<< Пред. стр. 851 (из 913) След. >>
"Иркутская история" Арбузова (1960).В,т-ре были пост. произв. классич. драматургии: "Украденное счастье"
Франко (1932), "Житейское море" Карпенко-Карого (1945), "Талан"
Старицкого (1952), "Пока солнце взойдет - роса очи выесть (1958),
"Титаривна" (1961) Кро-пивницкого, "Доходное место" (1947), "Гроза"
(1953), "Егор Булычев и другие" (1946), "Горе от ума" (1950); "Испанцы"
Лермонтова (1964), "Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Тевье-молочник" по
Шолом-Алейхему (1956), "Мачеха" Бальзака (1945), "Виндзорские
проказницы" (1947), "Отелло" (1949), "Коварство и любовь" (1948);
"Ан/кело" Гюго (1953), "Уриэль Акоста" Гуцкова (1960), "Мамаша Кураж и
её дети" Брехта (1965).
Значит, место в репертуаре т-ра занимают пьесы из жизни Буковины.
Здесь были пост. инсценировки повестей Кобылянской "Земля" (1947), "В
воскресенье рано зелье собирала" (1955), "Волчица" (1963), "Днестровские
кручи" Ананьева по рассказам Ю. Федь-ковича (1959), историч. драма
"Лукьян Кобылица" Балковенко и Мизюна (1955), спектакли, посв. Отечеств.
войне: "Я верю!" Акименко и Андриевич
(1958), "Пламенные сердца" Снигура (1958); спектакли о совр. жизни
Буковины: "Весенний поток" (1949) и "Ярослава" (1953) Прокопенко, "Леся"
Андриевич
(1959), "Дочь ветра" Зубаря (1962).
В 1943-48 т-р возглавлял нар. арт. СССР В. С. Ва-силько, в 1948-64 -
нар. арт. УССР Б. А. Борин. Много лет в т-ре работали нар. арт. УССР В.
К. Со-кирко, Ю. А. Величко, засл. арт. УССР М. Д. Киселёва, Р. Б.
Раисова, П. Я. Столяренко-Муратов, композитор засл. арт. УССР Б. В.
Крижановский. В труппе т-ра (1967): нар. арт. УССР П. Г. Михневич, А. Я.
Янушевич; засл. арт. УССР А. Н. Ананьев, В. В. Безполетова, В. А.
Жихарский, В. И. Зимняя, Ю. С. Козаковский. Гл. реж.-засл. арт. УССР К.
Г. Артеменко, реж.- Е. Б. Золотова, А. Г. Литвинчук. Гл. худ.-засл.
деят. иск-в УССР А. С. Плаксий. Р. П.
ЧЕРНУТОВ, Борис Булгатанович (р. 15.XII. 1919) - бурят, сов.
художник. Нар. художник Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1943. Ещё подростком в 1936 поступил учеником художника в Бурятский
драм. т-р, затем стал художником и гл. художником этого т-ра. Ч.
выразительно передаёт быт, колорит эпохи, стиль автора, строго и точно
отбирает детали. Среди его лучших работ: "Гроза" (1945, 1950), "Слуга
двух господ" (1953), "Враги" (1955); "На той стороне" Барянова (1955),
"Кремлёвские куранты" (1957). В пост. бурят, пьес воссоздаёт поэзию
родного края, улусный быт дореволюц. Бурятии: "Кнут Тайши" Намсараева
(1945, 1950), "Хитрый Будамшу" Шагжина (1954), "Сэсэгмаа" Туму-нова
(1957). Жизнь нового совр. бурят, села и города показывают спектакли:
"Ровесники" Пурбуева (1958), "Первый год" (1956) и "Совесть" (1960)
Шагжина, "Семья Базара" Халматова (1965).
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР. Сборник, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный
бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), (Улан-Удэ 1962]- Вал. Н.
ЧЕРНЫШ‚В, Иван Егорович [псевд.- Иван Егоров; 20. VI (2. VII).1834 -
16(28). XI. 1863] --рус. драматург и актёр. По окончании Петерб. театр.
уч-ща (учился у П. И. Григорьева) выступал в провинции; с 1856 в
Александрийском т-ре (играл второстепенные роли). В 1852 дебютировал как
драматург ("Сборы на Крестовский" - Александрийский т-р). В конце 50-х
гг. сблизился с группой поэтов передового сатирич. журн. "Искра",
принимал в нём участие. В 1858 написал для А. Е. Мартынова одноактную
пьесу "Жених из долгового отделения" (пост. в том же году в
Александрийском т-ре), рассказывающую о трагич. судьбе маленького
забитого чиновника. Обличительной направленностью отмечены также пьесы
Ч. "Не в деньгах счастье" (1859, Александрийский т-р; Боярышников -
Мартынов), "Отец семейства" (1860, там же; Трубин-Разладин - Мартынов) и
др. Во мн. драмах Ч. ощущается влияние творчества А. Н. Островского.
Ч.автор романа "Уголки театрального мира" (СПБ, 1875), повести
"Петербургские актрисы".
Др. пьесы: "Испорченная жизнь" (1862, Малый т-р. Кур-чаев - Самарин),
"Зачастую" (1863, Александрийский т-р), "Чёрненькие и беленькие" (1873,
Малый т-р) и др.
Лит.: А л ь т ш у л л е р А., Александр Евстафьевич Мартынов, Л.-М.,
1959, с. 163-79. С. Г.
ЧЕРНЫШ‚ВА, Людмила Сергеевна [14 (27). IX. 1908-15.VIII. 1963] - рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951.
Начала творч. путь в Рязанском ТЮЗе в 1922. В 1929-36 - актриса Моск.
мюзик-холла (роль Раечки - "Под куполом цирка" и др.). В 1936 вступила в
труппу Центр, детского т-ра. Играла весёлых, озорных ребят, немного
фантазёров, прямых и честных мальчишек и девчонок: Гаврик ("Белеет парус
одинокий" Катаева), Серёжа ("Белый пудель" по Куприну), Женя Хват
("Особое задание" Михалкова), Тимка Жохов ("Дорогие мои мальчишки"
Кассиля), Валерий ("Красный галстук" Михалкова), Клава ("Где-то в
Сибири" Ирошнпковой). Роли в спектаклях-сказках: Крошечка-Хаврошечка
("Баба-яга" Розанова), ‚ж ("Сказки" Маршака). В сер. 50-х гг. Ч. начала
играть характерные роли, при этом открылись новые стороны её дарования -
склонность к психологически глубоким характеристикам и к сатирич.
обобщениям. Роли: Аверина, тётя Тамара ("В добрый час!", "Неравный бой"
Розова), Новикова ("Друг мой, Колька!"), тётя Саша ("Бывшие мальчики"
Иваптер). Снималась в кино ("В добрый час!" и др.).
Лит.: Хижнякова Г., Людмила Чернышева, "Театр", 1965, JVo 8. А. О.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24).' VII.1828,
Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус. писатель, драматург, критик и
публицист. Один из создателей русской материалистической эстетики.
Идейный вдохновитель революционно-д емок ратич. движения 60-х гг. в
России. Род. в семье священника. В 1842- 1846 учился в саратовской
семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854
начал сотрудничать в журн. "Современник"; позднее совместно с Н. А.
Добролюбовым и Н. А. Некрасовым возглавил его и превратил в орган
ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам
драматургии и театра.
В 1853-55 Ч. написал ряд статей по эстетике, а в 1855 защитил
диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности",
представляющую собой развёрнутый манифест революционно-демократич.
лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы В. Г.
Белинского и создал целостную материалистич. теорию иск-ва-высшее
достижение эсте-тич. мысли до появления трудов К. Маркса. Центр.
проблема эстетики Ч.- соотношение иск-ва и действительности. Борясь
против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что прекрасное
в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов
и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может быть
сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал
Ч., является жизнь в её широчайших проявлениях ("общепнтересное в
жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный мир, его судьба. В
соответствии с этим первый "общий характеристический признак искусства"
в эстетике Ч.- образное воспроизведение "интересных сторон и явлений
действительной жизни". Второй - объяснение её. Третий - приговор
явлениям жизни с позиций передового общественного идеала. Выполнив эти
задачи, иск-во, по Ч., становится "учебником жизни", нравственным
двигателем общества, способствует его преобразованию.
В диссертации и статьях Ч. ("Очерки гоголевского периода русской
литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно
относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус. драм. т-ра
50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне от прогрессивных
идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал
и защищал принципы реалистич. школы актёрской игры, противопоставляя её
ремесленным приёмам и подражательности.
В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал за крптич. реализм,
революционный демократизм и народность иск-ва. Критика Ч. идеалистич.
представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на
развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.).
Защищая гоголевское направление в рус. лит-ре, Ч. боролся против
враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия на комедию "Габриэль"
Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с Н. В. Кукольником ("Очерки
гоголевского периода...") и мнимо-обличительной (анализ пьесы В. А.
Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856). Ч. выступал против
славянофильских тенденций, имевших место в раннем творчестве А. Н.
Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и приветствовал
возвращение драматурга на путь критич. реализма (статья о пьесе
"Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой развёрнутой оценкой
творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих статьях,
а также в студенческом сочинении о "Бригадире" Фонвизина, работе
"Лессинг, его время, его жизнь и деятельность" (1856-57) Ч. стремился
приблизить драму к выполнению тех общественно-политич. и
нравствен-но-психологич. задач, к-рые в это время решались в жанрах
романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и ограничения,
сковывавшие развитие драматургии. Эстетика Ч. не лишена существенных
противоречий (антропологизм, просветительство и утилитаризм), к-рые
особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич. категорий, а также в
обосновании происхождения, задач и предмета иск-ва. Тем не менее
созданная Ч. мате риалистич. теория художеств. деятельности человека
сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии.
В 1862 Ч. был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где
написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был инсценирован, в
сов. время- инсц. "Новые люди", 1952, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч.
был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые играли
рабочие-политкаторжане Александровского завода.
При жизни Ч. ни одно из этих произв. не было опубликовано и не
ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица
варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию на
пастораль, насыщенная многочпсл. политич. намёками (пост. в Центр, т-ре
Сов. Армии, 1952; в роли Карелиной - Л. II. Добржанская). В
семейно-бытовой комедии "Великодушный муж/ и социально-бытовой драме
"Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал "хозяев
жизни" и с симпатией-новых людей.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958.
Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на каторге и в ссылке,
СПБ, 1907; В у р с о в В. II., Мастсрстьо Чернышевского-критика, Л.,
1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958; Ник
о л а-е в М. П., Художественные произведения Н. Г. Чернышевского,
написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь е в Г. А.,
Теория искусства Н. Г. Чернышевского, в кн.: Чернышевский Н. Г.,
Эстетика, М.. 1958.
Люд. Д.
ЧЕРРЙТО (Cerrito), Фанни (Франческа) (11.V. 1817, Неаполь,-6. V.
1909, Париж) - итал. артистка балета. Хореографич. образование получила
в школе т-ра Сан-Карло в Неаполе у П. Хюса, в дальнейшем
совершенствовалась у К. Блазиса, Ж. Перро и А. Сен-Леона. Дебютировала в
т-ре Сан-Карло в 1832. В 1836-37, после выступлений в Риме и Турине,
гастролировала в Вене, в 1838- 1840-в т-ре "Ла Скала" (Милан), 18401847
- в Лондоне, 1847 - в Париже, 1855-56 - в Петербурге и Москве. В 1857
оставила сцену. Была выдающейся танцовщицей роман-тич. балета, первой
исполнительницей мн. партий: Альма ("Альма, или Дочь огня" Ко ста,
1842). Ундина в одноим. балете Пуни (второе назв. - "Наяда и рыбак"),
где прославилась исполнением "танца с тенью" (1843), Кати ("Маркитантка"
Пуни, 1844), "Па де катр" Пуни (с М. Тальони, Л. Гран и К. Грпзи, 1845)
и."Па богинь" Пуни (с Гран и Тальони, 1840), Фатьма ("Мраморная
красавица" Пуни, 1847) и др, Танец Ч. отличался живостью, артистизмом,
она обладала хорошей техникой, гибкостью. Выступала как балетмейстер,
сотрудничала с Перро при пост. балетов - "Альма" и "Ундина". Совм. с
Сен-Леоном (своим мужем) пост. балет "Маркитантка". В Лондоне пост.
"Розиду" Пуни (1845; исполняла заглавную партию), в Париже - "Джемму"
Габриелли (1854; также исполняла заглавную партию). В России Ч.
выступала в конце артистич. деятельности и не имела большого успеха.
Лит.: Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 152-54;
Beaumont С. W., The complete book of ballets, L., 1951, p. 464-68;
Guest I., Fanny Cerrito, L., 1956, Ham. P.
ЧЕСТИ (Cesti), Марко Антонио (наст. имя-Пьетро) (крещён
5.VIII.1623-14.X.1669) - итал. композитор. Францисканец. Ученик А.
Аббатини и Карис-сими. Первая опера Ч.- "Оронтеа" была пост. в Венеции в
1649. В последующие годы работал во Флоренцин и Инсбруке, был певчим
папской капеллы в Риме, вице-капельмейстером при дворе в Вене.
Оперы: "Александр, победитель самого себя" (1651, т-р "Санти-Джованни
э Паоло", Венеция), "Влюблённый Цезарь" (Itiol, там же), "Арджиа" (1655,
Инсбрук), "Дори" (1661, Флоренция: в др. городах под назв. "Верная
раба"), "Великодушие Александра" (1662, Инсбрук), "Тит" (1666, т-р
"Санти-Джованни э Паоло", Венеция), "Празднества Нептуна и Флоры" (1666,
Вена), "Немилость Амура" (1667, там же), "Семирамида" (1667, там же; в
Венеции и Модене под названием "Счастливая раба"), "Венера-охотница"
(1669, Инсбрук).
Наряду с Ф. Кавалли Ч.- представитель венецианской оперной школы,
один из крупнейших итал. композиторов 17 в. В его операх героич.,
романич., сказочные мотивы соединяются с весёлыми комедийными
ситуациями. Оперы Ч. рассчитаны на яркие зрелищно-постановочные эффекты.
Им предшествуют обычно большие аллегорич. прологи. Лучшая опера ц
"Золотое яблоко" (166(3 или 1667, Вена).
Лит.: Wo I f f H. Chr., Die Venetianische Oper ili der zweiten Halfte
des 17. Jahrhunderts, B., 1937; P i r r o 11 a N.. Cesti e
Abbatini"Opera", "Santa Cecilia". Roma, 1953, giu, p 31-p o л л а н Р.,
Опера в XVII веке в Италии, Германии п Англии, пер. с франц., М., 1931.
Св. Г.
ЧЕСТНОКОВ, Владимир Иванович [р. 30.111(12. IV).1904] - рус. сов.
актёр. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1920-22
занимался в Вольной студии (рук. Е. П. Рарпов), в 1924 окончил школу
рус. драмы. В 1924-28 - актор Театра-студии мри Ленингр. акаде-мич. т-ре
драмы. В 1928- 36 и с 1953 -в труппе Ленингр.. т-p а драмы им. Пушкина.
В 1937-42 - актер Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола, в 1942-46 -
театра Краснознамённого Галтийского флота, в J946-53-Ленингр. драматич.
т-ра. В первые годы работы в т-ре играл роли:
Почтмейстер ("Ревизор"), Фадпнар ("Соломенная шляпка" Ла-биша),
Волгин ("Чудак" Афиногенова), Фурманов ("Мяте/к" по Фурманову),
PIac-тальский ("Страх"). Среди ролей в Т-ре им. Ленинского комсомола -
Незнамов;
Сафиров ("Земля"Вир-ты), Джо Бонапарт
("оолотои мальчик" идетса), тиране ди игр/гр11 '- " Ростана). Среди
ролей, сыгранных в т-ре Балтийско го флота: Сафонов ("Русские люди"),
Огнев ("Фронт"), Горбунов ("Офицер флета" Крона), Сибирцев ("У стен
Ленинграда" Вишневского). В Ленингр. драматич. т-ре Ч. играл роли:
Сабурова ("Дни и ночи" по о. п. Симонова), Пушкина ("Александр Пушкин"
Дэля). Здесь Ч. создал одну из своих лучших работ - ро-мантич. образ
Дона Сезара де Базана (о. п. Дюма-нуара и Деннери, спектакль был
экранизирован).
Сценич. образы Ч. сочетают глубокую человеческую простоту с острой,
часто неожиданной характерностью. Его герои живут сложной и напряжённой
эмоциональной жизнью. Это отличает лучшие работы Ч. в т-ре им. Пушкина:
Алексей Иванович ("Игрок" по о. п. Достоевского), Фиеско ("Заговор
Фиеско" Шиллера), Левин ("Второе дыхание" Крона), Кроссман ("Осенний
сад" Хелман), Голубков ("Бег" Булгакова). Ч. создал образ В. И. Ленина в
спектаклях т-ра им. Пушкина-"Грозовой год" Каплера, "Суровое счастье"
Михайлова, "Цветы живые" Погодина, "Между ливнями" Штейна, в фильме "В
дни Октября".
С 1966 Ч.- художеств. рук. Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина.
Гос. пр. СССР (1950) за исполнение роли Забелина в фильме "Академик
Иван Павлов".
Соч.: Как я работал над образом Ленина, Л.-М., 1960. Лит.: Шире к и и
Ю., Дорога актёра, "Псн-во и жизнь", 1938, Л?.' 11-12; Пергамент А.,
Владимир Честноков, "Театра, 196'i, Л'." 11 ; M a p x a с e в Л.,
Главная роль, Л., 1963. С. /(.
ЧЕТВ‚РТАЯ СТУДИЯ МХТ - рус. сов. театр. Организован в 1921 под рук.
актёров МХТ Г. С. Бур-джалова, В. В. Лужского и Е. М. Раевской. Открылся
в 1922 спектаклем "Обетованная земля" Моэма. Второй спектакль т-ра-"Слоя
семья" Шаховского, Грибоедова, Хмельницкого (1923). После смерти
Бур-джалова (1924) студия нек-рое время находилась без руководителя, в
1925-27 во главе её стоял М. М. Тарханов, впоследствии в т-р пришли
режиссёр В. Ф. Фёдоров, гл. художник И. Ю. Шлепянов. В составе актёров
студии были: Е. Ф. Асенкова, А. М. Бреусопа, О. П. Матисова, С. Л.
Морской, А. И . Михайлов, Н. С. Плотников, В. Новиков, М. Л. Роксано-ва
и др. Были пост. спектакли - "На земле" Низового (1925), "Не было ни
гроша, да вдруг алтын" Островского (1926), "Цемент" Гладкова (1927). В
1927 Ч. с. МХТ была реорганизована в "Реалистический театр". Н. Вел.
ЧЕХ (Cech), Адольф (наст. имя и фам.- Адольф Ян Антонин Т а у с и к;
Tausik) (И.ХП.1841--27. X II. 1903) - чеш. дирижёр. Выступал в пражских
хорах и любительском т-ре. С 1862 - хормейстер, с 1864 - дирижёр, с 1876
- гл. дирижёр оперы Пражского временного т-ра (с 1881 - Нац. т-р).
Наиболее близки Ч. были оперы итал. композиторов и Дж.Мейер-бера. Позже
с успехом дирижировал операми чеш. композиторов и Р.Вагнера. Начиная с
исполнения "Ли-буше" (1881), Ч. дирижировал премьерами всех опер Б.
Сметаны и премьерами опер А. Дворжака ("Якобинец", 1889; "Чёрт и Кача",
1899), 3. Фибиха ("Мессин-ская невеста", 1883; "Шарка", 1897). Впервые в
Нац. т-ре дирижировал оперой '"Лоэнгрин" (1885).
Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla..., dl 1-2, Praha,
1949. ' Ал. М.
ЧЕХОВ, Антон Павлович [17(29).1.1860, Таганрог,- 2(15).VII.1904,
Баденвейлер (Германия), похоронен в Москве] - рус. писатель. Лит.
деятельность начал, занимаясь на медицинском ф-те Моск. ун-та. С 1880
печатал юмористич. рассказы. В творчестве Ч, отразились обществ,
порядки, нравы и настроения пред-революц. эпохи и прежде всего -
нравственный мир, гражданская неудовлетворённость, идейные искания рус.
интеллигенции. В своих повестях и драмах Ч. воплотил идеи свободы
личности, раскрепощённости мысли и чувства, непосредственного и полного
восприятия мира, широкого и гармоничного нравственного развития
человека. В них выражен протест против всего, что мешает человеку,
"одарённому разумом и творческой силой", жить достойно его самого.
Осуждая социальную атмосферу совр. ему России, Ч. выступал против любого
угнетения личности, рабства политического и духовного.
Интерес Ч. к драматургии и т-ру сказался уже в гимназнч. годы.
Будущий писатель часто бывал в таганрогском т-ре, принимал участие в
домашних спектаклях, где разыгрывались сочинённые им самим сценки,
отражавшие таганрогскую жизнь. В начале 80-х гг. Ч. написал т. н. "Пьесу
без названия", представляющую собой ещё довольно неумелую попытку
охарактеризовать нравы интеллигенции, показать людей, лишённых
возвышенных целей (пьеса была извлечена из чеховских рукописей и в 1923
опубликована; впоследствии ставилась на сцене под названием "Платонов").
На рубеже 80-90-х гг. Ч. создал несколько драматич. этюдов и водевилей:
"О вреде табака" (1886), "Лебединая песня" ("Калхас", 1887), "Медведь"
(1888), "Свадьба" (1889), "Трагик поневоле" (1889), "Юбилей" (1891).
Нек-рые из них были с успехом поставлены столичными т-рами России, а