<< Пред.           стр. 820 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 изображение красоты, т-р должен ориентироваться на изысканный вкус
 избранной публики. Отрицание идейности т-ра приводит Ф. к отрицанию
 народности, связи т-ра с литературой. Ф. призывал к возрождению на сцене
 "праздничных действ" (Festspiele). Выступав против натуралистич. т-ра,
 Ф. отрицал социальную проблематику, изображение "жизни бедноты",
 фактически ополчался на принципы реализма. Был противником бытовой
 точности, историзма в т-ре, считал, что бутафория и традиционные
 декорации отвлекают зрителя от игры актёра. Предлагал перенести в т-р
 принципы импрессионистской живописи. Ведущей фигурой в т-ре, по мнению
 Ф., является художник. Освещение, совершенная акустика должны рельефно
 выделять фигуру актёра, его мимику, движение, жесты, голос. Так,
 объявляя театральность гл. принципом сценич. иск-ва, Ф. пришёл к
 отрицанию идейной сущности т-ра. Ф.-автор комедии "Тиль Уленшпигель"
 (1899, пост. 1906), трагедии "Манфред" (1902), драмы "Гиперион" (1905),
 муз. комедии "Дон Кихот" (1911), пьесы "Христос" (1916).
  Соч. в рус. пер.- Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с
 рукописи, "ЕИТ", вып. IV, 1909, с. 173- 180; Революция театра, СПБ,
 1911; Sturm und Drang in Munchen um die Jahrhundertwende, Munch., 1936.
  Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр па рубеже XIX и XX вв.,
 М.-Л., 1939; L i t t m a n M., Das Munchner Kunstlertheater, Munch.,
 1908. Наш. В.
  ФУКС (Fux, Fuchs), Иоганн Йозеф (1660-14.11. 1741) - австр. теоретик
 музыки, композитор, дирижёр и органист. Работал придворным музыкантом в
 Вене. Автор 18 опер, в т. ч. "Элиза".
  ФУКС-МАРТИН (Ф у к с), Георгий Самойлович (3.VII.1905-5.VI.1957)-coB.
 дирижёр. По национальности немец. Чл. Коммунистич. партии Германии с
 1931. Окончил Высшую школу музыки в Зондерсхау-зене (1925). Работал там
 же концертмейстером в опере, оперным дирижёром в т-рах Лейпцига и др.
 городов Германии и Голландии. Был муз. рук. "Коллектива революц.
 актёров" в Гамбурге (1931-33). С приходом к власти Гитлера эмигрировал в
 СССР (1933), в 1937 принял сов. гражданство. С 1933-дирижёр Моск. т-ра
 оперетты.
  Дирижировал опереттами: "Золотая долина" (1938), "Вольный ветер"
 (1947) Дунаевского, "Год спустя" Александрова (1939), "Табачный капитан"
 Щербачёва (1943), "Воздушный замок" Фельцмана (1948), "Девичий
 переполох" Милютина (1950), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1933), "Мадам
 Фавар" (1935) и "Дочь Тамбурмажора" (1943) Оф-фенбаха.
  Лит.: Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1960. Янковский М. О.,
 Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.
  M. Лифш. ФУЛЛЕР (Fuller), Лои (наст. имя - Мария Луиза;
  22.1.1862-21.1.1928)-амер. танцовщица. Сценич. деятельность начала
 как драматич. актриса на роли травести, в 1878-86 работала в Чикаго,
 затем стала выступать с танц. импровизацией в сопровождении классич.
 муз. (Глюк, Бетховен, Шопен и др.), используя световые эффекты. В 1892
 обосновалась в Париже, где выступала в "Фоли бержер" и др. Исполняла
 танцы, позднее получившие развитие в иск-ве А. Дункан ("Танец
 серпантин", "Танец огня" и др.). Гастролировала в разл. городах Европы и
 США. В t900 выступала на Всемирной Парижской выставке, в "Гранд-Опера" и
 др. В 1927 организовала в Лондоне собственную труппу, к-рая существовала
 до 1938. Автор книги "Пятнадцать лет моей жизни".
  Соч.: Quinze ans de ma vie, P., 1908.
  Лит.: Marx R., Loie Fuller, P., 1904; M o r i n n i G. de, Loie
 Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.
  ФУРКИ - часть сценич. оборудования; платформы, служащие для
 передвижения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение Ф.
 осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, верёвки,
 один конец к-рой находится за кулисами, а другой прикреплён к боковой
 стенке Ф. Размер Ф. от 1-2 м2 до площади, равной осн. игровой площадке
 (см. Оборудование сцены). Имеются также т. н. полётные фурки,
 предназначенные для передвижения вверх, вниз и с одной стороны на
 другую.
  ФУРМАНОВ, Дмитрий Алексеевич [26.Х(7.Х1). 1891-15.III.1926]-рус. сов.
 писатель. Чл. Коммунистич, партии с 1918. Учился в Моск. ун-те на
 историко-филологич. ф-те (1912-14). Участник Октябрьской революции, был
 комиссаром 25-й Чапаевской дивизии, нач. политотдела Туркестанского
 фронта. Лит. деятельность начал в 1921. В 1923 вышло в свет крупнейшее
 произв. Ф.-"Чапаев", в 1925 - "Мятеж". Обе книги были инсценированы и
 широко ставились сов. т-рами. "Мятеж" (инсц. Д. Поливанова) пост.
 впервые в 1927 в Т-ре им. МГСПС, "Чапаев" (инсц. А. Фурмановой и С.
 Лунина)-в 1930, там же. По произв. Ф. созданы оперы: "Мятеж", комп.
 Л.Ходжа-Эйнатов (1938, Ленингр. Малый оперный т-р), "Ча-пай", комп. Б.
 А. Мокроусов (1941, Саратовский т-р оперы и балета), и фильм "Чапаев".
 Н. Мор.
  ФУРТВЕНГЛЕР (Furtwangler), Вильгельм (25.1. 1886-30.XI.1954)- нем.
 дирижёр, композитор и муз. писатель. Учился у И. Рейнбергера и М.
 Шиллингса.
  В 1908-09 Ф. - репетитор в Бреславльском гор. т-ре, гл. дирижёр т-ра
 в Страсбуре и в др. т-рах; в '1911-15- дирижёр оркестра в Любеке; в
 1915-20- оперного т-ра в Мангейме. После смерти А. Никиша руководил
 оркестром "Гевандхауза" (Лейпциг, 1922-28), дирижировал оркестрами
 Берлинской (1922- 1945 и с 1952) и Венской (с 1930) филармоний. В 1931
 вместе с А. Тосканини руководил фестивалем в Бай рейте. С 1933-дирижёр
 Берлинской гос. оперы; под давлением офиц. кругов вы- нужден был
 оставить этот пост. С огромным успехом дирижировал операми Вагнера:
 "Кольцо Нибе-лунга" (1937, Лондон, Байрёйт), "Тристан и Изоль-да",
 "Валькирия" (1937, Париж), "Зигфрида (1938, там же). После войны
 выступал в разных странах Европы.
  Ф. - один из выдающихся дирижёров 20 в., достигал единства точности
 прочтения музыки и импро-визац. увлечённости; был близок к
 позднеромантич. школе. Автор симфонич. и камерных произведений.
  Соч.: Ton und Wort, Wiesbaden, 1955; Gesprache uber Musik, 2 Aufl.,
 Z., 1949; Vermachtnis, Wiesbaden, 1956.
  Лит.: R i es s C., Furtwanler..., [Stuttg., 1953]; W. Furtwangler im
 Urteil seiner Zeit, hrsg. von M. Hurlimann, Z.-Freiburg, 1955. Ал. М.
  ФУРТЕНБАХ (Furttenbach), Йозеф (30.XII. 1591- 17.1.1667)-нем,
 архитектор, декоратор, театр. деятель. Получил худож. образование в
 Италии (1610- 1620) Изучал архитектуру театр. техники. С 1631- гор.
 архитектор г. Ульма, построил там здание первого постоянного нем. т-ра
 (1641-51), создал для него сценич. оборудование и декорации. Ф.
 принадлежит серия теоретич. работ (22 тт.), посв. строительству,
 архитектуре и др. Значит, место в его трудах- "Новый путеводитель по
 Италии" (1627), "Гражданская архитектура" (1628), "Увеселительная
 архитектура" (1640), "Мужественное зеркало искусства" (1663)принадлежит
 описанию архитектуры, устройству сцены, сценич. технике и оформлению
 спектаклей в итал. придворном т-ре конца 16 - нач. 17 вв. (система
 телариев, раздвижных задников, перспективных занавесов, освещения). Как
 декоратор Ф. стремился воспроизводить на сцене живую жизнь, усиливать
 театр. иллюзию. Он заменяет неподвижные декорации 16 в. изобретённой в
 Италии системой телариев (треугольные призмы, на двух сторонах к-рых
 натянут холст). Смена декораций осуществлялась при повороте призм. Эта
 система давала возможность быстро менять декорации. Для этой же цели Ф.
 разработал технику освещения сцены, устройства люков, подмостков, "рва
 для музыкантов", задней сцены, систему бутафории и сценич. эффектов.
 Теоретич. работы Ф., так же как и его практич. деятельность, оказали
 большое влияние на развитие сценич. техники 17 в.
  Соч.: Neues Itinerariuin Italiae, Ulm, 1627; Architec-tura civilis,
 Ulm, 1628.
  Лит.: Гвоздев А. А., Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже
 XVI-XVII вв., в сб.: О театре, Л., 1929; История европейского
 искусствознания, т. 1. От античности до конца 18 в., М., 1963, с. 182,
 200; В е r-t h о l d M. J.F., Ein Beitrag zur Kunst und
 Theatergeschichte, [s. l.], 1951; L a v e r J., Drama, its costume and
 decor, Ь., 1951. Ham. В.
  ФУТ (Foote), Самюэл (январь 1720-21.X.1777)- англ. актёр и драматург.
 Учился в Вустер-коллед-же (Оксфорд), готовился к деятельности юриста. С
 1744 начал выступать на сцене. С 1747 - руко-водитель, ведущий актёр и
 драматург т-ра "Хеймаркет" (Лондон). Ф. достоверно и зло имитировал t
 своих современников; исполняя комедийные роли, обычно копировал к.-н.
 известного человека. Пьесы, написанные Ф.,- обычно фарсы: "Распродажа
 картин" (1748), "Лгун" (1762), "Мэр Гаррата" (1763), "Набоб" (1772),
 "Поездка в Кале" (1776) - содержат критику общественных пороков, они
 злободневны, но несколько поверхностны. Лучшие роли Ф.-в его пьесах.
  Соч.: The works of Samuel Foote, v. 1-4, L., 1786, L., 1799.
  Лит.: История западноевропейского т-ра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 2, M., 1957; В e 1 d e n M. M., The dramatic work of
 Samuel Foote, New Haven, 1929 (Diss.);
  S i n k o G., Samuel Foote, the satirist of rising capitalism, Wr.,
 1950. IO.K.
  ФУТИТ (Foottit, Footit), Джордж (наст. имя- Тюдор Холл, Tudor Hall)
 (1864-1921) -артист цирка, клоун. Англичанин по национальности. Выступал
 на манеже с 1876 как наездник в цирке своего дяди, позднее - в цирке
 "Континенталь" в Бордо (Франция). Как клоун дебютировал в 1884 в цирке
 "Континенталь". Работал в лондонском т-ре Ковент-Гарден. Вскоре был
 приглашён в парижский Новый цирк, где с 1890 занял положение первого
 клоуна. Ф.- один из выдающихся пародистов, основоположник жанра парной
 клоунады во Франции. В 1889- 1910 выступал с партнёром Шоколадом. Ф. и
 Шоколад исполняли роли деспотически властного господина- Ф. (клоунский
 костюм из парчи и золота, белые носки, лакированные туфли) и покорного
 бедняка - Шоколад (зелёный, иногда красный или голубой фрак, короткие
 брюки, яркие носки).
  Расставшись с Шоколадом (1910), Ф. выступал в ансамбле со своими
 сыновьями Джорджем, Томасом, Генри, но прежнего успеха не имел.
 Последние годы жизни был владельцем собственного передвижного цирка.
  Лит.: Р e м и Т., Клоуны, пер., М.,1965, с. 78-114. А.Шн.
  ФУТУРИСТОВ ТЕАТР ("Первый в мире футуристов театр") - театр.
 организованный в 1913 в Петербурге. Было показано два спектакля:
 трагедия "Владимир Маяковский" Маяковского (состоялось лишь одно
 представление) и опера "Победа над солнцем" Матюшина (текст А. Кручёных;
 состоялось три представления). Спектакли шли в помещении б. Т-ра В. Ф.
 Комиссаржевской.
  ФУЭТЕ (фр. fouette - отхлёст, от fouet - хлыст) - наименование группы
 па классич. танца, для к-рой характерно хлещущее движение ноги,
 способствующее вращению (pirouette avec fouett) или перемене направления
 (grand fouett, grand fouett en fournant) движения танцовщика. А. И.
  ФЫНЕЦЯНУ (Finetianu), Корнел (р. 1933) -рум. артист оперы (лирич.
 тенор). Окончил Римскую ("Санта-Чечилия") и Клужскую консерватории. В
 1954-62 - солист Клужской рум. оперы, с 1962- солист Рум. т-ра оперы и
 балета в Бухаресте. Лауреат междунар. конкурсов в Вене, Праге, Женеве.
 Ведёт концертную деятельность. Гастролировал в СССР (1961, 1964), ЧССР,
 НРБ, ГДР, ФСРЮ, Австрии, Швейцарии.
  Партии: Альфред, Герцог, Альмавива; Эдгар ("Лю-чия ди Ламмермур"
 Доницетти), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Фауст; Джеральд ("Лакме") и др.
 А. Ив.
  ФЬОРЙЛЛИ (Fiorilli), Тиберио(9.Х1. 1608-7.XII. 1694) - итал. актёр
 комедии делъ арте. Играл в Мантуе, Флоренции, Неаполе. С 1640 вместе со
 своей женой актрисой Маринеттой и др. итал. актёрами работал в Париже.
 Создал маску Скарамуччи. В этом образе отчётливо проявилась реалистич.
 направленность творчества Ф. Он выступал без маски, покрывая лицо
 гримом, носившим гротесковый характер, был блестящим мастером мимики.
 Игра Ф. оказала воздействие на актерское творчество Мольера. В 1690 Ф.
 оставил сцену.
  Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М.,
 1962.
  ФЬОРЙЛЛО (Fiorillo), Сильвио (2-я пол. 16 в.- 1-я пол. 17 в.) - итал.
 актёр комедии дель арте. С конца 16 в. выступал в разл. городах Италии.
 Входил в труппы Л. Феделе,' "Унити" и "Аччези". Вначале был исполнителем
 сатирич. роли - маски капитана Матамороса. Получил известность как
 создатель маски Пульчинеллы. В его исполнении окончательно сложился
 характер и внешний облик этого персонажа. По некоторым источникам, Ф.
 находился в родственной связи с Т. Фьо-рилли.
  ФЬЯБА (итал. fiaba - сказка) - жанр итал. т-ра и драматургии,
 созданный К. Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии К.
 Гольдони и П. Кьяри. Гоцци написал 10 Ф., в к-рых сказочный сюжет
 сочетался с импровизацией и буффонадой комедии дель арте. Яркая
 зрелищность, зани-мат. построение фабулы определили успех этих Ф., пост.
 венецианской труппой А. Сакки. Но постепенно пародийно-сатирич.
 направленность Ф. исчезала, ограничивалось значение масок, их
 импровизация, и скоро жанр утратил новизну. За пределами Венеции Ф. не
 получили распространения. Блестящая театральность Ф., созданных Гоцци,
 привлекала к ним внимание нем. романтиков (Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и
 др.).
  Лит.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956 (см. вступ. ст., коммент.
 С. Мокульского).
  ФЭКС (Ф а б. р и к а эксцентризма)- творческое объединение,
 существовавшее в Петрограде в 1921-24. Основатели Ф. - Г. М. Козинцев,
 Г. К. Крыжицкий, Л. С. Трауберг. Обвиняя т-ры в творч. застое,
 поверхностном реализме, примитивном "психологизме", приверженности к
 обветшалым формам, участники Ф. декларировали в своём манифесте
 (частично опубл.) и выступлениях эксцентризм, как новую высшую форму
 театральности, основанную на бурной динамике, трюках и т. п. Требуя
 механизации, "электрификации", "американизации" т-ра, они
 пропагандировали малые формы (мюзик-холл, варьете), балаган и цирк. В
 1922 Ф. выпустил сборник "Эксцентризм", куда вошли статьи руководителей
 Ф. и художника объединения С. И. Юткевича. В том же году при Ф. была
 организована мастерская, где преподавали клоун-акробат Серж, жонглёр
 Токеромо и др.
  В 1922 показан спектакль Ф.-"Женитьба" (подзаголовок - "Трюк в трёх
 действиях"). Т. н. "машинистами" спектакля были Козинцев и Трауберг.
 Спектакль состоял из нагромождения цирковых номеров, чередовавшихся с
 репликами из комедии Гоголя (на укр. яз.). Второй спектакль
 Ф.-"Внеш-торг на Эйфелевой башне" (1923, постановщики те же). С 1924
 деятельность Ф. переключается в область кино (руководители - Г. М.
 Козинцев, Л. Г. Трауберг, С. И. Юткевич).
  Лит.: Недоброво В л., Фабрика эксцентризма М.-Л., 1928; Крыжицкий Г.,
 Философский балаган Театр наоборот, П., 1922; Эксцентризм. Сб. статей,
 П. 1922; Данилов С. С., "Женитьба" Гоголя, Л., 1934 с. 89-94. Г. К
  ФЮЛ‚П (Fulop), Виктор (р. 9. II. 1929)- венг. артист балета. В 1937
 учился у Ф. Надаши, в 1955- 1956 проходил стажировку в Моск.
 хореографич. уч-ще (педагог А. М. Мессерер). По возвращении на родину -
 солист балетной труппы Будапештского т-ра оперы и балета, где в 1947
 выступил в партии Принца ("Деревянный принц" Бартока). В 1956 пост. в
 Саратовском т-ре оперы и балета им. Чернышевского венг. балет "Платочек
 невесты" Кенешшеи. Гастролировал в Англии, Франции, Сов. Союзе и др.
  Среди др. партий: Петрушка (о. п. Стравинского), Альберт ("Жизель"),
 Зигфрид ("Лебединое озеро"), Франц ("Коп-пелия"), Мандарин ("Чудесный
 мандарин" Бартока), Ферко ("Платочек невесты" Кенешшеи), Мельник
 ("Треуголка" де Фальи) и др. Г. Кор.
  ФЮЛ‚П (Fulop), Зольтан (р. 1907) - венг. театр. художник. Засл. арт.
 ВНР (1955).
  Оформил пост.: "Лоэнгрин" (1938), "Валькирия" (1942), "Тангейзер"
 (1957) Вагнера, "Турандот" Пуччини (1938, 1959), "Питер Граймс" Бриттена
 (1947), "Витязь Янош" Качо 1949), "Пламя Парижа" (1950), "Бахчисарайский
 фонтан" 1952); "Орфей и Эвридика" Глюка (1957), "Деревянный принц"
 (1958) и "Замок герцога Синяя Борода" Бартока 1959), "Саломея" Р.
 Штрауса (1958), "Дьёрдь Бранкович" Эр-келя (1962) и др.-все в Венг.
 оперном т-ре и его филиале- Т-ре им. Эркеля (Будапешт). Пр. им. Кошута
 (1960).
  Лит.: Magyar allami operahaz. 1884-1959, Bdp., 1959. А. Ив.
  "ФЮНАМБЮЛЬ" (Theatre des Funambules, лат. funamulus-канатный
 плясун)-франц. т-р. Построен в Париже в 1816 на бульваре Тампль. Здесь
 выступали канатные плясуны (отсюда и назв. т-ра), прыгуны и др. Т-р
 получил популярность среди демократии, слоев зрителей благодаря
 выдающемуся актёру-миму Ж. Б. Г. Дебюро, выступавшему здесь в ролях
 Пьеро в разл. пантомимах. Игра Дебюро привлекала к т-ру внимание
 писателей и критиков Ш. Нодье, Ж. Нерваля, Т. Готье, Ж. Жанена. Среди
 известных актёров т-ра, выступавших после смерти Ж. Б. Г. Дебюро,- Ш.
 Дебюро (сын), Легран, Лоран-старший, Вотье. Постепенно т-р утратил свою
 популярность. В 1862 здание было снесено в связи с реконструкцией т. н.
 Больших бульваров.
  ФЮШТ (Fust), Милан (р. 17. VII. 1888)-венг. драматург, писатель,
 поэт. Принадлежал к прогрессивному направлению художеств. интеллигенции,
 группировавшейся вокруг журнала '"Нюгат" (1913). В первой своей драме
 "Без счастья" (1923) Ф. показал кризис бурж. культуры, моральное падение
 бурж. общества. Наиболее значит, драматургич. произведение Ф. - историч.
 трагедия "Король Генрих IV" (1931, пост. в 1964, Т-р им. Мадача). В ней
 драматург рассказывает о борьбе сильной свободной личности с
 догматизмом, лицемерием церкви и средневековой косностью, о трагедии
 человека, обуреваемого эгоистич. жаждой власти.
  Ф. - автор одного из лучших переводов на венг. яз. пьесы "Король Лир"
 (1955) и труда по эстетике - "Видение и вдохновение в искусстве" (1963).
 Лауреат пр. им. Кошута (1.948).
  Соч.: Boldogtalanok... Ket drama, Bdp., 1959; Latomas es indulat a
 muveszetben, Bdp., 1963. А. Гер.
  ХААБЯРВ (Б е р з и н), Яан-Вольдемар Янович (13.VI.1914-6.II.1946) -
 эст. певец (лирич. тенор). Брал частные уроки у А. Нийтова. В 1938-42 -
 хорист, в 1943-46 - солист т-ра "Эстония" (Таллин). Выступал как
 концертный певец.
  Партии: Левко, Альмавива, Рудольф, Ленский, Кавара-досси, Синодал;
 Пинкертон ("Чио-Чио-сан"). р. J\
  ХААС, Вольдемар (р. 2.VI. 1898) - эст. сов. театр. художник. Нар.
 художник Эст. ССР (1957). Учился в художеств. школе "Паллас" в Тарту
 (1919- 1923). В 1923 начал работать в т-ре "Ванемуйне". Развивал
 принципы живописно-объёмной декорации, первым на эст. сцене ввёл
 проекционные декорации ("Венецианский купец", 1926, "Сон в летнюю ночь",
 1930). В 1936-56 работал в т-ре "Эстония". Оформил спектакли: "Мазепа";
 "Дон Паскуале" Доницетти, "Красный цветок" (1938); "Калевипоэг" Каппа
 (1948, 1953), "Берег бурь" Эрнесакса (1949; Гос. пр. СССР, 1951),
 "Тийна" Аустер (1955). С 1940 ведёт педагогич. работу (Худож. ин-т Эст.
 ССР).
  Лит.: Matt Г., Voldemar Haas, Tallinn, 1958. Э. П.
  ХАБА, Габа (Haba), Алоис (р. 21.VI. 1893)-чеш. композитор и теоретик
 музыки. Засл. арт. ЧССР (1961). Учился в Пражской консерватории у В.
 Нова-ка (1914-15), затем в Венской муз. академии и в Высшей муз. школе в
 Берлине у Ф. Шрекера (1920- 1922). X.- представитель т. н.
 четвертитоновой музыки. Испытал влияние экспрессионизма, а затем А.
 Шёнберга. Наиболее известна опера X. "Мать" (Мюнхен, 1931; Прага, Нац.
 т-р, 1947).
  Занимает видное место в музыкальной жизни Чехословакии. Выступает с
 пропагандой новых муз. направлений. Читал лекции на Дармштадтских
 между-нар. курсах новой музыки (с 1956), в ун-тах Лейпцига и Халле

<< Пред.           стр. 820 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу