<< Пред. стр. 138 (из 913) След. >>
Бородая (Харьков, Екатерино-слав, Казань, Саратов). Вместе с мужем,артистом И. М. Шуваловым, В. активно содействовала улучшению репертуара
и повышению актёрской культуры рус. провинциального т-ра. Играя по
преимуществу в "высокой" трагедии и комедии, В. соединяла благородство
манеры, приподнятость исполнения с большой женственностью, изяществом и
лирич. проникновенностью. Роли: Дездемона, Офелия, Джульетта;-Корделия
("Король Лир"), Луиза ("Коварство и любовь"), Лиза, Софья ("Горе от
ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Миранд олина ("Хозяйка гостиницы"),
Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана), Гильда ("Строитель
Сольнес" Ибсена). Болезнь заставила В. покинуть сцену в 1916. После
Октябрьской революции работала на периферии в качестве режиссёра,
театрального педагога и руководителя красноармейской и рабочей
самодеятельности. Потеряв зрение, поселилась в Ленинградском доме
ветеранов сцены. Написала книгу воспоминаний, представляющую большой
историко-театральный интерес.
Соч.: Путь провинциальной актрисы, Л.-М.,1938. А /
ВЕЛИКАНОВ, Василий Васильевич [р. 13(25).IV. 1898] - русский
советский композитор. В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классам
И. Ми-клашевской (фп.) и В. Щербачёва (композиция,). С 1937 работает в
Алма-Ате (с 1951-преподаватель Алма-Атинской консерватории). Автор оперы
"Пленница" (1939), первого казах, нац. балета "Кал-каман и Мамыр" (по
казах, нар. легенде) (1938), оперы "Камбар и Назым" (1950) (пост. в Т-ре
оперы и балета, Алма-Ата), симф. и др. соч. В. принадлежит также музыка
к спектаклям т-ров Алма-Аты: "Сказка о правде" Алигер (1944), "Иван
Грозный" А. К. Толстого (1945), "Любовь Яровая" (1954) в русском т-ре;
"Амангельды" Т. Хусаинова (1944), "Скупой" Мольера (1954), "Легенда о
любви" Н. Хикмета (1955) и др. в казахском т-ре.
ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ - см. Дионисии.
"ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ" - историческая хроника в 5 д., 12 к. В. Соловьёва.
Соч. 1943/44. Пост. 30 мая 1945 в Ле-нингр. т-ре драмы им. Пушкина (реж.
Вивьен, худ. Дмитриев, комп. Щербачёв; Грозный - Черкасов, Вас.
ШуйскийЯнцат, Борис Годунов - Толубеев, царевич Фёдор - А. Борисов,
Чеонеп-Ян, Акакий-Воронов). 19 окт. того же года премьера "В. г."
состоялась в т-ре им. Вахтангова, Москва (реж. Захава, худ. Фаворский,
комп.- Сизов; Грозный- Толчанов, Вас. Шуйский - Н. Плотников, Борис
Годунов - Доронин, Чернец - Бубнов, Акакии - Горюнов, Мария Нагая -
Целиковская и др.). "В. г." пост.: Свердловский т-р (1945, реж. Брилль,
худ. Кузьмин; Грозный-Агуров, Вас. Шуйский - Заря, Чернец - Молчанов),
Т-р им. Руставели, Тбилиси (1945, реж. Васадзе, он же исполнитель роли
Вас. Шуйского, худ. Вирсаладзе, коми. Туския; Грозный-Х орава, Борис
Годунов-Давиташвили, Чернец-Чихладзе, Акакий- Лпдроникашвили, Ирина -
Лапачи); Куйбышевский т-р (1951, реж. А. Михайлов, худ. Роберг; Грозный
- В. Кузнецов, Вас. Шуйский - Шсбуев, Борис Годунов - Бурэ, Акакий - В.
Михайлов, Польский посол - Аренский), Чкалов-ский т-р (1951, реж.
Добротин; Грозный - Кулакове кий);
Сталинградский т-р (1953, реж. Шишигин; Грозный - Сини-цын, Агакий -
Акимов), Саратовский т-р (1955, реж. Бондарев, худ. Македонский; Грозный
- Колобаев, Вас. Шуйский - Василевский, Борис Годунов - Сальников);
Тамбовский т-р (1955, реж. Галицкой, Грозный- Марин).
И з д а н и я.-Первое изд. "В. г."-Великий государь. Трагедия в 5 д.,
12 к., М." 1944; из последующих изд.: Великий государь. Трагедия в 5 д.
11 к., в кн.: Современная драматургия, кн. 5, М., 1958.
Лит.: Материалы к. новым ньесам, вып. IV, М., 1944, с. 32-46; Театр.
сб., М., 1945. с. 23-27; Соловье в В., Великий государь, М., 1946.
ВЕЛИХАНЛЫ (наст. фам.- В ел их а но в), Ма-медали Гаджи Гейдар оглы
р. 2(14).III.1899] - азербайджанский советский актёр. Нар. арт. Азерб.
ССР (1949). Сценич. деятельность начал в 1911 в азерб. труппе "Сафа"
(Баку). С 1922 - актёр Т-ра им. Азизбекова (Баку). Одновременно учился в
Бакинском театр. техникуме (окончил в 1930). В.- яркий характерный
актёр, его игра отмечена искренностью, сочным юмором,
непосредственностью эмоций. В процессе исполнения ролей В. обогащает
созданные им образы новыми красками. Роли: Гаджи Гамбар ("Из-под дождя
да в ливень" Везирова), Везир ("Везир ленкоранского ханства" Ахундова),
Оджаккули ("Алмас" Джабарлы), Мирза Гаранфил .("Счастливцы" Рахмана),
Пикалов ("Любовь Яровая"), Эндрю, Автолик ("Двенадцатая ночь", "Зимняя
сказка" Шекспира). В. выступал также в муз. комедиях У. и 3.
Гаджибековых. Снимался в кинофильмах. Я. Кае.
В‚ЛИЧ, Люба (р. 10.VII. 1913) - болгарская артистка оперы (сопрано).
Пению обучалась сначала у Г. Златева-Черкина, затем в Венской муз.
академии (1935-38). Впервые выступила на оперной сцене в 1938 в Граце. С
1944 поёт в Венской опере, а также выступает в т-рах "Ковент-Гарден"
(Лондон) и "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. Большой талант В. как
драм. актрисы и певицы проявился в партии Саломеи (о. п. Р. Штрауса),
исполнявшейся ею на сценах мн. т-ров мира. Среди партий В.:
Лиза ("Пиковая дама"), Дездемона ("Отелло" Верди), Тоска; Манон
("Манон Леско" Пуччини), Енуфа ("Её падчерица" Яначка), донна Анна ("Дон
Жуан"), Нед-да ("Паяцы") и др. В с. Т.
ВЕЛЙЧКОВ, Константин (1855-30.XI.1907) - болгарский писатель и
обществ, деятель. Род. в Константинополе. Принимал участие в
любительских спектаклях. Автор историч. драмы "Невенка и Святослав"
(1872, по повести Ст. Захариева), проникнутой ге-роико-патриотич.
мотивами, идеями национально-ос-вободит. борьбы. Эту пьесу впервые
поставила при участии В. любительская труппа константинопольского лицея
на сцене т-ра "Османи". Написал также пьесы: "Отечество", "Виченцо и
Анжелина", "Ополченец" и др. Аг. М.
ВЕЛЛ‚СКУ, В е л е с к у (Vellescu), Штефан (1838- 14.X. 1899) -
румынский актёр, драматург, театр. педагог. В 1854 дебютировал на сцене
Нац. т-ра в Крайове. Выступал в т-рах Бухареста, снова - в Крайове,
затем в Яссах, в Большом т-ре в Бухаресте (ныне Нац. т-р). В 1867-69
учился в Парижской консерватории. Роли: Альмавива ("Женитьба Фигаро"),
Дон СезардеБазан(о. п. Дюмануараи д'Энне-ри), Эрнани(о. п. Гюго), Дон
Карлос; Бучок ("Староста Бучок" Урекилы) и др. В 1870 В. перестал
выступать как актёр, продолжая работать в Нац. т-ре в Кс-честве
режиссёра, затем - зам. директора. Активно участвовал в борьбе
прогрессивных писателей и ведущих актёров Нац. т-ра за утверждение
сценического реализма, выступал со статьями в печати, отстаивая
необходимость полноценного высокохудожественного репертуара. В. был
автором пьес "Страх", "Елена", "Бан Крайовы" и др., ставившихся на сцене
рум. т-ров в 60-80-х гг. 19 в. В течение 30 лет преподавал декламацию в
Бухарестской консерватории. Среди учеников В.-крупные деятели рум.
театра: Г. Манолеску, К. Ноттара, П. Ли-чиу, И. Брезяну, В. То-няну.
Лит:: Almanahal theat-rului rominesc, Buc., 1943, "Teatrul", Вис.,
1957, .No 5. Н. Р.
ВЕЛОФИГУРЙСТЫжанр циркового искусства, построенный на мастерском
владении велосипедом. Сюда входят: фигурная езда,связанная с техникой
балансирования, - исполнители принимают разнообразные позы, положения,
исполняют различные фигуры (езда на задних колёсах, перемена мест во
время езды, езда-танец и т. п.); эксцентрич. езда - сочетание фигурной
езды с демонстрацией различных комич. трюков на внешне необычных машинах
("одноколёски", маленькие велосипеды) в специальном комич. оформлении;
акробатич. езда - исполнение во время езды трюков индивидуальной и
групповой акробатики,мёртвая петля на велосипеде. Крупнейшие исполнители
за рубежом: семья Нуазет, Честер Дик, Ван Юй-хуа, в рус. и сов. цирке:
Баранские, Ефимовы, Польди, Александровы, Морено, Ваутины, Асмус,
Каминские, Романаускас и др.
В‚ЛТМАН (Veltman), Луи Жак (1817-1907) - голландский актёр. Сценич.
деятельность начал в Амстердаме, где выступал в голландском т-ре и в
труппе ван Лира. Был одним из крупных актёров-романтиков голландского
т-ра. Роли: Гейс-брехт ("Гейсбрехт ван Амстел" Бонд ела), Ричард III;
Мефистофель ("Фауст" Гёте), Торговец рабами ("Хижина дяди Тома" по
Бичер-Стоу) и др. А. Вис.
В‚ЛУМ-см. Веларий.
В‚ЛЬТЕР (урождённая -Середа), Надежда Львовна [р. 22.Х (3.XI).
1899]-русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР
(1936). В 1927 окончила консерваторию в Ростове-на-Дону (по классу пения
Н. Сперанского и Л. Образцова). В 1927-29 В.- солистка Гос. оперы в
Баку, в 1929-30- оперы Нар. дома в Ленинграде, в 1931-44 - Малого
оперного т-ра, с 1945 - Т-ра оперы и балета им. Кирова. Партии: Марина
Мнишек ("Борис Годунов"), Любаша ("Царская невеста"), Графиня ("Пиковая
дама"), Аксинья ("Тихий дон" Дзержинского), Ласочка ("Кола Брюньон"
Кабалевского), Дуэнья (о. п. Прокофьева), Минна ("Девушка с Запада"
Пуч-чини) и др. Одна из лучших партий В.- Кармен.
ВЕНА (Wien)-столица Австрии (16 l 6 тыс. жит., 1956), один из
крупнейших центров театр. и муз. жизни Европы. В древности на территории
В. находилось кельтское поселение, в 1 в.- римский укреплённый лагерь
Виндобона; здесь имели место муз. и танц. представления. В 13 в. в В.
показывались мистерии, организовывались маскарады и муз. празднества. В
16-17 вв. наиболее распространённый вид театр. зрелищ- выступления на
площадях и рынках странствующих трупп, главным действующим лицом к-рых
был Гансвурст. В этот период студенты разыгрывали в университетских
аудиториях "учёные комедии*. В 1502 были пост. комедии "Евнух" Терен-ция
и "Пьеса о горшке" Плавта. Учащиеся иезуитских коллегий исполняли
школьные драмы. При дворе ставились любительские оперные и балетные
спектакли.
Начиная с сер. 16 в. в В. гастролировали итал., а затем голл. и англ.
труппы. В 17 в. при австр. дворе особенной популярностью пользовались
оперные спектакли, обставлявшиеся с возможной пышностью. Для их
исполнения были построены театр. залы в Фаворите не (предместье В.), в
замке Аугартен. В 1639 арх.и худ. Дж. Бурначини построил в В.
трёхъярусный т-р с кулисной сценой; в 1665 его сын Л. О. Бурначини
построил т. н. Т-р на Кортине - деревянный трёхъярусный т-р (сгорел в
1699). Эти т-гы, где наряду с итал. операми шли оперы ттац.
композиторов, содержались за счёт двора. Более демократич. характер
имели муз. спектакли, дававшиеся в залах ряда венских гостиниц. В 1709 в
В. было построено здание "Юернтнертортеатра" (apx. А. Бедуцци), в к-ром
с 1712 выступала группа актёра и драматурга И. Страницкого создавшего
первый стационарный драм. т-р в Австрии, демократический по своей
направленности.
В 1741 был открыт (под названием "Королевский театр при дворце")
крупнейший драм. т-р в В.- "Бургтеатр", переименованный в 1776 в
"Придворный и национальный". Первым директором т-ра был актёр И. Ф.
Бокман. В 1781-S5 в "Бург-театрё)" работал выдающийся актёр Ф. Л.
Шредер. В 1778 организован Придворный нац. оперный т-р, открывшийся
оперой "Горнорабочие" И.Умлауфа.В конце 18 в. в предместьях В. возникали
многочисл. т-ры, развивавшие нар. демократич. традиции австр. театр.
иск-ва. Среди них наиболее значительным был "Леопольдштадттеатр" здание
к-рого построено в 1781 в предместье Леопольда. В этом предместье
работала (с 1774) драм. труппа И. Курца-преемника Страшщкого, перешедшая
сюда из "Кернтнертортеатра". Из странствовавших трупп в это время
выделялась театр. труппа К. Маринел-ли, в к-рую входил актёр К. Ларош,
создавший образ Кашперле. В 1781 эта труппа получила право выступать в
"Леопольд-штадттеатре". К числу старейших т-ров в предместьях В.
относится "Йозефштадттегртр" здание к-рого построено в 1788
(перестраивалось в 1822 и 1854). В этом т-ре шли драм. и муз. спектакли.
В 1787 открыт антрепренёром и либреттистом Э. Шиканедером
"Видснертеатр", в к-ром 30 сент. 1791 состоялось первое представление
оперы "Волшебная флейта" Моцарта. В 1801 здание т-ра было перестроено, а
сам т-р получил название "Т-р ан дер Вин". Здесь 20 ноября 180 5
показана премьера оперы "Фиделио" Бетховена. До 70-х гг. это был оперный
т-р, впоследствии стал одним из известных в Европе т-ров оперетты.
Оперные спектакли в В. в конце 18 - 1-й пол. 19 в. ставил придворный
т-р, с 1763 работавший в здании "Кернтпертортеатра", восстановленном
после пожара 1761. Здесь шли преим. оперы итал. композиторов - Дж.
Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Значительным событием в жизни т-ра
явилась пост. 30 мая 1814 новой редакции "Фиделио". В 1870
"Кернтнертортеатр" прекратил свою деятельность, здание было продано на
слом. 25 мая 1869 оперой "Дон Жуан" Моцарта начал работу новый
придворный оперньй т-р (apx. Э. ван дер Нюлль и А. Зиккард фон
Зиккардсбург). В 1-й пол. 19 в. "Бургтеатр" возглавлял крупный деятель
австр. театра И. Шрейфогель и австро-нем. актриса С. Шредер. В 1824 в "
Бургтеатре" пост. драма "Праматерь" - первая пьеса Ф. Грильпарцера,
крупнейшего нац. драматурга Австрии, творчество к-рого тесно связано с
В. В 1849-67 во главе труппы стоял Г. Лаубе, способствовавший углублению
реалистич. традиций т-ра, привлёкший артистов:
А. Зоннснталя, И. Лсвинского, Ш. Вольтер и др. Во 2-й пол. 19 в. во
главе т-ра стояли Ф. Дингелыптсдт, П. Шлентер, А. Хей-не и др.
Для "Леополыцптадттеатра" в 19 в. писали произведения драматурги А.
Бёйерле, А. Глейх, К. Мсйсль. Здесь работали крупнейшие венские
драматурги и актёры Ф. Раймунд (с 1817) и И. Н. Нестрой (с 1831). В
186-47 здание т-ра было перестроено (apx. Э. ван дер Нюлль и А. Зиккард
фон Зиккардсбург) и получгшо название "Карлстеатра". В 1888 "Бургтеатр"
стал работать в новом здании (проект apx. Г. Земпера и К. Хазенауэра).
Крупнейшим актёром "Бургтеатра" на рубеже 19 и 20 вв. был И. Кпйпц.
К 1897-1907 относится расцвет деятельности венского оперного т-ра,
руководимого композитором и дирижёром Г. Малером. В 1918 Венская опера
была переименована в Венскую Государственную оперу. В 20-е гг. 20 в.
одним из значит, т-ров был "Йозефштадттеатр", руководимый M.
Рсйнхардтом. С 1933 "Бургтеатр" имеет филиал - "Академитеатр".
В период "аншлюсса" - фашистской оккупации Австрии - т-ры В.
находились в творческом застое, большинство выдающихся театр. деятелей
В. эмигрировало. В 1945 здания "Бург-театра" и Гос. оперы были разрушены
при бомбардировке города и восстановлены лишь в 1955. После 2-й мировой
войны в В. работало св. 12 т-ров. Среди наиболее значительных т-ров В.,
кроме "Бургтеатра" и Гос. оперы,-"Фольксопер","фолькс-театр". Важное
место в театр. жични В. занимают"Йозефштадт-театр" (имеет
филиалы-"Каммершпиле" и сцена в "Коннцерт-хаузе"). В* 1948-56 в В.
работал прогрессивный т-р "Скала". В В. имеются варьете, театры-кабаре,
цирк, многочисл. "кел-лертеатры" ("подвальные т-ры"). При ун-те работает
Ин-т театроведения. В 1956 Ин-тпоовёл Междунар. театр. выставку в В., в
к-рой принимал участие Советский Союз. Подготовка кадров актёров и
режиссеров ведётся на семинаре М. Рейн-хардта в венской Академии музыки
и изобразит, искусства.
Лит.: Die Theater Wien's, Bd 1-4, W., 1894-1909 (Bd l- W e i l e n
A., Geschichte des Wiener Theaterwesens von den altesten Zeiten bis zu
den Anfangen des Hoftheaters, W., 1899;
Bd2 - Teuber 0., Das K. k. Hofburtheater seit seiner Begrundung, W.,
1896; Bd3- Bayer J., Das neue K. k. Hofburgtheater als Bauwerk, W.,
1894; Bd 4 - W a l l a s-chek R., Das K. k. Hofoperntheater, W., 1909).
ВЕНАДЗЕ (наст. фам.- И н а ш в ил и), Григорий Иович (р. 25. I
(7.11). 1896]- грузинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт.
Груз. ССР (1943). Член КПСС с 1939. С 1913 участвовал в любительских
спектаклях и хоре Нар. дома в Тбилиси. В 1924 окончил Тбилисскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси в 1925. С
этого же года В.- артист Т-ра оперы и балета в Тбилиси. Партии: Мурман,
Киазо, Инкубус ("Абесалом и Эте-ри", ."Даиси", "Латавра" Палиашвили),
Абдул Араб
("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Гоча ("Дареджан Коварная"
М. Баланчивадзе), Демон, Онегин, Риголетто; Тельрамунд ("Лоэнгрин") и
др. В 1941 В. оставил сцену. С 1954 - директор Тбилисского гос. цирка.
Т. И.
ВЕНГЕРКО (Wegierko), Алексан дер (17.VII.1893 - февраль 1942) -
польский актёр и режиссёр. Обучался актёрскому мастерству в варшавской
школе прикладных иск-в. В 1912 впервые выступил на сцене т-ра в Вильно;
затем играл в различных т-рах Варшавы, Кракова, Лодзи, выступал с
польской труппой в России (Петербург, Рига). С 1923 работал как актёр и
режиссёр в "Т-ре Польски" в Варшаве, затем в Национальном т-ре. Играл
роли Гамлета, Фигаро и др. Пост. спектакли: "Пигмалион" Шоу, "Живая
маска" Пиранделло и др. С 1940 руководил Гос. польским т-ром (в
Белостоке), труппа к-рого состояла из варшавских актёров, преим.
учеников В. Здесь В. пост. "Панну Маличевскую" Запольской,
"Оптимистическую трагедию", "Коварство и любовь", "Женитьбу Фигаро",
"Пигмалион", выступил в ролях Фигаро и Хиггинса. Спектакли, пост. В.,
характеризовались чёткостью режиссёрского решения, тонкой психоло-гич.
разработкой образов, оригинальностью, лаконизмом внешней формы, тонким
пониманием стиля автора. В работе с актёрами В. был убеждённым
последователем К. С. Станиславского. В начале Отечеств. войны был
арестован нем. фашистами и погиб. Имя В. носит драматич. т-р в
Белостоке.
Лит.: Lorentowicz J., Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz.,
1938, c. XLIX-L. Г.Ш.
ВЕНГЕРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие В. д. тесно связано с многовековой
нац.-освободит, борьбой венг. народа. Римско-католич. церковь,
насаждавшая религ. драму на чуждом народу латинском яз., задержала
формирование нац. культуры. Первые сохранившиеся лит. памятники В. д.
относятся к нач. 16 в., когда Венгрия после поражения в войне с турками
при Мохаче (1526) утратила свою независимость. Первыми драматургами в 16
в. были протестантские священники М. Стараи, Г. Хель-таи и др., писавшие
т. н. диспутные драмы, в к-рых содержалась острая критика феодализма.
Первый крупный драматург - П. Борнемисса, переложивший в 1558 на венг.
яз. "Электру" Софокла. Борнемисса придал античной трагедии венг.
колорит, заострил патриотич. направленность пьесы. В его "Электре" нашло
выражение единство поэзии и драмы, характеризовавшее впоследствии В. д.
Чертами народности была отмечена "Комедия о предательстве Меньхарта
Балашши" (1569) неизв. автора, в к-рой обличались историч. лица - алчный
феодал Балашши и ханжа-епископ Олах. В 1589 поэт Б. Балашши написал
"Венгерскую комедию" -первую венг. пьесу, построенную на любовной
интриге. Среди произв. пасторального жанра, созданных в 16 в.,выделяется
комедия "Креду-лус и Юлия" Балашши. В 17 в. был написан ряд комич.
интермедий и моралите ("Комико-трагедия" и др.). Бурно развивалась
возникшая в 16 в. школьная иезуитская и протестантская драма на венг.
языке, начало к-рой положила "Теофания" Л. Сегеди (1575). В 18 в. особое
развитие получил школьный т-р ордена пиаристов, являвшийся как бы
переходной ступенью от религиозной драмы к светской. Наиболее известный
автор школьных драм-К. Шимаи, писавший мещанские драмы ("Игазхази",
1790, и Др.). Антифеод. и антиклерикальные настроения венг. демократич.
кругов во 2-й пол. 18 в. нашли отражение в анонимном фарсе-интермедии
"Женитьба Михая Кочонья", пост. на школьной сцене и сатирически
рисовавшем картину нравов того времени.
История В. д. позднего Просвещения делится на два этапа: 70-90-е гг.
18 в. и с 90-х гг. до нач. 19 в.
Идейным вождём в первый перцод выступил основоположник новой венг.
лит-ры Д. Бегигиеньеа, к-рый в историч. трагедиях - "Трагедия Агиса"
(1772), "Трагедия Ласло Хуньяди" (1772) и "Трагедия Атиллы и Буды"
(1787) создал образы идеальных граждан, приносящих в жертву родине свои
чувства и жизнь. Эти трагедии, написанные по правилам классицизма,
отличались риторикой, описания в них преобладали над действием.
Недостатки драматургич. формы Беш-шеньеи преодолел в комедии "Философ"
(1777), в к-рой драматург показал отчуждённость крупного дворянства от
жизни народа, стремился к действенному развитию сюжета, создал
колоритные образы. Эта комедия была одной из первых венг. пьес,