<< Пред.           стр. 909 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 статей и рецензий.
  Соч.: Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР,
 М.- Л., 1937; Шаляпин и русская оперная культура, М.-Л., 1947;
 Римский-Корсаков и революция 1905 г., М,- Л., 1950; Н. И.
 Забела-Врубель, М., 1953;
  Шаляпин [1873-1938], М., 1955; Советский театр оперетты. Очерки
 истории, Л., 1962; Стасов и Римский-Корса-ков, в сб.: Римокий-Корсаков.
 Исследования. Материалы. Письма, М., 1953 (Музыкальное наследство, т.
 1); Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг., в сб.:
  Первая русская революция и театр. М., 1956; Вступ. ст., подготовка
 текста и примеч., в кн.: Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX
 вв.,М.-Л., 1964; Иван Ершов и русская оперная культура, в сб.: Иван
 Васильевич Ершов, Л.-М., 1966, и др. С. Др.
  ЯНКУС, Юозас Юргис (р.4.III.1912) - литов. сов. театр. художник. Нар.
 художник Лит. ССР (1957). Как театр. художник начал работать в 1940 в
 Шяуляйском драм. т-ре. Работал с режиссёром Б. Даугувети-сом над пост.
 пьесы "Новая борозда" (1945, Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс). В 1945-48
 оформлял спектакли в Клайпедском муз. т-ре. В 1948-53 - художник Т-ра
 драмы Лит. ССР. С 1953 - гл. художник Т-ра оперы и балета Лит. ССР.
 Оформил здесь пост. опер:
  "Марите" (1953), "Город солнца" (1965) Рачюнаса, "Пиленай" Кловы
 (1956), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1963); балетов - "На
 берегу моря" Юзелюнаса (1953), "Аудроне" Индры (1957), "Эгле - королева
 ужей" Бальсиса (1960) и др. Гос. пр. СССР (1952). В. К.
  ЯННЙДИС (???????), Антонис (р. 17.III.1901) - греч. актёр. В 1927
 впервые выступил в "Т-ре молодых" (Афины). Вскоре перешёл в Т-р М.
 Кивели, где играл роли: Талбот ("Мария Стюарт"), Банко ("Макбет"),
 Яльмар ("Дикая утка" Ибсена), Дорн ("Чайка") и др. В 1940 совм. с Г.
 Паппасом создал театр. труппу. В 1944 принял участие в Декабрьском
 восстании против англ. интервенции. В 1945 с театр. труппой
 Сопротивления переехал в город Козани. В 1945 возвратился в Афины,
 принимал участие в создании т-ра "Объединённых артистов"-одного из
 крупнейших театр. коллективов Греции. Во время спектакля "Юлий Цезарь"
 был ранен фашистским террористом. В 1947 гастролировал с т-ром в Румынии
 и Болгарии. В 1948 т-р работал в районах, освобождённых демократич.
 армией Греции, где ставил спектакли для армии. В 1949 организовал совм.
 с драматургом и режиссёром Г. Севастикоглу т-р греч. политэмигрантов в
 Ташкенте. Одновременно в 1951-54 учился в Ташкентском театр. ин-те. С
 1954 живёт в Москве. В 1964 работал в кино.
  Лучшие роли: Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Кассио
 ("Юлий Цезарь"), Тригей ("Мир" Аристофана) и др. Я. М.
  ЯНОВИЧ (наст. фам.- К у ? б а с), Степан Филиппович
 (28.X.1862-10.??.1908) - укр. актёр и режиссёр. Отец режиссёра А. С.
 Курбаса. В 1884-99 работал актёром, а в 1891-98 - режиссёром и актёром
 укр. т-ра львовского об-ва "Руська бесща". Талант Я. наиболее полно
 раскрылся в героич. и лирич. ролях в пост. им самим спектаклях: Иван
 Непокрытый ("Дай сердцу волю, заведёт в неволю" Кропивницко-го), Гнат
 ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Дмит-ро и Гриць ("Не суждено!", "Ой, не
 ходи, Грицю..." Старицкого), Михайло Гурман ("Украденное счастье"
 Франко). Р. Я.
  ЯНОВСКИЙ, Борис Карлович (31.???.1875-19.1. 1933)-рус. и укр. сов.
 композитор, дирижёр, педагог.
  Окончил Киевский ун-т. До 1917 был дирижёром, преподавателем музыки,
 муз. критиком в Киеве, Москве, Петрограде, Тифлисе.
  Оперы: "Два Пьеро, или Коломбина" (1907, киевская труппа С. В.
 Брыкина), "Мададжара" (1907, там же; 2-я ред.- "Сестра Беатриса", 1910,
 Тифлис, Оперное товарищество под упр. А. А. Эйхенвальда), "В 1812 году"
 (1912, Тифлис, Оперное товарищество под упр. И. П. Палиева),
 "Флорентийская трагедия" (1913, Одесса, оперная труппа под упр. А. И.
 Си-бирякова), "Ведьма" (1916, Студия оперы С. И. Зимина), "Взрыв" (1927,
 Харьковский т-р оперы и балета), "Самийло Кишка" ("Дума черноморская",
 1920, Киевская гос. опера). Я. также автор балетов- "Аравийская ночь"
 (1916, Москва, Студия оперы С. И. Зимина) и "Ференджи" (1930,
 Харьковская гос. опера), муз. комедии "Гробовщик" (соч. 1923), музыки к
 спектаклям харьковских т-ров и др. соч.
  С 1918 вёл педагогия, работу в Харькове (Муз. техникум и
 Муз.-драматич. ин-т). А. Ив. и Ек.Л.
  ЯНОВСКИЙ, Евгений Григорьевич (3.1.1889- 12. VI. 1950) - рус. сов.
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1929 написал пьесу "Ярость"
 о становлении первых колхозов на сов. земле (пост. впервые в 1930 в
 Ленингр. академич. т-ре драмы). Эта нар. трагедия вошла в число лучших
 сов. пьес 30-х гг. и широко ставилась в сов. т-рах. Я. принадлежат также
 пьесы "Женщина" (1932), "Столица" (1935). В годы Отечеств, войны
 написаны пьесы "Где-то в Подмосковье" о борьбе сов. партизан с нем.
 оккупантами, одноактные пьесы - "Родной ребёнок", "Свой дом", "Таланты
 из глубин". Автор скетчей, сценок и пьес для эстрады. И. В.
  ЯНОВСКИЙ, Юрий Иванович (24.VIII. 1902-25.11. 1954) - укр. сов.
 писатель, драматург. Первое драм. произв.- "Море" (изд. в 1922). Затем
 писал пьесы, статьи о т-ре. Широкое признание получила пьеса "Дума о
 Британке" (1937), в к-рой с большой художеств. силой показано рождение
 Сов. власти на юге Украины, борьба трудящихся против внутр.
 контрреволюции. Я. принадлежат пьесы: "Завоеватели" (1932), "Потомки"
 (1940), "Сын династии" (1944), "Молодая воля" (1948)-о юношеских годах
 Т. Г. Шевченко. В репертуар мн. т-ров Украины вошла пьеса Я. "Дочь
 прокурора" (1954, Киевский т-р им. Л. Украинки) о воспитании молодёжи.
  С о ч.: Твори, т. 1-5, К., 1958-59; в рус. пер.- Собр. соч. в трёх
 томах, М., 1960 (т. 3 - Пьесы и сценарии). Лит.: Б а б и ш к i н О.,
 Юр1й Яновський, К., 1957;
  Килимник О., Юрий Яновский, М., 1962; Т ? о с т я-н е ц к и и А.,
 Юрий Яновский, М., 1959. Д. Б.
  ЯНСОН, Роберт (2.IV.1864-4.IV.1899) - латышский актёр и переводчик.
 Один из первых пропагандистов Шекспира в Латвии. В 1884 Я. перевёл и
 пост. с труппой любителей в городе Елгаве пьесу "Венецианский купец". В
 1887-97 был актёром Рижского Латыш, т-ра, играл гл. обр. героич. роли:
 Ричард III, Макбет, Отелло, а также роль Кречинского и др. В 1897
 организовал передвижную театральную труппу и руководил этим коллективом,
 здесь впервые на латыш. сцене пост. пьесы "Нора" Ибсена и "Фауст" Гёте.
 Выступал как чтец. Исполнял "Ричарда III" Шекспира (в своём переводе),
 "Демона" Лермонтова. Б. Гуд.
  ЯНСОНС, Арвид Кришевич (р. 24.X.1914) - латыш. сов. дирижёр. Засл.
 арт. Латв. ССР (1950) и засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Муз. образование
 получил в Народной консерватории г. Лпепая (1929-35) и в Латв.
 консерватории в Риге (1940-44). В 1931-40 - скрипач оркестра Лиепайской
 оперы и Филармонии. С 1940 - скрипач, в 1944-52 - дирижёр Т-ра оперы и
 балета Латв. ССР (Рига). Дирижировал классич. и сов. балетами, в т.
 ч."Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан",
 "Красный мак"; "Лайма" Ленина, "Сакта свободы" Скултэ (Гос. пр. СССР,
 1951) и др.; операми-"Отелло" Верди и др. В 1947-52 был также дирижёром
 симф. оркестра Латв. радио. С 1952 - дирижёр оркестра Ленингр.
 филармонии. Дирижёрское иск-во Я. характеризуется пластичностью в
 трактовке формы, эмоциональностью исполнения. Выступал как симф. дирижёр
 в Чехословакии, Германии, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Англии,
 Норвегии, Финляндии, Японии (почётный дирижёр симф. оркестра Токио в
 1958; серебряная медаль г. Токио, 1964), Греции, Италии. Я. В.
  ЯНУШЕВИЧ, Анна (Ганна) Яковлевна (р. 28.XII. 1907) - укр. сов.
 актриса. Нар. арт. УССР (1965). Окончила в 1928 Киевский
 музыкально-драматический институт им. М. Лысенко. Сценическую
 деятельность начала в Т-ре им. И. Франко (1927-1931). С 1931 - актриса
 Харьковского т-ра Революции, с 19.37 - Харьковского т-ра им. Ленинского
 комсомола, с 1940 -Черновицкого т-ра им. О. Кобылянской. Сценич. образы
 Я. отличаются глубиной психоло-гич. трактовки. Он-а выступает в жанре
 героич. трагедии и социальной бытовой комедии, точно передавая замысел
 драматурга, стиль сценич. произведения.
  Роли: Маша ("Девушки нашей страны" Микитенко), Панова ("Любовь
 Яровая"), Варка ("Бесталанная" Кар-пенко-Карого). Эмилия ("Отелло"),
 Анна Андреевна ("Ревизор"), Анна ("Леся" Андриевич), Мария Тюдор (о. п.
 Гюго), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Меланья ("Егор Булычев и
 другие"), Мария ("Земля" Кобылянской), Анна Фирлинг ("Мамаша Кураж и её
 дети" Брехта), Зоя ("Волчица" по О. Кобылянской). Снималась в кино.
  Лит.: Горчи нська В., В единому ансамбл? "Мистецтво", 1962, ј 2, с.
 14-15; Андр?евич М. Зр?л?сть таланту, газ. "Рад. Буковина", Черн?вц?,
 1960 2 грудня; Стан?славський М., Торжество таланту газ. "Культура ?
 життя", К., 1965, 27 травня. Д. J5.
  ЯНЦАТ, Валентин Иванович [р. 21.Х?(4.Х??)1 1905] - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. РСФСР (1951). В 1927 окончил студию Ю. М. Юрьева (б. Школа
 русской драмы) и работал в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра (1927-32
 и 1935-38). Здесь Я. проявил себя как лирико-романтич. и
 героико-ро-мантич. актёр (исполнение ролей Дон Карло-са и маркиза Позы -
 "Дон Карлос"). Роман-тич. окрылённостью были отмечены также образы
 Вартана ("Город ветров" Киршона) и Мо-тылькова ("Слава" Гусева). В числе
 ролей, сыгранных Я. в Большом драм. т-ре: Жадов ("Доходное место"), Дон
 Гу-ан, Моцарт ("Каменный гость", "Моцарт и Сальери" Пушкина), Пётр
 ("Мещане"), Дон Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины) и др. В
 1934-35 и с 1938 Я. работает в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В числе
 его лучших ролей: Тригорин ("Чайка"), Черкун ("Варвары"), Борейко
 ("Порт-Артур" Степанова и Попова). В этом т-ре Я. создал яркие и острые
 характеры, точные и нередко злые сатирич. зарисовки (Полудин -
 "Персональное дело" Штейна).
  Роли: Чацкий; Михаил ("Зыковы"); Фёдор ("Нашествие"), Гарри Смит
 ("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Динери ("Осенний сад"
 Хелман), Корзухин ("Бег" Булгакова), Маринваль ["Встреча"
 ("Мари-Октябрь") Робе-ра], Козловский ("Между ливнями" Штейна) и др.
  Гос. пр. СССР (1951). С. Ц. ЯНЧО (Jancso), Пал (1761-1845) - венг.
 актёр. Один из первых венг. проф. комедийных актёров. С 1792, с момента
 открытия постоянного т-ра в г. Клуже, работал в этом т-ре. Исполнял роли
 в переводных нем. мелодрамах Э. Раунаха, А. Коцебу и др. Наиболее
 значит, роль-гофмаршал Кальб ("Коварство и любовь"). Мрачная, почти
 трагич. внешность Я. была своего рода маской актёра и контрастно
 оттеняла остро комедийное содержание образов.
  Искусство Я., связанное с традициями площадного т-ра, оказало
 значительное влияние на развитие комедийного иск-ва венг. т-ра 19 века.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 2,
  М.. 1957, с. 820-22; G у и 1 а ? Р а 1, Az elso magryar
 komi-kus.B'KH.: Vazlatok es Kepek, kot. 2, Bdp., [s. а.]. А.Гер.
  ЯНШИН, Михаил Михайлович [р. 20.Х(2.Х1).' 1902] - рус. сов. актёр и
 режиссёр. Нар. арт. СССР (1955). В 1922 был принят во 2-ю Студию Моск.
 Художеств. т-ра. Вся актёрская жизнь Я. связана с МХАТом, в труппу
 к-рого он вступил в 1924 вместе с группой молодых актёров (Н. П. Хмелёв,
 Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, Н. М. Горчаков и др.).
 Дебютировал в ролях Выборного ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого),
 Петрушки ("Горе от ума"), Добчин-ского. В 1928 Я. сыграл роль Васи
 ("Квадратура круга" Катаева) и ряд др. Серьёзность, взволнованность,
 даже драматизм в комедийных ситуациях - источник комедийности мн. ролей
 Я., в т. ч. одной из лучших его ролей - Лариосика ("Дни Турбиных"
 Булгакова). Юмор Я. лиричен, отличается своеобразной поэтичностью. Я.
 играл и комедийно-фанта-стич. роли (доктор Гаспар - "Три толстяка"
 Оле-ши). В спектакле "Горячее сердце", близком нар. праздничным
 зрелищам, исполнил роли Жигунова, Сидоренко, позднее Градобоева. Я.
 создал своеобразный цикл чеховских образов. Он сыграл роли:
  Ферапонта и Чебутыкина ("Три сестры"), Симеоно-ва-Пищика ("Вишнёвый
 сад"), Телегина ("Дядя Ваня"), Сорина ("Чайка"). Добродушие Сорина в
 исполнении Я. лишено равнодушия, его деликатность активна; как активна и
 кротость Телегина. В перечисленных ролях и затем в роли Маргаритова
 ("Поздняя любовь" Островского) Я. развивает традиционный для рус. лит-ры
 и т-ра мотив "маленького человека", доходя порой до трагизма,
 подчёркивая глубокую, но неловкую доброту, затаённый лиризм. Среди
 лучших работ Я.- роль сэра Питера ("Школа злословия" Шеридана),
 сыгранная с ярким юмором и музыкальностью.
  Одновременно с работой во МХАТе Я. был художеств. руководителем
 цыганского т-ра "Ромэн" (1937-41), где пост. спектакли "Кровавая
 свадьба", "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки, "Действующие лица"
 Светлова, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре" Ром-Лебедева и др. В
 1950-63 возглавлял Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского. Пост.:
  "Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красави-цы" Симукова,
 "Наследники Рабурдена" Золя (оба в 1952), "Дни Турбиных" Булгакова,
 "Чайка" (оба в 1954); "Такая любовь" Когоута (1959), "Первый день
 свободы" Кручковского (196?), "На улице Счастливой"
  Принцева (1963) и др. В 1957 пост. в МХАТе (совм. с П. М. Лесли)
 спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу (играл здесь роль Лемма). Как
 режиссёр Я. тяготеет к бытовой достоверности, лирическому подтексту.
  Др. роли: Антонио, Бартоло ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"),
 Мозгляков ("Дядюшкин сон" Достоевского), Почтмейстер, Губернатор
 ("Мёртвые души"), Пономарь ("Елизавета Петровна" Смолина), Бутон
 ("Мольер" Булгакова), Двоеточие ("Дачники"). Ц, Сол.
  ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПбНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась в
 т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на драматургию т-ра Но (ёкёку и
 кёгэн}, т-ра кукол - дзёрури, т-ра Кабуки и симгэки.
  Драматургия театра Но. Драматургии. форма, сложившаяся в
 .представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен и
 танцев. Получила название ёкёку. Текст ёкёку слагается из ритмич. прозы,
 стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах
 отведено хору, к-рый активно включается в действие, объясняет
 происходящее на сцене, выражает свои эмоции, даёт оценку происходящему и
 т. д. Пьесы ёкёку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему
 личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды,
 историч. хроники и лит. произведения. Большинство пьес, составляющих
 репертуар т-ра Но, написано во 2-й пол. 14-нач. 15 вв. Известными
 авторами ёкёку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее
 популярных пьес - "Мацукадзё", "Хагоромо", "Ясима", "Сумидагава",
 "Атака". Тексты ёкёку содержат авторские указания, касающиеся муз.
 характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре
 Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. кёгэн-небольшая комич.
 пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими
 пьесами. Кёгэн реалистически показывает жизнь разл. слоев общества
 Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на бытовые сюжеты.
 Сочетание в спектаклях т-ра Но ёкёку и кёгэнов даёт возможность
 достигать в представлениях большого тематич. и стилевого разнообразия.
 Бытовые диалоги кёгэнов контрастируют с тонкой гармоничностью,
 поэтичностью ёкёку. До конца 16 в. кёгэны передавались изустно от
 учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным
 исполнителям. В конце 17 в. появились записи текстов кёгэнов с
 замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты кёгэнов,
 используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит, обработке, авторы
 большинства из них неизвестны.'
  В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з ё р у р и. В основе
 этого вида Я. д.-старинный нар. песенный сказ, к-рый в 16 в. был
 соединён с традиционным представлением т-ра кукол и приобрёл
 определённое мелодич.звучание. В дзёрури сохраняется повествовательная
 форма; певец-сказитель гидайю (ги-даю) читает нараспев под аккомпанемент
 сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская
 речь дополняет и комментирует происходящее; в тексте дзёрури часто
 трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей. С конца 17 в.
 возникает тенденция к драматизации дзёрури. Тексты обретают более точную
 драматургич. форму, не теряя при этом сказового характера. Крупнейший
 японский драматург Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес (140)
 написал в форме дзёрури ("Кокусэнъя кассэн", "Хэйкэ Нёго-га сима" и
 др.). Форма дзёрури была заимствована т-ром Кабуки.
  Драматургия театра Кабуки. Возникает во 2-й пол. 17 в., когда в
 представления т-ра Кабуки, состоявшие из танц. сцен, включается текст. В
 соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие актёры сами писали
 для себя текст, к-рый часто менялся в процессе импровизации. В конце 17
 в. появились проф. драматурги, писавшие много-актные пьесы. Обычно
 драматурги писали пьесы для определённого т-ра. Ведущий актёр и
 руководитель труппы давали план новой пьесы т. н. главному драматургу,
 к-рый разрабатывал сюжет, писал осн. сцены, остальное дописывали его
 ассистенты, т. н. младшие драматурги (автором пьесы считался гл.
 драматург). Драматурги т-ра Кабуки заимствовали и приспосабливали для
 сцены Кабуки пьесы т-ра Но и др. т-ров. В т-ре Кабуки появились т. н.
 мацубамэ-моно, или нотори-моно, основанные на драмах ёкёку.
 Обрабатывались также кёгэны и создавались новые пьесы в форме кёгэнов. В
 т-ре Кабуки получила распространение и драматургия дзёрури. Пьесы
 дзёрури подвергались переработке, часть текста исполнял
 скази-тель-гидаю, другая часть передавалась актёрам. Такие пьесы
 получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем драматургии
 т-ра Кабуки и т-ра дзёрури был Тикамацу Мондзаэмон. Среди выдающихся
 драматургов т-ра Кабуки- Намики Сёдзо, На-мики Гохэй,СакурадаДзискэ.Они
 писали своеобразные бытовые драмы из совр. им жизни горожан. Несколько
 позже появились драмы, в к-рых получили развитие элементы эротики,
 приёмы гротеска. Самый крупный драматург этого направления - Цуруя
 Намбоку IV (сер. 18 -нач. 19 вв.). Его пьеса "Токайдо ёцуя кай-дан"
 сохраняется в репертуаре совр. япон. т-ра. Классиком драматургии Кабуки
 считается также Кава-такэ Мокуами. Его творчество отразило период
 распада феодализма и начала развития капитализма в Японии (пьесы
 "Бэнтэнкодзо", "Котияма Сосюн", "Саннин китиса"). Мокуами писал
 реалистич. историч. пьесы-кацурэкимоно и пьесы о
 современникахдзангиримоно. В конце 19-нач. 20 вв. появляются пьесы
 синкабуки (первая историч. драма Цубоути Сёё "Кири-хитоха"),
 приближающиеся по форме к совр. европ. драме. Известность получили
 историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо "Сюдзэндзи монога-тари",
 "Торибэяма синдзю", "Банте Осараясики" и историч. пьесы Маяма Сэйка
 "‚ритомоно си", "Гэнроку Тюсингура" и др.
  В совр. Я. д. сохраняются жанры ёкёку, кёгэн. В репертуаре т-ра Но
 имеется 250 кёгэнов, разделяющихся на группы по осн. персонажам: пьесы о
 синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких слугах, о зятьях, о
 монахах и др. Среди кёгэнов - "Фукуно ками", "Уцубодзару", "Суо отоси",
 "Мидзукакэ муко" и др. пьесы. В совр. япон. т-ре были предприняты
 попытки создания новых кёгэнов, однако эти пьесы в репертуар т-ров не
 вошли. После 2-й мировой войны жанр кёгэн получает развитие. В 60-е гг.
 устраивались представления кёгэнов, независимые от представлений т-ра
 Но.
  Современная драма сингэки. Появилась в Японии в нач. 20 в. под
 влиянием европ. т-ра. Мн. писатели создавали драмы как произведения,
 предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В конце 20-х гг.
 появляются пьесы сингэки, написанные для пост. в т-ре. В 1926 т-р
 "Цукидзи сёгэ-кидзё" пост. пьесу Цубоути Сёё "Пилигрим", затем в том же
 году были пост. "Ад" и "Сын" Осана и Каору, "Страсть" и "Король жизни"
 Мусякодзи Санэацу и др. Движение за пролетарский т-р, развернувшееся в
 30-е гг., оказало значит, влияние на развитие драматургии сингэкп.
 Выдвигались требования социальной заострённости, политич. актуальности

<< Пред.           стр. 909 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу