<< Пред. стр. 841 (из 913) След. >>
спектаклей 30-х гг.- сказка-басня "Кот в сапогах" Владычиной игероико-сатирич. сказка "Больийй Иван" Преображенского и Образцова. В
1943 в Новосибирске состоялась премьера спектакля "Король-Олень" Гоцци -
поэтичный рассказ о душевной чистоте и благородстве людей. Среди лучших
сатирич. спектаклей т-ра- "Обыкновенный концерт" (1946, вторая ред. под
назв. "Необыкновенный концерт", 1952). Этот спектакль-пародия высмеивал
пошлость и дурной вкус на эстраде и в цирке. В 1945 пост. спектакль
"Весёлые медвежата" Поливановой, имевший большой успех у малышей. В
конце 40-х-нач. 50-х гг. на деятельности т-ра отрицательно сказываются
натуралистич. тенденции, имитационность, увлечение технич. трюками
("Сарми-ко" Шнейдера, 1949, "2:0 в нашу пользу", 1950, и "Любит...не
любит...", 1952, Полякова). Новый успех принесли т-ру пост. сатирич.
комедий "Чёртова мельница" Штока и Дрды (1953), "Божественная комедия"
Штока (1961).
Среди др. спектаклей - "Буратино" Борисовой (1953), "Сказка о
потерянном времени" Шварца (1958), "Мистер Твистер" Маршака (1961), "В
гостях V Чуковского" (1962), "Тигрик-Петрик" Гернет (1965) - для детей;
"Мой, только мой" Тузлукова (1958), "Божественная комедия" Штока (1961),
"И-го-го!" Сперанского (1964) - для взрослых зрителей.
В т-ре работают две творч. группы, возглавляемые Е. В. Сперанским, С.
С. Самодуром, каждая из к-рых имеет свой репертуар и постоянный
актёрский состав. Высокое мастерство актёров т-ра, их виртуозная техника
подчинены задачам создания остро очерченных образов, точной обрисовки
характеров. В труппе (1967): нар. арт. РСФСР С. С. Самодур, Е. В.
Сперанский, засл. арт. РСФСР Е. Е. Синельникова, Е. В. Успенская, 3. Е.
Гердт, В. Н. Майзель, П. Г. Мелиссарато, В. П. Попрыкин и др.; художники
- засл. деят. иск-в РСФСР Б. Д. Тузлуков (гл. худ. т-ра), В. Н.
Терехова; зав. муз. частью т-ра А. Ф. Мускатблит. Т-р гастролировал в
Индии (1959), ОАР (1960), США и Канаде (1963, 1964), в Европе
(неоднократно). В т-ре имеется научно-методическая часть (зав. Л. Г.
Шпет), в к-рую входит Музей театр. куклы, созданный А. Я. Федотовым в
1937.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(новые постановки)
1931. "Цирк на сцене" (пост. Зайцев. Триганова, худ. они же).
1932."Джим и Доллар" Глобы (пост. Образцов, худ. Александрова, муз.
Кочетова).
1933. "Эхо-болтун" Курдюмова (реж. Образцов, худ. Ре-вазов, муз.
Кочетова), "Поросенок в ванне" Сперанского (реж. Образцов, худ.
Александрова, муз. Милютина).
1934. "Братья Монгольфье" Владычиной и Тараховской (реж. Образцов,
худ. Александрова, муз. Милютина), "Пузан" Матвеева (реж. Образцов,
Сахновский, худ. Образцов, Солнцев, муз. Теплицкого).
1935. "Каштанка" Сперанского (по Чехову; реж. Образцов, Сперанский,
Федотов, худ. Александрова, муз. Кочетова), "Наш цирк" Федотова (реж.
Сазонов, худ. Александрова, муз. Теплицкого), "Гусёнок" Гернет и Гуревич
(реж. Сперан ский, Ушакова, худ. Терехова, Гвоздева, муз.
Александровой).
1936. "Волшебная калоша" Матвеева (реж. Образцов, Ушакова, худ.
Образцов, Терехова, Гвоздева, муз. Александрова), "По щучьему веленью"
Тараховской (реж. Образцов, Ушакова, Федотов, худ. Образцов, Терехова,
муз. Кочетова), "‚лка" Матвеева (реж. Ушакова и Казьмина, худ. Терехова,
муз. Теплицкого).
1937. "Сказка о попе и работнике его Балде" Пушкина (реж. Образцов,
Ушакова, худ. Ефимов, Терехова,Ушакова, муз. Кочетова), "Кот в сапогах"
Владычиной (реж. Благо-нравов, худ. Тузлуков, Терехова, муз. Милютина),
"Наш двор" Преображенской (реж. Образцов, Казьмина, Ушакова, Сперанский,
худ. Терехова, муз. Александрова), "Весёлые куклы" Федотова (реж.
Швембергер и Федотов, худ. Тузлуков, муз. Теплицкого), "Большой Иван"
Преображенского и Образцова (реж. Образцов, Новиков, Ушакова, худ.
Тузлуков, муз. Кочетова).
1938. "Конёк-Горбунок" Курдюмова (по Ершову; реж. Образцов, Новиков,
Ушакова, худ. Дробышевский, муз. Оранского).
1939. "Путешествие в странные страны" Полякова (реж. Образцов,
Благонравов, худ. Тузлуков, Терехова, муз. Теплицкого), "Лесная тайна"
Шварца (реж. Образцов, худ. Ре-вазов, Солнцев, Гвоздева, муз.
Александровой).
1940. "Терем-теремок" Маршака (реж. Образцов,Сухоцкая" худ. Терехова,
Солнцев, Гвоздева, муз. Александровой), "Волшебная лампа Аладина" Гернет
(реж. Образцов, Ушакова, худ. Тузлуков, Гвоздева, муз. Теплицкого).
1941. "Ночь перед Рождеством" Сперанского (по Гоголю; реж. Образцов,
Громов, Сперанский, худ. Мюллер, Терехова" муз. Кочетова).
1943. "Король-Олень" Гоцци (сценич. редакция Сперанского; реж.
Образцов и Громов, худ. Тузлуков, муз. Александровой).
1945. "Весёлые медвежата" Поливановой (реж. Образцов, Мелиссарато,
худ. Терехова, Солнцев, муз. Теплицкого),
"Маугли" Гернет (по Киплингу; реж. Образцов, Громов, Самодур, худ.
Тузлуков и Андриевич, муз. Теплиц-кого).
1946. "Обыкновенный концерт" Образцова, А. Бонди, Гердта, Типота
(реж. Образцов, Самодур, худ. Андриевич, Терехова, муз. Теплицкого),
"Золушка" Габбе (реж. Громов, Мелиссарато, худ. Терехова, муз.
Кочетова).
1947. "Кошкин дом" Маршака (реж. Образцов, Самодур, худ. Андриевич,
муз. Александровой), "От южных гор до северных морей" Сперанского (реж.
Образцов, Самодур, худ. Тузлуков, Андриевич, Терехова, муз. Теплицкого,
Кочетова).
1948. "Заяц и Кот" Ландау (реж. Образцов, Соловьёва, худ. Андриевич,
муз. Теплицкого), "Краса ненаглядная" Сперанского (реж. Образцов,
Громов, Липман, худ. Тузлуков, муз. Александровой), "Под шорох твоих
ресниц" Сперанского (реж. Образцов, Сперанский, худ. Андриевич, муз.
Цфасмана).
1949. "Сармико" Шнейдера (реж. Образцов и Казьмина, худ. Тузлуков,
муз. Теплицкого), "Лесные артисты" Гернет (реж. Образцов, худ.
Андриевич, муз. Александровой).
1950. "2:0 в нашу пользу" Полякова (реж. Образцов, Самодур, худ.
Тузлуков, муз. Теплицкого), "Сундук сказок" Ландау, Андриевича (реж.
Андриевич, Щербаков, худ. Андриевич, муз. Александровой).
1951. "Илья Муромец, крестьянский сын" Курдюмова (реж. Образцов,
Самодур, худ. Тузлуков, муз. Александровой).
1952. "Любит... не любит..." Полякова (реж. Образцов, Сперанский,
худ. Андриевич, муз. Александровой), "Снегур-кина школа" Ландау (реж.
Образцов, Мэй, Дивов, Меньшова, худ. Терехова, муз. Теплицкого).
1953. "Чёртова мельница" Дрды и Штока (реж. Образцов, Самодур, худ.
Тузлуков, муз. Богословского), "Буратино" Борисовой (по А. Толстому,
реж. Мэй, Сперанский, худ. Андриевич, Терехова, муз. Александровой).
1954. "Дело о разводе" Сперанского (реж. Образцов, Мэй, Самодур, худ.
Тузлуков, муз. Теплицкого).
1955. "Конёк-Горбунок" Курдюмова (по Ершову; реж. Образцов, Самодур,
худ. Андреевич,-муз. Богословского).
1956. "Дочь-невеста" Барто (реж. Образцов, Самодур, Кусов, худ.
Андриевич, муз. Теплицкого).
1957. "Гасан, искатель счастья" Сперанского (реж. Образцов, Самодур,
худ. Тузлуков, муз. Б. Чайковского).
1958. "Мой, только мой!" Тузлукова (реж. Образцов, Самодур, Кусов,
худ. Тузлуков, муз. Шахова), "Сказка о потерянном времени" Шварца (реж.
Образцов, Аблынин, Гжельский. худ. Андриевич, Маркович, муз.
Александровой).
1959. "Соломенная шляпка" Лабиша (сценич. редакция Эрдмана; реж.
Образцов, Синельникова, Гжельский, худ. Тузлуков, муз. Фрида), "Вот так
ёжик!" ("Необыкновенное состязание" и "Гусёнок") Сперанского, Гернет,
Гуревич (реж. Образцов, Самодур, Аблынин, худ. Андриевич, муз.
Александровой, Теллицкого).
1960. "Царевна-Лягушка" Гернет (реж. Образцов, Аблынин. Мелиссарато,
худ. Тузлуков, муз. Фрида).
1961. "Божественная комедия" Штока (реж. Образцов, Самодур, Кусов,
худ. Тузлуков, муз. Богословского), "Мистер Твистер" и "Петрушка
иностранец" Маршака (реж. Образцов, Аблынин, Кусов, худ. Шенхоф, муз.
Солина).
1962. "В гостях у Чуковского" (по сказкам Чуковского:
"Телефон", "Тараканище", "Мойдодыр" и "Бармалей", сценарий и текст
интермедий Образцова; реж. Образцов, Самодур, ассистент реж. Майорова,
худ. Шенхоф, муз. Шахова).
1964. "И-го-го!" Сперанского (реж. Образцов, Синельникова, худ.
Тузлуков).
1965. "Тигрик-Петрик" Гернет (по Янушевской и Виль-ковскому; реж.
Образцов, Попрыкин, худ. Андриевич, муз. Ягодина).
Лит.: Смирнова Н., Советский театр кукол, М., 1963; Музей театральных
кукол [М., 1962]; Сперанский Е.,Актёр театра кукол, М., 1965; "Театр.
жизнь", 1962, .\о 7, с. 20-21, 8, с. 29-31; "Театр" 1956 ј 10 с. 188;
"Театр", 1956, ј 8, с. 180-81. Я. См.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ АРМИЙ
(ЦТСА) - рус. сов. театр. До 1951 наз. Центр, т-ром Красной Армии
(ЦТКА). Организован в 1929 по инициативе Политуправления РККА для
обслуживания бойцов и командиров Красной Армии. Первоначально состоял из
четырёх коллективов: драматич. труппы, т-ра малых форм, Ансамбля
красноармейской песни и Кукольного т-ра. К началу третьего сезона
драматический т-р и т-р малых форм слились, отделились Кукольный театр и
Ансамбль красноармейской песни.
1929-32 были периодом поисков репертуара, установления связи с
авторами. Каждое лето коллектив ЦТКА выезжал в лагеря, спектакли
игрались в красноармейских частях, гарнизонах, актёры и режиссёры вели
здесь работу инструкторов красноармейских драматич. кружков, живых
газет. Первый спектакль
ЦТКА - театр. обозрение "КВЖД" (1929, реж. В. Ф. Фёдоров). Затем т-р
поставил "Первую Конную" Вишневского (1930, реж. П. И. Ильин). Этот
спектакль явился началом творч. пути т-ра. О перестройке Красной Армии в
мирное время, о формировании сов. командира нового типа рассказывали
спектакли "Меж-дубурье" Кудрина (1930, реж. Л. М. Прозоровский и Б. И.
Никольский), "Военком" Овчины-Овчаренко (1932, реж. В. Б. Вильнер). В
эти годы в т-р пришли талантливые актёры: А. Е. Хохлов, В. С.
Благо-образов, Д. И. Ильченко, Л. С. Полевая и др. Но на протяжении
первых трёх сезонов в ЦТКА не было постоянного руководства, спектакли
ставили режиссёры разл. школ и направлений - В. Б. Внльнер, Л. М.
Прозоровский, В. М. Бебутов и др. В спектаклях этих лет жизнь Красной
Армии часто изображалась поверхностно. Поворотный этап в работе т-ра
наступил с приходом Ю. А. Завадского сначала в качестве постановщика
пьесы "Мстислав Удалой" Прута (1932), затем в качестве гл. режиссёра
т-ра (1932-35). В 1932-33 в труппу вступили Д. В. Зерка-лова, Ф. Г.
Раневская, П. И. Герага, А. М. Петров, М. Н. Перцовский, А. П.
Хованский. Завадский проводил большую работу с актёрами, добивался в
спектаклях художеств. правды и выразительной сценич. формы. Началом
нового периода в истории т-ра стал спектакль "Мстислав Удалой", к-рый
психологически углублённо и поэтически вдохновенно рассказывал о подвиге
защитников бронепоезда. За ним последовал романтически приподнятый,
героич. спектакль "Гибель эскадры" (1934, реж. Завадский и Е. А.
Брилль). Значит, событием в жизни т-ра стал спектакль "Бойцы" Ромашова
(1934, реж. И. М. Тол-чанов).
Наиболее плодотворный период в истории т-ра связан с деятельностью
реж. А. Д. Попова (гл. реж. т-ра в 1935-60). "ЦТКА не только театр для
Красной Армии, но и театр о Красной Армии",- заявлял А. Д. Попов.
Репертуар т-ра включал пьесы на совр. воен. темы, военно-исто рич.
пьесы, посв. защите Родины, пьесы о жизни сов. народа, лучшие произв.
отечеств, и мировой классич. драматургии. Складывалась склонность т-ра к
эпич., народно-героич. спектаклям. Режиссура стремилась выражать мысли
автора, заложенные в драматич. произв., через реалистич. сценич.
характеры, большое внимание уделялось актёрскому исполнению. Т-р
укреплял связи со своим основным, армейским зрителем, регулярно выезжал
на гастроли (в 1937-38-на Дальний Восток). В 1939 т-р, игравший в
концертном зале Центр, дома Красной Армии, получил новое, специально
построенное, монументальное здание (арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев,
внутр. оформление художников А. К. Дейнеки, В. А. Фаворского и др.). К
концу 30-х гг. в труппу пришли выпускники Студии при ЦТКА'-Т. П.
Алексеева, А. А. Петров, А.А.Попов, Н. А. Сазонова и др.
Из непосредств. наблюдений над жизнью пограничников родился спектакль
"Падь Серебряная" Погодина (1939). В 1938 был поставлен псторич.
спектакль "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (193, реж. А. Д.
Попов) - эпич. сценич. полотно, запечатлевшее подвиг рус. солдат. В
числе лучших интерпретаций Шекспира в сов. т-ре-спектакль "Укрощение
строптивой" (1937, реж. А. Д. Попов; Катарина - Добржанская, Петруччио -
Пестовский), ярко раскрывший народность и гуманизм комедии.
В годы войны фронтовые группы т-ра систематически выезжали в
действующую армию. Основной состав ЦТКА был эвакуирован в Свердловск. В
ряде спектаклей т-ра военных лет получили отражение подвиги бойцов и
командиров, партизан - "Крылатое племя" Первенцева (1941), "Фронт"
(1942); "Бессмертный"
Арбузова и А. Гладкова (1943) и др. Мужество защитников города-героя
показал спектакль "Сталинградцы" Чепурипа (1944). Реж. А. Д. Попов и
худ. Н. А. Шифрин воссоздали воен. обстановку правдиво, с многообразием
деталей. Главным героем спектакля стал народ, идущий к победе через
тяжёлые испытания войны. Музыкально-комедийный спектакль "Давным-давно"
А. К. Гладкова (1942) романтически приподнято, с лирич.волнением
рассказывал о героине Отечественной войны 1812 (Шура Азарова -
Добржанская). Спектакли, осуществлённые А. Д. Поповым совм. с худ. Н. А.
Шифриным ("Падь Серебряная", "Сталинградцы", "Укрощение строптивой" и
др.), отличались поэтич. воссозданием картин природы, стремлением к
жизненной достоверности, масштабными и театрально-выразительными
образами.
В 40-е гг. пришли новые актёры - В. Н. Ратомский, В. М. Зельдин, Б.
А. Ситко, Л. И. Касаткина, Д. Л. Сагал, Н. Г. Колофидин, В. Я.
Капустина, В. Б. Сошальскип, Л. М. Фетисова, В. Н. Попова и др. В разные
годы в ЦТСА работали режиссёры А. 3. Окун-чиков и Д. В. Тункель, выросли
молодые режиссёры, ученики А. Д. Попова - Б. А. Львов-Анохин и А. Б.
Шатрин. /
В 50-е гг. т-р продолжил работу над эпич., народно-героич.
спектаклями о мирном труде сов. людей, о героич. прошлом. Труд - это
творчество- основная мысль спектакля "Степь широкая" Винникова (1949,
реж. А. Д. Попов и А. 3. Окунчиков); в духе нар. драмы пост. спектакль
"Поднятая целина" по Шолохову (197, р,е.ж. А. Д. Попов и А. Б. Шатрин).
Большое внимание уделяется в этих спектаклях живописным, жизненно
убедительным и эмоциональным нар. сценам.
Среди современных спектаклей, осуществлённых в ЦТСА в 50-х гг.,
"Фабричная девчонка" Володина (1957, реж. Львов-Анохин; Женька -
Фетисова), романтич. драма "Барабанщица" Салынского (1959, реж.
Окунчиков; Нила Снижко - Фетисова), "Крепость над Бугом" Смирнова (1956,
реж. Тункель), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1956, реж. Львов-Анохин),
"Последняя остановка" Ремарка (1957, реж. Окунчиков), "Люди, которых я
видел" Смирнова (1958, реж. Шатрин), "Светлый май", "Добряки" Л. Зорина
(оба в 1958, реж. Тункель). Глубоким сочувствием к судьбам простых людей
Италии проникнут психологически углублённый спектакль "Моя семья" Де
Филиппе (1957, реж. Шатрин).
Значит, место в театр. жизни Москвы занимают пост. классической
драматургии. Более двадцати лет идёт на сцене т-ра комедийный спектакль
"Учитель танцев" Лопе де Вега (1946, реж. В. С. Канцель; в гл. роли -
Зельдин). Неоднократно возобновлялся с новым составом спектакль
"Укрощение строптивой" (Катарина-Касаткина, Петруччио- А. А. Попов). К
лучшим работам А. Д. Попова относится спектакль "Ревизор" (1951,
Хлестаков - А. А. Попов). В 60-е гг. пост. спектакль "Яков Богомолов"
Горького (1962, реж. Б. В. Эрин), с поэтич. вдохновением раскрывший тему
труда, облагораживаю-цего и возвышающего человека, (Яков Богомолов- А.
А. Попов). Новую оригинальную интерпретацию получил спектакль "Вишнёвый
сад" (1965, реж. М. О. Кнебель; Раневская - Добржанская).
В 60-е гг. на сцене т-ра пост.: "Океан" Штейна (1961, реж. А. А.
Дунаев), "Объяснение в ненависти" Штока (1964, реж. Тункель), "Камешки
на ладони" Салынского (1965, реж. А. А. Попов), "Господин Пун-тила и его
слуга Матти" Брехта (1965, реж. X. Хаве-ман), "Смерть Иоанна Грозного"
А. К. Толстого (1966, реж. Л. Е. Хейфец) и др. После смерти А. Д. Попова
гл. реж. т-ра в 1961-63 был А. А. Дунаев, с 1963 - нар. арт. СССР А. А.
Попов.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Л. И. Добржанская, нар. арт.
РСФСР В. С. Благообразов, А. П. Богданова, В. М. Зельдин, Н. Г.
Колофидин, М. М. Майоров, Д. Л. Сагал, А. М. Ходурский; засл. арт.
РСФСР- Т. П. Алексеева, П. И. Вишняков, Н. И. Гарин, В. Я. Капустина, Л.
И. Касаткина, А. А. Петров, М. Ф. Пастухова, В. А. Попова, Р. Г.
Ракитин, Н. А. Сазонова, Б. А. Ситко, И. А. Солдатова и др. Режиссёр-Л.
Е. Хейфец, гл. художник-засл. деят. иск-в Груз. ССР И. Г. Сумбаташвили.
Спектакли ЦТСА идут на двух сценич. площадках: в зрит. зале большой
сцены (1841 место) и зрит. зале малой сцены (471 место).
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1929. "КВЖД" Алымова (Фёдоров).
1930. "Первая Конная" Вишневского (Ильин), "Махновцы" Волькенштейна
(В. М. Бебутов), "Междубурье" Курдина (Прозоровский, Никольский).
1931. "Удар в степь" Алексеева (Волков), "Компромисс Наиб-хана" Вс.
Иванова (Вильнер).
1932. "Военком" Овчина-Овчаренко (Вильнер), "Мирное время" Урина
(Оленин), "Мстислав Удалой" Прута (Завадский).
1933. "Шутники" Островского (Брилль), "Испытание" Давурина (Брилль),
"Чужой ребёнок" Шкваркина (Петров).
1934. "Бойцы" Ромашова (Толчанов), "Гибель эскадры" (Завадский,
Брилль).
1935. "Я вас люблю" Прута (Типот), "Восточный батальон" бр. Тур и
Прута (Лобанов), "Последняя жертва" (В. Сахновский), "Мещане"
(Телешова).
1936. "Господа офицеры" по Куприну Голичникова и По-паригопуло
(Телешева, Брилль), "Слава" Гусева (А. П. Гле-ков, В. П. Пильдон),
"Васса Железнова" (Е. С. Телешева), "Год 19-й" Прута (А. Д. Попов,
Типот).
1937. "Большой день" Киршона (Телешова), "Волки и овцы" (А. Лобанов),
"Банкир" Корнейчука (А.Д. Попов, Глеков), "Укрощение строптивой" (А. Д.
Попов).
1938. "Голуби мира" Вс. Иванова (Пильдон, Тункель).
1939. "Падь Серебряная" Погодина (А. Д. Попов), "Артиллеристы" Прута
(В. Пильдон, П. Константинов), "Полководец Суворов" Бахтерева,
Разумовского (А. Д. Попов), "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (Благообразов,
Шапс).
1940. "Дело" Сухово-Кобылина (А. Д. Попов), "Учитель" Герасимова
(Пильдон, Ворошилов под рук. Попова).
1941. "Пархоменко" Вс. Иванова (Пильдон, Шапс), "Сон в летнюю ночь"
Шекспира (А. Д. Попов), "Ночь ошибок" Гольдсмита (Ворошилов), "Крылатое
племя" Первенцева (А. Д. Попов, Пильдон).