<< Пред. стр. 811 (из 913) След. >>
его учеников - видные швед. вокалисты Ю. Берглунд, Л. Бьёркер и др. СынФ.- Б ь e p н (р. 31.V.1915) - артист оперы и оперетты (баритон),
режиссёр, ученик отца; выступает с 1939, гл. обр. в Германии и Австрии.
Партии: Сильвио ("Паяцы"), Онегин и др.
Лит.: Ljungberger J., J. Forsell (Svenska konstnarer I), Stockh.,
1916; Boken om J. Forsell, red. an F. Gustavson, Stockh., 1938. Вл. О.
ФОРТНЕР (Fortner), Вольфганг (р. 12. X.I 907) - нем. композитор и
дирижёр (ФРГ). Сторонник неоклассицизма. С 1948 обратился к додекафонии.
Автор опер - "Кровавая свадьба" по Ф. Гарсиа Лорке (1957, Кёльн),
"Коринна" (1958, Гор. опера, Берлин), радиооперы "Лес" (1954, Эссен) и
др.; балета "Белая роза" по О. Уайльду (1951, Берлин); муз. к драматич.
спектаклям и др. соч. С 1935 преподавал в Гейдельберге, где основал
камерный оркестр; с 1954 - в Детмольде; с 1957 - проф. Высшей муз. школы
во Фрейбурге. Среди учеников-X. В. Хенце. Премия Ф. Шрекера (1948).
Лит.: Fortner Wolfgang, hrsg. von H. Lindlar, Rodenkirchen, I960. Ал.
M.
"ФОРТУНА" ("The Fortune") - англ. т-р. Построен в 1600 в Лондоне на
средства антрепренёра Ф. Хен-сло для выступлений труппы "Слуги
лорда-адмирала. Здание "Ф." было четырёхугольным и не имело крыши.
Зрительный зал состоял из трёх галерей с местами для сидения и партера,
где зрители стояли. "Ф." вмещала более 2 тыс. зрителей. Среди пьес,
пост. на сцене "Ф.": "Не всё золото, что блестит" Четла (1601), "Когда
вы увидите меня, вы узнаете меня" Роули (1605), "Блудница вавилонская"
Декке-ра (1607), "Рыдающая девушка" Мидлтона и Деккера (1611). В 1621
деревянное строение т-ра сгорело и на его месте в 1623 было выстроено
новое каменное здание. В 1642 т-р "Ф.", как и остальные лондонские т-ры
(после закона о запрещении т-ров), закрылся; Здание существовало до
1662.
Лит.: Ани к.с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965;
Chambers Е. К., The Elizabethan stage, v. 2, L.-Oxf., 1923. А. Б.
фбрШТЕДТ, Вера Георгиевна [р. 3(15).II.1896]- рус. сов. актриса т-ра
кукол. Засл. арт. РСФСР (1939). Училась в Школе сценич. иск-ва А. П.
Петровского в Петрограде, где участвовала в создании любительского
марионеточного спектакля "Зелёная птица" по Гоцци. Проф. сценич.
деятельность начала в т-ре, руководимом В. Э. Мейерхольдом (Петроград).
В 1918 поступила в т-р марионеток под рук. Л. Я. Шапориной. С 1930
работает в Ленингр. т-ре кукол под рук. Евг. Деммени. В совершенстве
владея техникой управления марионеткой, глубоко чувствуя природу куклы,
Ф. добивается полного слияния характера персонажа с внешним обликом
куклы.
Среди ролей: Дон Кихот (о. п. Папарингопуло, по Сервантесу), Король
("Гулливер в стране лилипутов" Е. Данько по Дж. Свифту),
Мальчик-с-пальчик (о. п. Ту-беровского). Тигрёнок ("Кукольный город" Е.
Шварца), Бабушка ("Мичек-Фличек" Малика), тётя Полли ("Приключения Тома
Сойера" Охочинского по Твену) и др. ff С
ФОС, Boe (Vos), Ян (ок. 1615 - похоронен 11. ] VII.1()67) - голл.
драматург, театр. деятель. В 1641 написал трагедию "Аран и Тит" в духе
"кровавой драмы" Т. Кида, получившую признание в лит. кругах. Пьеса
ставилась в Лондоне, была переведена на лат. язык, в течение ста лет
входила в репертуар голл. т-ров. Трагедия "Медея" (1666) отличается
ходульностью, обилием сценич. эффектов. Ф. написал также "Клухт об У не"
(1641), рассказывающий в грубоватой манере фарса (клухта) об обманутом
муже. Драматургия Ф. оказала значит, влияние на творчество совр. ему
авторов (в т. ч. Антонидеса ван дер Гуса). С 1647 возглавлял
попечительский совет т-ра "Схау-бург" (Амстердам).
Лит.: Worp J. A., Jan Vos, Groningen, 1879. Вл. О.
ФОСТР‚М (Fohstrom), Алма (2.1.1856-20.II.1936)- фин. певица
(колоратурное сопрано). Пению училась в Гельсингфорсе и Петербурге
(1873-77) у Г. Нис-сен-Саломан, затем в Италии у Ф. Ламперти, Д. Ар-то и
Ф. Варез. Дебютировала в роли Маргариты ("Фауст", 1878, Гельсингфорс).
Выступала в оперных т-рах и на концертных эстрадах Европы и Америки. В
1890-99 - артистка Большого т-ра (Москва). В эти же годы концертировала
в разл. городах России. Блестящая вок. техника сочеталась у Ф. с тонким
муз. вкусом, изяществом сценич. исполнения. Более всего удавались Ф.
лирич. партии.
Партии: Травиата, Джильда, Розина; Лючия ("Лючия ди Ламермур"
Доницетти), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Дездемона ("Отелло" Верди),
Маргарита ("Фауст"), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Церлина ("Дон Жуан"),
Людмила;
Антонида ("Иван Сусанин") и др.
В 1909-17 - проф. Петерб. консерватории, после 1917 - консерватории в
Гельсингфорсе и Штерн-консерватории в Берлине.
Лит.: Erve Р., Alma Fohstrom, Hels., 1920. В.Ю.
ФОТИАДИС (????????), Димитрис (р. 1898) - греч. писатель и драматург.
В 1932 впервые выступил как драматург с пьесой "Маня Витрова" ("Народный
т-р" под рук. В. Ротаса). Основные драматургия. произведения Ф. были
созданы в послевоенные годы. В комедии "Феодора" (1945, т-р
"Объединённых артистов") на сюжет из истории Византии драматург
разоблачает нравы совр. ему правительственных кругов. Прогрессивные
демократич. идеи утверждает Ф. в историч. драмах "Макрияннис" (1946, т-р
"Объединённых артистов") и "Караискакис" (совм. с Г. Став-ру; 1957,
"Народный т-р"), в к-рых созданы образы героев нац.-освободит, войны
1821-29. В этих пьесах Ф. выступает против иностр. господства и политич.
реакции, провозглашает идеалы нац. независимости и свободы. Д. С.
ФРАГОСО, М а т о с Фрагосо (Matos Fragoso), Хуан де (1608-18.V.1692)
- исп. драматург. Ф. разрабатывал жанры историч. и героич. драмы,
"комедии интриги", религиозной драмы. Большинство пьес Ф. представляет
собой переделку произв. его предшественников, иногда граничащую с
плагиатом ("Мудрец в своём углу, или Крестьянин в уединении", рус. пер.
1790,- обработка пьесы Лоне де Вега "Крестьянин в своём углу", пьеса "В
пропасти из мести, или Тиран Наварры" - подражание пьесе Лопе де Вега
"Монарх, сброшенный со скалы"). "Обрабатывая" пьесы драматургов эпохи
Возрождения, Ф. лишает их гуманистич. направленности, уделяя гл.
внимание внешнему действию. В творчестве Ф. выразился упадок исп. т-ра
во 2-й пол. 17 в.
Соч.: Siete comedias. Eiblioteca de autores espanoles, t. XLVII.
Dramaticos posteriores a Lope de Vega, Madrid, 1858, [2179] - Juan de
Matos Fragoso. 3. П.
ФРАДКИНА, Елена Михайловна [р. 18 (31).VIII. 1902] - рус. сов. театр.
художница. В 1925 окончила ВХУТЕМАС (педагоги Кончаловский и Лентулов).
Оформляла спектакли совм. с худ. С. К. Вишневецкой: "Ревизор" (1924, Т-р
им. МГСПС), "Театр Клары Газуль" Меримо (1924, там же), "Оптимистическая
трагедия" (1933, Киевский рус. т-р), "Проделки Ска-пена" (1937, 3-й
Моск. т-р для детей), "Снежная королева" Шварца (1938, там же), "Сказка"
Светлова (1939, там же).
Ф. принадлежат декорации к спектаклям: "Ворон" Гоцци (1959, Аварский
т-р драмы), "Проделки Ска-пена" (I960, там же), "Двадцать лет спустя"
Светлова (1957, Центр, детский т-р), "Первый бал Вики" Приеде (1961,
ЦТСА) и др. Работам Ф. свойственны эмоциональная насыщенность цвета,
напряжённый ритм, драматизм.
Лит.: Айзенштат О., Драматическая живопись, "Театр", 1957, ј 9;
Выставка работ Е. М. Фрадкиной... Каталог, М., 1957 (вступ. статья М. Н.
Пожарской). С.Г.
"ФРА-ДЬЯВОЛО", "? ? а - Д ь я в о л о, и л и Г о с-тиница в
Террачине" ("Fra Diavolo, ou L'Hotellerie de Terracine"),- опера Д.
Обера, либр. 3. Скриба, пост. 28 янв. 1830, Париж, "Театр Фейдо
(Фра-Дьяволо- Шоле, лорд Кокбург -Фереоль, леди Памела - Буланже,
Лоренцо - Моро-Сенти, Матео-Анри, Церлина - Приво, Джакомо - Фаргейль,
Беппо-Бальнен). Опера ставилась на сценах всего мира, в т. ч.: Брюссель
(1830) Берлин
(1830), Вена (1830), Будапешт (1830, на нем. яз., 1835), Лондон
(1831), Прага (1831, на нем. яз., 1843), Варшава
(1831), Нью-Йорк (1831, на франц. яз., 1833), Стокгольм (1833),
Барселона (1853, на итал. яз.), Флоренция (1867) Мадрид (1919), София
(1924) и др.
В России пост. 14 янв. 1831, Петербург, Большой т-р. Рус. пер. Р. М.
Зотова и А. Г. Ротчева (дирижёр Кавос;
Фра-Дьяволо - Самойлов, лорд Кокбург - Дюра, Па-мела - Марсель,
Лоренцо - Бешенцов, Матео - Петров, Церлина - Биркина, Джакомо - Бойков,
Беппо - Ефремов). Затем опера возобновлялась там же в 1846, 1850; в
Мариинском т-ре в 1863 и 1871. В Москве показана труппой рус. оперы
петербургского Большого т-ра в 1846. В 1897 - новая пост. в Мариинском
т-ре, Петербург (дирижёр Крушевский, худ. Яковлев, Васильев, Вениг,
Смирнов, балетм. Петипа). СтаЕщлась в Большом т-ре, Москва; была в
репертуаре до 1910.
На сов. сцене пост. 25 сент. 1920, Петроград, Т-р комической оперы
(Малый оперный) (дирижёр Якобсон, затем Самосуд, пост. Феона, балетм.
Петров; Фра-Дьяволо - Балашов, лорд Кокбург - Дмитриев, Памела -
Николаева, Лоренцо - Толмазан, Кабанов, Церлина - Горская, Джакомо -
Журавленке). 1923, Новый т-р, Москва (дирижёр Небольсин, реж. Лосский,
худ. Меншутин). В 1941 пост. Горьковским т-ром онеры и балета. В 1955,
Большой т-р (нов. рус. текст Н. П. Кончаловской; дирижёр Хайкин, реж.
Ансимов, худ. Козлинский). Пост. в др. городах Сов. Союза: Свердловск
(1948), Новосибирск (1954). Куйбышев (1955), Минск (1955), Одесса
(1957), Вильнюс (1960), Львов (1964).
Издания: "Ф.-Д." - клавир с рус. текстом, М. Юр-генсон, [1891] и М.
Гутхейль. [1891 ]. Н.Гр.
ФРАЗИРОВКА (от греч. ?????? - способ выражения) - образно-смысловое
разграничение фраз и др. муз. построений в процессе исполнения муз.
произв. Применяется в целях наиболее яркого, выразительного раскрытия
идейно-эмоц. содержания произв. Специальные указания композитора (или
редактора), записанные при помощи метро ритмич., динамич. и атогич. муз.
знаков, определяют в общих чертах Ф., оставляя простор инициативе
исполнителя. В манере Ф. проявляется индивидуальный исполнительский
стиль. Один из важнейших компонентов вок. и вок.-театр.
исполнительства-сочетание муз. Ф. с подачей словесного текста. В. Б р.
ФРАЙ (Fry), Кристофер (р. 18.XII.1907) - англ. драматург. Автор
стихотворных комедий и драм. Лит. деятельность начал в 30-е гг. Ф. видел
источник обновления совр. драматургии в поэтич. форме. В комедиях с
романтич. интригой: "Леди сжигать не полагается" (1949, т-р "Глобус",
Лондон), "Венера под наблюдением" (1950, т-р "Сент-Джеймс", там же), "В
темноте хватает света" (195, т-р "Олдуич", там же) раскрывается тема
борьбы разума и чувства" любви и ненависти, жизнелюбия и отчаяния. В
аллегорич. драме "Сон узников" (1951, Оксфорд) Ф. пытается объяснить
причину человеч. разобщённости. Драматургия Ф. сочетает мотивы, близкие
т-ру "рассерженных))
(конфликты поколений, чувство безвременья и "всеобщей"
неустойчивости, гротесковая фрагментарность) и драматургии 40-х гг.
(поэтич. отвлечённость, культ исключит. личности, сочетание "высокого
стиля" и бытовых ситуаций). Пьесы Ф. привлекают внимание деятелей совр.
англ. т-ра: Л. Оливье, Дж. Гилгуда, Э. Эванс, П. Брука, П. Скофилда.
Склонность к романтич. аллегориям, ироничность, эстетизация конфликтов
сближают пьесы Ф. с драматургией Ж. Жиро-ду (обрабатывал для англ. т-ра
драмы Жироду и Ж. Ануя).
Соч.: Three plays, L., 1960.
Лит.: Stanford D., Christopher Fry, L.-N.Y., 1951. Дм. Ш.
ФРАНК (Franck), Сезар (10.XII.1822-9.XI.1890)- франц. композитор.
Родом из Бельгии. Учился в парижской Консерватории (1837-41), после
окончания к-рой стал работать органистом и преподавателем музыки.
Ф.-один из ведущих деятелей обществ. движения за нац. музыку - т. н.
"обновления". В творчестве Ф. соединяются традиции романтизма и
классицизма. Отличительные черты стиля Ф.- импровизационность и в то же
время следование классич. формам, сосредоточенная лирика, тяготение к
монументальности и торжественности. В 1853 написал свою первую оперу
"Батрак" (не пост.). Творчеству Ф. близка форма оратории, поэтому его
оперы - "Гульда" (1894, Монте-Карло) и "Гизела" (оркестровка завершена
учениками Ф.,Л896, там же) оказались несценичными. Подлинно драматичны
оратории Ф.- "Руфь" (соч. 1845, исп. 1871), "Искупление" (соч. 1873),
"Заповеди блаженства" (1879, исп. 1893), "Ревекка" (соч. 1881). Автор
произв. для симф. оркестра, фп., струнных инструментов, органа, церк.
музыки и романсов. Ф.- один из основателей Нац. об-ва музыки (1871). С
1872 - проф. парижской Консерватории по классу органа.
Лит.: Каратыгин В., Ц. Франк, в кн.: Музыкальная летопись, сб. III,
Л., 1925; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводи,
работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина..., М., 1938; Borren Ch. van
den, L'oeuvre dramatique de Cesar Franck, Brux., 1907; D'Indy V., C.
Franck, 16 ed., P., 1930; К u-n e 1 M., La vie de Cesar Franck, P.,
1947. Ал. М.
ФРАНКА (Franca), Селия (наст. имя и фам.- Нита Селия Франке; Franks)
(p. 25.VI.1921) - англ. артистка балета, балетмейстер. Училась в Муз.
школе Гилдхолл, позднее совершенствовалась у М. Рамбер, А. Тюдора и др.
В 1935 дебютировала в ревю "Распространяйте это за границей", в
1936-39танцовщица труппы "Балле Рамбер", в 1940-45 -в труппе
"Сэдлерс-Уэллс", в 1947-49 - "Метрополитен балле". Выступала преим. в
комедийных и характерных партиях: Птица ("Петя и Волк" на муз.
Прокофьева), Хозяйка ("Сиреневый сад" на муз. Шоссона), Королева
("Гамлет" на муз. Чайковского), Проститутка ("Чудо в Горбалсе" Блисса) и
др. Пост.:
"Хадра" на муз. Сибелиуса (1946) и "Будем танцевать" на муз. Массне
(1947) в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" и др. В 1951 организовала и
возглавила в Торонто труппу "Национальный балет Канады" (выступала до
1959 как танцовщица). Пост. и возобновила в этой труппе балеты:
"Щелкунчик", "Коппелия";
"Танец Саломеи" Хартли (1951), "Яблоня" Граттана (1952) и др. E. С.
ФРАНКО, Иван Яковлевич (27.VIII.1856, с. На-гуевичи, ныне с. Ивана
Франко Дрогобычского р-на Львовской обл.,-28.V. 1916, Львов) - укр.
писатель, учёный, обществ, деятель, революц. демократ. В 1875 поступил
на философский ф-т Львовского ун-та; в 1877, 1880 и 1889 подвергался
арестам за революц. деятельность и лишь в 1891 завершил
историкоЕилологич. образование в Черновицком ун-те. 1893 защитил
диссертацию на степень доктора философии в Венском ун-те. В 1906
Харьковский ун-т присвоил ему степень доктора рус.. словесности.
Интерес Ф. к театр. иск-ву проявился еще в годы обучения в
Дрогобычской гимназии. В 1872 он написал по мотивам "Илиады" свою первую
пьесу "Ахилл" (переделал в 1874), в 1873 на польском яз.- историч. драму
"Югурта" из римской истории. В 1874- 1875 сотрудничал с укр. театр.
труппой E. Бачинского, по заказу к-рого перевёл драму "Расточитель"
Рай-мунда, переделал либретто оперетт "Осада корабля" Зайца, "Прекрасная
Елена" Оффенбаха, "Пансионерки" Зуппе. В те же годы Ф. пишет
оригинальные историч. драмы на сюжеты др.-славянской истории - "Месть
янычара" (не сохранилась), "Три князя на один престол"- (1874), "Славой
и Хрудош" (1875).
В университетские годы Ф. отходит от подражательной историч.
драматургии и обращается к вопросам совр. жизни, развивает принципы
революцпонно-демократич. эстетики. В эти годы он пишет сатирич. комедии
"Восточный вопрос" (1878) и "Жабы" (1879), к-рые не сохранились. К 1879
относится одноактная пьеса "Последний крейцер" - первая философская
драма в укр. драматургии. В основе её - конфликт между совестью человека
и его жизнью. В пьесе утверждается идея, что жизнь без цели не даёт
удовлетворения, что счастье - в труде для народа, в выполнении
гражданского долга перед ним.
В 1886 Ф. снова обращается к драматургии. Он написал комедию "Рябина"
из жизни зап.-укр. села. Стремясь добиться разрешения цензуры, автор
подчинил сатирич. направленность пьесы морализатор-ским сентенциям, но
цензура всё же не разрешила ставить её на сцене. Ф. снова отходит от
драматургии и лишь в 1891 откликнулся на объявленный тогда драматич.
конкурс. Он написал драму из жизни прикарпатских крестьян "Украденное
счастье", явившуюся новаторским произведением в укр. драматургни. В ней
отражено социальное положение и психология людей зап.-укр. села во 2-й
пол. 19 в. Личный конфликт героев - Миколы Задорожного, Анны, Михаилы
Гурмана - обусловлен общественным конфликтом. Каждый акт пьесы имеет
композиционную -законченность и одновременно развивает действие,
происходившее в предыдущем акте. Все герои пьесы ярко индивидуальны,
острые сюжетные столкновения определяют развитие действия, пьеса
сценична и даёт богатый материал для актёра. Ф. проявил себя блестящим
мастером диалога, отмеченного логич. последовательностью, гибкостью,
пьесу отличает динамичность, напряжённость действия. Проникнутая
революционно-демократич. идейностью, выражающая протест против бурж.
общества, социально-психо логич. .драма "Украденное счастье" не
удовлетворила членов конкурсного жюри и цензуру. Ф. предложили ослабить
социальные мотивы его произведения. В таком искажённом виде пьеса была
пост. в 1893 во Львове т-ром общества "Руська бес?да" (режиссёр и
исполнитель роли Миколы Задорожного - Подвысоцкий, Анна - Осиповичева,
Михайло Гурман - Янович). В первоначальном варианте пьеса впервые пост.
в Киеве труппой Н.К.Садовского и П.К.Саксаганского {1904, Микола
Задорожный - Карпенко-Карый, Анна - Линицкая, Михайло Гурман -
Садовский). "Украденное счастье" имеет богатую сценич. историю в сов.
т-ре. Классич. истолкование пьеса получила в Т-ре им. И. Франко (1940,
феж. Г. П. Юра; Микола Задорожный - Бучма, Анна - Ужвий, Михайло Гурман
- Добровольский). Пост. в Моск. драм. т-ре им. А. Пушкина (1950, пост.
В. В.* Ванина;
Микола Задорожный - Чирков, Анна - Викланд, Михайло Гурман -
Названов).
Осенью 1893 Ф. делает 2-ю ред. комедии "Рябина", но и её под
давлением цензуры пришлось переделать. Премьера состоялась в т-ре
общества "Руська бес?да" (1894, режиссёры К. Подвысоцкий, С. Янович;
Рябина - Стечинский, Качу ркевич-Янович, Казиб-рид - Подвысоцкий и
др.).
Одна из лучших пьес Ф.- комедия "Учитель", отличающаяся яркими
образами, чёткостью социальных и психологич. характеристик персонажей. В
центре пьесы - учитель, крестьянский демократ, понимающий сущность
классовой борьбы и старающийся раскрыть перед народом причину его
страдании. Премьера пьесы состоялась в 1894 в т-ре общества "Руська
бес?да".
В 1894 написана историко-романтич. драма "Сон князя Святослава", в
к-рой отражена историч. атмосфера Киевской Руси. В основу драмы положены
актуальные, совр. автору общественные идеи и главная среди них - идея
воссоединения всех укр. земель. Попытка поставить эту пьесу в 1895 не
увенчалась успехом. Первая пост. состоялась в 1954 в Львовском т-ре им.
М. Заньковецкой (реж. Б.Ф.Тягно;
Святослав - Романицкий, Предслава - Кривицкая, Овлур - Яременко).
Ф. принадлежат одноактные пьесы "Каменная душа') (1895, т-р общества
"Руська бес?да") и "Мастер Чирняк" (1896, там же), представляющие собой
образцы героико-романтич. и психологич. одноактной драмы. Одноактная
пьеса "Будка ј 27" (1895, т-р общества "Руська бес?да") - первая
драма-новелла в укр. драматургии, сохраняется в репертуаре сов.
самодеятельных т-ров.
Ф. занимался также театр. критикой и историей драмы и т-ра. Свои
эстетич. взгляды он изложил во мн. статьях (с 1870). Центральное место в
критич. и исторпко-театроведч. статьях Ф. занимают проблемы реализма и