<< Пред. стр. 887 (из 913) След. >>
Льеже, затем брал уроки пения в Париже. Выступал в Италии (преим. воперах Дж. Россини), в 1855-56-в Париже, в 1857-67 и 1870-74 - в
Петербурге.
Э. обладал виртуозной колоратурной техникой. Особенно удавались Э.
баритональные партии в операх Россини.
Партии: Аксур, Фернандо. Дандини, Фигаро ("Семирамида",
"Сорока-воровка", "Золушка", "Севильский цирюльник" Россини), граф
Робинзон ("Тайный брак" Чима-розы). Дон Жуан (о. п. Моцарта) и др.
Вёл педагогич. работу: в 1870-88 - профессор Петерб. консерватории, в
1890-97 преподавал в Киеве, с 1898 - в Москве.
Лит.: Назаренко И. К., Искусство пения, М.-Л., 1948. Ce. Г.
ЭВПОЛЙД, ЕвполидСЕи-.с) (ок. 446-411 до н.э.),-древнегреч. драматург,
выдающийся представитель древней аттической комедии. Впервые выступил на
драм. состязаниях в 429. Написал 14 (по др. сведениям - 17) комедий
(сохранились только фрагменты). Э. подвергал суровой критике обществ,
отношения в Афинах периода Пелопоннесской войны, обличал корыструю
агрессивную политику торгово-ремеслен-ной верхушки .афинской
рабовладельч. демократии, её вождей (Клеона, Гипербола), упадок
гражданского самосознания (комедии "Льстецы", "Города", "Мари-кант",
"Золотой век"). Наибольший интерес представляют отрывки из комедии
"Демы" (412), в к-рой получили отражение утопич. идеалы драматурга.
3. были присущи изобретательное построение сюжетов комедий,
остроумие, меткость языка.
С о ч,: The fragments of Attic comedy, .... by J. М. Ed-monds, v.l,
Leiden,1957, p. 310-445 (греч. текст с англ. пер.).
Лит.: [G. К a i Ь e I], Eupolis, в кн.: Paulys Realency-clopadie der
Classischen Altertumswissenschaft, Bd VI-T, Stuttg., 1909, Kol. 1230-35;
Сребрный С., ????? Эвпо-лида, "Журн. Мин. нар. проев.". Новая серия,
СПБ, 1913,
4. 48, ј 11, с. 447-73. В. Я.
"ЭВР", "Театр творчества" (Theatre de l'?uvre),- франц. т-р. Осн. в
Париже в 1893 актёром и режиссёром О. М. Люнъе-По (при участии поэта и
театр. критика К. Моклера). Открылся спектаклем "Пелеас и мелисанда".'
Метерлинка. В этом т-ре Люнье-По продолжал борьбу, начатую П. Фором
против натурализма, он утверждал символистское направление в театр.
иск-ве. Из-за слабости франц. символистской драматургии т-р вынужден был
обращаться к пьесам иностр. авторов. Здесь ставились в символистской
интерпретации поздние драмы Г. Ибсена ("Росмерсхольм", "Строитель
Сольнес - обе в 1893), пьесы А. Стринд-берга ("Кредиторы", "Отец" - обе
в 1894), Г. Гаупт-мана ("Потонувший колокол", 1897), М. Метерлинка
("Там, внутри", 1895, "Монна Ванна", 1902). На сцене "Э." были
осуществлены первые пост. пьес Ф. Кром-мелинка ("Великодушный
рогоносец", 1920), М. Ашара ("Вот и вся обедня", 1923) и др. В труппу
т-ра входили актёры Ф. Жемъе, С. Депре, в качестве художников работали
М. Дени, А. Тулуз-Лотрек, П. Фоглер, Э. Мунк идр. Люнье-По требовал от
актёров монотонного, лишённого индивидуализации чтения стихов,
стилизованных жестов, статуарных поз, от художника - создания условных,
абстрактных декораций. В 1929 Люнье-По отошёл от руководства т-ром. С
30-х гг. в здании т-ра "Э." выступают разл. театр. труппы, в т. ч.
коллективы под рук. С. Питоева (спектакль "Три сестры", 1954, и др.), П.
Френе и П. Дюкса ("Гражданская война" Монтерлана, 1965) и др.
"ЭВРИАНТА" ("Euryanthe") - опера к. М. Вебера, либр. X. Шези по
франц. новелле 13 в. "История Жерара де Невер и прекрасной и
добродетельной Эврианты". Пост. 25 окт. 1823, Вена, "Кертнертортеатр"
(дирижёр Ве-бер; Эврианта - Зонтаг, Эглантина - Грюнбаум). Опера шла на
мн. сиенах мира, в т. ч. в Праге (1824, на нем. яз.), Дрездене (1824),
Берлине (1825), Будапеште (1826, на нем. яз.), Париже (1831), Лондоне
(1833, на нем. яз. 1900), Нью-Йорке (1887, на нем. яз.), Милане (1902) и
др.
В России шла в 1840 на нем. яз. В апр. 1885 пост. в Петербурге
Музыкально-драматич. кружком (в зале Кононова; дирижёр Померанцев, реж.
Палечек, худ. Богданов, хорм. Прилуков; Эврианта -Квадри, Потоцкая,
Адолар - Аваев, Меликенцев, Эглантина - Коссецкая, Вурцель).
И здания: "Э."-клавир, Lpz.,C. F.Peters, [s. d.j. H. Г р.
"ЭВРИМЕН-ОПЕРА" (Everyman Opera) - амер. гастролирующая оперная
труппа. Осн. в 1952 (Даллас, штат Техас) для исполнения оперы Дж.
Гершвина "Порги и Весе" (реж. Р. Брин, дирижёр А. Смолленс, худ. В. Рот
и Дж. Мейс). Опера была показана в различных городах мира. В 1955-56
"Э.-0. выступала в СССР (Москва и Ленинград). Л. Б. П.
ЭВРИППД - см. Еврипид.
ЭГАДЗЕ, Отар Николаевич [р. 8(21).XI.1913] - груз. сов. театр.
критик, либреттист. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1963). В 1939 окончил
Леннпгр. ип-т журналистики. В 1944 - председатель Управления по делам
иск-в при Совнаркоме Груз. ССР, в 1952 - министр кинематографии Груз.
ССР. С 1954 - гл. редактор журнала "Сабчота хеловнеба" ("Советское
искусство"). Э.- автор либретто балетов "Сипатле" Киладзе (1947) и
"Горда" Торадзе. С 1946 ведёт педагогич. работу в Тбилисском ун-те.
Соч. (на груз. яз.): Ленин и искусство, Тб., 1959; Ленин в борьбе за
партийность искусства на страницах газеты "Правда" (1917-192.3), Тб.,
1961; то тке (1912-1914), То., 1965; Грузинский балет, То., 1961. А.Чл'.
ЭГК (Egk), Вернер (р. 17.V.1901) - нем. композитор и дирижёр. Учился
в Аугсбургской консерватории, затем во Франкфурте-на-Майне и Р Мюнхене.
В 1936-40 - дирижёр Гос. оперы в Берлине.
Много писал для радио и муз. т-ра. В своём творчестве Э. обращается к
фольклорным интонациям, а также использует колористич. достижения музыки
франц. импрессионистов, И. Стравинского.
Оперы: "Волшебная скрипка" (1935, Франкфурт-на-Майне), "Пер Гюнт"
(1938, Берлин, Гос. опера), "Колу.мб" (1942, Франкфурт-на-Майне),
"Кирка" (1949, Берлин, Гос. опера), "Ирландская легенда" (1955,
Зальцбург), "Ревизор" по о. п. Гоголя (1957, Шветцинген, фестиваль),
"Обручение в Сан-Доминго" (1963, Мюнхен).
Балеты: "Хуан из Зарисса" (1940, Берлин, Гос. опера), "Абраксас"
(1948, Мюнхен, Гос. опера), "Французская сюита" на муз. Рамо(1950,
Мюнхен), "Летний день" (1950, Берлин, Гос. опера, "Китайский соловей"
(1953, Мюнхен, Гос. опера).
С 1950 - профессор Берлинской высшей школы музыки (ФРГ). Чл.
Баварской академии изящных иск-в. Ал. М.
ЭГРЕШШИ (Egressy), Габор (3. XI. 1808-30.V.II. 1866) - венг. актёр.
Один из выдающихся представителей революц.-романтич. направления в венг.
т-ре, соратник и друг Ш. Петёфи, активный участник веиг. революции и
нац.-освободит, борьбы (1848-49). В 1829 начал творч. деятельность в
т-ре г. Кашау (ныне Кошице), в 1834 переехал в г. Клуж. С 1837, с
момента открытия первого постоянного т-ра в Пеште (с 1840- Нац. т-р),
играл на сцене этого т-ра (с перерывом в 1849-51, когда Э. эмигрировал в
Турцию). Начав с остро характерных и комедийных ролей, затем перешёл на
героич. и трагедийные роли. Э. обладал огромным темпераментом, большой
сцеиич. культурой, мастерством. Выступая в трагедиях Шекспира, стремился
раскрыть сложный внутр. мир героев, философски осмыслить сценич. образы
(Гамлет. Корио-лан - о. п. Шекспира, Отелло, Ричард III, Лир). В роли
Ричарда III, по словам Петёфи (написал подробную рецензию на исполнение
этой роли), Э. создал многогранный образ трагич. героя, к-рый гибнет,
словно "лоза, отягощённая злодеяния ми , вызывая у зрителя веру в
торжество справедливости. Э. пользовался контрастными приёмами сценич.
выразительности, противостоявшими классицистской манере игры его
партнёра М. Лендваи. Игра Э., по свидетельству современников, была не
всегда ровной, но в каждом спектакле актёр находил кульминац. сцены,
насыщая их эмоциональностью и глубокой мыслью. Э. принадлежит первое,
углублённое прочтение ролей нац. репертуара. В пьесе "Банк-бан" Ка-тоны
он играл сначала роль Отто (1834), затем Петура и позднее Банка (40-е
гг.).
В последние годы жизни много внимания уделял разработке теории актёра
в искусстве; в книге "Актёрское искусство" (1866)- получили отражение
прогрессивные взгляды Э.
Соч.: А szineszet konyve, Bdp., 1866. Лит.: В a ye r J., А nemzeti
jatekszin tor-tenete, kot. 2, Bdp., 1887; его же, Shakespeare dramai
hazankban, t. 1-2, Bdp., 1909;
Rakodczay P., Egressy Gabor es kora, Bdp.. 1911; Magyar
szinhaztortenet. Szerkesztette Hont
Г., Bdp., J 962; П e т ё ф и Ш., Собр. соч. в 4 тт., пер. с венг., т.
4. Национальный театр. М., 1953, с. 131-35;
История западноевропейского театра, т. 4, М-, 1964, с. 360-64. А.
Гер.
ЭДЕН (Eeden), Фредерик, ван (3.IV.1860-16.VI. 1932) - голл. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал как один из участников движения 80-х
гг. (т. н. -"восьмидесятники"), направленного против старых норм иск-ва,
за утверждение свободы творчества. В драматургии дебютировал живыми,
остроумными комедиями: "Сонет" (1883), "Студент дома" (1886), "Дон
Торрибио" (1887) и др. Увлечение идеями утопич., затем, христианского
социализма и толстовства определило направленность стихотворных драм Э.,
в к-рых выдвигается идея переустройства человеч. общества на основе
братской любви и равенства. Самая значит, из них - "Братья" (1894),
написанная под влиянием "Освобождённого Прометея" Шелли, исполнена
ненависти к слепой вере, к жестокой власти бога. В пьесе "Лиоба" (1897)
Э. призывает к преодолению вражды между людьми и индивидуализма через
самопожертвование. В центре драм "Луч любви" (1907) и "Идеалисты" (1909)
- конфликт между утопич. стремлениями личности и реальной
действительностью. В драме "Эйсбранд" (1908) Э. отказывается от
стремления бороться за справедливость. Утопия "Земля обетованная" (1909)
полна горькой насмешки над собств. неудачной попыткой организовать
комму-нистич. колонию. От романтического протеста против общественных
условностей и социального гнёта Э. пришёл в своём творчестве к
разочарованию в идеях социализма.
Лит.: VerwevA., F. Van Eeden, Santpoort, 1939.
Вл. О.
ЭДЕР, Борис Афанасьевич (р. 24.VI.1894) - сов. артист цирка;
укротитель-дрессировщик. Нар. арт. РСФСР (1939). Был акробатом,
гимнастом, создателем и исполнителем гимнастич. аттракциона ("Полёт
вокруг Эйфелевой башни"). Как укротитель начал выступать в 1932 с
группой львов. Э. отказался от старого метода дрессировки,
заключающегося в подавлении зверя силой, он создавал обстановку игры,
беседы со зверями, вводил комические, вызывающие смех зрителей сценки.
Э. перенёс внимание с групповых действий животных (пирамиды и пр.) на их
сольные выступления (один лев ходит по бутылкам, другой - катается на
шаре, третий - возит на спине укротителя). В 1940 Э. начал дрессировать
белых медведей (номер "Во льдах Арктики"). Выступал также с группой
тигров, леопардов. Позднее создал аттракцион с бурыми медведями
("Канатоходцы под куполом цирка") и аттракцион "Львы и всадники".
Участвовала работе над фильмами ("Опасные тропы", "Цирк" и др.).
Соч.: Мои питомцы, М., 1955.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М 3
ЭДИНБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - междунар. фестиваль музыки и драмы.
Проводится в Эдинбурге (Шотландия) ежегодно, начиная с 1947 (в течение
трёх недель - с конца августа до середины сентября), силами художеств.
об-ва "Глайндборн сосайети лимитед". В Э. ф. принимали участие
крупнейшие симфонич. оркестры, выдающиеся солисты и театр. труппы мира,
включая СССР, а также разл. фольклорные ансамбли. В дни фестиваля
организуются выставки живописи, скульптуры и т. п. В 1962 муз. часть Э.
ф. была посвящена творчеству Д. Д. Шостаковича. Л. Б. /7.
ЭДМАН (Odmann), Арвид Фредерик (18.X.1850- 15.VII.1914) - швед.
артист оперы (тенор). Чл. Швед. муз. академии (1897). Придворный певец
(1906). Пению учился у Ф. Арльберга, Ю. Гюнтера и И. Хальстрёма в
Стокгольме. В 1873 дебютировал на сцене швед. Королевской оперы
(Стокгольм) в "Волшебной флейте" (Тамино); в 1875-87 и 1899-1911ведущий
солист этого т-ра; в 1887-89 пел в Королевском т-ре (Копенгаген).
Чистый, светлый, гибкий, почти колоратурный в верхнем регистре голос Э.,
проникновенность и задушевность исполнения определили успех Э. в лирич.
партиях франц. и итал. опер: Ромео, Фауст ("Ромео и Джульетта", о. п.
Гуно), Джеральд ("Лакме"), Отелло (о. п. Верди), Хозе, Радамес.
Др. партии: Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Лионель ("Марта" Флотова),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Альмавива,
Лоэнгрин, Ленский;
Горный король (о. п. Хальстрёма) и др.
Лит.: Н а г d - о d in a n n A., A. odmann. Minnesblad, Stockh.,
1915; Lindenbaum A.,. A. Odmann, в сб.: Opera boken, Stockh., 1939-40. .
Вл. О.
ЭДУАРДС (Edwardes), Джордж (14. X. 1855- 4. X'. 1915) - англ. театр.
антрепренёр. Возглавлял дублинский т-р "Гейети" (1875), затем лондонские
т-ры "Савой" (1881-85), "Гейети" (1885-1910), "Дейлис" (1893-1913). В
т-рах, руководимых Э., были сильные актёрские труппы, они пользовались
популярностью. Деятельность Э. способствовала утверждению муз. комедии
на англ. сцене.
Пост.: "Дороти" Стивенсона, муз.. Селлера (1886). "Продавщица" Дэма,
муз. Кариоса и Монктона (1894), "Гейша" Холла, муз. Джонса (1896),
"Весёлая вдова" Легара (1907), "Принцесса доллара" де Фальи и др. ф. /f.
ЭЗЕРИНЯ (наст. фам.-Я к о б с о н), Эмма (р. 17.III.1898) - латыш.
сов. актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1922 окончила латыш. драм.
курсы под рук. Зелтматиса. С 1922 работала в периферийных т-рах Латвии.
В 1938 вступила в труппу Нац. т-ра (ныне Латв. т-р драмы). Вначале
играла драматич. роли (Анна Каренина, 1933) и участвовала в опереттах
(Сильва, 1928). В сов. т-ре в основном играла характерные роли. Э.
обладает ярким юмором, достигает сатирич. заострения образа. Драматич.
дарование Э. раскрылось в образах Роплайнихи ("Блудный сын" Блаумана,
1962), Бернарды ("Дом Бернарды Альба" Гарсиа Лорки, 1963).
Др. роли: Кате ("Сын рыбака" по Лацису; Гос. пр. СССР, .1950), Анна
("Земля зелёная") Упита, 1950), Манефа ("На всякого мудреца довольно
простоты" Островского, 1950), Смалко Лавиза ("К новому берегу" по
Лацису, 1954).
Лит.: P а ш s е К., Emma Ezerina, "Teatris un dzive". Almanah 7,
Riga, 1963, Ipp. 121-34. В. X.
ЭЗОП, Клодий (Clodius Aesopus) (l в. до н. э.)- др.-рим.
актёр-трагик. Друг Цицерона, к-рого он учил дикции. По отзывам Цицерона
и более поздних авторов (Гораций, Квинтилиан), Э. славился величием
осанки, тщательно разработанной выразит, жестикуляцией, владел иск-вом
сильного эмоционально-пси-хологич. воздействия на зрителей. В описаниях
игры Э. обычно употребляли понятия "серьёзный", "важный" (см. Гораций,
Послание II, 82; Квинтнлпан, Об образовании оратора, XI, 1, 111).
Сохранились предания о чрезвычайной увлечённости Э. исполняемыми им
ролями. Особенно успешно играл он в трагедиях Еврипида (Андромаха в о.
п., и др.). Последнее выступление Э. на сцене состоялось в 55 г. до н.
э. при освящении т-ра, построенного Помпеем.
Лит.: R i b b е с k 0., Die romische Tragodie im Zeitalter der
Republik, Lpz., 1886. Лид. Ф.
ЭЙГЕТ (Agate), Джеймс Эвершед (9.XI.1877-6.VI. 1947) - англ. театр.
критик. Лит. деятельность начал как театр. обозреватель газеты
"Манчестер гардиен", затем "Сатерди ревью", в 1923-47 - "Санди тайме".
Составил антологию англ. театр. -критики за 1660- 1932. Издал дневник,
к-рый вел с 1932 (в девяти книгах). В работах Э. даётся обширный
ннформац. материал по истории англ. т-ра.
Соч.: Ego, the autobiography of James Agate, v. 1-9, L., 1935-48;
Brief chronicles. A survey of the plays of Shakespeare and the
Elizabethans in actual performance, L., 1943; Red letter nights. A
survey of the post-Elizabethan drama in actual performance on the London
stage. 1921- 1943, L., 1944; rmmonent toys. A survey of light
entertainment on the London stage. 1920-1943, L., 1945; English dramatic
critics. An anthology 1660-1932, L., 1932. Ф.К.
ЭЙЗЕН, Артур Артурович (р. 8.VI.1927) - рус. сов. артист оперы (бас).
По национальности латыш. Засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммуннстпч.
партии с 1964. В 1948 окончил Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина при Т-ре им.
Вахтангова (актёрский ф-т, курс И. М. Толчанова), в 1956 - Моск.
консерваторию (вок. ф-т, класс В. М. Политковского). В 1949-57 - солист
Краснознамённого ансамбля Сов. Армии им. А. В. Александрова. В 1957 в
партии Дона Базплио дебютировал на сцене Большого т-ра. Впервые на сов.
сцене исполнил в опере партию В. П. Ленина ("Октябрь" Мурадели).
Свободно звучащий, мягкий бас Э. отличается светлой прозрачностью
верхов, чистотой интонаций. Обладая драм. талантом, Э. создаёт выразит,
муз.-сценич. образы.
Партии: Мельник, Галицкий; Варлаам, Иван Хованский ("Борис Годунов",
"Хованщина"), Мефистофель ("Фауст"), комиссар Воробьёв ("Повесть о
настоящем человеке" Прокофьева), Пестель ("Декабристы" Шапорина),
Баптиста ("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.
Лит.: Абрамов Г., Артур Эйзен, "Сов. музыка", 1956, .ј 7, с. 104;
Говорит Артур Эйзен, там. же, 1964, ј 4, с. 152-53; Г о л у б Г.,
Впервые на оперной сцене, "Театр", 1964, ј 8, с. 4-5. А. Ив.
ЭЙЗЕНШТЕЙН, Сергей Михайлович [10(22).!. 1898-11. II. 1948] - рус.
сов. режиссёр, художник, теоретик кино. Засл.-деят. нск-в РСФСР (1935).
Докт искусствоведения. Учился в Петрогр. ин-те гражда ских инженеров.
Крупнейший деятель сов. кино, своим творчеством доказал связь иск-ва
кино с т-ро] В 1920 вступил в 1-й Рабочий т-р Пролеткульта, сбл знлся с
ЛЕФом, работал как художник, оформлю спектакли ("Мексиканец по Лондону,
1921, и др. Затем поступил в Гос. высшие режиссёрские маете] ские,
возглавляемые В. Э. Мейерхольдом. Э. пос/ в т-ре Пролеткульта спектакли:
"Мудрец" (по комедп Островского "На всякого мудреца довольно проста
ты"), "Слышишь, Москва?" и "Противогазы (сценари Э. п С. М. Третьякова;
пост. на территории Моск. газе вого завода). Спектакли Э. носили
гротесково-эксцен трич. характер, ставились по принципу "монтажа ат
тракционов". По собств. признанию Э., уроки и репе тиции Мейерхольда
оказали на него большое влияние методы работы Мейерхольда над спектаклем
сказалпс] на принципе построения сценария и др. художеств принципах Э.
Спектакль "Мудрец" был положен в ос нову пост. им короткометражного
фильма "Весеннш улыбки Пролеткульта". В 1940 пост. оперу "Валькирия"
Вагнера в Большом т-ре (Москва).
Наибольшую известность как режиссёр получил в кино. Создал ряд
выдающихся сов. фильмов, в т. ч.:
"Стачка", "Броненосец "Потёмкин""" "Александр Невский", "Иван
Грозный".
С 1932 возглавлял кафедру режиссуры во ВГИКе (с 1937 - профессор).
Гос. пр. СССР (1941 и 1946). Н. Вел.
ЭЙЗОЛЬДТ (Eisold), Гертруда (30.XI.1870-6.1. 1955) - нем. актриса.
Окончив драматич. класс в Мюнхенской консерватории, вступила в труппу
Мюнхенского придворного т-ра, затем перешла в Мейнпн-генский т-р (в 1890
участвовала в гастролях этого т-ра в России). В 1893-97 работала в
Штутгартском т-ре, с 1897 в Берлине ("Шиллер-театр", "Лессинг-театр").
Большое значение для творч. биографин актрисы имела её встреча с
режиссёром М. Рейнхардтом, к-рый привлёк Э. в 1902 в организованный им
Малый т-р (Kleines Theater). Заняв в труппе Рейнхардта ведущее
положение, Э. выступала и на сценах др. руководимых им т-ров (Новый т-р,
Нем. т-р, т-р "Каммер-шпиле"). Э.- одна из самых своеобразных актрис
нем. сцены. В своём творчестве она стремилась передать тревожную
взволнованность, нервозность, душевное смятение своих героинь. Иногда
подчёркивала подсознательные мотивы их поведения, исступлённую страсть.