<< Пред.           стр. 86 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 утверждающая победоносную силу любви, полна блеска и изящества, отмечена
 красотой мелодии и неистощимой фантазией. Другое сценич. произв.
 Б.-оперная дулогия "Троянцы" на сюжет "Энеиды" Вергилия (соч. в конце
 50-х гг.), приближается к операм Глюка, но характеризуется присущими Б.
 приёмами монументального оркестрового письма. Дулогия состоит из опер:
 "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене" (частично пост. в 1863, т-р
 "Лирик" в Париже; полностью-в 1890 в Карлс-руэ), отличается большим
 количеством развёрнутых симф. эпизодов. Последнее сценич. произв.
 Б.-ко-мич. опера "Беатриче и Бенедикт" на сюжет комедии Шекспира "Много
 шума из ничего" (1862, Баден-Баден), написано в стиле франц. комич.
 оперы с диалогами.
  Творчество Б. характеризуется стремлением к театрализации симф.
 музыки, созданию жанра синтетич. муз. драмы. Эти идеи получили выражение
 в ряде спмф. соч. Б., по своему характеру приближающихся к
 оперно-ораториальной форме (программная драма-тич. симфония "Ромео и
 Джульетта", 1839, драматич. легенда "Осуждение Фауста", 1846). В них
 имеются развёрнутые арии и ансамбли, массовые сцены с использованием
 хора и широким применением речитатива. Попытки постановки этих произв.
 Б. на оперной сцене окончились неудачей. В ряде менее значит, произв.
 Б.-в музыке к лирич. драме "Лелио, или Возвращение к жизни" (1832) для
 солистов, хора и оркестра, нашла воплощение увлёкшая Б. идея
 "ме-лолога", в к-ром сценич. словесная декламация перемежается и
 соединяется с муз. номерами.
  Б. создал новый тип программного романтич. симфонизма, связав музыку
 с сюжетами и образами Шекспира, Байрона, Гёте и др. Творчество Б. во мн.
 родственно В. Гюго в литературе и Э. Делакруа - в живописи. Для него
 характерно стремление к ярким муз. краскам, страстным, мятежным образам,
 грандиозным масштабам сочинений и огромным исполнит. составам.
  Лит. соч.: Memoires, Р., 1870; Literarische Werke, Bd 1-10, Lpz.,
 1903-1912; в рус. пер.: Мемуары, ч. 1-2, СПБ. 1896, Дирижёр оркестра,
 М., 1912; Избранные статьи, Л., 1956.
  Лит.: Т 1 е г s о t J., Hector Berlioz et la societe de son t'rnps,
 P., 1903; В о с h о t A., L'histoire d'un romantique Hector Berlioz, v.
 1-3, P., 1946-50; P о л л а н Р., Музыканты наших дней. по. с франц.,
 М., 1938; Петухов М-, Гектор Берлиоз о России, СПБ, 1891; С т а с о в В.
 В., Лист, Шуман и Берлиоз н России, М., 1954; С о .ч л г р т и и с к и
 ii 11 , Гектор Берлиоз, М., 1935; Х о х л о н i; и на А., Берлиоз, М.,
 1960. J] д/
  Б‚РЛЬ СЕРДА (Bulirle Ccrda), Артуро (14. XIi. 1886-3. IV.
 1927)-чилийский актер. В 102 начал выступать на сцене Детского т-ра X.
 Харкеса (Сантьяго). В 1908, после гастролей в Перу, работал в различных
 исп. труппах (X. Монтеро, Р. Пельпсера, Т. и М. Муньоса) в Сантьяго. В
 1915 вместе с женой- известной актрисой Э. Пуэльма, п др. чилийскими
 актёрами создал собств. т-р, к-рый ставил пьесы нац. авторов и выступал
 во многих городах и деревнях Чили. В 1918 Б. С. с актёром Э. Багена
 организовал труппу Вагона - Бёрль, положившую начало созданию нац.
 чилийского т-ра, пропагандировавшую нац. драматургию. В репертуар т-ра
 входили пьесы чилийских авторов: "Деревушка" Эрнандеса, "Пустой стул"
 Род-ригеса, "Паяцы уходят" Доносо, "Незаконченная вышивка" де ла Вега,
 "Дело" и "Собаки" Мука и др. Т-р объездил со своими спектаклями почти
 всю страну. В 1924 в связи с болезнью Б. С. труппа распалась. В 1927 Б.
 С. сформировал новую труппу, деятельность к-рои была вскоре прервана
 из-за его смерти. Л. А.
  БЕРМАН, Константин Александрович (р. 1. XII. 1914) - советский
 цирковой артист; ковёрный клоун. Засл. арт. РСФСР (1956). Сын дирижёра
 циркового оркестра. С детских лет увлекаясь цирком, Б. овладел
 различными жанрами циркового искусства. С 1935 работает как ковёрный
 клоун. Комедийное дарование Б. неотделимо от мастерского исполнения
 разнообразных трюков, сложнейших прыжков и каскадов. В свои остроумные
 пародии Б. включает элементы гимнастики, акробатики, жонглирования и
 эквилибристики, его клоунский репертуар строится на сочетании слова и
 жеста со специфически цирковыми средствами выразительности. Репризы и
 интермедии, пародийные сценки, созданные Б. как самостоятельно, так и
 совместно с авторами текста и режиссёрами, часто бывают остро
 злободневными. Б. изображает случайно попавшего в цирк весёлого молодого
 человека, к-рого всё там восхищает. С юношеской непосредственностью он
 начинает воспроизводить то, что видит, и счастлив, когда ему это
 удаётся. Однако герой Б. не может достичь искусства артистов и действия
 его приобретают комическую окраску. Образ, созданный Б., обладает
 чертами современности, окрашен мягким юмором. М. 3.
  БЕРМАН (Behrman), Самюэл (р. 9. VI. 1893)- американский драматург.
 Окончил Колумбийский ун-т. Лит. деятельность начал как журналист, затем
 писал водевили и скетчи для "бродвейских т-ров" и выступал как актёр.
 После 1918 Б. работал театр. критиком и лит. обозревателем в газете
 "Нью-Йорк тйймс" и журн. "Нью рипаблнк". С 1923 начал выступать как
 проф. драматург, первоначально в соавторстве с Дж.
  Николсоном и О. Дейвисом, а с 1927-самостоятельно. Вскоре Б. стал
 одним из ведущих драматургов "брод-вейскнх т-ров". Наибольший успех
 имели его комедии:
  "Биография" (1932), "Конец лета" (1936), "Вино удачи" (1938), "Не
 время для комедии" (1939). Пьесы Б., занимательные и изящные по форме,
 лишены социальной остроты, носят развлекател-ъный характер, большое
 внимание в них уделяется центр, женским ролям, рассчитанным на амер.
 "звёзд". Пишет сценарии для Голливуда.
  Лит.: К u nit z S. and Haycraft H., Twentieth century authors, N. Y.,
 1944; Literary history of the United States. N. Y., 1953; N a t h a n G.
 J., The theatre in the fifties, N. V., 1953. fJ Д\
  БЕРМУДЕС (Bermndez), Хоронимо (ок. 1530- ок. 1599)-испанский поэт и
 драматург. Был профессором теологии в ун-те в Саламанке. Б.-один из
 первых исп. драматургов, писавших трагедии на нац. темы. Среди них
 наиболее известны трагедии "Нисе жалостливая" и "Нисе вознаграждённая" -
 на сюжет легенды об Инее де Кастро; вошли в сборник, изданный Б. в 1577
 в Мадриде, под назв. "Первые испанские трагедии" ("Primeras tragedias
 espanolas"). Б. Т.
  БЕРН (Burn), Эдмунд Дейвид (ок. 1800-75)- австралийский драматург. В
 1829 написал первую нар. австрал. мелодраму "Беглые каторжане",
 отличающуюся демократич. направленностью, сочным нар. языком. Прототипом
 одного из действующих лиц пьесы послужил нар. герой Австралии - М.
 Брейди. Мелодрама была пост. "Каледониан т-ром" в Эдинбурге в 1829. В
 этом т-ре в 1830 шла и вторая пьеса Б.-фарс о моряках "Мании и маньяки".
 Б.-автор историч. стихотворных драм "Регул" (соч. 1837) п "Любовь
 королевы" (соч. 1837, "Ройял Виктория" в Сиднее, сезон 1846-47).
  С о ч.: Plays and fugitive pieces, in verse and prose, v. 1-2 in 1
 vol., Hobart Town, 1842.
  Лит.: М i 1 1 e r E. М., Australian litera ture.A bibliography to
 1938, extended to 1950, Sydney-L., 1956; Re es L. C., Towards an
 Australian drama, L., 1953; М с Gr u i r e, The Australian theatre,
 L.-Melb., 1948. JJ, Ц.
  БЕРН (Bern) -столица Швейцарии (159 тыс. жит. на 1956). Народные
 театр. представления в Б. возникли в эпоху средневековья и продолжали
 существовать еще в 19 в. На улицах и площадях ставились мистерии и
 моралите, впоследствии заменённые фастнахшпилями и характерными для
 Швейцарии маскарадными шествиями, карнавальными играми, проводившимися в
 пасхальную ночь. Эти представления, участниками к-рых были монахи,
 горожане, крестьяне и студенты, включали представления аллегорий,
 пантомим, а также инсценировки эпизодов из жизни нац. героя - Вильгельма
 Телля (см. Швейцарский театр). В 16 в. в период Реформации католики и
 протестанты стремились использовать народное иск-во для своей борьбы. К
 концу 17 в. народные театр. представления начали подвергаться
 преследованию со стороны протестантской и католич. церкви. В 1792
 любительские спектакли были запрещены. С конца 16 в. в Б. выступали
 иностранные труппы, гл. обр. немецкие. Приток иностр. трупп усиливается
 в 18 в. после преобразования одного из танцевальных залов в зал для
 театр. представлений. В числе гастролировавших в Б. т-ров: саксонская
 труппа знаменитого Гансвурста - И. Ф. Бека 1729-31), оперные труппы Л.
 Деннера из Байрёйта (Германия) (1732-33), М. Карулли из Италии (1755),
 Эбрара из Лиона (Франция) (1765), Страсбург-спая труппа С. Кобервейна
 ставила в Б. оперы, драмы и балеты. Первые швейцарские труппы, игравшие
 на нем. и фр. языках, появились после 1848, когда Б. стал столицей
 Швейцарии. В сер. 19 в. здесь было открыто несколько стационарных т-ров
 ("Зоммертеатр"- 1852, Театр. общество - 1862, и др.), просуществовавших
 недолго из-за отсутствия материальной базы. Из т-ров Б., возникших в 19
 в., сохранился только крупнейший -Городской т-р. В 1903 Городской т-р
 получил новое помещение. В репертуаре т-ра, имеющего оперную и драм.
 труппы, гл. обр. произведения нем. драматургов и композиторов, ставятся
 и пьесы швейцарских драматургов: П. В. Видмана, Р. Моракса, О. Грейер-ца
 и др. В труппе т-ра работали швейцарские актёры: Л. Би-берти, Э. Аберер,
 Э. Бехлер.Э. Видман. В 1951 в Б. открылся "Ателье-театр", ставящий
 классич. и совр. пьесы. Кроме того, в Б. работают несколько мюзик-холлов
 и варьете.
  БЕРНАДЕЛЛИ (Berna delli), Фортунато (г. рожд. неизв.-ум. 5. XII.
 1830) - итальянский артист балета, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В
 1818-22 и 1826-30 работал в России; дебютировал в Москве в партии Колина
 ("Жанета и Колин, или Деревенская свадьба" Маковец, 1818). Пост. в
 Большом т-ре (Москва) ок. 30 балетов: "Механические фигуры" (1818),
 "Волшебная флейта" (1818, продержавшийся в репертуаре т-ров Москвы и
 Петербурга ок. столетия), "Отел-ло" (1828), "Ричард Львиное Сердце в
 Палестине" Кубишты (1829) и др. Музыку к большинству постановок Б.
 подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. Вебера, Россини и др. Как
 танцовщик Б. был ярким представителем неаполитанской школы итал. балета
 нач. 19 в. Особенно успешно исполнял Б. мимич. партии. Среди других
 партий: Рауль ("Рауль Синяя Борода" Гретри), Сулейман ("Разбойник
 Средиземного моря" Шольца), Отелло ("Отелло") и др. Высокое пантомимич.
 мастерство Б. способствовало развитию мимич. иск-ва артистов моек.
 балета.
  Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
 середины XIX века, Л.-М., 1958; Большой театр Союза ССР. [Сб. статей.
 Отв. ред. Ф. П. Бондаренко], М.. 1947. Юр. Б.
  БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же)
 - французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов
 Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 дебютировала
 в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала в
 т-рах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом
 сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз"
 Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она в
 1877 становится сосьетеркой (см. Сосъетер). Б. играла роли молодых
 героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п. Расина),
 Заира (о. п.
  Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь
 Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побеждённый Рим" Пароди, 1876) и
 др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов. Для
 неё пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903),
 Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орлёнок",
 1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из
 лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В
 этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о. п.
 Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б. примером технического
 совершенства. Б. обладала красивым голосом, отточенной дикцией,
 пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника,
 наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную
 характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Б. с
 искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары
 Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов,
 - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период
 политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты декадентства,
 мистицизма. Творчество Б.- пример воздействия кризиса бурж. культуры
 конца 19-нач. 20 вв. на актёрское иск-во, теряющее пафос и героику. Б.
 гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и Америки; 3
 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 Б. приобрела т-р
 "Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил назв. Т-ра Сары
 Бернар.
  Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907; L'art au
 theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.
  Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.];
  Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J; К
 у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.
  БЕРНАР (Bernard), Тристан (7. IX. 1866-7. XII. 1947)-французский
 писатель, драматург. Род. в Бе-зансоне. Лит. деятельность начал в 90-е
 гг. Автор многочисл. комедий, ставившихся гл. обр. в парижских "т-рах
 бульваров". Произв. Б. отличаются легковесностью содержания, обилием
 комедийных ситуаций, иногда близки к водевилю. Среди пьес Б.: "Его
 сестра" (1901, т-р "Атеней"), "Господин Кодомас" (1907, Т-р Антуана),
 "Маленькое кафе" (1911, т-р "Пале-Рояль"). В пьесе Б. "Жанна Доре"
 выступала Сара Бернар (1918). А. В. Луначарский писал, что цель произв.
 Б.- "способствовать пищеварению сытой и ожидающей массажа смеха
 публики". Ал. 77.
  Лит.: С a r a t J., Le theatre de Tristan Bernard, P., 1948.
  БЕРНАРДИЧ (Bernardic), Драгутин (р. 27. VIII. 1912) - югославский
 артист оперы (бас). В 1938 после окончания Муз. академии в Загребе
 дебютировал там же на оперной сцене. В 1941-43 Б.-солист т-ров оперы в
 Сплите и Осиеке, с 1943-Загребской оперы. Партии: Газдо Марко ("Эро с
 того света" Готоваца), Пимен ("Борис Годунов"), Лепорелло ("Дон Жуан"),
 Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио ("Се-вильский цирюльник") и др.
 За исполнение партии Ивана Сусанина Б. в 1949 была присуждена Гос. пр.
 Ю. Ч.
  БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V. 1786, Франкфурт-на-Майне,-12. U.
 1837, Париж) - немецкий писатель-публицист. В 1808 окончил Гисенский
 ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б. формировались под влиянием идей
 франц. бурж. революции и творчества Ф. Шиллера. Публицистич.
 деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а также ряд
 др. газет и журналов, закрывавшихся цензурой. Б. вёл борьбу с
 феодализмом, стремился пробудить в нем. народе сознание своих прав,
 активный протест против социальной несправедливости. Той же тенденцией
 были проникнуты и те-атр.-критич. статьи Б., объединённые после его
 смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии". Ф. Энгельс
 писал об этом издании: "Берне, титанический борец за свободу и право,
 выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя
 уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так проникнуто верным
 чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи о
 возражениях. Все это облито потоками ослепительнейшего остроумия, и,
 точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи свободы"
 ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс
 более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле" Шиллера, о "Гамлете"
 Шекспира (почитателем к-рого был Б.) и о нек-рых пьесах совр. нем.
 драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где
 написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"), приветствующих
 революцию. Б. даёт в них блестящую по глубине анализа и остроумию
 картину политич. и культурной жизни Франции, уделяя при этом большое
 внимание драматургии и т-ру. В "Парижских письмах" и др. соч. этого
 периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч. и
 Гёте), призывает т-р стать трибуной, дающей гражданам возможность
 высказывать свои прогрессивные убеждения. Обществ, значение того или
 иного т-ра Б. определял тем, в какой мере он выражает передовые
 революционные, политич. идеи; единственно верным методом театр. иск-ва
 считал реализм. Б. оказал большое влияние на писателей-драматургов
 Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в значит, мере отошёл от
 революц. воззрений и перешёл к популяризации идей "христианского
 социализма".
  Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe. В., 1912-13; в
 рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900; "Из дневника" и
 "Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед, M.,
 183.
  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г.,
 Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К., Bornes
 Leben, Hamb., 1840;
  Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899;
  Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.
  БЕРНСТАЙН (Bernstein), Леонард (р. 25. VIII.* 1918)-американский
 композитор и дирижёр. В 1939 окончил муз. факультет Гарвардского ун-та.
 Композиторскую деятельность начал в 1942; как дирижёр выступает с 1943.
 Автор оперы "Волнения на Таити" (на собств. либретто, 1952), муз. драмы
 "Вестсайд-ская история" (1957), балетов "Свободная фантазия" (1944),
 "Факсимиле" (1946), оперетт "Весело в городе" (1944), "Удивительный
 город" (1953; все поставлены в т-рах Нью-Йорка и по телевидению), музыки
 к пьесам "Кандид" (по Вольтеру, 1955), "Жаворонок" Ж. Ануя, симф.
 камерно-инструментальных произв. и др. Во мн. сценич. произв.
 композитором использованы негритянские, мексиканские, пуэрториканские,
 амер. и др. нар. мелодии. Л. М.
  БЕРНСТЕЙН (Bernstein), Анри (20. VII. 1876- 27. XI. 1953) -
 французский драматург. Один из представителей драматургии,
 предназначенной для коммерч. бурж. т-ров. Лит. деятельность начал пьесой
 "Рынок" (1900, Т-р Антуана), затем написал пьесы:
  "Возвращение" (1902), "Отчий дом" (1904), "Шквал" (1905), "Вор"
 (1906), "Самсон" (1907), "Израиль" (1908), "Секрет" (1913) и др., пост.
 в "т-рах бульваров"-"Жимназ", "Ренессанс" и др. В ранних пьесах (на темы
 биржевой игры и т. д.) Б. изображал развращённость бурж. нравов, погоню
 за наживой, биржевой ажиотаж и т. д. На первый план в них выдвигалась
 острая мелодраматич. интрига с неожиданными поворотами действия,
 эффектными психологич. столкновениями и т. д., в центре действия была
 любовно-адюльтерная проблематика. В поздних пьесах
  Б.-- "Юдифь" (1922), "Зеркальная галерея" (1924), "Ненависть" (1927,
 "Надежда" (1934), "Эльвира" (1939), "Виктор" (1952) и др., ставившихся
 также в "т-pax бульваров", наметился переход Б. к психо-логич. сюжетам.
  С 1940 до конца войны Б. жил в США. По возвращении продолжал писать
 занимательные, но неглубокие по своему содержанию пьесы ("Жажда", 1950,
 и Др.). Е. Ф.
  БЕРНТСЕН (Berntsen), Енс Элиас (22.Vlfl.l867- 1945) - норвежский
 певец (бас). Пению обучался у В. Клуда и Т. Ламмерса в Осло, Ф.
 Арльберга в Стокгольме, Ю. Хея и Г. Армина в Берлине. Впервые выступил
 на-оперной сцене в Осло в 1892. В 1893-99 пел в т-ре "Христиания", в
 1899-1905 - в Национальном т-ре (Осло): Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"),
 Мефистофель ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тома), Каспар ("Вольный
 стрелок" Вебера), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Занимался
 педагогич. деятельностью [в 1890-1905-преподаватель пения в
 консерватории в Христианин (Осло)]. Автор ряда теоретич. исследований по
 вок. иск-ву, в т. ч. "Голос" (Осло, 1914), "Мастер постановки голоса"
 (Осло, 1939) и др.
  Лит.: В i e h l e H., J. Berntsen..., s. l., 1936. В. Ц.
  БЕРОН, Лили (p. 29. XII. 1921) - болгарская артистка балета. Ученица
 педагога А. Петрова. В 1939 впервые выступила в т-ре Софийской народной

<< Пред.           стр. 86 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу