<< Пред. стр. 122 (из 913) След. >>
БЬ‚РКЕР (Bjorker), Леон (р. 1. V. 1900) - шведский артист оперы(бас). Пению обучался у Г. Герс-дорфера в Нюрнберге, у О. Лейдстрёма, И.
Андресена и X. Ингебьярта в Стокгольме, а также в Королев. оперной школе
у И. Форселля (Стокгольм). Впервые выступил на оперной сцене в
Стокгольме в 1927. С 1929 Б.- солист Королевской оперы (Стокгольм).
Партии: Дедушка ("Невеста" Рангстрёма), ‚стмунд ("Арнльот"
Петерсон-Бергера), Герцог ("Фаналь" Аттерберга), Хованский, Пимен
("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского), Варяжский гость и Морской
царь ("Садко"), Хаген ("Гибель богов" Вагнера), Рокко ("Фиделио"),
Зарастро ("Волшебная флейта"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"),
Мефистофель ("Фауст") и др. Н.Г.
БЬ‚РЛИНГ (Bjorling) - семья оперных певцов.
Ее т а (21. IX. 1912-9. X. 1957) - шведский артист оперы (лирический
тенор). Брат Ю. Бьёрлин-га. Учился у своего отца Д. Бьёрлинга, у С.
Сван-хольма в Стокгольмской консерватории, а также в Милане у Ф. Карпи и
Риме у Н. Маркантони. В 1937 впервые выступил в Большом т-ре в
Гётеборге. С 1940 пел в Королевской опере в Стокгольме (с 1941- солист).
Партии: Эрик ("Жители Вермлан-да" Ранделя), Рудольф ("Богема"), Лионель
("Марта" Флотова), Логе ("Золото Рейна" Вагнера), Альмавива ("Севильский
цирюльник"), Вильгельм Мей-стер ("Миньон" Тома) и др. Наиболее удачно Б.
выступал в характерных и комич. ролях. В 1956 гастролировал в СССР.
Давид (1873- 1926) - шведский певец (тенор) и преподаватель пения.
Учился в оперной школе при "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и в
консерватории в Вене. Отец и учитель певцов Юсси, ‚сты и Олле
Бьёрлингов. Был основателем (1916) и руководителем квартета Бьёрлингов.
Юсси (2.11. 1911-9.IX.1960) - шведский артист оперы (лирико-драматич.
тенор). Один из крупнейших вокалистов современности. С 5 лет принимал
участие в вокальном квартете братьев Бьёрлингов, где пел партию сопрано.
Уроки пения брал у своего отца Д. Бьёр-линга. В 1928-30 обучался в
Стокгольмской консерватории у И. Форселля, в 1930-31-в Королевской
оперной школе (Стокгольм) у Т. Borepa. В 1930 впервые выступил на
оперной сцене в Стокгольме; в 1931-33-солист Королевской оперы.С 1933
начал турне по городам Европы и Америки. С 1937 работал в основном в
США; с 1938-солист т-ра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Пел в т-рах
Чикаго, Сан-Франциско и др.; систематически выступал в оперных т-рах
Швеции. В концертах исполнял также швед нар. песни. Обладал голосом
исключит. красоты, мягкого, тёплого тембра, одинаково ровного и в
речитативе и в кантилене. Высокое технич. мастерство, яркая
эмоциональность и одухотворённость принесли Б. широкую популярность во
мн. странах мира. Партии Б.: Мате ("Невеста" Рангстрёма), Сигге
("Энгельбрект" Н. Берга), Ионафан ("Саул и Давид" Нильсена), Мартин
Скарп ("Фаналь" Аттерберга), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ленский:
дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Герцог, Канио, Альфред, Радамес;
Лионель ("Марта" Флотова), Манрико ("Трубадур"), Ромео ("Ромео и
Джульетта" Гуно) и др. В 1944 Б. было присвоено звание Придворного
певца. В 1945 опубликовал в Стокгольме свою автобиографию ("Med bagaget
i strupen").
Лит.: B j o r 1 i n g G., Jussi: boken om storebror, Stockh.,
Steinsvik, 1945. H Г Be T
БЬ‚РЛИНГ (Bjorlino), Сигурд (p. 2. XI. 1907) - шведский артист оперы
(баритон). Пению учился у Л. Конде, а также в Стокгольмской
консерватории и в Оперной школе. В 1935 впервые выступил на оперной
сцене в Стокгольме; с 4936-солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии:
Арнльот (о. п. Петер-сон-Бергера), Онегин, князь Игорь; Аль-фио
("Сельская честь" Масканьи), Амфортас ("Парсифаль" Вагнера), Дон Жуан;
Мефистофель ("Фауст"), Макбет (о. п. Верди) и др. Исполняет гл. обр.
героические партии. Гастролировал во мн. странах Европы и Америки. В
1946 Б. присвоено звание Придворного певца.
Лит.: Tornblom F.H., Sigurd Bjorling, "Musikvarlden", 1949, Feb. Я.
Г.
БЬ‚РНСОН (Bjornson), Бьёрнстьерне (8. XII. 1832, Квикне,- 26. IV.
1910, Париж) - норвежский писатель, драматург, театральный и
общественный деятель. Сын священника. Наряду с Г. Ибсеном крупнейший
представитель критич. реализма в норв. лит-ре. Лауреат Нобелевской
премии (1903). Б. боролся за нац. независимость Норвегии, но, оставаясь
на мелкобурж. позициях, сохранял веру в бурж. прогресс, стремился
примирить противоречия капи-талистич. общества. Творчество Б., тесно
связанное с его обществ.-политич. деятельностью, отражало важнейшие
проблемы совр.. Б. норв. действительности, было исполнено гневной
критики в адрес буржуазии и в то же время характеризовалось
противоречивостью, идейной ограниченностью. Написал цикл историч. драм
на материале саг и хроник раннего норв. средневековья: "Между битвами"
(1857), "Хромая Гу-льда" (1858, пост. 1865), "Король Сверре" (1861),
"Сигурд
Злой" (1862), "Сигурд Крестоносец" (1872), а также "Мария Стюарт,
королева Шотландии" (1864, пост. 1867). Большинство пьес Б. пост. в
Христианийском т-ре. В них сочетаются эпос и лирика, широкий историч.
фон и глубина психологич. характеристик. В 70-е гг. Б. обратился к
изображению совр. ему жизни Норвегии. В пьесах "Банкротство" (1875),
"Новая система" (1879), пост. в Христианийском т-ре, вскрыт
хищ-нический, авантюристич. характер крупных капиталистов, их
враждебность интересам экономич. про' гресса страны. В драме "Редактор"
(1875) вскрыты пороки политич. системы бурж. общества. Антимо-нархич. и
антиклерикальные мотивы отчётливо прозвучали в драме "Король" (1877).
Обличительная острота этих произведений в значительной мере ослабляется
попыткой Б. найти разрешение социальных конфликтов в области
нравственного самоусовершенствования. Стремление Б. к компромиссному
решению вопросов усилилось в психодогич. драме "Пауль Ланге и Тура
Парсберг" (1899, Национальный т-р, Копенгаген). Мн. пьесы
Б."Новобрачные" (1865), "Леонарда" (1879), "Перчатка" (1883), "География
и любовь" (1885), "Когда цветёт молодой виноград" (1909), посвящены
морально-этич. проблемам. В них Б. выступает за равенство мужчины и
женщины, против ханжеской сущности бурж. брака, догм филистерской
морали. Особое место в творчестве Б. занимает драматич. дилогия "Свыше
наших сил" (1883- 1895), в 1-й частик-рой показано пагубное воздействие
религии на человека (1886, Королевский т-р в Стокгольме). Во 2-й части
(1895, Нар. т-р в Копенгагене), реалистически изображая рост
противоречий между буржуазией и рабочим классом, приводящих к рево-люц.
перевороту, Б. представляет революцию как анархистский бунт. Произв. Б.
свойственны глубокая разработка и индивидуализация образов, чёткость
социальных характеристик, внутренняя динамичность диалогов, но сюжет в
них подчас развивается вяло, они мало сценичны. В 1857-58, возглавляя
Норвежский т-р в Бергене, в 1865-67- Христианийский т-р, Б. стремился
утверждать нац. репертуар и нац. театр. традиции, превратить т-р в
орудие борьбы за нац. независимость и обществ, прогресс. В России пьесы
Б. неоднократно ставились на сценах столичных и провинциальных т-ров в
конце 19 - нач. 20 вв.
Соч.: Samlede vaerker, bd l-9, Oslo, 1919-20; в рус. пер.- Полное
собр. сочинений, т. 1-12, Киев - Харьков, 1893--97; Собрание сочинений,
т. 1-7, M., 1910-14; Избранное, M., 1959.
Лит.: Bjornson Bjorn, Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1932; M j o e n
A., Erindringer om Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1951; Брандес Г.,
Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Собр. соч., т. 1, СПБ, [б. г.]; M e p и н г Ф.,
Мировая литература и пролетариат. Сб. статей, пер. с нем., М., 1924. л
]\/[
БЬ‚РНСОН (Bjornson), Бьёрн(15. XI. 1859-14. IV. 1942) - норвежский
актёр, драматург, режиссёр, театральный критик. Сын Б. Бъёрнсона.
Сценич. иск-ву обучался в Вене, позже - в Париже и Гамбурге. В 1880
дебютировал на сцене Мейнинген-ского т-ра в роли Франца Моора. Работал в
Христианийском т-ро (1885-93), в "Дагмсфтеатре" в Копенгагене (1895-97),
а также в т-рах Берлина (с 1909). Был одним из основателей Нац. т-ра в
Осло (1899), к-рый возглавлял в 1899-1907 и 1923-27. Для творчества Б.
характерно глубокое проникновение в духовный мир героя, монументальность
и чёткость внешнего рисунка роли, внутренний драматизм. Роли: Пер Гюнт
(о. п. Ибсена), Сигурд и Пауль ("Сигурд Слембе", "Пауль Ланге и Тура
Парсберг" Бьёрнсона-отца), Ричард III. С 1885 работал также как
режиссёр. В своих спектаклях отстаивал принципы высокоидейного
гражданского иск-ва, сценич. реализма, нац. самобытности, боролся с
декадентскими влияниями. Лучшие постановки: "Борьба за престол" Ибсена
(1938), "Леонарда" (1924), "Пауль Ланге и Тура Парсберг" (1927),
"Банкротство" (1927) Бьёрнсона-отца, "Тётушка Ульрика" Хейберга (1901),
"Henne с горы" Хольберга (1903) и др. Б. первый в Скандинавии пост.
инсценировки романов "Воскресение" (1905) и "Анна Каренина" (1911) Л.
Толстого. Автор пьес "Йуханна" (1898, Христианийский т-р), "Солнце
светит" (1913, Национальный т-р), "Жаждущий верблюд" (1919, Национальный
т-р) и др. Написал мемуары "Старый театр. Искусство и народ" (1937), в
к-рых утверждал обществ, значение театр. иск-ва.
Лит.: Bjornson E., Boken om Bjorn, Oslo, 1949; R o n-n e b e r g A.,
Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 19. Вл. M.
БЬЕРРЕГОР (Bjerregaard), Хенрик Анкер (1. I. 1792-7. IV. 1842) -
норвежский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1820. Автор
комич. зинг" шпиля "Горная сказка" (1824, муз. В. Тране) -первой пьесы
из норв. жизни, в течение полувека ставившейся т-рами Скандинавии. В
зингшпиле "Праздник 17 мая" (1827) Б. прославляет норв. конституцию.
Б.представитель романтич. направления в норвежской драматургии,
характеризующегося обращением к историч. прошлому и его идеализацией.
Нац. историч. теме посвящена драма "Дети Магнуса Барфуда" (1829) и др.
Б. был членом дирекции Христианийского т-ра.
Лит.: Blanc Th. H., Christiania theaters historie 1827- 1877,
Christiania, 1899. Cm.P.
БЬЯНКОЛЕЛЛИ (BiancoleUi) - итальянская актёрская семья.
Джузеппе Доменико (по прозвищу-Доминик) (1636-1688). Играл в Вене, в
1661 был приглашён в Париж, в итал. труппу королевских актёров
(впоследствии - т-р "Комеди Итальенн"), выступал в роли Арлекина. С 1671
занял ведущее место в труппе. В исполнении Б. Арлекин из второго
Дзаннинеуклюжего простака, превратился в первого Дзанни - хитрого
интригана. Б. реформировал костюм Арлекина, заменив разноцветные заплаты
яркими кусками материи в форме ромба; элегантный стилизованный костюм
Арлекина, введённый Б., стал традиционным. Исполняя роль Арлекина, Б.
обогатил сценические приёмы элементами акробатики, свойственными
неаполитанской комедии дельарте, добавил изящные танцевальные движения,
разработал uiyiKH, приуроченные к определенным сценич. ситуациям
(Арлекин в страхе, Арлекин в горе и т. п.). Сцены с участием Арлекина-Б.
стали занимать основное место в представлении. После смерти Б. т-р в
знак траура был закрыт почти на целый месяц.
Катерина (ум. 1716) -дочь Джузеппе Доменико. С 1683 играла в т-ре
"Комеди Итальенн" в Париже.
Вначале выступала в ролях служанок - Франче-скины, Смеральдины и
Коломбины, затем играла роли возлюбленной или жены Арлекина и роли с
переодеваниями (кавалер, врач, адвокат и т. п.). Б. обладала ярким
темпераментом, приятным голосом юмором, отличалась изяществом движений.
Она превратила образ Коломбины из служанки в остроумную бойкую субретку
и стала самой знаменитой Коломбиной своего времени. Наибольший успех
имела в спектакле "Возвращение с Безонской ярмарки" (1695). После
закрытия "Комеди Итальенн" (1697) оставила сцену, отказавшись перейти в
т-р "Комеди Франсез". Ал. С.
БЭЙЦЮЙ - то же, что Юаньская драма.
"БЭЛА"- опера АН. Александрова, либр. Ю. Стремина по роману М.
Лермонтова "Герой нашего времени". Пост. 10 дек. 1946, филиал Большого
т-ра (Бэла - Шпиллер, Каз-бич - Лисициан, Азамат - Синицын, Печорин -
Большаков; дирижёр Кондрашин, режиссёр Покровский, художник Дмитриев).
Опера переработана композитором в 1948. Н.Гр.
БЭЛЗА, Игорь Фёдорович [р. 26. I (8. II). 1904'] - русский советский
музыковед и композитор. Доктор искусствоведческих наук (1954). В 1925
окончил Киевскую консерваторию по теоретико-композиторскому ф-ту (класс
проф. Б. Н. Лятошинского). В этом же году начал педагогич., в
1930муз.-критич. деятельность. В 1936-41 E.- профессор Киевской
консерватории, в 1942-49- Моск. консерватории. Среди работ Б. значит,
место занимают исследования по вопросам рус. и сов. муз. т-ра, а также
Польши, Чехословакии и др. стран. Б. принадлежат опера "Легенда об
Уленшпигеле" по Шарлю де Костеру (в концертном исполнении, 1940, Киев),
ряд симф., ка-мерно-инструмент. и др. произв.
Соч.: А. П. Бородин, М.. 1944, 2 изд., M., 1947; Оп-ера 'и
современность, "Театр", 1946, .ј 10; Национальные истоки творчества С.
И. Танеева, в сб.: Танеев и русская опера, М., 1947; Оперное творчество
Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура, М.,
1947; Чешская оперная классика..M.-Л., 1951; Моцарт и Сальери. Трагедия
Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова,. М., 1953; История
польской музыкальной культуры, т. 1-2, М.-Л., 1954-57; Вступительная
статья и общая редакция сборника "Большой театр СССР", М., 1958, и др.
Люб. С.
БЭЛЦЭЦЯНУ (Baltateanu), Николае (26.XI.1893- 28. II. 1956)-румынский
артист. Нар. арт. Румынской Республики (1951). В 1916 окончил драм.
отделение Бухарестской консерватории ив 1918 был принят в Нац. т-р
(Бухарест). С начала 20-х гг. Б. играл в частной театр. труппе,
руководимой Т. Буландра и Л. Стурдза-Буландра. В 1923 Б. возвратился в
Нац. т-р, где и оставался до конца жизни. Реалистич. традиции своего
иск-ва Б. воспринял у мастеров рум. сцены: Г. Манолеску, К. Ноттара, А.
Деметриаде и др. К числу лучших ранних ролей относятся: Тартюф и Дон
Жуан (о. п. Мольера), Рэзван ("Рэзван и Видра" Хашдеу), Овидий (о. п.
Александри), Филипп ("Дон Карлос"), Дон Саллюстий ("Рюи Блаз" Гюго),
Васька Пепел и Барон ("На дне"), Вронский u Нехлюдов ("Анна Каренина" и
"Воскресение" по Л. Толстому). После установления народно-де-мократич.
строя в Румынии Б.-создал на сцене Нац. т-ра ряд значит, образов:
Вершинин ("Три сестры", Гос. пр. 1949), Микола Задорожный ("Украденное
счастье" Франко), Инженер ("Почётная вахта" Давид-оглу), Хаджи Тудосе
(о. п. Делавранчи, Гос. пр. 1951) и др. С 1949 Б. преподавал (профессор
Бухарестского театр. ин-та им. Караджале).
Лит.: Alterescu S., Tornea F., Teatrul National "I. L. Caragiale",
Buc., 1955; M а с о ф ф И., О жизни и ролях Николая Бэлцэцяну, "Народная
Румыния", 1950, ј 8. Я. Р.
БЭМПТОН (Bampton), Роза (р. 28. XI. 1909) - американская артистка
оперы (сначала контральто, затем - сопрано). Пению обучалась в институте
Кер-тиса у X. Коннелла; брала уроки у певицы К. Марио. Сценич.
деятельность начала в 1928. Первоначально (до 1936) пела контральтовые
партии. В 1932-50 Б.- солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).
Гастролировала в Англии, Германии, Польше, Чехословакии, Аргентине,
Канаде и др. странах. Партии:
Лаура ("Джоконда" Понкьелли), Аида; донна Анна ("Дон Жуан"),
Елизавета, Эльза, Кундри ("Тангей-зер", "Лоэнгрин", "Парсифаль"
Вагнера), Альцеста (о. п. Глюка), Фельдмаршалыпа ("Кавалер роз" Р.
Штрауса) и др. Пользуется известностью как концертная певица. В с. Т.
БЭРД (Beard), Джон (ок. 1717-5. II. 1791)- английский артист оперы
(тенор). В ранней юности пел в Королевской капелле в Лондоне. В 1735
впервые выступил в опере "Королевская карета" Гальярда в т-ре
"Друри-Лейн"; в 1737-43 Б.- солист этого т-ра. В 1743-48 пел в т-ре
"Ковент-Гарден", затем вновь в "Друри-Лейн". Б. был одним из наиб.
выдающихся певцов своего времени. Сильный и гибкий голос, правдивость
игры резко отличали его от популярных в то время певцов-кастратов. Был
исполнителем ведущих партий в онерах Генделя, в т. ч. Александр ("Пир
Александра"), Ацис ("Ацис и Галатея"), и партий в балладных операх, в т.
ч. Джон Ловрул ("Дьявол заплатит" Коффи и Киббера), Макит ("Опера нищих"
Гея и Пепуша) и др. Исполнял партии в ораториях Генделя "Мессия",
"Самсон", "Иуда Маккавей" (партии были написаны специально для Б.) и др.
С 1761 был владельцем т-ра "Друри-Лейн". В 1767 оставил сцену. Л. At.
БЮЕ (Bye), Эрик Уле (20. III. 1883-1953) - норвежский артист оперы
(высокий бас). Пению обучался в Берлине, Париже, Милане и Лондоне.
Впервые выступил на оперной сцене в 1913 в Осло. В 1914-17 пел в оперном
т-ре в Бреславле, 1918-19 - в Нац. т-ре и в Комич. опере в Осло, в
1919-32 в США, затем - в оперных т-рах Норвегии и др. стран. Партии:
Вольфрам, Амфортас ("Тангейзер", "Парси-фаль" Вагнера), Яго, Амонасро
("Отелло", "Аида"), Вильгельм Телль (о. п. Россини), Иоханаан ("Саломея"
Штрауса), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Эскамильо, Онегин и др.
Обладал сильным голосом и большим драматич. талантом. В. Ц.
БЮЛОВ (Bulow), Ганс фон (8. I. 1830-12. II. 1894) - немецкий дирижёр,
композитор, пианист и музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в
Дрездене: по фп.-у Ф. Вика, гармонии -у М. Эбер-вейна, контрапункту - у
Т. Гауптмана. В 1848-49 учился на юридич. ф-те Берлинского ун-та. В 1850
выступил с рядом статей в берлинской газете "Абенд-пост", отстаивая
взгляды Р. Вагнера. В годы революции эмигрировал в Швейцарию (1850), где
стал учеником и последователем Р. Вагнера. В 1850 Б.- капельмейстер Гор.
т-ра в Цюрихе. В 1851-53 учился (по фп.) у Ф. Листа в Веймаре, с 1853
концертировал как пианист. В 1864-65 руководил пост. оперы "Тристан и
Изольда", в 1868 - "Нюрнбергские мейстерзингеры". В 1877-80 Б.- дирижёр
Придворного т-ра в Ганновере; осуществил пост. оперы "Иван Сусанин"
(1878) и др. С 1886 Б.- дирижёр в Гамбурге. Гастролировал в различных
странах Европы, в т. ч. в России (в 1885). Написал музыку к трагедии
Шекспира "Юлий Цезарь" (1867) и ряд др. соч.
Лит. соч.: Briefe und Schriften, hrst?. von Marie von Bulow, Bd 1-7,
2 Aufl., Lpz., Breitkopf Hartel, 1899-l9u7, Briefe an Hans von Bulow von
Ferdinand Lassalle (1862-1864), Dresd.- Lpz., 1893.
Лит.: Bulow M. von, Hans von. Bulow im Leben und Wort, Stuttg., 1925;
M i 11 e n k o v i с h-M о г о l d M., Dreie-stirn: Wagner, Liszt,
Bulow, 2 Aufl., Lpz., 1940. Л. M.
БЮЛЬ-БЙЛЬ (наст. фам.- М а м e д о в), Рза оглы (р. 22.VI.1897) -
азербайджанский советский артист оперы (лирико-драматический тенор).
Нар. арт. СССР (1938). Один из основоположников азерб. муз. т-ра. В
юности благодаря своей способности подражать соловьиным .трелям получил
прозвище "бюль-бюль" (по-азербайджански - соловей). Завоевал
популярность как певец-ханенде (исполнитель нар. песен). Выступал также
в спектаклях азерб. драм. труппы. После Октябрьской революции принимает
активное участие в создании азерб. нац. муз. т-ра. С 1920 Б.- артист
Азерб. гос. т-ра, позже - солист Т-ра оперы и балета им. Ахундова. Пению
обучался в Бакинской консерватории, по окончании к-рой (в 1927) был
направлен для совершенствования в Италию (Милан). Исполнительский стиль
Б. характеризуется сочетанием нац. манеры пения с традициями рус. и
итал. вокальных школ. Певец достигает почти колоратурной подвижности в
верхнем регистре, голос отличается богатством динамич. оттенков. Партии:
Ашик Гариб ("Шахсенем" Глиэра), Кёр-оглы ("Кёр-оглы" У. Гаджибекова),
Альяр ("Нэргиз" Маго-маева), Хосров ("Хосров и Ширин" Ниязи), Низами
("Низами" А. Б ад ал-бейли), Аслан ("Вэтэн" Караева и Гаджиева) и др.,
Каварадосси; Герцог ("Риголетто"), Алеко (о. п. Рахманинова), Саро
("Ануш" Тиграня-на) и др. Одно" из крупнейших творч. достижений
Б.создание муз.-сценич. образа Кёр-оглы, в к-ром артисту удалось
воплотить лучшие черты нар. героя. С 1932 Б.- преподаватель, с
1940-профессор консерватории в Баку. Выступает в концертах. Ст. пр. за
исполнение азерб. нар. песен (1950). Я. Кае.
"БЮНЕ УВД ВЕЛЬТ" ("Buhne und Welt" - "Сцена и мир") - немецкий
двухнедельный журнал, выходивший в Берлине с 1898 по 1916. Орган
созданного в 1846 одноимённого объединения руководителей т-ров. Помимо