<< Пред.           стр. 826 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 богатство цветовых решений, тонкое чувство стиля отличают большинство
 работ Х.-Х., в т.ч.: "Севильский цирюльник" (1926), "Лоэнгрин" (1934) -
 Харьковский т-р оперы и балета; "Кармен" (1934), "Запорожец за Дунаем"
 (1935);
  "Проданная невеста" Сметаны (1936); "Утопленница" Лысенко (1950);
 "Лесная песня" Скорульского (1945),
  "Иван Сусанин" (Гос. пр. СССР, 1949) - Киевский т-р оперы и балета
 им. Шевченко.
  Лит.;Д рак А.,* О, В. Хвостенко-Хвоствв, К. 1962
  А. Др.
  Х‚ББЕ (Hebbe), Сигне (30.VII.1837-14.II.1925) - швед. артистка оперы
 (сопрано). Член Швед. муз. академии (1869). Пению училась у И. Данстрёма
 в Стокгольме и Ж. Массе в Париже; позже совершенствовалась у Ф. Ламперти
 в Италии. В 1855 дебютировала на сцене Стокгольмской Королевской оперы.
 С 1861 выступала в различных т-рах Европы. В 1879 оставила сцену и
 выступала как концертная певица.
  Партии: Селика, Валентина ("Африканка", "Гугеноты" Мейербера),
 Маргарита ("Фауст"), Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде" Глюка), Фиделио
 (о. п. Бетховена), Сюзанна и Керубино ("Свадьба Фигаро"), Эльза
 ("Лоэнгрин"), Виолетта, Джильда; Лалла Рук (о. п. Давида), ? Q
  Х‚ББЕЛЬ (Hebbel), Фридрих Христиан (18.III. 1813-13.XII.1863) - нем.
 драматург. В 1840 в Берлинском т-ре пост. первая драма X.- "Юдифь". В
 ранних драмах X, сказалось увлечение средневековыми преданиями,
 мистицизмом ("Юдифь", "Женевье-ва", 1841), он находился в этот период
 под влиянием романтиков и Г. Клейста. В последующие годы в творчестве X.
 нашёл отражение революц. подъём в Германии накануне революции 1848. Он
 сблизился с писателями из лит. течения "Молодая Германия", отрицавшими
 эстетич. взгляды романтиков и требовавшими от лит-ры отражения
 действительности. X. видел историч. неизбежность крушения старого
 ремеслен' ного производства в Германии в результате развития
 капитализма, высказывал сочувствие бедному ремесленному люду, судьба
 к-рого в период столкновения капитализма с феодализмом складывалась
 трагично. В драме "Мария Магдалина" (1844), одной из лучших реалистич.
 нем. драм 1-й пол. 19 в., X. показал беззащитность, зависимое положение
 простых ремесленников и их мещанскую ограниченность, приверженность
 отжившим представлениям, религиозные предрассудки. В этом произведении
 X. дал образец психо-логич. драмы, оказавшей влияние на драматургию
 Германии.
  В последующих пьесах X. растёт его драматургич. мастерство (глубокая
 разработка характеров, тонкие нюансы в выражении душевных переживаний,
 напряжённое, логически стройное развитие действия), но в то же время эти
 пьесы отражают отход драматурга от прогрессивных идей, вызванный
 поражением революции 1848. В этот период основной целью драматич. иск-ва
 X. считал призыв к сохранению существующих политич., религиозных и
 нравственных учреждений. В драме "Агнеса Бернауэр" (1851) проповедуется
 идея подчинения человека господствующим порядкам, в трагедии "Гигес и
 его кольцо" (1856) трагич. виной героя является желание нарушить "сон
 мира", т. е. существующий порядок. Консервативные взгляды X. были
 вызваны общим идейным застоем в Германии после поражения революции и
 примирением нем. буржуазии с юнкерством. В драмах этого периода X.
 погружался в детальный анализ личных, сексуальных переживаний героев,
 сосредоточивал своё внимание на сложных психологич. конфликтах. Темы для
 своих драм X. искал в мифологич., библейских сказаниях, но при этом он
 модернизировал образы героев - "Ирод и Мариамна" (1849, "Бургтеатр"),
 трилогия "Нибелунги" (1861). В этих трагедиях на сюжет борьбы язычества
 и христианства X. передавал ощущение кризиса, неизбежного поражения тех
 консервативных идей, сторонником к-рых сам являлся. X. писал и комедии
 ("Рубин", 1848; "Алмаз", 1841).
  Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-12, В., 1901-1907, [Bd 8, 1902];
 Трагедии, рус. пер., [М.- Л.], 1934.
  Лит.: М е p и н г Ф., Геббель, в его кн.: Литературно-критические
 работы, т. 2, М., 1934, с. 145-72. ]4. Н,
  "ХЕББЕЛЬ-TEATP" (Hebbel-Theater) - нем. театр. Осн. в 1908 в Берлине
 по инициативе реж. Р. Вал-лентина и при участии Е. Роберта, к-рый был
 его первым директором. Здание т-ра было построено арх. U. Кауфманом на
 Кёниггретцерштрасе. В 1911 тр возглавляли режиссёры и актёры Р. Бернауэр
 и К. Мейнхардт. В первый же сезон они осуществили пост. спектаклей: "Сон
 есть жизнь" Грильпарпера, "Журналисты" Фрейтага, "Меркаде" Бальзака.
  1911-18 - наиболее значит, период в истории этого т-ра. Здесь
 ставились пьесы нем. и скандинавских драматургов, а также фарсы,
 водевили и муз. комедии. На сцене т-ра шли трагедии Шиллера ("Мария
 Стюарт"), Гёте ("Гёц фон Берлихинген", "Нфиге-ния"), Хеббеля ("Ирод и
 Мариамна"), Шекспира ("Макбет", "Ричард III"), драмы Ибсена ("Гедда
 Габлер", "Брандо), Бьёрнсона ("Свыше наших сил"), пьесы Стриндберга
 ("Кристина", "Отец") и Ведекинда ("Дух земли") и др.
  Художником-декоратором т-ра был С. Гаде. В труппе т-ра работали
 актёры М. Орска, Л. Хартау, прославившиеся исполнением ролей в пьесах
 Стриндберга и Ведекинда. В отдельных спектаклях выступали приглашённые
 из др. берлинских т-ров актёры Т. Дюрьё, П. Вегенер, Э. Дейч, Ф.
 Кайслер. Во время Веймарской республики на сцене т-ра ставились пьесы
 совр. иностранных авторов: Ф. Кроммелинка,Л.Пиран-делло и нем. авторов:
 Б. Франка, Г. Кайзера, А. Брон-нена.
  С 1925 т-ром руководил В. Барновский. На гл. роли приглашались
 известные актёры т-ра и кино:
  Э. Бергнер, Ф. Кортнер, Р. Фостер, Ф. Массари и др. Спектакли ставили
 режиссёры Э. Пирхан, Э. Пискатор и др.
  В 1944 "Х.-т." был закрыт. После разгрома фашизма в здании,
 расположенном в зап. секторе Берлина, был создан новый т-р по инициативе
 режиссёра К. X. Мартина и драматурга Г. Вейзенборна, возглавившего лит.
 часть. На открытии т-ра (ноябрь 1945) была пост. пьеса амер. драматурга
 Р. Эрдри "Маяк" (нем. название), в гл. роли выступил Э. Буш. Затем т-р
 ставил пьесы прогрессивных антифашистских авторов Ф. Вольфа ("Профессор
 Мамлок", 1946), Г. Вейзенборна ("Подпольщики", 1946), Г. Кайзера
 ("Солдат Тана-ка", 1947). После смерти Мартина в 1948 т-р потерял своё
 значение.
  Лит.: Bernauer В., Das Theater meines Lebens, В., 1955; I h e r i n g
 H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, B., l 961 ;Новодворская И. Я.,
 Борьба за демократический театр в Германии, "Театр", 1949, .N?' 4, с.
 91-98. Я. Я.
  ХЕВЕШИ (Hevesi), Шандор (3.V.1873-8.IX. 1939) - венг. режиссёр,
 драматург, театр. деятель и критик. Начал творч. деятельность как театр.
 критик, в 1896 написал книгу "Драма и сцена", затем занялся режиссёрской
 деятельностью. В 1901 работал режиссёром в Нац. т-ре (Будапешт). В
 1904-08 - один из организаторов и худ. рук. прогрессивного театра-студии
 "Талия" - первого общедоступного т-ра Венгрии, рассчитанного на рабочую
 аудиторию. X. стремился привлечь к т-ру широкого демократич. зрителя,
 создать социально значимый репертуар и приобщить венг. актёров к
 передовому театр. иск-ву. X. первым в Венгрии пост. пьесы М. Горького
 ("На дне", 1905), Г. Ибсена, Г. Зудермана и др. В 1912 - гл. режиссёр
 Будапештского оперного т-ра, в 1916- 1932-гл.режиссёр Нац. т-ра (в
 1928-32 одновременно и директор этого т-ра). В 1933-39 руководил т-ром
 "Мадьярсинхаз". X. осуществил ряд реформ венг. драм. т-ра, приблизил его
 к реалистич. иск-ву, добивался ансамблевости исполнения, по-новому
 трактовал пьесы Шекспира и Мольера, осуществил новаторскую пост.
 "Трагедии человека" Мадача, пропагандировал драматургию Б. Шоу. Большое
 внимание придавал развитию совр. отечеств, драмы (пьесы Ж. Мо-рица, Л.
 Зилахи). Автор пьес "Военнопленный" (1917), "Император и шут" (1919),
 обе пост. в Нац. т-ре в Будапеште, а также инсц. романов М. Йокаи
 ("Сыновья человека с каменным сердцем", "Бедные богачи" и др.).
 Теоретич. основы актёрского иск-ва, близкие учению К. С. Станиславского,
 X. разрабатывал в книгах:
  "Искусство сцены" (1908), "Подлинный Шекспир" (1919), "Театр" (1938)
 и др.
  Соч.: Szinhaz, Bdp., 1938; A dramairas iskolaja, Bdp., 1961.
  Лит.: L a z l o A.. Hevesi Sandor, Bdp., 1960; S t a u d G., Hevesi
 Sandor rendezesei, Bdp., 1957. A Гер.
  ХЕДБЕРГ (Hedberg), Typ (28.III.1862-13.VIL 1931) - швед. драматург,
 критик, театр. деятель. Лит. деятельность начал в 1884. Творчество X.
 было проникнуто неоромантнч. тенденциями, выражало разочарование в
 бурж.-демократич. движении. В сим-волич. "драмах идей" - "Герхардт Грим"
 (1897), "Спасение Антония" (1901), "Персей и чудовище" (1917),
 "Тезей-царь" (1921), "Сын Рембрандта" (1927) - X. противопоставляет
 глубоко и самобытно мыслящего, стремящегося к активному действию героя
 пошлой мещанской обыденности. Иронич. издёвку над бурж. средой содержат
 комедии "Золото и зелень лесов" (1895), "Национальный монумент" (1923),
 "Что женщина хочет" (1924). Пьесы X. ставил Королевский драм. т-р
 (Стокгольм). Скандинавские т-ры часто ставили нац.-историч. драму X.
 "Юхан Ульфшерна" (1907), проникнутую идеями свободолюбия, гуманизма. В
 1910-21 X. был директором Королевского драм. т-ра.
  Соч.: Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1933-34. Лит.: A h l e n i u s H.,
 Tor Hedberg. En studie over hans diktning, Stockh., 1935. Вл. М.
  ХЕДКВИСТ (Hedqvist), Иван (8.IV.1880-23.VIII. 1935) - швед. актор. В
 1901 дебютировал в провинциальной передвижной труппе. В 1906-08 и
 19221927-актёр Шведского т-ра (Стокгольм), в 1909-19 и 1927-32 -
 Королевского драм. т-ра (Стокгольм). X. был характерным актером. Его
 герои выражали типич. социальные явления и в то же время были
 неповторимыми в своей человеческой индивидуальности. X.- один из
 крупнейших представителей реалпстич. бытового направления в швед.
 сценич. иск-ве 20 в.
  Роли: Яго, Клавдий, Шейлок ("Отелло", "Гамлет", "Венецианский
 купец"), Тартюф; Мефистофель ("Фауст" Гёте), Голо ("Пелеас и Мелисанда"
 Метерлинка), мастер Улоф (о. п. Стриндберга), Эрик XIV ("Карин
 Монсдоттир" Пауля), Теодор ("Пушинка" Лагерлёф), Рембрандт ("Сын
 Рембрандта" Хедберга) и др.
  В 1918-22 - один из ведущих режиссёров и актёров швед. кино.
  Лит.: Hedvall Y., Ivan Hedqvist som skadespelare och manniska,
 Stockh., 1918. Вл. M.
  ХЕЙБЕРГ (Heiberg), Гуннар (18.XI.1857-22.II. 1929) - норв. драматург
 и критик. Лит. деятельность начал в 1878. В первой драме X. "Тётя
 Ульрикка" (1883, Нац. т-р в Осло - 1901) резкая критика бурж.
 политиканов, радикальных на словах и беспринципных в делах, сочеталась с
 верой в будущее, в силу рабочего движения, к-рое должно принести людям
 духовную свободу. Однако последующие политич. драмы X.- "Король Мидас"
 (1890, "Нац. сцена", Берген), "Завидный жребий" (1895, Нац. т-р - 1903),
 "Народный совет" (1897, Христианийский т-р), "Мать Харал-да Свана"
 (1899, Нац. т-р), "Я защищу свою страну" (1912), "Парадная постель"
 (1913) (обе в Нац. т-ре) - проникнуты горьким скепсисом, крайним
 индивидуализмом. Подвергая сатирич. осмеянию официозный патриотизм,
 борьбу бурж. партий, коррупцию гос. аппарата, дух торгашества и
 спекуляции, убожество псевдодемократич. прессы, X. в то же время
 настороженно, с недоверием относился к рабочему классу. Его положит.
 героям присуще мизантропич. всеотри-цание, они одиноки в своём
 утверждении свободы человеческой личности. Творчество X., продолжившего
 и развившего в конце 19 - нач. 20 вв. линию гражданственной реалистич.
 драматургии Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, отразило кризис
 либерально-патрио-тич. иллюзий норв. интеллигенции, крах идей
 крестьянской демократии под натиском капиталистич. отношений. Особое
 место в творчестве X. занимают психо-логич. драмы "Балкон" (1894,
 Христианийский т-р) и "Трагедия любви" (1904), проникнутые декадентскими
 тенденциями, трактующие любовь как некую тёмную, загадочную,
 всеразрушающую силу. X. был одним из ведущих норв. критиков и историков
 т-ра; автор книг "Ибсен и Бьёрнсон на сцене" (1918), "Норвежский театр"
 (1920), "Соль и сахар" (1924).
  Соч.: Samlede dramatiske verker, [bd 1-4], Kristiania, 1917-18,
  Лит.: S k a v l a n E., Gunnar Heiberg, Oslo, 1950;
  Liestol K. Stang E., Norg-es litteraturhistorie, Oslo, 1938. Вл. M.
 ХЕЙБЕРГ (Heiberg), Йохан Людвиг (14.ХП.1791- 25.VIII.1860) - дат. поэт,
 драматург, театр. критик. Дебютировал в драматургии комедией "Дон Жуан"
 и романтич. драмой "Вальтер-Горшечник". В 1825 написал водевиль "Король
 Соломон и шляпный мастер Йорген" (Королевский т-р, Копенгаген), в к-ром
 заметно влияние франц. и нем. водевиля. Лучшие водевили X. -
 "Первоапрельские дурачки" (1826) и "Неразлучные" (1827) - написаны, как
 и мн. следующие пьесы, для актрисы И. Л. Хейберг. Они отличаются тонким
 юмором, чёткой обрисовкой действ. лиц, сценичностью. В водевилях X.
 проявилось критич. отношение автора к совр. ему действительности, он
 иронически изображал представителей аристократии, буржуазии, чиновников,
 выступал против реакц. романтиков. Опираясь на жанр водевиля, X.
 стремился возродить на сцене реалистич. традиции Л. Хольберга. Автор
 теоретич. работ "О водевиле, как драматическом жанре" ("От vaudevillen
 som dramatisk kunstart", 1826). В реалистич. бытовых комедиях "Датчане в
 Париже" (1833), "Нет" (1836) сатирически показаны отдельные явления
 жизни феодального и капиталистич. общества. X. принадлежат также
 комедии: "Приключение в Розенборгском парке" (1827), "Холм эльфов"
 (1828), "Фата Моргана" (1838). Произведения X. ставились в дат. т-рах,
 его творчество оказало большое влияние на развитие датской драматургии
 1-й пол. 19 в.
  Соч.: Samlede skrifter, bd 1-22 Kbh 1861-6'5' Poetiske skrifter, bd
 1-3, [Kbh.], 1931-32.
  Лит.: Г о з e н п у д А. А., Датский театр. в кн.: История
 западноевропейского театра, т. 4, M. 1964; В о ru p M., Johan Ludwig
 Heiberg, [bdJ 1-3, Kbh., 197-49.
  Л. Пог. ХЕЙБЕРГ (Heiberg; урожд.-П e т г e с, Patges), Йо-ханна Луиза
 (22. XI. 1812- 21.XII.1890)- дат. актриса, режиссёр и драматург. Жена И.
 Л. Хейберга. Училась в хореографич. школе при Королевском т-ре
 (Копенгаген). В 1825 утверждена "ученицей драматической труппы", в
 1829"королевской актрисой". Первый триумфальный успех - исполнение роли
 школьницы Трине в комич. сценке П. Мел-лера "Ханс и Трине"
  И 826); в том же году . Л. Хейберг написал для X. водевиль
 "Первоапрельские дурачки". Все последующие пьесы Хейберга также написаны
 для X. Его примеру следовали X. К. Андерсен, X. Херц, А. Элен-шлегер и
 др. Блистательные сценич. данные X. соединялись с глубоким умом, высокой
 культурой, демократизмом идейно-эстетич. устремлений. Играла роли
 Кристины, Каролины, Софи, Джульетты ("Приключение в Розенборгском
 парке", "Неразлучные", "Нет", "Датчане в Париже" Хейберга), Лотты,
 Антонии ("Проделки Амура", "Сберегательная касса" Херца), Лпс-бет и
 Маргрете (в собств. водевилях "Воскресенье на Амагере", 1848;
 "Обезьяна", 1849, для к-рых X. писала также музыку). В исполнении этих
 ролей грация, тонкий юмор, музыкальность и пластичность сочетались с
 утверждением здорового нравственного начала, женского достоинства,
 человечности, протеста против догм мещанского образа жизни. X. была
 неповторимо индивидуальна и в ролях романтич. героинь: Дина и Гудрун (о.
 п. и "Кьяртан и Гудрун" Эленшлегера), Агнета, Фата Моргана ("Холм
 эльфов" и о. п. Хейберга), Нинон, Иоланта, Рагнхильд (о. п., "Дочь
 короля Рене", "Дом Свена Дюринга" Херца), Сесилия, Дювеке ("Мулат",
 "Король спит" Андерсена). Мотив возникающих и безжалостно попранных
 радости жизни, счастья пронизывал образ Джульетты ("Ромео и Джульетта"
 Шекспира). Гуманность и чувство современности отличали образы Розауры
 ("Жизнь есть сон" Кальдерона) и Розанны ("Король и мужик" Лопе де Bera).
 Позднее X. играла роли: леди Макбет; Мария Стюарт; леди Тизл ("Школа
 злословия" Шеридана). В 1864 оставила сцену.
  В 1867-74 X. занималась режиссурой. Пост. "Союз молодёжи" (1870),
 "Борьба за престол" (1871) Ибсена, "Новобрачные" Бьёрнсона (1872).
 Занималась литературной деятельностью (монография "Петер Андреас Хейберг
 и Томазина Гюллембург", 1882; мемуары "Жизнь, вновь прожитая в
 воспоминаниях", 1855- 1890). По словам Г. Брандеса, X. была не просто
 великой актрисой, но являлась нравственным идеалом для целого поколения.
  Соч.: En sondag pa Amager, Kbh., 1960; Et liv gj'enoplcvet i
 erindringen, bd 1-4, Kbh., 1891-92; 4 udg., Kbh., 1946
  Лит.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, M., 1958, с. 575-82 Brandes G.,
 Samlede skrifter, bd l, Kbh., 1899; B J ft r n son B., Brevveksling med
 danske. 1875-1910, bd 2, Kdh. 1953; N e i i e n d a m R., Johanne Luise
 Heiberg, 4 u eig. Kbh., 1960; R a h bek S., Omkring I. L. Heiberg, Kbh.
 18. В л. M
  ХЕЙБЕРГ (Herberg), Петер Андреас (16.XI.1758- 30.IV.1841) - дат.
 драматург. В 1777 окончил Копенгагенский ун-т. В том же году написал
 свою первую комедию "Превращения" (1788, Королевский т-р, Копенгаген).
 X. испытал влияние идей франц. бурж. революции конца 18 в. Его
 творчество - один из наиболее значит, этапов в истории дат. политич.
 сатиры. Комедия "Виртуоз II" (1789) язвительно осмеивала тупых
 аристократов, купцов, убожество их духовной жизни (за эту комедию X. был
 оштрафован). X. писал сатирич. "комедии нравов": "Хэккингоборн" (1788,
 там же), "Виртуоз I" (1792, там же), "Въезд" (1892, там же), ""Фоны" и
 "ваны"" (1792, там же, спектакль был запрещён после третьего
 представления). Творчество X. продолжало сатирич. традиции дат.
 драматургии 18 в., заложенные Л. Хольбергом, и определило развитие нац.
 комедиографии 19 в. В 1790 X. был осуждён за антимонархич.
 стихотворение, а в 1799 приговорён к пожизненному изгнанию из Дании.
  Соч.: Udvalgte skrifter, Kbh., 1884.
  Лит.: Schwanenfliigel H., Peter Andreas Hei-bers, Kbh., 1891; Hansen
 P., Den danske skueplads, bd l, Kbh., [1889]; Dansk litteratur historie,
 bdl. Fra Runerne-til Johannes Ewald, Kbh., 1964. В л. M.
  ХЕЙВУД, Г e и в у д (Heywood), Джон (1497- ок. 1580)-англ. актёр и
 драматург. Был придворным певцом при дворе Генриха VIII и Марии Тюдор.
 Используя форму англ. фарса - интерлюдию, X. сделал её средством
 утверждения гуманистич. взглядов на жизнь. Он нападал на лживость и
 испорченность като-лич. духовенства в пьесах: "Четыре П" (1520),
 "Забавная комедия о муже Джоане Джоане, о его жене Тиб и священнике сэре
 Джане" (1520), "Продавец индульгенций и монах" (1519). Разл. слои
 общества представлены в "Игре о погоде" (1528). Интерлюдии X. написаны в
 форме спора между персонажами, речи которых полны шуток и каламбуров.
 Хотя X. осуждал пороки духовенства, он вместе с Т. Мором был противником
 Реформации. После вступления на престол Елизаветы X. уехал из Англии и
 поселился в Бельгии.
  Соч.: Dramatic writings. L., 1905; в рус. пер.- Забавная комедия о
 муже Джоане Джоане...., в кн.: П у p и ш e в Б., Хрестоматия по
 зарубежной литературе, т. 2, M., 1962, с. 101-15; Мокульский С. (сост.),
 Хрестоматия по истории западноевроп. театра, т. l, M., 1953, с. 388-95;
  414-15.
  Лит.: Д ж и в е л е г о в А., Джон Гейвуд и его интерлюдии, в кн.:
 История английской литературы, т. 1, вып. 1, M.-Л., 1943, с. 319-22;
 Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910, p. 89-99;
 De la В ё г е R., John Heywood, entertainer. L., 1937. ф. К,
  ХЕЙВУД (Heywood), Томас (р. между 1570-75-ум. 1641)-англ. актёр и
 драматург. Как и Шекспир, работал одновременно актёром и драматургом в
 труппе "Слуги лорда-адмирала затем в др. труппах. Из сохранившихся пьес
 .X. самая ранняя - хроника из истории Англии "Эдуард IV" (2 ч., 1599).
 X. ориентировался пре-им. на зрителей из ремесленной и городской среды,
 был одним из первых бурж. драматургов Англии. Написал пьесы: "Четыре
 лондонских подмастерья" (1600), "Щедрый король и верный подданный"
 (1602), "Женщина, убитая добротой" (1603), "Красотка с Запада" (1-я ч.-

<< Пред.           стр. 826 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу