<< Пред. стр. 876 (из 913) След. >>
людей. В лучшей пьесе Ш.- "Чужой ребёнок" (1933, Ленингр.т-р Комедии,Моск. т-р Сатиры)-чётко определились особенности творчества драматурга:
светлый юмор, ирония, мастерское владение приёмами комедийного т-ра.
Пьесы Ш. широко ставились в сов. т-ре и за рубежом. Ш. принадлежат также
пьесы:
"Вредный элемент" (1927, Студия Малого т-ра), "Шулер" (1929, там же и
Ленингр. т-р Комедии), "Простая девушка" (1937, Моск. т-р Сатиры),
"Весенний смотр" (1937, Ленингр. т-р Комедии), "Страшный суд" (1939, там
же), "Последний день" (1945, Т-р им. Вахтангова), "Мирные люди" (1945,
Ленингр. т-р Комедии) и др.
Соч.: Комедии, М., 1954.
Лит.: Фролов В., О советской комедии, М., 1954.
И. В. ШКЕТАН [наст. имя и фам.- Яков Павлович Майоров; 17(29).Х.
1898-16.V.1937] - марийский сов. писатель, драматург. Один из
основоположников марийской советской литературы. После Октябрьской
революции был организатором передвижной марийской труппы, работал как
режиссёр и актёр. В 1919 написал своё первое дра-матургич. произв.пьесу
"Лишний" из жизни дореволюц. марийской деревни (дост. участниками
художеств. самодеятельности Обл. парт. школы). Теме революции и гражд.
войны посв. пьеса "Весна победила" (1922). Крушение собственнич.
психологии, рождение сельской кооперации показаны в драме "Сардай"
(1922). В пьесах "Эх, родители!" (1923), "Бешеный" (1922) Ш. высмеивает
отживший жизненный уклад. В пьесе "Восход солнца" (1932) драматург
призывает к бдительности. О дна из последних пьесШ.- "Урожай" - посв.
колхозному строительству (1933). Комедии Ш. ("Кривоносый лапоть", 1935,
и др.) проникнуты нар. юмором, написаны образным языком, высмеивают
реакц. взгляды, бюрократизм, тщеславие. Большое влияние на творчество Ш.
оказал М. Горький (даже свой псевдоним - по-русски "одинокий"- Ш. взял в
подражание псевдониму Горького). Пьесы Ш. были пост. Марийским т-ром в
Йошкар-Оле, к-рый носит имя Ш. Ставились также Передвижной марийской
труппой, нац. драм. кружками.
Соч.: Пьеса - Шамыч, в его. кн.: Пьесы, Йошкар-Ола, 1950; Пьеса -
влак, [Собр. соч.]. Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак, т. 1,
Йошкар-Ола, 1962 (на марийском яз.); Восход солнца. Пьесы, пер. с
марийского, Йошкар-Ола, 1954. (Послесловие Б. Бассаргина "М. Шкетан -
драматург").
Лит.: Э м а н С., М. Шкетанын драматургийже,- "Марий альманах",
Йошкар-Ола, 1948, ј 22, с. 165-68; его же, Драматургия Шкетана, в кн.:
Ученые записки МарНИИ языка, лит-ры и истории, вып. IV, Йошкар-Ола,
1951, с. 59- 80; Асылбаев А., Классик марийской лит-ры, в альманахе
"Молодость", кн. 7, Йошкар-Ола, 1948; Че р н ы х С., Драматургия
классика марийской советской лит-ры М. Шкетана начала 20-х годов, в кн.:
Ученые записки Каршин-ского гос. педагогич. ин-та, вып. 3, Карши, 1959,
с. 79-96;
Бассаргин Б. А.,М. Шкетан. О жизни и творчестве писателя, Йошкар-Ола,
I960 (имеется библ., с. 117-19).
А. Ив.
ШКЛЯЕВА-ВОЛКОВА, Анастасия Васильевна [р.8(21).X.1908] - удм. сов.
актриса. Нар. арт. Удм. АССР (1957) и засл. арт. РСФСР (1958). В 1930
окончила 2-годичные театр. курсы в Ижевске. В 1931-33 училась в Центр,
техникуме театр. иск-ва (ныне ГИТИС). В 1933-61 - актриса Удмуртского
т-ра (Ижевск). Создала образы удм. женщин, точно передающие особенности
нац. характера, быта.
Роли: Груня Тарасова, Лена, Валентина, Саня (о. п., "Голубые глаза",
"Герои", "Капитан Усманов" Гаврилова), Дукья ("Старый Мултан" Петрова),
Дыдык ("Огненное моление" Садовникова), Чумой ("Отщепенец"
Перевощикова), Петровна ("Не забывайте этого" Перевощикова), Арина
Пантелеймоновна ("Женитьба"), Кабаниха, Пелагея Егоровna, Анна Устиновна
("Гроза", "Бедность не порок", "Пучина" Островского), Полина ("Враги"),
Марья Тарасовна ("Платон Кречет") и др. Л. Ив.
ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ - см. Конный жанр.
"ШКОЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА" (L'ecole du bon sens) - назв. лит. группы, в
к-рую входили франц. драматурги 40-50-х гг. 19 в., выступавшие против
романтизма. "Ш. з. с." требовала внесения в драму "разумного начала",
видя его в оттеснённом романтиками классицизме. По существу же деятели
"Ш. з. с." восстали против демократической, протестующей направленности
прогрессивного романтизма, утверждали в драматургии бурж. мораль и
правопорядок. Наиболее известным, "программным" произв. "Ш. з. с." была
пьеса "Лукреция" Понсара (1843, т-р "Одеон"), написанная в форме
классицистской трагедии. В полемике с романтиками Понсар создаёт свой
идеал поэтического, к-рый получает выражение в образе героини,
олицетворяющей собой супружескую верность.
Под влиянием событий революции 1848 представители "Ш. з. с." стали
обращаться к современности, изображать жизнь бурж. общества,
противопоставляли романтич. теме разлада между мечтой и
действительностью утверждение существующих форм обществ. устройства,
"здравый смысл" среднего буржуа. Один из наиболее характерных
представителей "Ш. з. с."- драматург Э. Ожъе. Деятельность "Ш. з.. с."
сыграла положит. роль в развитии бурж. реалистич. драмы во Франции.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963, с. 247-51.
ШКОЛА-СТУДИЯ ИМЕНИ В. И. НЕМИРОВИ-ЧА-ДАНЧЕНКО при МХАТе СССРиме-ни М.
Горького - высшее театральное учебное заведение в Москве. Организовано в
1943 с целью подготовки актёров для МХАТа в духе идейно-творческих
принципов этого т-ра. Затем студия стала готовить работников и для др.
т-ров. В Ш.-с. имеются ф-ты: актёрский и постановочный (выпускает
художников-технологов сцены - руководителей постановочной частью и
цехов). В 1961 открылось вечернее отделение постановочного ф-та, а в
1964 очное и заочное вечерние отделения актёрского ф-та при
Оренбургском, Калининском, Вологодском и др. т-рах. При Ш.-с. действует
научно-исследовательская комиссия по изучению и изданию наследия К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди преподавателей
Ш.-с.нар. артисты СССР В. О. Топорков, M. H. Кедров, В. Я. Станицын, П.
В. Массальский, засл. деят. иск-в В. В. Шверубович и др. Ректор Ш.-с.-
В. 3. Радомысленский. Наряду с осн. дисциплинами (актёрское мастерство и
сценич. речь) в студии преподаются также пение, фехтование,
со-циально-экономич. науки, эстетика, история т-ра, музыки, лит-ры,
изобразит, иск-в. Мн. воспитанники студии вошли в труппу МХАТа - Е. А.
Хромова, В. С. Давыдов, Л. И. Губанов, H. И. Гуляева, B.B. Калинина, Л.
А. Кошукова и др. Среди окончивших Ш.-с.- Т. В. Доронина, А. В. Баталов,
Е. Я. Урбанский, В. И. Коршунов и др. В 1956 выпускники Ш.-с. вместе с
молодыми актёрами др. т-ров образовали новый молодой театр
"Современник". А. Д.
ШКОЛЬНАЯ ДРАМА-вид драм. произв., предназначавшихся для исполнения в
духовных учебных заведениях. Возник в странах Зап. Европы в 15 в., в
России в 17 в. с целью изучения латинского яз. Впоследствии Ш. д. стала
разыгрываться на яз. народов соответствующих стран. См. Школьный театр.
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (в P о с с и и) - театр при духовных учебных
заведениях. Первый (упоминающийся в лит. источниках) спектакль состоялся
в Кие-во-Могилянской академии. В 1672 пост. мистерия "Об Алексее
человеке божием", прославлявшая царя Алексея Михайловича. В 1679 Симеон
Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал
о необходимости организации при ней Ш. т.; он написал для Ш. т. две
пьесы - "Комедия-притча о блудном сыне" и о "Новуходоносоре царе".
Дальнейшее развитие Ш. т. связано со Славяно-греко-латинской академией в
Москве (организована в 1687). Здесь давались представления:* "Ужасная
измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным"(1701); мистерия
"Страшное изображение второго пришествия господня на землю" (1702; в
мистерии действовал т. н. Марс Роксоланский, олицетворявший Петра I и
Россию), "Торжество мира православного" (о взятии рус. войсками шведской
крепости Нотебурга-Орешка);
"Божие уничижителен гордых уничижение" (1710; о разгроме шведской
армии под Полтавой). В спектакли Ш. т. широко входили интермедии
(бытовые сатирич. сценки), иногда косвенно связанные с осн. действием, в
них использовались сюжеты и приёмы скоморошьих представлений и нар. игр.
Часто в интермедиях в комич. виде изображались представители
привилегированных классов.
Самое значит, произв., написанное для Ш. т.,- "трагедокомедия"
"Владимир..." Феофана Прокоповича (1705, пост. в Славяно-греко-латинской
академии). В ней автор обращается к историч. сюжету (крещение Руси),
вместо аллегорич. масок в пьесе действуют бытовые персонажи. Ш. т.
существовали также в семинарии Ростова Великого (пост. пьесы Дмитрия
Ростовского "Комедия на рождество Христово" и др.), в духовной семинарии
в Сибири и др. В 1720-40 существовал Ш. т. в хирургич. школе при
госпитале, руководимом доктором Бидлоо (Москва); здесь были пост.
"История Александра Македонского и Дария", "Слава Российская" Журавского
и др. Игра актёров в Ш. т. подчинялась правилам классицизма. Оформление
и костюмы в представлениях Ш. т. носили сим-волич. характер
(добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, злодеи - в чёрных,
Мир выходил с оливковой ветвью, Изобилие - с рогом, Обман - в волчьей
шкуре, Добродетель - в львиной и т. п.). Во 2-й пол 18 в. в результате
гонений духовенства, протестовавшего против Ш. т. из-за развития в нём
светских элементов, а также конкуренции со стороны нарождавшегося проф.
драм. т-ра, Ш. т. прекратил существование.
Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр. От истоков до
середины XVIII в., М., 1957.' ю. Д.
ШКРОУП (Skroup), Франтишек Ян (3.VI.1801 - 7. II. 1862) - чеш.
композитор, дирижёр, певец, обществ. деятель. Учился в Праге. Дирижёр
Сословного т-ра в Праге (1827-57). Автор первой комич. оперы на чеш.
текст - "Проволочник" (1826, Сословный т-р), в -к-рой исполнил гл.
партию; опер - "Ночная тень" (1827), "Олдржих и Вожена" (1828), "Принц и
змея" (1832), "Либушин брак" (1835), "Драгомира" (1848), "Морской гёз"
(1851), "Колумб" (пост. в 1942, Нац. т-р, Прага). Ш. принадлежит также
"библейская мелодрама" "Братья-враги" (1831), музыка к драматич.
спектаклям.
Лит.: Plavec J., Frantisek Skroup, Praha, 1946. Ал. М.
ШЛАФ (Schlaf), Иоганнес (21.VL1862-l.II.1941)- нем. писатель и
драматург. Представитель натура-листич. драмы в Германии. Вместе с А.
Холъцем написал драму "Семья Зелике" (1890, "Свободный т-р" О. Брама,
Берлин). Второй драме Ш. "Мастер Ельце" (1892) присущи черты
импрессионизма. В пьесах Ш. изображается обыденная, будничная жизнь
городских низов, моральное разложение мел-кобурж. семьи. Социальная
проблематика осложняется биологич. факторами (пьянство, болезнь, смерть
и т. д.). Для натуралистич. драмы Ш. типично стремление к точному
воспроизведению действительности, нек-рая сентиментальность, бытовой,
деформированный язык. В последующих пьесах Ш. (комедия "Весна", 1896,
драмы "Гертруда", 1898, "Враждебные", 1899, "Вейганд", 1906) сказалось
увлечение мистикой и теософией.
Лит.: Zweig S., J. Schlaf der "Suchenden", "Magazin fur Litteratur",
B., 1902, ј 31; B a t e L. und W e v e r-Rotermund K., (Hrsg.), J.
Schlafs Leben und Werke, Querfurt, 1933. Harn. B.
ШЛ‚ГЕЛЬ (Schlegel) - нем. историки т-ра, критики и писатели. 1)
Август Вильгельм Ш. (1767 -1845) - историк лит-ры и драматургии, критик
и переводчик. Вместе с братом Фридрихом Ш. разрабатывал теорию нем.
романтизма. Изучал богословие ,и филологию в Гёттингенском ун-те.
Выходец из бюргерской среды, Ш. первоначально увлекался идеями франц.
революции, но после 1793 стал монархистом, реакционером. Последователь
идеалистич. философии И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, Ш. принял
католичество и пришёл к отрицанию прогресса, поли-тич. мракобесию. В
1798-1800 Ш. совместно с братом издавал в Иене журнал "Атеней",
объединивший т. н. "старших романтиков" (Л. Тик, Новалис и др.). В
статьях этого журнала и особенно в цикле лекций "Об изящной литературе и
искусстве" (прочитан в Берлинском ун-те в 1801-04, изд. в 1884)
сказалась реакционность иенского романтизма. Ш. утверждал, что романтич.
иск-во неразрывно связано с религией. Он определял прекрасное в иск-ве
как "символическое изображение бесконечного". Воззрения Ш. на драма-тич.
иск-во сформулированы им в цикле лекций "О драматическом искусстве и
литературе" (прочитан в Вене, в 1808, изд. в 1809-11). Ш. подразделяет
драму на "пластическую" "антическую" (античную) и "живописную"
(современную, романтическую). Критикуя франц. классицистов за узость и
рационализм, Ш. противопоставлял им творчество Шекспира. Он перевёл 17
трагедий Шекспира. В 1797-1801 совм. с Тиком издал 8 томов пьес Шекспира
в собстз. переводе. Эволюция политич. и эстетич. взглядов Ш. выразилась
в переоценке им в последующие годы античности, франц. классицизма,
творчества Шекспира, в утверждении драматургии Кальдерона, насыщенной
религиозными мотивами, христианским смирением, мистикой (Ш. перевёл 5
драм Кальдерона). Единственная самостоят, пьеса Ш.- "Ион" (1803).
2) Фридрих Ш. (1772-1829) - нем. писатель, критик. Брат Августа
Вильгельма. Теоретик "иенского романтизма". Получил филологич.
образование в Гёттингенском и Лейпцигском ун-тах. Под влиянием франц.
революции увлекался античной демократией, но впоследствии стал
ревностным защитником реакц. политики Меттерниха, призывал бюргеров к
примирению с феодальными нем. порядками, проповедовал католицизм. В
журнале "Атеней" (1798-1800) Ш. опубликовал "Фрагменты", в к-рых,
опираясь на идеалистич. философию И. Г. Фихте, изложил эстетич. принципы
"иенского романтизма". Ш. утверждал субъективизм творчества, выдвинул
принцип романтич. иронии, стремления к прекрасному, бесконечному.
Интерес Ш. к т-ру проявился в его эстетич. статьях о драме и комедии. Он
обосновал принципы совр. философской трагедии, к-рую противопоставил
античной трагедии. В статье "Об эстетической ценности греческой комедии"
Ш. утверждал принципы абстрактной комедии ("чистой радости"), резко
критиковал совр. ему мещанскую драму А. Иффланда и А. Коцебу,
противопоставляя ей романтич. драму. Единственная трагедия Ш. "Аларкос"
(1802) написана под влиянием Кальдерона.
Эстетич. теории бр. Ш. оказали влияние на европейский романтич. театр
19 в. Бесспорной заслугой их является утверждение в Германии драматургии
Шекспира.
Лит.: Литературная теория немецкого романтизма. Л., [1934], с.
169-210; Brandt О., A. W. Schlegel. Der Romantiker und die Politik,
Stuttg,- B., 1919; G e n e e R., A. W. Schlegel und Shakespeare, B.,
1903; Wiese B., F. Schlegel, B., 1927. г. Гур.
ШЛЕПЯНОВ, Илья Юльевич [27.Х (9.XI). 1900- 21.XII. 1951] - рус. сов.
режиссёр и театр. художник. Засл. арт. РСФСР (1933). Учился в Гос.
высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ; окончил в 1925). Одновременно
оформлял спектакли в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда: "Д. E." Подгаецкого
(1924), "Учитель Бубус" Файко и "Мандат" Эрдмана (1925). Под рук.
Мейерхольда Ш. разработал для этих спектаклей многообразные приёмы
сценич. оформления (подвижные щиты, трансформирующие сценич. площадку,
движущиеся концентрич. круги-кольца сцены, сочетающиеся с системой
щитов, и др.). В 1926-28 Ш.- гл. художник Бакинского рабочего т-ра.
Затем (до 1937) - режиссёр и гл. художник моек. Т-ра Революции; оформил
здесь спектакли:
"Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932) и "После бала" (1934)
Погодина, "Ромео и Джульетта" (1935) и др. Для работ Ш. этого периода
характерны конструктивно-архитектурный принцип оформления, применение
фотомонтажа, отказ от живописных плоскостных декораций. В пост. и
оформлении "Улицы радости" Зархи (1932, Т-р Революции) Ш. воспроизвёл
конкретную атмосферу лондонского захолустья, разоблачал
консервативно-мещанский уклад жизни бурж. Англии.
С конца 30-х гг. занимался в осн. режиссёрской работой. В 1938-39 - в
Ленингр. Малом т-ре оперы и балета (пост. "Кола Брюньон" Кабалевского,
"Помпадуры" Пащенко). В 1940-44 руководил Т-ром Ленсовета и Т-ром Сатиры
в Москве. С 1944- гл. режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.
Наряду с пост. классики ("Травиата", 1944, "Евгений Онегин", 1945,
"Борис Годунов", 1949), Ш. ставил здесь также произв. сов. оперного
репертуара:
"Дуэнья" Прокофьева (1946), "Семья Тараса" Кабалевского (1950; Гос.
пр. СССР, 1951) и др. Деятельность Ш. Б этом т-ре (проходившая в
содружестве с дирижёром Б. Э. Хайкиным) отличают поиски монументальной
формы, композиционная чёткость и естественность массовых сцен,
стремление добиться от певцов исполнения, свободного от натуралистич.
штампов и бытовых деталей. Большое внимание Ш. уделял изобразительной
стороне спектаклей (работал с художниками В. В. Дмитриевым, С. Б.
Вирсалад-зе, А. И. Константиновским и др.). Значит, событием муз.-театр.
жизни был пост. Ш. в Т-ре им. Кирова героико-патриотич. спектакля
"Орлеанская дева" Чайковского (1945; Гос. пр. СССР, 1946).
Лгит.: Гвоздев А. А., Театр имени Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л.,
1927; Марголин С., Художник театра за XV лет, М., 1933;
Богданов-Березовский В., Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и
балета им. С. М. Кирова, Л.- М., 1959. М. П.
ШЛЕТЫНЬСКИЙ (Szletynski), Хенрык (р. 27.11. 1903) - польский актёр,
режиссёр, педагог. Член ПОРП с 1949. В 1923 окончил актёрский ф-т
Варшавской консерватории. Ученик Ю. Остэрвы, С. Высоцкой и А.
Зельверовича. Актёрскую деятельность начал в "Т-ре Розмаитости"
(Варшава) под рук. Л. Соль-ского, затем играл в т-рах гг. Калиша,
Вильно, Львова. Одновременно в 1926 окончил историч. и филологич. ф-ты
Варшавского ун-та. С 1930 - актёр "Т-ра Атенеум" (Варшава), был также
лит. руководителем этого т-ра. После установления в стране нар. власти в
1945 Ш. организовал и возглавил драматич. студию в Лодзи - первое
послевоенное театр. учебное заведение в Польше. В 1945-48 - актёр и
режиссёр Т-ра Войска Польского (Лодзь), в 1948-49 и 1956-59 т-ров
"Польски" и "Камеральны" (Варшава), в 1949-56 т-ров гг. Вроцлава,
Кракова и "Т-ра Повшехны" в Варшаве, с 1959 работает в "Т-ре Народовы"
(Варшава).
Роли: Порфирий ("Преступление и наказание" по Достоевскому), пан
Иовяльский (о. п. Фредро), Энгстранд ("Привидения"), Журден ("Мещанин во
дворянстве"), Вурм ("Коварство и любовь"). Грабен ("Балладина"
Словацкого), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Журналист ("Свадьба"
Выспяньского), Серебряков ("Дядя Ваня") и др.
Пост.: "Разбойники" (1933); "Преступление и наказание" по
Достоевскому (1934), "Егор Булычев и другие" (1935);
"Враг народа" Ибсена (1935), "Чужой ребёнок" Шкваркина, "Роза"
Жеромского, "Антигона" Софокла (все в 1936), "Женитьба" (1937), "Отелло"
(1948); "Остров мира" Петрова (1949; первая пост. в Польше), "Фантазий"
Словацкого (1954), "Таланты и поклонники" (1959); "Борис Годунов"
(1963), "Ричард II" Шекспира (1964) и др.
С 1952 преподаёт в Академии иск-в (Варшава, Краков), Высшей театр.
школе (Варшава), с 1952- профессор. Ш.- автор работ, посв. проблемам
совр. новаторского т-ра, сценич. речи, учению Станиславского и др. В
1959-61 и 1963-65 возглавлял Союз польских артистов т-ра и кино, в
1958-64 - член Варшавского комитета ПОРП, в 1959-65 - член Гл. правления
Международной федерации актёров (ФИА).
Соч.: Problematyka badan nad teatrem novoczesnym i wspolczesnym,
"Materialy do studiow i dyskusji z zakresu teorii i historii sztuki,
krytyki artystycznej...,", Warsz., 1955, .ј 3-4; Szkola dramatyczna W.
Boguslawskiego, Warsz., 1954; Przedmowa do wydania polskiego, в кн.:
Stanislawski K., Etyka, Kr., 1951; Problemy wymowy scenicznej, в кн.:
Kultura mowy scenicznej, Warsz., 1961; Szkice o teatrze rosyiskim,
[Warsz.], 1947. Л. Мал.
"ШЛОСПАРК-ТЕАТР" (Schlosspark-Theater) - нем. театр. Находится в Зап.