<< Пред. стр. 830 (из 913) След. >>
[s. a.J; "Natraj", Jaipur, за 196D-64;Г а р г и Б., Театр и танец Индии, пер. с англ., М., 1963;
Чаухан Ш., Очерк истории литературы хинди, пер., М., 1960; Литературы
Индии. Сб. статей, М., 1958; П о т а-б е н к о С., Драматургия хинди в
борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Новая история Индии,
М., 1961;
Новейшая история Индии, М., 1959; Драматургия и театр Индии. Сб.
статей, М., 1961; Вишневская Н.А., Индийская одноактная драма, М., 1964;
Бабкина М. П., П о т а б е н к о С. И., Народный театр Индии, М., 1964.
Св. П.
ХИНИКАДЗЕ, Мераб Мамедович (р. 28.1.1912) - груз. сов. актёр. Нар.
арт. Груз. ССР (1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. В 1935 окончил
драм. студию при Т-ре им. Руставели и до 1937 был актёром этого т-ра. С
1937 - актёр Батумского т-ра. Игра X. отмечена острым драматизмом,
сочетающимся с характерностью, остротой формы.
Роли: царь Ираклий ("Царь Ираклий" Готуа), Джемал ("Потопленные
камни" Мосашвили), Киквидзе (о. п. Д ара-сели), Отар Бег ("Измена"
Сумбатова-Южина), дед Онисе ("Арсен" Шаншиашвили), Александру Чавчавадзе
("Бараташвили" Мревлишвили),Чонта ("Изгнанник" Пшавелы),Годун
("Разлом"), Жадов ("Доходное место"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова),
Фердинанд ("Коварство и любовь"), Гамлет, Яго; Бежан ("Я вижу солнце"
Думбадзе и Лордкипанидзе) и др.
Выступает как режиссёр. Эт. Г.
ХЙНКИС, Эммануил Григорьевич [р. 15(28). IX. 1910] - рус. сов.
дирижёр, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1928 окончил
Киевскую консерваторию (класс К. Н. Михайлова). В 1929-31 -
концертмейстер Киевского т-ра оперы и балета (позднее Т-р оперы и балета
им. Шевченко). С 1932 - дирижёр и концертмейстер т-ров муз. комедий. В
1939- 1951 -гл. дирижёр Иркутского, в 1951-62 - Воронежского т-ров муз.
комедии. С 1962 - зав. муз. частью и дирижёр Киевского т-ра муз.
комедии. Автор муз. комедии "Мечта о славе" ("Судьба артиста", 1957,
Воронежский т-р комедии), музыки к спектаклям. А. Ив.
ХИНТ, Ааду (р. 10.1.1910) - эст. сов. драматург, нар. писатель Эст.
ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Лит. деятельность начал в
нач. 30-х гг. В 40-е гг. написал пьесы "Шхуна Тагараннаских рыбаков"
(1947, Т-р им. Кингисеппа) и "Куда идёшь, тона-рищ директор?" (1949, там
же; 2-й вариант пост. по.щ-нее в т-ре "Ванемуйне") о классовой борьбе в
эст. рыбацкой деревне в послевоенные годы. Пьесы отличаются яркостью
характеров, сочным, образным языком, народностью. Роман "Берег ветров"
(1 ч.- 1951, 2ч.- 1954, Зч.- 1965) посв. революц. событиям 1905-07 и
последующим годам, инсценирован и пост. в Т-ре им. Кингисеппа под назв.
"Берег ветров" (1951) л "Король Каугатомы" (1955). К. К ас к.
ХЙНЧЕВ, Георги (р. 24. V. 1897) - болг. артист оперы (тенор). Засл.
арт. НРБ (1949). Учился в Софийском муз. уч-ще (класс И. Н. Вульпе). В
1928 в партии Фауста дебютировал на сцене Софийской народной оперы.
Партии: Спас, Никола ("Цвета", "Гсргана" Атанасова), Борил ("Царь
Калоян" Владигерова), Стоян ("Женское царство" Стоянова), Груйко
("Король Марко" Кавалджиева), Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Калаф
("Турандот" Пуччини), Герцог; Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти),
Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Пётр ("Царь-плотник" Лортцинга) и
др.
Лит.: Георги Хинчев, "Българска музика", С., 1957, ј 5-6, с. 107. А.
Ив.
ХИСМАТУЛЛИН, Магафур Хисматуллович [р. 1 (14).1.1915] - башк. сов.
артист драмы и оперы (тенор), режиссёр. Нар. арт. Башк. АССР (1953) и
РСФСР (1966). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил театр. отделение
Вашк. техникума иск-в (Уфа, 1934), затем работал в Башк. т-ре драмы. В
1936-38 учился на Башк. отделении Моск. консерватории (класс Е. В.
Еноховича). В 1932-36 - актёр Башк. т-ра драмы и Баймакского (ныне
Сибайского) колхозно-совхозного т-ра; с 1938 - солист, с 1964 - гл. реж.
Башк. т-ра оперы и балета.
Партии: Шульген ("Акбузат" Спадавеккиа и Заимова), Салават Юлаев (о.
п. Исмагилова), Шатморат ("Карлугас- Чемберджи), Фахри ("Айхылу" Пейко и
Валеева), Урмай ("Алтынчеч" Жиганова), Юламан ("Мэргэн" Эйхенвальда),
Кобэк-Тархан ("Шаура" Исмагилова), Трике ("Евгений Онегин"), Бомелий
("Царская невеста"), Паисий ("Чародейка" Чайковского), Ерошка ("Князь
Игорь"), Школьный учитель ("Черевички" Чайковского), Пантелей Мелехов
("Тихий Дон") и др.
Пост. оперы: "Акбузат Спадавеккиа и Заимова (1957), "Кармен" (1965);
"Проделки Майсары" Юдакова, "Шаура" Исмагилова (1965), "Князь Игорь"
(1966) и др.
Лит.: Хайруллин Р., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа, 1963.
с. 35. А. Ив.
ХИСМАТЛЛИНА, Зулейха Гатаулловна (р. 22. XI. 1922) - тат. сов.
артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1966). Деп.
Верх. Совета Тат. АССР 5-го созыва. В 1945-50 училась в Казанской
консерватории (класс К. Е. Цветова). С 1945 X.- солистка Т-ра оперы и
балета им. М. Джалиля (Казань).
Партии: Каракаш, Нафиса ("Алтынчеч", "Намус" Жиганова), Альфия
("Самат" Валиуллина), Зубаржат ("Наёмщик"
Сайдашева и Ключарёва), Чио-Чио-сан, Татьяна, Аида, Тамара, Лиза;
Маша ("Дубровский" Направника); Настасья ("Чародейка" Чайковского),
Катерина ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Наталья ("Тихий Дон"
Дзержинского), Наташа ("Одно сердце" Крейтнера) и др.
Лит.: Хэйруллина 3., Артистка..., "Азат хатын". Казан, 1961, .No 6; Л
е в и т и н а В., Обыденное и необычное, "Театр. жизнь", 1960, сј 15, с.
18-19. Ир. Г.
ХЛЕБАРОВА (наст. фам.- Ш т е р е в а), Мария (23.IV.1877-19.III.1954)
- болг. актриса. Засл. арт. НРБ (1949). В 1895 дебютировала на сцене
т-ра "Слеза и смех". Была первой исполнительницей ролей в пьесах болг.
драматургов: Ленка и Малама Ханджийка ("Дом" и "Вампир" Страшимирова),
Гинка ("Под игом" Вазова), Елизавета ("У подножья Витоши" Яворова).
Играла в пьесах Островского: Юлинька ("Доходное 'место"), Кармина
("Женитьба Белугина") и др. Среди др. ролей: Акулина ("Власть тьмы"),
мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Дорина ("Тартюф"), Эмилия ("Отелло") и др.
В 1925 была уволена из Нар. театра. Игра X. была проникновенной,
искренней, непосредственной, окрашенной мягким юмором.
Лит.: "Театър", С., 1954, ј 3, с. 72. А. Ив.
ХЛЮСТИН, Иван Николаевич (р. 10.VIII.1862- 21.XI.1941) - рус. артист
балета, балетмейстер, педагог. В 1878 окончил Моск. театр. уч-ще и
поступил в труппу Большого т-ра (Москва). С 1886 - ведущий танцовщик
этой труппы. Партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), принц Марио
("Хрустальный башмачок" Мюльдорфера), граф де Кастро ("Звёзды" Симона),
Гусарский ротмистр ("Привал кавалерии" Армгеймера), Альберт ("Жизель"),
Коппелиус ("Коп-пелия") и др.
В 1893 впервые выступил как балетмейстер, пост. балеты: "Корсар";
"Наяда и рыбак" Пуни, "Привал кавалерии" и др. С 1898 - балетмейстер
Большого т-ра. Пост.: "Звёзды" (1898), "Волшебный башмачок" Гер-бера
(1899), "Тщетная предосторожность" (1899); "Волшебные грёзы" Померанцева
(1899), "Раймонда" (1899);
"Фея кукол" Байера (1900). В своей балетмейстерской практике X.
сохранял традиции старой академич. школы, в то же время придавал большое
значение драматич. развитию действия, реалистич. толкованию образов,
слиянию хореографии и музыки. Деятельность X. способствовала преодолению
творч. застоя труппы Большого т-ра и в известной мере подготовила творч.
преобразования, осуществлённые А. А. Горским.
В 1898-1902 преподавал в Моск. театр. уч-ще. В 1903 оставил сцену и
эмигрировал во Францию, открыл в Париже балетную школу. В 1911-14 -
балетмейстер и педагог т-ра "Гранд-Опера", в 1914 работал в труппе А. П.
Павловой, где пост. балеты:
"Последняя песня" Моража, "Белое и чёрное" Шами-нада, "Египетский
балет" Луинджи, "Снежинка" на муз. Чайковского и др.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в.,
Л.-М., 1963. А. Дин.
ХМЕЛ‚В, Николай Павлович [28.VII(10.VIII). 1901-1.XI.1945) - рус.
сов. актёр. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1941.
Родился в семье заводского мастера в Сормове. В 1919 принят во 2-ю
Студию МХТ. С 1924 - в труппе МХАТа. Один из выдающихся актёров нашего
времени. X. сформировался как художник под непосредств. воздействием К.
С. Станиславского и В. И. Немиро вича-Данченко, представлял в иск-ве их
школу, создал ряд образов, являвшихся шедеврами совр. актёрского иск-ва.
Острота в передаче внутр. движений характера сочеталась в иск-ве X. с
большой психологич. глубдной. Он создал образы такой экспрессии и
трагич. обобщённости, что они выходили за пределы воспроизведения
житейских, бытовых персонажей. Большое значение актёр придавал речевой
выразительности образа; тембр и интонации его голоса были всегда
разнообразны. Тончайшие оттенки речи и логическая точность мысли, мягкая
пластичность, необычайная органичность определяли мастерство X.,
постоянно стремившегося к трагич. и философскому отражению жизни в
иск-ве. Уже в своих ученических опытах он создал галерею образов мудрых
стариков, выражающих опыт человеческой жизни. Первая публичная работа
X.- Шпигельберг в "Разбойниках" - выражала размышления поэта о природе
зла и определила его поиски форм романтич. т-ра. Своеобразие и
оригинальность личности актёра, в к-рой мудрость художника сочеталась с
наивностью, мягкостью и простотой души, определила диапазон его ролей и
умение охватить различные, противоположные стороны человеческой
психологии.
В первые годы работы на сцене X. сыграл роли короля Тму-Тараканска
("Сказка об Иванушке"), повара Елевферия ("Узор из роз" Сологуба),
Петрушки ("Горе от ума"), Ушакова, Бирона ("Елизавета Петровна"
Смолина), князя Василия Шуйского ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К.
Толстого).
Период высокой зрелости начался для X. рано; в 1926 он сыграл роль
Алексея Турбина ("Дни Турбиных" Булгакова), к-рая определила новый этан
его творч. пути. X. достиг в этой роли высокой сферы трагического,
характеризующей его дальнейшее творчество. Играя роль Алексея Турбина,
X, создал образ честного противника, искупающего смертью свою вину и
классовые заблуждения. Это был человек, наделённый высокими
нравственными качествами и озарённый светом трагич. судьбы. Тема Турбина
определяла гуманистическую ценность спектакля. С этой работы изменился
творческий облик актёра, он стал сосредоточенным, строгим мыслителем и
художником.
X. играл роли, как бы стоящие на разных полюсах жизни. С большой
эмоциональной силой и высоким драматизмом сыграл роль крестьянина Марея
("Пугачёвщина" Тренёва, 1925). Блестящим комедийным мастерством
отличалось исполнение роли дворника Сидана ("Горячее сердце", 1926). В
1927 X. впервые создал образ коммуниста, человека высокой
гражданственности, стоического отношения к жизни; его исполнение роли
Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69") было глубоко реалистичным,
индивидуально-конкретным и в то же время обобщённым. В 1929 X. сыграл
роль князя К. ("Дядюшкин сон" по Достоевскому). Этот фантастич. образ
казался трагическим и гротесковым, выражал тему опустошённости,
бесцельно прожитой жизни. В дальнейшем X. играл роль Крыльцова
("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930), воссоздавая образ представителя
рус. революц. интеллигенции, и одновременно роль дельца-газетчика
американца Мердока ("Реклама" Уоткинса, 1930). Всё острее и глубже
отражает он в своём иск-ве жизненные конфликты, противоречия. X. создал
образы Фирса ("Вишнёвый сад", 1933) - олицетворение старой рус.
патриархальной жизни, существо ненужное, нелепое, но полное душевной
тяги к добру и покою, и Николая Скроботова ("Враги", 1935), нарушающего
принципы человечности, стоящего на страже несправедливого, бессердечного
закона, жаждущего разрушения, смиренного, кроткого и душевно мягкого
царя Фёдора Иоанновича (1935), чуждого миру политической борьбы,
трагического носителя философии добра, и механически-размеренного,
расчётливого, разрушающего гуманистические принципы Каренина ("Анна
Каренина", 1937).
В работах 1937-43 гг. всё более и более усложнение получает выражение
основная для актёра тема - человек и общество. В Сторожеве ("Земля"
Вирты, 1937), мрачном собственнике, волке, погибающем в последних
столкновениях периода коллективизации, нет просвета, колебаний. Рядом по
времени стоит роль Тузенбаха ("Три сестры", 1940), в образе к-рого актёр
подчёркивает душевную мягкость, просветлённость человеческой души.
Работы эти были резко отличны не только по внутр. теме, но и по
плас-тич. рисунку, интонационной палитре.
Последние роли X. снова воплощали антиподы человеческих характеров:
инженер Забелин ("Кремлёвские куранты", 1942; Гос. пр. СССР, 1942),
приходящий к созиданию нового мира, и Дубельт ["Последние дни"
("Пушкин") Булгакова] - жандарм Николая I, преследующий Пушкина,
вытравляющий поэзию из жизни и даже из собственной души. X. раскрывал в
своём творчестве глубокие жизненные противоречия, драматические
конфликты, сложные коллизии. Работая над образом Ивана Грозного
("Трудные годы" А. Н. Толстого, 1945), актёр искал причины, побуждающие
людей к жестокости, к преступлениям против человечности, показывал
трагическую вину царя, осознавшего совершённые им преступления. (X. умер
во время генеральной репетиции "Ивана Грозного").
X. занимался режиссёрской и педагогич. деятельностью. В 1932 им был
создан Театр-студия под рук. Н. П. Хмелёва (в 1937 влилась в Моск. театр
им. Ермоловой, худ. рук. к-рого X. был в 1937-45). Пост. ряд спектаклей:
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (совм. с Е. С. Телешевой,
1934), "Как вам это понравится" Шекспира (1940) и "Дети солнца" (1944) -
оба совм. с М. О. К небель. Как режиссёр (совм. с другими) участвовал в
ряде пост. МХАТа:
"Фронт" (1942), "Русские люди" (1943), "Последняя жертва" (1944; Гос.
пр. СССР, 1946). X. был художеств. рук. МХАТа (1943-45).
Снимался в кино ("Поколение победителей", "Человек в футляре"). Гос.
пр. СССР (1941) за выдающиеся творческие достижения.
Лит.: Ежегодник МХТ, 1945 г., т. 2 (том посв. памяти Н. П. Хмелева),
М -Л., 1948; Малюгин Л., Хмелев, М.- Л., 1948; Марков П. А., Хмелев, в
его кн.: Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Новицкий П.,
Хмелев, в его кн.: Образы актеров, М., 1941; его же, Хмелев, М., 1964;
Комиссаржевский В., Хмелев за режиссерским столом, М., 19,56. Ц, Вел.
ХМЕЛЬНИЦКИЙ, Николай Иванович [11(22). VIII. 1791- 8(20).IX. 1845] -
рус. драматург. Потомок Богдана Хмельницкого. Окончил Петербургский
Горный корпус, был дипломатом и крупным чиновником, участвовал в
Отечеств, войне 1812. X. известен как автор т. н. "благородной комедии"
и водевиля - жанров, популярных на рус. сцене в 10- 20-х. гг. 19 в.
Идейные воззрения X. носили либерально-ограниченный характер. Но вместе
с тем он был близок к передовой молодёжи своего времени - писателям А.
С. Пушкину, А. С. Грибоедову, А. А. Жандру, П. А. Катенину. X. выступал
против устарелых норм классицизма, охранительных и псев-дорус. тенденций
в совр. комедии, стремился приблизить рус. лит. язык к разговорному.
Первая комедия X.- "Говорун" (1817). Затем были пост.: "Шалости
влюблённых" (1817), "Воздушные замки" (1818), "Бабушкины попугаи"
(1819), "Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" (1819), "Карантин"
(1822), "Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра" (1821),
"Новая шалость, или Театральное сражение" (1822), "Светский случай"
(1826), "Взаимные испытания" (1829), "Новый Парнас" (1829). Совм. с А.
А. Шаховским и Грибоедовым X. написал комедию "Своя семья, или Замужняя
невеста" (1818,
X. принадлежит сцена из 3-го акта - "экзамен Наташи"), совм. с Н. В.
Всеволожским - водевиль "Актёры между собою, или Первый дебют актрисы
Троеполь-ской" (1821).
Считая, что комедия призвана развлекать и веселить зрителя, X. строил
действие на любовной интриге, мотивах волокитства, сватовства и т. п.
Обычно драматург показывал в своих героях одно свойство характера -
болтливость, нерешительность, пустопорожнюю мечтательность и др. Произв.
X. отличаются сценичностью, лёгкостью стиха, живостью диалога. Хотя
пьесы X. являются переделками франц. комедий, в них в то же время
подмечены черты рус. жизни. Злободневность, умение пародировать своих
лит. противников, остроумные водевильные куплеты, изяш-ный, очищенный от
всего "грубого" язык обеспечивали огромный успех комедиям-водевилям X.
(почти все пьесы X. тотчас по написании ставились в Петербурге и
Москве). Сценич. успеху пьес X. способствовали участие в них таких
блистательных водевильных актёров, как А. Е. Асенкова, И. И. Сосницкий,
Л. О. Дюрова, М. И. Вальберхова, и музыка А. Н. Верстовского, А. А.
Алябьева и др. О творчестве X. (и особенно о его достижениях в области
стиха) высоко отзывался Пушкин, опытом стихотворной комедии X.
воспользовался, глубоко развив его, Грибоедов.
В 40-е гг. X. написал несколько пьес на историч. темы ("Царское
слово, или Сватовство Румянцева", "Богдан Хмельницкий" и др.). X.
принадлежат также мастерские, близкие к подлиннику переводы комедий
Мольера ("Школа женщин", 1821, "Тартюф", ок. 1828) и др.
Соч.: Собр. соч., т. 1-3, СПБ, 1849; Пьесы: "Актёры между собой...",
"Суженого конём не объедешь", в сб.: Старый русский водевиль, М., 1937;
см. также сб.: Русский водевиль (вступ. статья В. В. Успенского), Л.-М.,
1959, с. 51-72; Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX вв., (вступ.
ст. М. О. Янковского), М.-Л 1964 с. 276-433.
Лит.: Слонимский А. Л., Комедия первой четверти XIX века, в кн.:
История русской литературы, т. 5, ч. 1, М.-Л., 1941, гл. 5. Я. Лит.
ХМЕЛЬНИЦКИЙ,
Юлий Осипович [род. 15(28).XII. 1904]-рус. сов. актёр, режиссщь
Йар.арт.РСФСйТЙбОр Окончил ЦЕТБЗДГС (1925). Сценич. /деят. начал в
"Синей бяузе". В 1925-47 -/актёр Моск. Камерно yb т-ра, где исполнял
роли: Мориса Саксонского и Аббата ("Адриейна Леку-врер" Скрдуба), Мака
("Опера нищих" Брехта с муз.Веиля), Мараскина ("Жрофле-Жироф-ля" Лекока)
и др. В 1947-52 X. - артист Моск. театра оперетты. В 1952-56 - гл. реж.
Волгоградского т-ра муз. комедии. Здесь он осуществил пост.: "Поют
сталинградцы" Лис-това (1955), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1953) и др.
В 1956-64 - гл. реж. Ленингр. театра муз. комедии.
Пост.: "Мистер Икс" Кальмана (1956; 1957 экранизация), "Поцелуй
Ча-ниты" Милютина (1957),
"Только мечта" Кырвера (1959), "Друзья Милены" Мниха (1961), "Сердце
балтийца" Листова (1964), "Герцогиня Ге-ролыптейнская" Оффенбаха (1963)
и др.
X.-актёру присущи точность рисунка, острая характерность,
музыкальность, пластичность. Отличит. чертами X.-режиссёра являются
яркая театральность, стилевое единство спектакля.
С 1932 вёл педагогич. работу в уч-ще Камерного т-ра, в 1948-50-в Муз.
уч-ще им. Глазунова, в 1950-52-в ГИТИСе.
Лит.: Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962. At.
Лифш.
ХМЕЛЬНИЦКИЙ ТЕАТР (Украински и музыкальн о-д р а мат и чески и театр
имени Г. И. Петровского) - основан в 1934 как Винницкий
рабоче-крестьянский передвижной т-р. С 1938- Каменец-Подольский
областной т-р им. Г. И. Петровского, с 1954 - Хмельницкий т-р. Среди
лучших спектаклей т-ра - "Гибель эскадры" (1939); "Маруся Богуславка"
Старицкого (1935), "Суета" Карпенко-Карого (1948), "Таланты и
поклонники" (1950), "Последние" (1954); "Это было в Шепетовке" Собко
(1956), "В воскресенье рано зелье собирала" по О. Кобылянской (1960),
"Фараоны" Коломийца (1962), "Дорогое наследство" Корецкого (1960),