<< Пред. стр. 832 (из 913) След. >>
Бо-родкина, Карандышева, Леля, Платона ("Не в свои сани не садись",1898, "Бесприданница", 1900, "Снегурочка", 1900, "Правда хорошо, а
счастье лучше", 1905, Островского). Большое влияние на молодого X.
оказала его дружба с В. Ф. Комис-саржевской, творчество к-рой было
проникнуто демократич. идеями, отличалось высокой гражданственностью.
Ноты протеста, появившиеся в иск-ве X., наиболее отчётливо звучали в
ролях молодых интеллигентов и особенно студентов (X. был любимым актёром
студенч. молодёжи): Треплев ("Чайка", 1902), Беляев ("Месяц в деревне",
1903), Петя Трофимов ("Вишнёвый сад", 1905). Одной из лучших ролей X.
был Жадов (1913). Однако протест X. носил пассивный, безысходный
характер. Человечность, душевная открытость, чистота и благородство его
героев осложнялись чертами неврастенич. надрыва. Огромным успехом
пользовался X. в ролях Раскольникова и князя Мышкина ("Преступление и
наказание" и "Идиот" по Достоевскому, 1907). Последняя роль принадлежала
к лучшим созданиям артиста. X. раскрывал искренность, человеческую
одарённость, душевную щедрость Мышкина. Отказываясь от изображения
патоло-гич. черт персонажа, X. только в конце спектакля показывал, как
возвращается к Мышкину, не выдержавшему тяжких потрясений, его болезнь.
Среди крупнейших работ X. роли: царь Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А.
К. Толстого, 1914), Протасов ("Живой труп", 1911). Др. роли: Недыхляев
("Кручина" Шпажинского, 1898), Андрей Калгуев ("Новое дело" Немиро
вича-Данченко, 1900), Освальд ("Привидения", 1907), Астров (1909),
Гамлет (1911). X. вёл концертную деятельность, к-рая имела ярко
выраженную гражданственную устремлённость. Совм. с пианистом Е. Б.
Вильбушевичем X. создал новый эстрадный жанр мелодекламации. Среди его
лучших работ на эстраде - "Буревестник" Горького, "Каменщик" Брюсова,
"Море" Пушкина п др. Был постоянным и активным организатором разл.
благотворительных концертов и вечеров в пользу рабочих и студенч.
организаций. В 1908, следуя примеру Комиссар-жевской, X. открыл
"Современный т-р" (просуществовал один год), где были пост. "Варвары"
(играл роль Черкуна), "Рлоун" Куприна, "Бог мести" Аша и др. X. был
известен и как драматург ("На перепутье", 1908, "Госпожа "пошлость"",
1909, "Красная нить", 1911, все в Александрийском т-ре). Занимался
педаго-гич. работой: в 1909-12 преподавал на Драм. курсах
Риглер-Воронковой, затем открыл свои Драм. курсы (1912-14).
После Октябрьской революции продолжал работу в б. Александрийском
т-ре (кроме перерыва по болезни в 1917-21). Наряду с исполнением своих
старых ролей (Мышкин, царь Фёдор и др.) выступал также в пьесах сов.
драматургов:
Василий ("Виринея" Сей-фуллиной и Правду хина, 1926), Красильников
("Штиль" Билль-Белоцер-ковского, 1927), Иловайский ("Высоты"
Либедин-ского, 1929). В 1929 оставил сцену.
Соч.: Близкое-далекое, М.-Л., 1962; На перепутье, СПБ[1909]; "Госпожа
"пошлость"", СПБ, 1909; Красная нить, СПБ, 1911.
Лит.: Юрьев Ю. М. Записки, т. 1-2, Л. - М. 1963; Малютин Я. О. Актёры
моего поколения Л.-М., 1959. Юл, р
Х ОДУЛОВ, Дмитрий Фёдорович [р. 2(15).VIII. 1912] - якут. сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва, деп. и член
Президиума Верх. Совета ЯАССР 5-го созыва. По окончании драм. студии при
Якут. муз.-драм. т-ре им. Ойунского был принят в труппу т-ра (1934)
(ныне Якут. муз.-драм. т-р им. Ойунского). Начав выступать в эпизодич.
ролях во время занятий в студии, X. уже в первые годы работы в т-ре
(1935) сыграл одну из центр, ролей (Николая) в пьесе "Братья" Ефремова,
раскрыв сложность, противоречивость и самобытность этого персонажа.
Вскоре X. занял ведущее положение в коллективе. Он играл роли:
Белого шамана ("Красный шаман" Ойунского), Петра ("Любовь"
Сафронова). Знание нар. жизни и занятия с рус. режиссерами обогатили
молодого актёра. Он создал галерею образов, отмеченных широтой
диапазона, глубиной социальной и психоло-гич. характеристики, историч.
достоверностью. Актёр ищет выразительные и рельефные приметы образа -
жест, походку, мимику, ритм, манеру речи, грим. Его герои в произв.
якут. совр. драматургов отличаются нац. своеобразием, демократичностью:
легендарный юноша Лоокут ("Лоокут и Ньюргусун" Сметапина), первые якут.
коммунисты, волевые, мужественные - Джуур ("Кузнец Кюкюр" Сивцева),
Чоркин, пред. колхоза Иван ("Человек" и "Разрыв сетей" Морди-нова),
бунтарь, борец за нар. счастье Манчары (о. п. Протодьяконова). В острой
манере играл X. роль деспотичного Эксюкю ("Айаал" Сивцева).
Среди лучших работ X.: Платон Кречет; Сафонов ("Русские люди"),
профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Егор Булычев, Сатин, Несчастливцев;
Правдин ("Недоросль"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Эзоп ("Лиса и
виноград" Фигейреду). В 1955 X. исполнил роль Отелло, утверждая
гуманистич. идеи, присущие трактовке этого образа на сов. сцене.
С 60-х гг. X. занимается режиссурой; пост. спектакли: "Сыгый
Кырынастыр" Избекова (1962), "Красный шаман" Ойунского (1963). Выступает
как мастер худож чтения.
Лит.: M а к с и м о в Д., С м о л я p В., Народный артист, Якутск,
1965. M. Лифш.
ХОДУРСКИЙ, Антоний Марцельевич (р. З.Х. 1903) - рус. сов. актёр. Нар.
арт. РСФСР (1954). Учился в 'Одесской театр. студии (педагог С. С.
Це-нин). Сценич. деятельность начал в 1921 в Одесском "Т-ре
революционных исканий" ("Теревиск"). Работал здесь до 1925. Играл
характерные и комедийные роли. Затем работал в Саратовском (1925- 1927 и
в 1930-33), Воронежском (1927-29), Пензенском (1929-30) т-рах. С 1933 -
актёр Центр. т-ра Сов. Армии. Здесь X. формируется в актёра, создающего
точные, отмеченные изящным, тонким юмором характерные образы.
Роли: граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова), Крутицкий ("На всякого
мудреца довольно простоты"); Фрегат
("Гибель эскадры"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Го-родищев
("Мастерица варить кашу" Чернышевского), Ни-кифорэ ("Стрекоза"
Бараташвили), Хабибуллин ("Душа солдата" Шатуновского), Крофтс
("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Фирс, Гаев ("Вишневый сад"). Снимался в
кино.
Лит.: Т у н к e л ь Д., Точный актер, "Театр", 1964, 2. Д. Ним.
ХОДЫРЕВ, Илья Михаилович [р. 19.VII(1.VIII). 1907] - рус. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с
1949. В 1931 окончил дневной рабфак Ленингр. академии художеств. В
1931-33 учился на декоративно-конструкторском ф-те этой академии. Творч.
деятельность X. в осн. протекала в т-рах Удмуртии. Был гл. художником
Т-ра оперы в Ижевске (1934-36), Удм. драм. т-ра (1936-37), Ижевского
рус. драм. т-ра (1937-40), 2-го драм. театра Удмуртской АССР
(передвижной театр. 1941-46). С 1946 - гл. художник Театра кукол в
Ижевске.
Оформил спектакли: "Евгений Онегин" (1934, Т-р оперы, Ижевск), "Хамит
Усманов' Гаврилова (1941, Удм. драм. т-р), "Разбойники") (1941, Ижевский
рус. драм. т-р), "Русские люди" (1942, 2-й драм. т-р Удм. АССР), "Кошкин
дом" Маршака (1953), "Слонёнок" Владычипой (1965)-оба в Т-ре кукол в
Ижевске и др. А. Ив.
ХОЖЙЦА (Horzyca), Вилам (28.11.1889-2.III. 1959) - польский режиссёр,
театр. деятель, педагог. После окончания ун-та в Вене выступал как
критик, переводчик. Театр. деятельность начал, возглавив совм. с Л.
Шиллером передовой революционный Т-р им. Богуславского в Варшаве
(1924-26). После закрытия этого т-ра руководил Драм. школой в Варшаве, а
в 1931-37 был директором "Т-ра Бельки" (Львов), в к-ром объединил
крупных прогрессивных деятелен польской сцены (реж. Шиллер, Б.
Домбровский, худ. А. Пронашко, В. Дашевский, актёры И. Эйхлерувна, В.
Красновецкий, Т. Бялошиньский, Я. Страхоцкий). В эти годы на львовской
сцене были пост. спектакли, имевшие широкий общественный резонанс:
"Дзяды" Мицкевича, "Рычи, Китай!" Третьякова и др. С 1937- вице-директор
"Т-ра Народовы" (Варшава). В годы оккупации Польши принимал участие в
конспиративной театр. деятельности. После освобождения страны был
руководителем и режиссёром: в 1945 - Т-ра им. Выспяньского (Катовице), в
1946-48 - "Т-ра Земли Поморской" (Торунь), а в 1948-51 - "Т-ра Польски"
(Познань), с 1951 - т-ра во Вроцлаве. В 1954- режиссёр Т-ра им.
Словацкого (Краков), а с 1957- директор "Т-ра Народовы" (Варшава).
Придя к сценич. деятельности от лит-ры, X. выступал поборником
принципов поэтич. монументального т-ра. Осн. внимание уделял слову.
Отсюда - своеобразная музыкальность построения действия в его
спектаклях, гармонич. целостность к-рых определяло слово. Внешние
выразительные средства в спектаклях X. имели вспомогательное значение.
Ставя Шекспира ("Гамлет", 1950, Познань), X. использовал приёмы
елизаветинской сцены. Особенно близки были X. драмы С. Выспяньского с их
монументализмом ("Освобождение", 1958, Варшава), иронич. поэтичные пьесы
Ц. Норвида ("Клеопатра", 1933, Львов; "За кулисами",
1947. Торунь; 1959, Варшава). Широта творч. исканий X., его
стремление утвердить идею поэтич. т-ра отчётливо раскрылись в его
обращении к классич. и совр. драматургии: "Моцарт и Сальери" Пушкина
(1948, Торунь), "Федра" Расина (1957, Варшава), "Принц Фридрих
Гомбургский" Клейста (1958, Варшава), "Пугачёв" Есенина (в пер. В.
Броневского;
1948. Торунь), "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки (1950, Познань).
Соч.: Wspomnienia i zdarzenia, "Pamietnik teatralny", Warsz., 1955,
zesz. 3-4 (15-16), s. 401-30.
Лит.: "Teatr", Warsz., 1959, ј 12, s. 3-10. Б. Рос.
"ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ" (также "Трактир щ и ц а", "М и p а н д о л и н
a"; "La locandiera))-комедия в 3 д. К. Гольдони. Соч. 1752, написана для
знаменитой в то время актрисы Маддалены Марлиани (по сцене -Карол-лина).
Пост. в янв. 1753 труппой Медебака в т-ре Сант-Анд-жело, Венеция
(Мирандолина- Кароллина). Среди исполнительниц заглавной роли в 18-19
вв.- Галлани, Фьорилли-Пелланди, Ристори; в 19-20 вв.- Э. Дузе, Т. Ди
Лоренцо, сестры Граматика (Ирма и Эмма) и др.
Первые пост. на рус. сцене: Александрийский т-р, Петербург,- под
назв. "Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро",
перевод-переделка В. А. Каратыгина по нем. переводу-переделке К. Блума
[1834, Мирандолина - М. В. Самойлова, Вальдорф (по Гольдони -
Риппафрата) - Сосницкий; 1836 - Мирандолина - Асенкова], Малый т-р,
Москва, в том же переводе-переделке (1834, Вальдорф - Щепкин;
1859, Мирандолина - Шуберт). Из позднейших дореволюц. постановок;
Александрийский т-р (1893, Мирандолина - Савина, Риппафрата - Давыдов,
Форлипополи - Далма-тов). Харьковский т-р (1895), МХТ (2 дек. 1898, реж.
и исполнитель роли Риппафрата - Станиславский, худ. Симов, Мирандолина -
Книппер, Форлипополи - Мейерхольд, Фабрицио - Болеславский; 1914, реж.
Станиславский, худ. Бенуа; Мирандолина - Гзовская, Риппафрата -
Станиславский, Ершов, Форлипополи-Буржалов, Альбафьорита- Вишневский,
Гортензия - Бирман, Книппер, Фабрицио - Болеславский, Гейрот), гастроли
В. Ф. Комиссаржевской, "Эрмитаж", Москва (1905, Мирандолина -
Комиссаржев-ская), гастроли Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Малом т-ре, Москва
(Мирандолина - Рощина-Инсарова) и др. т-ры.
На сов. сцене: Гос. академич. т-р драмы, Петроград (1921, Мирандолина
- Тиме, Риппафрата - Горин-Горяинов). Т-р им. Сафонова (филиал Малого
т-ра, 1925), Ленингр. т-р Сатиры и комедии (1933, реж. Краснянский;
Мирандолина - Грановская, Риппафрата - Надеждин), Ленингр. Новый т-р
(1935), Т-р им. Грибоедова (1937, Мирандолина - Вруб-левская, Риппафрата
- Смиранин), Куйбышевский т-р (1938, реж. Шебуев, Мирандолина -
Чекмасова), Одесский евр. т-р (1939, Мирандолина - Бугова), Т-р им.
Моссовета (1940, реж. Завадский, Марголин; Мирандолина - Марецкая,
Риппафрата- Мордвинов), Краснодарский т-р (1941), Т-р им. Марджанишвили
(1954), Т-р им. Шевченко (1954, Мирандолина-Чистякова), Башкирския
студия ГИТИСа (1959).
Издания! Первая публикация - 1753; Первые рус. переводы-переделки:
1827 - А. А. Шаховского под назв. "Мирандолина", 1833 - В. А. Каратыгина
под назв. "Ми-рандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", с нем.
перевода-переделки К. Блума - А. К. Дживилегова - в кн.:
Гольдони К., Комедии, т. l. M., 1959. Д. Шн,
ХОЙНАЦКАЯ (Chojnacka), Ядвига (р. 10.XI. 1905) - польская актриса,
режиссёр, педагог. Чл. ПОРП с 1943. В конце 20-х гг. окончила театр.
школу при т-ре "Редута", ученица Ю. Остэрвы. С 1925 выступала в т-рах
городов Лодзи, Варшавы, Поз-нани и др. В 1946-49 работала в Т-ре Войска
Польского (Лодзь); в 1949-51 - в "Т-ре Вспулчес-ны" (Варшава); в 1951-58
- худ. рук. и директор "Т-ра Повшехны" (Лодзь), затем - актриса "Т-ра
Клясычны" (Варшава). Остро характерная актриса большего комедийного
дарования, X. следует традициям рус. реалистич. школы и системе К. С.
Станиславского.
Лучшие роли: Целестина (о. п. Роже), Гурмыжская ("Лес"), Дульская
("Мораль пани Дульской" Запольской), Васса Железнова и др.
Пост.: "Мораль пани Дульской" (1951, "Т-р Повшехны", Лодзь),
"Дипломаты" Сковроньского( 1962, "Т-р Драматычны", Варшава), "Васса
Железнова" (1965, совм. с 3. Жуховским, "Т-р Клясычны", Варшава).
С 1951 преподаёт в Высшей школе т-ра и кино им. Л. Шиллера в Лодзи (с
1959 - профессор). Снимается в кино.
Лит.: "Kierunki", Warsz.-Kr., 1965, .ј 29, s. 7. Д. Мал.
ХОЙЦЗЮЙ (хойси, хойдяо)- одна из разновидностей кит. традиционного
т-ра. Истоки X.- в иянском, хойчжоуском, цинъянском и др. т-рах Минской
эпохи (14-17 вв.). Впоследствии X. испытала влияние т-ра куныпань,
представлений "луаньтань" и местных нар. песен. Была известна в
провинции Аньхой и соседних с нею провинциях бассейна Ян-цзы. Наибольшее
распространение получила в сер. 18 в. X. выделялась среди др.
разновидностей кит. муз. т-ра богатством драматургии (по имеющимся
данным - св. 1000 названий), разнообразием сценич. приёмов и мелодий, из
к-рых особую популярность приобрели "эрхуан и сипи". На рубеже 18-19 вв.
труппы т-ра X. "Саньцин", "Сыси" и др. успешно выступали в Пекине.
Мелодии, используемые в т-ре X., стали основой музыки пекинской
музыкальной драмы. Отрыв т-ра X. от нар. истоков привёл к постепенной
деградации этого т-ра.
После образования КНР (1949) были предприняты попытки возродить т-р
X. В 1956 создана проф. труппа, пост. пьесы традиц. репертуара, в т. ч.
"Встреча на мельнице", "Удачная свадьба", "Река Яньнихэ" и др.
Лит. (на кит. яз.): Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго си-цюй, Пекин,
1963. Вл. С.
ХОКАНСОН (Hakansson), Юлия (1853-1940) - швед. актриса. В 1886
работала в Королевском драм. т-ре (Стокгольм). Играла в разл. столичных
и провинциальных труппах. В 1907-29 - снова в Королевском драм. т-ре.
Основу репертуара X. составляли роли в драмах Г. Ибсена: фру Ингер из
Эстрота, Сванхильд, Гедда Габлер, Гина Экдаль, Элла Рент-гейм, Ребекка,
фру Альвинг, Майя (о. п., "Комедия любви", о. п., "Дикая утка", "Йун
Габриэль Боркман", "Росмерсхольм", "Привидения", "Когда мы, мёртвые,
пробуждаемся"). Героини отличались гордостью, независимостью,
нравственной красотой и душевной ранимостью. Среди лучших ролей X.
также:
Кристина, Хенриетта ("Мастер Улоф", "Преступление и преступление"
Стриндберга), профессорша Каннинг ("Гертруда" Сёдерберга), миссис
Хиггинс ("Пигмалион" Шоу).
Лит.: Nordensvan G." Svensk teater och svenska skadespelare fran
Gustav III till vara dagar, bd 2, Stockh., 1918. Вл. M.
ХОЛЕНДРО, Дмитрий Михайлович (р. 2.XII. 1921) - рус. сов. писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1956 окончил Высшие курсы
при Лит. ин-те им. Горького (Москва). Печатается с 1945.
Пьесы: "Несчастный случай" (совм. с М. Б. Маклярским, 1955, Моск. т-р
им. Пушкина), "Пока не поздно" (совм. с Маклярским, 1959, МТЮЗ), "Чья-то
жизнь" (1965, Т-р им. Моссовета).
Автор неск. киносценариев. С. Г. ХОЛИНА, Ольга Михайловна {р.
3(15).VI.1897] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956).
Занималась в театр. уч-ще под рук. А. П. Петровского при б. Т-ре Корша.
Сценич. деятельность начала Б 1925 в Т-ре им. МГСПС, затем работала в
т-рах Смоленска, Баку, Калинина, Владивостока, Киева.
В 30-40-е гг. сыграла роли: Наташа ("На дне"), Татьяна ("Враги"),
Луиза ("Коварство и любовь"), Джемма ("Овод" по Войнич), Лида ("Платон
Кречет"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"). Мамаева ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Параша
("Горячее сердце"), Анна Каренина, Васса Желеэнова; Королева ("Стакан
воды" Скриба), Анна Андреевна ("Ревизор").
С 1947 X.- актриса Вильнюсского рус. т-ра. Лучшие работы этого
периода отличает стремление актрисы к сценич. выразительности, глубине и
точности психо-логич. рисунка. Роли: Джесси ("Русский вопрос"), Елена
("Мещане"), Любовь Яровая; Глафира ("Волки и овцы"), Раневская
("Вишнёвый сад"), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской),
Богаев-ская ("Варвары"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по о. п.
Тургенева), Клавдия Васильевна ("В поисках радости" Розова).
ХОЛЕРОФТ (Holcroft), Томас (10.XII.1745 -23. II 1.1809) - англ.
драматург и писатель. Род. в семье сапожника. В 1770 поступил в бродячую
труппу на роли комич. стариков. В 1777 обосновался в Лондоне и занялся
лит. деятельностью. В 1781 опубликовал первую пьесу "Двуличие", к-рая в
том же году была поставлена в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон). Большой
успех имела комедия X. "Путь к гибели" (1792, там же), к-рая оставалась
в репертуаре т-ров до нач. 20 в. Эта пьеса, как и большинство произв.
X.,- просветительская "комедия нравов". В 1794 X. был предан суду по
обвинению в гос. измене и, несмотря на оправдательный приговор, был
вынужден писать пьесы анонимно. Без упоминания имени автора появилась
его комедия "Ошибки любви" (1794, т-р "Ковент-Гарден"). X.- автор
"Мемуаров", доработанных и изданных в 1815 У. Хэзлиттом.
Лит.: История западноевропейского Театра, т. 3, M." 1963. Ю. К.
ХОЛЛИНГСХЕД (Hollingshead), Джон (9.IX.1827 - 10. X. 1904) - англ.
театр. антрепренёр. Творч. деятельность начал как журналист, работал
театр. критиком газеты "Дейли ньюс". В 1865 стал антрепренёром т-ра
"Альгамбра", где устраивал цирковые и эстрадные представления. В 1868-86
был антрепренёром1 т-ра "Гейети", способствовал введению в репертуар
бурлескных пост., пародий, фарсов. В труппе X. работали актёры Э.
Фаррен, М. Робертсон (по мужу Кендал), Эд. Терри, Ч. Виган, К. Воган, Э.
Ройс, Ф. Лесли. X. отказался от бенефисов, повысив жалование актёрам.
Был сторонником реформы издательского закона, (протестовал против
инсценировок произв. без разрешения авторов). Ф. К.
ХОЛМИНОВ, Александр Николаевич (р. 8. IX. 1925) - рус. сов.
композитор. В 1950 окончил Моск. консерваторию (класс Е. К. Голубева).
Оперы: "Оптимистическая трагедия" по о. п. В. В. Вишневского (1965,
Кирг. т-р оперы и балета, Фрунзе), "Анна Онегина" (соч. 1965, по поэме
С. А. Есенина). Автор музыки к фильмам, соч. для оркестра, песен. В. Бр.
ХОЛМСКАЯ, Зинаида Васильевна (наст. фам.- Тимофеева; 1866-1936) -
рус. актриса, ант-.репренёр, издатель. Жена А. Р. Кугеля. По окончании
драм. отделения Муз.-драм. уч-ща Моск. филар-монич. об-ва (1891, класс
Вл. П. Немировича-Данченко) играла в провинции (Брянск, Рига,
Екатеринбург, Кострома, Киев и др.). С 1895 - в Петербурге в т-ре
Лит.-художеств. об-ва, в 1904-06 - в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской.
Эпизодически выступала в пригородных т-рах Петербурга, в собственных
антрепризах и др. гастрольных труппах.
Роли: Катерина ("Гроза"), Анисья ("Власть тьмы"), Елизавета ("Горькая
судьбина" Писемского), Татьяна Репина (о. п. Суворина), Кручинина, фру
Альвинг и др.
X.- основательница (1908) и актриса петерб. т-ра пародий "Кривое
зеркало". Сыграла здесь роли Анны Андреевны ("Ревизор" Евреинова),
Горцевой ("Судьба мужчины" Урванцова) и др. X. издавала один из
крупнейших дореволюц. театр. журналов - "Театр и искусство". Оставила