<< Пред. стр. 129 (из 913) След. >>
следовал античным образцам, но раскрывал тему борьбы аргент. народа засвободу, против тирании. В. - первый нац. драматург Аргентины,
призывавший к борьбе против диктатуры.
Лит.: G-utierres, E. S. Calimano, Historia de la literatura americana
y argentina, Ed. Kapelusz, B. Aires, 1940, Ал. Р.
ВАРЕН (Waren), Матти (28.XI.1891-1955) -финский театральный художник.
Учился в художеств. уч-ще Союза художников Финляндии (1912) и художеств.
ателье Хельсинкского ун-та (1908 и 1913). С 1927 В.- художник финского
Национального т-ра в Хельсинки. Оформил спектакли: "Гроза";
"Опера нищих" Гея, "Куллерво" и "Леа" Киви, "Царь Эдип" Софокла,
"Король Лир", "Генрих IV"; "Веер леди Уиндермир" Уайльда, "Чайка" и др.
Оформлял спектакли и в Финской опере. С. Л.
ВАРИАЦИЯ (франц. variation, от лат. variatio - изменение) -1)
видоизменение муз. темы, мелодии или её сопровождения. 2) В балете -
небольшой сольный классич. танец, обычно технически сложный и
композиционно развёрнутый. Исполняется в живом быстром темпе (см. Па,
Па-де-де, Па д * аксъон).
ВАРКОВЙЦКИЙ, Владимир Александрович [р. 19. XII. 1915 (I.I. 1916)
J-русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. С 1936 по
окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (класс В. И. Пономарёва и А. В.
Лопухова) - солист Ленингр. т-ра оперы и балета им.
Кирова (1936-38), где исполнял танец баска, партию Нурали ("Пламя
Парижа", "Бахчисарайский фонтан"). В 1937 начал творческую деятельность
как балетмейстер. В 1941-43 В. - художеств. руководитель балета ленингр.
Малого оперного т-ра. Пост. спектакли "Сказка о попе и работнике его
балде" Чу-лаки (1940), "Гаврош" Битова и Корнблита (1958). В 1953-55
работал в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова (Ереван), где пост.
"Хандут" Спендиарова (1953), "Лебединое озеро" (1954) и др. В молдавском
Т-ре оперы пост. "Рассвет" Загорского (1960). В. ставит концертные
номера на совр. темы: "Чапаевцы" на муз. Компанейца, "Памятник" на муз.
сов. песен, "Непокорённая" на муз. Цфасмана и др. С 1937 В. занимается
педагогич. деятельностью. Л. 77.
ВАРКОНЬИ (Varkonyi), Зольтан (р. 13. V. 1912) - венгерский, актёр и
режиссёр. Засл. арт. Венг. Нар. Республики (1955). По окончании театр.
ин-та в 1935 был принят в Нац. т-р (Будапешт), где работал до 1940. В
1941-44 выступал в т-ре им. М а дача, в 1945-49 был директором
художеств. т-ра, в 1949-51 - гл. режиссёром Нац. т-ра, в 1951-53- Т-ра
Народной Армии в Будапеште. С 1953-режиссёр и актёр Нац. т-ра. Среди
ролей сыгранных В.: Гамлет; Сирано де Бер-жерак (о. п. Ростана),
Хлестаков; Генрих IV (о. п. Пиранделло), Дофин ("Святая Иоанна" Шоу),
Яровой ("Любовь Яровая"), Бутлер ("Голос Америки" Лавренёва). Пост.:
"Луна зашла" по Стейнбеку (1945), "Троянской войны не будет" Жироду
(1946), "За закрытой дверью" Сартра, "Шахтёры" Давид оглу (1950), "Одна
ночь" Горбатова (1957), "Дымное небо" Дарваша (1959) и др. С 1945
работает также в кино как режиссёр и сценарист. С 1949 ведёт педагогич.
работу в ин-те т-ра и кино. Удостоен пр. им. Кошута (1953, 1956).
ВАРЛАМОВ, Александр Егорович [15(27).XI.1801, Москва,- 15(27). X.
1848, Петербург J- русский композитор и педагог. С 10 лет - певчий
Придворной певческой капеллы в Петербурге, впоследствии -учитель певчих,
а затем капельмейстер и "композитор музыки" моек. т-ров. Выступал в
концертах как певец (ранее - как дирижёр). В 1834-35 издавал нотный
журнал "Эолова арфа", В 1840 вышла его "Полная школа пения" - первое
руководство по вокальному иск-ву на рус. яз. В. - автор музыки для т-ра,
в т. ч, "Песни Офелии" к трагедии "Гамлет", музыки к спектаклям
"Эсмеральда" (по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго), "Двумужница"
Шаховского и др., а также балетов "Забавы султана" (1834), "Мальчик с
пальчик" (1837, совм. с А. Гурьяновым). Писал песни, романсы и др. соч.
Сценич. произв. с музыкой В. были пост. в Москве. В глубоко искреннем
творчестве В. претворены интонации, ритмы и жанры, типичные для
городского муз. быта. Мелодика В., связанная с рус. нар. песней, сыграла
заметную роль в формировании нац. мелодич. языка.
Соч.: Полное собр. сочинений, т. 1-12, СПБ, изд. Стелловский
[1861-1864], позже переизд. Гутхейль.
Лит.: Сатин X., Александр Егорович Варламов (Материалы к биографии),
"Советская музыка", 1948, ј 8; Тынянова Е., На заре русского романсового
творчества, там же; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных
для его биографии, "Русская музыкальная газета", 1901, ј.ј,45-47, 49.
ВАРЛАМОВ, Константин Александрович [11(23). V.1848,
Петербург,-2(15).VIII.1915, там ?KeJ - русский актёр. Сын композитора А.
Е. Варламова. Воспитывался и рос в тяжёлых материальных условиях,
образование получил незначительное. В юности принимал участие в
любительских спектаклях. В 1867 поступил в т-р А. М. Чи-тау-Огарёвой в
Кронштадте. Большую помощь молодому, неопытному актёру оказали
Читау-Огаро-ва, обладавшая культурой, вкусом, имевшая режиссёрское
дарование, и А. А. Шуберт, ученица М.С.Щепкина, талантливый педагог. В
течение 8 лет В. работал на сценах провинциальных т-ров (Вильно,
Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное сценич.
обаяние, необычайная простота и искренность исполнения сделали В. вскоре
известным комедийным актёром. В 1874 в т-ре Ф. К. Смолькова в Нижнем
Новгороде, одном из лучших провинциальных т-ров того времени, В. занял
положение премьера. Обладая хорошим голосом, он выступал не только в
драмах, комедиях, водевилях, но и в опереттах.
В 1875 В. вступил в труппу петерб. Александрийского т-ра; играл здесь
до конца жизни. Выступал в спектаклях разных жанров (вплоть до
дивертисментов). Большим успехом пользовался в роли царя Менелая в
оперетте "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1877). Всеобщее признание получил
как актёр водевиля. Неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью было
проникнуто исполнение В. ролей маленьких чиновников, ремесленников и др.
Своим искусством В. вселял веру в человека, в его нравственные силы, в
конечную победу над злом. Игре В. было присуще соединение яркой и смелой
буффонады с психологически глубокой разработкой характеров, тонким
лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина,
В. И. Живокини и др., В. охотно прибегал к импровизации, злободневным
шуткам. Играя в водевилях и комедиях, он, с одной стороны, с полной
серьёзностью и верой относился к происходящему на сцене, а с другой
стороны, как бы находясь в заговоре с публикой, иронически относился к
водевильным происшествиям. Эту ироничность В. раскрывал в
непосредственных беседах со зрительным залом в различных шутках
("отсебятинах"), в исполняемых им куплетах. Замечательное комедийное
дарование артиста (В. называли "царём русского смеха") нещадно
эксплуатировалось дирекцией императорских т-ров, стремившейся к тому,
чтобы т-р не поднимал общественно важных вопросов, показывал чисто
развлекательные спектакли.
Однако сам В. тяготел к ролям классич. репертуара. Большим успехом
пользовался он в рус. сатирич. комедиях. Острой гротесковостью и вместе
с тем бытовой правдивостью, психологич. глубиной отличались образы,
созданные им в пьесах Гоголя,- Ляпкин-Тяпкин, Осип (1875), Земляника
(1881), Городничий 1887) в "Ревизоре"; Чичиков (1877), Собакевич (1893),
генерал Бетрищев (1892) в "Мёртвых душах";
Городничий в инсценировке повести "Как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем";
Кочкарёв (1884) и особенно Яичница (1886) в "Женитьбе". Яичница в
исполнении В. был насупленным, тяжёлым, неповоротливым человеком с
густыми чёрными бровями и такой же шевелюрой; рука его напоминала
медвежью лапу. Актёр сгущал до гиперболы черты характера этого
персонажа, определяя сущность чиновника режима Николая I.
К числу лучших работ В. принадлежит роль Вар-равина ("Дело"
Сухово-Кобылина, 1882). Отказавшись от комедийного тона, В. показывал
Варравина закоренелым взяточником и изворовавшимся сутягой. Варравин-В.
был большим, широким, толстым человеком, в черепаховых очках, с коротко
остри' женными и причёсанными ёжиком волосами. В каждом его слове
чувствовались начальническая назидательность и убеждённость в своём
праве творить беззаконие под сенью законов.. Он казался каменным
изваянием, лишённым человеческих чувств, жалости, стыда, совести,
воплощением стяжательства. Играя Муромского (1902, "Свадьба Кречинского"
Сухово-Ко-былина), артист сумел раскрыть патриархальную простоту,
наивность и вместе с тем социальную никчёмность оскудевшего дворянства.
29 ролей исполнил В. в пьесах Островского. Играя Русакова ("Не в свои
сани не садись", 1904), Ахова ("Не всё коту масленица"), Куросл епова
("Горячее сердце", 1904), Грознова ("Правда-хорошо, а счастье лучше",
1876), он глубоко раскрывал сущность самодурства, его тупую и жестскую
силу, равнодушие к людям. В то же время В. подчёркивал в персонажах
Островского человеческие черты. Так, Большова ("Свои люди - сочтемся")
он играл как человека, павшего жертвой собственного обмана ("купеческого
короля Лира", по определению критика А. Р. Ку-геля). В Болыпове-В.
соединялись мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек,
жестоко отомщённый за ложь, лицемерие и жестокость. В пьесах Островского
В. играл также Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты",
1901), царя Берендея ("Снегурочка"), Юсова ("Доходное место", 1892),
Чугунова ("Волки и овцы", 1875).
С большим успехом сыграл В. роль Столбцева ("Новое дело"
Немировича-Данченко, 1891). Исполняя роль Сганареля ("Дон-Жуан" Мольера,
пост. В. Э. Мейерхольда, 1910), В. придал этому образу театр.
условность, присущую всему спектаклю.
В 80-х гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности
свободно передвигаться по сцене, он играл преимущественно сидя. Однако
изумительный голос, необычайное интонационное богатство, мимич.
выразительность, точный и характерный жест позволяли ему создавать
сценич. характеры, отличающиеся большим разнообразием. До конца жизни В.
продолжал оставаться любимцем публики, замечательным актёром русской
сцены.
Лит.: С т а р к Э., Царь русского смеха, П., 1916; К р ы-ж и ц к и и
Г., Константин Александрович Варламов,М.-Л., 1946. Ю. Д.
ВАРЛАМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).V.1902]- русский советский
режиссёр оперы и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Систематич. проф.
образования не получил. В 1918-26 работал артистом мимич. ансамбля и
помощником режиссёра Казанского оперного т-ра; в 1926-37 - режиссёром
периферийных оперных т-ров. В 1937-48 В.- худ. рук. русского оперного
т-ра в Ташкенте. С 1948 В. - руководитель оперного класса Саратовской
консерватории. Постановки: "Хованщина" (1928, Казань), "Князь Игорь",
"Снегурочка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Аида";
"Сказки Гофмана" Оффенба-ха, "Буран" Ашрафи и Василенко, "Тихий Дон"
Дзержинского, "Суворов" Василенко (Т-р оперы и балета им. Ахундова,
Ташкент) и др. А. Ш.
ВАРМА, Вриндаванлал (р. 9.1.1889)-индийский писатель и драматург
(пишет на языке хинди). В своём творчестве В. неоднократно обращался к
теме нац. восстания 1857 и героич. образу Лакшми-бай - правительницы
княжества Джханси; в 1948 В. написал историч. драму "Правительница
Джханси". В историч. драмах "Военачальник Удал" (1910), "Язык цветов"
(1947), "Лезвие Кашмира" (1948), "Бирбал" (1950) и др. В. часто отходит
от историч. правды ради занимательности сюжета. В. написал также пьесы
"Мало-помалу" (1938), "Честь Ракхи" (1947) и др. на тему о несчастной
любви. Св. П.
ВАРМА, Рамкумар (р. 15.IX. 1905)- индийский драматург. Пишет на языке
хинди. Лит. деятельность начал в 30-е гг. В. - автор многочисленных
одноактных пьес, посвящённых различным обществ. проблемам: "Смерть
облака" (1931), "Глаза Притх-вираджа" (1935), "Шиваджи" (1945), "Рани
Джханси"
(1945), "Шёлковый галстук" (1949) и др. Действующие лица историч.
драм В. - нац. герои, боровшиеся за независимость Инии (Притхвирадж,
Лакш-ми-Бай). В пьесах на совр.' темы изображает жизнь городской
интеллигенции. Св. П.
ВАРНАЙ (Varnay), Астрид Мария (р. 25.IV. 1918)- американская артистка
оперы (драматич. сопрано). По происхождению шведка. Пению обучалась у
своей матери - певицы М. Варнай, совершенствовалась под рук. дирижёра Г.
Вейгерта. Впервые выступила на оперной сцене в Нью-Йорке в 1941; с этого
же года - солистка т-ра "Метрополитен-опера". С 1947 В. гастролирует в
Европе и Америке; с 1951 периодически выступает на Байрёйтских
фестивалях. Партии: Зиглинда, Эльза, Елизавета ("Валькирия", "Лоэнгрин",
"Тангейзер" Вагнера), Тоска (о. п. Пуч-чини), Леонора ("Фиделио"
Бетховена), Амелия, Аида, леди Макбет ("Симон Бокканегра", "Аида",
"МакЗет" Верди), Электра (о. п. Штрауса) и др. Темперамент и
естественность исполнения, своеобразный тембр сильного, сочного голоса
определили популярность и широкую известность В. Вс. Т.
ВАРН‚ (Varney), Луи (1844-20. VIII. 1908) - французский композитор.
Музыке обучался у своего отца П. Варне. Автор мн. оперетт,
пользовавшихся особенной популярностью в Париже, в т. ч. "Мушкетёры в
монастыре" (1880), "Папа Франсины" (1896), "Фанфан-Тюльпан" (1882),
"Мадемуазель из Сент-Сира" (1898), "Трещётка" (1903) и др. Оперетта В.
"Фокусники" (1894) ставилась на сценах мн. стран мира. В. принадлежит
также балет-пантомима "Принцесса-идеал" (1895, Париж) и ряд др. соч. И.
Ш.
ВАРН‚ (Varney), Пьер Жозеф Альфонс (1. XII. 1811-7. II.
1879)французский композитор, скрипач и дирижёр. Отец Л. Варне. Игре на
скрипке обучался в Парижской консерватории; композиции-у Рейха.
Пользовался широкой известностью как театр. дирижёр. Руководил
оркестрами в т-рах Парижа ("Театр лирик", "Театр историк"), Бордо
("Буфф-Па-ризьен"), Гента, Руана и др. городов. Автор одноактных опер и
оперетт, в т. ч. оперетты "Песня жирондистов". В. принадлежит песня
"Смерть за родину" (1846) на слова Руже де Лиля, ставшая народной и
пользовавшаяся огромной популярностью во время франц. революции 1848
года. Я. Ш.
ВАРНЕКЕ, Борис Васильевич (1878-1944) - русский историк театра.
Окончил Петерб. историко-фило-логич. ин-т. Был профессором Казанского и
Одесского ун-тов. Занимался историей античного и русского т-ров,
народной драмы, вопросами театр. историографии, драматургии и др.
Соч.: История античного театра, М.- Л., 140; Очерки из историй
древнеримского театра (дисс.), СП Б, 1903; Наблюдения над древнеримской
комедией. К истории типов, Казань, 1905: История русского театра, М.,
1914. (Важнейшие труды В. перечислены в брошюре "Библиографический
список науч-ных трудов профессора Б. В. Варнеке. 1889 - 1924", Одес-са,
1925). . Е. X.
"ВАРНЕНСКА НАРОДНА ОПЕРА" - оперный театр Болгарской Народной
Республики. Первый оперный т-р, основанный после освобождения страны.
Открыт 19 сент. 1947 в т. Варне. Деятельную помощь в организации и
работе т-ра оказали артисты Софийской народной оперы, вошедшие в
основной состав труппы. Первым художественным руководителем т-ра был П.
Райчев, затем - С. Сыбчев; дирижёр т-ра- Р. Райчев, директор - певец И.
X. Попов. Т-р осуществил ряд значит, пост. опер и балетов, в т.ч. опер
"Русалка", "Богема", "Евгений Онегин", "Фауст", балета "Красный цветок",
оперетты "Цыганский барон" Штрауса. Важными этапами развития т-ра
явились пост. оперы "Гер-гана" Атанасова (1957) и оперетты "Когда-то
давно" Хаджиева (1958). В составе "В. н. о." (I960): реж.
Н. Николов, певцы С. Рамаданов, Т. Костов, Н. Нико-лов певицы Л.
Анастасова, Р. Гаева, Л. Василева и др. ВАРПЕХ, Михаил Станиславович (р.
11.1.1909)- русский советский театральный художник. Окончил Киевский
художеств. ин-т (1930). Театр. деятельность начал в 1927. Работал в
т-рах Москвы, Киева и др. городов. С 1943 - гл. художник Центр, т-ра
транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) в Москве, где им оформлены спектакли:
"Заговор обречённых" Вир-ты (1949), "Буря" Лациса (1950), "Бронепоезд
14-69" (1951) и др. Создал декорации к спектаклям: "Ску-таревский"
Леонова и "Свадьба Кречинского" Сухо-во-Кобылина (1934, 1940, Малый
театр), "Офицер флота" Крона (1945, Киевский театр им. Леси Украинки),
"Орлиные перья" Фаркаша (1952, Моск. т-р оперетты) и др. Декорации В.
отличаются оригинальностью композиции, подчёркнуто графической манерой.
М. 77. ВАРТАНЯН, Анушеван Айрапетович (21. III. 1879 -4.VII. 1954) -
армянский драматург. Член КПСС с 1907. Один из основоположников арм.
пролетарской литературы. Был рабочим кожевенного завода в Тифлисе. В
1906 написал первую пьесу "Забастовка" (1912) о борьбе рабочих против
капиталистов. В сов. время создал пьесы: "Обручение", "Красные
партизаны", "Бандиты", "Накануне", "На берегу Аракса" о гражданской
войне, строительстве колхозов, борьбе с диверсантами. Пьесы В. шли в
20-30-х гг. в районных т-рах Армении. Б. Д. ВАРТАНЯН, Вавик Тигранович
(наст. имя-Анушеван) [р.28.XII.1900 (10.1.1901)]-армянский советский
режиссёр, актёр, театр. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС с
1945. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 2-4-го созывов. Сценическую
деятельность начал в 1919 как актёр. Был организатором и руководителем
арм. драм. трупп в Астрахани (1919), Ставрополе. В 1925 закончил
армянскую драм. студию в Москве и начал работать в тбилисском арм. т-ре
актёром и режиссёром. С 1928 - актёр, а с 1936 и режиссёр 1-го гос. т-ра
Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сун-дукяна). Роли: Сейран ("На-мус"
Ширванзаде), Павлин, Актёр ("Егор Булычев и другие", "На дне"), Борис,
Тихон ("Гроза"), граф Альмавива ("Женитьба Фигаро") и др. Пост.
спектакли:
"Далёкое" Афиногенова (1936), "Беспокойная старость" Рахманова
(1938), "Человек с ружьём" (1938), "Ленин в 1918 году" Каплера и
Златогоровой (1940), "Русские люди" (1942), "Русский вопрос" (1947) и
др. С 1927 ведёт педагогич. деятельность в студии при Т-ре им. Сунду
кяна, с 1944-в Ереванском театр. ин-те (с 1946-профессор). В 1954-58
работал гл. режиссёром Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван),
пост. оперы "Ромео и Джульетта" (1955), "Аршак Второй" Чухад-жяна
(1956), "Сое и Вардитер" Тиграняна, "Арцва-берд" ("Орлиное гнездо")
Бабаева (1957). Написал ряд работ по истории арм. и зарубежного т-ра.
С О Ч.: wfitJ-iubjUfb I* 5", pni.jg pbiftulfwb шрЬиUl/l tftUU/lb,
bflliU/b, 1939 U,plttfuijwb blpnUfUfjfl fftUinpnb/l UfUlinlfni.PjnLb
UfpU/lf 1 U,bui/llf pufWpflbf Ь fl liwil f 1946.
9-ff/ipnjlitJ.nip L wj рштрпЪр, ЬрНшЪ, 1955 Птч.ишшЪ
ШПШШПр рш1лЬрш1/шЬ IfnLWflLptUj/l tf.b? [I Wj ffu/Ulflflbfl
quffttf-wgifufb tflif, bfiLwbf 1958 Sb/untp It uif pwutfinbpf
ЬрЬшЬ, 1960.
Соч.: Чов и армянский театр. Ереван, 1960. Б. А. ВАРТАНЯН, Рузана
Тиграновна [15(27).V.1896- 9. XII. 1957)-советская армянская актриса.
Нар. арт. Арм. ССР (1945). Работала учительницей средней школы. В 1927
начала театр. деятельность; участвовала в организации рус. и арм.
любительских спектаклей в городах Сев.Кавказа. В 1927 вступила в труппу
1-го гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Актриса
высокой сценич. культуры, В. обладала сдержанной, мягкой манерой
исполнения, созданные ею образы отличались чёткостью сценич. рисунка.
Роли: Полина ("Доходное место", 1929), Розина ("Женитьба Фигаро", 1933),
Шурка ("Егор Булычев и другие", 1933), Лида ("Платон Кречет", 1935),
Сусан, Маргарит ("Намус", 1936, "Из-яа чести", 1939, Ширванзаде),
Эрикназ ("Из-за хлеба" по Прошяну, 1937), Арег ("На заре" Гулакяна,
1937), донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1937), Луиза ("Коварство и
любовь", 1938), Дездемона (1940), Офелия (1942), Лариса
("Бесприданница", 1946), Ганна Лихта ("Заговор обречённых" Вирты, 1949),
Раневская ("Вишнёвый сад", 1951), Арусяк ("Под одной крышей" Боряна,
1957). С 1944 вела педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те. 5. Л.
ВАРШАВА (Warszawa) - столица Польской Народной Республики (1088 тыс.
жит. на 1958). В.-центр театр. жизни Польши. В 17-18 вв. в В.
существовал придворный т-р, в к-ром выступали преим. иностранные