<< Пред. стр. 95 (из 913) След. >>
Львов (1958), Ташкент (1959).И з д а н и я.- партитура, MiL, Gr. Ricordi Со, [1920]; клавир. Mi].,
G. Ricordi Со, [1896]; рус. изд.-М., Юрген-сон, 1896 (текст на рус. и
итал. яз. Пер. с поел. итал. изд. с прибавлением автора М. Ярона и А.
Паули). Н, Г р.
БОГОЛЮБОВ, Николай Иванович (р. 22.X.1899)- русский советский актёр.
Нар. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1950. Учился в студии при Рязанском
т-ре. Одновременно (с 1919) выступал на сцене этого т-ра. В 1920 был
призван в армию; выступал в самодеятельном красноармейском коллективе.
После демобилизации снова работал в Рязани. Роли: Бессеменов ("Мещане"),
Клещ и Сатин ("На дне"), Дорн ("Чайка") и др. В 1922 Б. приехал в
Москву. В 1926 окончил Гектемас - студию при Т-ре РСФСР 1-м. Был актёром
этого т-ра с 1923 (впоследствии Т-р им. Вс. Мейерхольда). В 1929
исполнил героич. роль вожака партизанских отрядов Чуба ("Командарм 2"
Сельвинского). Характерная особенность пск-ва Б.-сочетание высокой
патетики с простотой, обаянием, естественностью - ярко проявилась в роли
старшины Бу-шуева ("Последний решительный" Вишневского). В 1938-58 Б.-в
труппе МХАТ. Продолжая работу над созданием образа положит. советского
героя, Б. сыграл роли Рыбакова ("Кремлёвские куранты"), Кремнёва
("Зелёная улица" Сурова, Ст. пр. 1949), Макеева ("Чужая тень" Симонова,
Ст. пр. 1950). В 1946 в спектакле "Победители" Чирскова (Ст. пр. 1947)
Б. создал образ 'командующего фронтом-генерала Муравьёва, показав
талант, одарённость, волю, мужество, глубокую человечность своего героя.
К числу лучших ролей Б. принадлежит также Кондратьев ("Офицер флота"
Крона, Ст. пр. 1946). С 1931 Б. снимается в кино. Выдающаяся работа
артиста - образ большевика Шахова в фильме "Великий гражданин" (1-я и
2-я серии, 1938-39, Ст. пр. 1941). Играл также в фильмах "Семеро смелых"
(Илья Летников), "Крестьяне" (Николай Миронович), "Оборона Царицына" (К.
Е. Ворошилов, Ст. пр. 1942) и др.
Лит.: Кузнецова И., Николай Иванович Боголюбов, М., 1956.
БОГОЛЮБОВ, Николай Николаевич [13(25).!. 1370-4.III.1951] - русский
советский режиссёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1927). В 1894 окончил
Муз. уч-ще в Казани. Режиссёрскую деятельность начал в рус. провинц.
оперных труппах. В 1911-17 работал режиссёром-постановщиком в Мариинском
т-ре (Петербург). После 1917- гл. режиссёр оперных т-ров в Одессе, Баку,
Тбилиси, Свердловске, Горьком и др. Б. осуществил постановку св. 150
опер, в т.ч.: "Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского, "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера, "Тарас Бульба" Лысенко, "Чио-Чио-сан"; "Тихий
Дон", "Поднятая целина" Дзержинского, "Орлиный бунт" Пащенко, "Степан
Разин" Касьянова и др. С 1923 Б. занимался педагогич. деятельностью (в
1923-28 -профессор консерватории в Баку, с 1928 - в Тбилиси, с 1944 - в
Одессе). С 1949 Б. жил в Перми.
С о ч.: Полвека на оперной сцене, М., 1957. Д\ Каз.
БОГОМОЛЕЦ (Bohomolec),Францишек (1720-84)- польский драматург. Один
из ранних представителей польского Просвещения. Принимал активное
участие в создании польского Нац. т-ра в Варшаве (открыт 1765), для
к-рого написал 20 комедий, оперу и одноактную комедию-кантату. Комедии
Б. написаны под воздействием творчества Мольера, Гольдони и Плавта. В
своих пьесах Б. отразил совр. ему действительность ("Брак по календарю",
1766, "Чары", 1775), высмеивал шляхетское расточительство, пьянство,
суеверие, невежество, показал жизнь крестьян ("Добрый пан", 1767,
комедия-кантата "Осчастливленная нищета"). Центр, место в творчестве Б.
занимает пьеса "Автор комедии" (1779), в к-рой драматург выступает как
сторонник дидактического т-ра. В 1765-84 издавал журнал "Монитор";
утверждал высокое назначение театр. иск-ва, призывал драматургов учиться
у Шекспира.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 749-752; К r z y-z a n о w s k i J'.,
Historia literatury polskiej, Warsz., [1953]; KreJci K., Dejiny polske
literatury, Praha, 1953.
БОГОСЛОВСКИЙ, Никита Владимирович [р. 9(22). V. 1913] - русский
советский композитор. В 1927-28 брал уроки композиции у А. К. Глазунова;
в 1934 окончил Ленингр. консерваторию. Автор муз. комедий "Ночь перед
Рождеством" по Гоголю (1929, Ленинград), "Остров 5-К" (1933, Т-р
музкомедии, Ленинград), "Раскинулось море широко" (1943), "Одиннадцать
неизвестных" (1946, Моск. т-р оперетты), "Когда поют соловьи" (1948,
Ростов), бата-сказки "Королевство кривых зеркал" (соч. 1953), музыки к
водевилям, драм. спектаклям, фильмам, песен и др. соч.
БОГРИС (???????), Димитрис (р. 1890) - греческий драматург. Лит.
деятельность начал в 1921 пьесой "Врач Мавридис". В драме "Обручение"
(1925- "Труппа молодёжи", 1959 - Т-р Н. Хадзискоса) создал яркие
реалистич. характеры. В пьесе "Змея" (1928, труппа под рук. М. Розан)
показал распад бурж. семьи, собственнич. отношения, уродующие жизнь
людей. В последующих драматургич. произв. Б.- "Шквал" (1934), "Новая
жизнь" (1936), "Беспокойное море" (1937) и др.- наметился постепенный
отход от социальной проблематики. Д. С.
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguswski), Владислав (9.VII. 1838-14.VIII.1909) -
польский театральный, музыкальный и литературный критик, режиссёр. Внук
актёра и реж. Войцеха Богуславского. Учился в ун-тах Москвы, Петербурга,
Парижа, Гейдельберга. С 1870 выступал со статьями о т-ре и музыке в
варшавских журналах ("Курьер варшавски", "Музыкальное и театральное
эхо", "Атенеум", "Тыгодник повшехны"). В 1876 был режиссёром варшавских
т. н. правительственных т-ров. Кроме отчётов и рецензий, писал статьи по
истории т-ра. Автор книг "Войцех Богуславский" ("Wojciech Boguslawski",
W., 1887) и "...Силы и средства нашей сцены" ("Siiy i srodki naszej
sceny", W., 1879) (Teatr i literatura).
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski), Войцех (9.1 V.1757, Глинно,- 23.VII.1829,
Варшава) -польский режиссёр, драматург, либреттист, педагог, артист
драмы и оперы (бас), театральный деятель. Создатель польского
профессионального драм. и муз. т-ра. Родился в шляхетской семье.
Обучался в начальной школе в Варшаве, где участвовал в школьных
спектаклях. По окончании школы был одним из участников домашних
спектаклей при дворе краковского епископа К. Солтыка (у к-рого Б. был
пажем). В 1775-77 Б.-на военной службе. В 1778 он поступил в
драматическую труппу Ф. Монбрена в Варшаве. Одновременно с успешными
выступлениями на сцене активно участвовал в первых опытах по созданию
польской национальной оперы, написал (на основе комедии Ф. Богомольца)
либретто для оперы М. Каменского "Осчастливленная нищета" (пост. в 1778
в Варшаве силами польской драм. труппы с участием самого Б.). В 1780-82
Б. работал во Львове. В 1783- 1784 был директором труппы "Национальные
актёры" (впоследствии-Польский "театр Народовы") в Варшаве. В 1785
организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по стране
(Гродно, Калиш, Познань, Львов, Люблин, Краков). Эти поездки имели
большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б. снова в
Варшаве, где в 1790 вновь возглавил "Т-р Народовы". Б. успешно
осуществил на его сцене постановки произведений лучших зарубежных
писателей, нескольких пьес польских авторов (в т. ч. "Возвращение
депутата" Немцевича, 1791), а также пьес собств. сочинения (комедия
"Генрих VI на охоте", 1792).
Б. внёс важнейший вклад в развитие польской оперы и оперного т-ра,
переведя либретто и поставив на сцене ряд опер западноевропейских
композиторов. В 1794 Б. сочинил либретто и пост. на сцене "Т-ра
Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (композитор
Стефани), народную по сюжету и муз. языку. Эта пост. в условиях
нац.-освободительного восстания 1794 была воспринята зрителями как
призыв к оружию. В наши дни опера сохраняется в репертуаре польских
т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко. После подавления
восстания Б. переехал во Львов, где в трудных условиях возродил
деятельность местного т-ра. Здесь он ставил собств. комедии ("Модные
спазмы", 1797, и др.), переводы на польский яз. классич. произведений
("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов, для мн. из к-рых сам
сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары" и "Амазонки" Эльснера и
др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных спектаклей
под открытым небом: "Амазонки" Эльснера (1796), "Агатка" Радзивилла
(1797). В 1799 Б. возвратился в Варшаву и вновь возглавил "Т-р
Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою актёрскую
и режиссёрскую деятельность в русле франц. классицистской школы. В
дальнейшем всё более полно и последовательно утверждал в своём
творчестве принципы сценич. реализма, заслужив имя "отца польского
театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах. В его
репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери), оперные
партии - Аксур (о. н. Сальери), Фабрицио ("Фраскитянка" Паизиелло),
Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба Б.
за передовой репертуар: он не только переводил и ставил лучшие пьесы
иностранных авторов (Шекспир, Мольер, Вольтер, Бомарше, Гольдони,
Лессинг), но и неизменно уделял внимание национальной польской
драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац.
оперного искусства; под его рук. в Варшаве и др. городах были пост.
оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др.
С 1811 Б. наибольшее внимание уделяет театрально-педагогич.
деятельности в созданной им варшавской "Драматической школе" (в 1817
преобразована в "Школу музыки и драматич. иск-ва"). Из учеников этой
"Школы" выросли кадры проф. польских актёров и певцов, создавших
передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и
др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал до
1827 с неизменным успехом выступать на его сцене.
Б. был автором первого в истории Польши учебника актёрского
мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812).
Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23;
Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957.
Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность В. Богуславского, в кн.:
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, M., 1957, с. 722-88; Galle L., Wojciech Boguslawski i repertuar
teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925; B
r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929; S
w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski i jego scena, Warsz.,
1929; его же, Teatr Wojciecha Boguslawskiego w latach 1799- 1814,
Wroclaw, 1954; Сборники: Wojciech Boguslawski, PIW, Warsz., 1954;
"Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954, ј 3-4 (W 126 rocznice smierci
Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek teatru,
"Wiedza powszechna", Warsz., 1958; Бэлза И., История польской
музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.
БОДЕЛЬ (Bodel), Жан (г. рожд. неизв.- ум. 1210) - французский поэт,
драматург. Род. в Лррасе. Б.- автор первого известного франц. миракля
"Игра о святом Николае" (1200), написанного под влиянием событий
крестовых походов 12-13 вв. Несмотря на религ. сюжет и церковную
назидательность, миракль Б. даёт яркие картины гор. жизни, отличается
динамичным действием и сочным бытовым колоритом. Миракль о святом
Николае указывает на проникновение в религ. жанр реалистич. тенденций.
Лит.: "Игра о святом Николае", в кн.: Хрестоматия по истории
западноевропейского театра. Сост. и редакция С. Мокульского, т. 1, 2
изд.. M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l. M., 1956, с. 43-45; Бояджиев Г. Н., У истоков
французской реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник
Института истории искусств Академии наук СССР, М., 1955, с. 43-45;
F о u 1 о n С h.,La representation et les sources du"Jeu de
Saint-Nicolas", в сб.: Melanges d'histoire du theatre du moyen age et de
la renaissance,offerts a Gustave Cohen, par ses collegues, ses eleves et
ses amis, P., 1950. Г р. Б.
БОДУРОВ, Любомир (р. 14. X. 1925) - болгарский артист оперы и
оперетты (драматич. тенор). Пению обучался в Софийской консерватории. В
1955-56 - стажёр Большого т-ра СССР. С 1950- артист Муз. т-ра им.
Македонского; с 1957 - Софийской нар. оперы. Партии: Андроник ("Ивайло"
Гол еминова), Хозе, Герман; ПьерБезухов ("Война и мир" Прокофьева) и др.
Выступает также в оперетте - Атанасов ("Молодость маэстро" Райчева),
Парис ("Прекрасная Елена" Оффен-баха) и др. Б. обладает разносторонним
сценич. дарованием, голосом мягкого красивого тембра. Гастролировал во
мн. странах, в т. ч. в СССР (1958). Выступает в концертах. Димитр. пр.
(1959).
БОЖИЧ (Bozic), Мирко (р. 2.IX. 1919)- югославский (хорватский)
писатель, драматург. Изучал право в Загребском ун-те. Лит. деятельностью
начал заниматься, находясь в народ но-освободит. армии. Пьесы "Мост"
(1947), "Девять стран" (1948), "Отступление" (1949), "Перекрёсток"
(1951), "Качели на плакучей иве" написаны на темы народно-освободит.
войны (три последних пьесы пост. в Загребе и в др. городах страны).
Автор психологич. драмы "Шёлковые туфельки" (1959). Драмы Б. отличаются
сочным, живым и ярким диалогом. Аг. М.
БОЗДЕХ (Bozdech), Эмануэль (21.VI.1841-10.II. 1889) - чешский
драматург. Автор комедий из жизни "высшего" об-ва' "Ошибающееся сердце"
(1865), "Из времён котильонов" (1867), "Авантюристы" (1872), "Господин
Мира в халате" (1876), "Генерал без армии" (1889). Пьесы Б. сценичны,
занимательны, но весьма легковесны (Б. называли "чешским Сарду"). Лучшая
пьеса Б.- драма "Барон Гертц" (1868, Временный т-p). Л. Сол.
БОЗИО (Bosio), Анджолина (22.VIII.1830-12.IV. 1859) - итальянская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Каттанео в Милане, где
дебютировала на сцене Королев, оперного т-ра в 1846. Гастролировала в
Париже (1848), Копенгагене, Мадриде, Лондоне (1852 и 1856), Нью-Йорке и
др. городах, в Петербурге и Москве (1853-56; 1858-59). Б. обладала ярким
темпераментом, большим драматич. талантом, красивым голосом. Партии:
Эльвира ("Пуритане" Беллини), Адина ("Любовный напиток" Доницетти),
Иессонда (о. п. Шпора), Розина ("Се-вильский цирюльник"), Церлина
("Фра-Дьяволо" Обера), Луиза, Эльвира, Джильда, Леонора, Виолетта
("Луиза Миллер", "Эрнани", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата" Верди) и
др.
Лит.: M o n a l d i Ст., Cantanti celebri, Roma, 1929. JJ.M.
БОЙКЙНЯ, Никифор Михайлович [р. 2(15).VI. 1901] - русский советский
артист оперы (баритон). Нар.арт.РСФСР(1957).ЧленКПССс 1941. В 1935
окончил Муз .-театр. технику м в Днепропетровске по классу Ц. 3.
Альтман. Творч. деятельность начал в 30-е гг.; работал в различных
оперных коллективах Украины. С 1947 Б. - солист Пермского т-ра оперы и
балета. Обладает красивым, сильным голосом. Выступает как в драматич.,
так и в комедийных ролях. Партии:
Иван Болотников (о. п. Степанова, Ст. пр. 1951), полковник Ярцев
("Заря" Молчанова), комиссар Чугай, Монтанелли ("Хождение по мукам",
"Овод" Спадавеккиа), Арбенин ("Маскарад" Д. Толстого), князь Игорь,
Алеко, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Карась ("Запорожец за
Дунаем"), Яго ("Отел-ло" Верди), Марбуэль ("Чёрт и Кача" Дворжака) и др.
, О. В.
БОЙКО (наст. фам.- Могильниченк о), Андрей Иванович [р. 12(25). IX.
1905]- русский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР
(1950).В 1932 окончил Муз. уч-ще им. Хамзы в Ташкенте. В 1932- 35-солист
ансамбля песни и пляски Среднеазиатского военного округа. Впервые
выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1935. С этого же года Б.-солист
Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Партии: Ленский; Владимир
Игоревич ("Князь Игорь"), Дубровский (о. п. Направника), Князь
("Русалка"), Фауст, Канио, Альфред, Рудольф, Герцог, Каварадосси и др.
Б. обладает голосом большого диапазона. Создал ряд эмоционально
насыщенных образов с подчёркнуто драматич. окраской. А. Ш.
БОЙС (Воусе), Брюс (р. 2.1.1910) - канадский артист оперы (баритон).
В 1934-36 брал уроки в Лондоне у Р. фон Вальриха. Впервые выступил как
певец на концертной эстраде в 1936 в Лондоне; на оперной сцене- в 1947 в
Кембридже. С 1948 работал в т-ре "Ковент-Гарден", в Англ. оперной труппе
и Лондонском оперном клубе. Обладает подвижным, разнообразным по
градации силы звука и тембру голосом. Партия: Дон Жуан (о. п. Моцарта),
Марсель ("Богема"), Граф ("Свадьба Фигаро"), Монтероне ("Риголетто"),
Аполлон ("Аполлон и Дафнис" Генделя) и др. Успешно выступает также в
камерном репертуаре. Л. А/.
БОЙТО (Boito), Арриго (24.11.1842-10.VI.1918) - итальянский
композитор и поэт. Музыке обучался в Миланской консерватории. В 60-х гг.
жил в Германии, Париже и Польше. Б .пытался перенести нек-рые принципы
музыкальных драм Р. Вагнера в итал. оперу. Это проявилось в его опере
"Мефистофель" (либретто композитора на сюжет обеих частей "Фауста"
Гёте). Опера, проникнутая скептицизмом, разочарованием, была созвучна
настроениям значит, части итал. интеллигенции той эпохи, пережившей
крушение романтико-либеральных иллюзий. На первом представлении (1868,
Милан) опера успеха не имела; популярность приобрела со времени
постановки её в новой редакции в. 1875 (Болонья). Славу оперы упрочило
гениальное исполнение Ф. И. Шаляпиным роли Мефистофеля в Милане (1901) и
в России. Б. принадлежит также опера "Нерон" (неоконч., пост. в род.
Тосканини в 1924) и др. соч., он известен также как поэт (псевд.- Тобиа
Горрио; Tobia Gorrio) и автор либретто к операм "Джоконда" Понкьелли,
"Симон Бокканегра", "Отелло", "Фальстаф" Верди и др. Перевёл на итал.
яз. тексты нескольких опер Вагнера и др.
Лит.: Nardi Р., Vita di Arrigo Boito, 2 ed., Mil., 1944. БОЙЦОВ,
Николай Петрович (1885-1944) -русский советский театральный
художник-осветитель. В 1900 поступил в осветит, цех т-ра Суворина в
Петербурге. В 1919-44 был зав. электроцехом Ленингр. Большого драм.
т-ра. Один из авторов книги "В помощь театральному осветителю" (1941).
Б. Я.
"БОЙЦЫ" - пьеса Б. С. Ромашова (о командирах Красной Армии 30-х гг.,
о советской военной интеллигенции), в 4 д. Соч. 1933. Пьеса премирована
на Всесоюзном драматургич. конкурсе (1934). Пост. 23 февр. 1934
одновременно в Ленингр. т-ре им. Пушкина (реж. Дервишев, худ. Шкляев;
Гулин -Любош, Ленчицкий-сын - Малютин, Ленчицкий-отец -
Горин-Горяинов, Берг- Азанчевский, Ленчицкая - Мичурина-Самойлова) и в
Ленингр. т-ре Красной Армии (б. филиал т-ра им. Пушкина) (Гулин -
Меркурьев, Ленчицкий-сын - Толубеев). i марта 1934 премьера "Б."
состоялась в Центр, т-ре Красной Армии в Москве (реж. Толчанов, худ.
Гончаров и Попов, муз. А. В. Александрова; Гулин - Петров, Ленчицкий-сын
- Хохлов, Ленчицкий-отец - Хованский, Берг - Барташевич, Командующий
округом - Бель-ский). 28 марта 1934 "Б." показал Малый т-р (реж.
Прозоровский и Хохлов, худ. Либаков и Матрунин; ГуЛин - Светловидов,
Ленчицкий-сын - Радин и Ленин, Ленчицкий-отец - Владиславский, Краузе -
Ольховский, Берг-Ме-жинский, Командующий округом - Соловьёв, мать
Гули-на - Блюменталь-Тамарина и Турчанинова, Башилова - Гоголева).
"Б." ставили многие т-ры СССР: Воронежский т-р (1934), Саратовский
т-р (1934), Смоленский т-р (1935), Бакинский рабочий т-р (1935),
Горьковский т-р (1934, реж. Соболыци-ков-Самарин), Свердловский т-р
(1934), Ташкентский рус. т-р (1935), Ростовский-на-Дону т-р (1935),
Новосибирский т-р "Красный факел" (1935), Омский т-р (1936) и др.
И з д а н и я.-Первое издание "Б."- М., 1934; из последующих изд.:
Пьесы советских писателей, т. 3, M., 1953; вариант для клубной сцены,
М., 1935. 4. Шн.
БОКАЖ (Bocage), Пьер (11.XI.1799, Руан,- 30.VIII.1862, Париж) -
французский актёр. Один из крупнейших романтич. актёров Франции. В
юности был лионским ткачом. Сценич. деятельность начал в 1821. Играл в
т-рах "Одеон" (с 1845 - директор), "Порт-Сен-Мартен" и др. После
революции 1830, в к-рой Б. принял непосредств. участие, выдвинулся в
ряды прогрессивных актёров. Творчество Б. неразрывно связано с
драматургией Гюго (Дидье - "Ма-рнон Делорм", 1831), А. Дюма-отца (Антони