<< Пред.           стр. 133 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Битюцкий; Васса - Петипа, Рашель - Амман-Дальская), Моск. т-р им.
 Ленинского комсомола (1942, режиссёр и исполнительница роли Вассы -
 Бирман, Рашель - Гиацинтова), Т-р в Елгаве (1946), Горьковский т-р
 (1936) и многие др.
  Новый этап сценической истории "В. Ж." н-ачинает-ся в 50-е гг. К
 этому времени относятся пост. (26 мая
  1952) Малого театра (реж. Зубов и Велихов, худ. Кноблок; Васса -
 Пашенная, Сергей Петрович - Шамин, Храпов - Жаров, Наталья - Евстратова,
 Людмила - Е. Еланская, Рашель - Зеркалова, Анна - Обухова), в 1953
 спектакль был экранизирован киностудией им. Горького. "В. Ж." пост.:
 укр. т-р им. Заньковецкой, Львов (1952, реж. Ивченко; Васса - Любарт,
 Храпов - Романицкий, Анна - До-ценко), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1952,
 Васса - Сад-риева), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск (1953, реж. Мицкевич,
 худ. Николаев; Васса - Глебовская, Храпов - Ильинский), Т-р им.
 Руставели, Тбилиси (1954, реж. Алексидзе, худ. Штенберг; Васса -
 Чав-чавадзе, Прохор - Васадзе, Наталья - Тетрадзе), Т-р им. Азизбекова,
 Баку (1954, реж. Кязимов, худ. Афганлы; Васса - Давудова, Храпов -
 Алекперов, Рашель - Кадри).
  "В. Ж." шла также во многих районных, передвижных и в
 колхозно-совхозных т-рах, в коллективах театр. самодеятельности,
 ставилась нередко как выпускная дипломная работа в ряде театр. учебных
 заведений: Казахская студия ГИТИСп (1938), Ереванский театр. ин-т
 (1948), Театр. ин-т Латв. ССР, Рига (1951) и др.
  "В. Ж." переведена на яз. народов СССР: укр. (Ю. Смолич, Л.
 Гаккебуш), белорус. (Е. Романович), арм. (Т. Ахумян), груз. (Г.
 Прониспирели-Кипшидзе), узб. (М. Хакими),казах.(К.Батыров),латв.(В.
 Брутан) и др. Среди зарубежных пост. "В. Ж."-"Берлинер ансамбль" (1950),
 Национальный т-р в Будапеште (1949), т-р "Д-34" в Праге (1955, реж.
 Штепанек;
  Васса - Бенишкова), Бухарестский т-р железнодорожников (1954), пьеса
 шла также во мн. т-рах Болгарии.
  И з д а н и я.-Первое изд. первого варианта "В. Ж."- в "Сб.
 Товарищества "Знание" за 1910", кн. 33, СПБ, 1910; первое изд. второго
 варианта "В. Ж." - в сб. "Год девятнадцатый". Альманах девятый, М.,
 1936; Из последних изд.:
  Горький М., Собр. соч. в 30-ти томах, т. 12 и 18, М., 1951-52.
  Лит.: Горький и театр. Сборник статей, М.-Л., 193S (ст. Дурылина
 "Горький на сцене"); "Васса Железнова". Материалы и исследования, М.,
 1946; Пашенная В., Искусство актрисы, М., 1954, с. 228-247; Данилов С.
 С., Горький на сцене, Л.-М., ' 1958; Бирман С , Путь актрисы, М., 1959,
 с. 203-222; "Васса Железнова" М.Горького. Сб. статей, М., 1960. А. Шн.
  ВАТАГИ, артели, гурты, - объединения скоморохов, существовавшие в
 России во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Скоморошьи В., бродившие по рус. земле
 в поисках заработка, жестоко преследовались церковью. В.В.-Г.
  ВАТУЛЯ, Алексей Михайлович (2.VJII.1891- 20.V.1955) - украинский
 советский актёр. Нар. арт. УССР (1940). В 1913-16 учился в муз.-драм.
 школе им. Н. Лысенко в Киеве. Не окончив школы, в 1916 поступил в
 киевский "Молодой т-р", где дебютировал в роли Креона ("Царь Эдип"
 Софокла). В. был одним из основоположников Т-ра им. И. Франко (Киев), в
 к-ром работал со дня его основания (Винница, 1920). Роли;
  Эдип ("Царь Эдип" Софокла, 1921), Михаил ("Суета" Кар-пенко-Карого,
 1923), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1921), Крижень ("Кадры" Микитен-ко,
 1932), Гайдай, Берест, Кривонос, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон
 Кречет", 1934, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт", 1942, Корнейчука),
 Яков ("Последние" Горького, 1937), Прибытков ("Последняя жертва", 1939),
 Стес-сель ("Порт-Артур" Степанова и Попова, 1953).
  Образы, созданные В., отмечены сочностью спе-нич. характеристик.
 Развивая реалистич. традиции нац. укр. иск-ва, В. сочетал в своём
 творчестве напряжённый драматизм с романтич. приподнятостью. Роли
 романтич. характера играл преим. в первый период творчества. Создавал и
 остро сатирические образы. В последние годы играл ? л. обр. характерные
 роли, достигая высокого мастерства перевоплощения. Б, Д.
  ВАХВАХИШВЙЛИ, Тамара Николаевна [р. 23. XII.1893 (4. ?. 1894)] -
 грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940).
 Музыке обучалась в Тифлисском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва ло классам фп.
 (1912-16) и композиции (1917-21). В 1927 В. окончила Парижскую
 консерваторию. Заведывала муз. частью Т-ра им. Руставели (1922- 1926)
 иТ-ра им. К. Марджанишвили (1928-33). Автор музыки к балетам "Праздник
 Вакха" (1919), "Любовное зелье" (1920), "Спартак" (1937); муз. комедии
 "Дон Хиль Зелёные Штаны" по Тирсо де Молина (1924); пантомим "Иранская
 пантомима" (1914), "Солнце солнц", "Пожар" (1929; по сценариям К.
 Марджанишвили); музыки ко мн. спектаклям (в т. ч. "Овечий источник" Л
 one де В era, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Маскарад" Лермонтова и др.). Я.
 Мик.
  ВАХНЯНИН, Анатоль (Наталь) Климентович [7
  (19).IX. 1841-27.1 (11.11). 1908] - украинский композитор и
 музыкально-общественный деятель. Организатор и руководитель певческих
 обществ "Торбан" (1870) и "Боян" (1891), Высшего музыкального института
 им. Лысенко (1903).Автор оперы "Купало" (на собственное либретто) о
 судьбе укр. девушки, попавшей в татарский плен (полностью пост. в 1931,
 Харьков), музыки к спектаклям и др. соч. На мелодию "Хора норманнов" из
 музыки В. к драме К. Устияно-вича "Ярополк" создана революц. песня
 "Беснуйтесь, тираны".
  С о ч.: Спомини з життя, Льв?в, 1908. М. Заг.
  ВАХТАНГОВ, Евгений Багратионович [1(13).II. 1883, Владикавказ. -
 29.V.1922, Москва] - русский советский режиссёр, актёр, театральный
 деятель. Родился в армяно-русской семье. Отец В. был табачным
 фабрикантом (в начале 1900-х гг. В., не желая жить на нетрудовые доходы,
 отказывается от наследства и материальной помощи отца). Учился в
 Московском университете на естественном и юридическом факультетах.
 Активно участвовал в любительских драматич. кружках. В 1909 поступил в
 театральную школу А. И. Адашева (среди учителей В.- Л. А. Сулержицкий,
 В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и др.). По окончании школы
 был принят в число сотрудников MX Т (1911). Здесь сыграл ряд небольших
 ролей. Один из первых учеников Станиславского, высоко им ценимый, В. с
 1911 начинает преподавать систему Станиславского, видя в ней основу
 воспитания актёра. С образованием 1-й студии МХТ (1912) В. вошёл в неё
 как актёр и режиссёр. Создал образы Текльтона ("Сверчок на печи" по
 Диккенсу, 1914), Фрегера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая
 ночь" Шекспира, 1919), отличавшиеся психологич. глубиной, остротой и
 точностью характеристик. Психологич. разработанность роли, сочетающаяся
 с графич. чёткостью её пла-стич. рисунка, предельной отточенностью
 формы, идеальной ритмичностью, присущая В.-актёру, становится в
 дальнейшем основным принципом и его режиссёрского твс рчества.
  В. был увлечён идейной программой 1-й студии МХТ, утверждавшей
 нравственные задачи иск-ва, стремившейся к этич. идеалу как идейной
 основе творчества. Чуждая формали-стич. и модернистским влияниям, Студия
 искала пути тончого психологич. раскрытия душевной жизни героев. Однако
 в её деятельности проявилось влияние толстовских идей непротивления,
 утопических представлений о формах борьбы за переустройство
 действительности В. выступил против этих тенденций. В своих первых
 режиссёрских работах - "Праздник мира" Гаупт-мана (1913) и "Потоп"
 Бергера (1915) - В. вскрывал эгоизм, моральное разложение человека в
 капита-листич. обществе. В "Потопе" В. особенно ярко показал духовную
 опустошённость буржуа, обуреваемых жаждой наживы (этот спектакль, по
 воспоминаниям Н. К. Крупской, понравился В. И. Ленину). С 913 В.
 руководил Студенческой драм. студией (см. Вахтангова студия). В нек-рых
 постановках этих лет (напр., "Чудо святого Антония" Метерлинка, Студия
 В.) была снижена острота критики буржуазного общества.
  Задачи, вставшие перед иск-вом после Октябрьской революции, глубоко
 взволновали В. Он был одним из первых крупных режиссёров, убеждённо
 вставших на сторону революц. народа, одним из активных строител ей сов.
 т-ра. В беседах с учениками и в дневниках этого периода В. выступал
 против студийной изолированности, утверждал народность иск-ва, говорил
 об ответственности художника перед народом, творящим революцию. В.
 стремился "сыграть мятежный дух народа", создать спектакль, созвучный
 революции, утвердить форму на-родно-героич. театра. Возможность активнее
 влиять на развитие сов. т-ра определила желание В. работать в
 режиссёрской секции Театр. отдела Нар. комиссариата по просвещению (Тео
 Наркомпроса). Чуткий художник, В. отражал в своих спектаклях новые
 идейные позиции, подвергал страстному сатирич. обличению ненавистный ему
 мир мещанства, пошлости, лицемерия и ханжества. Спектакли В. - "Свадьба"
 Чехова (1920), "Чудо святого Антония" (2-я редакция, 1921), пост. в его
 студии, были проникнуты критикой буржуазно-мещанского мира,
 собственнической морали; "Эрик XIV" Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ)
 раскрывал тему обречённости монархич. власти. В трагедии "Гадибук"
 (1922, еврейская студия "Габима"), утверждавшей мистич. идею
 обречённости человека, В. вопреки этой теме прославлял высокую
 человеческую любовь, вырывающуюся из тисков косного мещанского быта; в
 спектакле звучал протест бедноты против богачей. В. утверждал, что
 современность трактовки т-ром пьесы требует и новой формы спектакля. В
 связи с этим режиссёрский замысел спектакля "Чудо святого Антония",
 определявшийся политич. задачей "клеймить буржуа", строился на
 превращении пьесы Метерлинка в острую совр. политич. сатиру, а в
 спектакле "Эрик XIV" абстрактные маски придворных противопоставлялись
 реалистическому жизненно полнокровному изображению народа. В. утверждал
 гротеск как осн. средство трактовки образов бурж. мира. В поисках В.
 путей и форм развития революционного театра, в его попытках найти новый
 стиль было много противоречивого, отчасти ошибочного.
  В своей последней работе-спектакле "Принцесса Турандот" (1922)-В.
 нашёл новую форму сценического воплощения сказки К. Гоцци в ироническом
 отношении актёров к "трагическому" сюжету. Стремясь к активному
 отражению революц. современности, желая передать жизнерадостное
 мироощущение сов. народа, В. создал жизнеутверждающий спектакль,
 пронизанный оптимизмом и весельем.
  В своём творчестве В. руководствовался принципами: единство художника
 и народа, высокие этич. задачи искусства, чувство современности,
 сочетание в сценическом образе острой, яркой внешней формы с глубокой
 психологич. наполненностью, значительным внутр. содержанием,
 необходимость борьбы с натурализмом и модернистской пошлостью и т. п.
 Режиссёрская работа В., его творческие взгляды, педагогич. деятельность
 в многочисл. студиях имели важное значение для развития сов. т-ра. На
 основе Студии В. был создан Гос. т-р им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова
 имени театр).
  Учениками В. в этой студии были Е. Г. Але-ксеева" О. Н. Басов, Н. М.
 Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, И.
 М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая,
 К. Я. Миронов, В. Н. Орлов, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П.
 Русинова, Л. П. Русланов, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И.
 Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихма-тов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина,
 Б. В. Щукин и др.
  Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Евг. Вахтангов. Материалы
 и статьи, М., 1959 (имеется библ.).
  Лит.: Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (имеется
 библ.); 3 о г р а ф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939; Херсонский X.,
 Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове. Записаны X. Н. Херсонским,
 М.-Л., 1940;
  3 о г р а ф Н., Евгений Ьагратионович Вахтангов. 1883-1922, М.-Л.,
 1947; Новицкий П., Борис Щукин, М.-Л., 1948, с. 18-62; Очерки истории
 русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с.
 70-76,303-309; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957;
 С и-м о н о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. Ц, 3.
  ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного
 Знамени академический театр имени Евг. Вахтангова) - один из первых
 советских театров. Основатель т-ра - Е. Б. Вахтангов. Датой основания
 т-ра принято считать 13 ноября 1921, когда Студия Вахтангова (см.
 Вахтангова студия), получившая название 3-й Студии МХТ, официально
 открылась спектаклем "Чудо святого Антония" (реж. Вахтангов; Антоний -
 Завадский, Гюстав- Басов, Ашиль- Глазунов, Доктор- Захава, Кюре-Щукин, Ж
 озеф- Симонов, Виржини- Некрасова, и др.). В 1926 студия получила
 название "Театр им. Евг. Вахтангова". Е. Б. Вахтангов, ученик и
 последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию сценического
 искусства, созвучного революции, проникнутого духом современности,
 добивался яркой и острой театральной формы, спектакля "современного,
 идейного отношения художника к изображаемой жизни". В спектакле "Чудо
 святого Антония" Метерллнка Вахтангов средствами острого гротеска
 беспощадно изобличал мещанство и буржуазное ханжество. Актёрская игра в
 этом спектакле обрела резкость, саркастич. иронию, смелую
 гиперболичность. Требованиям жизни, требованиям современности была
 близка последняя постановка Вахтангова-"Принцесса Турандот" Гоцци (1922;
 Турандот - Мансурова, Калаф - Завадский, Адельма - Орочко, Алтоум -
 Басов, Тимур - Захава, Тарталья - Щукин, Труффаль-дино - Симонов,
 Пан-талоне - Кудрявцев, Бригел-ла - Глазунов, Скирина - Ляуданская,
 Зелима - Ремизова, "и др.), ставшая значительным этапом в истории этого
 т-ра. Пародийное истолкование сюжета сказки открыло режиссёру
 возможность создать представление, проникнутое оптимизмом, радостью
 жизни, творческой энергией. Лёгкость и изящество художеств. формы
 спектакля, чёткость пластич. рисунка, музыкальная ритмичность и динамика
 сценич. действия, богатство актёрских талантов молодой труппы определили
 широкий успех "Принцессы Турандот". Эти спектакли, вместе с
 осуществлённой Вахтанговым еще в 1920 пост. "Свадьбы" Чехова, долго
 сохранялись в репертуаре т-ра. Они определили осн. черты иск-ва т-ра:
 стремление сочетать правду чувств с острой театр. формой, внимание к
 средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту и др.
  Вахтангову не удалось осуществить свою мечту- утвердить советскую
 революц. пьесу как основу репертуара т-ра. К совр. теме коллектив
 обратился уже после его смерти, создав правдивый и яркий по театр. форме
 спектакль "Виринея" Сейфуллиной и Правдухи-на (1925, реж. А. Попов;
 Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин). Спектакль показывал духовный
 рост народа, проникновение идей Октябрьской революции в сознание
 крестьянства. За "Виринеей" последовали новые спектакли, тесно связанные
 с революц. современностью,- "Барсуки" Леонова (1927, реж.
  Захава), "Разлом" Лавренёва (1927, реж. Попов), "На крови"
 Мстиславского (1928, реж. Р. Симонов). Эти спектакли принесли т-ру
 широкое обществ, признание. В них выдвинулся замечательный актёр т-раБ.
 В. Щукин, к-рому принадлежит заслуга утверждения на сов. сцене глубоко
 реалистических, полнокровных образов передовых людей сов. эпохи.
  В дальнейшем режиссёры т-ра находили новые пути развития
 вахтанговских принципов в пост. совр. драматургии. Лишь в нек-рых
 спектаклях эти принципы получили эстетское истолкование ("Женитьба"
 Гоголя, 1924, реж. Завадский; "Заговор чувств" Олеши, 1929, реж. Попов).
 Серьёзной неудачей явилась вульгарно-социологич. пост. "Гамлета" (1932,
 реж. Акимов), построенная на надуманном мотиве борьбы Гамлета за
 престол.
  Однако магистральный путь развития иск-ва коллектива по-прежнему
 определяли пост., в к-рых наиболее отчётливо была выражена связь театра
 с современностью: "Темп" (1930, реж. Басов, Миронов, Ороч-ко, Щукин) и
 "Аристократы" (1935, реж. Захава; Костя-капитан-Р. Симонов) Погодина,
 "Далёкое" Афиногенова (1935, реж. Толчанов; Малько - Щукин), "Я сын
 трудового народа" ("Шёл солдат с фронта") Катаева (1938, реж. Р.
 Симонов). К лучшим созданиям сов. театр. иск-ва принадлежит постановка
 драмы
  Горького "Егор Булычев и другие", впервые осуществлённая т-ром (1932,
 реж. Захава; Егор - Щукин). В этом спектакле мощь и торжество революции
 показаны через образ представителя враждебного революции класса, в к-ром
 с трагедийной силой раскрыта неизбежность крушения хищнического,
 собственнического строя. В спектакле "Егор Булычев и другие"
 вахтанговская острота раскрытия темы обречённости старого мира
 сочеталась с горьковской страстностью мысли, чёткостью социальных
 мотивов, тонкостью психологич. характеристик. Спектакль ставился в
 тесном контакте с автором и положил начало широкому распространению
 драматургии Горького в сов. т-рах. Развитие вахтанговских принципов было
 успешно осуществлено в спектаклях: "Интервенция" Славина (1933, реж. Р.
 Симонов), "Много шума из ничего" Шекспира (1936, реж. Рапопорт;
 Бенедикт- Р. Симонов, Беатриче- Мансурова), "Фельдмаршал Кутузов"
 Соловьёва (1940, реж. Охлопков), "Перед заходом солнца" Гауптмана (1941,
 реж. Ремизова). Значительное место в истории советского театра занял
 спектакль "Человек с ружьём" (1937, реж. Р. Симонов; Шадрин-Толчанов) -
 глубокий по содержанию и яркий по форме. В этом спектакле Б. В. Щукин
 создал образ В. И.Ленина, отмеченный вдохновенной правдивостью. Смелый
 новаторский дух, свойственный исканиям театра, и на этот раз принёс
 коллективу значительную победу. Этим спектаклем открылась сценическая
 история создания образа В. И. Ленина в сов. т-ре. Пост. пьес Горького,
 Афиногенова, Погодина и др. принесли т-ру им. Вахтангова большую
 популярность и выдвинули коллектив в число лучших т-ров страны. В этот
 период глубоко раскрылись дарования актёров и режиссёров т-ра - Р. Н.
 Симонова, Ц. Л. Мансуровой, О. Н. Басова, А. И. Горюнова, Б. Е.Захавы,
 М.С.Державина, А. А. Орочко, Е. Г. Алексеевой, И. М. Рапопорта, И. М.
 Толчанова, А. И. Ремизовой, М. Д. Синельниковой, В. В. Кузы, О. Ф.
 Глазунова, К. Я. Миронова, Н. П. Русиновой, Л. М. Шихматова и др.
  В годы Отечественной войны т-р работал в Омске (1941-43), где были
 пост. спектакли: "Фронт" (1942, реж. Р. Симонов; Иван Горлов - Дикий),
 "Русские люди" (1942, реж. Дикий), "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского
 (1942, реж. Дикий; Олеко - Р. Симонов) и "Сирано де Бержерак" Ростана
 (1942, реж. Охлопков;
  Сирано- Р. Симонов, Роксана-Мансурова). Был создан Фронтовой филиал
 т-ра, обслуживающий войска 1-го Украинского фронта и др. части Сов.
 Армии.
  В конце 40-х - нач. 50-х гг. развитию иск-ва коллектива
 препятствовали распространённые в те годы в сов. т-ре тенденции к творч.
 нивелировке т-ров, постановки "бесконфликтной" и парадно-монументальной
 драматургии ("Дорога победы" Соловьёва, 1946, и др.). Однако и в этот
 период т-ром были созданы спектакли, обладавшие масштабностью образов,
 точностью и изяществом формы: "Великий государь" Соловьёва (1945, реж.
 Захава; Грозный - Толчанов), "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (1947,
 реж. Ремизова), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (1947, реж. Р. Симонов и
 Габович), "Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Рапопорт; Макар -
 Державин), "Заговор обречённых" Вирты (1949, Ст. нр. 1950, реж. Р
 Симонов и Габович), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (1952, реж.
 Герасимов, в гл. роли - Г. Пашкова). В 1951 был возобновлён спектакль
 "Егор Булычев и другие" (Ст. пр. 1952; реж. Захава; Егор - Лукьянов), в
 1954 - "Человек с ружьём" (реж. Р. Симонов; Ленин-Плотников), а также
 "Перед заходом солнца" (реж. Ремизова; Маттиас Клаузен-Астангов).
  Остротой социальных характеристик, яркостью, выразительностью
 отличаются спектакли "Фома Гордеев" по Горькому (1956, реж. Р. Симонов),
 "Большой Кирилл" Сельвинского (1957, реж. Р. Симонов), "На золотом дне"
 Мамина-Сибиряка (1955, реж. Ремизова), "Идиот" по Достоевскому (1958,
 реж. Ремизова; князь Мышкин - Гриценко, Настасья Филипповна - Борисова),
 "Маленькие трагедии" Пушкина(1959, реж. Е. Симонов). Обращение к творч.
 принципам основоположника т-ра определило решение спектакля "Филумена

<< Пред.           стр. 133 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу