с 1870). Центральное место в
 критич. и исторпко-театроведч. статьях Ф. занимают проблемы реализма и

<< Пред.           стр. 811 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу