<< Пред.           стр. 83 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 др. партий Б.: Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта), барон Оке
 ("Кавалер Роз" Ф. Штрауса). Л. М.
  БЕНДЖАМИН (Benjamin), Артур (18. IX. 1893- 9. IV. I960)-австралийский
 композитор и педагог. В 1914 окончил Королевский муз. колледж в Лондоне
 (с 1926-профессор). В 1919-21 Б.-профессор консерватории в Сиднее. С
 1922 жил в Англии. Впервые выступил как композитор в 1924. Автор мн.
 произв., в т. ч. одноактных комич. опер "Дьявол её возьми" (1931,
 Королев, муз. колледж, Лондон), "Примадонна" (1949, т-р "Фортуна",
 Лондон), оперы "Повесть о двух городах" по одноим. роману Ч. Диккенса
 (1953, Лондон, исполнялась по радио), получившей широкую известность в
 Англии и Австралии, балета "Серебряная свадьба Орландо" (1951, на
 Британском фестивале, Лондон) и др. Сценические произведения Б.
 отличаются реалистичностью выразительных средств, мастерством отделки
 деталей, сатирической направленностью (комические оперы), напряжённым
 драматизмом ("Повесть о двух городах"). Л. М.
  БЕНДИНА, Вера Дмитриевна [р. 10(23) IX. 1900]-русская советская
 актриса. Народная артистка РСФСР (1948). По окончании школы Третьей
 студии МХАТа в 1924 была принята в труппу МХАТа. Б. обладает даром
 импровизации, созданные ею образы отмечены свежестью и неожиданностью
 характеристик. С большим обаянием, непосредственностью, лирикой и юмором
 сыграла роли Лизы ("Горе от ум"), Тильтиля ("Си-шгл птица" Метерлин-ка),
 Фаншетты ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Дорины ("Тартюф"),
 Королевы ("Двенадцать месяцев" Маршака) и др. Исполнительница ряда ролей
 в произведениях Горького, Б. создала трогательный образ Лёньки ("В
 людях"), протестующий образ Нади ("Враги"). Среди ролей актрисы -
 грациозная, смелая и нежная Суок ("Три трлстяка" Слеши), Ольга
 ("Дачники"). С большим мастерством Б. играла в водевилях (Людмила -
 "Квадратура круга" Катаева, Лиза - "Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского).
 П. М.
  БЕНДЛЬ (Bendi), Карел (16. III. 1838-20. IX. 1897)-чешский композитор
 и педагог. Учился в Пражской органной школе. В 1864 работал
 капельмейстером оперы в Брюсселе. В 1865-77 был руководителем оркестра
 Пражского оперного т-ра и мужского хора "Глагол Пражский". Автор 11
 опер, среди к-рых "Лейла" (1868), "Бржетислав" (1869), "Старый жених"
 (1874), "Черногорцы" (1881), "Карел Шкрета" (1883), "Дитя табора"
 (1892), "Шванда" (1896); первой чешской оперетты "Индийская принцесса"
 (1894), балета "Чешская свадьба" (1874), хоров и др. соч. Сценич.
 произв. Б. были впервые пост. в Праге. Б. широко использовал песенные
 интонации чеш. муз. фольклора. В своём творчестве Б. следовал
 реали-стич. традициям Сметаны и Дворжака. Преподавал в Пражской
 консерватории. Л. Г., Е. П.
  БЕНЕЛЛИ (Benelli), Сем [10. Vlil. 1877, Филет-толе (Прато),-18. XII.
 1949, Зоальи (пров. Генуя)]- итальянский драматург и поэт. Учился в
 университете во Флоренции, работал журналистом. После 1-й мировой войны
 примкнул к фашистам, но впоследствии порвал с ними и эмигрировал в
 Швейцарию. Вернулся на родину после 2-й мировой войны. В первой пьесе
 Б.-"Фердинанд Лассаль" (1902)-проповедуется примирение классов. В
 творчестве Б. сказалось влияние Д'Аннунцио, в нем проявились характерные
 черты неоромантизма (культ сильной личности, тяготение к историч.
 символике, мистико-декадент-ские мотивы). Таковы его историч.
 (флорентийские) драмы и трагедии из эпохи итал. средневековья и
 Возрождения ("Маска Брута", соч. 1908; "Ужин шуток", 1909, т-р
 "Арджентина", Рим). Многим из пе-речисл. особенностей отмечены также
 пьесы Б. "Любовь трех королей" (1910, т-р "Арджентина"), "I ваный плащ"
 (1911, Рим и Турин), "Росмунда" (1911, т-р "Лирико", Милан), "Горгона"
 (1913, т-р "Россетти", Триест), "Орфей и Прозерпина" (1928, т-р
 "Лирико").
  В пьесах на современные темы ("Тиньола", 1908, т-р "Паганини", Генуя)
 проявилась веристская направленность творчества Б., элементы социальной
 критики. В 30-х гг. Б. пишет бытовые драмы: "Паук" (1935, т-р "Одеон",
 Милан), "Орхидея" (1938, т-р "Муниципальное казино", Сан-Ремо).
  Соч.: Фердинанд Лассаль, "Вестник иностр. литературы", 1903; ј 12; то
 же, пер. Н. Е. Ефимова, М.-П., 1919; "Потеха за потеху" ("Ужин шуток"),
 пер. М. Чайковского, М., 1910;
  "Ужин шуток", пер. А. Брюсова, М., 1910; "Любовь трех королей", пер.
 Е. Пархомовского, литогр. изд., СПБ, 1911
  Лит.: Амфитеатров А. В., Маски Мельпомены, М. 1911; О с о р г и н М.,
 Очерки современной Италии, М., 1913 Palazzi Р., Sem Benelli, Ancona,
 1913; Tonelli L. L'evoluzione del teatro contemporaneo in Italia,
 Palermo 1913; Lari C., Sem Benelli, il suo teatro, la sua compagnia
 Mil., 1928; D'A m i с o S., Il Teatro Italiano (del Novecento), Mil.,
 1937. Ал. С.
  БЕНЕТОВИЧ (Benetovic), Мартин (г. рожд. не-изв.-ум.
 1607)-далматинский драматург. Жил и работал в г. Хваре. Учился в Италии.
 Б. занимался литературой, живописью и музыкой. Написал несколько
 комедий, к-рые широко ставились в конце 16 в. Сохранилось лишь одно его
 произведение-комедия "Хварянка" ("Женщина из Хвара"), построенная на
 любовных перипетиях. Наряду с условностью, характерной для комедии дель
 арте, в "Хварянке" есть оригинальные образы и ситуации. Пост. пьесы была
 осуществлена в Югославии в 1957. Аг. М.
  БЕНЕФЕЛДЕ, Ада (р. 19. II. 1887)-латышская артистка оперы
 (колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Риге и Берлине, где
 в 1908 окончила консерваторию. Выступала в Берлине в спектакле "Сон в
 летнюю ночь", пост. М. Рейнхардтом. Пела в оперных т-рах Гейдельберга,
 Ахена и др. городов. С основанием "Латышской оперы" (1913) вернулась в
 Ригу. С этого времени имя Б. тесно связано с развитием латыш. оперного
 иск-ва. Партии: Лаймдота ("Огонь и ночь" Я. Медыня), Виолетта, Джильда;
 Маргарита ("Фауст"), Церлина ("Дон Жуан"), Антонида ("Иван Сусанин"),
 Тамара ("Демон") и др. В 1920-39 Б. преподавала в Латв. консерватории (с
 1929-профессор). Б.-одна из первых выдающихся латышских колоратурных
 сопрано. Обладала высокой артистической и вокальной культурой. Выступала
 в концертах. Я. В.
  БЕНЕФИС (франц. benefice-барыш, польза)- спектакль, сбор с к-рого
 полностью (полный Б.) или частично (п о л у б e н e ф и с и т. д.)
 поступал в пользу одного или нескольких актёров-"бенефициантов" (за
 вычетом расходов по спектаклю).
  Первый Б. состоялся во Франции в 1735. Вскоре Б. получили почти
 повсеместное распространение. Первоначально Б. представляли собой вид
 единовременной материальной помощи актёру, со временем превратились в
 род неофициальной надбавки к жалованью. В России вошли в практику с 1783
 (до 1809 Б. предоставлялись также драматургам, композиторам). В 1908 Б.
 в Имп. т-рах были ликвидированы.
  Традиционное право бенефицианта выбирать пьесу для Б. иногда
 прокладывало путь на сцену выдающимся произведениям драматургии (напр.,
 "Овечий источник" в бенефис М. Н. Ермоловой, Малый т-р, 1876). Но чаще
 всего пьесы для Б. выбирались с расчётом на кассовый успех. Форма Б.,
 предусматривающая материальное вознаграждение, упразднена в 1925
 постановлением V Всесоюзного съезда профсоюза работников искусств. В
 наст. время в СССР устраиваются творческие (преим. юбилейные) отчёты
 артистов. Л. Шн.
  Лит.: К истории бенефисов, Ежедневное прибавление "Ярославских
 губернских ведомостей" к .ј 38, Ярославль, 1897, 17 мая; Белинский В.
 Г., Русский театр в Петербурге. Полное собр. соч. в 13 томах, т. 8, М.,
 1955, с. 367-69;
  Островский А. Н.,О наградных бенефисах, Полное собр. соч., т. 9, М.,
 1952, с. 271-77; Ежегодник Московского Художественного театра. 1951-52,
 M., 1956, с. 325-26.
  ВЕНИАМИНОВ, Александр Давидович (р. 4. VI. 1904) - русский советский
 актёр. Засл. арт. РСФСР (1938).Член КПСС с 1941.В 1923-26 учился в
 ГИТИСе. В 1927-29 был актёром Ленингр. т-ра Сатиры (Чубчик - "Вредный
 элемент" Шкваркина, Санька-"Республика на колёсах" Мамонтова), в
 1933-36-Мюзик-холла. Обладая темпераментом, выразительной мимикой,
 виртуозно используя приёмы эксцентриады, гротеска, буффонады, внешней
 трансформации, Б. добивался ярких комич. эффектов. В 1937-41 и с 1945 до
 наст. времени работает в Ленингр. т-ре Комедии. В иск-ве Б. острая
 комедийность нередко сочетается с трагифарсом, поисками социальной
 заострённости образа. Среди его ролей: граф Ламперти ("Остров мира"
 Петрова), Данданаке ("Потерянное письмо" Караджале), Бламанже
 ("Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину). Драму "маленького
 человека" в буржуазном обществе Б. показал, играя роль Мушета ("В
 понедельник в 8" Кауфмана и Фербер) и особенно ярко в трагикомическом,
 трогательно-беспомощном образе Паскуале ("Призраки" де Филиппе). В годы
 Отечественной войны Б. возглавлял Фронтовой т-р миниатюр (1941-45).
  Лит.: Янковский М., А. Д. Вениаминов, Л., 1959; Ку-л и к о в а К.,
 Александр Вениаминов, Л.-М., 1960. С. Др.
  БЕНЙТЦКИЙ, Александр Петрович [1780-30. XI (12. XII). 1809]-русский
 писатель и критик. Член Вольного общества любителей словесности, наук и
 художеств. организованного учениками и последователями А. Н. Радищева.
 Б. издавал альманах "Талия" (1807), журнал "Цветник" (1809, совм. с А.
 Е. Измайловым). В своих театр.-критич. и теоретич. статьях выступал как
 последовательный выразитель демократич. тенденций в рус. иск-ве нач. 19
 в., предшественник декабристского романтизма. Б. указывал на
 необходимость разработки теории актёрского творчества. Автор
 драматической поэмы "Гран-гул" (журнал "Цветник", 1809) из жизни
 индейцев, романтически толкующей тему борьбы за свободу.
  Лит.: Поэты-радпщевцы. Вольное общество любителей словесности, наук и
 художеств [под ред. В. Орлова), [М.], 1935, с. 649-732. . Т. Р.
  БЕНИШКОВА (Beniskova), Отилия (р. 26. X. 1882) - чехословацкая
 актриса. Нар. арт. Чехословацкой Социалистической Республики. Сценич.
 деятельность начала в 1898. С 1902 играла в т-рах Брно, Праги, Пльзеня,
 Братиславы. В 1945 Б. вступила в труппу т-ра Пятого мая в Праге, затем
 т-ра "Д-34", Творчество Б. отличается тонким психологич. мастерством.
 Роли: Мать (о. п. Чапека), госпожа Лука-шева ("Вера Лукашева" по роману
 Бенешевой), Людмила ("Кровавые крестины" Тыла), Руженка ("Лето" Шрамека)
 и др. Л Сол.
  БЕНКЛЯН, Серовпе (1834-1900) - армянский певец (бас), режиссёр и
 музыкально-общественный деятель. Один из организаторов арм. нац. муз.
 т-ра. В 1875 основал (совм. с композитором Т. Чухаджяном) в
 Константинополе (Стамбуле) муз т-р, в к-ром ставились оригинальные и
 переводные комич. оперы и оперетты, исполнявшиеся на арм. и тур. яз. В
 1880 вместе с организованной им труппой {"Театр Бенкля-на))
 гастролировал в странах Ближнего Востока, на Балканах, в Египте, Греции
 и др. странах. В состав труппы входили Сирануш, Г. Ширинян, М. Мна-кян,
 сестры Гаракаш и др. Б. был режиссёром и исполнителем партий в комич.
 операх и опереттах:
  Хор-хор, Ариф, Kece ("Леблебиджи хор-хор-ага", "Ариф", "Кесе-Кехва"
 Чухаджяна), в зап.-европ. репертуаре - Мурзук ("Жирофле-Жирофля"
 Лекока), Агамемнон ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Выступал также в
 драм. спектаклях. Деятельность Б. способствовала популяризации арм. нац.
 муз. театра и становлению музыкального театра на Ближнем Востоке. В. Т.
  БЕНКРОФТ, Сквайр и Мэри Эффи-см. Банкрофт, Сквайр и Мэри Эффи.
  БЕНОНИ (Вепош), Богумил (25. II. 1862-10. II. 1942) - чешский артист
 оперы (баритон). Впервые выступил в концерте в 1882; дебютировал на
 оперной сцене в 1883 в Праге на премьере оперы "Дон Жуан" Моцарта.
 Партии: Пржемысл ("Либуше" Сметаны), Ламикар ("Псоглав-цы" Коваржовица),
 Мануэль ("Мессин-ская невеста" Фиби-ха), Сампо ("Ева" Фёрстера), Ганс
 Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Фигаро, Онегин и др. В
 1910 Б. оставил сцену и занимался педагогической деятельностью.
  Л li т. с о ч.: Певцы, их таланты и судьбы; Искусство пения и его
 методика; Статьи о солистах чешской оперы, в кн.: В е n o n i В.,
 Vzpominky, Praha, 1917-19.
  Лит.: Nejedly Z., Opera Naradniho divadla, 2 изд.. Prah?, 1949. JJ,
 Т., Е. П.
  БЕНСОН (Benson), Фрэнк Роберт (4. XI. 1858- 3. XII. 1939) -
 английский актёр, режиссёр, педагог. Принимал участие в любительских
 спектаклях. В 1882 дебютировал в т-ре "Лицеум" (Лондон), руководимом Г.
 Ирвингом; в следующем году организовал передвижной т-р, к-рый работал в
 Лондоне и Стратфорде. В течение ряда лет Б. осуществил постановки всех
 пьес Шекспира (кроме "Тита Андроника" и "Троила и Крессиды"). В
 1886-1919 труппа Б. играла в Шекспировском мемориальном т-ре в
 Страт-форде-он-Эйвон, где Б. организовывал ежегодные фестивали
 шекспировских спектаклей. Эта труппа гастролировала также по
 провинциальным городам. Был одним из виднейших театр. педагогов Англии.
 Опубликовал труд об актёрском иск-ве, а также книгу воспоминаний.
 Работал как режиссёр в кино.
  Соч.: My memoirs, L.. 1930; I want to go to the stae, L., 1931. A. A.
  БЕНТАЛЛ (Benthall), Майкл (p ,8. JI. 1919) - английский режиссёр.
 Сценич. деятельность начал в 1938 как актёр..В 1939 был принят в труппу
 т-ра "Олд Вик" (Лондон). В 1944 впервые выступил как режиссёр,
 осуществив здесь (совм. с реж. Т. Гатри) пост. "Гамлета" (в 1953 пост. в
 этом т-ре "Гамлета" самостоятельно). Б. ставит гл. обр. классику,
 особенно произв. Шекспира: "Венецианский купец" (1947), "Укрощение
 строптивой" (1948), "Сон в летнюю ночь" и "Цимбелин" (оба в 1949),
 "Буря" (1951)-в Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эйвон), "Всё хорошо, что
 хорошо кончается" (1953), "Кориолан" и "Макбет" (оба в 1954), "Юлий
 Цезарь" (1955), "Двенадцатая ночь" (1958) -в "Олд Вик", и др. Б.
 осуществил также ряд пост. в оперных т-рах: "Аида" (1948), "Пиковая
 дама" (1950) -в "Ковент-Гарден" и др. Спектакли, поставленные Б.,
 отличаются яркой зрелищностью, стремительностью ритма. С 1953-гл. реж.
 т-ра сОлд Вик". В 1960 вместе с т-ром приезжал в СССР. Ф. Я.
  БЕНУА, Александр Николаевич [21. IV (3. V). 1870-9.11. 1960] -
 русский живописец, график, театральный художник, историк искусств,
 художественный критик и режиссёр. Род. в семье известного архитектора Н.
 Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Был идеологом и одним
 из осн. организаторов и теоретиков группы художников "Мир искусства".
 Как театр. художник выступил впервые в 1900 ("Месть амура" Танеева,
 Эрмитажный т-р, Петербург). Оформил спектакли: "Гибель богов" Вагнера,
 "Павильон Армиды" Черепнина, "Пиковая дама" (1903, 1907, 1921,
 Мариинский т-р, Петербург), "Праматерь" Грильпарцера (1908, Т-р В. Ф.
 Комис-саржевской, Петербург). Б. много работал для антрепризы С. П.
 Дягилева в Париже; создал декорации к спектаклям: "Борис Годунов"
 Мусоргского (1908), "Петрушка" (1911) и "Соловей" (1914) Стравинского. В
 Моск. художеств. т-ре Б. оформил спектакли: "Брак поневоле" и "Мнимый
 больной" Мольера (1913, пост. Б.), "Каменный гость", "Моцарт и Сальери"
 и "Пир во время чумы" Пушкина (1915; участвовал в пост. этих спектаклей
 как режиссёр), "Хозяйка гостиницы" Гольдони (1914). После Октябрьской
 революции Б. работал в Большом драм. т-ре в Петрограде; оформил и пост.
 спектакли: "Венецианский купец" (1920), "Слуга двух господ" (1921),
 "Лекарь поневоле" (1921). Тонкий знаток искусства, культуры, быта разных
 веков и народов, Б. выразительно раскрывал стилистич. черты историч.
 эпох, воссоздавал атмосферу прошлого, часто впадая, однако, в изощрённую
 стилизацию.
  Со 2-й пол. 20-х гг. Б. жил за границей. Работал в т-рах Франции и
 Италии. Среди работ этого периода: декорации к спектаклям "Золотой
 петушок" Римского-Корсакова (1927, "Гранд-Опера", Париж), "Идиот" по
 Достоевскому (1925, т-р "Водевиль", Париж), "Петрушка" Стравинского,
 "Евгений Онегин"; "Петя и волк" Прокофьева (1946-49, т-р "Ла Скала",
 Милан).
  С о ч.: Жизнь художника. Воспоминания, Нью-Йорк, 1955. Лит.: Эрнст
 С., Александр Бенуа, П., 1921.
  БЕНУА (Benoit), Петер Леонард Леопольд (17. VIII. 1834-8. III. 1901)
 - бельгийский композитор. Музыке обучался в Брюссельской консерватории.
 В 1861 работал дирижёром парижского т-ра "Буфф-Паризьен". Осн. в
 Антверпене муз. школу, к-рая под рук. Б. была преобразована (в 1898) в
 консерваторию. Написал оперы "Деревня в горах" (1857), "Иза" (1867),
 "Помпея" (1896), заложившие основы бельг. муз. драмы, музыку к
 спектаклям и ряд др. соч. Сценич. произв. Б. проникнуты патрио-тич.
 характером. В них широко использованы нар. мелодии; монументальность
 формы сочетается с бытовыми жанровыми сценами, романтика - с
 фантастикой.
  Лит.: Stoffels С., Peter Benoit, Brux., 1901; Van den Borren С h.,
 Peter Benoit, Brux., 1942; С о г-b e t A., Peter Benoit, leven, werk en
 beteekenis, Antw., 1944; Bouliez P., Peter Benoit, Bloemendal, 1954. Л.
 M.
  БЕНУАР (франц. baignoire, букв.- ванна) - ложи в театре,
 расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько
 ниже. Впервые появились во франц. т-ре 18 в. в целях сохранения
 сословного разделения публики, после того как привилегированной части
 зрителей было запрещено размещаться на сцене. В эту эпоху ложи Б.
 закрывались спец. сетками, к-рые позволяли находившимся в ложе смотреть
 спектакли, оставаясь невидимыми. Ложи Б. получили широкое
 распространение в театр.
  ЗД8НИЯХ 18-19 ВВ.
  ВЬНЦ (наст. фам.- Бенциановский), Кли-ментий Яковлевич [р. 17(30).
 VII. 1908 -советский композитор и дирижёр. Музыке обучался в Киевском
 муз.-драм. ин-те (1927-29). В 1938-44 Б.- зав. муз. частью и дирижёр в
 т-рах муз. комедии Киева, Львова, Ташкента; с 1946- гл. дирижёр
 Львовского т-ра муз. комедии. Композиторскую деятельность начал в конце
 20-х гг. Автор оперетт и муз. комедий "Звезда экрана" (1928), "Хорошая
 девушка" (1938, Киев), "В новогоднюю ночь" ("Светлана") (1940, Харьков),
 "Маленькая мама" (1944, Ленинград), "Любовь актрисы" ("Адриена") по
 рассказу Ги де Мопассана "Пышка" (1947, Ташкент), "Марийкино счастье"
 (1951, Кишинёв), "Счастье моё" (совм. с Е. Кока, I960, Кишинёв), музыки
 к спектаклям, песен и др. сочинений.
  БЕОЛЬКО (Beolco) [прозвище - Рудзанте (Ruzzante)], Анджело
 (1502-1542) - итальянский актёр и драматург. Принадлежал к обеспеченной
 семье. В 18 лет организовал в Падуе любительскую труппу, дававшую
 представления во время карнавалов, а затем ставшую профессиональной.
 Выступал гл. обр. в собственных пьесах. Создал образ Рудзанте - весёлого
 разбитного крестьянского парня из окрестностей Паду и, умеющего хорошо
 петь и плясать. Роли, исполнявшиеся В., менялись (обманутый муж, глупый
 слуга, хвастливый воин), но характер персонажа оставался постоянным
 (tipo fisso), что подчёркивалось одним и тем же крестьянским костюмом, в
 к-ром он выступал. Б. написал комедии: "Кокетка", "Комедия без
 заглавия", "Флора", "Анконитанка", "Диалоги на грубом крестьянском
 языке", "Забавнейший и смешнейший диалог", "Корова", "Пьована"
 (последние 2 комедии - переделки комедий Плавта). В своих комедиях Б.
 изображал быт и нравы падуан-ских крестьян правдиво, без высокомерного
 издевательства, характерного для "крестьянских фарсов" эпохи
 Возрождения. Все пьесы Б. (в т. ч. и переделки Плавта) написаны на
 падуанском диалекте и насыщены фольклором. Творчество Б. оказало влияние
 на становление итал. проф. т-ра.
  Соч.: Издания - Tutte le opere del famosissimo Ruzzante, part. 1-7,
 Vicenza, 1584.
  Лит.: M o к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра, ч.
 1, M., 1936; Дживелегов А.К..Итальянская народная комедия. Commedia
 dell'arte, M., 1954; M o r-t i e r A., Un dramaturge populaire de la
 Renaissance italienne. Ruzzante, v. 1-2, P., 1925-26; S a nes i I.,
 Commedie, del Cinquecento, v. 1, Bari, 1912. p X.
  БЕРАНЖЕ (Beraner), Пьер Жан (19. Vili. 1780- 16. VII. 1857) -

<< Пред.           стр. 83 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу