<< Пред.           стр. 117 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 провозгласил целью театр. иск-ва служение рабочему классу. Занимая
 критич. позицию по отношению к политич. режиму в Чехословакии 30-х гг.,
 Б. стремился придать своим спектаклям политически-актуальную, сатирич.
 направленность. В созданном им т-ре Б. ставил разнообразные по жанрам,
 ярко театральные спектакли, уделяя большое внимание поискам новых
 выразительных средств. Среди спектаклей, осуществлённых Б.:
  "Егор Булычев и другие" (1934, первая зарубежная пост. этой пьесы),
 "Аристократы" (1935); "Влюблённые из киоска" Незвала (1935), "Севильский
 цирюльник" Бомарше (1936), "Долг перед Родиной" Клиц-перы (1936). В годы
 фашистской оккупации (1941) т-р "Д-34" был закрыт, а Б. заключён в
 концентрационный лагерь. Т-р возобновил свою деятельность только в 1945,
 после установления народно-демокра-тич. строя в Чехословакии. В 40-50-е
 гг. Б. пост. в этом т-ре спектакли: "Бригада шлифовальщика Кар-гана"
 Кани (1949), "На дне" (1951), "Человек с ружьём" (1953); "Клоп"
 Маяковского (1956), "Швейк" по Гашеку, "Опера нищих" Гея - Брехта и др.
  В комедийных спектаклях Б. пародия и стилизация сочетаются с
 использованием традиций чешского нар. т-ра, венской оперетты и т. д.
 Большое значение Б. придавал "музыкальности" представления, под к-рой он
 понимал подчинение жестов, движений актёра определённому муз. ритму. Это
 стремление режиссёра и последовательно осуществлявшийся им принцип
 "иронической условности" вызвали нек-рый отход от реализма как в
 актёрском исполнении, так и в постановочных замыслах.
  Б. написал пьесы: "Зачем живешь, Вацлав Ржига?" (1958), "Дали"
 (1959), переработал для сцены и осуществил пост. спектаклей
 "Война"(1935, антивоенная сюита из чеш. нар. песен), "Вера Лукашева"
 (1938, по роману Б. Бенешевой), "Париж играет первую скрипку" (1938, по
 Ф. Вийону), "Крысолов" (1939, по В. Дыку), "Евгений Онегин" (по Пушкину)
 и др. Автор статей о т-ре и музыке. В 1934, 1952 и 1958 (во время
 гастролей "Д-34") приезжал в СССР. Соч.: О nove divadlo. 1930-1940,
 Praha, 1946. Лит.: Kocova Z., Kronika Armadniho umeleckeho divadla,
 Praha, 1955; Б a ч ел и с Т..Театр Э. Буриана, "Театр".
  1958. ј 8; К а р а г а н о в А., Художник-борец, "Театр",
  1959. ј 10.
  БУРИМЕ (франц. bouts rimes - рифмованные концы) - эстрадный жанр.
 Произошёл из игры, состоящей в составлении стихов (обычно шуточных) на
 неожиданные и не связанные между собой внутренним смыслом рифмы (иногда
 указывается тема). Изобретателем игры, получившей широкое
 распространение во Франции в 17 в., считают поэта Дюло. В середине 19 в.
 эту игру пытался воскресить в Париже А. Дюма, объявивший в 1864 конкурс
 на стихи на определённые рифмы. В России иск-вом писать Б. славились В.
 Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Б. применяется в
 эстрадных концертах. Жанр Б. развивал на советской эстраде Г. Б.
 Немчинский.
  БУРКХАРД (Burkhard), Вилли (17.IV. 1900-18. Vi. 1955) - швейцарский
 композитор. Музыке обучался в Берне (1916-20), совершенствовался в
 Лейпциге, Мюнхене, Париже (1920-24). Композиторскую деятельность начал в
 1922. Автор оперы "Чёрный паук" (1949, Цюрих) по одноимённому рассказу
 Е. Гот-хельфа, музыки к радиопостановке "Лаупешипиль" (1939) - к
 60-летию сражения при Лаупене, музыки к пьесе "Царь Эдип" Софокла (1944)
 и др. соч. В музыке Б. получили отражение мотивы муз. нар. эпоса и
 сказочной фантастики. На творчество композитора оказали влияние, с одной
 стороны, полифонич. хоровая музыка эпохи Возрождения, с другой - совр.
 композиторы Б. Барток, И. Ф. Стравинский, .П. Хиндемит и др. Осн. мотивы
 соч. Б. - изображение борьбы добра и зла, любовь к природе. С 1942 Б.
 преподавал композицию в Цюрихской консерватории. Награждён
 композиторской премией Швейц. муз. об-ва (1950).
  Лит.: Mohr E., Willy Burkhard. Leben und Werk, l Zurich, 1957]. JJ.
 M.
  БУРКХАРД (Burckhard), Макс (14.VII.1854-16. III. 1912) - австрийский
 театральный деятель, драматург и теоретик иск-ва. В 1890-1906 был
 директором венского "Бургтеатра". Ввёл в репертуар пьесы Ибсена и
 Гауптмана, привлёк видных актёров Ф. Миттер-вурцера и И. Кайнца. Автор
 пьес: "Котёнок" (1898), "Готфрид Чудесный" (1906), "Проклятые женщины"
 (1909), "Иене Асра" (1910) на темы нар. австр. сказок (нек-рые из них
 ставились в "Бургтеатре"). Большой интерес представляют теоретич. работы
 Б. по вопросам т-ра и литературы. В них Б. выступает с позиции критич.
 реализма.
  Соч.: Das Recht der Schauspieler, W., 1896; то же, 1906;
  Ein osterreichisches Theaterrecht, W., 1903; Das Theater. Kritiken,
 Vortrage und Aufsatze, W., 1905; Das Theater, W., 1907.
  Лит.: Herterich Fr., Das Burgtheater und seine Sendung, W., 1948. Э.
 Г.
  БУРКХАРД (Burkhard), Пауль (р. 21. Vlil. 1911)- швейцарский
 композитор и дирижёр. Музыке обучался в консерватории в Цюрихе. В
 1932-34- дирижёр Муниципального т-ра в Берне; в 1939-44- оркестра драм.
 т-ра в Цюрихе; с 1944 - оркестра Радио в Б е-ромюнстере. Композиторскую
 деятельность начал в
  1935. Автор сценич. произв., пользующихся успехом на мн. европ.
 сценах. Среди них - комич. оперы "Казакова в Швейцарии" (1943) и
 "Зеркало, кошечка" (1956), оперетты "Хопса" (1935), "З Х Жорж" (1936),
 "Рай женщин" (1938), "Чёрная щука" (1939) (новый вариант-"Фейерверк",
 1950), "Тик-так" (1945), балет "Мельница женщин" (1951). Б. принадлежит
 также музыка к спектаклям и ряд др. соч. Сценич. произв. Б., посвящённые
 в основном совр. бытовой тематике, отличаются занимательностью сюжета,
 мелодичностью и изобретательностью в выборе муз.-выра-зпт. средств.
 Однако по художеств. качествам они невысоки. Л. М.
  БУРЛАК (наст. фам. - Стрельцов), Иван Павлович [р. 6 (18). I. 1893 J
 - русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1951).
 Музыке обучался на Высших муз.-драм. курсах в Москве и в Моск.
 консерватории. Творч. деятельность начал в оперной труппе в Харькове в
 1920. С 1921 Б.- артист Большого т-ра. Партии: Онегин; Елецкий ("Пиковая
 дама"), Шакловитый ("Хованщина"), Поярок ("Сказание о невидимом граде
 Китеже и деве Февро-нии" Римского-Корсакова), Фигаро ("Севильский
 цирюльник"), Риголетто, Эскамильои др. Исполнял также драматич., лирич.
 и характерные партии во мн. операх др. композиторов. О. В.
  БУРЛЕСК (франц. burlesgue, от итал. burlesco - насмешливый, шутливый)
 - один из жанров комедийного театра. Отличался вычурно-комическим
 изображением событий, пародийностью. В Б. "возвышенная" тема излагалась
 "низменным" языком, буффонными театр. приёмами. Б. был направлен на
 разрушение канонических застывших форм театр. представлений. В лит.
 комедии жанр Б. был развита сер. 17 в. франц. писателем П. Скарроном,
 писавшим свои комедии преим. для буффонного комика Жодле. Б. усиленно
 культивировался франц. ярмарочным т-ром 17-18 вв., боровшимся против
 "высокого" стиля привилегированного т-ра "Комеди Франсез". В Австрии Б.
 использовался в импровизированных спектаклях бродячих трупп,
 направленных против "правильной" трагедии и комедии, насаждавшихся
 "Бургтеатром" в конце 18 - нач. 19 вв., и т. п.
  БУРЛЕТТА (итал. burletta, от burla - шутка) - термин, применявшийся в
 Англии в 1-й пол. 19 в. к спектаклям, сочетавшим элементы оперы,
 бурлеска и пантомимы. В Б. текст сопровождался музыкой или заменялся
 пантомимической игрой. Впервые термин "Б." (также бурла, бурлеттина)
 встречается в 1720 в письме певца итал. комич. оперы Ф. Бели-сани при
 обозначении пост. оперы-сериа со вставками между действиями (комич.
 интермеццо). Б. проникла в Англию через Францию, развившись в жанр,
 промежуточный между комич. и балладной оперой. Первая англ. Б. "Мидас"
 К. 0'Хара была пост. в Дублине в 1762 в т-ре "Кроу-стрит". В спектакле
 было много вставных муз. номеров и куплетов с музыкой, близкой к нар.
 песням. Этот спектакль почти 70 лет не сходил со сцен Англии и Ирландии,
 в конце 18 в. был пост. во Франции. При тех затруднениях, к-рые
 испытывали т-ры "малых форм" Лондона во время существовавшей до 1843
 монополии т-ров "Дру-ри-Лейн" и "Ковент-Гарден" на постановку трагедии и
 "высокой комедии", лондонские т-ры зачастую пользовались Б. как формой
 для исполнения запрещённых этим т-рам пьес классич. репертуара. В конце
 19 в. Б. получила большое распространение и популярность в браз. т-ре.
 Тексты Б. писали крупные браз. драматурги: Ж. Франса Жуниор, М.Сампаю,
 В. Ма-гальяинс, К. Беттенкур. Вл. О.
  БУРМЕЙСТЕР. Владимир Павлович [р. 2(15). VII. 1904] - русский
 советский артист балета и балетмейстер. Засл. деятель иск-в РСФСР
 (1954). В 1925-29 учился в Театр. техникуме им. Луначарского в Москве у
 педагогов Е. И. Долинской, В. И. Шелепиной, В. Г. Семенова, совмещая
 учёбу с работой в Т-ре миниатюр (1927) и в Драматическом балете под
 руководством Н. С. Греминой. С 1930 работал в Моск. художеств. т-ре
 балета, возглавляемом В. В. Кригер. В первые годы творч. деятельности Б.
 исполнял разнохарактерные партии: Людовик XVI ("Карманьола" Фемилиди),
 Никер ("Соперницы" Гертеля),
  Ли Шан-фу ["Красный мак" ("Красный цветок") ],Алеко ("Цыганы"
 Василенко), Кум ("Ночь перед рождеством" Асафьева) и др. Танец Б.
 отличался точным сценич. рисунком, образностью трактовки, тщательной
 разработкой деталей. Б. выступал на концертной эстраде, где с особенным
 успехом исполнял исп. и венг. танцы. Как балетмейстер дебютировал в
 сезон 1931-32 пост. "Корсар" Адана (Моск. художеств. т-р балета). Затем
 ставил танцы в опереттах "Прекрасная Елена" (1938, Т-р им.
 Немировича-Данченко) и "Перикола" (1940, Т-р им. Немировича-Данченко)
 Оффенбаха и др. В 1941-1960 - главный балетмейстер Т-ра им.
 Станиславского и Немировича-Данченко. В этом т-ре Б. пост. балеты:
 "Виндзорские проказницы" Оранского (1942), "Лола" Василенко (1943,
 Ст.'пр. 1946), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1944,
  Ст. пр. 1946), "Карнавал" на муз. Шумана (1946) - разнообразные по
 своему сценич. решению, поэтичные, художественно правдивые. Для
 балетмейстерской дея-тельности Б. характерны богатство творческой
 фантазии, умение органически соединять в спектакле танцевальные и
 пантомимные сцены, классич. и народно-характерные танцы, утверждение
 реалистич. принципов в балетном иск-ве. Стремление Б. воплотить в балете
 тему современности и героики осуществлено в пост. "Берег счастья"
 Спадавеккиа (1956) и "Жанна д'Арк" Пейко (1958). В пост. классич.
 балетов "Эсме-ральда" (1950), "Лебединое озеро" (1953) Б. нашёл яркое
 оригинальное, самостоятельное толкование. Осуществил пост. балетов в
 т-рах: "Эстония" (Таллин) - "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля,
 "Штраусиана" (1959); "Вальс" на муз. Равеля (1960);
  "Гранд-Опера" (Париж) - "Лебединое озеро" (1960).
  Лит.; Рославлева Н.П., "Виндзорские кумушки", "ТР;.,ТР", М., 1954, ј
 7, с. 169-70; Суриц E., По Чайковскому, "Театр", М., 1953, .ј 8, с.
 49-62. Л. Я.
  БУРНАЧЙНИ (Burnacini) - семья итальянских архитекторов и театр.
 художников 17 - нач. 18 вв.
  Джованни (нач. 17 в.- 21. VII. 1655,Вена). В 4639 построил первый в
 Вене 3-ярусный т-р с кулисной сценой. В 1653-54 сконструировал в
 Регенсбурге (Бавария) разборное театр. здание, перевозившееся по Дунаю.
 Д. был крупным театр. художником, декорации к-рого конкурировали с
 декорациями Торелли.
  Лодовико Оттавио (ок. 1636, Мантуя, - 12. XII. 1707, Вена). Сын
 Джованни Б. В 1650 работал театральным художником в Мантуе, в 1652 - в
 Вене, где вскоре стал ведущим художником и архитектором при дворе
 Леопольда I. В Вене оформил св. 100 оперно-балетных спектаклей, развил
 сценич. технику машины, создал образцы декорационной живописи,
 исполненной фантазии и бурного движения. В 1667 совм. с Торелли выстроил
 для празднования бракосочетания Леопольда I с Маргаритой Испанской
 деревянный трёхъярусный т-р ("Театр на Кор-тине"), вмещавший 5 000
 зрителей (сгорел в 1699). В этом т-ре среди др. многочисленных номеров
 праздничной программы была пост. опера Чести "Золотое яблоко", в к-рой
 Б. пост. и оформил две поразившие воображение современников феерические
 картины:
  "Огнедышащая голова чудовища" и "Буря у скалистого берега моря".
 Среди театр. живописных работ Б. выделяются также занавес с изображением
 "борьбы гигантов" к опере Драги "Торжествующая латинская монархия"
 (1678) и последняя его работа - декорации к опере Бонончини и Хоффера
 "Турно Арчино" (1707).
  Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.- М., 1940;
  Опера 17 и 1в веков. Сборник либретто, М.- Л., 1939; В e p-м а н К.,
 История искусства всех времен и народов, т. 3, СПБ, 1913; Zucker Р., Die
 Theaterdekoration des Barock, В., 195; Cr r e g о г J., Wiener szenische
 Kunst. Die Theaterdekoration, [Bd] 1-2, W., 1924-25. В. Мюл.
  БУРНАШ, Фатхи (наст. имяифам.-Фатхи Заки-рович Бурнашев) (13. I. 1898
 - янв. 1946)- татарский советский поэт, драматург, театральный деятель.
 Член КПСС с 1919. Литературную деятельность начал в 1914. Написал св. 20
 пьес: "Тахир и Зухра"(1-я ред. 1918, 2-я - 1939), "Молодые сердца"
 (1919), "Судьба" (1919), "Безземельные" (1922), "Старик Камали" (1925),
 "Заблудшая девушка" (1920), "Тётя Хатиря" (1929), "Ткачиха Асма" (1932),
 "Единоличник Ярулла" (1940) и др. В своём творчестве Б. отразил эпоху
 крепостного права, импе-риалистич. и гражданскую войны, показал
 строительство социалистич. государства. Пьесы Б. ставились в тат. т-рах
 Казани, Астрахани, в башк. т-рах. Сохраняются в репертуаре т-ров Тат.
 АССР. В 1927-28 был директором Т-ра им. Камала (Казань). Выступал в
 печати по вопросам театр. иск-ва.
  С о ч, Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1959. X. К,
  БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Август (Огюст) (21. VIII. 1805,
 Копенгаген,-30. XI. 1879, там же) - датский артист балета и
 балетмейстер. Сын Антуана Бурнонвиля. В 1813 дебютировал в детской роли
 в балете "Лагерта" Шаля. В 1820 совершенствовал своё иск-во в Париже у
 О. Вестриса. В 1824 поступил в школу "Парижской оперы". По окончании
 школы в 1826 был принят в труппу этого т-ра. В 1827-28 участвовал в
 спектаклях вместе с балериной М. Тальони. В 1829 возврдтился в
 Копенгаген и с успехом выступил в пост. им дивертисментах "Поклонение
 грациям" и "Солдат и крестьянин". С 1830 Б. в течение 18 лет солист,
 балетмейстер и гл. педагог датского Королевского балета. В
  1855 - балетмейстер придворного балета в Вене. в 1861-64 - гл.
 балетмейстер Королевской оперы в Стокгольме. С 1864 вновь работал в
 Копенгагене, где в 1877 окончил свою артистич. деятельность. Б. был
 выдающийся танцовщик, иск-во его характеризовалось силой, лёгкостью и
 виртуозностью танца, большой музыкальностью. Пост. св. 50 балетов (ок.
 15 балетов Б. сохраняются в репертуаре датского балета до наст.
 времени). Среди них: "Сильфида" JL-венскьольда (1836), "Неаполь" (1842)
 Паулли, Хель-стеда, Гаде, Момбье, "Народное предание" Гаде и Хартмана
 (1854), "Далеко от Дании" Глезера (1860) и др. Пост. балеты: "Вальдемар"
 (1835), "Праздник в
  Альбано" (1839) Фрелиха, "Из Сибири в Москву" Меллера (1876),
 "Валькирия" Хартмана, "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853) и
 др.Оставаясь последователем школы Вестриса, Б. сумел придать датскому
 балету нац. своеобразие: большая мимич. выразительность, высокая
 прыжковая техника, энергичность, виртуозность мужского танца. В своих
 пост. широко использовал фольклор,вводил характерные и нац. танцы как
 своей страны, так и др. стран. Б. был выдающимся педагогом, он создал
 школу хореографич. иск-ва, сформулировал метод, именуемый в датском
 балете "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную
 педагогич. практику настоящего времени. В 1874 Б. посетил Россию, дал
 высокую оценку петербургскому балету в своих театральных мемуарах.
  С о ч.: Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1847-77; Det koneg-liche danske
 Theater, Kbh., 1848.
  Лит.: Классики хореографии, M.- Л., 1937, с. 225- 327; Beaumont G.,
 Supplement to Complete book of ballets, L., 194. p. 21-36: Krah-Jacobsen
 S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1955. Ham. P.
  БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Антуан (19. V. 1760 - 11.VI.1843) -
 французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. Отец А.
 Бур-нонвиля. Б. участвовал во многих пост. Новера в Вене, Париже,
 Лондоне. В 1782-92 был солистом стокгольмской Королевской оперы, где
 впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Провансальские
 мельники" (1785). В 1792 приглашён в копенгагенскую Королевскую оперу.
 Здесь выступал в балетах, пост. последователем Новера балетм. В.
 Галеотти. В 1816-23 руководил датским балетом, став преемником Галеотти.
  Соч.: Dagger fra 1792, Kbh., 1824.
  Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 226, 264-284;
 Krash-Jacobsen S., The Roval Danish ballet, Toronto. 1955; Bournonville
 A., Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1848-78. Ham. P.
  БУРРАКАТХА - вид древнего индийского народного театра провинции
 Андхра (Южная Индия). Пользовался в Индии большой популярностью. Сюжеты
 представлений Б. заимствовались из традиционных поэтических и
 прозаических сказаний, фольклора. Обычно труппу Б. составляли 3
 человека: исполнитель текста (речитатив) и два хориста, аккомпанирующие
 на нар. муз. инструменте мри-данге.* Труппы Б. были странствующими,
 нек-рые оседали при дворах феодалов. В 19 в. иск-во Б. пришло в упадок и
 почти исчезло. В 1950-х гг. Ассоциация нар. т-ров Индии принимала меры к
 возрождению иск-ва Б. Н. В., Св. Л.
  БУРТИКАШВЙЛИ, Алексей Николаевич (р. 16. X. 1893) - грузинский
 советский литератор, театральный деятель. В 1917 окончил юридич. ф-т
 Моск. ун-та. В 1918-34 принимал активное участие в любительских
 спектаклях. В 1927-28 работал как актёр в Тбилисском рабочем т-ре. Лит.
 деятельность начал в 1935. Написал ряд монографий о выдающихся деятелях
 груз. театра - Н. Габуния, Ш. Да-диани, Г. Арадели-Ишхнели, А.
 Имедашвили, статьи, рецензии и др.
  Соч.: Ъ Q ( ? о J о '3 з о " о о., "бс боо", ?o-(obo, 1948; "Эсбдо
 OJ(T" ((joodobg", етоо-Ьо, 1948; "ЬодЕюЬ сЬооо", отооЬо, 1950; "'Воз0
 (оооообо", отооЬо, 1951; "аоооСао осрпо-оЬбпо, ооооЬо, 1954; "o. чоЪдЪо
 ЬпдоЪп", ?oobo, 1955;
  "?oono ЗгДдДдо", ?oobo, 1958; "CTOJ" Ьобро оЭдоооо", отооЬо, 1956. Т.
 II.
  БУРУНОВ, Караджа (р. 2.VIII.1898)-туркменский советский поэт,
 драматург, переводчик. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР
 (1943). В 1927-30 учился в Ленинградском университете на вост.
 факультете. В 1925 начал лит. деятельность. В 1931 в Туркм. т-ре им.
 Сталина (Ашхабад) пост. пьеса Б. "Восемнадцать потопленных",
 переделанная из его же поэмы о гражданской войне в Туркмении. Б. работал
 зав. лит. частью этого т-ра. Написал (совм. с Б. Амановым) пьесу "Кеймир
 Кёр" (1940).из истории туркменского народа (18 век). Создал либретто
 опер, пост. в т-ре оперы и балета (Ашхабад),- "Гюль и Биль-Биль"
 Шапошникова и Назарова (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова
 (1944), "Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса (1946), "Кеми-не и казы"
 Шапошникова и Мухатова (1947) и балета "Алдар Косе" Корчмарёва (1942).
 Перевёл на туркм. яз. классические и совр. пьесы, пост. в туркм. театрах
 ["Ревизор"; "Лауренсия" ("Овечий источник");
  "Платон Кречет"; "Любовь Яровая"; "Отелло"; "Король Лир"; "Враги";
 "Гроза" и др.; либретто оперы "Евгений Онегин"].
  Лит.: Писатели советского Туркменистана. Биографический справочник.
 Сост. Р. Алиев и Г. Веселков, Ашхабад, 1955- Н. Л.
  БУРХАНОВ, Асли (р. 1915) - таджикский советский актёр. Нар. арт.
 Тадж. ССР (1945). Член КПСС с 1945. С 13 лет выступал в кружках
 художеств. самодеятельности Бухары, в 1932 поступил в проф..т-p этого
 города. С 1933 - актёр Т-ра им. Лахути (Ста-линабад). На сцене этого
 т-ра создал образы сильных, мужественных людей, борцов за свободу
 народа, и ряд остро характерных образов. Творчеству Б. присущ внутренний
 драматизм, глубокое раскрытие психологии сценич. героя, мастерство

<< Пред.           стр. 117 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу