<< Пред.           стр. 121 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Прага остаётся моей" Буряковского, 1951), Яго (1953);
  Майоров ("Глубокая разведка" Крона, 1953), Мефистофель ("Фауст" Гёте,
 1954), Председатель укома ("Шторм" Билль-Белоцерковского, 1957) в
 Немецком театре.
  Б.- актёр и певец-трибун, пропагандист боевых рабочих песен. Как
 певец Б. создал свой исполнит. стиль, отличающийся подлинным революц.
 пафосом, мужественной энергией и ораторской выразительностью (песни
 "Болотные солдаты", "Коминтерн", "Красный Веддинг" и др.). Выступления
 Б.-певца, вызывающие пламенный отклик зрителей и слушателей. нередко
 превращались в митинг. Игра Б. в драм. спектаклях отличается
 страстностью, мужественностью, волевым началом, скупостью внешних
 приёмов, богатством идейного подтекста. Созданные им сатирич. образы
 проникнуты едкой иронией. Гл. значение в творчестве Б. имеет мысль,
 поэтому иск-во Б. особенно созвучно "эпическому театру" Брехта. За
 исполнение песен и создание выдающихся образов на драматич. сцене Б.
 дважды (1949 и 1956) удостоен Нац. пр. Б.-член Нем. академии иск-в.
  Лит.: Д ы м ш и ц А., Служение народу, в его кн.: Литература и народ.
 Сб. статей, [Л.], 1958, с. 355-63; Б о л о-т и н С. и С и к о p с к а я
 Т., Эрнст Буш на боевом посту!, "Советская музыка", 1949, ј 5; В г е с h
 t В., Der Volksschauspieler Ernst Busch, в кн.: Theaterarbeit...,
 Dresd., 1952;
  Wolf F., Ernst Busch als Regisseur, в его кн.: Aufsatz uber Theater,
 B., 1957; Kipphardt H., Der Schauspieler Ernst Bu?ch, в кн.: Deutsches
 Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957, с. 192-94; S e e g e r K.,
 Ernst Busch, там же, с. 125-28. В. Я., Т. П.
  БУШАРДЙ (Bouchardy), Жозеф (1810-28. V. 1870) - французский
 драматург. Автор многочисленных мелодрам, отличавшихся крайним
 неправдоподобием, запутанным сюжетом, нагромождением ужасов: "Рыбак
 Гаспардо" (1837), "Звонарь собора св. Павла" (1838), "Пастух Лазарь"
 (1840), "Цыган Парис" (1842), "Сироты из Антверпена" (1844), "Матрос
 Бертран" (1847), "Крест святого Якова" (1850) и др. Пьесы Б. имели успех
 благодаря участию в них Фредерика-Леметра, Бокажа ' и др. актёров
 театров бульваров. В 1849 в Александрийском т-ре (Петербург) была пост.
 пьеса Б.- "Матрос Бертран".
  Лит.: Royer A., Histoire du theatre contemporain en France et a
 l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1875. E. Ф.
  БУШЕ, Александр Борисович (наст. имя и фам.- Александр Ксенофонтович
 Г н усо в) (р.25.VIII.1882)- советский цирковой артист. Засл. арт. РСФСР
 (1958). Член КПСС с 1947. Работает в цирке с 1900. Бессменно в течение
 многих лет является режиссёром и инспектором манежа моек. цирка.
 Принимает участие в различных интермедиях и сценках, руководит работой
 униформистов, следит за ходом и ритмом циркового представления.
  "ВУЭН РЕТЙРО" ("Buen Retire", буквально - хороший, приятный покой,
 убежище) - дворец и парк испанских королей в Мадриде с ансамблем
 помещений, приспособленных для постановки пьес. Строительство дворца и
 т-ра было завершено в 1632, и с тех пор здесь регулярно ставились
 спектакли для короля и придворных (как в самом дворце, так и на открытом
 возцухе). В 1640 в т-р получили доступ (за плату) и горэжане. В первые
 годы существования т-ра "Б. Р." зцесь шли те же пьесы, что и в городских
 т-рах Мадрида, но преимущество отдавалось комедиям с зрелищными
 эффектами. Для представлений этих комедий итал. театр. архитекторы К.
 Лотти и Б. дель Бьянко оборудовали сцену новейшими приспособлениями, а
 для создания декораций был приглашён итал. художник Ф. Рици. Позднее
 излюбленными жанрами постоянных зрителей "Б. Р." стали мифологич. и
 пасторальные пьесы. Здесь ставились пьесы Кальде-рона ("Три величайших
 чуда", "Приключения Андромеды и Персея", "Величайшее очарование любви" и
 др.) и драматургов его школы - А. Морето, Ф. де Рохас Соррильи, А.
 Кубильо, А. де Солис и др., ориентировавшихся на вкусы придворных
 зрителей. С нач. 18 в. в т-ре "Б. Р." шли преимущественно оперные и
 балетные спектакли. В 1734 дворец и т-р сгорели. После восстановления
 здесь ставились только оперные спектакли ("Титове милосердие"
 Метастазио, 1747, и др.). 5. Я.
  БУЭНОС-АЙРЕС (Buenos Aires) - столица Аргентины (ок. 3800 тыс. жит.
 на 1958). По свидетельству старинных хроник, первые театр. представления
 в Б.-А. относятся к нач. 1 8 в. Они происходили в дни торжественных
 событий (напр., при коронации Фердинанда VI - 1747 и Карла III - 1760).
 Ставились исп. комедии и аллегорич. пьесы, исполнявшиеся испанцами во
 внутреннем дворе резиденции правительства и на паперти церквей. В 17 в.
 иезуиты широко использовали элементы нар. иск-ва в целях пропаганды -
 они ставили лоа, энтремесес и ауто.
  "Дом комедии", или "Ранчерия", открытый первоначально как зал для
 танцев и празднеств, с 1783 стал первым постоянным т-ром Б.-А. В
 репертуаре т-ра были пьесы Лопе де Вега, Тирсо де Молины, Кальдерона,
 Морето и др. В 1792 т-р сгорел. В 1804 был открыт т-р Малый, или
 Временный Колисео, в 1838 получивший название т-ра "Архентино".
  Большое влияние на развитие т-ра в Б.-А. имело "Об-. щество хорошего
 вкуса" (1817-27), основанное группой передовых актёров и драматургов во
 главе с Пуэйрредоном. В 1-й пол. 19 в. в Б.-А. открылся ряд новых т-ров,
 в т. ч. в 1828 - "Парке Архентино", в к-ром впервые в Аргентине играли
 франц. и др. иностр. труппы. В 1884 в цирке "Пепино 88" состоялось
 представление пантомимы "Хуан Морейра" (по роману Э. Гутьерреса), пост.
 актёром и директором цирка X. Подсетей. Во 2-й пол. 19 в. в Б.-А.
 выступали выдающиеся европ. актёры: А. Ристори ("Медея", 1869), Т.
 Сальвини ("Самсон", 1871), Э. Росси ("Отелло" - этим спектаклем 6 сент.
 1879 открылся т-р "Политеама"), Э. Дузе (1885), Сара Бернар (1890), Г.
 Режан и Э. Новелли (1886), Коклен (с мольеров-ским репертуаром, 1888) и
 др.
  В 1920-30-е гг. возник ряд экспериментальных и любительских театров,
 объединённых затем в Аргентинскую федерацию независимых театров. -
 "Театре либро" (1925), "Зль Пуэбло" (1930), "Хуан Б. Хусто", "Кортина",
 "Эспондео", "Фупет", "Ла Маскара", "ИФТ" и др. В 50-х гг. в Б.-А.
 работали следующие драматич. т-ры: коммерческие - "Нац. театр комедии"
 ("Театр Сервантеса"), "Аполо", "Архентино", "Политеама", т-р
 "Национальной комедии", "Одеон", "Атенео", "Лисео", "Варьедадес",
 "Президент Альвеар", "Ласальс", "Ма-риоки" и др., и независимые т-ры:
 "Эль Пуэбло", "ИФТ", "Новый театр", "Ла Маскара", "Независимые",
 "-Институт современного искусства", "флоренсио Санчес", "Кальяо 35",
 "Эль Каминито" и др.
  Музыкальный театр. В 1825 дирижёр Масони сформировал оперную труппу,
 и 3 окт. 1825 была поставлена полностью опера Россини "Севильский
 цирюльник"; шли также оперы Моцарта, Цингарелли, Россини и др. В 1830-48
 оперы шли только в концертном исполнении. С 1848 в т-ре "Принсипаль де
 ла Виктория" ставили оперы Доницетти, Беллини, Верди, Меркаданте,
 Николаи и др. Выступали итал. и франц. труппы, ставившие оперы Обера,
 Адана, Буальдьё, Базена, Галеви и др. После падения диктатуры Росаса
 муз. жизнь Б.-А. оживилась. В 1856 пост. первые сарсуэлы (комедии, с
 пением и танцами) Л. Эрнандеса, Ф. Барбьери, X. Бастамбиде и др. 25
 апреля 1857 спектаклем "Травиата" Верди был открыт т-р "Колон", ставший
 центром оперной жизни Б.-А. вплоть до закрытия (в 1888). В 1872-1925
 развитие оперного искусства определял т-р "Опера". В Б.-А. выступали
 лучшие итал. певцы: А. Патти, М. Баттистини, Таманьо и др. В конце
 19-нач. 2Ю вв. были пост. новые аргент. оперы - "Лев Венеции" д*Агнильо
 и Э. Верардини (1892), "Пампа" Берутти (1897),"Студенты Болоньи"
 Аргреавеса (1897), "Обручённый с морем" (1897) и "Латинское
 средневековье" (1901) Э. Паниса, "Сафрас" К. Гаито (1907). 25 мая 1908
 оперой "Аида" был открыт новый т-р "Колон". С 1925 т-р имеет постоянный
 оркестр, хор и балетную труппу.
  БУЮКЛЙЕВА, Невена (р. 11.II.1896) -болгарская актриса. Нар. артистка
 Болгарской Республики (1952). В 1919 начала сценнч. деятельность. С 1926
 работает в софийском Народном т-ре. Играет лирич. и драматич. роли:
 Албена (о. п. Йовкова), Ирина Радионова ("Царская милость" Зидарова),
 царица Теодора (о. п. Петкановой), Мария Стюарт, Васса. Создала остро
 сатирич. образ Венеры Шипченской ("Любовь" Василева), Таисьи ("Мать
 своих детей" Афиногенова) и др. А г. А/.
  БХАВАБХУТИ (7-8 вв.) - древнеиндийский драматург. Автор пьес "Малати
 и Мадхава", "Подвиги великого героя" и "Дальнейшие подвиги Рамы". Драмы
 Б. отмечены мастерством в изображении человеческих чувств, картин
 природы. В то же время творчество Б. свидетельствует о начале упадка
 инд. классич. т-ра, его пьесы отличаются обилием описаний, отсутствием
 действия.
  Лит.: Wilson H. H., Select specimens of the theatre of the Hindus, v.
 2-3, Calcutta, 1827. В. Э.
  БХАНА- род пьесы в индийской классической драматургии. Ведёт своё
 начало от народной пантомимы. Б. представляет собой одноактный фарс,
 обычно изображающий события из жизни средневекового города. Часто
 содержит элементы социальной сатиры. В Б. участвует один актёр,
 исполняющий роль виты; он обращается к воображаемым действующим лицам и
 повторяет якобы произнесённые ими реплики. В. Э.
  БХАОНА - старинная форма индийского театра в Ассаме (Сев.-Вост.
 Индия). Включает в себя музыку, танец и драматич. диалог; исполнялась
 бродячими труппами. В Б. проповедовалось соц. равенство и осуждались
 консервативные идеи брахманизма. Совр. исполнители вносят новое
 содержание в Б., форма к-рых остаётся традиционной. Я. В.
  "БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац.
 танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н." построены на
 определённом лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич. поэмы или
 легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым танцем. В Чидамбаре,
 где, по преданию, бог Шива исполнил танец "Б. н.", существует храм
 Натараджа (воздвигнут в честь танцующего Шивы), на фасаде к-рого
 высечены барельефы, изображающие 108 основных поз танца. Эти позы до
 наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.". В основе теоретич.
 положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра" [2-4(?) вв.], в
 к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том числе и танца.
 Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста, вошедших позднее в
 "Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей популярностью и
 была распространена по всей Индии. В период династии Гупта (3 в.)
 проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер.
 13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии). В конце
 19 и нач. 20 вв., в период англ. господства, школа "Б. н." пришла в
 упадок и прекратила существование. Но в 1933 после состоявшейся в
 Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого вида иск-ва
 "Б. н." возродилась, но уже в светском танце.
  Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки и драмы, оно
 проникнуто единством настроения, определяемого эмоциональной окраской
 мелодии. Танцы "Б. н.", отличающиеся резкостью движений и
 скульптурностью поз, состоят из трёх основных элементов: "нрита"ритмич.
 танец; "нритья"- иск-во передачи содержания танца определёнными
 движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание нритья с
 пением. Школа "Б. н." различает 4 вида танца: "садир натья" - самая
 древняя и чистая форма "Б. н.", распространённая и в настоящее время,
 как правило, исполняется одной танцовщицей; танец проникнут любовными
 мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция,
 исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь девушки к герою (богу,
 царю), связан с культом Шивы. "Бхагавата мела на-така" и "кушипуди"
 (обычно объединяются) - танцевальная драма, в которой участвуют не
 только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела ната-ка", в отличие от
 "кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны или
 Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н.").
  Исполнение "Б. н." занимает иногда ок. 4 часов. Оркестр,
 сопровождающий танец, состоит из индийских народных муз. инструментов
 .'барабанов, мриданг, дхблак, табла; струнных инструментов - ситар,
 вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов этих
 песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19
 в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите.
  Танцы школы "Б. н." изучаются и возрождаются "Академией музыки" в
 Мадрасе. Иск-во "Б. н." преподаётся в учебных заведениях: "Калакшетра" в
 Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие представители
 школы "Б. п.":
  Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Де*ви (Арендейл), Индрани Рахман
 и др.
  Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В о-w
 e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955;
  A n a n d M. P., The dancing foot, Delhi, [1957J;Gri Kfsna Dac,
 НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л.. 1958. Ч.
 С., Н. В.
  БХАРАТА - древнеиндийский легендарный писатель. Б. считают автором
 "Натьяшастры" - первого санскритского трактата о т-ре [2-4(?) вв.]. В
 этом труде излагается эстетич. теория инд. т-ра, т. н. теория "раса"
 (эмоций), по к-рой одной из осн. задач иск-ва является возбуждение в
 зрителе определённых настроений или эмоций ("раса"). Учение о "раса"
 возникло как теория театр. иск-ва, впоследствии было применено к лит-ре
 и иск-ву вообще. Трактат затрагивает вопросы актёрского иск-ва, поэтики
 драмы, музыки и танца, театр. архитектуры, техники сцены. Каноны,
 установленные в "Натьяшастре", в течение веков определяли развитие
 санскритской драмы. Авторство Б. условно, очевидно, трактат создавался
 многими авторами на протяжении столетий.
  Лит.: L e v i S., Le theatre indien, P.,1890; К e i t h A. В., The
 Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice, Oxf.,
 1954. В .Э.
  БХАСА (2-3 вв.) - древнеиндийский драматург. Сохранилось 13 пьес,
 приписываемых Б.; наиболее значительные (и вероятнее всего принадлежат
 Б.) - лирич. комедии: "Пригрезившаяся Васавадатта", "Обет Яугандхараяны"
 и "Чарудатта" (не окончена). Сюжеты многих пьес Б. заимствованы из инд.
 эпоса и нар. сказаний. Пьесы Б. отличаются относительной простотой языка
 и стиля, стремительным развитием действия. '
  Лит.: W о о ] n e r А. С. and S a r u p L., Thirteen Trivandrum plays
 attributed to Bhasa, v. 1-2, Oxf.- L., 1930-31. в. Э.
  БХАСКАРАРАО, Васиредди (2. IX. 1914-1. II. 1957) - индийский
 писатель, поэт, драматург. Коммунист. Изучал языки телугу, санскрит,
 затем хинди. Вёл педагогич. работу в средней школе. В 1929 примкнул к
 нац. движению под руководство Ганди. В 1937 начал лит. деятельность.
 Писал на телугу. Б.- автор (совм. с Сункара Сатьянараяна) пьес, среди
 к-рых наиболее известны "Мундадугу"("Шаг вперёд") и "Ma бхуми" ("Наша
 земля"). В этих пьесах, ставившихся во мн. деревнях Андхры, автор
 рассказывал о безземельных крестьянах, об их борьбе против помещиков.
 Написал пьесы "Апанинда" ("Клевета"), "Потугад-да" ("Коршун", 1954).
 Большинство произведений Б. освещает социальные темы. Б. и Сатьянараяна
 писали также одноактные пьесы в жанре бурра-катха (пьеса об Аллури
 Ситарама Раджу - герое крестьянского движения 1920-х гг. и др.). За лит.
 и общественную деятельность подвергался преследованиям.
  БХАТТ, Удайшанкар (р. 3.VIII. 1898) - индийский драматург. Пишет на
 языке хинди. Лит. деятельность начал в 20-е гг. С 1933 работает как
 драматург (исто рич. драма "Викрамадитья"). Опубликовал св. 20
 многоактных драм и ряд сборников одноактных пьес и радиодрам на историч.
 и мифологич. темы. Среди них: "Падение Синда" (1934), "Победа Сагара"
 (1937), "Путь освобождения" (1944), "Революционер" (1954) и др. Нек-рые
 пьесы Б. затрагивают социальные проблемы. Б.-автор психологич.
 философских драм "Матсьягандха"(1937), "Вишвамитра" (1938), "Радха"
 (1941), "Калидаса" (1950), написанных стихами. Б. испытывал влияние
 драматургии Д. Прасада.
  Пьесы Б. поставлены студенческими театр. коллективами Нового Дели,
 Аллахабада, Мадраса, Нагнура и др. городов. С 1947 возглавляет секцию
 драматургии Всеиндийского радио. Св. П.
  БЫКОВ, Анатолий Владимирович (1892-1943) - русский советский актёр,
 режиссёр, драматург. Окончил физико-математич. ф-т Моск. ун-та. Театр.
 деятельность начал в 1917 как организатор (совм. с А. А. Лёвшиной)
 театр. студии, преобразованной в 1919 в т-р импровизации (т-р
 "Семперанте"). Был художественным руководителем и основным режиссёром и
 актёром этого т-ра. Написал сценарии, поставил и исполнил гл. роли в
 спектаклях "Карусель" (роль Набух-Сагайло), "Гримасы" (роль Скли-па,
 1921) и др. Среди лучших работ р. также спектакли "Два" (сценарий Б. и
 Лёвшиной, исполнял роль Тролля, 1924), "Головоногий человек" (по о. п.
 Ф. Гладкова, в роли Клюева - Б., 1929). Иск-во Б.- блестящего
 актера-импровизатора, обладавшего даром перевоплощения, отличалось
 неистощимой фантазией, остротой сценич. формы. А. Шн.
  БЫРСАН (Birsan), Захария (1. I. 1878-1948)- румынский драматург,
 актёр, режиссёр. Первый крупный актёр и режиссёр Трансильвании. После
 окончания в 1901 Бухарестской консерватории нек-рое время выступал на
 сцене Национального т-ра (Бухарест), затем работал (до 1915) в
 Национальном т-ре Клужа. Автор историч. драмы "Начинается день" (поев.
 восстанию в Трансильвании в 18 в.), драматич. поэмы "Красные розы",
 ставившейся во многих т-рах Румынии, и др.
  Лит.: Almanahul teatrulm rominesc, Вис., 1943; А 1 te-rescu S.,
 TorneaF., Teatrul National I. L. Carapiale, Вис., 1955. Я. Р.
  БЫРСЕСКУ (Birsescu), Агата (28. VIII. 1859- 12. XII. 1939) -
 румынская актриса. В 1878, после окончания класса декламации под
 руководством Ш. Велеску, дебютировала на сцене Национального т-ра в
 Бухаресте. В 1890 окончила Венскую консерваторию и играла в течение семи
 лет в "Бургтеатре" (Вена). Среди ролей Б.: Королева ("Рюи Блаз" Гюго),
 Мария Стюарт и др. Гастролировала в России, Германии, Америке.
 Занималась педагогич. деятельностью (с 1935 была профессором
 консерватории в Яссах).
  Лит.: Almanahul teatrului rominesc, Buc., 1943; А 11 e-rescu S.,
 Torne a F., Teatrul National, I. L. CaraRi-ale. Вис., 1955. Я. Р.
  БЫЧВАРОВ, Стэян (25.VII.1878-6.1.1949)-болгарский актёр и театральный
 деятель. Нар. арт. Болгарской Республики (1947). Коммунист. Сценич.
 деятельность начал в 1897 в любительском т-ре г. Варна, в 1903 перешёл в
 тру ппу "Современного т-ра" М. Икономова, с 1904 работал в Нар. т-ре
 (София). В 1908 приезжал в Москву, где изучал деятельность
 Художественного и Малого т-ров. По возвращении в Болгарию работал во мн.
 провинциальных т-рах. Организовал и возглавил ряд трупп, выступал в них
 как актёр. В 1937-49 снова работал в Нар. т-ре (София). Был характерным
 актёром, наделённым большим комедийным дарованием. Создавал остро
 сатирич. комедийные образы, исполненные жизненной силы. Роли: Жорж
 Данден ("Мещанин во дворянстве"), доктор Штокман ("Враг народа" Ибсена),
 Подколесин ("Женитьба"), Бессеменов ("Мещане"), Лучшие роли в нац.
 репертуаре - старый слуга Гроздю ("Отцы и сыновья" Полянова), Кынё
 ("Первые" Тодорова) и др. Реалистич. дарование Б. проявилось также в
 ролях Войницкого и Епи-ходова ("Дядя Ваня" и "Вишнёвый сад"), Луки и
 Лёвшина ("На дне" и "Враги"). Б. выступал и как режиссёр. Аг. M.
  БЬ‚РК (Bjork), Ирма (р. 14.XII.1898)-шведская артистка оперы
 (меццо-сопрано). Пению обучалась в Королев, оперной школе (Стокгольм), а
 также у Т. Хофер, Г. Грубстрём-Грёнберг и 3. Терлицци. Впервые выступила
 в Королев. опере в Стокгольме в 1926, где пела до 1949. Партии:
 Гунхильда ("Ар-нльот" Петерсон-Бергера), Лиза ("Морской конь"
 Аттерберга), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Марфа ("Хованщина"), Нэнси
 ("Марта" Флотова) и др. Б.- одна из лучших в Швеции исполнительниц опер
 Вагнера, в т. ч. партий Фрики, Кундри ("Кольцо Нибелунга", "Парсифаль").
 Выступала также в оперетте; роли: Эвридика, Елена ("Орфей в аду",
 "Прекрасная Елена" Оффенбаха) и Др" Я. Г.

<< Пред.           стр. 121 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу