<< Пред.           стр. 880 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Миллионерша"- 1964, Т-р им. Вахтангова; 1965, Ленингр. т-р им. Ко-мисса
 ржевской.
  Соч.: Standard edition of the works, of B. Shaw, v. 1-36, L.,
 1931-51; Избр. произв. в 2 тт., пер. с англ., М., 1956 (вступ. ст. П. С.
 Балашова); О драме и театре, пер. с англ., М., 1963 (вступ. ст. А. А.
 Аникста).
  Лит.: Hcnderson A.,G.B. Shaw, Man of the century, N. Y., [1956]; E r
 v i n e St. J., B. Shaw, his life, work and friends, L., [1956]; P e а г
 s о n H., G. B. S., a full length portrait, L., 1961, N. Y., [1961]; B e
 n t 1 e v E., B. Shaw, [Norfolk (Connect!)], 1957; Chesterton G. K., G.
 Б. Shaw, L., 1909; Fuller E., B. Shaw, critic of Western morale,
 N.Y.-L., 1950; W a r d A. C., B. Shaw, N.Y., 1951; P u r d о m С. В., A
 guide to the plays of B. Shaw, L., 1963; Wood-bridge H. E., G. B. Shaw,
 creative artist, Carbondale (Jll.), 1963; West A., G. B. Shaw "A good
 man fallen among fabians", N. Y., 1950; E 1 1 e h a u g e M.E., The
 position of B. Shaw in European drama and philosophy, Cph., 1931; M a n
 d e r R. and Mitchenson J., Theatrical companion to Shaw, L.. 1954; Л у
 н а ч а р с к и и А., Б. Шоу, в кн.: Л у и а ч а р с к и и А. В., О
 театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; его же. Предисловие
 к кн. Б. Шоу, Чернокожая девушка в поисках бога, М., 1933; Д и-н а м о в
 С., Б. Шоу. М.- Л., 1931; Кржижановский С. Драматургические приемы Б.
 Шоу, "Литературный критика, 1934, ј 4; АН и к с т А., Б. Шоу, М., 1956;
 Гражданская 3., Б. Шоу. Очерк жизни и творчества, М., 1965; Ромм А., Дж.
 Б. Шоу. 1856-1950, Л.-М., 1965; Ученые записки кафедры литературы
 Свердловского гос. педагогич. ин-та, Свердловск, 1964; Проблемы
 критического реализма в зарубежной литературе XIX-начала XX вв. Сб.,
 Свердловск, 1965; Образцова А., Драматургический метод Б. Шоу, М., 1965;
 Х ьюз Э., Бернард Шоу, пер. с англ., М., 1966. А. А.
  ШОУ, Б а и е м-Ш о у (Byam Shaw), Глен (р. 13.XII.1904) - англ. актёр
 и режиссёр. В 1923 дебютировал в т-ре "Павильон" (Торки). На лондонской
 сцене впервые выступил в 1925 в роли Яши ("Вишнёвый сад", т-р "Лирик",
 Хаммерсмит), затем играл в разл. т-рах Лондона, Нью-Йорка. Первая
 режиссёрская работа - "Ричард II" Шекспира (1935, Оксфордский
 студенческий т-р).
  В 1947-52 совм. с М. Сен-Дени и Дж. Д евином руководил театр. школой
 т-ра "Олд Вик", в 1953-56 - Шекспировским Мемориальным т-ром (совм. с А.
 Куэй-лом, Стратфорд-он-Эйвон). В 1957-59 возглавлял этот т-р, здесь Ш.
 пост. пьесы Шекспира: "Ричард III" и "Антоний и Клеопатра" (1953),
 "Ромео и Джульетта" и "Троил и Крессида" (1954), "Макбет" и "Виндзорские
 проказницы" (1955), "Отелло" (1956), "Как вам это понравится" и "Юлий
 Цезарь" (1957), ("Ромео и Джульетта" и "Гамлет" в 1958 были показаны на
 гастролях в Сов. Союзе), "Король Лир" (1959). После ухода из
 Мемориального т-ра пост.: "Росс" Реттигена (1960, т-р "Хеймаркет"),
 "Идоменей - царь
  Крита" и "Так поступают все женщины" Моцарта (1902 и 1963, т-р
 "Сэдлерс-Уэллс") и др. Ш. ставит обычно традиционно-парадные спектакли,
 ф. 1C.
  ШОУН (Shawn), Тед [наст. имя и фам.- Э д в и н Манере (Myers); р.
 21.X.1891] - амер. танцовщик, балетмейстер и педагог. Один из
 основоположников амер. танца модерн (прозван "отцом амер. танца"). В
 1912 открыл танц. школу в Лос-Анжелосе. В 1914 совм. с Р. Сен-Дени
 организовал труппу и "Школу пластики Дени-Шоун" (рук. до 1931). Среди
 выпускников этой школы - выдающиеся амер. танцовщики М. Грэхем, Д.
 Хэмфри, Ч. Вейдман.
  Ш. работал над развитием мужского танца, использовал материал нац.
 танцев, в т. ч. индейского танц. фольклора. Пост. хореографич.
 композиции: "Нов" Воан-Уильямса, "Скованный Прометей" и др. В 1933- 1940
 руководил мужской труппой, где пост. танц. программы: "О свободе",
 "Танец в веках" и др. В 1940 организовал в собственной загородной
 усадьбе летнюю танц. школу, где ежегодно проводятся танц. фестивали
 ("Фестиваль в Джэкобс-Пиллоу"). С 1948 - директор этого фестиваля.
 Ш.автор работ о танце.
  Соч.: Ruth St. Denis, pioneer and prophet, S. Francisco, 1920; The
 American ballet, N. Y., 1926; Gods who dance, N. Y., 1929; Fundamentals
 of a dance education, Girard, Kansas City, 1937; Thirty-three years of
 American dance, Pittsfield, 1959. E. C.
  ШПАГАТ (нем. Spagat, букв. - бечёвка) (в цирке) - вид акробатич.
 упражнения - трюка. Щ. наз. положение артиста, когда ноги его раздвинуты
 ("раскрыты") и образуют прямой угол к корпусу (вперёд-назад или в
 стороны). Исполняется на земле и в воздушных номерах. А. Шн.
  ШПАЖЙНСКИЙ, Ипполит Васильевич [1(13).IV. 1848-2(15).II.1917] - рус.
 драматург. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. Окончил
 (вольнослушателем) юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1870 написал драму "Вопрос
 жизни" (ставилась на сцене, но успеха не имела). Первая пьеса, принёсшая
 Ш. широкую известность,- "Майорша" (1878, Алек-сандринский и Малый
 т-ры). Драматургия Ш. носит эпигонский характер. Подражая А. Н.
 Островскому, Ш. упрощал его приёмы, насыщал свои пьесы мело-драматич.
 эффектами. В комедиях "Лёгкие средства" (1879) и "Фофан" (1880, Малый и
 Александрийский т-ры) Ш. обращается к теме власти денег, но придаёт
 ситуациям анекдотически-скандальный характер. Пьеса "Кручина" (1882,
 Александрийский т-р; 1893, Малый т-р) отмечена влиянием Достоевского,
 "Чародейка" (1884, Малый и Александрийский т-ры) - историч. драм А. К.
 Толстого. К последней пьесе примыкают стихотворные историч. драмы
 Ш.-"Вольная волюшка" (1891), "Самозванка" ("Княжна Тараканова", 1904).
 Успехом пользовались пьесы из старорус.' быта - "Княгиня Курагина"
 (1887, Малый т-р), "В старые годы" (1888, там же) и др. К лучшим произв.
 Ш. относится психологич. драма "Жертва" (1892, Малый т-р). Во 2-й пол.
 90-х гг. Ш. пишет социальные драмы, в к-рых раскрывает мрачные стороны
 совр. ему жизни, показывает нищету городского дна: "Тёмная сила" (1895,
 Александрийский т-р), "Две судьбы" (1898, Малый т-р). Пьесы Ш. широко
 шли в 1880-90-х гг. в столичных и провинциальных т-рах. В них играли
 крупные актёры: М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В.
 Н. Давыдов, А. П. Ленский, М. П. Садовский и др.
  Соч.: Драматические сочинения, т. 1-4, П., 1886 - 1900.
  Лит.: Б я л ы и Г. А., Драматургия И. В. .Шпажин-ского, "Уч. зап.
 Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского", 1957, т. 56, вып.
 филологический. Люд. Д.
  ШПЕТ, Ленора Густавовна [р. 31.XII.1904 (13.1. 1905)]- театр. критик,
 педагог. Одна из основоположников сов. т-ра для детей. В 1921-24 училась
 в 1-м МГУ на ф-те обществ, наук. В 1929-31 - старший методист, а в
 1931-38 - зав. театр. сектором Центр. дома художеств. воспитания детей,
 где в 1931 Ш. была одним из инициаторов и организаторов т-ра кукол
 (ныне-Центр, т-р кукол под рук. нар. арт. СССР С. В. Образцова). В
 1938-64-зав. лит. частью, а с 1965 - зав. научно-методич. частью этого
 т-ра. В 1947-60 возглавляла во Всероссийском театр. об-ве кабинет сов.
 т-ра для детей. С 1931 ведёт театр.-педагогич. работу. С 1933 выступает
 в печати по вопросам детского т-ра и т-ра кукол, занимается переводами
 театр. лит-ры с англ. и франц. яз. Ш.- ответственный секретарь Сов.
 секции УНИМА (с 1958) и член Президиума УНИМА (с 1959).
  Соч.: Сказка, как сценический жанр, "Театр", 1951, .ј 3; Театры
 особого назначения, в сб.: Театр для детей, М., 1?55; Сказка на театре,
 "Театр", 1956, .Ns 4; Задачи и принципы работы советского театра для
 детей, в сб.: "Театр и школа". М-, 1957; Воспитательные задачи и
 воспитательские предрассудки, 1961, "Театр", .ј 6, и др. Б. П.
  ШПЙЛЛЕР, Наталья Дмитриевна [р. 7 (20). IX. 1909] - рус. сов.
 артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила
 Киевскую консерваторию (класс А. Н. Шперлинг) и стала солисткой
 Куйбышевского театра оперы и балета. В 1935- 1958 - солистка Большого
 т-ра. Ш. обладает сильным и красивым голосом большого диапазона. Вок.
 мастерство певицы подчинено задачам раскрытия художеств. образа. Широко
 известна как исполнительница камерного репертуара. Выступала в Австрии
 (1945), Польше (1947), Чехословакии (1948), Болгарии (1959).
  Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь, Ольга, Волхова
 ("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка", "Садко" Римского-Корсакова,
 Гос. пр. СССР, 1950), Татьяна;
  Иоланта (о. п. Чайковского), Этери ("Абесалом и Этери"
  Палиашвили), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини, Гос. пр. СССР,
 1943), Маргарита ("Фауст"), Зиглинда ("Валькирия" Вагнера), Графиня
 ("Свадьба Фигаро") и др.
  С 1950 ведёт педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных
 (с 1963- зав. кафедрой оперной подготовки). Гос. пр. СССР (1941) за
 выдающиеся достижения в области вок. иск-ва.
  Лит.: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М-, 1953 [буклет]; Большой театр
 СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б.
  ШПЙЛЬБЕРГ, Людмила (8.IX.1886-20. IX. 1947) - латыш. сов. актриса.
 Нар. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила в Риге драм. курсы под рук.
 Е. Дубура и Э. Зелтматиса, училась у И. Н. Певцова. В 1916 вступила в
 труппу т-ра "Комедия" (Рига). С 1919 - актриса латвийского Нац. т-ра
 (ныне Латв. т-р драмы). Приобрела популярность как блестящая комедийная
 актриса. С большим успехом играла роли в совр. драмах, требующие тонкого
 психологич. анализа. Ш. обладала ярким, самобытным талантом, сильным
 темпераментом. В её иск-ве острота мысли сочеталась с эмоциональностью.
  Роли: Алиса ("Купальщица Сусанна" Упита, 1922), Пайя ("Майя и Пайя"
 Бригадере, 1922), Катарина ("Укрощение строптивой", 1925), Доротея
 ("Доротея Ангерманн" Гауптмана, 1927), Инкен ("Перед заходом солнца"
 Гауптма-на, 1932), Роплайниете ("Блудный сын" Блаумана, 1945), Мария
 Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова, 1946) и др. К. К.
  ШПИЛЬМАНЫ (Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) - в
 странах нем. языка странствующие средневековые актёры-музыканты. Были
 популярны среди крестьянства и городских низов. Выступали на ярмарках,
 нар. празднествах, а также на придворных торжествах. Во Франции Ш.
 близки жонглёры, в Скандинавии - спельманы, на Руси - скоморохи. Ш. были
 одновременно поэтами, актёрами, певцами, акробатами, музыкантами,
 танцорами. Исполняли произв. героич. нар. эпоса, создавали новеллы и
 шванки (сатирич. сказки)? и сами были их исполнителями.
  Иск-во Ш. часто носило антиклерикальный и антифеод. характер, за что
 они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и властей. С ростом
 городов Ш. оседали, основывали цеховые организации. Просуществовали в
 Австрии до 1787. Н. Г.
  ШПОР (Spohr), Людвиг (Луи) (5.IV.1784-22.X. 1859) - нем. композитор,
 скрипач и дирижёр. В 1799 был принят в капеллу герцога Брауншвейгского.
 В 1805-12 руководил придворной капеллой в Готе; в 1813-14 дирижировал в
 "Т-ре ан дер Вин" (Вена); в 1817-19- в т-ре во Франкфурте-на-Майне; с
 1822- придворный капельмейстер в Касселе. Здесь осуществил пост. опер Р.
 Вагнера "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1853). Ш.- один из
 представителей романтизма в нем. опере. В операх "Фауст" (1816, Прага),
 "Йессонда" (1823, Кассель) Ш. выступил как предшественник Вагнера,
 применяя систему лейтмотивов и стремясь преодолеть внешнее деление оперы
 на номера.
  Др. оперы Ш.: "Альруна, королева сов" (соч. 1808), "Земира и Азор"
 (1819, Франкфурт-на-Майне), "Горный дух" (1825), "Пьетро из Альбано"
 (1827), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845; все пост. в Касселе).
 Ш.автор музыки к драматич. спектаклям.
  Соч.: Selbstbiographie, Bd 1-2, Neudruck, Kassel-Basel, 1954-55.
  Лит.: Ф e p м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1,
 М. - Л., 1940; Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925;
 Wassermann R., L. Spohr als Opernkomponist. Rostock, 1909 (Diss.), R i e
 h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd 2, 3 Aufl., Stuttg., 1869.
 Ал. М.
  ШПРЕХШТАЛМ‚ЙСТЕР (нем. Sprechstallmeister, от Stall-конюшня и
 Meister-специалист)- работник цирка, объявляющий номера программы и
 участвующий в клоунадах и репризах. В сов. цирках наз. инспектор манежа.
 А. Шн.
  ШРЕДЕР (Schroder), Софи Шарлотта (U.V. 1714- 14.X.1793) - нем.
 актриса. Мать актёра Ф. Л. Шредера. В 1740 впервые выступила на сцене в
 Люнебурге в т-ре И. Шёнемана. Дебютировала вместе с К. Экго-фом в
 трагедии Расина "Митридат". В 1742 организовала собственную труппу
 (распалась в 1744). В 1747 уехала в Россию вместе с актёром К.
 Аккерманом, за к-рого вышла замуж. Принимала участие в художеств.
 руководстве труппой. В 1755-58 играла в т-ре Аккермана в Кенигсберге. В
 нач. Семилетней войны, вместе с труппой Аккермана бежала в Юж. Германию,
 гастролировала в Швейцарии, в 1764-67 играла в т-ре Аккермана в
 Гамбурге, в 1767-68 - в Гамбургском Нац. т-ре, с 1768 - вновь в
 антрепризе Аккермана в Гамбургском Нац. т-ре. После смерти Аккермана в
 1771 Ш. передала руководство т-ром своему сыну Ф. Л. Шредеру и оставила
 сцену.
  Ш. была превосходной трагич. актрисой. Эмоционально, но сохраняя
 чувство меры, играла героинь в пьесах П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера,
 позднее - Г. Э. Лессинга. Обладала сильным голосом, прекрасной дикцией,
 выразительностью жеста. Ш. обучала молодых актёров мастерству сценич.
 речи, трагедийной декламации. Одним из лучших учеников Ш. был её сын,
 ставший впоследствии выдающимся немецким актёром.
  Лит.: Litzmann В., Der gro?e Schroder, В.- Lpz., [1904]; Kindermann
 H., Akkermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte des Goetherzeit,
 W., 1948. Г. Гур.
  ШРЕДЕР (Schroder), Софи (1781-25.II.1868) - нем. актриса. Вместе с
 родителями-актёрами попала в Россию. Играла роли детей в Петерб. нем.
 т-ре. Вышла замуж за певца Шредера (однофамилец актёра Ф. Л. Шредера)-
 директора провинц. т-ра. В 1798 дебютировала в "Бургтеатре",
 гастролировала в Бреславле и др. нем. городах. Играла роли субреток. В
 1801-13 - в Гамбургском Нац. т-ре, играла роли с пением в зинг-шпилях и
 роли инженю. Впоследствии развилось и окрепло трагедийное дарование Ш.В
 1813- 1815 Ш. гастролировала в Праге. В 1815-29 и в 1836-39 работала в
 "Бургтеатре" и стала его ведущей актрисой. Это была пора расцвета
 таланта Ш. Гастролировала в разл. городах Германии, в 1830- 1835 и с
 1840 играла в Мюнхене.
  Актриса не следовала мещанским вкусам бюргерской публики, ей были
 чужды слёзные драмы, мелодрамы А. В. Иффланда и А. Коцебу.
  Лучшие роли Ш. во франц. классицистских трагедиях: Клеопатра
 ("Родогюна" Корнеля), Федра (о. п. Расина), Меропа (о. п. Вольтера).
 Большой трагедийной силы достигала актриса в исполнении ролей леди
 Макбет; Ифигении ("Ифигения в Тавриде" Гёте), Изабеллы ("Мессинская
 невеста" Шиллера), королевы Елизаветы ("Мария Стюарт"), Сафо (о. п.
 Грильпар-цера).
  Ш. обладала большим сценич. темпераментом, красивым по тембру,
 звучным голосом. Жест актрисы был выразительным и величественным. Мимика
 отличалась богатством нюансов. Для сценич. стиля Ш. характерно сочетание
 элементов классицистской (рассудочность, мастерство речи) и
 романтической (контрастность настроений) игры. В последние годы сценич.
 жизни в игре Ш. преобладали черты классицизма; по отзывам современников,
 актриса нередко возводила живых людей "на котурны трагического",
 злоупотребляла напевностью, декламационностью речи.
  Лит.: Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz.,
 1904, 2 Aufl., Lpz., 1924; Jacobs M o n t y, Deutsche
 Schauspielkunst..., B., 1954. Г. Гур.
  ШРЕДЕР (Schroder), Фридрих Людвиг (3.XI.1744- 3. IX. 1816) - нем.
 актёр, режиссёр и театр. деятель. Наряду с Г. Э. Лессингом утверждал
 просветительский реализм в нем. т-ре. Род. в артистич. семье: отец -
 берлинский органист, мать - актриса С. Ш. Шредер. В возрасте трёх лет
 выступил впервые на сцене и до 1756 играл в труппе своего отчима К.
 Ак-кермана детские роли. Семилетняя война (1756-63) разлучила Ш. с
 родными. Затем он вступил в труппу заезжего англ. эквилибриста М.
 Стюарта. В 1756-59 работал акробатом, жонглёром, танцором и
 пантомимистом. В течение следующих десяти лет
  (1759-69) выступал в труппах Аккермана и нем. фарсового актёра Й.Ф.
 Курца (в Гамбурге, Лейпциге и др. нем. городах). В 1762 вМайнцеШ. пост.
 балет собств. сочинения, в к-ром исполнил гл. роль. С этого времени он
 становится балетмейстером труппы Аккермана (в 1762-78 Ш. сочинил и пост.
 ок. 70 балетов). В нач. 60-х гг. выступал в маске Арлекина в
 импровизационных комедиях-подражаниях итал. комедии дель-арте. Талант
 блестящего импровизатора особенно способствовал успеху Ш. в этих ролях.
 Постепенно перешёл на роли комич. слуг в пьесах Гольдони и Мольера. Ш.
 первый из нем. актёров исполнил роль Труффальдино ("Слуга двух господ"),
 играл её не в буффонном (как итальянцы), а в бытовом, реалистич. стиле.
 Как комедийный актёр Ш. испытывал влияние Аккермана. Переход Ш. к лиг.
 драме и трагедии произошёл под воздействием его матери С. Ш. Шредер,
 обучившей сына трагедийной декламации, и актёра К. Экгофа, раскрывшего
 драматич. дарование Ш. В 1769-71 Ш. принимал участие в руководстве
 Гамбургским Нац. т-ром, а в 1771, после смерти Аккермана, возглавил этот
 т-р. Первая гамбургская антреприза Ш. длилась 9 лет (1771-80). В 1781-85
 Ш. играл в "Бургтеатре" и гастролировал по городам Германии. Вторая
 гамбургская антреприза Ш. относится к 1785-98, третья - к 1811-12. В эти
 годы он стал подлинным реформатором нем. сцены, заложил основы нем. нац.
 т-ра. Ш. утвердил в Гамбургском т-ре нац. репертуар, отстаивал
 прогрессивную нем. драматургию своего времени - пьесы драматургов "Бури
 и натиска" (Я. Ленца, Ф. М. Клингера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф.
 Шиллера и др.), выдвигал реалистич. принципы сценич. иск-ва. Он отделил
 драму от оперы и балета; с 1773 отказался от пост. оперных и балетных
 спектаклей.
  Ш. впервые пост. на гамбургской сцене (в собств. переводе) трагедии
 Шекспира и прославился в них как великий трагический актёр. Лучшими
 ролями Ш. были: Гамлет, Шей-лок, король Лир, Макбет, Отелло; Фальстаф
 ("Генрих IV"), а также Маринелли, Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга),
 король Филипп ("Дон Карлос"), Отец ("Отец семейства" Дидро) и др. Ш.
 утвердил в нем. т-ре психологич. правду, естественность, простоту.
 Поборник реализма в сценич. иск-ве, он преодолел каноны классицизма,
 избегал внешних эффектов и, по отзывам современников, играл с
 вдохновением и блеском. В творчестве Ш. гармонически сочеталось чувство
 и разум. Он был непревзойдённым импровизатором и в то же время тщательно
 отделывал каждую деталь роли. Сыграл ок. 600 ролей.
  Ш. заложил основы театр. педагогики, был превосходным воспитателем
 актёрской молодёжи (Ф.Брок-ман и др.), старался воспитать в актёрах
 сознательную творч. дисциплину, развить самостоятельность, утвердить
 принципы естественной и правдивой игры. Ш. считается основоположником
 нем. реалистич. режиссуры. В своих спектаклях он уделял большое внимание
 работе с актёрами, добивался ан-самблевости исполнения.
  Ш. оказал большое влияние на прогрессивное сценич. иск-во 19 в.
 Выступал также как драматург, писал слёзные мещанские драмы, сюжеты
 к-рых отличает искусное построение интриги, изображение бытовых
 подробностей бюргерской жизни. Среди его пьес:
  "Завещание" '(1781), "Прапорщик" (1782), "Кольцо" (1783), "Кузен из
 Лисабона" (1784), "Портрет матери" (1785).
  Лит.: Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству, в кн.: Из
 истории театра и драмы. П., 1923;
  Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в
 Германии, M.- Л., 1940; История западноевропейского театра, под общей
 ред. С. С. Мокуль-ского т. 2, M., 1957; Litzma an В., Der ?ro?e
 Schroder, B.-Lpz., [1904]; Meyer F. L. W., Friedrich Ludwig Schroder, Tl
 1-2, Hamb., 1819; H o f f m a n n P. F., Friedrich Ludwig Schroder als
 Dramaturg und Regisseur, B., 1939. Г. Гур.

<< Пред.           стр. 880 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу