<< Пред.           стр. 135 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ВЕАКИС (??????), Эмилиос (1884-29.VI.1951) - греческий актёр. В 1901
 дебютировал на сцене т-ра в г. Волосе. Играл в различных театр. труппах
 Афин. В 1932-41 выступал в Нац. т-ре. Среди созданных В. сценич. образов
 особое место занимают монументальные образы Эдипа ("Эдип царь" Софокла)
 и Лира ("Король Лир" Шекспира). Среди ролей В.: Агамемнон (о. п.
 Эсхила), Отелло, Макбет; Клавдий ("Гамлет"), Фальстаф ("Виндзорские
 проказницы")), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Гарпагон; Ар-ган,
 Жорж Данден ("Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве"), Грозный ("Иван
 Грозный" А. К. Толстого), Городничий; Рогожин и Иван Карамазов ("Идиот"
 и "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Нехлюдов ("Воскресение" по Л.
 Толстому) и др. Выступал в пьесах греч. авторов: Андонис ("Фиданаки"
 Хорна), Танос ("Студенты" Ксенопулоса), Бурновас ("Трисевгени" Паламаса)
 и др. Крупнейший представитель реалистич. актёрской школы 1-й пол. 20
 в., В. создавал образы, отмеченные нац. своеобразием, яркостью,
 темпераментом. Близость В. кдемократич. греч. кругам способствовала
 углублению реалистич. тенденций в его иск-ве. В 1945-46 В. играл в
 труппе прогрессивного т-ра "Объединённых артистов", где впервые на греч.
 сцене исполнил роли Захара Бардина ("Враги"), Фаюнина ("Нашествие"),
 играл также Иконому и царя Юстина ("Ригас" Ротаса и "Феодора"
 Фотиадиса), в т-ре Папаса-Веакиса в 1947 исполнял роль Глобы ("Русские
 люди"). В 30-40-е гг. преподавал актёрское мастерство в афинских
 театральных школах.
  Лит.: "Обозрение искусств", Афины, 1957, ј 33, сентябрь (на греч.
 яз.). Д. С.
  В‚БЕР (Weber), Карл Мариа фон (18. XI. 1786, Эйтин,- 5.VI. 1826,
 Лондон) - немецкий композитор и дирижёр. Основоположник нем. романтич.
 оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и антрепренёра;
 мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и Г. И. Фоглера. С
 1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил при дворах в
 Карлс-руэ и Штутгарте (1806-10), концертировал в различных городах
 Германии; в 1813- 1816 В.- дирижёр оперного т-ра в Праге. С 1817 жил и
 работал в Дрездене; был руководителем и дирижёром Нем. оперы; выступал
 как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем. оперного иск-ва,
 дооивал-ся высокого художеств. уровня исполнения опер Моцарта, оперы
 "Фиделио" Бетховена и др. В то же время он пропагандировал лучшие
 образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее знакомство с
 ним оказали большое влияние на творчество В. Первая опера (зингшпиль)
 "Сила любви и вина" была им написана в возрасте 14 лет (рукопись не
 сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800,
 Фрейберг), "Петер Шмоль и его соседи" (1803, Аугсбург), "Рюбецаль"
 (1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной
 девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич. опера "Абу Гасан" (1811,
 Мюнхен). Значение этих опер было преходящим, но их отдельные черты
 предвосхищали зрелый оперный стиль композитора. В 20-е годы В. были
 созданы наиболее значительные оперы: "Вольный стрелок" ("Фрейшютц",
 либр. Ф. Кинда на осн. "Книги призраков" А. Апеля, 1821, т-р
 "Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта" (либр. Хельмины фон Хези, 1823,
 "Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д. Планше по поэме К. М.
 Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер, В. написал также
 музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809),
 "Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных и др.
 соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и меч" на стихи Т. Кернера
 (1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др.
  В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах
 его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с нар.
 песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее известна опера
 В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту и трактовке
 основных персонажей, насыщенная элементами мрачной фантастики, она
 вместе с тем содержит ярко выраженные реалистич. тенденции,
 проявляющиеся в жизненной правдивости нар.-бытовых сцен и отдельных
 образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы
 стали нар. песнями). Появление этого произв. ознаменовало начало
 активной борьбы за национально-самобытный нем. муз. театр. В опере
 использованы характерные черты нем. нац. жанра зингшпиля; композитором
 уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы был создан
 В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем. романтиков
 средневековый рыцарский сюжет. Неудачное либретто, отмеченное
 отвлечённым морализированием, идеализацией прошлого и нек-рыми чертами
 мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны:
 развитый мелодич. речитатив, последовательное применение принципа
 лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное творчество Шумана
 ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя опера
 В. "Оберон" отличается светлым колоритом и тонко передаёт поэзию
 природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в оперных
 увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы драматургии
 мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном
 иск-ве, а также в "Вильгельме Телле" Россини, "Роберте-дьяволе"
 Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность
 оперы В. определили новые требования к исполнителям и постановщикам.
 Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский
 замысел. Режиссёры нек-рых т-ров стремились к внешней помпезности
 спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже
 в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично протестовали
 передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера шла под
 назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал., так и рус. оперных
 трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую оценку со
 стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали
 певицы В. Шрёдер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг, певцы И. Тихачек, А.
 Ни-ман, Ф. Бец и др.
  Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe von G. Kaiser,
 Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка",
 1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из неоконченного романа, там же,
 1935, ј 7-8, 10.
  Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его
 смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве
 Вебера, "Советская музыка", 1936, ј 12; Ферма н В., Немецкая
 романтическая опера, там же, .ј 6; Л a Mapa,
 Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский П. И.,
 Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера в
 современной оперной музыке, "Русская музыкальная газета", 1913, ј 2,
 4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11;
 Weber M. M. von, Carl Maria von Weber. Ein Lebensbild, Bd 1-3,
 [Lpz.],1864-66;
  Reissmann A., Carl Maria von Weber. Sein Leben und seine Werke, B.,
 1886; S с h n о о r H., Weber auf dem Welttheater, 3 Aufl., Dresd..
 1943; M o se r H., Carl Maria von Weber, Lpz., 1955. Г. Кр.
  ВЕГА (Vea), Алонсо де ла (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1566) - испанский
 драматург. Последователь Лоне де Руэда (служил актёром в его труппе). В
 1566 были изданы три пьесы В. на итал. сюжеты: стихотворная трагедия
 "Серафина", стихотворная комедия "Толомеа" и комедия в прозе "Герцогиня
 де ла Роса" (последняя по новелле Банделло). Эклектич. совмещение
 традиций итал. ренессансной драмы и принципов нар. т-ра Лопе де Руэда,
 характеризующее драматургию В., помешало её распространению в репертуаре
 т-ров.
  Соч.: Tres comedias de Alonso de la Vega, con un prologo de М.
 Menendez-y-Pelayo, Dresd., 1905. H. T.
  ВЕГА (Vega), Вентура де ла (14.VII.1807-291 XI. 1865) - испанский
 поэт и драматург. В юности был участником подпольного революционного
 общества нумантинцев, в сер. 30-х гг. 19 в. перешёл на консервативные
 позиции. В 1831 начал драматургич. деятельность комедией "Завещание".
 Был воспитателем и личным секретарём королевы Изабеллы II. Лучшая пьеса
 В. - "Светский человек" (1845) - комедия, построенная на недоразумениях,
 возникающих в результате ложных подозрений супругов в измене. Будничные
 конфликты бурж. семьи являются также основой либретто сарсуэлы (род
 спектаклей, в к-рых пение и танцы чередовались со стихотворным диалогом)
 "Игра с огнём". В. написал историч. драму "Дон Фернандо де Антекера"
 (1847),классицистическую трагедию "Смерть Цезаря" (1863). Во многих
 своих произведениях В. придерживался правил классицизма, продолжавшего
 существовать в исп. драматургии наряду с романтизмом и бурж.-реалистич.
 направлением. В. известен также как переводчик произведений Скриба и др.
 франц. драматургов.
  Соч.: Obras escogidas, Madr., 1874.
  Лит.: L е s 1 i e J. К., Ventura de la Vega and the Spanish theatre.
 1820-1865, Princeton, 194". 3 /7
  ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio), Лопе Феликс де (25. XI. 1562, Мадрид, -
 27. VIII. 1635, там же) - испанский драматург. Основоположник исп. нац.
 драматургии. Родился в семье ремесленника-вышивальщика. Обучался в ун-те
 в Алькала-де-Эна-рес. В 1574-75 написал первую пьесу - "Истинный
 любовник". В 1588 за эпиграммы, высмеивающие директора т-ра X.
 Веласкеса, был изгнан из Мадрида и вступил добровольцем в "Непобедимую
 Армаду" - исп. военный флот, выступивший против Англии. После разгрома
 "Непобедимой Армады" (1588) жил в Валенсии и Толедо, занимаясь лит.
 деятельностью. В 1595 вернулся в Мадрид. Уже будучи широко известным
 писателем, служил в качестве секретаря и письмоводителя у герцогов
 Альба, де Ceca и др. титулованных лиц. В 1609 вступил в религиозное
 братство, в 1614 стал священником, а с 1624 возглавлял братство
 служителей инквизиции.Тем не менее осн. направление творчества писателя
 оставалось светским и гуманистическим. В 1625 совет Кастилии запретил
 печатать и ставить пьесы В. К. Этот запрет был отменён лишь за год до
 смерти писателя. В. К. писал преим. для народного публичного т-ра. Его
 пьесы встречали восторженное поклонение зрителей. Человек разносторонней
 и яркой одарённости, В. К. выступал в различных жанрах: писал поэмы,
 романсы, новеллы, но гл. сферу его деятельности составляла драматургия.
 В. К. написал до 2 200 пьес светского и религиозного содержания
 (сохранилось 426 его комедий и 48 одноактных пьес, т. н. аутос
 сакраменталес, связанных с торжеством причастия). В драматургии В. К.,
 как и в драматургии Шекспира и его плеяды в Англии, Корнеля и Расина во
 Франции, отразилось столкновение уходящего феодально-патриархального
 мира с абсолютистским государством и индивидуализмом и своекорыстием
 нарождающегося бурж. мира. В. К. был основоположником исп. нац. драмы.
 Он не только создал множество ярких и совершенных пьес, но и
 теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме "Новое искусство
 писать комедии в наше время" (1609). Отбрасывая канонич. правила
 классицизма, он утвердил глубоко новаторскую драматургию, основанную на
 требовании "правдоподобия" и адресованную народному зрителю. В. К. видел
 в драме зеркало жизни и полагал, чтодраматич. произведение должно
 включать и трагич. и комич. моменты. Особое значение В. К. придавал
 искусно построенной интриге, к-рая должна держать зрителя в напряжении
 до конца спектакля.
  Рисуя широко и многообразно события переломной эпохи, В. К. создавал
 свои пьесы, опираясь на исп. историч. хроники, нар. романсы, сочинения
 античных историков и произв. итал. новеллистов. Весь этот разнообразный
 материал он подчинял стоящим перед ним большим задачам. По широте охвата
 социальных явлений, психологич. глубине и поэтической силе драматургия
 В. К. занимает одно из первых мест в истории мировой драмы. В
 мировоззрении и творчестве В. К. отразились своеобразные черты исп.
 Возрождения. он не порывал до конца с религией и стремился примирить
 свободное развитие личности с патриархальными принципами.
  Убеждённый сторонник абсолютизма, В. К. в своих пьесах рисует борьбу
 королевской Испании против мавров и феодальной раздробленности. Он видит
 в королевской власти единственную силу, способную создать независимую
 централизованную Испанию. При этом В. К. считал, что королевская власть
 стоит над классами и является носительницей "абсолютной справедливости".
 Особое место среди драм В. К. занимают драмы народной героики,
 изображающие отношения трёх социальных сил старой Испании: народа,
 феодалов и королевской власти. Наиболее значительные из этих пьес:
 "Перибаньес и командор Оканьи" (соч. 1609-12), "Овечий источник"
 ("Фуэнте овехуна", соч. в 1612-13, изд. 1619), "Лучший алькальд-король"
 (изд. 1635). Показывая столкновение феодала и крестьянина, В. К. целиком
 стоит на стороне крестьянина, защищающего свою честь, достоинство и
 независимость от феодальных интриг и притеснений. Но в пьесах
 "Перибаньес и командор Оканьи" и "Лучший алькальд - король" королевская
 власть представлена выразительницей справедливости, защищающей
 крестьянина от притеснений феодала. С большим реализмом эта тема
 трактована в величайшей из драм В. К.- "Овечий источник", изображающей
 героич. народ, поднявшийся на защиту своей чести и достоинства. В этой
 драме представители королевской власти отдают приказ безжалостно пытать
 крестьян и, только убедившись в невозможности сломить их волю, отпускают
 жителей непокорной деревни на свободу. Мощный социальный пафос этих
 пьес, овеянные поэзией образы представителей народа делают драмы В. К.
 одной из вершин мировой драматургии.
  К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и
 правителях-тиранах". Наиболее значительная из них -
 "ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и
 развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными
 героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской
 власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию,
 показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На
 сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены
 пьесы "Умный в своём дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в
 своём углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и
 лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную
 жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем
 В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском
 развивающейся цивилизации.
  Пьесы В. К., посвящённые совр. ему жизни, включают "драмы чести",
 изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них
 "Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К.
 считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви
 мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он
 стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в
 борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима,
 Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617)
 посвящена России. Тема её - история Лжедимитрия и польской интервенции в
 России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. времён, В. К.
 рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не
 стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов
 того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К.
 раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение
 между угнетателями и угнетёнными. Его пьесы, не являясь подлинно
 историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы.
  Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии.
 Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич.
 содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные
 на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К.
 отчётливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения.
 В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к
 передовым идеям Возрождения, активно борющегося за своё счастье.
 Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь"
 (изд. 1618), "Хитроумная влюблённая" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская
 вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и
 "Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом
 борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей,
 приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего
 женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за своё счастье, за
 возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление
 отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает
 крайне напряжённый характер. Им приходится преодолевать не только
 внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна
 из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает
 борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии
 В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие
 принимают не только влюблённые герои - дворяне, но и их слуги,
 помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич.
 замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В
 комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь
 человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и
 одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор
 религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве.
  Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие
 души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии"
 ("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де
 сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские
 мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая -
 "Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя актёров, язычника,
 обратившегося в христианство.
  Драматургия В. К. имеет определённую структуру и устойчивые
 художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В.
 К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма).
 Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает,
 однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать
 сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг вперёд по
 сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в
 разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира,
 становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в
 патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его
 непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас
 Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века".
  Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против
 т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели
 борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов
 классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, далёкой
 от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к
 эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его
 младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в
 Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке.
 Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно
 много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в
 руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий
 источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан
 "Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под
 запретом.
  За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение
 составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В
 1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А.
 Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей
 тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как
 большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят
 цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В
 1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда

<< Пред.           стр. 135 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу