<< Пред.           стр. 14 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 т-р разделился на драм. и оперную труппы; последняя объединилась с
 работавшей в Баку рус. оперной труппой. Спектакли т-ра шли на азерб. и
 рус. яз. В этот коллектив вошли лучшие мастера азерб. муз. т-ра: певцы -
 Бюль-Бюль (Мамедов),
  Г. К. Сарабский, Г. Гаджибабабеков, М. Т. Багиров, М. X. Терегулов,
 певицы-Ш. Мамедова, С. Гаджи-ева, Ф. Мухтарова, X. и .С. Каджар, А.
 Рзаева и др. В театре выросли молодые азерб. оперные певцы, дирижёры,
 режиссёры, театр. художники. Используя опыт рус. коллектива, ставившего
 произв. рус. и зап.-европ. классиков, азерб. оперная труппа
 совершенствовала сценич. и вок. мастерство. В 1930 т-ру присвоено имя
 выдающегося драматурга М. Ф. Ахундова. В 30-е гг. т-р осуществил пост.
 опер "Северный ветер" Книппера (1931), "Шахсенем" Гли-эра (1934),
 "Нергиз" Магомаева (1935), "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "Кёр-оглы"
 У. Гаджибекова (1937), "Броненосец Потёмкин" Чишко (1939), балета
 "Девичья башня" Бадалбейли (1940) и др. Значит. место в репертуаре т-ра
 занимает рус. и зап.-европ. оперная и балетная классика ("Иван Сусанин",
 "Пиковая дама", "Спящая красавица", "Аида", "Отел-ло" и др.). В годы
 Великой Отечественной войны т-р осуществил ряд постановок опер азерб.
 композиторов - "Вэтэн" ("Родина") Караева и Гаджиева (Ст. пр. 1946),
 "Хосров и Ширин" Ниязи. В спектаклях принимало участие новое поколение
 деятелей азерб. муз. т-ра: певцы - А. Буниятзаде, А. Садыхов, X.
 Ахвердов, Я. Рзаев, Г. Гусейнов, певицы - Г. Ис-кендерова, А. Рзаева, С.
 Мустафаева, Э. Ахундова, Г. Гасанова, балерина Г. Алмасзаде,
 дирижёры-Ниязи, А. Гасанов, А. Бадалбейли, режиссёры - И. Ида-ятзаде, А.
 Искендеров, С. Дадашевидр. В 40-50-х гг. т-ром пост. оперы: "Низами"
 Бадалбейли, "Севиль" Амирова, "Азад" Джангирова, "Асли и Керем" У.
 Гаджибекова, "Даиси" Палиашвили, "Ануш" Тиграняна, "Алеко" Рахманинова;
 балеты "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1950, Ст. пр. 1952), "Семь красавиц"
 Караева, "Золотой ключик" Зейдмана, "Лауренсия" и др. В труппе театра
 (1960); нар. артисты СССР - певцы Бюль-Бюль (Мамедов), Р. Бейбутов,
 певица ТО. Мамедова, дирижёр Ниязи; нар. арт. Азерб. ССР - гл. реж. М.
 А. Мамедое, певцы И. А галаров, М.Багиров, А. Б. Бу-ниятзаде, Г.
 Гаджибабабеков, А. А. Садыков, певицы Му-стафаева, Мухтарова, Рзаева;
 балерины Г. Алмасзаде, Л. Векилова, дирижёр К. Абдуллаев и др. К. Кае.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  Сезон 1924-25. "Лейли и Меджнун" У. Гаджибековь (Туганов), "Шах
 Исмаил" Магомаева (Туганов), "Польский бал" на муз. Глинки.
  1925. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Асли и Керем" У. Гаджибекова
 (Борисенко), "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Коппелия" (Говорков).
  1927. "Лебединое озеро* (Геворков).
  1928. "Красный мак' (ныне "Красный цветок") (Геворков),
  1929.'"Шах Исмаил" Магомаева (Шарпфов), "Эсмеральда". Сезон 1930-31.
 Сцена дуэли из оперы "Евгений Онегин".
  1931. "Асли и Керем" У. Гаджибекова (Боголюбов), "Ашик Гариб" 3.
 Гаджибекова, "Шах Исмаил" Магомаева, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова.
  1932. "Красный мак".
  1933. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Карманьола" Фе-мелиди (Вирский и
 Болотов).
  1934. "Шахсенем" Глиэра (Просторов), "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова
 (Дадашев), "Шах Исмаил" Магомаева, "Красный мак" (Кананович), "Дон
 Кихот" (Кананович).
  1935. "Нергиз" Магомаева (Туганов), "Бахчисарайский фонтан"
 (Арбатов), "Лебединое озеро" (Болотов и Вирский), Корсар" Адана (Вирский
 и Болотов).
  1936. "Шахсенем" Глиэра (Агсабадзе), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова,
 "Красный мак" (Арбатов), "Лебединое озеро".
  1937. "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (Идаятзаде), "Шахсенем" Глиэра
 (Искендеров).
  1938. "Нергиз" Магомаева (Дадашев), "Аршин мал алан" (Идаятзаде),
 "Бахчисарайский фонтан".
  1939. "Сафа" ("Радость") Маиляна (Дадашев), "Эсмеральда" (Геворков и
 Вронский).
  1940. "Шах Исмаил" Магомаева, "Девичья башня" Бадалбейли (Идаятзаде,
 Геворков и Вронский), "Лебединое озеро",
  1941. "Ануш" Тиграняна (Идаятзаде), "Сигнал" Криш-туда м Вайнштейна,
 "Бахчисарайский фонтан"; "Арлекинада" Дряго.
  1942. "Гнев народный" Зейдмана и А. Бадалбейли, "Родина и фронт" У.
 Гаджибекова, "X ос ров и Ширин" Ниязи (Идаятзаде), "Аршин мал алан" У.
 Гаджибекова, "Красный мак".
  1948. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Кёр-оглы" У. Гаджибекова
 (Идаятзаде), "Севильский цирюльник" (Раппо-порт), "Раймонда".
  1944. "Хосров и Ширин" Ниязи.
  1945. "Вэтэн" ("Родина") Караева и Гаджиева (Идаят-еаде). "Лебединое
 озеро" (Геворков), "Дон Кихот" Ге-ворков).
  1946. "Кармен" (Идаятзаде).
  1947. "Хосров и Ширин" Ниязи, "Девичья башня" А. Ба-далбейли.
  194в. "Низами" А. Бадалбейли (Идаятзаде), "Нергиз" Магомаева
 (Идаятзаде), "Бахчисарайский фонтан" (Геворков).
  1949. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Щелкунчик" (Геворков).
  1950. "Гюльшен" С. Гаджибекова (Алмасзаде и Дадашев).
  1951. "Дурна" Рустамова.
  1952. "Семь красавиц" Караева (Гусев).
  1953. "Севиль" Амирова (Мамедов), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова
 (Дадашев).
  1954. "Красный цветок" (Алмасзаде).
  1955. "Севиль" Амирова (нов. ред.), "Спящая красавица" (Алмасзаде).
  1956. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (Дадашев), "Ануш" Тнграняна
 (Дадашев), "Даиси" Палиашвили (Ш. Бадалбейли), "Шах Исмаил" Магомаева,
 "Лауренсия" Крейна (Алмас-ааде).
  1957. "Азад" Джангирова (Мамедов), "Золотой ключик" Зейдмана
 (Алмасзаде).
  1958. "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова, "Гюльшен" С. Гаджибекова
 (Алмасзаде), "Девичья башня" А. Бадалбейли (Алмасзаде).
  1959. "Севиль" Амирова (Мамедов), "Семь красавиц" Караева (Гусев),
 "Арлекинада" Дриго (Алмасзаде).
  Лит.: Гаджибеков Уз., От "Лейли и Меджнун" до "Кёр-оглы", в сб.:
 Искусство азербайджанского народа, М.- Л., 1938; Мамедова Ш., Пути
 развития азербайджанского театра, М., 1931; Касимов К., Зарождение и
 развитие азербайджанского музыкального театра, в кн.:
  Искусство Азербайджана, т. III, Баку, 1950; Дадашев С., 50-летие
 Азерб. ордена Ленина театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Баку,
 1958 (на азерб. яз.).
  АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. М. ГОРЬКОГО - театр для детей
 в Баку. Имеет два сектора - русский (создан в 1928) и азербайджанский
 (открыт в 1930 на основе драм. кружка пионеров при бакинском клубе
 моряков). Среди основоположников театра: А. Д. Курбанов, М. А. Дадашев,
 Ю. Дадашев, 3. Алиева, Д. Искен-дерова, М. А. Ашумов, Г. К. Корнелли. В
 1936 т-ру было присвоено имя М. Горького. Вначале т-р ставил переводные
 пьесы репертуара ТЮЗов. Затем на его сцене появляются пост. азерб.
 драматургии:
  "На улицах" Джафарова и Мелик-Еганова (1932), "Нергиз" (1936), "Аяз"
 (1937), "Гызыл гуш" (1938) Сеидзаде, "Партизан Мамед" Искандерова и
 Рах-мана (1939), "Сейран" Атаева и Ахмедова (1939). Среди лучших пост.
 40-50-х гг.- "Вэтэн" (1943), "Мать" (1944), "Фитнэ" (1946), "Чернушка"
 ("Гарача гыз", 1948) А. Шайка, "Мелик Мамед" (1943), "Песня весны"
 ("Бахар негмесси") Аббасова (1949). Активно работая с авторами, т-р
 создал ряд спектаклей, отражающих жизнь школы, посв. актуальным вопросам
 современности, а также историч., сказочные и др. Т-р ставит классич.
 драматургию: "Ревизор" (1937);
  "Слуга двух господ" (1946); "Два Веронца" Шекспира (1956). Русский
 сектор пост. спектакли: "Твой дом", "Золотая медаль" (1947) Любимовой,
 "Павлик Морозов" Губарева (1953), "Как закалялась сталь" (1947).
 Спектакли "Анаджан" Азимзаде (1957) и "Сомбреро" Михалкова (1957)
 отмечены на Всесоюзном фестивале драм. т-ров в 1957. В 1959-60 пост.
 "Две жизни"
  Псмаилова, "Утро апреля" Азимзаде. В составе коллектива т-ра
 (1960)-нар. арт. Азерб. ССР А. Агаев, засл. арт. С. Меджидова, С.
 Алескеров, А. Атаев, Ю. Дадашев, Г. А. Садыгов, А. Т. Лежнев и др.
 Режиссёры - засл. деят. иск-в Азерб. ССР 3. Нейматов, К. Гасанов,
 режиссёры -А. С. Варшавский, У. Рафи-ли и др. Я. Кае.
  АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. А. АЛИЕВА - создан в 1945
 в Баку на базе существовавшего с 1923 бакинского театр. техникума. Имел
 3 факультета: актёрский, режиссёрский и театроведческий, с 1959 -
 актёрский и культпросветработы. Готовит кадры для т-ров Азербайджана,
 руководителей художеств. самодеятельности, домов культуры, клубов. Среди
 выпускников ин-та актёры - М. и С. Дадашевы, М. Джанизаде, А. Мамедов,
 режиссёры - Н. Рзаев, У. Рафили. В составе педагогов ин-та: проф. Р. И.
 Тахмасиб, нар. арт. СССР А. Искендеров, нар. арт. Азерб. ССР М. Мамедов,
 М. Ашумов и др. В 1954 ин-ту присвоено имя нар. арт. СССР М. А. Алиева.
 К. Кае,
  АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
  АЗ‚РСКАЯ, Елизавета Григорьевна Г29. 11(12.111). 1868-13.III. 1946] -
 русская артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог. Муз. образование
 получила в Киевском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва у К. Эверарди. В 1891
 была приглашена в Киевский оперный т-р. В 1892-94 совершенствовалась как
 певица в Милане (у Броджи) и в Париже (у Бертрами). В 1895-97 А.
 гастролировала по мн. городам России (Астрахань, Казань, Саратов, Нижний
 Новгород и др.). С 1897 пела в Большом т-ре (Москва). А. обладала
 сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. В репертуаре А.
 были ведущие партии в операх рус. и зап.-европ. композиторов - Весна
 ("Снегурочка"), Ольга, Графиня ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"),
 Кончаковна ("Князь Игорь"), Ортруда, Фрика ("Лоэн-грин", "Валькирия"
 Вагнера). А.- первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий
 Конча-ковны ("Князь Игорь"), Любавы ("Садко"), Лауры ("Каменный гость"
 Даргомыжского), Рафаэля ("Рафаэль" Аренского). Лучшая партия А.- Кармен.
 В 1918 А. оставила сцену.
  АЗЙЗОВА, Муккарам (р. 31. XII. 1913)-узбекская советская актриса.
 Нар. арт. Узб. ССР (1955). Член КПСС с 1946. Училась в Моск. студии при
 узб. Доме просвещения. В 1928-31-актриса Андижанского т-ра. С 1931
 работает в Наманганском узб. муз.-драм. т-ре как актриса и режиссёр.
 Обладая драматич. и вокальным дарованием, выступает в муз. и драм.
 спектаклях, преим. в лирико-драматич. ролях: Санобар ("Сердечные тайны"
 Рахманова), Хафиза ("Шёлковое сюзанэ" Каххара), Нурхон (о. п. Яшена),
 Гюльсара (о. п. Яшена и Мухамедова), Анна Андреевна ("Ревизор"),
 Смеральдина ("Слуга двух господ"), Джесси ("Русский вопрос"), Одарка
 ("Запорожец за Дунаем"). Выступает и как режиссёр: в 1936-38 пост.
 спектакли: "Фархад и Ширин" Яшена, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова,
 "Девушка с гор" С. Абдуллы и др. Е. Я.
  АЗИМЗАДЕ, АзимАсланоглы(24.1У. 1880-15.VI. 1943) - азербайджанский
 советский художник. Нар. художник Азерб. ССР (1927). Член КПСС с 1923.
 Сотрудничал в журнале "Молла Насреддин". В первой половине 20-х гг.
 оформлял спектакли в Бакинском Сатир-агиттеатре ("Колесо фортуны" С.
 Ахундова, "Саботажники" Ордубады) и азерб. драм. т-ре (ныне Т-р им.
 Азизбекова) - эскизы костюмов к пьесам "В 1905 году" Джабарлы (1922),
 "Шейх Са-нан" Г. Джавида. Творчество А. сыграло большую роль в развитии
 изобразительного иск-ва Азербайджана, в т. .ч. театр. живописи. К" Кае.
  АЗИМОВ, Вахаб (р. 1897)-узбекский советский театральный деятель,
 актёр и режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Вместе с Хамзой участвовал
 в организации Андижанского узб. т-ра (1919), где работал в качестве
 актёра, выступая преимущественно в пьесах Хамзы (Бай - "Отравленная
 жизнь", Курба-ши - "Ферганские трагедии" и др.). Впоследствии играл
 роли: Мадазим, Баймат ("Два коммуниста", "Сожжем" Яшена), Салих-бай
 ("Бай и батрак" Хамзы), Маджитдин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова),
 Земляника ("Ревизор"), Предукома ("Шторм"), Мак-ферсон ("Русский
 вопрос"). С 1927 выступает и как режиссёр, пост. спектакли: "Бай и
 батрак" (1940);
  "Тахир и Зухра" С. Абдуллы (1941) и др. Один из организаторов узб.
 т-ров в Намангане (1931), Оше (4932), уйгурских т-ров в Андижане (1934)
 и Казахстане (1935), Ташкентского узб. т-ра муз. драмы и комедии им.
 Мукими (1939). В. Д.
  АЗИМОВА, Азиза (р. 1915) - таджикская советская артистка балета,
 балетмейстер. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1941. В 1930
 вступила в труппу передвижного рабочего т-ра в Ташкенте, с 1932 -
 актриса Таджикского драм. т-ра в Сталин-абаде (ныне Т-р им. Лахути).
 Играла роли Раано (о. п. Саидмурадова), Адельмы ("Принцесса Турандот"
 Гоцци) и др. С 1937 становится танцовщицей Тадж. муз. т-ра в Сталинабаде
 (ныне Т-р оперы и балета им. Айни). Исполняла нац. танцы в муз.-драм. и
 оперных спектаклях. Лирич. дарование А. выявилось в партии Нозгуль в
 первом тадж. балете "Две розы" Ленского. В классич. балетах исполняла
 партии: Лизы ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Марии
 ("Бахчисарайский фонтан"). В 1950 окончила балетмейстерское отделение
 ГИТИСа и осуществила в Т-ре им. Айни пост. балетов "Красный цветок"
 (1951); "Доктор Айболит" Морозова (1952). Является также главным
 балетмейстером Тадж. гос. филармонии. Н. Н.
  АЗМАЙПАРАШВЙЛИ, Шалва Ильич [25.XII.1902 (7.1.1903)-17. V. 1957J -
 грузинский советский дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР
 (1941). Член КПСС с 1940. Деп.Верх. Совета Груз. ССР 1-3-го созывов.
 Окончил Тбилисскую консерваторию по классам композиции и дирижирования
 (1930) и аспирантуру по классу дирижирования (1933). С 1927 А. занимался
 педагогич. деятельностью (с 1933 - в Тбилисской консерватории), выступал
 как дирижёр. С 1932 А.- дирижёр Тбилисского т-ра оперы и балета. Под
 руководством А. были пост. оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1938),
 "Броненосец Потёмкин" Чишко (1938), "Депутат" Ш. Тактакишвили (1940),
 "Ладо Кец-ховели" Киладзе, "Родина" Туския (1941), "Сказание о Тариэле"
 Мшвелидзе (1946, Ст. пр. 1947) и др. А.--автор оперы "Хевисбери Гоча"
 (1951), муз. комедий "Желанный жених" (1957), "Иные нынче времена"
 (1952, Груз. т-р муз. комедии, Тбилиси), симф. и др. произв. В своём
 творчестве А. опирался на груз. городской муз. фольклор. Н. Э.
  АЗМАРИ - народные певцы в Эфиопии. Слагают патриотич. песни и песни
 бытового характера. Острые шутки и реплики А. получили распространение в
 народе. А. выступают обычно втроем (двое мужчин и одна женщина),
 принимают участие в свадьбах, торжеств. праздниках и т. д. Песни А.
 имеют большое значение в формировании муз. репертуара эфиопского
 национального т-ра. " В. Дан.
  АЗНЙВ РАЧЬЯ - см. Рачья Азнив.
  "АИДА" ("Aida") - опера Дж. Верди, либр. А. Гис-ланцони по сценарию
 О. Ф. Мариета. Пост. 24 декабря 1871, Каир (Амнерис - Гросси, Аида -
 Поццони, Радамес - Монд-жини, Амонасро - Штеллер, Рамфис - Медини.
 Дирижёр Беттезини).
  В России впервые пост. итал. труппой 19 ноября 1875, Петербург (Аида
 - Штольц, Амнерис - Кари, Радамес -
  Николини, Амонасро - Котоньи, Рамфис - Каппони, Фараон - Строцци).
 Впервые на рус. яз.-1 апр. 1877, Ма-риинский т-р, Петербург (Аида -
 Меньшикова, Амнерис - Каменская, Радамес-Орлов,- Амонасро-Корсов, Рамфис
 - Стравинский, Фараон - Палечек). Среди выдающихся рус. исполнителей
 "А.": Павловская, Фигнер, Дейша-Сиониц-кая - Аида, Славина, Лавровская -
 Амнерис, Мельников, Тартаков - Амонасро, Ершов, Фигнер, Ал-чевский -
 Радамес.
  На сов. сцене поставлена впервые 6 окт. 1922. Большой т-р (Аида -
 Держинская, Амнерис - Обухова. Радамес - Евлахов, Амонасро - Савранский,
 Рамфис - Осипов. Дирижёр Сук, реж. Лосский, худ. Федоровский), 23 дек.
 1922 - Гос. т-р оперы и балета, Петроград (диршкёр Купер, реж. Лосский).
 Новая пост.- Большой т-р (1951; Аида - Покровская, Амнерис - Давыдова,
 Радамес - Ханаев, Рамфис - Петров, Амонасро - Лисициан, Фараон -
 Соловьёв, Жрица - Иванова; дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ.
 Старженецкая, хормейстер Шорин, балетм. Захаров). "А." пост. также в
 оперных т-рах Харькова (1938), Алма-Аты (1939), Еревана (1941)" Риги
 (1953), Сталинабада (1954), Фрунзе (1960).
  И з д а н и я.- Партитура, Milano, Gr. Ricordi Cie [1913], рус. изд.
 клавира, перевод Г. Лишина и Г. Олизора, М., Юр-генсон, [1896].
  Лит.: Соловцова Л., "Аида" Джузеппе Верди, М., 1954 (Путеводители по
 западноевропейской музыке). Д\ Fp.
  "АИСТ‚НОК" ("Д ружные сердца")- балет для детей Д. Л..Клебапова,
 либр. М. Я. Пинчевского (о безрадостном детстве мальчика-негра и
 счастливой жизни советской детворы). Пост. 6 июня 1937, Большой т-р
 (Аистёнок - Ванкэ, Страус - Варламова, Петух- Левашёв, Горилла -
 Кондра-тов, Кошечка - Плисецкая, Пёс - Авалиани, Негритёнок - Швачкин;
 балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дирижёр Файер, худ. Зимин,
 Макаров, Дьякова). Новая редакция - "Дружные сердца", пост. 21 ноября
 1948, тот же т-р (Аистёнок - Волкова, Оля - Стручкова, Петух - Швачкин,
 Боря - Гербер, Кошечка - Орловская, Пёс - Цар-ман, Страус - Варламов;
 балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дирижёр Файер, худ. Зимин). Д,
 JJ.
  АЙВАЗЯН, Артемий Сергеевич [р. 12 (25). VI. 1902]-армянский советский
 композитор, виолончелист и дирижёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939).
 Член КПСС с 1955. Окончил консерваторию в Тбилиси по классу виолончели
 (1923), консерваторию (1932) и Школу высшего мастерства (1935) в Москве.
 В 1923 брал уроки композиции у А. Спендиарова в Ереване. В 1938-42
 А.-худ. рук. Гос. эстрадного оркестра Арм. ССР, в 1943-45-директор и
 худ. рук. т-ра Музкомедии в Ереване. Автор оперы "Тапарни-кос" (1938,
 Театр оперы и балета им. Спендиарова), оперетт "Ашуг Мурад" (1944),
 "Счастливый день"
  (1945), "Кадж Назар" (1946), "Восточный дантист"
  (1946) по А. Пароняну, "Старая болезнь" (1953) (пост. в Ереване),
 камерно-инструмент., вокальных и др. соч. Я. Г р.
  АЙДАРОВ (наст. фам.- Вишневский), Сергей Васильевич (1867-16. Vili.
 1938) - русский советский актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
 окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том же
 году был принят в 'труппу моек. Малого т-ра, на сцене к-рого выступал до
 конца жизни. Большое значение для А. имела его работа в Новом т-ре
 (молодёжный филиал Малого т-ра) под рук. А. П. Ленского. А. обладал
 большой культурой, творчество его было несколько рационалистично. Роли:
 Крутицкий, Вышневский, Берендей, Иван Грозный ("На всякого мудреца
 довольно простоты", "Доходное место", "Снегурочка", "Василиса
 Мелентьева" Островского), Шпекин ("Ревизор"), Юлий Цезарь (о. п.
 Шекспира), Аракчеев ("Аракчеевщина" Платона) и др. А. работал также как
 режиссёр. Пост. в Малом т-ре пьесы Островского "Василиса Мелентьева"
 (1914), "На бойком месте" (1915); "Перед зарёй" П. Гнедича (1910) и др.
 В 1925- 1930 возглавлял студию им. Ермоловой. Вёл педагогич. работу (с
 1904). В. Мае.
  АЙДАРОВ, Ситдик Ханифеевич (1895- 13.IX.1938)- татарский советский
 актёр, певец. Сценич. деятельность начал в 1912 в передвижной тат.
 труппе "Сай-яр". В период гражданской войны - участник фронтовых театр.
 бригад. С 1921 - артист Татарского показательного драм. т-ра в Казани
 (ныне Т-р им. Г. Камала). Обладая хорошим голосом, А. выступал в муз.
 спектаклях т-ра. Первый исполнитель ролей молодых лприч. героев. Роли:
 Халиль ("Галия-бану Файзп), Батыржан ("Наёмщик" Гиззата), Булат
 ("Голубая шаль" Тинчурина). Драматич. дарование А. раскрылось в ролях
 шахтёра Махмута ("В вороньем гнезде" Ш. Камала), Хлестакова, Фердинанда.

<< Пред.           стр. 14 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу