<< Пред.           стр. 90 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Очевидец и участник Октябрьской революции и гражд. войны, Б.-Б.
 стремился выразить драматизм революц. эпохи в новых формах драмы,
 полемически отрицая всякое значение театр. традиций и классич. наследия.
 Пьеса Б.-Б. "Шторм" знаменовала собой возникновение драмы нового типа -
 остро тенденциозной, народно-героической, вобравшей в себя всё лучшее,
 что создал агитац. т-р гражд. войны, отобразившей суровую эпоху
 становления и защиты молодой Республики Советов. Постановка пьесы
 "Шторм" в Т-ре им.МГСПС (1925), осуществлённая Е. О. Любимовым-Ланским,
 явилась крупным событием в истории сов. т-ра. Характерная особенность
 этой пьесы - сочетание скупого, почти протокольного стиля письма с
 предельной напряжённостью конфликта и сочным, грубоватым юмором.
 Столкновения между героями революции и её врагами показаны в пьесе с
 документальной достоверностью и огромным темпераментом. Б.-Б.
 пренебрегает полутонами, нюансами, оттенками, для него характерны
 прямота и резкость развития конфликта, постановки проблемы. В "Шторме"
 возникает единый, монолитный образ революц. народа. Гл. персонажи пьесы
 (председатель Укома и Братишка, роль к-рого исполнял В. В. Ванин) -
 большевики, пламенные и упорные борцы революции, не жалеющие ни себя, ни
 других в ожесточённой борьбе, взяты из самой жизни. В годы нэпа Б.-Б.
 пережил идейный кризис, сказавшийся в пьесе "Штиль" (1927, Т-р им.
 МГСПС). В этой пьесе отразилась растерянность автора перед трудностями
 переходного периода от военного коммунизма к мирному созиданию. Пьесы
 "Луна слева" (1928, Т-р им. МГСПС),Голос недр" (1929,там же),"Запад
 нервничает" (1931, Т-р им. МОСПС) показали, что средства
 выразительности, к-рыми Б.-Б. с таким успехом воспользовался в "Шторме"
 (прямолинейность трактовки характеров, тезисность построения и т. п.),
 не могут быть применены для раскрытия драматич. конфликтов эпохи мирного
 созидательного труда. Новым этапом творчества Б.-Б. явилась драма "Жизнь
 зовёт" (1934, Т-р им. МОСПС), в к-рой ему удалось с реалистич.
 конкретностью раскрыть в образе учёного Ч адова романтику социалистич.
 созидания, пафос творчества. Борьбе сов. воинов против диверсантов посв.
 пьеса "Пограничники" (1937). Пьеса "Цвет кожи" (1948; пост. под назв.
 "Вокруг ринга", 1949, Моск. драм. т-р) разоблачает амер. образ жизни,
 бурж. лжедемократию. Произведения Б.-Б. ставятся за рубежом (Германия,
 Румыния, Чехословакия и др.).
  Соч.: Избранное, М., 1954; Пьесы, М., 1955. Лит.: Альтман И.,В.Н.
 Билль-Белоцерковский, в его цн.: Избранные статьи, М., 1957, с. 371-87;
 Л а п к и м а Г."
  В. Н. Билль-Белоцерковский, в сб.: Театр и драматургия, Л., 1959;
 Образцова А., Театр имени Моссовета. Очерк творческого пути, fM.j, 1959;
 Рудницкий К., Билль-Белоцерковский, "Театр", 1957, ј 11, с. 13G-147.
 K.P.
  БИЛЬДТ (Bildt), Пауль (10.V.1885-1957) - немецкий актёр. В 1903 начал
 сценич. деятельность в Лейпциге. В 1905-12 работал в "Шиллер-театре" в
 Берлине, в 1922-25 - в Немецком т-ре М. Рейн-хардта, затем -в различных
 т-рах Берлина под рук. Л. Йеснера и Г. Грюндгенса. В 1945 успешно сыграл
 роль капитана Кёпеника (о. п. Цукмайера). В 1948 выступил в т-ре
 "Берлине? ансамбль" в роли повара в спектакле "Мамаша Кураж и её дети"
 Брехта, за исполнение к-рой удостоен Нац. пр. (1949). С 1954 был в
 труппе Камерного т-ра в Мюнхене. Б. играл роли Карла Моора и
 Шпигельберга ("Разбойники"), короля Филиппа ("Дон Карлос"), Полония
 ("Гамлет"), Энг-странда ("Привидения") и др. Снимался в кино. Э. Г.
 сБИМ-БОМ"-русские музыкальные клоуны-эксцентрики. "Б.-Б." создали дуэт,
 существовавший (с перерывами) с 1891 до 1946. Создатель дуэта-И. С.
 Радунский (Бим). Вторым партнёром (Бом) в разное время были Ф. Кортези
 (1891-98), М. А. Станевский (1901-20), Н. И. Вильтзак (1925-36), А. П.
 Камский (1936-46). Отказываясь от примитивных, грубых, порой унижающих
 человеческое достоинство приёмов старой клоунады, стремясь к
 злободневности, "Б.-Б." достигали в своих выступлениях сатирич.
 направленности. Они сочетали острые словесные реплики с игрой на
 эксцен-трич. муз. инструментах, с исполнением весёлых, иногда
 политически острых куплетов. В течение трёх лет (1901-04) "Б.-Б." с
 успехом гастролировали в Париже, Берлине, Праге, Будапеште и др. городах
 Зап. Европы, выступая на языке той страны, где они находились. Номер
 "Б.-Б." вызвал множество подражаний ("Биб-Боб", "Рим-Ром" и др.). После
 Октябрьской революции репертуар "Б.-Б." приобрёл черты острой боевой
 публицистичности, в значительной степени освободился от имевшегося в нём
 порой налёта обывательской пошлости. Участие в номере одарённого
 музыканта Н. И. Вильтзака повысило культуру муз. исполнения. Дуэт
 "Б.-Б." распался в 1946 после ухода из него А. Камского (Бом). До 1948
 Радунский (Бим) выступал один, как соло-клоун.
  Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; ? а д у н-с к и и И. С.,
 Записки старого клоуна, М., 1954. f 3.
  БИНДОКАЙТЕ, Елена Ионовна (р. 1899)- литовская советская актриса.
 Нар. арт. Лит. ССР (1956). Окончила драм. студию у Б. Даугуветиса в
 Каунасе. С 1931 (со дня основания) - актриса лит. т-ра в Шяуляе. Талант
 Б. раскрылся в сов. годы. Роли: Агота
  ("Белые ивы" Авижюса), Елена ("Мещане"), Дорина ("Тартюф"), Глафира
 Фирсовна ("Последняя жертва"), Варвара ("Счастье" Павленко), Наталия
 Ковшик и Оксана ("Калиновая роща", "Макар Дубрава" Корнейчука) и др.
 Автор пьесы "Янтарная палочка", пост. на сцене т-ра в Шяуляе. Н. С.
  БЙНИЧКИ (Binicki), Александр (р. 16.V.1885) -югославский артист оперы
 (тенор) и режиссёр. В 1908 окончил Муз. академию в Мюнхене. В 1910
 выступал в Белграде, с 1911 - в Загребе. Пел комич. партии в операх;
 участвовал в спектаклях оперетты. Исполнял также комедийные роли в
 пьесах Б. Нушича. Партии: Горо ("Чио-Чио-сан"), дон Базилио ("Свадьба
 Фигаро"), Вашек ("Проданная невеста"), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш"
 Эрве) и др. Поставил в Т-ре оперы в Загребе спект-акли: "Моряна"
 Готоваца, "Дорица танцует" Одана, "Аде и Мара" Татца и др. Ю. Ч.
  БЙНИЧКИ (Binicki), Станислав (27.VI.1872- 15.II.1942) - югославский
 композитор и музыкально-общественный деятель. В 1891 основал "Академич.
 муз. об-во". В 1895-99 учился по классу композиции в Муз. академии в
 Мюнхене. Организовал в Белграде первый национальный оркестр
 ("Белградский военный оркестр") и вместе с М. Мокраняцем-"Сербскую муз,
 школу" (1899). Был первым директором Т-ра оперы в Белграде (с 1926).
 Автор музыки к спектаклям "Путь вокруг света" (1908), "Находка" (1929)
 Нушича, пер' вой сербской нац. оперы "На заре" (1903), хоров, романсов и
 др. В своих произв. широко использовал сербский муз. фольклор. А. М., Ю.
 Ч.
  БЙНКИС, Казимирас (Казис) Антонович (4. XI. 1893-27.IV.1942)
 -литовский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1911. Наиболее
 известна его пьеса "Поросль" (1938, Каунасский т-р, 1940, Т-р драмы Лит.
 ССР, Вильнюс), изображающая жизнь учащейся молодёжи бурж. Литвы. В пьесе
 "Генеральная репетиция" (1939, пост. 1959, Каунасский т-р) Б.
 оазоблачает поджигателей войны. А. Руз.
  БИНТГР (Binter), Хильмар (10.XI.1884-1951) - деятель немецкого театра
 кукол. Обучался у актёра Э. Поссарта и др. Выступал в оперных т-рах
 Берлина и др. городов. Одновременно, с 1918, руководил Т-ром марионеток,
 созданным в 1903 (вначале как домашний т-р) его отцом. С 1921 т-р
 получил официальное при' знание и стал называться "Мюнхенским т-ром
 марионеток". В репертуар т-ра входили произв. Ганса Сакса, Гоцци,
 Мольера, Гёте, Клейста, Гофмана и др., ставились оперы Глюка, Гайдна,
 Моцарта, Россини, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др., эстрадные
 представления. Т-р пользовался большой популярностью в Германии,
 выступал за рубежом. После 2-й миро' вой войны возобновил свою
 деятельность. И. Б.
  БИОМЕХАНИКА (греч. ????-жизнь и ????????- искусство построения машин)
 в театре - введённая В. Э. Мейерхольдом система тренажа актёра:
 совокупность приёмов и навыков (гимнастических, пластических,
 акробатических), с помощью к-рых актёр получает возможность сознательно,
 точно, целесообразно и естественно управлять механизмом дви жений своего
 тела. В практике Т-ра Мейерхольда Б. имела своё значение как педагогич.
 метод, воспитывающий при помощи различных технич. приёмов и пластич.
 этюдов физич. культуру актёра, умение регулировать своё поведение на
 сцене, подчинять движения определённому ритмическому рисунку, мгновенно
 и точно выполнять задания режиссёра. Однако система Б., выдвигавшая на
 первый план виртуозное владение актёра своим телом, придававшая
 преимущественное значение внешней технике, противопоставлялась "школе
 переживания" и приводила к недооценке внутренней актёрской техники.
  Лит.: "Печать и революция", 1922, кн. 1, с. 305-309 (рецензия В. Э.
 Мейерхольда на книгу "Записки режиссёра" А. Я. Таирова); "Эрмитаж",
 1922, ј 6, с. 10-11 (о докладе Мейерхольда 12 июня 1922 г.); В. Э.
 Мейерхольд об искусстве театра, "Театр", 1957, ј 3, с. 120-121;
 Ильинский И., Сам о себе, "Театр", 1958, ј 9, с. 131-134; Гладков А, Из
 воспоминаний о Мейерхольде, в кн.: Москва театральная. [Сб.], М., 1960;
 Гвоздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с
 В.,Театр социальной маски, М.-Л., 1931 ;ФевральскийА., Десять лет театра
 Мейерхольда, М., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э.
 Мейерхольда, М., 1960. J5. Рос.
  БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец, композитор и
 поэт. В знак особого уважения народ наделил Б. почётным прозвищем
 "Биржан-сал" ("избранник"). Странствуя по степям с группой
 певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях пороки правящих
 классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую
 известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном Сарой
 послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева "Биржан и Сара" (1946, Т-р
 оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере использованы подлинные
 мелодии Б. Н. Л.
  БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]- белорусский советский
 актёр. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность
 начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м Белорус. т-ре, с 1928- в 1-м
 Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Роли: Яков
 ("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские люди"). Гаев
 ("Вишнёвый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гуде-ев
 ("Чтобы люди не журились" Макаёнка). В. Н,
  БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р. 24. I.
 1905) - румынский актёр. В 1926 начал сценич. деятельность. Засл. арт.
 Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии" в
 Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в этом т-ре и
 др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли
 зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б. становится одним из ведущих
 актёров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая выразит, внешними
 данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого т-ра яркие комедийные
 образы в произв. рум. классики: Данданаке, Брынзовенеску ("Потерянное
 письмо" Караджале); в совр. рум. комедиях и драмах - Бисерике
 ("Взбесившийся ягнёнок" Баранги), Забалон ("Чёрные годы" Баранги и
 Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина Кукушки" Бенюка), а также в мировом
 классич. репертуаре - Сганарель и Журден ("Дон Жуан" и "Мещанин во
 дворянстве" Мольера), Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба
 Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные роли,
 Б. придаёт сценич. образам "маленьких людей" глубокую человечность,
 показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих героев,
 создаёт трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и грустное:
 Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким ("Безымянная звезда" Себастьяна),
 Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.
  БИРМАН, Серафима Германовна [р. 29.VII(10. VIII).18901 - русская
 советская актриса и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1946). Род. в Кишинёве.
 По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911 была принята в
 труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в
 спектаклях МХТ. Первая роль в студии - г-жа Босс ("Гибель "Надежды""
 Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914).
 В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии МХТ;
 роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна ("Человек, который
 смеётся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна
 Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита
  ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину), Домаха. Чуб ("Начало
 жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б. работала в Т-ре им. МОСПС.
 Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль,
 исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!". В 1938-58
 Б.- актриса и режиссёр Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом т-ре
 наиболее полно раскрылись осн. особенности иск-ва Б.- публицистич.
 темперамент, чёткость психологич. решения образа, острота сценич. формы.
 Большое значение для творч. формирования актрисы имела её работа над
 образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично на сцене Т-ра им.
 Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь от обличит. трактовки
 образа, подчёркивая обречённость своей героини, вместе с тем глубоко и
 тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество,
 душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы. Высокого трагич. подъёма
 достигла Б. в роли матери коммуниста Пали-Марии Эстераг ("Мой сын"
 Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли отличалось внутр.
 драматизмом и вместе с тем предельной внешней сдержанностью. Значит,
 актёрской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья
 Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась в
 созданном ею образе майора Анны Греч ("Так и будет" Симонова),
 воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, чёткость,
 смелая театральность иск-ва Б. отличают также и её режиссёрские работы
 (занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга золотая" А. Толстого,
 МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли: "Зыковы"
 (1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья
 Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Под каштанами Праги" (1945) и
 "Русский вопрос" (1947) Симонова и др. Б. ставит спектакли и в др.
 т-рах: "Нашествие" (1942, Ташкент), "Мать" Же-лобинского (1938,
 Ленинградский Малый оперный театр), "Семён Котко" Прокофьева (1939, Муз.
 т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Факел" Алёшина
 (1959, Рижский т-р русской драмы). С 1925 Б. снимается в кино
 (Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и др.). Является
 автором книг и статей по сценич. иск-ву. Ведёт педагогич. работу.
  С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;
  Путь актрисы, М., 1959.
  Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939; Фельдман 3.,
 Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.
  БИРМАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. До 18 в. в Бирме все сценич. произв.
 (мистерии, нар. интермедии и др.) не имели постоянного текста, не
 записывались. Имена авторов этих произв. не сохранились. В 18 в.
 получили распространение пьесы о боге Раме на сюжеты из инд. эпоса
 "Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при имп.
 дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч. коллективное, имена авторов
 неизвестны) был переведён на бирм. язык, а затем переделан в пьесу
 "История Инаунга" поэтом и драматургом Мъявади. В пьесе были
 использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об Инаунге. В 1799
 пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объёма (600 страниц текста)
 не ставилась полностью, представление этой пьесы в сокращённом виде
 занимало обычно 2-3 вечера, значит, место отводилось музыке и пению.
 "История Инаунга", отличающаяся лиризмом, поэтич. простотой, нац.
 колоритом, популярна в Бирме и в наст. время. Пьеса заложила основы
 жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом жанре были написаны и
 другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы Кхин
 Соунг и др.
  К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы. В 1-й пол. 19 в.
 выдающийся драматург и режиссёр У Чин У создал на основе нар. интермедий
 и дворцовых спектаклей новый жанр "пьяза" - драм. повествование, с
 занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и танцев,
 с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин У представляли
 собой единое нерасчленённое действие, позже он ввёл деление на акты и
 картины. Лучшие произв. У Чин У - "Парпахейн", "Дэйвагоунбан" -
 отличались выразительностью языка,г были понятны широкому кругу
 зрителей, большое место в них занимали элементы фантастики, буддийские
 мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе, но и в нар. т-рах.
 Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя в
 пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" и др. У
 Поун Нья ещё дальше, чем его предшественники, отходит от придворной
 драмы; сюжеты его пьес проще, герои человечнее, в пьесах ослаблены
 буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства и
 поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос, смелый
 принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя до
 наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и подражания
 пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона" Схайя Йо (1877),
 "Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья" (1881), "История
 Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и актёра У Ку отличаются
 обилием волшебных превращений, запутанным сюжетом, самодовлеющей
 развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У и
 У Поун Нья, авторы вводят в драму пение, пантомиму, балет, иногда -
 заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре, близком муз. комедии,
 написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви и
 приключениях двух молодых людей. Эта первая в истории Б. д. комедия
 пользовалась большим успехом, вызвала ряд подражаний, популярна и в
 совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия
 находилась в полном упадке. Влияние зап.-европ. иск-ва проявилось в
 создании произв. подражательного характера (драматург Дж. Хла Чжо и
 др.).
  Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что делать?" (1944)
 крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин Пхе Мьин написал
 пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой
 бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм. писателя,
 поэта, историка, философа и драматурга Такин Кодо Хмаинга - лауреата
 Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В
 своих произведениях Такин Кодо Хмаинг разоблачал и высмеивал
 преступления империализма.
  После провозглашения независимости (1948) в Бирме начался процесс
 возрождения лучших традиций классич. драмы и формирования новой
 драматургии.
  Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama,Oxford, 1937, 1947, reprin.,
 1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.).
 Ю. О.
  БИРМАНСКИЙ ТЕАТР. Театр. представления издавна являлись составной
 частью бирм. религиозных и нар. праздников. Формы праздничных процессий
 и интермедий родились из культовых и религиозных обрядов, а также из
 трудовых процессов (движения и ритм). Первые упоминания о театр.
 представлениях относятся к 11 в. В это время получили развитие нар.
 танцы, музыкальные, песенно-танцевальные интермедии, пантомимы,
 карнавальные шествия. Постепенно в рели-гиозно-торжеств. представление
 вводились комич. сцены. В 15 в. развивается жанр "нибаткинг- мистерия со
 сказочным и религиозным сюжетом. Текст этих представлений нередко
 заимствовался из священных буддийских книг. "Нибаткинг" исполняли труппы
 бродячих актёров; сценой для представлений служили лёгкие повозки,
 декорации отсутствовали. Наряду с проф. актёрами, в каждой деревне
 существовали и актёры-любители, устраивавшие эти представления. В конце
 18 в. появился придворный т-р, где на языках пали и санскрит, понятных
 только аристократии, ставились пьесы с религиозными сюжетами и на темы
 из придворной жизни. Представления были построены на речитациях, в к-рых

<< Пред.           стр. 90 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу