<< Пред. стр. 11 (из 913) След. >>
Жизнь в Лондоне", "Грин во Франции, или Турне Тома и Джерри", "Жизньактёра"), Ф. Купера ("Лоцман"), в к-рых играли актёры Р. Кили и Т. Кук.
В 40-70-х гг. ставились комедии "Зелёный кустарник", "Лесные цветы", "Ни
на что не годен" Баксто-уна, фарс "Здесь говорят по-французски" Уильямса
(с участием актёра Дж. Тула), пьесы "Коллин Боун" и "Окторун" Бусико и
др. В 1865 большим событием в жизни т-ра явилось исполнение Дж.
Джеф-ферсоном гл. роли в "Рип Ван Винкле" (по У. Ирвингу; инсценировка
Бусико). С нач. 1900-х гг. в "А." шли гл. обр. муз. комедии -
"Девушка-квакер" Монктона (1910), "Бурное веселье" Фримля (1916 "Елена!"
(по "Прекрасной Елене" Оффенбаха, 1932;, "Биг Бен" Эллиса (1946) и др. С
1950 здесь ставятся преимущественно муз. ревю. Здание "А." несколько раз
перестраивалось. - Ф. К.
АДЕР, Карл Яанович (р. 20. III. 1903) - эстонский советский режиссёр
и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1958). В 1924 окончил театр.
курсы в Тарту, в 1925 - Учительскую семинарию там же. Преподавал технику
речи и актёрское мастерство в Студии театр. иск-ва в Тарту. С 1944 -
режиссёр т-ра "Уга-ла" (г. Вильянди). Пост. спектакли: "Доходное место"
(1946); "Наша жизнь" Якобсона (1950), "Мни-мйй больной" (1953);
"Привидения" (1956); "Пурга" Щеглова (1957) и др. Ведёт большую работу
по повышению культуры сценич. речи. Э. Л.
АДЖАМАТОВ(псевд.- А т к а и), Аткай Акимович (р. август 1910) -
кумыкский советский писатель, драматург. В 1930 окончил педагогич.
техникум в Буйнакске (Даг. АССР), в 1958 - Высшие лит. курсы в Москве.
Лит. деятельность начал в 1929. Первая пьеса для сельской
самодеятельности - "В ауле" (1930). В некоторых пьесах А.
разрабатывается тема становления Сов. власти в Дагестане. Среди пьес А.:
"Ансар" (1941), "Стальной капкан" (1941), "Невесты" (1947).
Большинство пьес А. пост. в Кумыкском т-ре (Махачкала, Даг. АССР).
Перевёл на кумыкский яз. пьесы: "На дне", "Бесприданница". М. Я.
АДЖЕМЯН, Вартан Мкртичевич [р. 15 (28). IX. 1905] - армянский
советский режиссёр. Народный артист Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1946.
Депутат Верх. Совета Арм. ССР. Род. в семье ремесленника. Окончил
Ереванский художественный техникум
(1924).Театр. образование получил в арм. драм. студии в Москве
(1924-26). Окончил режиссёрские курсы Пролеткульта в Москве. Сценич.
деятельность начал в 1927 как руководитель арм. студии в Тбилиси. Был
одним из организаторов (1928), актёром и художеств. руководителем 2-го
Гос. т-ра Армении в Ленинакане (ныне Т-р им. Мравяна), где работал до
1938 и в 1943-47. Первую самостоят, пост. ("Разлом") осуществил в 1929 в
этомт-ре. Пост. в Ленинакане спектакли: "На дне" (1932);
"Высокочтимые попрошайки" Пароняна (1934), "Ленин в 1918 году"
Каплера и Злато-горовой (1940), "Двенадцатая ночь" (1944); "Свадьба
Кре-чинского" (1946); "Ара прекрасный" Заряна (1946). Творчество А.
неразрывно связано с Т-ром им. Сундукя-на (Ереван), где он работает с
1939 режиссёром, с 1953 - гл. режиссёром. На сцене этого т-ра А. пост.
спектакли, имеющие этапное значение в истории арм. советского театр.
иск-ва. К числу их принадлежат: "Из-за чести" Ширванзаде (1939), "Страна
родная" Демирчяна (1940), "Фронт" (1942); "Утёс" Папазяна (1944),
"Молодая гвардия" (1947), "Вишнёвый сад" (1951); "Дядя Багдасар"
Пароняна (1954), "Ещё одна жертва" Сундукяна (1955), "Намус" Ширванзаде
(1955), "Хаос" по Ширванзаде (1959). Особенно значительны работы А. в
области нац. классич. драмы (пост. Пароняна, Ширванзаде, Сундукяна) и
совр. арм. драматургии. А. пост. ряд спектаклей в Т-ре оперы и балета
им. Спен-диарова (Ереван): "Героиня" Степаняна (1950, Ст. пр. 1951),
"Давид-бек" Тиграняна (1956) и др. В 1947-50 работал гл. режиссёром Т-ра
муз. комедии в Ереване (спектакли "Кум Моргана" Ширванзаде, "Карине"
Чухаджяна).
Спектакли А. отмечены глубоким раскрытием идеи произведения, яркой
театральностью, оригинальностью режиссёрского замысла. Пользуясь
своеобразными выразительными средствами, режиссёр показывает внутренний
мир сценич. персонажей. В своих пост. А. стремится к ансамблю, к
раскрытию темы спектакля через актёрские образы. А.-выдающийся мастер
сценич. композиции, мн. его пост. характеризуются выразит. массовыми
сценами, образностью деталей, смелостью и остротой мизансцен. Ведёт
педагогич. работу в Ереванском художеств.-театр. ин-те (с 1944). С.Р.
АДИГЕЗАЛОВ (псевд.- Герани), Аскер-бек (3.V. 1857 - март 1910) -
азербайджанский общественный и театральный деятель. С 1878, по окончании
Петровской земледельческой академии (Москва), работал в судебных и
административных органах. Участвовал в любительских спектаклях; был
первым исполнителем роли Гаджи Кара (в одноим. комедии М. Ф. Ахундова) в
спектакле, организованном в 1873 учащимися бакинского реального уч-ща.
Автор комедии "Проделки в старости", бичующей феодально-патриархальные
нравы (издана в 1892, в Тифлисе; до начала 30-х гг. 20 в. ставилась
районными т-рами Азерб. ССР). К. Кае.
АДИНЙ-МИЛЛЕ (Adiny-Millet; наст. фам.- Ч а п-м е н; Chapman), Ада
(1855-1924) - французская артистка оперы (сопрано). Род. в Бостоне.
Вначале выступала в Нью-Йорке под фамилией Чапмен. В 80-х гг. 19 в.
переехала в Европу, где выступала в г-рах Лондона, Милана, Брюсселя. В
1900-е гг. А.-М. была одной из самых популярных артисток парижской
оперы. Партии: Гизель (о. п. Франка) (первая исполнительница партии),
Микаэла, Норма; Изольда
("Тристан и Изольда" Вагнера), Инесса ("Африканка" Мейербера) и др. С
1908 занималась педагогич. деятельностью в Париже. Л. М.
АДЛЕР (Adier) - еврейская актёрская семья, жили и работали в США,
гастролировали по городам США и Европы. Наиболее известны:
Яков А. [1(13)Л. 1855-31.III. 1926] - актёр, режиссёр, антрепренёр.
Род. в России. Имел свою труппу, в к-рой играла вся семья. Спектакли шли
на евр. яз. Роли: Розенкранц, Девид Мой-шелес, Бен-Цион ("Сибирь",
"Еврейский король Лир", "Помешанный" Гордина), Яго, Шейлок; Протасов
("Живой труп") и др.
Сара А. (наст. фам.- Левицкая) (1865- 28. IV. 1953) - жена Якова А.
Род. в России. Роли:
Мина (о. п. Кобрина), Гителе ("Разбитое сердце" Либина), Бас-Шева
("Без крова" Гордина), Нора;
Амалия ("Разбойники"), Катюша Маслова ("Воскресение" по Толстому) и
др.
Стелла А. (р. 10.11. 1902) - дочь Якова и Сары А. Исполняла почти все
роли репертуара Сары А. Среди др. ролей: Клара ("Потерянный paw Одетса),
Маша ("Живой труп") и др. Участвовала в гастролях т-ра "Амер. театр.
лаборатория" в Юж. Америке и Европе (1926); играла в "Евр.
художественном т-ре" (1930, Нью-Йорк); в Т-ре Бутса (1946, Нью-Йорк) и
др.
Льютер А. (р. 4.IV. 1903) - сын Якова и Сары А. Роли: доктор Гордон
("Люди в белом" Кингс-ли), Тёрнер ("Нищие приходят в город" Одетса) и
др. В 1932 работал в "Групп т-ре", затем в "Беласко т-ре" и др. т-рах.
Снимался в кино.
Труппа Якова А. знакомила евр. зрителя с произведениями передозой
евр. драматургии своего времени (Гордина, Кобрина, Пинского и др.) и
клас-сич. репертуаром.
Лит.: Lexicon of the Jiddish theatre, v. 1, N. Y., 1931 (на евр.
яз.). А. Шн.
АДУЕВ, Николай Альфредович (15.IX. 1895- 11. IV. 1950) - русский
советский поэт, драматург, либреттист. Член ВКП(б) с 1941. Лит.
деятельность начал в 1917. Писал пьесы для ((Синей блузы",
полит-обозрения, фельетоны для эстрадного исполнения и др. Автор
либретто муз. комедий "Акулина" Ков-нера (1948, Свердловский т-р муз.
комедии), "Женихи" Дунаевского (1926, Моск. т-р оперетты), "Табачный
капитан" Щербачёва (1944, Свердловский т-р музыкальной комедии). А.
работал совм. с поэтом и драматургом А. М. Арго. Ими созданы новые
тексты к классич. опереттам: "Жирофле-Жирофля" Лекока (1922, моек.
Камерный т-р), "Прекрасная Елена" (1924, Большой т-р) и "Орфей в аду"
(1925, Моск. т-р муз. комедии) Оффенбаха и др. С. Д.
АДХИКАРИ (сапскр., букв.- главный, руководитель) - наименование
руководителя труппы и постановщика спектакля в бенгальских народных
представлениях джагпра. А. в определённые моменты представления
прерывает действие и объясняет смысл происходящего насцене. В. Э.
АДХИКАРИКА (санскр., букв.- принадлежащий главному) - один из
терминов теории индийской классической драмы. А. называется главная
сюжетная линия пьесы, определяющая действия героя пьесы, непосредственно
связанные с его стремлением к достижению цели. В. 9.
АДЫГЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. искусства адыгейского
народа - в фольклоре: былинах, сказках, баснях, песнях и шуточных
сценках, входивших в бытовые, праздничные и трудовые обряды. Элементы
театрализации имелись в свадебных обрядах, праздниках урожая и т. д. В
нач. 19 в. при дворах князей давались театр. представления силами
крепостных актёров. По свидетельству нар. ашуга Адыгеи Ц. А. Теучежема,
в одном из таких крепостных т-ров выступал актёр, певец, танцор и
музыкант, автор театрализованных сценок Ибрагим Шазо, позже руководивший
восстанием против феодалов.
Октябрьская революция дала адыгейскому народу возможность для
формирования и развития нац. культуры, в т. ч. и т-ра. После образования
Адыгейской автономной области (1922) в Краснодаре под рук. педагогов Е.
Л. Урываевой и И. Г. Барабаша были созданы кружки художеств.
самодеятельности, которые стали основой ученического т-ра,
организованного в 1927 и просуществовавшего до 1932. Здесь были показаны
первые пьесы адыгейских авторов:
"Мосс Шовгенов" И. Ашканова - о деятельности выдающегося
революционера Адыгеи, погибшего от рук белогвардейцев, "Касей"
Тхаркахова, "Кочас" И.Цея - о народном герое, борце против тирании
князей. В 1933 в Краснодаре был открыт адыгейский театр. техникум. Из
выпускников техникума в 1936 организован первый нац. проф. театр.
коллектив - Адыгейский обл. колхозно-совхозный т-р. В 1936-41 реж. Е.
Кашерининовым и А. Артуновским пост. в этом т-ре спектакли: "Кочас" Цея,
"Честь" Мдивани, "Любовь Яровая", "Платон Кречет", "Коварство и любовь",
"Скупой" и др. В 1936 в Майкопе организован рус. драм. т-р, деятельность
к-рого сыграла значительную роль в становлении адыгейского нац. театр.
иск-ва. В 1941 в Майкопе создан объединённый (рус. и адыгейская труппы)
обл. драм. Т-р им. А. С. Пушкина. В его творч. состав вошли актёры Рус.
драм. т-ра и Адыгейского колхозно-совхозного т-ра, а также молодые
актёры, окончившие адыгейскую студию ГИТИСа в Москве. Руководителями
т-ра стали педагоги ГИТИСа К. Я. Тупоногов, О. С. Теракова и окончивший
ГИТИС режиссёр-адыгеец М. С. Ахеджа-ков. В репертуар т-ра вошли
подготовленные в ГИТИСе спектакли - "Ревизор", "Коварство и любовь",
"Женитьба Фигаро" и пьеса адыгейского драматурга А. К. Евтыха
"Разорванные цепи", посв. классовой борьбе в аулах в период организации
первых колхозов.
В годы Великой Отечеств, войны (в период нем.-фашистской оккупации)
областной т-р прекратил своё существование, многие актёры ушли на фронт.
Деятельность рус. труппы возобновилась в 1943, сразу после изгнания
оккупантов из Адыгеи. В 1958 начала работать адыгейская труппа. В 1959
пост. спектакли:
"Женихи" адыгейского драматурга Е. Мамия, "Честь семьи" Мухтарова,
"Блудный сын" Раннета, "Забавный случай" Гольдони. Рус. труппа пост.
пьесу адыгейского драматурга Дж. Джагупова "Возмездие" (1958).
Объединённый майкопский областной т-р систематически обслуживает аулы rf
сёла Адыгеи и Краснодар' ского края. В рус. труппе работают (I960):
засл. арт. РСФСР М. П. Лотков; Н. С. Схакумидова, Ю. А. АХРД-жакова и
др.; в адыгейской труппе - 3. М. Хаткова, У. С. Цей, А. Ш. Хачак, А. С.
Пармакова, Д. М. Млш, С. X. Татлок. Гл. режиссёр т-ра - засл. деят.
иск-в РСФСР М. С. Ахеджаков.
Лит.: Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; А х е д-ж а к о в
М., К вопросу об истории адыгейского театра, в кн.:
"Дружба", альманах I, Майкоп, 1941; Кубань Родная. Сборник очерков,
Краснодар, 1958. Ек. Г,
АЖУРНАЯ (ПРОРЕЗНАЯ) ДЕКОРАЦИЯ (от франц. a jour - сквозной) - один из
видов плоской живописной декорации: часть живописной поверхности
декорационного холста вырезается и сквозь прорези виден фон,
изображающий небо, второй план архитектурной или пейзажной декорации и
т. п. А. (п.) д. при подвеске на нескольких планах создаёт иллюзию
пространственного сооружения или глубины пейзажа (особенно при удачном
использовании эффектов сценич. освещения). Ажурные архитектурные
декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной сценич.
перспективы.
Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные декорации, М., 1952.
Вл. В.
АЗАГАРОВА, Анна Яковлевна (г. рожд. неизв.- ум. 19. IV. 1935) -
русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 на петерб. клубной
сцене. В 1888-96, 1899-1914 играла в провинции (Самара, Саратов, Казань,
Вильно, Екатеринодар и др.). В 1896- 1899 и с 1914-актриса моек. т-ра
Корша. Роли: Кате-рина Негина, Евлалия ("Гроза", "Таланты и поклонники",
"Невольницы" Островского), Корделия, Офелия ("Король Лир", "Гамлет"),
Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Ирина Аркадьевна ("Весенний
поток" Косоротова). Особенно успешно играла А. роли в классич. комедии и
психологич. драме. Её исполнение отличалось передачей нюансов
психологии, переживаний, тщательной разработкой характера сценических
героинь. В сов. время работала в периферийных т-рах (Ташкент, Ашхабад и
др.). А. Шн,
АЗАР‚ВИЧЕВА, Мария Аполлоновна(1804-14.Х1. 1888) - русская актриса.
Ученица А. А. Шаховского по его Молодой труппе. В 1821-43 служила на
петербургской императорской сцене. Играла роли служанок, вторых
любовниц. Считалась отличной исполнительницей роли Даши ("Урок дочкам"
Крылова). Первой сыграла Лизу в "Горе от ума" (1831). А. выступала также
в трагедиях (Поликсена - о. п. Озерова, Арикия - "Федра" Расина,
Пальмира - "Магомет" Вольтера).
АЗАРИН (наст. фам.- Мессере р), Азарий Михайлович [18(30).III.
1897-30.IX. 1937] - русский советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1935). В
1918 поступил в студию Евг. Вахтангова. В 1919 перешёл во 2-ю студию
МХТ. Роли: Аптекарь ("Немая жена" Франса), Отец ("Сказка об
Иване-дураке" по Л. Н. Толстому в инсценировке М. Чехова), Кулигин
("Гроза"), К осмэ ("Дама-невидимка" Кальдерона). Одновременно А. играл в
МХАТе. Роли: Кот ("Синяя птица" Метер-линка), Бобчинский ("Ревизор"),
Загорецкий ("Горе от ума"). В 1925-36 работал в МХАТе 2-м. Роли:
Левша ("Блоха" по Лескову), Тарелкин ("Дело" Сухо-во-Кобылина),
Фрезер ("Потоп" Бергера), Волгин ("Чудак" Афиногенова), Мальволио
("Двенадцатая ночь"). Искусству А.- блестящего комедийного актёра - были
свойственны тонкий юмор, лёгкость, лукавая весёлость, умное озорство.
Созданные им образы отличались жизнеутверждением, оптимизмом, глубиной,
лиричностью, теплоюй. В МХАТе 2-м А. начал режиссёрскую деятельность
("Хорошая жизнь" Амагло-бели, 1934). С 1936 работал в Малом т-ре (роль
Счаст-ливцева), Моск. т-ре им. Ермоловой (пост. "Шторм"), Центр, т-ре
Красной Армии.
Лит.: Мастерство актера. Хрестоматия, сост. Н. Львов п II. Максимов,
под ред. Б. Алперса и П. Новицкого, М.,
1,), с. 378-79.
АЗЕВ‚ДУ (Azevedo), Артур (1855-1908) - бразильский писатель,
драматург, журналист. В 1870 начал лит. деятельность пьесой "Любовь к
поговоркам", пост. проф. т-рами и пользовавшейся популярностью в
Бразилии. А.- автор 57 оригинальных пьес, мн. переделок и переводов с
франц. яз. Писал произв. самых различных жанров - драмы, комедии,
бурлетты, либретто к муз. комедиям и др. В 1889 написал (совм. с У.
Дуарти) драму "Семья Салазара", запрещённую за призыв к борьбе против
рабского положения негров. А. принадлежит текст комич. онеры "Принцесса
Кажуейру" (1880),вызвавшей нападки на драматурга из-за содержавшейся в
ней критики б раз. политич. деятелей.
Значит, место в творчестве А. занимают лёгкие муз. комедии с
куплетами, среди к-рых наиболее известна в Бразилии "Федеральная
столица" (1897). Изображая злоключения сельского жителя, попавшего я
столицу, автор критически рисует нравы браз. об-ва конца 19 в. Комедии
А. "Приданое", "Оракул", "Бадежо" и др. входят в репертуар браз. т-ров и
в наст. время. А. ввёл в Бразилии жанр эстрадного обозрения ("Билоптра",
"Республика", 1889, "Три-бофе", 1891).
Деятельность А. имела большое значение для развития нац. драматургии
и становления браз. театра. Творчество А. проникнуто жизнеутверждением,
насыщено юмором, продолжает традиции реалистич. драматургии
Л.К.Мар-тинса Пены. Считая т-р "высшим судом справедливости", критикуя
недостатки совр. ему действительности, А. подчёркивал, что пишет для
людей, к-рые ищут в иск-ве и лит-ре отражения волнующих их событий.
Острые сатирич. куплеты из комедий А. вошли в быт народа Бразилии.
В 1889 А. основал "Ревиста ди театру" ("Театральный журнал"), в к-ром
работал как театр. критик. После поездки во Францию и ознакомления с
иск-вом т-ра "Комеди Франсез" вёл борьбу за создание гос. т-ра.
Благодаря усилиям А. в 1909 (после его смерти) был открыт Муниципальный
т-р в Рио-де-Жанейро. В. Ж.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. С древних времён в Азербайджане
существовала нар. драма, связанная с нар. играми и обрядами.
Первоначальными формами этой драмы были игры и обряды "Хан-хан",
"саячы", "новруз", "кэвсэдж", "Кес-кеса", "Ки-лим-арасы" и др.
Дальнейшее развитие нар. драма получила в театрализованных диалогах
"Тапдыг чо-бан", "Тенбель гардаш" и др. В средневековом Азербайджане
существовали мистериальные представления "Шабих", связанные с историей
борьбы за халифат, носившие антидемократич., реакционный характер.
Родоначальником А. д. является выдающийся философ и писатель М. Ф.
Ахундов. Комедии Ахундова "Молла Ибрагим Халил, алхимик..." (1850),
"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850,
пост. 1851), "Везир ленкоранского ханства" (1850, пост. 1852), "Медведь,
победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи Кара")
(1852),"Правозаступники в городе Т ав ризе" ("Восточные адвокаты")
(1855) - яркие образцы реализма. В своих подлинно народных комедиях
Ахундов показал жизнь совр. ему общества, обличал пороки, социальную
несправедливость. Одновременно он выразил в этих комедиях свой
положительный идеал, мысли о развитии обществ, жизни, создал художеств.
образы прогрессивных людей своей эпохи, выступал в защиту
бедняков-тружеников. Ахундов заложил основу новой реалистич. школы в
азерб. лит-ре. Творчество его оказало огромное влияние на развитие
реалистич. направления в лит-ре стран Ближнего Востока.
Во 2-й пол. 19 в. драматурги Н. Везиров, Н. Нари' манов, А. Ахвердов,
Г. Везиров, С. С. Ахундов, Р. Эфен-диев, А. Герани (Адиеезалов),
продолжая традиции М. Ф. Ахундова, утверждали своим творчеством реализм,
обогащали драматургию новой тематикой. В эти годы формируются различные
виды драматич. искусства - трагедия, драма, водевиль и др. Н. Вези-ров в
своих пьесах "Осталось лишь одно название" (1891), "Из-под дождя, да в
ливень" ("Гаджи Гамбар") (1895), "Горе Фахреддина" (1896), "Герои наших
дней" (1898) поднимал значительные совр. темы, высмеивал беков, купцов,
духовенство, лживость бурж. интеллигенции, пропагандировал
просветительные идеи. Драмы Ахвердова "Разорённое гнездо" (1896),
"Несчастный юноша" (1900) обличали старые порядки, показывали новых
людей. Историч. трагедии Нариманова ("Надир-шах", 1889) и Ахвердова
("Ага Мухаммед-шах Каджар", 1907) утвердили в А. д. новый жанр.
После революц. событий 1905 в А. д. получают отражение протест против