<< Пред. стр. 847 (из 913) След. >>
деятельность начал в 1874 как муз. и театр. критик. В том же году подпсевд. Говоров написал свою первую пьесу ("Благодетель"; позднее
переработана в пьесу "Борцы", 1897). Наибольшим успехом пользовались
пьесы Ч. "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония" (1890), "Похмелье"
(1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893), "Боязнь
жизни" (1895), "Борцы" (1897), к-рые ставились в Малом, Александрийском
и др. т-рах. Знание музыки и законов драматургии предопределило успех Ч.
как оперного либреттиста. Ему принадлежат либретто опер: "Пиковая дама"
(1890) и "Иоланта" (1891) Чайковского, "Дубровский" Направника (1895),
"Ледяной дом" Корещенко (1900), "Наль и Дамаянти" Аренского (1904),
"Франческа да Римини" Рахманинова (1904) и др. Ч.- автор капитальной
биографии П. И. Чайковского, инициатор создания Дома-музея П. И.
Чайковского в Клину.
Соч.: Драматические сочинения, т. 1, М., 1900; Жизнь Петра Ильича
Чайковского, т. 1-3, М.- Лейпциг, 1901- 1902 (т. 1, 2 изд., М., 1903).
Лит.: Яковлев В. В., М. И. Чайковский - автор оперных текстов.
Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964, с. 417-81. В. Ю.
ЧАЙКОВСКИЙ, Пётр Ильич [25.1У(7.У).1840 -' 25.Х(6.Х1).1893] - рус.
композитор. Окончил Пе- терб. уч-ще правоведения (1859), в 1861 поступил
в классы Петерб. отделения Рус. муз. об-ва. В 1862-65 прошел курс
композиции у Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна в Петерб. консерватории.
Ч.- один из крупнейших представителей реалистич. иск-ва. Вместе с
ведущими композиторами "Могучей кучки" вошёл в плеяду рус. муз.
классиков - продолжателей глинкинских традиций. Творчество Ч. выросло на
почве демократич. обществ, движения 60-х гг. 19 в. Осн. тема творчества
Ч. -конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к
счастью с жестокой действительностью. Это столкновение нередко получает
в произв. Ч. трагич. исход. Вместе с тем музыка Ч. полна активного
жизнеутверждения.
Композитор тяготел к т-ру, считая его иск-вом широкого, массового
воздействия, поэтому муз.-сце-нич. произв. Ч., прежде всего оперы,
занимают большое место в его многогранном творчестве. В статьях и
письмах Ч. сформулированы основы реа' листич. оперной эстетики. Ее
исходный пункт - убеждённость в демократии, природе оперы как жанра,
делающего музыку "...достоянием не только отдельных маленьких кружков,
но при благоприятных условиях- всего народа" (Переписка с Н. Ф.
фон-Мекк, т. 3, 1936, с. 381). Отсюда - постоянная забота Ч. о мело-дич.
рельефности вок. партий, широте и ясности муз. письма, сочетающегося со
сквозной симфонизацией партитуры. Между оперным и симфоническим
творчеством Ч. существует глубокая взаимосвязь. Важнейшее качество
оперного стиля Ч.- симфонизм, непрерывность развития муз. образов в
сочетании с законченностью оперных форм. Исходя из глин-кинских
традиций, Ч. гибко и своеобразно применяет в своих операх лейтмотивные
характеристики, связанные со сквозным развитием действия. Ч. использовал
все виды оперных форм - от куплетов до сложно построенных сцен, создал
выразительную драматургию оркестровых тембров. Яркость и демократичность
муз. языка опер Ч. основана на интонационном строе рус. нар. песни и
гор. романса. Решая труднейшую задачу воплощения духовного мира своего
современника, Ч. выбирал героев со сложными, нередко противоречивыми
характерами. В историю рус. и мирового оперного иск-ва Ч. вошел как
создатель высочайших образцов лирико-психологич. муз. драмы. Он
трактовал этот жанр с реалистич. широтой и образной конкретностью,
достигая больших социальных обобщений.
В первой из своих 10 опер - "Воеводе", Ч. обратился ко. п. А. Н.
Островского. После пост. "Воеводы" (1869, Большой т-р), не
удовлетворённый драматургией оперы, композитор сжёг партитуру, а музыку
частично использовал в "Опричнике", "Лебедином озере", увертюре "1812
год". Партитура лирико-фан-тастич. оперы "Ундина" (соч. 1869) по одноим.
поэме де Ламотт-Фуке была тоже уничтожена Ч. Композитор воспользовался
её фрагментами в музыке к "Снегурочке" А. Н. Островского, во 2-й
симфонии и "Лебедином озере". Третья опера Ч.- "Опричник" (1874,
Мариинский т-"р, по одноим. трагедии И. М. Лажечникова) отразила интерес
передовых деятелей рус. культуры к историч. прошлому народа. В ней
воплощены сложные драматич. характеры, достигнута напряжённая динамика
действия, появились элементы сквозной симфонизации. Опера "Кузнец
Вакула" (1876, Мариинский т-р, Петербург, 1-я пр. на конкурсе Гл.
дирекции Рус. муз. об-ва) - образец нового лирико-комич. жанра (вместе с
"Сорочинской ярмаркой" Мусоргского и "Майской ночью"
Рцм-ского-Корсакова). В партитуре этой оперы усиливается стремление к
единству муз.-тематич. материала и его детальной симфонич. разработке,
значение речитативного начала. "Стиль "В акулы" не оперный, а
симфонический и даже камерный" - писал Ч. (там же, т. 2, 1936, с. 232).
В 1885 Ч. создал новую редакцию оперы под. назв. "Черевички" (1887,
Большой т-р).
Оперу "Евгений Онегин" (1879, ученич. спектакль Моск. консерватории,
в помещении Малого т-ра) Ч. назвал "лирич. сценами". Композитор создал
произв., характеризующееся непрерывно развивающимся лп-рико-психологич.
действием, верностью и искренностью раскрытия душевных состояний
действующих лиц. Проникновенная лирич. музыка Ч. достигает в узловых
моментах действия большой драматич. силы. Осуществив в "Евгении Онегине"
свой идеал "интимной, но сильной" лирич. муз. драмы, Ч. обратился к
созданию трагедийной оперы. В "Орлеанской деве" (1881, Мариинский т-р)
Ч. исходил из нек-рых традиций жанра европ. "большой оперы", но во
многом их переосмыслил. Он многогранно обрисовал героиню оперы - Иоанну,
уделив большое внимание лирико-психологич. характеристике образа. В
"Мазепе" (1884, Большой т-р; Мариинский т-р) острое столкновение
характеров тесно сплетается с отображением историч. событий. Большое
место в опере занимают нар. сцены, сочетающие рус. и укр. нац. колорит.
Нар. начало с особой силой проявилось в "Чародейке" (1887, Мариинский
т-р), бытовой нар. сюжет к-рой поднят до уровня трагедии. "Чародейка"
подготовила рождение оперы "Пиковая дама" (1890, Марипн-ский т-р) -
вершины оперного творчества Ч. Сохранив обличительную остроту повести
Пушкина, Ч. переосмыслил образ гл. героя, придал Герману черты,
сближающие его с представителями рус. интеллигенции 80-х гг. 19 в.
Трагедийная драматургия получила в "Пиковой даме" полное и
последовательное муз. воплощение. Осн. противоборствующие темы оперы -
любовь Германа к Лизе и его роковое стремление овладеть тайной трёх карт
- обобщены в лейтмотивах, проходящих через всю партитуру оперы. Их
развитие и' взаимодействие придаёт опере особое художеств. единство.
Поединок человека и судьбы приобретает в "Пиковой даме" философскую
обобщённость, свойственную поздним произв. Ч. (в особенности 6-й
симфонии). Последняя опера Ч.- "Иоланта" (1891, Мариинский т-р) -
жизнеутверждающая лирич. поэма, прославляющая стремление человека к
свету и счастью.
Ч. стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он определил новые
пути развития этого жанра, сделав осн. компонентом балетного спектакля
симфонически насыщенную партитуру. Ч. наполнил новым драматич.
содержанием классич. и характерные танцы, пантомиму, нашёл оригинальные
приёмы .их сочетания и объединения. Музыку балетов Ч. пронизывает
широкая рус. распевность. Особой мелодич. щедростью и пластикой
отличаются вальсы и дуэтные адажио - средоточие светлой романтич.
лирики. Сюжеты балетов, взятые из зап.-европ. фольклора, послужили
Ч. канвой для создания поэм о больших человеческих чувствах.
Жизнеутверждающее начало, богатство образно-муз. содержания и яркая
театральность обусловили огромную популярность балетного наследия Ч. В
балете "Лебединое озеро" (1877, Большой т-р) Ч. передал красоту и силу
чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет "Спящая красавицам
(1890, Мариинский т-р) отличается мощным симф. развитием, динамикой,
острой образной характерностью. Симф. "стержень" партитуры этого балета
- противоборство контрастных тем - добра и зла. По отточенности
мастерства, симф. динамизму, остроте тембровых характеристик близок
поздним операм и симфониям Ч. балет "Щелкунчика (1890, Мариинский т-р).
Оперы и балеты Ч. обошли сцены всего мира. Они сыграли решающую роль
для развития рус. муз. т-ра, стали любимейшими произв. широких слоев
слушателей и занимают одно из ведущих мест в репертуаре сов. т-ров.
Среди выдающихся исполнителей гл. партий в операх и балетах Ч. в рус.
дореволюц. и сов. т-рах: Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев
(Ленский); А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Е. Д. Кругликова, Г. В.
Жуковская (Татьяна);
П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Грызунов, П. М. Норцов (Онегин);
Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов, В. П. Дамаев, Н. С. Ханаев, Н. К.
Печковский, Г. М. Нэлепп (Герман); М. А. Дейша-Сионицкая, К. Г.
Держинская (Лиза); Г. С. Уланова, М. Т. Семёнова, О. В. Лепешинская, Н.
М. Дудинская, М. М. Плисецкая (Одетта-Одиллия, Аврора, Маша) и др. Среди
др. соч. Ч. для т-ра: музыка к "Снегурочке" А. Н. Островского (1873,
Большой т-р), "Гамлету" (1891, петерб. Михайловский т-р) и др.
Ч. участвовал в создании либретто всех своих опер; выступал в
качестве муз. рецензента моек. газ.-"Современная летопись" и "Русские
ведомости" (1871-76); многие из его статей посв. муз. т-ру. Вёл
педагогич. работу в Моск. консерватории (в 1866-77 - профессор). Был
одним из директоров Моск. отделения Рус. муз. об-ва (1885). Почётный
доктор Кембриджского ун-та (1893). С 1887 выступал в качестве оперного и
симф. дирижёра в России, а также во мн. городах Европы и Америки.
Соч.: Литературные произведения и переписка, Полн. собр. соч., т. 2,
М., 1953.
Лит.: Чайковский М., Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. 1-3,
M,-Лейпциг, 1901-1903, 2 изд., т. 1, 1903; Л а р о ш Г. А., Собрание
музыкально-критических статей, т. 2. ч. l. M., 1922; Чайковский и театр.
М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене, M.-Л., 1940; Богдане в-Б
ерезовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940;
П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова (б.
Мариинский), Л., 1954; Я р у с т о в с к и и Б., Оперная драматургия
Чайковского, M.-Л., 1947; Яковлев Вас., Пушкин и музыка, 2 изд., М.,
1957; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; К а ш к и н Н. Д.,
Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Асафьев Б. В., Избранные
труды, т. 2, М., 1954; С л о н и м с к и и Ю., П. И. Чайковски и
балетный театр его времени, М., 1956;
Протопопов Вл.иТуманина Н., Оперное творчество Чайковского. (Из
истории его произведений), М., 1958; Т у м а н и н а Н. В., Чайковский и
музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству
(1840-1877), М., 1962. В. Бр.
ЧАНГА, Евгений Янович (р. 20.IV.1920) - латыш. сов. балетмейстер.
Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956), засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963).
Чл. Комму-нистич. партии с 1953. В 1940 окончил хореографич. студию при
Латв. т-ре оперы и балета (Рига). В 1946-50 учился на балетмейстерском
ф-те ГНТИСа (Москва). В 1940-46 - солист балетной труппы Латвийского
т-ра оперы и балета, в 1951-61 - балетмейстер этого т-ра. С 1961 - гл.
балетмейстер Т-ра оперы н балета им. Спендиарова (Ереван).
Пост.: "Сакта свободы Скултэ (1950; Гос. пр. СССР, 1951),
"Эсмеральда" (1951), "Золушка" (1953), "Шурале" (1954);
"Корсар" Адана и Пуни (1957), "Стабурадзе" Калныня (1958), "Спартак"
(1959); "Болеро" 'на муз. Равеля (1962), "Три хореографические поэмы" на
муз. Спендиарова, Бабаджаняна и Оганесяна (1965) и др. Ст. М.
ЧАНГАЛОВИЧ (ЧангаловиЬ), Мирослав (р. 3.1V. 1921) - югосл. (сербский)
артист оперы (бас). Пению учился у 3. Зиковой. С 1947 - солист Нац. т-ра
в Белграде. Обладает сильным, красивым по тембру голосом. Все партии
поёт на языке оригинала. Уделяет особое внимание выразительности мимики
и жеста.
Партии: Борис Годунов; Галицкий, Кончак ("Князь Игорь"), Дон -Кихот
(о. п. Массне), Мефистофель ("Фауста.
Ч. гастролировал в Москве (1955), Париже, Милане. Варшаве и др. Алъб.
К., Г. lil {/M.
ЧАН СЯН-ЮЙ (р. 1923) - кит. актриса. Известная исполнительница кит.
традиционного т-ра жанра юйцзюй (провинции Хэнань). Начала учиться
театр. иск-ву с 9 лет, впервые выступила на проф. сцене в 13-летнем
возрасте. До 1949 выступала в маленьких провинциальных городах. После
образования КНР (1949) организовала свой т-р, с к-рым гастролировала во
мн. городах и сёлах страны. Ч. С.-Ю. расширила мелодич. возможности
жанра юйцзюй, используя мелодии муз. драм провинций Шаньси и Шэньси,
фольклорные песни, речитативные монологи пекинской муз. драмы.
Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), БаГг Нян-лян ("История
белой змейки"), Хуа Му-нань ("Хуа Му-лань идёт в поход") и др. С. С.
"ЧАПАЕВ" - пьеса А. Н. Фурмановой и С. Лунина по одноим. повести Д.
А. Фурманова. Соч. 1929. Пост. 21 марта 1930 в Т-ре им. МОСПС (реж.
Винер, худ. Тышлер, комп. Коваль; Чапаев - Крамов, Ванин). Пьесу ставили
мн. т-ры страны, среди них: Калининский т-р (Чапаев - Брянский).
Харьковский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Чапаева Крамов) - оба в
1934, Ульяновский т-р (1935). Куйбышевский т-р, Т-р им. ЛОСПС,
Магнитогорский т-р, Мордовский т-р в Саранске, Саратовский т-р - все в
1936, Смоленский т-р, Кузнецкий т-р, Уфимский рус. т-р - все в 1937,
Архангельский т-р (1938, Чапаев - Г/Белов), Рязанский т-р. Таганрогский
т-р - оба в 1939, Ереванский т-р им. Станиславского и Тульский т-р - оба
в 1940, Кировский т-р, Грозненский рус. т-р - оба в 1941, и мн. др.
т-ры.
Издания: Фурманова А. н Л у н и н С., Чапаев, М.-Л., 1931, М., 1935,
1936. А. Шн.
ЧАПЕК (Capek), Йосеф (23.III.1887 - апр. 1945)- чехословацкий театр.
художник и драматург. Брат Карела Ч. Занимался журналистско-издательской
деятельностью. В 1921-32 оформлял спектакли в Нац. т-ре и Гор. т-ре на
Виноградах (Прага). Совм. с братом написал одноактную комедию "Любви
игра роковая" (1925, Нац. т-р, Брно), затем комедии "Из жизни насекомых"
(1922, там же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). Ч.- автор пьесы
"Страна многих имен" (1923, Гор. т-р на Виноградах), пьесы для детей
"Хороший конец, или Толстый прадедушка, сы-'-щики и разбойники" (1932,
Нац. т-р, Прага). В 1939 был арестован, умер в концлагере.
Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3-пьесы); Пьесы. М., 1959;
Capek K. a Capek J., Hry, Praha, 1959.
Лит.: Havel V., Ptackova V., Josef Capek, Dr;nnn. Divadlo.
Dokumentace. Divadelni ustav, Praha, 1963. Д Сол.
ЧАПЕК (Capek), Карел (9.1.1890, Мале-Свато-нёвице,-25.XII.1938,
Прага) - чехословацкий писатель, драматург и театр. деятель. В 1915
окончил философский ф-т Пражского ун-та. Учился в Берлинском ун-те и в
Сорбонне. Получил степень доктора философских наук. В 1917-38 занимался
журналистикой. Драматургическую деятельность начал в 1910, написав совм.
собратом Йосефом Ч. одноактную комедию "Любви игра роковая" (1925,
Национальный театр. Брно), затем комедии "Из жизни насекомых" (1922, там
же), "Адам-творец" (1927, Нац. т-р, Прага). В 1920 написал
самостоятельно лирич. комедию "Разбойник" (1920, Нац. т-р, Прага).
Широкую известность принесла Ч. пьеса "R. U. R." ("Россмусовские
универсальные роботы"), премьера к-рой состоялась в 1921 в Нац. т-ре, в
Праге (позднее была пост. в т-рах Англии, Австрии, Аргентины, Германии,
Италии, США, Франции, Югославии). В СССР пост. в 1924 в Ленинграде в
Передвижном т-ре. По мотивам пьесы "R.U.R." А. Н. Толстой написал пьесу
"Бунт машин". В 1921 Ч. работал зав. лит. частью Гор. т-ра на
Виногра-дах (Прага). В 1922 написал пьесу "Средство Макро-пулоса", к-рую
сам поставил в Гор. т-ре на Вино-градах.
В первый период своей драматургич. деятельности (до 1927),Ч. решает
проблему смысла жизни, судеб человечества и человеческой цивилизации,
противоречий общественного бытия, стихийности развития, занимается
исследованием природы человеческой личности порой в отрыве от историч. и
социальных процессов. Второй период (1927-38) связан с активной борьбой
Ч. против наступающего фашизма. К этому периоду относятся его пьесы
"Белая болезнь" (1937, Нац. т-р, Прага), "Мать" (1938, там же),
призывавшие к объединению прогрессивных сил против фашизма и войны. Обе
пьесы были пост. в т-рах мн. стран мира. Пьесы Ч. зачастую имеют
научно-фантастич. основу, сочетают элементы жанра философской драмы и
социальной утопии (Ч. впервые создал символич. образ робота).
Пьесы Ч. ставились в т-рах Сов. Союза: "Средство Макропулоса" -
Свердловский т-р (1939) и Центр. т-р Сов. Армии, Москва (1957); "Мать" -
Свердловский т-р, т-р "Красный факел", Одесский т-р (все в 1939);
Ленингр. т-р им. Пушкина (1940), Моск. драм. т-р (1963), Т-р им.
Шевченко, Киев (1964), Т-р им. Марджанишвили (1965).
Соч.: Собр. соч. в 5 тт., М., 1958 (т. 3 - пьесы); Пьесы, М., 1959
(см. ст. Л. Солнцевой).
Лит.: Ш е в ч у к В. И., Антифашистськ! твори. Карел Чапек, К., 1958;
Волков А. Р., Трагедия К. Чапека "Белая болезнь", в кн.: Критический
реализм в литературах западных и южных славян, М., 1965, с. 277-300; J a
n a s-7 е k-1 vanickova Н., Karel Capek czyli dramat, Warsz., 1962;
Matuska A., Clovek proti skaze. Pokus o Karela Capka, [Bratislava],
1963; Klimal., Karel Capek, 2 vyd., Praha, 1965. Д. Сол.
ЧАПЛЫГИН, Николай Николаевич (26.XI.1904- 31. X. 1953) - рус. сов.
актёр. Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1923
поступил в театр. школу при Камерном т-ре и, ещё будучи студийцем, в
1925 был зачислен в труппу т-ра. Игра Ч. отличалась чёткостью внешнего
рисунка, пластичностью и остротой формы, неожиданностью кон-грастов.
Роли: Морис Саксонский ("Адриенна Лекуврёр" Скриба и Легуве), Алексей
("Оптимистическая трагедия"). Ведущий ["Линия огня" Никитина), Ибен
("Любовь под вязами" УНила), художник Рис (оперетта "Сирокко", муз.
Половин-кина), Герш ("Дума о Британке" Яновского), Перико ("Аль-касар"
Мдивани), Комиссар ("У стен Ленинграда" Вишнев-кого), разведчик Федотов
("Подвиг остаётся неизвестным" Маклярского).
Одновременно с образами романтич. героев Ч. создавал точные, скупые,
как маски, образы, концентрированно выражающие злое начало. Роли: Гарри
Po "Машиналь" Тредуэлл), Родольф ("Мадам Бовари" то Флоберу), Руммель
("Пока не остановится сердце" Паустовского). В 1940-51 был директором
т-ра. Я. Вел.
ЧАПМЕН (Chapman), Джордж [1558(?)-12.V.1634, Лондон] - англ.
драматург и поэт. Учился в Оксфорде и Кембридже. Был одним из лучших
знатоков античной лит-ры (перевёл на англ. яз. "Илиаду" и "Одиссею").
Драматургич. деятельность начал в 90-х гг., шсал пьесы для трупп
актёров-мальчиков и для ан-'репренёра Ф. Хенсло. Первые пьесы Ч.комедия
"Слепой нищий из Александрии" (1596, т-р "Роза", Лондон), "Все в
дураках" (1599, Труппа актёров-мальчиков), "День весёлых юморов" (1599,
Труппа лорда-адмирала), "Эй, на Восток!" (совм. с Б. Джонсоном, Дж.
Марстоном, изд. 1605), "Джентльмен-слуга" (изд. 1606), "Мсье д'0лив"
(изд. 1606), "Майский праздник" (1600). Сюжеты трёх пьес, составляющих
т. н. "франц. трагедию", построены на пересказе по-литич. событий,
связанных с интригами франц. двора ("Бюсси д'Амбуаз", ок. 1604, "Месть
за Бюсси д'Ам-буаза", 1610, "Заговор и трагедия Шарля, герцога Бирона",
изд. 1608, 1-я и 2-я части), принадлежат к числу лучших трагедий англ.
Возрождения. Ч.-также а'втор пьес "Вдовьи слезы" (1605, изд. 1612),
"Цезарь и Помпеи" (изд. 1631). Трагедии Ч. проникнуты ан-тидеспотич.
мотивами. В них осуждается жестокость придворных нравов. Сохраняя
верность гуманистич. идеалам эпохи Возрождения, Ч. вместе с тем отражает
неустойчивость обществ, отношений. В характере его героев часто
преобладает какая-либо странность. Автор вкладывает в их уста
глубокомысленные сентенции. Сторонник стоицизма, Ч. наделяет нек-рые
персонажи способностью сохранять душевное равновесие в любых
обстоятельствах. Др. его герои - люди страсти, неспособные противостоять
искушениям,- напоминают титанич. персонажи Мар-ло. В комедиях Ч.