<< Пред. стр. 90 (из 913) След. >>
Очевидец и участник Октябрьской революции и гражд. войны, Б.-Б.стремился выразить драматизм революц. эпохи в новых формах драмы,
полемически отрицая всякое значение театр. традиций и классич. наследия.
Пьеса Б.-Б. "Шторм" знаменовала собой возникновение драмы нового типа -
остро тенденциозной, народно-героической, вобравшей в себя всё лучшее,
что создал агитац. т-р гражд. войны, отобразившей суровую эпоху
становления и защиты молодой Республики Советов. Постановка пьесы
"Шторм" в Т-ре им.МГСПС (1925), осуществлённая Е. О. Любимовым-Ланским,
явилась крупным событием в истории сов. т-ра. Характерная особенность
этой пьесы - сочетание скупого, почти протокольного стиля письма с
предельной напряжённостью конфликта и сочным, грубоватым юмором.
Столкновения между героями революции и её врагами показаны в пьесе с
документальной достоверностью и огромным темпераментом. Б.-Б.
пренебрегает полутонами, нюансами, оттенками, для него характерны
прямота и резкость развития конфликта, постановки проблемы. В "Шторме"
возникает единый, монолитный образ революц. народа. Гл. персонажи пьесы
(председатель Укома и Братишка, роль к-рого исполнял В. В. Ванин) -
большевики, пламенные и упорные борцы революции, не жалеющие ни себя, ни
других в ожесточённой борьбе, взяты из самой жизни. В годы нэпа Б.-Б.
пережил идейный кризис, сказавшийся в пьесе "Штиль" (1927, Т-р им.
МГСПС). В этой пьесе отразилась растерянность автора перед трудностями
переходного периода от военного коммунизма к мирному созиданию. Пьесы
"Луна слева" (1928, Т-р им. МГСПС),Голос недр" (1929,там же),"Запад
нервничает" (1931, Т-р им. МОСПС) показали, что средства
выразительности, к-рыми Б.-Б. с таким успехом воспользовался в "Шторме"
(прямолинейность трактовки характеров, тезисность построения и т. п.),
не могут быть применены для раскрытия драматич. конфликтов эпохи мирного
созидательного труда. Новым этапом творчества Б.-Б. явилась драма "Жизнь
зовёт" (1934, Т-р им. МОСПС), в к-рой ему удалось с реалистич.
конкретностью раскрыть в образе учёного Ч адова романтику социалистич.
созидания, пафос творчества. Борьбе сов. воинов против диверсантов посв.
пьеса "Пограничники" (1937). Пьеса "Цвет кожи" (1948; пост. под назв.
"Вокруг ринга", 1949, Моск. драм. т-р) разоблачает амер. образ жизни,
бурж. лжедемократию. Произведения Б.-Б. ставятся за рубежом (Германия,
Румыния, Чехословакия и др.).
Соч.: Избранное, М., 1954; Пьесы, М., 1955. Лит.: Альтман И.,В.Н.
Билль-Белоцерковский, в его цн.: Избранные статьи, М., 1957, с. 371-87;
Л а п к и м а Г."
В. Н. Билль-Белоцерковский, в сб.: Театр и драматургия, Л., 1959;
Образцова А., Театр имени Моссовета. Очерк творческого пути, fM.j, 1959;
Рудницкий К., Билль-Белоцерковский, "Театр", 1957, ј 11, с. 13G-147.
K.P.
БИЛЬДТ (Bildt), Пауль (10.V.1885-1957) - немецкий актёр. В 1903 начал
сценич. деятельность в Лейпциге. В 1905-12 работал в "Шиллер-театре" в
Берлине, в 1922-25 - в Немецком т-ре М. Рейн-хардта, затем -в различных
т-рах Берлина под рук. Л. Йеснера и Г. Грюндгенса. В 1945 успешно сыграл
роль капитана Кёпеника (о. п. Цукмайера). В 1948 выступил в т-ре
"Берлине? ансамбль" в роли повара в спектакле "Мамаша Кураж и её дети"
Брехта, за исполнение к-рой удостоен Нац. пр. (1949). С 1954 был в
труппе Камерного т-ра в Мюнхене. Б. играл роли Карла Моора и
Шпигельберга ("Разбойники"), короля Филиппа ("Дон Карлос"), Полония
("Гамлет"), Энг-странда ("Привидения") и др. Снимался в кино. Э. Г.
сБИМ-БОМ"-русские музыкальные клоуны-эксцентрики. "Б.-Б." создали дуэт,
существовавший (с перерывами) с 1891 до 1946. Создатель дуэта-И. С.
Радунский (Бим). Вторым партнёром (Бом) в разное время были Ф. Кортези
(1891-98), М. А. Станевский (1901-20), Н. И. Вильтзак (1925-36), А. П.
Камский (1936-46). Отказываясь от примитивных, грубых, порой унижающих
человеческое достоинство приёмов старой клоунады, стремясь к
злободневности, "Б.-Б." достигали в своих выступлениях сатирич.
направленности. Они сочетали острые словесные реплики с игрой на
эксцен-трич. муз. инструментах, с исполнением весёлых, иногда
политически острых куплетов. В течение трёх лет (1901-04) "Б.-Б." с
успехом гастролировали в Париже, Берлине, Праге, Будапеште и др. городах
Зап. Европы, выступая на языке той страны, где они находились. Номер
"Б.-Б." вызвал множество подражаний ("Биб-Боб", "Рим-Ром" и др.). После
Октябрьской революции репертуар "Б.-Б." приобрёл черты острой боевой
публицистичности, в значительной степени освободился от имевшегося в нём
порой налёта обывательской пошлости. Участие в номере одарённого
музыканта Н. И. Вильтзака повысило культуру муз. исполнения. Дуэт
"Б.-Б." распался в 1946 после ухода из него А. Камского (Бом). До 1948
Радунский (Бим) выступал один, как соло-клоун.
Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; ? а д у н-с к и и И. С.,
Записки старого клоуна, М., 1954. f 3.
БИНДОКАЙТЕ, Елена Ионовна (р. 1899)- литовская советская актриса.
Нар. арт. Лит. ССР (1956). Окончила драм. студию у Б. Даугуветиса в
Каунасе. С 1931 (со дня основания) - актриса лит. т-ра в Шяуляе. Талант
Б. раскрылся в сов. годы. Роли: Агота
("Белые ивы" Авижюса), Елена ("Мещане"), Дорина ("Тартюф"), Глафира
Фирсовна ("Последняя жертва"), Варвара ("Счастье" Павленко), Наталия
Ковшик и Оксана ("Калиновая роща", "Макар Дубрава" Корнейчука) и др.
Автор пьесы "Янтарная палочка", пост. на сцене т-ра в Шяуляе. Н. С.
БЙНИЧКИ (Binicki), Александр (р. 16.V.1885) -югославский артист оперы
(тенор) и режиссёр. В 1908 окончил Муз. академию в Мюнхене. В 1910
выступал в Белграде, с 1911 - в Загребе. Пел комич. партии в операх;
участвовал в спектаклях оперетты. Исполнял также комедийные роли в
пьесах Б. Нушича. Партии: Горо ("Чио-Чио-сан"), дон Базилио ("Свадьба
Фигаро"), Вашек ("Проданная невеста"), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш"
Эрве) и др. Поставил в Т-ре оперы в Загребе спект-акли: "Моряна"
Готоваца, "Дорица танцует" Одана, "Аде и Мара" Татца и др. Ю. Ч.
БЙНИЧКИ (Binicki), Станислав (27.VI.1872- 15.II.1942) - югославский
композитор и музыкально-общественный деятель. В 1891 основал "Академич.
муз. об-во". В 1895-99 учился по классу композиции в Муз. академии в
Мюнхене. Организовал в Белграде первый национальный оркестр
("Белградский военный оркестр") и вместе с М. Мокраняцем-"Сербскую муз,
школу" (1899). Был первым директором Т-ра оперы в Белграде (с 1926).
Автор музыки к спектаклям "Путь вокруг света" (1908), "Находка" (1929)
Нушича, пер' вой сербской нац. оперы "На заре" (1903), хоров, романсов и
др. В своих произв. широко использовал сербский муз. фольклор. А. М., Ю.
Ч.
БЙНКИС, Казимирас (Казис) Антонович (4. XI. 1893-27.IV.1942)
-литовский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1911. Наиболее
известна его пьеса "Поросль" (1938, Каунасский т-р, 1940, Т-р драмы Лит.
ССР, Вильнюс), изображающая жизнь учащейся молодёжи бурж. Литвы. В пьесе
"Генеральная репетиция" (1939, пост. 1959, Каунасский т-р) Б.
оазоблачает поджигателей войны. А. Руз.
БИНТГР (Binter), Хильмар (10.XI.1884-1951) - деятель немецкого театра
кукол. Обучался у актёра Э. Поссарта и др. Выступал в оперных т-рах
Берлина и др. городов. Одновременно, с 1918, руководил Т-ром марионеток,
созданным в 1903 (вначале как домашний т-р) его отцом. С 1921 т-р
получил официальное при' знание и стал называться "Мюнхенским т-ром
марионеток". В репертуар т-ра входили произв. Ганса Сакса, Гоцци,
Мольера, Гёте, Клейста, Гофмана и др., ставились оперы Глюка, Гайдна,
Моцарта, Россини, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др., эстрадные
представления. Т-р пользовался большой популярностью в Германии,
выступал за рубежом. После 2-й миро' вой войны возобновил свою
деятельность. И. Б.
БИОМЕХАНИКА (греч. ????-жизнь и ????????- искусство построения машин)
в театре - введённая В. Э. Мейерхольдом система тренажа актёра:
совокупность приёмов и навыков (гимнастических, пластических,
акробатических), с помощью к-рых актёр получает возможность сознательно,
точно, целесообразно и естественно управлять механизмом дви жений своего
тела. В практике Т-ра Мейерхольда Б. имела своё значение как педагогич.
метод, воспитывающий при помощи различных технич. приёмов и пластич.
этюдов физич. культуру актёра, умение регулировать своё поведение на
сцене, подчинять движения определённому ритмическому рисунку, мгновенно
и точно выполнять задания режиссёра. Однако система Б., выдвигавшая на
первый план виртуозное владение актёра своим телом, придававшая
преимущественное значение внешней технике, противопоставлялась "школе
переживания" и приводила к недооценке внутренней актёрской техники.
Лит.: "Печать и революция", 1922, кн. 1, с. 305-309 (рецензия В. Э.
Мейерхольда на книгу "Записки режиссёра" А. Я. Таирова); "Эрмитаж",
1922, ј 6, с. 10-11 (о докладе Мейерхольда 12 июня 1922 г.); В. Э.
Мейерхольд об искусстве театра, "Театр", 1957, ј 3, с. 120-121;
Ильинский И., Сам о себе, "Театр", 1958, ј 9, с. 131-134; Гладков А, Из
воспоминаний о Мейерхольде, в кн.: Москва театральная. [Сб.], М., 1960;
Гвоздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с
В.,Театр социальной маски, М.-Л., 1931 ;ФевральскийА., Десять лет театра
Мейерхольда, М., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э.
Мейерхольда, М., 1960. J5. Рос.
БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец, композитор и
поэт. В знак особого уважения народ наделил Б. почётным прозвищем
"Биржан-сал" ("избранник"). Странствуя по степям с группой
певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях пороки правящих
классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую
известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном Сарой
послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева "Биржан и Сара" (1946, Т-р
оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере использованы подлинные
мелодии Б. Н. Л.
БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]- белорусский советский
актёр. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность
начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м Белорус. т-ре, с 1928- в 1-м
Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Роли: Яков
("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские люди"). Гаев
("Вишнёвый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гуде-ев
("Чтобы люди не журились" Макаёнка). В. Н,
БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р. 24. I.
1905) - румынский актёр. В 1926 начал сценич. деятельность. Засл. арт.
Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии" в
Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в этом т-ре и
др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли
зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б. становится одним из ведущих
актёров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая выразит, внешними
данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого т-ра яркие комедийные
образы в произв. рум. классики: Данданаке, Брынзовенеску ("Потерянное
письмо" Караджале); в совр. рум. комедиях и драмах - Бисерике
("Взбесившийся ягнёнок" Баранги), Забалон ("Чёрные годы" Баранги и
Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина Кукушки" Бенюка), а также в мировом
классич. репертуаре - Сганарель и Журден ("Дон Жуан" и "Мещанин во
дворянстве" Мольера), Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба
Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные роли,
Б. придаёт сценич. образам "маленьких людей" глубокую человечность,
показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих героев,
создаёт трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и грустное:
Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким ("Безымянная звезда" Себастьяна),
Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.
БИРМАН, Серафима Германовна [р. 29.VII(10. VIII).18901 - русская
советская актриса и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1946). Род. в Кишинёве.
По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911 была принята в
труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в
спектаклях МХТ. Первая роль в студии - г-жа Босс ("Гибель "Надежды""
Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914).
В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии МХТ;
роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна ("Человек, который
смеётся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна
Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита
("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину), Домаха. Чуб ("Начало
жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б. работала в Т-ре им. МОСПС.
Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль,
исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!". В 1938-58
Б.- актриса и режиссёр Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом т-ре
наиболее полно раскрылись осн. особенности иск-ва Б.- публицистич.
темперамент, чёткость психологич. решения образа, острота сценич. формы.
Большое значение для творч. формирования актрисы имела её работа над
образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично на сцене Т-ра им.
Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь от обличит. трактовки
образа, подчёркивая обречённость своей героини, вместе с тем глубоко и
тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество,
душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы. Высокого трагич. подъёма
достигла Б. в роли матери коммуниста Пали-Марии Эстераг ("Мой сын"
Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли отличалось внутр.
драматизмом и вместе с тем предельной внешней сдержанностью. Значит,
актёрской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья
Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась в
созданном ею образе майора Анны Греч ("Так и будет" Симонова),
воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, чёткость,
смелая театральность иск-ва Б. отличают также и её режиссёрские работы
(занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга золотая" А. Толстого,
МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли: "Зыковы"
(1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья
Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Под каштанами Праги" (1945) и
"Русский вопрос" (1947) Симонова и др. Б. ставит спектакли и в др.
т-рах: "Нашествие" (1942, Ташкент), "Мать" Же-лобинского (1938,
Ленинградский Малый оперный театр), "Семён Котко" Прокофьева (1939, Муз.
т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Факел" Алёшина
(1959, Рижский т-р русской драмы). С 1925 Б. снимается в кино
(Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и др.). Является
автором книг и статей по сценич. иск-ву. Ведёт педагогич. работу.
С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;
Путь актрисы, М., 1959.
Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939; Фельдман 3.,
Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.
БИРМАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. До 18 в. в Бирме все сценич. произв.
(мистерии, нар. интермедии и др.) не имели постоянного текста, не
записывались. Имена авторов этих произв. не сохранились. В 18 в.
получили распространение пьесы о боге Раме на сюжеты из инд. эпоса
"Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при имп.
дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч. коллективное, имена авторов
неизвестны) был переведён на бирм. язык, а затем переделан в пьесу
"История Инаунга" поэтом и драматургом Мъявади. В пьесе были
использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об Инаунге. В 1799
пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объёма (600 страниц текста)
не ставилась полностью, представление этой пьесы в сокращённом виде
занимало обычно 2-3 вечера, значит, место отводилось музыке и пению.
"История Инаунга", отличающаяся лиризмом, поэтич. простотой, нац.
колоритом, популярна в Бирме и в наст. время. Пьеса заложила основы
жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом жанре были написаны и
другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы Кхин
Соунг и др.
К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы. В 1-й пол. 19 в.
выдающийся драматург и режиссёр У Чин У создал на основе нар. интермедий
и дворцовых спектаклей новый жанр "пьяза" - драм. повествование, с
занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и танцев,
с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин У представляли
собой единое нерасчленённое действие, позже он ввёл деление на акты и
картины. Лучшие произв. У Чин У - "Парпахейн", "Дэйвагоунбан" -
отличались выразительностью языка,г были понятны широкому кругу
зрителей, большое место в них занимали элементы фантастики, буддийские
мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе, но и в нар. т-рах.
Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя в
пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" и др. У
Поун Нья ещё дальше, чем его предшественники, отходит от придворной
драмы; сюжеты его пьес проще, герои человечнее, в пьесах ослаблены
буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства и
поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос, смелый
принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя до
наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и подражания
пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона" Схайя Йо (1877),
"Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья" (1881), "История
Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и актёра У Ку отличаются
обилием волшебных превращений, запутанным сюжетом, самодовлеющей
развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У и
У Поун Нья, авторы вводят в драму пение, пантомиму, балет, иногда -
заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре, близком муз. комедии,
написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви и
приключениях двух молодых людей. Эта первая в истории Б. д. комедия
пользовалась большим успехом, вызвала ряд подражаний, популярна и в
совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия
находилась в полном упадке. Влияние зап.-европ. иск-ва проявилось в
создании произв. подражательного характера (драматург Дж. Хла Чжо и
др.).
Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что делать?" (1944)
крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин Пхе Мьин написал
пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой
бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм. писателя,
поэта, историка, философа и драматурга Такин Кодо Хмаинга - лауреата
Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В
своих произведениях Такин Кодо Хмаинг разоблачал и высмеивал
преступления империализма.
После провозглашения независимости (1948) в Бирме начался процесс
возрождения лучших традиций классич. драмы и формирования новой
драматургии.
Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama,Oxford, 1937, 1947, reprin.,
1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.).
Ю. О.
БИРМАНСКИЙ ТЕАТР. Театр. представления издавна являлись составной
частью бирм. религиозных и нар. праздников. Формы праздничных процессий
и интермедий родились из культовых и религиозных обрядов, а также из
трудовых процессов (движения и ритм). Первые упоминания о театр.
представлениях относятся к 11 в. В это время получили развитие нар.
танцы, музыкальные, песенно-танцевальные интермедии, пантомимы,
карнавальные шествия. Постепенно в рели-гиозно-торжеств. представление
вводились комич. сцены. В 15 в. развивается жанр "нибаткинг- мистерия со
сказочным и религиозным сюжетом. Текст этих представлений нередко
заимствовался из священных буддийских книг. "Нибаткинг" исполняли труппы
бродячих актёров; сценой для представлений служили лёгкие повозки,
декорации отсутствовали. Наряду с проф. актёрами, в каждой деревне
существовали и актёры-любители, устраивавшие эти представления. В конце
18 в. появился придворный т-р, где на языках пали и санскрит, понятных
только аристократии, ставились пьесы с религиозными сюжетами и на темы
из придворной жизни. Представления были построены на речитациях, в к-рых