<< Пред. стр. 907 (из 913) След. >>
Годунов", 1937), Расплюев ("Свадьба Кре-чинского", 1940), в пьесахсоветских драматургов- Елисатов ("Любовь Яровая", 1926), Медведев
("Слава" Гусева, 1936). Выступал как режиссёр. Я. вёл педагогич. работу
в Муз.-драм. уч-ще Моск. филар-монич. об-ва (1907-18) и созданном на его
основе Муз.-драм. ин-те (1918-20; ныне ГИТИС).
Лит.: М а н у х и н С., Н. К. Яковлев, "Рампа и жизнь", 1918, ј
37-40, с. 6-7; Д у р ы л и н С. Н., Н. К. Яковлев, М.- Л., 1949;
Турчанинова Е. Д., Н. К. Яковлев, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959. \
Фил.
ЯКОВЛЕВ, Юрий Дмитриевич (1888-17. III. 1938)- болг. театр. деятель,
актёр, режиссёр. По национальности русский. Учился на юридич. ф-те
Одесского ун-та. Сценич. деятельность начал в 1910 в Харькове, в труппе
Н. Н. Синельникова. В 1914-19- актёр и режиссёр Т-ра Соловцова в Киеве.
В 1920 выступал с рус. труппой в Софии и был приглашён работать в т-р
"Ренессанс". В 1922-23-гл. реж. Нар. т-ра в Софии. В 1924-33- в рижском
т-ре "Русская драма".
Вернувшись в 1933 в Болгарию, был режиссёром в т-рах Софии.
Пост.: "Саломея", "Флорентийская трагедия" Уайльда, "Гамлет" (совм. с
Н. Икономовым) - оба в 1922; "Оленье царство" Райчева (1934), "Отелло"
(1937) -оба в Нар. т-ре;
"Женское царство" Стоянова (1935, Софийская нар. опера);
"Принять во внимание" Балканова (1936, "Популярный т-р"), "Счастливый
брак" Тригера (1937, "Художественный т-р"), "Звёзды Голливуда" Абрахамса
(1935, "Кооперативный т-р") и др.
Роли: Фйрс ("Вишнёвый сад"), Эстеван ("Овечий источник"), Бенигсен
("Павел I" Мережковского) и др.
Лит.: Театър, С., 1948, ј 9-10, с. 42; 1964, ј 5, с. 62-63. Л. Ив.
ЯКУБОВ, М.-см. Кари-Якубов.
ЯКУБОВА, Марьям (р.19.X.1909) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР
(1955). Род. в Бухаре. В 1926-29 училась в Москве на кинокурсах. С
1929актриса узб. Т-ра им. Хамзы. В 1933-39 работала в узб. Муз.-драм.
т-ре им. Свердлова, в 1939 - в Музыкальном т-ре драмы и комедии им.
Мукими (Майса-ра - "Проделки Майсары" Хамзы, 1939; Диана - "Собака на
сене", 1940). С 1941 - снова в Т-ре им. Хамзы. Игра Я. отличается
сочностью, яркостью бытовых красок.
Др. роли: Паскуале ("Овечий источник"), Ханзода ("Бай и батрак"
Хамзы), Огудалова ("Бесприданница"), Попова ("Медведь" Чехова), Гертруда
("Гамлет"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Мастура ("Холисхон" Хамзы),
Феклуша ("Гроза"). Снималась в кино. Э. К .-Я.
ЯКУЛОВ, Георгий Богданович [2(14). 1.1884-28. XII.1928] - рус. сов.
живописец, театр. художник. Учился у К. Ф. Юона, затем в Уч-ще живописи,
ваяния и зодчества. Работу в т-ре начал в 1918 - оформил спектакли
"Зелёный попугай" Шницлера в т-ре "Питтореск" и "Обмен" Клоделя в моек.
Камерном т-ре. Я. осуществил также декорации к спектаклям Камерного
т-ра: "Принцесса Брамбилла" (1920) и "Синьор Формика" (1922) по Гофману,
"Жирофле-Жирофля" Лекока (1922), "Розита" Глебы (1926). В предельно
лаконичных декорациях к спектаклю "Обмен" Я. выразил принципы сценич.
конструктивизма, но в др. своих работах, отмеченных яркой театр.
зрелищностью, художник стремился к образности, возвышенной патетике.
Созданные им композиции объёмов были пронизаны единым эмоциональным
ритмом. Спиральное построение кубистически-барочных форм,
фантасмагоричность колорита в "Принцессе Брамбилле", лёгкая, остроумная
комбинация площадок и лестниц в "Жирофле-Жирофля" создавали муз.
гармонию архитектурных пропорций в сочетании со светописью.
Оформил спектакли: "Царь Эдип" Софокла (1920), "Иудейская вдова"
Кайзера (1923) - в б. Т-реКорша, "Мера за меру" Шекспира (1920,
Показательный т-р), "Риенци" Вагнера (1923, Т-р Совета рабочих
депутатов), "Венецианский купец" (1926, Белгосет и Т-р им. Сундукяна),
"Стальной скок" Прокофьева (1927, антреприза Дягилева в Париже) и др.
Соч.: Из дневника художника, "Зрелища", 1923, ј 69;
"Стальной скок". Сергея Прокофьева, "Рабис", 1928, ј 25.
Лит.: Луначарский А., Хороший спектакль, в его кн.: О театре и
драматургии, Избр. статьи, т. 1, М., 1958; Ш а г и н я н М., Жорж
Якулов, в ее кн.: Семья Ульяновых. Очерки, статьи, воспоминания, М.,
1959;
Сахновский В., Работа режиссёра, М.- Л., 1937;
Гиляровская Н., Театрально-декорационное искусство за 5 лет, Казань,
1924; ее же. Декоративное искусство за 12 лет. 1917-1929, "Искусство".
1929, ј 7-8;
Камерный театр и его художники, Введение А. Эфроса, М., 1934. М. /7.
ЯКУНИНА, Елизавета Петровна (14.IX.1892- 26.1.1964) - сов. театр.
художница. По окончании художеств. уч-ща А. Л.Штиглица (1918) поступила
на курсы мастерства сценич. постановок, где её руководителями были К. С.
Петров-Водкин, В. Э. Мейерхольд и др. Первая самостоят, работа
Я.-"Проделки Смеральдины" В. Соловьёва (1920, т-р "Нар. комедия",
Петроград). Я. оформляла спектакли ле-нпнгр. т-ров. В 1935-45 - художник
ленингр. Нового ТЮЗа. Работы Я. отличались своеобразием колорита,
интенсивностью цвета. Используя технику сцены, свет, Я. создавала
выразительное, декорационное оформление, была мастером сценич. костюма.
Уделяла также большое внимание всем компонентам оформления (бутафория,
реквизит и др.).
Оформила спектакли: "Стакан воды" Скриба (1925, Ленингр. т-р
Комедии), "Хитрая вдовушка" Гольдони (1927, там же), "Гамлет" (1927,
Передвижной т-р Гайдебурова), "Кавалер роз" Р. Штрауса (1928, Академии,
т-р оперы и балета), "Бойцы" Ромашова (1934, Академия, театр драмы).
"Снегурочка" Островского, "Снежная королева"Швар-ца (оба в ленинградском
Новом ТЮЗе), "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского (1946, Т-р
им. Комис-саржевской). р f{
ЯКУТ, Всеволод Семёнович [р.ЗО.1(12.II).1912]- рус. сов. актёр. Нар.
арт. РСФСР (1959). В 1929 поступил на скульптурный ф-т Высшего
художеств. ин-та в Москве, в 1930 перешёл в Театр-студию им.
Луначарского. С 1931- актёр Т-ра-студии им. Ермоловой. В 1934-37 был
актёром Т-ра Красной Армии Среднеазиатского округа (Ташкент). С 1938 -
снова в моек. Т-ре им. Ермоловой. Сыграл на сцене Т-ра им. Ермоловой и в
других театрах ок. 100 ролей.
Большое значение для творчества Я. имели его работы в спектаклях,
пост. Н. П. Хмелёвым, позднее А. М. Лобановым. Первая роль,
подготовленная под рук. Хмелёва в Т-ре им. Ермоловой,-Раевич ("Шторм",
1939). Лнрпч. и философская устремлённость творчества актёра, склонность
к острой театр. форме, порой гротеску, раскрылись в роли Жака ("Как вам
это понравится" Шекспира, 1940). В этом трагич. и комедийном образе
проявилось стремление актёра к углублённому психологпч. анализу, к
мечтательности и философичности, а также к изящному и лёгкому юмору. В
первые послевоенные годы Я. в пьесе Малюгина "Старые друзья" (1946, Гос.
пр. СССР, 1946) создал лиричный, обаятельный образ сов. юноши Шуры
Зайцева, раскрыв его внутр. благородство. Роль Кучумова ("Бешеные
деньги", 1945) помогла выявить новые стороны дарования актёра - меткость
социальной характеристики, склонность к иронии, сарказму, к острой
театральной форме.
Творчество Я. характеризуется созданием глубоко драматич. образов,
ёмких и многообразных по своему жизненному и философскому содержанию.
Сосредоточенность на мысли героя, поиски истины, свободный полёт творч.
воображения окрашивают образ Пушкина ("Пушкин" Глобы, 1949),
определивший широкую популярность актёра. Мучительный порыв страстей,
потребность уяснить смысл жизни характеризуют трактовку роли
Раскольнико-ва ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1957), в
к-рой, как и в ряде др. работ, проявилась обострённость мироощущения
актёра. Слияние ли-рич. и комедийного, эмоциональности и юмора отличает
исполнение ролей Пепи-но ("Суббота, воскресенье, понедельник" Де
Филиппе, 1962) и Багдасара ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1964).
Я. создал ряд образов современников: вдохновенный мечтатель,
талантливый учёный Алексей Петрович ("Два упрямца" Назыма Хикмета,
1959), умный руководитель - Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина, 1961)
и др.
Я.- актёр-романтик, ему особенно близки взволнованность,
устремлённость человеческой мечты, непримиримость ко лжи, хищничеству.
Эти черты получили отражение в образе Шарлюса ("Европейская хроника"
Арбузова, 1953) и особенно в одной из лучших работ Я.-роли идеалиста
Ахмеда ("Чудак" Назыма Хикмета, 1956) и др.
С 1955 Я. снимается в кино. Выступает на радио. С 1962 преподаёт в
ГИТИСе и в Уч-ще циркового и эстрадного иск-ва.
Др. роли: Фердинанд ("Коварство и любовь", 1930), Митя ("Бедность не
порок", 1937), Алан ("Время и семья Конвэй" Пристли, 1940), Роланд
("Укрощение укротителя" Флетчера, 1945), Благин ("В конце лета"
Погодина, 1949), Надир ("Заря над Каспием" Касумова, 1951), Мукомолов
("Залог успеха" Трифонова, 1953), Филипп Шавэ ("Сны Симоны Машар" Брехта
и Фейхтвангера, 1959), Глен ("Северная мадонна", Тур, 1961), Грейвуд
("Игра без правил" Шейнина, 1962), Яков ("Последние" Горького, 1963),
Боливер ("Фунт мяса" Кусани, 1965) и др.
Лит.: Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964; Дуры лин С.
Н., Пушкин на сцене, М., 1951;
Бояджиев Г., Театральность и правда, М.- Л., 1945;
Родионов А., Творческая зрелость (к 25-летию творч. деятельности),
"Театр", 1956, ј 2. А. О.
ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ П. А.
ОЙУНСКОГО - первый якут. драматич. т-р. Был организован 17 окт. 1925 как
труппа при Русском гос. драматич. т-ре, затем объединён с муз.
т-ром-студией. С 1948 именуется Якутский гос. муз.-драматич. т-р.
Среди драматич. спектаклей:-"Бедный Яков", "Любовь" и "Тина жизни"
Софронова, "Красный шаман", "Большевик Василий" Ойунского, "Разрыв
сетей", "Человек" Мординова, "М анчары", "Золотое зерно" Протодьяконова,
"От имени якутов" Данилова, "Кузнец Кюкюр", "Айаал", "Сайсары" Д. К.
Сивцева, "Молодёжь Марыкчана" Золотарёва, "Братья", "Тихий берег",
"Городская девушка" Ефремова, "Лоскут и Нюргусун" Сметанина. Из
переводной драматургии пост.: "Недоросль"; "Гроза", "Снегурочка"
Островского, "На дне", "Егор Булычев и другие", "Ревизор", "Любовь
Яровая"; "Человек с ружьём", "Третья патетическая" Погодина, "Платон
Кречет"; "Дни п ночи" Симонова, "Стряпуха" Софронова, "Материнское поле"
по Ч. Айтматову и др. В т-ре ставится также зарубежная классич.
драматургия: "Проделки Скалена", "Коварство и любовь"; "Овод" по Войнич,
"Отелло", "Ромео и Джульетта" Шекспира и др.
В 1936 т-р пополнился актёрами, окончившими ГИТИС, в 1955 -
окончившими Уч-ще пм. Щепкина при Малом т-ре. В 1940 пост. первая нац.
муз. драма- "Дьулуруйар Ньюргун Боотур", для к-рой М. Н. Жирков
обработал музыку, записанную от нар. певца У. Г. Нохоорова. В 1940 на
основе нац. хора был создан муз.-вок. коллектив, состоявший из балетного
и оркестрового отделений. В 1944 из муз.-вок. коллектива образован муз.
театр-студия, где в 1947 пост. первая якутская опера "Ньюргун Боотур"
Жнр-кова и Г. И. Лптинского. В 1956 коллектив т-ра пополнился
выпускниками якутской оперной студии при Уральской консерватории им.
Мусоргского. В 1957 в Москве на вечерах якутского иск-ва п лпт-ры была
исполнена опера Жиркова и Лптпнского "Ньюргун Боотур" и театрализованная
оратория "Северная весенняя" Г. А. Григоряна на либретто Д. К. Сивцева.
В 1959 пост. опера-легенда "Лоокут п Нюргусун" Григоряна на сюжет нар.
предания. Григорян также написал первую якутскую оперетту "Цветок
Севера" (1962) о тружениках совр. якут. села. В 1963 т-р пост. "Красный
шаман" Ойунского на музыку Григоряна, в 1964 - "Снегурочку" на муз.
Чайковского.
В 1947 пост. балет "Полевой цветок" Жпркова и Литинского на сюжет
нар. сказки (2-я ред. 1960). Под рук. балетм. В. В. Козлова балетная
труппа т-ра показала в 1958-61 балеты: "Лебединое озеро",
"Бахчисарайский фонтан", "Лауренсия", "Половецкие пляски" из оперы
"Князь Игорь", сцену "Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст".
В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Д. Ф. Ходулов, нар. арт. РСФСР
А. И. Егорова, нар. арт. ЯАССР и засл. арт. РСФСР М. В. Слепцова, А. П.
Петров, В. А. Саввин, М.Д.Слепцов, засл. деят. иск-в ЯАССР Н. Д.
Слепцов, засл. арт. ЯАССР М. Н. Белолюбская, П. С. Петрова, А. Е.
Ефимов, Г. Г. Коле-сов, X. И. Максимов, И. И. Находкпн, С. П. Федотов,
артисты К. П. Туралысо-ва, М. Н. Гоголев, И. Д. Избеков п др. Гл.
реж.засл. арт. ЯАССР Ф. Ф. Потапов, реж.-нар. арт. РСФСР С. А.Григорьев,
гл. художник-нар. художник РСФСР п ЯАССР Г. М. Туралысов.
Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955; С т е р
к и и Т. А., На пути к профессиональному театру (Из истории театра в
Якутии), в сб.: "Театр и драматургия". "Труды гос.
научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии",
вып. 1, Л., 1959, с. 197-212;
Якутский государственный музыкально-драматический театр имени П. А.
Ойунского, Якутск, 1957; Якутская советская литература и искусство. Сб.
статей, Якутск, 1964;
Григорьев С., С.павное сорокалетие, газ. "Советская Якутия", 1965, 17
октября, ј 246, с. 3.
ЯГгУТСКИИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элемен ты театр. действия с древних
времён содержались в богатом, жизнеутверждающем якут. фольклоре,
особенно в монументальном героич. эпосе олонхо. В старину олонхо
исполнялись ансамблем певцов-олонхосутов, постепенно количество
участников сокращалось. Большое влияние на зарождение и развитие нац.
театр. иск-ва оказали рус. любители, ставившие спектакли в Якутии с
1820-х гг. В нач. 20 в. художник И. В. Попов пост. живые картины
"Шаманское камлание". В годы революции 1905-07 зарождается якутская
театр. самодеятельность. Первые спектакли на якут. яз. были
инсценировками олонхо, исполнявшимися олон-хосутами. В 1909 в клубе
приказчиков (г. Якутск) была пост. на якут. языке "Женитьба". В
спектакле участвовали: А. Е. Кулаковский, Н. Е. Сосин, Е. К.
Яковлева-Гоголева, А. И. Софронов (суфлёр). В 1912 в переводе Софронова
пост. "Медведь" Чехова и "От ней все качества" Л. Толстого. На якутский
яз. была переведена "Власть тьмы". В 1914 на частной квартире (царская
администрация не разрешала пост. в т-ре) была сыграна пьеса "Бедный
Яков" Софронова. Любительские спектакли на якут. яз. ставились в 1910-е
гг. и в др. городах (в Вилюйске; реж. Д. Д. Болыпов, в числе участников
- М. Н. Жирков и др.). Большевики использовали самодеятельность для
политич. просвещения масс. Театр. секция культурно-просветительного
об-ва "Саха аймах" также пост. ряд пьес Софронова. В спектаклях
участвовали М. К. Аммосов и П. А. Ойунский. Софронов в своём дореволюц.
творчестве стоял на позициях критич. реализма. В пьесах "Бедный Яков"
(1914) и "Любовь" (1916) показаны социальные отношения в
полупатриархальной колониальной Якутии. Критику дореволюц.
действительности Софронов углубил в советское время - драмы "Скупой без
завещания", "Тина жизни" (1921). В пьесах "Споткнёшься - не исправишься"
(1917) и "Игра жизни" (1918, новый вариант 1922) Софронов показал, как
гибнут люди в мире наживы. Пьеса "Иваныч" (1925) свидетельствовала о
постепенном переходе Софронова на позиции социалистич. реализма. Первые
комедии для якутского т-ра написал Н. Д. Неустроев (1895- 1929). Он
также обличал патриархально-феод. быт Якутии. В его комедиях "Злой дух",
"Голова Сойка" показано усиление капитализма в Якутии. Принципы критич.
реализма развивал в нач. своего творчества писатель А. А. Иванов
(Кюндэ).
Бурный рост театр. самодеятельности начался после установления Сов.
власти в Якутии (15 дек. 1919). Драм. секция об-ва "Манчары" осуществила
в 1919 пост. пьесы основоположника якутской сов. лит-ры П. А. Ойу некого
"Волна жизни". В Вилюйске была пост. пьеса "Тёмная ночь" Иванова,
показывающая героизм коммунистов в гражданской войне. В Якут-ске и
Олёкминске шла оперетта "Гайда, тройка" П. Н. Черных-Якутского,
призывавшая на борьбу с белогвардейским генералом Пепеляевым. Драм.
кружки ставили пьесы "Любовь", "Тина жизни" Софронова, "Злой дух",
"Голова Сойка" Неустроева и др. В 1920 в Якутске был осн. Гос. нар. т-р
- первый рус. проф. т-р края, оказавший большое влияние на развитие нац.
театр. иск-ва. В 1925 бюро Якутского обкома партии вынесло постановление
об организации при этом т-ре якутской нац. труппы из участников
художеств. самодеятельности. В состав этой труппы вошли: Т. П.
Местников, В. В. Местников, М. Е. Фёдорова, А. Д. Неустроева, И. Д.
Баланов, П. Г. Габышев, Н. И. Гоголев, Н. К. Кычкин, С. Д. Фёдоров и др.
Режиссёром был Д. Д. Болыпев. 17 окт. 1925 т-р открыл свой первый сезон
пост. комедии "Злой дух" Неустроева. В следующем году труппа показала
спектакль "Большевик Василий"
Ойунского. Гл. место в репертуаре т-ра занимали небольшие агитац.
пьесы: "Ура, победили!" С. Р. Ку-лачикова-Элляя, "Кто-кого" Иванова,
"Светает" П. Тимофеева, "Сасыл-сысы" В. Чиряева, "Из тайги в алас" Я.
Мекюрдянова. В 1926-27 в труппу вошли Д. К. Сивцев, П. И. Васильев, Н.
И. Слепцов.Е. К. Гоголева, Г. Я. Варламов, Н. Н. Игнатьев, И. Н.
Мартынов, директором т-ра стал Софронов. Т-р пост. пьесы Софронова
"Девушка, выходящая замуж", "Споткнёшься - не исправишься", "Игра жизни"
и др. Были пост. также "Тар" Неустроева,"В те годы" Иванова, "Таына" Г.
Д. Бястинова и др.
В 1930 осн. самостоятельный Якутский гос. театр-студия, директором
к-рого назначили Т. П. Местни-кова. В 1931 т-ру предоставили отдельное
помещение. В 1931 худ. рук. стал А. А. Глебов, гл. худ. - Г. М.
Туралысов. В 1932 якуты были приняты в театр-студию и учебные заведения
Москвы и Ленинграда. С 1933 гл. реж. т-ра-С. А. Григорьев. В 1934 в
труппу вошли первые выпускники студии при т-ре:
Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, В. А. Саввин, М. Н. Жирков, П. С.
Петрова, К. П. Туралысова. В 1936 труппу пополнили выпускники ГИТИСа М.
В. Корнилова-Слепцова, М. Д. Слепцова, М. Н. Бе-лолюбская, Н. Д.
Слепцов-Туобулахов, Н. Н. Харитонов, Г. П. Алексеев, И. Д. Извеков и др.
В 30-е гг. Якут. т-р пост. ряд пьес нац. драматургов: "Красный шаман"
(1930), "Захотели ребёнка" (1934), "Царский указ" (1936), "Туйаарыма
Куо" (1937) Ойунского, "Кузнец Кюкюр" (1935), посв. коллективизации,
"Дьулуруйар Ньюргун Боотур" (1940) Сивцева, "Братья" (1932) о борьбе
якут. народа за Сов. власть, "Шаги" (1936) о колхозных комсомольцах,
"Враги" (1937), "Семья Кирика" (1939) Ефремова, "От колонии к коммуне"
(1931), "Разрыв сетей" (1933), "Человек" (1936) Н. Е. Мординова,
"Селькор Семён" Слепцова (1939), "В золотой тайге" В. А. Протодьяконова
(1940) о геологах Якутии. Осн. тема драматургии 30-х гг.-борьба за
коллективизацию, укрепление колхозного строя, разоблачение классового
врага.
В 1942 Якут. т-р объединился с Рус. т-ром. В годы Отечеств, войны
силами объединённого коллектива были созданы спектакли, показывающие
фронтовую жизнь: "Партизан Морозов" Протодьяконова (1942), "Долг"
Ефремова (1942); пост. историч. пьесы-"Сайса-ры" Сивцева (1943), "Из
недавнего" Н. М. Заболоцкого-Чискана (1944); драмы в стихах (на
фольклорном материале): "Красавица Едоян" К. Урастырова, "Сыгый
Кырынаастыр" И. Избекова, "Лоокут и Нюргусун" Т. Сметанина (изд. в
1951). События минувшей войны отражали также первые послевоенные
спектакли: "Родина" Н. Е. Мординова (1946), "В берлоге врага" Слепцова.
Драматурги обращались к героич. событиям истории Якутии - драма
"Манчары" Протодьяконова (1945), рисующая выступление якутской бедноты
против феод. гнёта в 1-й пол. 19 в. В ряде спектаклей нашли отражение
процессы, происходящие в колхозной деревне: "Городская девушка"
Ефремова, "Золотое зерно" (1947), "Молодые сердца" (1955)
Протодьяконова, пьесы И. И. Находкина, И. М. Гоголева и др. Борьбе
передового со старым в колхозной жизни посв. одноактные пьесы Ефремова