<< Пред. стр. 864 (из 913) След. >>
(1955).Лит.: Г рошева Е., Юрий Александрович Шапорин, М., 1957; К а т о н о
в а С., Ю. Шапорин. "Декабристы", Опера, Л. ,1 959; Леви т С., Юрий
Александрович" Шапорин, М., 1964; Мартынов И. Ю., Шапорин, М., 1966; Ю.
А. Шапорин. Нотографический и библиографический справочник, М., 1966. В.
Дель.
ШАПОШНИКОВ, Адриан Григорьевич [р'. 28. V (9. VI). 1888] - рус. сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). В 1913 окончил Петерб.
консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова, Н. А. Соколова, Я. Я.
Витоля). В 1937-48 работал в Ашхабаде. Автор первой туркм. оперы "Зохре
и Тахыр" (1941, Туркм. т-р оперы и балета, Ашхабад;
3-я ред., совм. с В. Мухатовым, 1953, там же), опер- "Гюль и
Бильбиль" ("Роза и соловей", 1943, там же), "Шасенем п Гариб" (совм. с
Д. Овезовым, 1944, там же;
2-я ред., 1955), "Кемине и казы" ("Поэт и судья", совм. с В.
Мухатовым, 1947, там же), "Айна" (совм. с Овезовым, 1957, там же) и
музыки к драматич. спектаклям.
Лит.: К о в а л ь М., Шасенем и Гариб", "Сов. музыка"), 1956, ј 2; К
е р и м н К.. Туркменский театр. Очерк истории, М., 1964. 1 А. Ив.
ШАПОШНИКОВ, Сергей Николаевич [р.28.II (13.III).1911 ]-рус. сов.
артист оперы (баритон), Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил Ленингр.
консерваторию (класс пения А. Н. Ульянова). С 1935- солист Ленингр.
Малого оперного т-ра.
Партии: Жермон ("Травиата"), Фигаро, Онегин; Андрей Болконский
("Война и мир" Прокофьева), Евгений Листницкий ("Тихий Дон"
Дзержинского), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мей-туса. Гос. нр. СССР,
1951), Паратов ("Бесприданница" Френкеля), Кирилл Извеков (о. п.
Чернова) и др.
С 1947 преподаёт пение в Ленингр. консерватории (с 1958 - доцент).
Выступает как концертный певец, гастролировал за рубежом.
Лит.: "Сов. музыка", 1956,ј 6, с. 112-13; там же, 1956, ј 3, с.
133-34;
"Музыкальная жизнь", 1959, ј 20, с. .10. Д. Ив.
ШАПС, Александр Леонтьевич [13(26).V.1911- 11.IV.1965] - рус. сов.
режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962) и засл. арт. БССР (1944). Чл.
Комму-нистич. партии с 1941. Окончил ГИТИС в 1930. Был актёром в т-рах
Таганрога, Туапсе. Режиссёрскую деятельность начал в Центр, т-ре Красной
(ныне Советской) Армии (1931-44). Пост. спектакль "Пархоменко" Иванова
(1941, совм. с В. П. Пильдоном) и др. В 1941-65 работал в Т-ре им.
Моссовета. Пост. (совм. с Ю. А. Завадским) спектакли: "Мужество" Березко
(1947), "Рассвет над Москвой" Сурова (1950, Гос. пр. СССР, 1950), "Битва
в пути" Николаевой и Радзинского (1959), "Совесть" по о. п. Павловой
(1963). Самостоятельно пост. спектакли: "Кто смеётся последним" Крапивы
(1954), "Второе дыхание" Крона (1956), "Три камня веры" Вирты (1960),
"Василий Тёркин" по о. п. Твардовского (1961), "На диком бреге" Полевого
и Радзинского (1964). Ш. создавал спектакли, отражающие важные проблемы
со в р. действительности, большое внимание уделял работе с драматургами.
Др. спектакли: "Опасный перекрёсток" Спешнева и Маклярского (совм. с
Завадским), "Роковое наследство" Шейнина (совм. с В. В. Ваниным) - оба в
1949, "Большие хлопоты"" Ленча (1953), "Б тихом переулке" Мовзона
(1955), "Запутанный узел" Шейнина и Маклярского (1957), "Опасная
профессия" Соловьёва (1958).
Лит.: О б р а з ц о в а А., Театр имени Моссовета, М., 1959. М. Лифш.
ШАРА [наст. имя н фам.- Г ю л ь-Ш ара Ж и-енкулова; р. 19. VIII(L
IX). 1912] - казах, сов. артистка балета. Нар. арт. Казах. ССР (1938).
Чл. Коммунистич. партии с 1962. С 1929 - актриса Казах. драм. т-ра
(Алма-Ата). Ш. - исполнительница нар. казах, танцев, первая
танцовщица-казашка. Её иск-во оказало влияние на создание со в р.
женского казах, сценнч. танца. С 1934 - ведущая танцовщица
Муз.-драматич. т-ра (ныне Театр оперы и балета им. Абая, Алма-Ата).
Исполняла нац. танцы в муз. драмах и операх "Кыз-Жпбек", "Жалбыр", "Ер
Таргын" Брусиловско-го, партию Мамыр в первом нац. балете "Калкаман и
Мамыр" Великанова. Сценич. обаяние, грация, лёгкость и певучесть
движений, нац. своеобразие танца характеризуют исполнительское
мастерство Ш.
С 1940 Ш. выступает в эстрадно-танц. миниатюрах, к-рые ставит сама, и
исполняет песни народов мира. С 1962 возглавила Ансамбль песни и танца
Казах. ССР. С 1966 - директор и худ. рук. Алма-Атинского хореографич.
уч-ща. Выезжает с концертами в отдалённые районы Казахстана, на Урал,
Дальний Восток и др., гастролировала за рубежом (КНР, ОАР, Ирак, Польша
и др.). Ш.- автор книги "Казахские танцы" (1955).
Лит.: "Муз. жизнь", 1961, .No 19, с. 12-15. -о. КШАРАШЙДЗЕ, Тициан
Епифанович (25. X.I 898- 22.VI.1955) - рус. сов. режиссёр. По
национальности грузин. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1945). Чл.
Коммунистнч. партии с 1938. В 1926 окончил Груз. театр. студию В. Л.
Мчеделова в Москве. В 1926--40 и в 1945-53 - реж. Большого т-ра
(Москва); в 1940-45 - худ. рук. Туркм. т-ра оперы и балета (Ашхабад).
Впервые на сов. сцене пост. оперы: "Сын солнца" Василенко (1929, совм. с
Н. С. Домбровским и др.), "Алмаст" Спендиарова (1930, совм. с В. М.
Бе-бутовым), "Вышка Октября" Яворского (1930) - все в Большом т-ре;
"Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева (1942) - в Туркм. т-ре оперы и балета.
Др. пост.: "Демон" (1932, 1937, 1953); "Четыре деспота" Вольф-Феррари
(1933), "Риголетто" (1933, 1945), "Трубадур" (1933). "Лакме" (1934);
"Мать" Желобинского (1939), "Иолан-та, (1940); "Дубровский" Направника
(194S), "Дон Жуан" (1950) - все в Большом т-ре.
В 1935-41 и 1945-55 - режиссёр оперного класса и оперной студии Моск.
консерватории. С 1939- доцент. А. Ив.
ШАРБАБЧЯН, Грнгор (Гиго) Микаелович (4.IV.1884 - 6.1.1942) - арм.
театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Учился в Париже
(1904-10). Первое оформление - спектакль "Старые боги" Шанта в
Тифлисском арм. т-ре (1913). Ш. оформил первый спектакль Т-ра им. Г.
Сундукяна "Пэпо" Сундукяна (1922). С 1922 - гл. художник тбилисского
Арм. т-ра драмы им. С. Шаумяна. Оформил здесь спектакли:
"Капказ-тамаша" Чаренца (1926), "Маскарад" (1927); "Интервенция" Славина
(1934), "Разорённый очаг" и "Хата бала" Сундукяна (1929, 19'5 7). В 1932
в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили оформил спектакль "Алмаст"
Спендиарова (совм. с Е. . 1ан-сере и П. Карсляном). Автор пьесы "Слуга
народа" ("Саят-Нова") (1929). Л. Х?.
ШАРЙПОВ, Юлдаш (р. 1.1.1913) - каракщ. сов. актёр и режиссёр. Нар.
арт. Каракалп. АССР (1949). Нар. арт. Узб. ССР (1957). Чл. Коммунпстич.
партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 19о0 в Хорезмском областном
т-ре (г. Ургенч). В 1933-,S( (в 1936-39 учился в ГИТИСе) и с 1939акте])
и режиссёр Каракалп. т-ра (Нукус). В 1945-51 п 1961-63 возглавлял этот
т-р.
Роли: Байсары ("Алпамыс" Давкараева), Макферсоп ("Русский вопрос"),
Сухсуров ("Голос из гроба" Каххарп) и др.
Пост.: "Гюльсара" Яшена и Мухамедова (1940, 1948), "Своей палкой по
себе" Аймурзаева (1940), "Бедность не порок" (1944, 1947, 1956); На
берегу Аму-Дарьи" (1949), "Бердак" (1958) Аймурзаева.
Творчество Ш. отличается нац. своеобразием, народным юмором. Т. Б.
ШАРЙПОВА, Венера Гареевна (р. 27.XII.1927)- тат. сов. артистка оперы
(лирич. сопрано). Нар. арт. Тат. АССР (1964). В 1950 окончила Моск.
консерваторию. С 1950 - солистка Т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля.
Ш. обладает звонким, серебристым голосом, большой музыкальностью и
артнстпч. обаянием.
Партии; Алтынчеч (о. п. Жиганова), Сарвар ("Башмачки" Дж. Файзи),
Гульюзум ("Наёмщик" Сайдашева и Ключалё-ва), Татьяна; Иоланта (о. п.
Чайковского), Снегурочка, Виолетта; Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан и
др.
Выступает как концертная певица. Ир. Г. ШАРЙПОВА, Замзагул (р.
31.VIII.1931) - казах. сов. актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1966). Чл.
Ком-мунистич. партии с 1966. В 1948 окончила Алма-Атинское театр. уч-ще.
С 1953-в труппе Казах, т-ра им. Ауэзова. Образы, созданные актрисой,
отличаются чистотой, жизнеутверждающей силой, они мужественны и в то же
время лиричны.
Роли: Карагоз, Айман (о. л. и "Айман и Шолпан" Ауэзова), Айжан
("Чокан Валиханов" Муканова), Актпкты ("Ахан-сере и Актокты"
Мусрепов.а), Карлыгаш ("Абай" Ауэзова и Соболева), Пулиш ("Майдан"
Майлпна), Дездемона ("Отелло"), Аккуба, Дамеш ("Легенда о моём народе",
"Приятели" Та/кибаева), Нурсулу ("Волчонок под шапкой" Мухамед/канова),
Лагил ("Кто мой отец" Абишева) и др.
Работает в кино, выступает по радио и телевидению. Б. К.
ШАРПФЗАД‚, Абас Мирза (1892-1937) - азерб. сов. актёр и режиссёр.
Подростком участвовал в нар. представлениях, в спектаклях любительских
драмкружков, В 1908 поступил в проф. т-р и стал одним из ведущих
актёров. В 1916-17 работал в оперной труппе бр. Г а;гжп боковых, с
1920-в Т-ре им. Азизбекова. Играл в пьесах Дж. Джабарлы и Г. Джавида, А.
Ах-вердова, Н. Нариманова, Шиллера и Шекспира. Был первым создателем на
азербайджанской сцене образов национальной драматургии: Пблпс, Сияв у ш
и шейх Сенан (о. п. Гусейна Джавп-да)" Айдын, Октан, Эльхан, Эйваз
("Айдын", "Октан эль оглы", "Невеста огня", "В 1905 году" Дж. Джабарлы),
Каджар ("Ага Мухаммед-шах Каджар" Ахвердова), Надир-шах (о. п.
Нариманова). На формирование и развитие таланта Ш. благотворное
воздействие оказал Г. Араблин-ский. Сила таланта, покоряющее обаяние,
заразительная эмоциональность, глубокое раскрытие внутр. жизни сценич.
героя выдвинули ЦТ. в число ведущих сов. актёров. Могучей страстью,
высоким художеств. мастерством отличались образы, созданные им в мировой
классич. драматургии: Отелло, Гамлет, Карл Моор; Уриэль Акоста (о. п.
Гуцкова), Макбет и др. UL выступал как режиссёр. Снимался в кино. В 1937
был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.
Лит.: Джафаров Д., Гордость театра, Баку, 1963;
А, М. Шярифзаде. Паггында Хатнралэр, Бакы. 19 63. К'. Кае.
ШАРЛАХОВ, Виктор Петрович [р. 31.1(12.11). 4898] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. Азерб. ССР (1943). В 1917 окончил частную театр. школу в
Пензе. Работал в "т-рах Казани, Ярославля, Харькова, Самары, Баку. В
1938-53 - актёр Бакинского рус. т-ра, с 1953-Малого т-ра (Москва).
Ш.яркий характерный актёр, его сценич. образы отличаются остротой
сценпч. формы. Особенно удаются Ш. сатирич. п комедийные роли.
Роли: Фамусов. Юсов, Счастливцев; Мальволио ("Двенадцатая ночь"),
Мамедов ("Заря над Каспием" Касумова, Гос. пр. СССР, 1951) - в Бакинском
рус. т-ре; Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Халымов ("Сердце
не камень" Островского), Питт Кроули ("Ярмарка тщеславия" по о. п.
Теккерея), Елисатов ("Любовь Яровая"), Энгстранд ("Приведения"),
Калабухов ("Деньги" Софронова), Омэ ("Госпожа Бовари" по о. п. Флобера)
- в Малом т-ре.
ШАРОНОВ, Василий Семёнович (1867 -3.IX. 1929) - рус. сов. артист
оперы. Засл. арт. Республики (1921). Сценич. деятельность начад в 1888
как хорист. С 1895 - солист Мариинского т-ра в Петербурге. Занимался
вокалом под рук. О. О. Палечека, совершенствовался в Италии у Сколяра.
Голос Ш.- свободно льющийся, низкий баритон. Первый исполнил на рус.
сцене партию Вотана ("Валькирия" Вагнера).
Др. партии: Руслан, князь Игорь, Галицкий, Борис Годунов; Иван
Хованский ("Хованщина"), Гудал ("Демон"), Токмаков, царь Салтан, Фёдор
Поярок ("Псковитянка", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом
граде Китеже" Римского-Корсакова), Кочубей ("Мазепа"), Фигаро ("Свадьба
Фигаро"), Нилаканта ("Лакме") и др.
Лит.: Старь" Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, М.-Л-,
1940. А. Ив.
ШАРПАНТЬЕ (Charpentier), Гюстав (25.VI.1860- 18. II. 1956) - франц.
композитор и муз. деятель. Учился в консерваториях Лнлля и Парижа
(1881-87) у Ж. Массне. Лауреат Римской премии 1887 за кантату "Дпдона".
Известен как автор "муз. романа" "Луиза" (1900, т-р "Опера комяк",
Париж), написанного в верпстской манере (о жизни парижской работницы) и
обошедшего мн. сцены т-ров мира. Заслугой Ш. явилась организация нар.
консерватории (1902) и нар. муз. праздников (1898, "Празднество
коронования Музы" для фп. и хора). Среди соч. Ш.: опера "Жюльен" (1913,
т-р "Опера комик"), симф. сюита "Итальянские впечатления" (1890;
1913-балет) н др. Чл. Ин-та Франции (1912).
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных
работ... Ред. М. С. Друскина, М., 1938;
D е 1 m a s M., G. Charpentier et le lyrisme francais, P., 1931. Ал.
M.
ШАРРА (Charrat), Жанин (p. 24.VII.1924) - франц. артистка балета и
балетмейстер. Девяти лет начала обучаться восточным танцам у Ж. Ронсе;
классич. танец изучала у Л. Н. Егоровой, позднее совершенствовалась у О.
И. Преображенской и А. Е. Волинина. В 1941-44 выступала в концертах с Р.
Пти, ставила также хореографич. номера. В 1945 работала в труппе "Балет
Елисейских полей", здесь пост. балет "Игра в карты" Стравинского. В
1946- в труппе "Новый балет Монте-Карло", в 1948-49 в "Балле де Пари". В
1949 - в Гор. опере в Берлине пост. балет "Абрак-сас" Эгка, где
исполнила партию Аршипозы. В 1951 организовала небольшую группу "Балет
Жанин Шарра" (позднее "Балет Франции"). До 1959 выступала со своей
труппой во Франции, Англии, Бельгии, Испании и др. странах. Пост. около
20 балетов, исполнив в большинстве из них гл. партии: Королева амазонок
("Бой амазонок" Семёнова), Иностранка ("Иностранка в Париже" Винера),
Катерина ("Водоросли" Бернара). В 1960 пост. в "Гранд-Опера" балет
"Король Давид" Онеггера. В 1963-64 - в балетной труппе Женевской оперы.
В своих пост. Ш. стремится раскрыть психологию героев, проблемы,
волнующие совр. человека бурж. общества, его душевное смятение,
одиночество, ощущение бессмысленности жизни, неверие в будущее ("Ночь",
"Бой амазонок", "Водоросли", "Тревога в шахте 21" и др.). В этих пост.
Ш. использует совр. хореографические приёмы. Язык её танца основан на
деформации линий и движений классического танца, на пластических
групповых построениях, отличается большим разнообразием и
изобретательностью.
Как танцовщица Ш. владеет высокой техникой, исполнение её артистично
и эмоционально. С 1948 выступала как балетмейстер в разл. странах
Европы, в Аргентине.
Лит.: Beaumont С., Ballet of today. L., 1954, P. 54-72; Les ballets
de France de Janine 'Charrat aux Champs-Elysees, "Danse et rythmes". P.,
1958 JV" 44 p. 8-9
A. A. B. ШАТЙЛЛО, Иван Брониславович [р. 15(28).XII. 1910] - белорус.
сов. актёр. Нар. арт. БССР (1953). Чл. Коммунистпч. партии с 1952. В
1928-30 участвовал в театр. самодеятельности. Проф. образование получил
в театр. студни в Минске (1931-32). С 1932 - актёр 1-го Белорус. гос.
т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). В 1961 вступил в труппу Минского рус.
драм. т-ра БССР им. М. Горького. Наиболее близки творч. индивидуальности
Ш. роли социальных героев и героико-драматич. Сценич. образы,
создаваемые Ш., проникнуты эмоциональностью, гражданским пафосом.
Характеризуются чёткостью, выразительностью внешнего рисунка роли.
Роли: Рыгор ("Партизаны" Крапивы), Микола ("Гибель волка"
Самуйлёнка), Яков ("Последние"), Сергей Горлов ("Фронт"), Сафонов
("Русские люди"), Яким Сорока ("Пав-линка" Купалы), Микола Верес ("Поют
жаворонки" Крапивы), Янка Купала ("Счастье поэта" Витки), Хельмер
("Нора"), Рыбаков ("Кремлёвские куранты"), Воевода ("Смерть воеводы"
Словацкого), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Платон Кречет; Треплев
("Чайка") и др.-в Т-ре им. Я. Купалы; Алексей ("Оптимистическая
трагедия"), Давыдов ("Поднятая целина" по Шолохову), адмирал Часовников
("Океан" Штейна), Паратов ("Бесприданница"), Чепурнон ("Дети солнца") и
др.- в Минском рус. т-ре. Люд Ш
ШАТИРИШВЙЛИ, Котэ (1868-1921) - груз.' актер и режиссёр. Выступил на
тифлисской сцене в 90-х гг. 19 в. Впоследствии стал одним из лучших
исполнителей комических ролей. Одновременно режиссировал в любительских
кружках рабочего т-ра в Тбилиси. С 1909 - режиссёр груз. рабочей труппы
Тбилисского нар. дома.
Роли: Котэ Фантиашвили ("Ханума" Цагарели). Потатам ("Единственный
сын" Гуния), Хлестаков ("Ревизор"), Милов-зоров ("Без вины виноватые") и
др.
Пост.: "Ревизор"; "Соседи" Рамишвили, "Из-за чести" Ширванзаде и др.
Д . Д.
"ШАТЛЕ" (Theatre du Chatelet) - франц. т-р. Здание построено в
1860-62 (арх. Г. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Наряду со зрительным
залом Нац. нар. т-ра (ТНП) "Ш." - самое большое театр. помещение столицы
(2600 мест). С конца 19 в. здесь ставились феерии, приключенч. пьесы,
мелодрамы, в к-рых широко использовались разл. сценич. эффекты (морские
бои, скачки ковбоев, столкновение поездов и др.). Здесь устраивались
также концерты, ставились балетные спектакли, оперетты. В 1909 в "Ш."
проходили выступления рус. балета под рук. С. П. Дягиле-}за {"Русские
сезоны за границей"). При т-ре организована шкела танца, имеется собств.
труппа танцовщиц и танцовщиков, для отдельных выступлений приглашаются
артисты балета из "Гранд-Опера".
ШАТОБРИАН (Chateaubriand), Франсуа Рене (4.IX. 1768- 4. VII. 1848) -
франц. писатель. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. сражался на
стороне роялистов, в 1793 эмигрировал в Англию. Религиозно-эстетич.
трактат Ш. "Дух христианства" (1802), утверждавший католицизм как
философскую, этич. и эстетич. основу духовной жизни человека, стал
манифестом консервативного романтизма во Франции. Концепция
происхождения иск-ва из като-лич. культа оказала влияние на учёных,
работавших над изучением т-ра ср. веков. Повышенная эмоциональность,
интерес к необычному, экзотическому, присущие творчеству Ш., в значит,
степени определили поэтику романтич. драмы. Ш. не отрицал и классицизм;
в его трагедии "Моисей" (1828, принята т-ром "Комеди Франсез", но не
пост.) подчёркнутая живописность, контрастное построение сценич. образов
сочетались с использованием законов классицизма.
Программные произв. романтизма - повести Ш. "Атала", "Рене", а также
"Последний из Абенсерагов" (1851, т-р "Комеди Франсез") переделывались
для сцены.
Соч.: Genie du christianisme, в его кн.: Oeuvre completes, v. 11-15,
P., 1826-27; Shakespeare ou Shakespeare, в его кн.: Oeuvres completes,
v. 5, P., 1843.
Лит.: МарксК. иЭнгельсФ., Об искусстве, т. 1, M., 1957; История
западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Haines С. M., Shakespeare en
France, L., 1925, p. 88-96.
ШАТОВ, Александр Павлович (26.VI.1899-3.XI. 1961) - рус. сов. актёр.
Нар.. арт. РСФСР (1961). Работал в т-рах: студия Малого т-ра (1924-34),
Новый т-р (1934-38), Т-р им. МОСПС (1938-46), Моск. т-р драмы (1946),
Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1947-52), Моск. т-р им. Пушкина
(1954-61).
Роли: Актёр ("На дне"), Харди ("Русский вопрос"), Его
высокопревосходительство ("Третья молодость" бр. Тур), Жевакин
("Женитьба"), Дурново ("Семья" Попова), Шабель-ский ("Иванов" Чехова),
Абросимов ("Трасса" Дворецкого), M у ров ("Без вины виноватые") и др. Е,
X,
ШАТРЙН, Александр Борисович (р. 3.VIII.1919)- рус. сов. режиссёр.
Засл. арт. РСФСР (1958). В 1939 окончил театр.-муз. уч-ще им. Глазунова
(отделение драм. актёров). В 1939-46 служил в Красной Армии, был
актёром, затем режиссёром Ансамбля песни и пляски. В 1951 окончил реж.
ф-т ГИТИСа (педагоги А. Д. Попов и М. О. Кнебель). В 1951-55- режиссёр
Иркутского т-ра, где пост.: "Живой труп" (1951); "Собака на сене" Лопе
де Вега, "Платон Кречет" (оба в 1952); "Мать своих детей" Афиногенова