<< Пред.           стр. 873 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 передаче цветовой гаммы декораций и костюмов, проникновением в стиль
 эпохи, поисками выразительных костюмов, помогающих созданию сценич.
 образа.
  Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое озеро"
 (1948, 1957); "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица
 Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка" Минкуса
 (1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др.
  Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965. Вал.
 Н.
  ШЕСТАЕОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939] - укр.
 сов. актриса. После окончания гимназии работала учительницей в нар.
 школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого
 (1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла
 гл. роли: Олеся, Домаха ("Олеся", "Сумасброд" Кропивницкого), Маруся
 ("Ой, не ходи, Грицю...", "Маруся Богуславка" Старицкого), Харитина
 ("Наймичка" Карпенко-Карого).
  В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала
 в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах. Играла роли Няни
 ("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия").
  Ш. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом. Её игре была
 присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств.
  Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964, "Киевское
 слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3;
  "Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938, ј с.
 46. Е. Хл.
  "ШЕСТ‚РКА". ("Les Six") - тзорч. содружество франц. композиторов.
 Получило назв. в 1920 по аналогии с рус. "пятёркой" (так называли во
 Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д.
 Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." - поэт,
 режиссёр Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников
 её сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э.
 Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски новых принципов композиции.
 Членами содружества был создан балет "Новобрачные на Эйфелевой башне"
 (1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы "Ш." стали
 искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось.
  Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова, С.
 Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926;
  ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер.
 с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г.. Французская музыка XX века, М.,
 1964. Ал М
  Ш‚ФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ]
 - рус. композитор, дирижёр, педагог. В 1886 окончил Петерб.
 консерваторию. В 1898-1902 был дирижёром частной Панаевской оперы, с
 1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер - "Цыганы" (1901, Нар.
 дом); одноактного балета "Остров фантазии" (1910, Мариинский т-р,
 Петербург). Дирижировал операми: "Цыганы" собств. соч. (1901),
 "Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906) Чайковского, "Роберт-Дьявол"
 Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив.
  Ш‚ХТЕР, Борис Семёнович [8(20). 1.1900-16. XII. 1961] - сов.
 композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Член Коммунистич.
 партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск. (1929,
 класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год" (совм. с
 А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва; 2-я ред. 1955), "Юсуп и Ахмет"
 (совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы и балета, Ашхабад),
 "Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П.
 А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на Юге" (концертное
 исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы
 и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и др.
 соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории.
  Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962, JM 1. В.
 Делъ.
  ШИКАН‚ДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя и фам.- Иоганн Йозеф
 Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем. актёр, певец,
 режиссёр, либреттист, театр. деятель. С 1773 - актёр бродячих трупп, с
 1778 - директор одной из них (в 1780-81-в Зальцбурге). В 1784-86
 выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье
 Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в
 1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 -
 руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная
 флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль Папагено.
 Ал. М.
  ШИЛЛЕР (Schiller), Леон (14.III.1887-25.III. 1954) - польский
 режиссёр и театр. деятель. Получил муз. образование. Режиссёрскую
 деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в
 т-ре "Редута". С начала творч. деятельности Ш. стремился создавать
 монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича и С.
 Выспянского. Однако его первые работы носили несколько эстетский
 характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль", 1922). В
 1924-26 (совм. с В. Хожицей и А. Зель-веровичем) возглавил передовой
 демократический Т-р им. В. Богуславского в Варшаве. Острую социальную
 борьбу отразили спектакли "Роза" Жеромского (1926) и "Божественная
 комедия" Красиньского (1926), осуществлённые Ш. в этом театре. После
 закрытия театра властями Ш. перешёл в "Т-р Польски", где ставил
 произведения польской и мировой классич. драматургии. Спектакли Ш.
 "Самуэль Зборовский" (1927) и "Кордиан" (1930) Словацкого, "Болеслав
 Смелый" (1929) и "Освобождение" (1935) Выспянского, "Юлий Цезарь"
 Шекспира (1928) проникнуты бунтарской революц. романтикой. Выдающимся
 достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра явилась
 пост. "Дзядов" Мицкевича
  (1932, Львов). Протестом против социальной несправедливости бурж.
 мира были проникнуты спектакли:
  "Трёхгрошовая опера" Брехта (1929), "Цианкали" Вольфа (1930,
 Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова (1932, "Т-р Бельки",
 Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключён в концлагерь
 Освенцим, в 1944 переведён в лагерь Мурнау, освобождён сов. войсками.
  Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич.,
 социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении утвердить в
 новой Польше нар.-демократич. театр. иск-во. .Он руководил т-рами:
 Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль "Краковцы и горцы"
 Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в Варшаве (с 1949; "На дне",
 1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 вёл педагогич.
 работу по воспитанию режиссёров и актёров, в 1946 организовал театр.
 школу в Лодзи, с 1951 руководил отделом т-ра Гос. ин-та иск-в в Варшаве,
 созданным по его инициативе, редактировал журнал "Театральный дневник",
 был председателем Союза польских артистов т-ра и кино. Ш.- автор
 многочисл. статей и рецензий по вопросам т-ра и кино.
  Лит.: "Teatr", 1954, ј 10; "Pamietnik teatralny", 1955. ј 3-4 (оба
 журнала посвящены памяти Л. Шиллера);
  "Театр", 1950, ј 4, с. 91-100; 1962, ј 7, с. 160-62.
  ШИЛЛЕР (Schiller), Фридрих (10.XI.1759, Map-бах,- 9. V. 1805,
 Веймар)- нем. поэт, драматург и теоретик иск-ва. Род. в семье офицера.
 Был принудительно зачислен в закрытое военное уч-ще, при дворе
 вюртембергского герцога Карла Евгения. Несмотря на жестокий казарменный
 режим училища, пристально следил за обществ, и лит. жизнью, читал Г. Э.
 Лессинга, Шекспира, Гёте, Ж. Ж. Руссо, увлечённо воспринимал идеи
 движения "Бури и натиска" ("Штурм унд дранг"). Ранние стихи Ш. выражали
 пылкое свободолюбие, ненависть к феодальному беззаконию, к тирании
 властей, отвращение к трусливому филистерству, симпатии к угнетённым. В
 уч-ще Ш. написал свою первую драму "Разбойники" (1780) по мотивам
 новеллы К. Шубарта. В ней воплотились социэльно-этич. идеалы и
 художеств. принципы "Бури и натиска". Смертельная вражда кровных братьев
 (популярная тема в драматургии штюрмеров) олицетворяла столкновение
 благородного свободолюбия с корыстным властолюбием. Достоинства Карла
 делают его главарём шайки разбойников, но эти же достоинства вынуждают
 его покинуть шайку, добровольно сдаться властям, т. к. "злом нельзя
 исправить зло". Пьеса имела характерные для движения "Бури и натиска"
 черты: противопоставление естественных страстей бездушной рассудочности,
 культ неограниченной свободы личности, отказ от нормативных,
 дисциплинарных ограничений и от примирения с действительностью. Пьеса
 первоначально была издана анонимно, пост. в 1782 в Мангеймском т-ре за
 пределами Вюртемберга. Каждый спектакль превращался в бурную
 манифестацию. Интеллигенция, молодёжь шумно приветствовали поэта, реакц.
 журналы резко осуждали пьесу. Герцог приказал арестовать Ш. (за
 самовольную отлучку за границу) и особым приказом воспретил "сочинять
 комедии и подобную чепуху". Осенью 1782 Ш. бежал из Вюртемберга [2-е
 изд. "Разбойников" вышло с именем автора и девизом In tyrannos! (На
 тиранов!)]. Наступили годы лишений и скитаний, мучительных разочарований
 и упорных поисков смысла жизни и творчества. К этому времени относится и
 первая тео-ретич. работа Ш., посв. сценич. иск-ву,-"О современном
 немецком театре" (1782). В духе просветит. традиций Ш. писал о
 назначении т-ра, к-рый "...развертывает перед нами разнообразное зрелище
 страданий человеческих. Он ...вознаграждает... приобретением мужества и
 опытности" (Собр. соч., т. 6, M., 1957, с. 20). В 1783 Ш. жил
 преимущественно в Мангейме, состоял в штате Мангеймского т-ра. Историч.
 драму "Заговор Фиеско в Генуе" (1784, Мангеймский т-р) Ш. назвал
 "республиканской трагедией". Герой пьесы, честолюбивый, умный аристократ
 возглавляет нар. восстание и сам узурпирует власть. Драматург оспаривал
 штюрмерский индивидуализм и воплощал в этом произв. свои представления о
 внутр. закономерностях любой политич. борьбы, неизбежно выдвигающей
 расчётливых властолюбцев. Ш. карает героя, изменившего идеалам нар.
 свободы (Фиеско убивает республиканец Веррина), но завершает пьесу
 примирение республиканцев со старым герцогом. В спектакле Ш. изменил
 конец-Фиеско не погибал, а раскаивался в своих честолюбивых замыслах.
 Пьеса "Заговор Фиеско" имела меньший успех, чем "Разбойники". Ш. в
 письме к Рейнвальду 5 .мая 1784с горечью писал, что "республиканская
 свобода здесь звук без всякого значения, пустое слово". Знаменателен был
 успех его новой драмы "Коварство и любовь" (1784, Мангеймский т-р).
 Коварство бездушных честолюбцев, придворных карьеристов разрушает любовь
 молодого аристократа и девушки из плебейской семьи. Нем. Ромео и
 Джульетту убивает не слепая ненависть родовой вражды, не трагич.
 сцепление случайностей, как героев Шекспира, а хитроумные расчёты,
 целеустремлённая интрига, власть сословных предрассудков, т. е.
 конкретная действительность нем. феодального захолустья. Традиционно
 штюрмерское противопоставление благородной чувствительности
 бесчеловечному рассудку стало в этой пьесе - "...первой немецкой
 политически тенденциозной драме" (см. Ф. Энгельс, в'кн.: Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 333) - общественно-исто рич. и
 художеств. правдой. Это подчёркивается эпизодом, в к-ром рассказывается
 о продаже солдат в иностр. армии, об одном из гнусных обычаев нем.
 абсолютизма. С 1783 вМангейме Ш. начал издавать журн. "Рейнская Талия".
 В первом номере были опубликованы сцены новой драмы Ш. Дон Карлос" и
 текст речи "Театр. как нравственное учреждение", в к-рой Ш. стремился
 сочетать просветительные идеалы иск-ва с штюрмер-скими
 сентименталистскими представлениями о стихийной иррациональной
 чувственной природе художеств. творчества. В том же году Ш. переехал в
 Лейпциг, затем в Дрезден. Работа над пьесой "Дон Карлос" продолжалась
 более 4 лет и в окончат, варианте пьеса стала поэтич. и политич.
 трагедией (1787, Гамбургский, Мангеймский т-ры). Это - первая пьеса
 Ш.,написанная в стихах. Ш. отказывается от штюрмер-ской свободы языка и
 композиции. Поиски более строгой драматургич. формы выражают искания Ш.
 объективных гармонич. обществ, идеалов. Мятежный субъективизм "Бури и
 натиска", отвергающий законы морали, обществ, обязательства и эстетич.
 нормы, уступает осознанию ответственности индивидуума перед обществом,
 необходимости прочных нравственных принципов. Образ маркиза Позы
 олицетворяет бескорыстное, самозабвенное служение идеалам гражданской
 свободы, человечности. В пьесе реалистически раскрыты внутр.
 противоречия сложных, пластически изображенных персонажей. Показана
 несостоятельность просветительских иллюзий, невозможность перевоспитания
 тиранов, жесткая сила великодержавной власти, подавляющей гуманный
 порыв, даже если он возникает в душе самого монарха. В конце 80-х гг. Ш.
 испытывал идейно-творческий кризис, сомневался в смысле и задачах
 иск-ва. Считая, что лит-ра и т-р должны служить человечеству, Ш.
 отвергал штюрмерский нигилизм, требования абсолютной свободы страстей,
 неограниченного творческого самовыражения. Но он не соглашался с тем,
 что иск-во должно быть только вспомогательной силой, только средством
 распространения философских теорий, пропагандой нравственных законов. Он
 пристально исследовал собственное творчество ("Письма о Дон Карлосе",
 1788), изучал историю, философию. Особое внимание Ш. привлекало античное
 иск-во. Он обращался к античным традициям, стремясь по-новому осмыслить
 художеств. наследство тех эпох, когда все виды иск-ва и поэзии имели
 решающее значение для обществ, жизни.Ш.пришёл к убеждению, что только
 слияние идейных, нравственных и эстетич. ценностей придаёт бессмертную
 силу художеств. произведениям. В 1788 Ш. перевёл "Ифигению в Авлиде" и
 "Финикиянок" Еврипида. В 1789 стал профессором истории в Иенском ун-те.
 События франц. бурж. революции 1789-94 воспринял как исторически
 необходимые следствия всего предшествующего развития феодальной
 государственности. Радовался крушению монархии, гордился тем, что его
 "Разбойники" имели успех в революц. Париже. В 1792 Конвент присвоил Ш.
 звание "почетного гражданина французской Республики". Однако отношение
 Ш. к событиям, происходившим во Франции, к новым обществ.-исто рич.
 проблемам, возникавшим из противоречивого развития бурж. революции, было
 сложным. Ш. судил о политических событиях не только как моралист,
 поборник абсолютных вечных законов гуманизма, но и как философ-историк;
 он раньше мн. современников увидел бесплодность террора, к-рый из
 средства революц. борьбы становился самоцелью и расчищал пути не
 революции, а реакции. В 1795 Ш. предсказал наступление военной
 диктатуры. События во Франции, окончившиеся коронованием Наполеона,
 общественно-политич. несостоятельность нем. феодальных государств,
 бедствия народа, войны и нищета обостряли идейно-творч. кризис поэта.
 Стараясь найти ответы на вопросы о смысле истории и смысле человеческой
 жизни, он усиленно изучал философию И. Канта, разрабатывал эстетич.
 теории, особенно много занимался теорией драмы и сценич. иск-ва ("О
 причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами", "О
 трагическом искусстве", 1792, "Письма об эстетическом воспитании",
 1795). Ш. считал построение истинной свободы "самым совершенным из
 произведений искусства" (Собр. соч.,т. 6. М., 1957, с. 253). Однако,
 подобно своему герою маркизу Позе, он понимал неосуществимость
 гуманнстич. общественных идеалов и поэтому утверждал необходимость
 эстетич. воспитания. В иск-ве и поэзии Ш. видел единственную возможность
 к осуществлению идеалов свободы, разума, человечности. Исследуя
 конкретно-исто-рич. развитие иск-ва, Ш. подчёркивал его общечеловеческую
 непреходящую ценность, утверждая решающее обществ, и воспитательное
 значение иск-ва, отвергал требования прямой "моральной целесообразности
 в эстетических предметах" так же как классицистские ограничения пределов
 "дозволенного" в иск-ве.
  В 1794 Ш. начал издавать лит. журнал "Оры" (Ногеп), в к-ром
 сотрудничал Гёте. Дружба с Гёте, начавшаяся в эти годы и усиливавшаяся
 после переезда в Веймар (1799), стала знаменательной страницей в истории
 нем. и мировой культуры. Ш. преклонялся перед Гёте, но, вопреки ему,
 считал необходимым идеализировать действительность в иск-ве во имя
 эстетич. воспитания человечества. Творч. метод Гёте, идущий от
 конкретного индивидуального опыта к художеств. обобщениям, Ш.
 противопоставлял методу поэтич. дедукции, ведущей от умозрительной общей
 идеи к конкретному индивидуальному образу ("О наивной и сентиментальной
 поэзии", 1795). Более десяти лет Ш. не писал драм. Это было время
 теоре-тич. исследований, философской лирики, баллад, которые Гёте назвал
 "маленькими драмами", и резкой полемики против романтиков. Но вскоре
 наступает новый период интенсивного и многообразного драматургич.
 творчества. В 1798-99 была написана трилогия "Валленштейн" - "Лагерь
 Валленштейна" (1798), "Пикколомини" (1799), "Смерть Валленштейна" (1799)
 - все три пост. в Веймарском т-ре, в 1800- "Мария Стюарт" (1800,
 Веймарский т-р), в 1800-01- "Орлеанская дева" (1801, там же), в
 1804-"Вильгельм Теллъ" (1804, Веймарский т-р). Начатая в 1804 исто-рич.
 драма о смутном времени в России "Дмитрий" осталась незаконченной. Этим
 драмам, при всей разнородности их сюжетов, идей, исто рич. и нац. фона,
 присущи общие черты: крупные масштабы философской и социально-исто рич.
 проблематики, последовательное драматич. построение, реалистич.
 правдоподобие в изображении характеров, обществ, и личных отношений. При
 этом Ш. свободно обращается с исто-рич. фактами, группируя и даже
 видоизменяя их в соответствии с внутр. необходимостью драм. сюжета. Язык
 этих пьес более строгий, сдержанный. Герой трилогии "Валленштейн" - исто
 рич. лицо Альбрехт Валленштейн, главнокомандующий австр. императорских
 армий в годы Тридцатилетней войны. Одарённый полководец, умный, трезвый,
 опытный политик оказывается бессильным и гибнет, когда пытается
 противоборствовать историч. необходимости. Для достижения цели, к-рую он
 считает благом государства, честолюбец применяет безнравственные
 средства - ложь, предательство, и его покидают самые преданные друзья.
  Мария Стюарт, бывшая королева Шотландии, повинная в убийствах,
 кровавых усобицах, осуждена на смерть своей счастливой соперницей
 королевой Англии Елизаветой. Казнь Марии неизбежна потому, что этого
 требуют интересы британского государства, народ встревожен заговором её
 сторонников, угрозон новых войн и смут. Но страдания обречённой женщины,
 её жизнелюбие, смелость, мечты о свободе очищают виновную героиню,
 придают ей обаяние, вызывают сочувствие. Напротив, победившая её
 Елизавета - олицетворение торжествующей государственной власти -
 предстаёт лицемерной, бесчеловечно жестокой.
  Героиня "Орлеанской девы" - скромная пастушка Жанна д'Арк,
 победоносная воительница за свободу родины, гибнет потому, что, полюбив,
 она нарушила роковой обет (Ш. существенно видоизменяет и легенду, и
 историю; его героиня погибает не на костре, а в бою, в решающий миг она
 спасает короля и умирает победительницей). Коллизия "Мессинской невесты"
 развивается по строгим законам "трагедии рока" с хорем, соблюдением трёх
 единств. Это - единственный у Ш. опыт классицистской драматургии.
  Вильгельм Телль - один из персонажей швейцарского фольклора,
 становится в драме Ш. нац. героем. В драме сочетаются нар. предания,
 летописная история и непосредственное отражение политич. современности.
 Вильгельм Телль - вольный охотник, добрый богатырь, защитник слабых -
 сперва действует в одиночку, следуя только ;своей совести. Но затем
 множество разных действующих лиц объединяется одной общей необходимостью
 борьбы против угнетения. Решающее значение в этой пьесе имеют
 декоративный фон, муз. сопровождение, реалистич. детали бытовой
 обстановки (предусмотрены подробными ремарками). Эти и др. реалистич.
 черты драматич. поэтики Ш. закономерно связаны с тем, что впервые в
 истории мирового т-ра героем драмы стал народ, не как безликая масса, а
 в живом сочетании индивидуальных характеров и судеб. Драма и прежде
 всего центр. образ Вильгельма Телля олицетворяют существенно новое для
 Ш. и для всей европ. лит-ры представление о решающем историч. значении и
 нравственном величии нар.масс. Ш. вдохновенно поэтизирует вооруженную
 борьбу народа за гражданские права и человеческое достоинство. В сцене
 разрушения крепости Цвингури для современников было очевидным драматич.

<< Пред.           стр. 873 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу