<< Пред.           стр. 858 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЧИРКОВ, Борис Петрович [р. 31.VII(13.Vin). 1901]-рус. сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1950). Чл. Рщммудистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета
 CCCPQSbro созыва. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сцвничиск-в и вступил в
 труппу ЛенТЮЗа. Играл Иванушку ("Конёк-Горбунок" по Ершову), Санчо
 Пан-са ("Дон Кихот" по Сервантесу), Тиля Уленшпигеля (о. п. по "Легенде
 о Тиле Уленшпигеле" Де Костера). В конце 20-х гг. выступал в
 мюзик-холле, исполняя буффонную роль Паташона в миниатюре "Пат, Паташон
 и Чарли Чаплин" вместе с Н. П. Черкасовым и П. А. Берёзовым. В 1930-32
 работал в Ленингр. Красном т-ре, с 1932-актёр Нового ТЮЗа, здесь сыграл
 роль солдата Власова в спектакле "Третья верста" Дэля, а также остро
 комедийную роль Фельдфебеля в спектакле "Музыкантская команда" Дэля.
 Другие роли этого периода: Самозванец ("Борис Годунов"), профессор
 Ве-дель ("Продолжение следует" Бруштейн). Ч. -. один из актёров,
 творчество к-рых способствовало развитию в сов. т-ре нар. темы. Его
 ранние сценич. образы исполнены задора, комедийного обаяния.
 Выразительность и чувство формы сочетаются в его игре с тонкими
 психологич. нюансами. С конца 30-х гг. Ч. работал в кино.
  В 1945-50 работал в Т-ре-студии киноактёра (играл роль
 Кузовкина-"Нахлебник" Тургенева и др.). В 1950 Ч. вступил в труппу Моск.
 т-ра им. Пушкина. Роли:
  Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Лебедев ("Иванов"
 Чехова), инженер Порогов ("Дневник женщины" Финна). Исполнение ролей
 Кузовкина и Задорожного отличается глубоким драматизмом. С 1966 Ч.- в
 труппе Моск. т-ра им. Гоголя.
  Ч. получил широкую известность как киноактёр. Он создал образ
 большевика Максима в трилогии "Юность Максима", "Выборгская сторона",
 "Возвращение Максима" (Гос. пр. СССР, 1941); снимался также в фильмах
 "Глинка" (гл. роль, Гос. пр. СССР, 1947), "Учитель", "Верные друзья",
 "Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949), "Донецкие шахтёры" (Гос. пр. СССР,
 1952) JI мн. др.
  Соч.; Опыт и раздумья. Об искусстве актёра, М., 1964. Лит.: Дрейден
 С., Борис Чирков, "Искусство кино", 1937, No 8; Козинцев Г., Отрывки из
 книги о киноактерах, там же, 1938, .ј 1; ОлидорО., Народный артист СССР
 Б. П. Чирков, М., 1950. И. Вел.
  ЧИРСКОВ, Борис Фёдорович [23.VII (5.VIII). 1904- 22.VI.1966]-рус.
 сов. драматург. В 1925 окончил Ле-нингр. ун-т (отделение языка и лит-ры
 ф-та обществ. наук). Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы
 "Победители" (1946, MX AT, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), пост. во мн.
 т-рах страны. Автор сценариев фильмов "Валерий Чкалов", "Великий
 перелом" и др. Пьеса и сценарии Ч. посв. подвигам сов. людей в дни
 Великой Отечественной войны и жизни современников. И. В.
  ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА - смена или перестановка декораций, производимая в
 максимально короткий срок без закрытия занавеса (на глазах у публики).
 Обычно Ч. п. производятся в полной темноте при выключенном свете.
  ЧИСТЯКОВ, Борис Ильич [р. 10 (23). VI. 1914]- укр. сов. дирижёр. Нар.
 арт. УССР (1960). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1937 окончил
 Киевскую консерваторию (класс Г. И. Компанейца). С 1937- дирижёр Т-ра
 оперы и балета им. Шевченко (Киев).
  Дирижировал операми: "Наталка-Полтавка" (1949), "Утопленница" (1950)
 Лысенко, "Отелло" Верди (1940) и др.; балетами- "Тщетная
 предосторожность" (1937). "Коппелия" (1943); "Лесная песня" Скорульского
 (1945), "Раймонда" (1947); "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под
 небом Италии" Юровского (1952), "Золушка" (1949), "Спящая красавица"
 (1954), "Ромео и Джульетта" (1954);
  "Лилея" Данькевича (1956), "Бахчисарайский фонтан" (1956), "Красный
 цветок" ("Красный мак", 1949), "Дон Кихот" (1952); "Тени забытых
 предков" Кирейко (1963), "Каменный цветок" Прокофьева (1965) и др. А.
 Ив.
  ЧИСТЯКОВА, Валентина Николаевна (р. 18. IV. 1900)- укр. сов. актриса.
 Нар. арт. УССР (1943) и Нар. арт. Узб. ССР (1943). Творч. деятельность
 начала в 1918 в Молодом т-ре (Киев). С 1919 работала в Киевском
 драматическом т-ре. В 1922-59 - актриса Харьковского т-ра им. Шевченко
 (до 1935- "Березиль").
  Ч. создавала сценич. образы, отмеченные драматич. темпераментом,
 мастерством перевоплощения, глубиной чувств, тонко воплощала замысел
 автора. Крупнейшие работы Ч.: Катерина ("Гроза"), Лучицкая ("Талан"
 Старицкого), Евгения ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Цезарина ("Жена
 Клода" Дюма-отца), фру Альвинг ("Привидения"), Оксана ("Гайдамаки" по Т.
 Шевченко), Лида, Марина Тайга ("Платон Кречет", "Банкир" Корнейчука),
 Грета Норман ("Жизнь начинается снова" Собко), Диана ("Не называя
 фамилий" Минко), Одарка ("Дай сердцу волю - заведёт в неволю"
 Кропивницкого).
  С 1959 преподаёт мастерство актёра в Харьковском ин-те искусств. С.
 3.
  ЧИТАЛИЩНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный болг. т-р. Получил назв. по имени
 читален ("читалищ"), при к-рых создавались самодеят. драматич. труппы,
 строились зрительные залы, где устраивались регулярные представления.
 Наибольшего расцвета достиг в 1856-76. Первые болг. спектакли -
 "Многострадальная Геновева" Хеббеля и "Михаил-Мышкоед" Добро-плодного
 (1856)-были показаны в Ч. т. городов Лома и Шумена. В эти же годы
 возникают театр. коллективы при читалищах в Свиштове, Бяла-Черква,
 Лес-ковце, Тырнове, Габрове, Казанлыке и др. городах и сёлах. В них
 работали К. Пишурка, С. Добро плодный, Бачо Киров (Петров), Д. Шишманов
 и др. деятели болг. культуры и т-ра. Ч. т. ставили пьесы Д. Вой-никова,
 В. Друмева, Т. Станчева и др. В их деятельности принимали участие болг.
 эмигранты Румынии, России (в Бессарабии работал болг. революционер
 Христо Ботев). Собранные от спектаклей средства использовались революц.
 комитетами для поддержки нац.-освободит, борьбы. Ч. т. положили основу
 болг. проф. т-ра, их представления стали одной из популярных форм
 культурно-просветительной работы.
  Лит.: Чилингиров С., Български читалища преди-освобождението, С.,
 1930; Юбилеен сборник по случай 35-та годишнита на Разградското читалище
 "Развитие", Разград, 1904; Юбилеен сборник. 1856-1926. Ломското
 гражданско читалище "Постоянство", Лом, 1927; на рус. яз.-К о н д а-р е
 в Н., Народные читальни в Болгарии, С., 1947; Д е р-ж а в и н К.,
 Болгарский театр. Очерк истории М - Л 1950- . ' А. Ив.
  ЧИТАУ, Александра Михайловна [1832-20.III (2. IV). 1912]- рус.
 актриса. В 1849 дебютировала в Александрийском театре (Наташа - "Своя
 семья" Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого). Наиболее полно талант Ч.
 раскрылся в ролях молодых героинь в пьесах Островского: Дуня ("Не в свои
 сани не садись", 1-я пост. на Александрийской сцене, 1853), Мария
 Андреевна ("Бедная невеста"), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок"). Ч.
 передавала тончайшие оттенки чувств своих героинь. "Это сама истина на
 сцене без заученных движений, без принятых сценических уловок",-писал о
 ней А. Кони. Среди лучших ролей Ч. также: Дуня ("Станционный смотритель"
 по Пушкину), Таня ("Маркитантка" Кукольника). В 1854, выйдя замуж за
 гвардейского офицера М. И. Огарёва, Ч. была вынуждена уйти из т-ра.
 Позже Ч. фактически руководила антрепризами мужа во Владимире и
 Кронштадте, оказала большое влияние на формирование талантов ряда
 молодых актёров, среди к-рых были А. П. Ленский, Ф. Ф. Козловская и др.
 С 1868 Ч. снова вступила в труппу Александрийского т-ра; исполняла в
 этот период роли грандам и старух. Наиболее значительны роли:
 Гурмыжская; Мур-завецкая ("Волки и овцы"), графиня Хрюмина ("Горе от
 ума") и др. В 1882 окончательно оставила сцену.
  Лит.: А. М. Читау, [некролог], "ЕИТ", СПБ, 1912 вып. 7; "Пантеон",
 СПБ, 1854, т. 13, кн. 1; т. 14, кн. 4; т. 17" кн. 9; т. 18, кн. 11. С К
  ЧИТАШВЙЛИ, Дик (Давид Иосифович) (р. 1913) - сов. артист эстрады;
 фокусник, иллюзионист. Окончил Институт физической культуры в Тбилиси. В
 1936 занял первое место на грузинской студенческой олимпиаде
 оригинальных жанров; вскоре стал выступать на эстраде как
 фокусник-манипулятор. С сер. 1950-х гг. перешёл на иллюзионный жанр. Для
 Ч. характерны сдержанность исполнительской манеры, тонкий юмор,
 изящество. А. Шн.
  ЧИТРАС‚НА (р. 26. I. 1921) - цейлонский танцовщик и балетмейстер.
 Учился у своего отца (постановщика шекспировских спектаклей в цейлонских
 драм. труппах), а также у цейлонского танцовщика и знатока кандийских
 танцев Лапая Гуру. Совершенствовался в Индии у Гопинатха и в Ин-те Р.
 Тагора. Ч.-первый цейлонский проф. танцовщик и балетмейстер, создавал на
 основе тра-диц. нац. танцев новые хореографич. композиции. В 1944
 организовал школу и труппу. Вначале ставил отдельные танцы, затем
 хореографич. спектакли:
  "Видура", "Равана" (на сюжет "Рамаяны"), "Наль и Дамаянти" (на сюжет
 из "Махабхараты", муз. Амарадева), "Чандали" (1951) по Тагору, где
 впервые в цейлонском балете затронута социальная тема. В 1957 на
 фестивале молодёжи и студентов в Москве был показан балет Ч. "Триумф
 мира". В 1960 пост. балет "Карадия" ("Солёная вода") Амарадева, к-рый
 был показан в Москве в 1963 во время гастролей труппы Ч. С 1955 труппа
 носит назв. "Цейлонский балет Читрасены". В её составе Ваджира - первая
 цейлонская проф. танцовщица, а также нар. танцовщики - Лапая Гуру,
 Банду, Сена и др. Е. С.
  ЧИХЛАДЗЕ, Михаил Серапионович (р. 24.VI. 1902)- груз. сов. актёр.
 Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1927-29 учился в студии при Т-ре им.
 Руставели. С 1929 - актёр этого т-ра. Роли: Солейман ("Измена"
 Сумбатова-Южина), Хевисбери Гоча (о. п. Шаншиа-швили), Шуфтерле
 ("Разбойники"), Лухуми ("Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела) и др.
  Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959. Э. Г.
  ЧИЧИНАДЗЕ, Алексей Виссарионович (р. 26.XII. 1921)- сов. артист
 балета, режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1965), засл. деят. иск-в Груз. ССР
 (1966). В 1941 окончил Московское хореографическое училище (класс П. А.
 Гусева), в 1955 - балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1941-44- артист балета
 Большого т-ра, с 1944-солист балета, а с 1955 - балетмейстер
 Музыкального т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко.
  Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон ("Виндзорские проказницы"
 Оранского), Феб ("Эсмеральда") и др.
  Пост.: "Дочь Кастилии" Глиэра (1955), "Охридская легенда" Христича
 (1958), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1960), "Дон Жуан" на
 муз. Р. Штрауса (1962), "Поэма" на муз. Цинцадзе (1964), "Иоланта"
 (1966) - все в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко;
 "Концертная сюита" на муз. Дебюсси (1956, Париж), "Франческа да Римини"
 (сезон 1960-61, Амстердам), "Дон Кихот" (1964, Варшава) идр.
  ЧИШКО, Олесь (Александр) Семёнович [р. 20. VI (2. VII). 1895) - укр.
 и рус. сов. композитор, артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Узб. ССР
 (1940) и РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1924 окончил
 вок. ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та, в 1938 - композиторский ф-т
 Ленингр. консерватории (класс П. Б. Рязанова). В 1925-31 - солист
 оперных т-ров Харькова, Киева, Одессы. В 1931-38 - солист Ленингр.
 филармонии и Ака-демич. капеллы; в 1939-40 - организатор и рук. Ансамбля
 песни и пляски Балтийского флота; в 1946-48 - солист Ленингр. Малого
 оперного т-ра. Первый исполнитель партий: Пьер Безухов ("Война и мир"
 Прокофьева), Кобзарь ("Тарас Буль-ба" Лысенко), Пётр ("В плену у яблонь"
 Чишко). В 1923 дебютировал как композитор оперой "Юдифь" (Новороссийская
 студия Л. Кича).
  Оперы: "В плену у яблонь" (1931, Одесский т-р оперы и балета),
 "Броненосец " Потёмкин"" (1937, Т-р оперы и балета им. Кирова,
 Ленинград; 1938, Большой т-р, Москва; 2-я ред. 1955, Ленингр. Малый
 оперный т-р), "Махмуд Тароби" (1944, Т-р оперы и балета им. Навои,
 Ташкент); музыка к драматич. спектаклям и др. соч.
  В 1948-64 - преподаватель Ленингр. консерватории.
  Лит.: Г у с и н И., О. С. Чишко. Очерк жизни и творчества, Л.,1960;
 БудяковскийА., "Броненосец "Потёмкин"", Л., 1960; Гринберг М.,
 Музыкальный героический спектакль "Броненосец "Потемкин"" в Ленинграде,
 "Театр", 1937, ј 5; Христиансен П., "Броненосец "Потемкин"" в Большом
 театре, "Советская музыка",1938, 1. * Ек. Л., А. Ив.
  ЧМШКЯН, Георг Арутюнович [7(19).III.1837, Тифлис,- 28.XII. 1915
 (10.1.1916), Петербург] - арм. актёр, режиссёр, драматург, театр.
 деятель. Окончил Арм. духовную семинарию Нерсесян и Рус. землемерное
 уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862 в Тифлисе. В 1863
 стал организатором, режиссёром и актёром нового арм. проф. т-ра.
 Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В своём творчестве он
 сочетал романтич. пафос с правдивым изображением действительности. Ч.
 утверждал на сцене драматургию Шекспира, Мольера, Сундукяна, Гоголя,
 Островского, боролся против псевдоисторич. драматургии и её
 ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре т-ра Ч. были историч.
 пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства народа, он сам часто
 выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян (о. п. Кареняна),
 Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел (о.
 п. дкимяна) и др. Ч. играл драматич., трагедийные, комедийные и
 фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах
 Сундукяна: Масисян ("Хатабала", 1866), Ми-каэл ("Ещё одна жертва",
 1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал тему
 социального протеста. Творч. дружба Ч. и Сундукяна - двух великих
 реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап его развития,
 характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч. в
 зап.-европ. драматургии: Отелло, Шёйлок, Карл Моор; Эрнани, Анд-желло
 (о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п.
 Мольера). С именем Ч. связано первое знакомство арм. зрителя с рус.
 клас-сич. драматургией. В 1864 он перевёл и поставил "Не в свои сани не
 садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в ролях
 Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др.
  Ч. был одним из самых образованных и многосторонних деятелей арм.
 т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал
 водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на хаш", "Вместо семьи
 невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал вопросы
 семьи, воспитания. Лучшая из них - "Учительница" (1890), посв. теме
 равноправия женщины в обществе.
  Со своей труппой Ч. побывал почти во всех городах Закавказья, где
 проживали преим. армяне, популяризировал сценич. иск-во среди широких
 масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил П. Адамяна,
 Си рану йш и др. выдающихся арм. актёров Константинопольского т-ра в
 свою труппу. Ч. часто выступал в печати со статьями, рецензиями и
 воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во было насыщено прогрессивными,
 освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа.
  Соч.: Воспоминания (на арм. яз.), Ер., 1953. Лит.: Арутюнян С.,
 Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.
  ЧМШКЯН, Сатеник (наст. фам. и имя-Т е р-А б р а-мян Егисабет)
 (1849-30.XII.1907) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в
 Тифлисской арм. труппе (1863). Характерная и драматич. актриса, одна из
 лучших исполнительниц ролей в драматургии Г. Сундукяна: Кекел, Эпимия,
 Шушан ("Пэпо"), Маргарит, Наталия, Хампери ("Хатабала"), Саломэ, Анани
 ("Ещё одна жертва"). Б. А.
  ЧОДЙР ХА‚Л (палатка привидений) - вид узб. нар. т-ра кукол; т-р
 марионеток. По данным узб. классич. лит-ры (А. Навои и др.), Ч. х. уже в
 14 в. был одним из любимых зрелищ. В 18 в. представления Ч. х. давались
 обычно по вечерам во время нар. праздников, изредка по случаю семейных
 торжеств. Представления разыгрывались на сцене (сахна), имевшей занавес
 (парда) и несложные световые приспособления. В представлении принимали
 участие: главный кукольник (усто), его помощник (корфармон), ученик
 (шогирд). Усто и шогирд, находящиеся за сценой, управляли куклмн сверку,
 а корфармон, сидевший недалеко от зрителей, вёл диалог с героями
 представления и 'одновременно выполнял функции аккомпаниатора (играл на
 сурнае, флейте или дойре-бубне), пел песни. Актёры Ч. х. могли управлять
 одновременно 8-10 куклами (в одном спектакле участвовало до 50 кукол).
 Сохранилась пьеса "Начальники" и неск. небольших 'сценок. Среди кукол Ч.
 х.-Эрназар маймунчи (дрессировщик обезьяны), фаррош-подметальщик,
 аджар-дракон и др. Существовали куклы, портретно воспроизводившие
 конкретных людей (кукла Худаяр-хана, кукла доктора Батыршина и др.). Это
 подтверждает, что в представлениях Ч. х. высмеивалась придворная знать и
 они носили обличит, характер. Показывались также бытовые сценки из
 повседневной жизни, тексты Ч. х. передавались из поколения в поколение.
 У ташкентского кукольника Шофайзи (1870-1930) отец Мухиддин, дед Шоазим,
 прадед Шосолих являлись мастерами иск-ва Ч. х. Крупными представителями
 этого вида т-ра были: Шохсувар (1830 - 1900) 'и Абдулло (1790-1855) -
 отец и дед известного бухарского кукольника и музыканта Данияр
 бобо(1876- 1962). В 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве было
 показано представление Ч. х.
  Лит.: ГавриловМ., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928. М.Кад.
  ЧОДРОНОВ, Кыдырбек (р. 15.III. 1920) - кирг. сов. артист оперы
 (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Учился в Нац. студии при Моск.
 консерватории (1948-51). С 1938 - артист хора, с 1942 - солист Кирг.
 т-ра оперы и балета (Фрунзе).
  Партии: Искандер, Семетей, Манас, Сапар, Токтогул ("Аджал ордуна",
 "Айчурек", о. п.,"На берегах Иссык-Куля, о. п. Власова, Малдыбаева и
 Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Самюдин ("Сердце
 матери" Гер-манова), Кудаке ("Олджобай и Кишимджан" Абдрасва), Жермон
 ("Травиата"), Елецкий ("Пиковая дама") и др.
  Снимался в кино. С 1965 ведёт педагогическую работу. Д. Бр.
  40 ‚Н ЧХУЛЬ (р. 10.11. 1913) - корейский поэт, драматург. В 1941
 окончил лит. ф-т ун-та Васэда (Токио). Творч. деятельность начал в 30-е
 гг. как поэт. Автор пьес "Великая любовь" (1947) - о событиях
 крестьянской войны 1894, "Сказание о янбане" (по рассказу Пак Чи Бона,
 1955, Гос. драм. т-р, Пхеньян), "Адмирал Ли Сун Син" (1960, там же) - о
 корейском патриоте 16 в., и др. Популярность получила пьеса "Боевые
 друзья" (1950, Пхеньянский гор. т-р) - о боевой дружбе корейских воинов
 и кит. нар. добровольцев в годы освободит, войны корейского народа
 (1950-53). Ч. ‚. Ч. написал либретто оперы-кагык "Кчончхи и Пчачхи" Ли
 Мен Сана (1954, Гос. художеств. т-р), опер-чхангык "Княжна Сонхва" Чо
 Сан Сона, Чон Нам Хи и Син ‚н Чхоля (1958, Гос. т-р *нац. иск-ва),
 "Сказание о Чанхва и Хонрён" Ким Дин Мена (1959, там же), "Сон в красном
 тереме" Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля (1962, там же), а также
 муз.-танцевальные пьесы "Под ярким солнцем" (1962, Гос. художеств. т-р,
 Нар. премия) и др. С 1948 живёт в Сев. Корее.
  Соч. на корейском яз.: Хыгокчжип (Сборник пьес), Пхеньян, 1961;
 Янбанчжой ("Сказание о янбане"), в кн.:
  Ким С ы н Г у, Чхунхянчжой (Сказание о Чхун Хян), Пхеньян, 1956. Г.
 Ли.
  ЧОКОНАИ-ВЙТЕЗ (Csokonai Vitez), Михай (17. XI. 1773-28.1.1805) -
 венг. драматург и поэт. Один из крупнейших лирич. поэтов Венгрии. В 1793
 написал для первого нац. т-ра Венгрии, к-рым руководил Л. Келемен,
 сатирич. комедию "Темпефеи, или Безумец тот, кто в Венгрии поэтом хочет
 стать". В этой комедии создан образ поэта, противостоящего косному,
 тупому миру венг. дворянства и нем. бюргерства. В 1799-1800, будучи
 преподавателем в лицее г. Чурго, написал для школьного т-ра и разучил с
 лицеистами одноактные фарсы "Культура" и "Вдова Карньоне и два
 ветрогона" (сохраняется в репертуаре совр. венг. т-ра). В этих пьесах,
 близких нар. площадному т-ру, создана бурлескная картина жизни
 нарождающегося третьего сословия. Ч.-В. принадлежит также перевод на
 венг. яз. либретто оперы "Волшебная флейта".
  Лит.: Pukanszkyne Kadar I., А dramairo Csokonai, Bdp., 1956; История
 западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М.,
 1957, с. 822-28.

<< Пред.           стр. 858 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу