<< Пред. стр. 900 (из 913) След. >>
чувствительных героинь и женщин мужественного волевого характера. Ейудаются роли, исполненные трагич. пафоса, и комедийные. В истории
развития англ. т-ра Э. занимает место в одном ряду с такими выдающимися
актрисами, как С. Сиддонс, Э. Терри, С. Торндайк, Э. Эванс, В. Ли. В
1961 удостоена почётного звания доктора лит-ры Оксфордского ун-та, в том
же году имя Э. присвоено т-ру в г. Кройдоне.
Лит.: К е о w n Е., Peggy Ashcroft, L., 1955. A. A.
ЭШМАМБ‚ТОВ, Касымбек (р. 15. XI. 1910) - кирг. сов. драматург. Чл.
Коммунистич. партии с 1944. Первая пьеса - стихотворная драма
"Сарынд-жи" по мотивам кирг. эпоса (1939,Кирг.ТЮЗ,Фрунзе). Автор пьес:
"Близнецы" (1939, Нарынский муз.-драм. т-р), "Три пути" (1961,
Пржевальский драм. т-р) - о воспитании молодёжи. Пьеса для кукольного
т-ра "Охотник Таласа" (1940, совм. с В. А. Швембергером). Для
драматургии Э. характерна романтич. приподнятость, яркая обрисовка нац.
быта. Перевёл на кирг. яз. трагедии Шекспира ("Гамлет", "Отелло" и
"Король Лир") и ряд пьес рус. драматургов. Автор либретто балета "А
нар".
Соч.: Эгиз бала. Пьесалар, Фрунзе, 1959 (на киргиз, яз.). Д. Бр.
ЭШПАИ, Яков Андреевич [17 (29). X. 1890-20. II. 1963] - марийский
сов. композитор, хоровой дирижёр, педагог, фольклорист. Засл. деят.
иск-в Map. АССР (1941). В 1930 окончил Моск. консерваторию (класс Г. Э.
Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В
1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Совм. с И. С.
Паланта-ем Э. является основоположником марийской проф. музыки. Написал
музыку к спектаклям Марийского т-ра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар" (совм.
с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произв. др.
жанров. А. Ив.
ЮАНЬСКАЯ ДРАМА - китайский т-р эпохи монгольской династии Юань (13-14
вв.). Ю. д. называется также т-р цзацзюй, получивший развитие в Северном
Китае (30-40-е гг. 13 в.; носила название бэйцзюй- сев. пьесы) и позднее
распространившийся на юге страны.
В Юаньскую 'лпоху существовала и южная драма (наньси), популярная на
юго-востоке страны. Ю. д. возникла на основе т-ра юаньбэнь периода Цзинь
(12-13 вв.). Включала пение, сказ, танц. и цирковое иск-во. В отличие от
юаньбэнь, импровизационного т-ра, Ю. д. имеет фиксированные тексты пьес
(поэтич. арии, прозаич. диалоги, ремарки). Пьесы писали проф.
драматурги, объединённые в цехи (шухуэй). Среди них были выходцы из
учёного сословия, не нашедшие применения на гос. службе из-за недоверия
мопг. правителей к кит. интеллигенции. Т-р обслуживал гл. обр. быстро
растущее торговое и ремесленное население городов. Ю. д. была тесно
связана с др. демократич. жанрами театр. иск-ва. Она отображала нар.
протест против нац. и социального гнёта, стремление народа к счастью и
справедливости.
Для т-ра Ю. д. характерна жёсткая регламентация формы, особенно
муз.-вокальной структуры. Единицей композиционного членения пьесы
является "тао"- цикл из 8-15 арий, написанный в одной из 9
распространённых ладотональностей и объединённый сквозной рифмой. Для
арий использовались готовые мелодии, чередовавшиеся в более или менее
определённой последовательности. Четыре (в редких случаях пять или
шесть) тао, к к-рым в начале или середине пьесы добавлялся неполный цикл
из двух или трёх арий ("сецза", "клин"), составляли одну цзацзюй. Пьеса
могла состоять и из неск. цзацзюй ("Западный флигель" Ван Ши-фу - из
пяти). На протяжении одной цзацзюй пел лишь один исполнитель (амплуа
чжэнмо или чжэндань). Иногда отдельные арии (обычно комические)
поручались др. исполнителям. Осн. амплуа Ю.д.- мо, да-нь, цзин и чоу\
"цза" ("смесь") - совокупность второстепенных амплуа.
Сведения об исполнительском иск-ве Ю. д. ограничены. Актёры и актрисы
играли персонажей обоего пола. Здесь сложилась система символич. грима и
стилизованного костюма; декорации отсутствовали, но бутафория имела
большее значение, чем в позднем традиц. кит. т-ре. В крупных городах
существовали большие театр. помещения (до 1000 мест); задняя половина
сцены служила кулисами, на передней (в глубине) помещался оркестр, на
авансцене - актёры. Бродячие труппы пользовались примитивными
балаганами. Оркестр состоял из 3-5 человек и включал ударные (барабан и
кастаньеты), духовые (флейта), а позднее струнные (пипа) инструменты.
Труппы, обычно немногочисленные (5-10 человек), строились по цеховому
принципу, актёры часто были связаны родственными отношениями.
В эпоху Юаньской династии кит. драматургия впервые становится лит.
жанром. Сохранилось ок. 150 пьес. Из них 30 дошло до нас (изд. в нач. 14
в.); диалоги их конспективны, нет деления на акты. Большинство пьес
известно по изданиям 16-17 вв., в к-рых диалоги значительно расширены,
арии частично изменены, выделены - исходя из разбивки на тао - акты
(чже). Ранние тексты служили, очевидно, лишь памяткой для певцов, тогда
как более поздние основывались на полных ("дворцовых") записях пьес.
Позднее тексты подвергались обработке, в диалогах допускалась
импровизация. Для пьес Ю. д. характерны стихотворные заставки и
концовки, подчёркивающие идею произведения, его настроение, дающие
прозаич. и стихотворные характеристики персонажей. Широко использовалась
разговорная речь, особенно в ариях; диалоги более книжны по стилю, за
исключением речей комич. персонажей (см. Китайская драматургия и театр.
Бо Пу, Ван Ши-фу, Гу-анъ Ханъ-цин, Ма Чжи-юанъ).
Лит.: Гайда И. В., Театр китайского народа, М., 1959; Ф е д о р е н к
о Н. Т., Гуань Хань-цин..., М., 1958; на кит. яз.- Ван Г о-в э и, Сицюй
луньвень цзи, Пекин, 1957; Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй чанбянь,
Пекин, 1960; Чжу Чжао-нянь, Юаньская драма, Пекин, 1962; на япон. яз.-
‚сикава Кодзиро, Гэн дзацу-гэки кэнкю, Токио, 1948, 1954. Вл. С.
ЮГО-ОСЕТИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Коста Хетагурова. Создан в
1931 в Цхинвали из местного осетинского драм. кружка. В состав т-ра
вошли и участники осетинского кружка в Тбилиси. Первыми актёрами т-ра
были: А. Гуг-каева, А. Бекоев, Г. Губиев, С. Джатиева, В. Джиоев, Л.
Джичоева, И. Дзахов, И. Качмазов (Кавказаг), Т. Кокоев (Кокоити), К.
Лохов, А. Магкаев, Д. Ма-миев, 3. Туаев, М. Урусов, В. Хетагуров, Г.
Хубу-лов, Н. Чабиева, Н. Чочиева, М. Шавлохов и др.
Т-р открылся в новом здании пьесой "Лихорадка" С. Церетели, в пост.
В. Хетагурова. Затем были пост.:
"Чёрная туча" А. Коцоева (1932), "Иные нынче времена" А. Цагарели
(1932), "Хазби" Е. Бритаева (1933), "Овод" по Войнич (1934) и др.
В 1934 при груз. Т-ре им. Руставели была открыта осетинская студия,
пополнившая впоследствии состав т-ра. В нач. 1935 был приглашён режиссёр
В. Мур-гулия. К созданию спектаклей привлекались композиторы В. Галаев и
Н. Гудиашвили, художники М. Туганов, Т. Гаглоев. Выросли молодые
режиссёры - Г. Губиев, А. Магкаев. В 1936-39 были пост. пьесы: "Платон
Кречет" (1936), "На дне (1937);
"Две сестры" ‚. Бритаева (1938), "Дуня" К. Хетагурова (1939), "Арсеш
Шаншиашвили (1939) и др. В 1939 цхпнвальскому т-ру присвоено имя Коста
Хе-тагурова. В 1940 в Тбилиси состоялся показ юго-осет. театр. иск-ва.
Были показаны спектакли: "Огонь" Бердзенишвнли, "Дуня" Хетагурова и
"Пастуший хутор" Шавлохова.
В 1941 в коллектив т-ра вступили молодые осет. актёры, окончившие
Ленингр. театр. ин-т. В репертуар т-ра вошли выпускные стектакли этой
группы:
"бтелло", "Последние", "Гроза", "Слуга двух господ". К режиссёрской
работе обратились выпускники ин-та 3. Чабиева и Г. Кабпсов. В годы войны
были осуществлены пост.: "Бойцы родины" А. Магкаева (1942), "Русские
люди" (1943); "Скала героя" Г. Гулия (1946) и др.*
В 50-е гг. в содружестве с местными драматургами поставлены
спектакли: "Непокорённый народ" В. Гаг-лоева (1952), "Илико" Д. Джиоева
(1953), "Залина" В. Гаглоева (1956) и др. Были пост. также пьесы
драматургов Сев. Осетии: "Женихи" А. Токаева (1951), "Песня Софьи" Р.
Хубецовой и Г. Хугаева и др.
В начале 1957 в Тбилиси состоялась декада юго-осет. иск-ва и лпт-ры.
В нач. 1960 Юго-Осет. т-р пополнился новыми актёрами, окончившими
Школу-студию МХАТ. В эти годы были пост. спектакли:
"Кремлёвские куранты" (1960), "Гамлет" (1962); "Хаз-би Е. Бритаева
(1963, возобн.), "Сердце матери" С. Кайтова (1965).
Большой вклад в развитие Юго-Осет. т-ра внесли: нар. арт. Груз. ССР
С. Джатиева, Н. Чабиева, Д. Ма-миев, 3. Гаглоева; засл. арт. Груз. ССР
С. Газзаев, В. Цховребов, В. Гаглоев, С. Маргиев, Т. Таугазов и др.
Режиссёры т-ра: засл. деят. иск-в Груз. ССР В. Кайров, Г. Кабисов.
Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский государственный театр им. К.
Хетагурова, [Цхинвали], 1957. Вас. Ц.
ЮГОСЛАВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 1918, после образования Королевства
сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), правительство стало
проводить реакц. политику, направленную на подавление прогрессивных сил
страны. В 20-е гг., в обстановке острой идейной и классовой борьбы,
происходило становление нац. драматургии. Складывалась революционная
пролетарская драматургия, создаваемая молодым поколением югосл.
писателей. В произведениях одного из ведущих драматургов этого
направления - хорватского писателя М. Крлежи, получил выражение протест
против войны и капитализма:
"Галиция" (в 1920 была запрещена, затем шла в переработке под назв.
"В лагере"), "Вучьяк" (1923). В драме "Голгофа" (1922) драматург пытался
рассказать о рабочем движении. Новая драматургия испытывала воздействие
экспрессионизма.
В словенской драматургии этих лет проявились мистицизм, склонность к
изображению патологич. явлений человеч. психики. Обращаясь к темам войны
(С. Майцен - "Касия", 1919), революционного движения (А. Лесковец -
"Юрий Плевнар", 1927; М. Ярц - "Вергерий", 1932), драматурги трактовали
их в от-влечённо-этич. аспекте. В пьесах на сюжеты из жизни крестьян
сказались натуралнстич. тенденции (Ф. Фпнжгар - "Развалина жизни", А.
Новачан -"Ве-лея", обе в 1921). В хорватской драматургии отчётливо
проявлялись модернистские тенденции. Пьесы М. Беговича ("Авантюрист у
дверей", 1926; "Без третьего", 1931, и др.), обладавшие формальными
достоинствами, были далеки от общественной проблематики.
В конце 20-х гг. под влиянием рабочего и антифашистского движения
появились реалистич. пьесы прогрессивных югослав, драматургов. В 30-х
гг. усилилось внимание к социальным проблемам. В эти годы сербский
драматург Б. Нушич вновь обратился к комедийному жанру и написал свои
лучшие сатирич. комедии: "Госпожа министерша" (1929), "Покойник" (1937)
и др. Крлежа создал цикл реалистич. пьес, в т. ч. "Господа Глембаевы".
Драматург показал разложение, антпгуманизм капиталистич. общества.
Драматургии Крлежи близко творчество М. Фельдмана, его пьесы посв.
острой социальной проблематике. Разоблачая австро-венг. военщину
("Заяц", 1932), ложный патриотизм ("В тылу", 1939), Фельдман по-новому,
реалистически решал антивоенную тему, призывая к борьбе за мир.
Новые тенденции последовательно развивал в своем творчестве
словенский драматург Б. Крефт. Его историч. пьеса "Великий бунт" (1936)
- крупнейшее произв. югосл. драматургии 30-х гг. Социальным темам посв.
драма И. Краньца "Директор Чампа" (1935), обличающая бюрократизм,
семейная драма И. Брнчнча "В четырёх стенах" (1936). В словенской
комедии преобладали фарсовые и сатирич. гротесковые пьесы ("Происшествие
в городе Гога С. Грума, 1931, и др.). В хорватской и сербской
комедиографии получила распространение легковесная комедия (Л. Бобич и
др.).
В послевоенные годы значит, успехов достигла драматургия на
македонском яз.; еще в сер. 19 и нач. 20 вв. были созданы дидактич.
пьесы И. Хаджи Константинова-Джина и историч. драмы ("Македонская
кровавая свадьба" Чернодрпмского, 1900, и др.). Получила развитие т. н.
нар. пьеса ("Беженка" Илёского, 1927, "Антица" Крле, 1939) и комедия
("Человек наступил" Илёского, 1937). Сочный нар. яз., широкое
использование фольклора, обаятельные образы простых людей определили
популярность этих пьес. В конце 30-х гг. в македонской драматургии
усилились социальные мотивы. В пьесах "Барышники" (пост. 1938) и
"Миллион мучеников" (пост. 1940) Крле показана жизнь мелких торговцев и
ремесленников, угнетённых капиталистич. законами.
Во время 2-й мировой войны традиции прогрессивной югосл. драматургии
продолжили писатели, участвовавшие в нар.-освободит, движении: в
Словении - М. Бор ("Трудный час"), в Сербии - Б. Чо-пич ("Новые
женщины"), в Хорватии - Ш. Шпмато-вич ("Победа не мрамор"), в Македонии
- Дж. Ма-лески ("Человек с пятью именами") и др. Их пьесы (чаще всего
одноактные) посвящены освободит, борьбе и нар. революции. В первое
послевоенное десятилетие в Словении создавались пьесы о нар.-освободит.
борьбе, о партизанах: "Оборванцы" Бора (1946), "Огонь и пепел" Пуц
(1949) и др. Выступали драматурги: в Хорватии - М. Божич ("Отступление",
1949), в Сербии - Ч. Миндерович ("Расцвела ежевика", 1950), в
Македонии-В. Илёский ("Сын и отец", 1955). Тема социалйстич.
строительства получила отражение в драме О. Бихали-Мерина "Литейная"
(1949). Утверждению социализма в словенской деревне посв. трилогия И.
Потрча о семействе Крефлов (драма "Имение Крефлов", 1937, показывает
тяжёлую жизнь сельской бедноты до установления нар. республики; пьеса
"Лацко и Крефлы", 1948, отражает участие крестьян в нар.-освободит.
борьбе; заключит, часть трилогии - "Крефлы", 1952, посв. социалйстич.
преобразованиям в деревне). Македонский драматург К. Чашуле посв. этой
же теме пьесу "Задруга" (пост. в сезон 1950/51).
В 50-е гг. в Ю. д. появились упадочные тенденции, в пьесах о
нар.-освободит. борьбе выражались песси-мистич. настроения ("Над
пропастью", 1952, и "Белые бабочки", 1955, хорватского драматурга Д.
Роксан-дича). Относительность этич. ценностей утверждала пьеса "В конце
пути" Матковича (из цикла пьес "Действо вокруг смерти", 1954) и др. В
пьесах на совр. тематику наблюдается отход от больших проблем
современности. Хорватская драматургия показывает мелкие заботы
маленького человека, утверждает спасительность иллюзий ("Качели на
плакучей иве" Божича, "Ярмарка грёз" Матковича, обе в 1957).
В словенской драматургии получили распространение сатнрич. пьесы н
фарсы, высмеивающие совр. капиталистич. общество: "Сказка о смехе"
Торкара (1953), "Золотой октябрь" Пуц (1954), "Атомная пляска" Грюна
(1954). Разрабатывалась тема конфликта личности п общества: "Жизнь
побеждает" (1955) и "Свет большого одиночества" (1956) Гофмана. Историч.
пьесы пишет Крефт: "Крайнские комедианты" (1948), "Баллада о поручике и
Марютке" (по Лавренёву, 1960).
В конце 50-х гг. нек-рые югосл. драматурги пытались создать
философскую драму, обобщённо освещающую морально-этпч. проблемы. На эту
драматургию большое влияние оказала философия экзистенциализма.
Ма-ринкович стремится выразить неразрывность трагического и комического
("Глория", 1955); Бихали-Мерин показывает столкновение личных стремлений
человека с общественными установлениями ("Невидимые ворота", 1957); М.
Маткович в пьесе "Геракл" (1957, из цикла пьес "И боги страждут")
отрицает возможность истинного героизма; Крлежа, показывая борьбу добра
и зла, утверждает необходимость сопротивления злу насилием и проповедует
скептицизм ("Аретей, или Легенда о св. Анциле, Райской птице", 1959).
Пьесы эти абстрактны, вместо реалистич. характеров в них выведены
схематичные фигуры, выражающие те или др. идеи, ситуации условны,
действие происходит в нереальной, фантастич. обстановке.
В совр. Ю. д. широкое развитие получила комедия. Бурж., мещанская
мораль разоблачается в комедиях сербского драматурга С. Куленовича
("Ужин"), хорватского драматурга И. Хорвата ("Палец перед носом") (обе в
1947). Отрицательные явления совр.жизни (карьеризм, спекуляция, снобизм)
высмеивал хорватский сатирик Ф. Хаджич ("Скучная комедия", 1952, "Все мы
всего-навсего люди", 1956, и др.). Жизнь совр. молодёжи получила
отражение в комедии М. Бело-вича и И. Чирилова "Комната на четверых".
Хорватские драматурги пишут комедии на диалектах: ча-кавском ("Каролина
Риекская" Гервайса, 1952), кай-кавском ("Своего тела господин" Колара,
1956). См. Сербский театр и драматургия. Словенский театр и драматургия,
Хорватский театр и драматургия.
Лит.: Бошковски И., Оплеменета игра, Скоп?е, 1957; Matarevic V.,
Suvremena domaca drama na zag-rebackim pozornicama (1945-1960), в кн.:
Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960, s. 129-151; M a t k
о v i c М., Marginalija zu Krlezino dramsko stvaranje, в его кн.:
Dra-maturski eseji, Zagreb, 1949, s. 239-291; P a v s i c-B о г V.,
Pogled na slovcnsko dramatiko po Cankarju, в его кн.:
Kritika, Ljubljana, 1961, s. 7-119. См. также лит. при ст. Сербский
театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия. Алъб. К.
ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Ju-goslovensko dramsko pozoriste) -
один из ведущих т-ров Югославии. Открыт 3 апр. 1948 в Белграде. Труппа
т-ра объединила лучших актёров всех республик Югославии. Художеств,
руководство осуществляется Советом, к-рый возглавляли: М. Дединац
(1948-53), В. Глигорич (заведующий лит. частью;
1948-59); ведущие режиссёры - Б. Ступица (1948-55), М. Милошевич, Т.
Танхофер, М. Белович. В 1963-66 худ. рук. Ю. д. т. был М. Белович, зав.
лит. частью - И. Чирилов. С 1966 во главе т-ра стояли писатель и театр.
критик Э. Финци, зав. лит. частью Чирилов. Ведущие актёры т-ра: Б.
Веселиновпч, Н. Грегурич, М. Димнтрпевич, И. Колесар, Н. Микулич, Н.
Ризнич, О. Спиридоновпч, Р. Ферари, М. Црно-бори, М. Живанович, Л.
Йованович, Л. Тадич, Б. Пле-ша, С. Жигон, С. Дегермич, С. Симич и др.
В т-ре ставится отечественная п зарубежная драматургия: "Дядя Маройе"
Држича (1948), "Леда",
"На грани безумия" Рхрлежи (1953, 1963), "Глория" (1956) и "Альбатроо
(1959) Маринковича, "Сабинянки" Петровича (1959), "Чистые руки" Христича
(1960), "Проклятая Авлня" Андрнча (1962), "Опечаленная родня" Нушпча
(1955); "Любовь Яровая" (1948), "Егор Булычев и другие" (1951); "Братья
Карамазовы" по Достоевскому (1957), "Клоп" (1960), "Гамлет" (1962);
"Ифигения в Тавриде" Гёте (1960), "Смерть Дантона" Бюхнера (1963),
"Затворники из Альтоны" Сартра (1960), "Калигула" Камю (1960),
"Заложники" Бнэна (1964) н др. В 1956 и 1965 т-р гастролировал в Сов.
Союзе.
Лит.: Deset g'odina rada Jugoslovenskog dramskog pozo-rista, Beograd,
1958. Д Сол.
ЮГОСЛАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Na rodno pozoriste) - один из
старейших т-ров Югославии. Открыт 30 окт. 1869 в Белграде пьесой
Дж.Мале-тпча "Посмертная слава князя Михаила Обреновича". Первым
руководителем т-ра был И. Джорджевпч. Т-р объединил лучших актёров
Сербии. Одним из ведущих деятелей т-ра на протяжении долгого времени (с
1898) был М. Исайлович. На сцене Ю. Н. т. ставились пьесы ведущих
драматургов Сербии, Хорватии, Словении: М. Држича, И. Стерии-Поповича,
М. Бана, И. Суботича, И. Гундулпча, Т. Брезовачки, М. Боговпча, И.
Войновича, И. Косора, Л. Костича, Т. Трифковича, М. Глишича, Д. Илича,
Б. Нушича, И. Цанкара, М. Крлежи и др. В репертуаре были также произв.
Шекспира, Мольера, Гольдонн, Гоголя, Островского. В 1894 предприняты
попытки ставить оперные спектакли. В 1920 была создана постоянная
оперная труппа. В 1924-35 т-р переживал творч. подъём. В эти годы его
директором и муз. руководителем стал видный сербский композитор и
дирижёр С. Христич. Ставились итал. и нем. оперы, произведения П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корса-кова, А. П. Бородина, М. П.
Мусоргского, А. Дворжака, С. Монюшко, композиторов Югославии - Христича,
К. Барановича, П. Коньовича и др. В 1921 в т-ре была создана балетная
труппа, к-рая распалась во время 2-й мировой войны и восстановлена в
1946. После освобождения страны от фашистской оккупации Ю. Н. т.
продолжает свою деятельность; на его сцене выступают оперная, драматич.
и балетная труппы. Театр возглавлял театр. критик М. Грол, в 1961 его
сменил М. Богданович. Ведущие режиссёры драматич. труппы: Б. Ступица, И.