<< Пред. стр. 140 (из 913) След. >>
"Фиделио" (1816), "Севильский цирюльник" (1820) и др. оперы. В этотже период возникают первые венг. нац. муз.-драм. спектакли.
Непосредственными предшественниками нац. оперы были пьесы И.
Чоко-наи-Витеза, Биллишича (в т. ч. "Козлиное мясо", 1765) и др.
Первый венг. оперный спектакль - "Герцог Пикко и Ютка Пержи" И. Чуди
был поставлен в Буде (1793). Затем появились оперы нац. композиторов:
"Дьёрдь Черни" Г. Матраи (1812), "Выборы короля Матиаша" И. Хейниша и Д.
Арнольда (1832), "Аурелия" (1842) и "Хитрость" (1839) А. Бартаи,
"Искатели клада из Выше град а" М. Рожавёльдьи и др. Многие из них
ставились в Буде, Пеште и в др. городах силами любителей. Особый успех
имела опера И. Ружички "Бегство Белы", пост. в 1824-36 в Марошвашархее,
Пеште, Буде, Сабадке, Пече, Мишкольце, Сегеде, Темеш-варе,
Секешфехерваре, Дыоле, Кишмартоне, Сенте и Дебрецене. Успех первых венг.
опер объясняется стремлением их авторов к широкому использованию нац.
мотивов и элементов фольклора, в т. ч. нар. музыки стиля "вербункош". В
то же время оперы эти во многом следовали зап.-европейским оперным
образцам. . Начиная с 1837 центром муз. культуры страны становится
открытый в Будапеште Национальный театр. на сцене к-рого наряду с
драматическими ставятся и оперные спектакли. 2-я четверть 19 в.-период
бурного роста нац. тенденций в венг. муз. т-ре. Создателем венг. оперы
был композитор и дирижёр Ф. Эркелъ. В 1840 на сцене Нац. т-ра была пост.
его первая опера "Мария Батори", а вслед за ней остальные сочинения,
среди к-рых наибольшее значение имели "Ласло Хунья-ди" (1844), "Ванк-баш
(1861), "Король Иштван" (1885) и др. Венг, общественность с энтузиазмом
приняла ярко национальные, романтич. оперы Эр-келя, воспевавшие
патриотич. освободит, движение, отличавшиеся своеобразием муз. колорита
и мелодич. богатством. Наряду с операми Эркеля в репертуаре оперных
т-ров 2-й пол. 19 в. значит, место начинают занимать произв. М. Мошонъи,
К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Хубая, а
также трансильванских композиторов Ш. Брехта и К. Агхази. К концу 19 в.
широкую известность приобрёл также К. Голъдмарк.
Развитие венг. оперной школы способствовало выдвижению ряда
талантливых оперных артистов. Важную роль в развитии оперы и пропаганде
нац. муз. фольклора сыграла солистка Национального т-ра М. Базилидес.
Оперное иск-во начинает пользоваться всё большей популярностью в широких
массах венг. народа. В 1884 в Будапеште было открыто новое специально
построенное для оперы здание. В последующие десятилетия т-р успешно
развивается, становясь центром нац. муз. культуры. Однако как до
образования самостоят, венг. государства, так и в бурж. республике
оперный т-р не был нар. достоянием, не получал необходимой поддержки и
материальной помощи.
Крупнейшие представители венг. музыки 20 в. Б. Барток и 3. Кодай
внесли значит, вклад в развитие муз. т-ра и прежде всего оперы. Нар.
опера Кодай "Хари Янош", пост. в 1926 на сцене Оперного т-ра в
Будапеште, знаменовала собой новый этап в развитии муз. т-ра страны.
Важной вехой в истории т-ра была также пост. оперы Кодай "Секей-ская
прядильня" (1932) и оперы "Витязь Янош" П. Качо, написанной по мотивам
одноимённой поэмы Ш. Петёфи.
Установление в Венгрии нар. -демократич.строя явилось переломным
моментом в истории венг. оперы. Т-ры страны пользуются широкой
поддержкой социали-стич. гос-ва. На сценах т-ров ставятся классич. и
совр. оперы, лучшие произв. композиторов народной Венгрии, сов.
композиторов. Для работы Оперного т-ра в Будапеште - ведущего т-ра
страны, характерно сохранение и развитие лучших традиций реалистич.
оперного иск-ва.
Среди совр. венг. композиторов: Ф. Фаркаш (ко-мич. опера "Волшебный
шкаф"), П. Кадоша (комич. опера "Приключение в Хусте") и Е. Кенешшеи
(опера "Золото и женщина", пост. в Будапеште в 1934; сохраняется в
репертуаре т-ров). К композиторам молодого поколения принадлежат Д.
Рааки (опера "Платье короля Помаде"), Т. Польгар (опера "Сваты") и др. В
репертуаре т-ра сохраняются классич. оперы:
"Банк-бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодай, "Борис
Годунов", "Евгений Онегин", "Хованщина", "Князь Игорь", "Травиата",
"Севильский цирюльник" и др. Т-р воспитал плеяду талантливых
исполнителей: певцов - М. Се.кей, И. Палло, Т. Удварди, Д. Мелиш, Е.
Шиманди, О. Малецки, Л. Ямбор, Я. Фодор, Э. Рослер, Д. Лошонци, Р.
Илошфальви, И. Йовиц-ки; певиц - М. Дъюркобич, М. Тисаи, К. Паланкаи, Ю.
Орос, М. Матъяги, Ш. Генчи, Е. Халас, Ю. Ош-ват и др. Руководит т-ром
дирижёр Я. Ференчик; гл. реж. К. Надагиди; дирижёры В. Комор, М. Лу-кач,
А. Короди, режиссёр и художник Г. Олах, художники Т. Марк, 3. Фюлёп и
др. Т-р неоднократно гастролировал за рубежом, в т. ч. в СССР (в 1958).
Наряду с Оперным т-ром в Будапеште работают оперные т-ры в Сегеде и
Дебрецене. В репертуаре Сегедского нац. т-ра - оперы Моцарта, Пуччини,
Чайковского и др. Т-р обладает сильным коллективом исполнителей (певец
М. Сябо и певица Ш. Молъдован). Театр им. Чоконаи в Дебрецене имеет в
своём составе муз. и драм. труппы. Осуществил пост. опер и оперетт, в т.
ч. "Отелло", "Кармен", "Банк-бан" и др. В труппе т-ра певицы М. Варга,
Е. Балог, И. Ханкиш, певец М. Л отар. В ряде городов Венгрии, не имеющих
постоянных оперных т-ров, выступают передвижные оперные труппы. Широко
развита также сеть самодеятельных оперных коллективов.
Оперетта. Нар. муз. комедия зародилась в Венгрии как самостоят, жанр
в первые десятилетия 19 в., когда бродячие актёры стали включать в свои
программы своеобразные муз. представления, используя в них нар. песни и
танцы. Муз. спектакли "Ан-дял Банди" и "Зёльд Марци" повествовали о
борьбе за свободу. В 30-40-х гг. 19 в. возникает жанр т. н. "народной
пьесы", в к-рой также значит, место занимают музыка, пение и танцы. К
середине века этот жанр получает всё большее распространение.
Популярность его обусловливалась обращением авторов к сюжетам из жизни
простого народа, доступностью и нац. характером музыки. В открытых в
1861 в Буде, а в 1875 в Пеште "Народных театрах" ставились комедийные
представления с музыкой композиторов И. Сердахейи, К. Шимонфи и др. В
этом жанре выступали актёры Л. Блаха и И. Ти-мар. В 60-х гг. 19 в. в
репертуар начинают включаться оперетты, вытеснившие жанр "народных
пьес", пришедший к концу века в упадок. Отдельные элементы этого жанра
сохранились в оперетте. Первые венг. оперетты - "Сельский кантор" Аллага
(1862), оперетты И. Конти - одного из виднейших представителей этого
жанра, носили следы подражания франц. образцам. В конце 19 в. появляются
крупные композиторы, благодаря к-рым венг. оперетта получает мировое
признание,- Ф. Легар и И. Кальман. Их оперетты составили основу
репертуара многочисленных венгерских опереточных трупп, возникших в
конце 19 - нач. 20 вв. В 1925 в Будапеште был создан постоянный т-р
оперетты. В эти годы появилась большая группа венг. композиторов,
успешно работавших в жанре оперетты: Якоби, Сирмаи, Бутькаи, Хуска, для
творчества к-рых характерен интерес к нац. тематике и фольклору. Начало
обновления оперетты было положено композитором П. Качо в его комич.
опере "Витязь Янош", основанной на нар. мелодиях. Эта опера оказала
влияние на дальнейшее развитие жанра оперетты. Венг. композиторами
создан ряд оперет, в т. ч. "Чином Палко" Ф. Фаркаша, "Приключения в
Хусте" П. Кадоша, "Пёстрый телёнок" О. Винце, "Где-то на юге", "Отель
Палота" Т. Броди, "Золотая звезда" Секея, "Шпага и любовь",
"Государственный универмаг" Я. Керекеша, "Две любви" Феньеша,
"Селиштейские кумушки" И. Шаркёзи, "Три весны" Л. Лайта и Д. Келлера и
др. Все эти оперетты ставятся на сценах венг. т-ров. Т-р оперетты в
Будапеште с 1949 получил наименование Национального. Наряду с венг.
опереттами т-р ставит лучшие иностранные, в т. ч. советские, оперетты. С
1954 работает филиал театра, носящий имя Л. Блаха. Муз. комедии и
оперетты ставятся и в др. городах страны:
Дьёре (Т-р им. Кишфалуди), Пече (Национальный т-р), Сольноке (Т-р им.
Сиглигети) и др. В Венгрии сложилась актёрская школа жанра оперетты,
отличающаяся тонким чувством стиля, лёгкостью, непринуждённостью
перехода от буффонады и гротеска к лирич. и драматич. эпизодам, высоким
вокальным мастерством, прекрасным чувством ритма. Среди представителей
этой школы актёры: X. Хонти К. Латабар, К. Фвлеки, Р. Ратонъи, Э.
Партоги, М. Немет; режиссёры М. Синетар, Д. Секей и др. В провинциальных
т-рах работают: Я. Силл, К. Яношши (Дьёр), М. Та-кач, И. Ланг (Печ), Б.
Бенкё, М. Карачоньи (Соль-нок) и др. В 1948 при Высшей театральной школе
открыты отделение и студия для подготовки актёров оперетты. Л. М., В. И.
Балет. Профессиональное хореографич. иск-во возникает в Венгрии во
2-й пол овине 19 в. Ставились гл. обр. одноактные балеты и
дивертисменты; состав труппы балета не превышал 40-50 чел. Венг.
композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру.
В начале и особенно в 20-30-х гг. 20 в. выдвигается ряд талантливых
балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших основы
венг. нац. хореографии. Одним из первых выдающихся балетмейстеров
Венгрии был Р. Б'рада, поставивший балет "Священный факел" Донаньи(1934)
на сказочный сюжет и (совм. с А. Милошем) патриотич. балет "Куруцкая
сказка" на музыку 3. Кодай (1935). Позднее развёртывается деятельность
балетм. Харангозо. В 30-х гг. в венг. муз. т-ре формируется сильная
труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в репертуаре
господствуют постановки, носящие фор-малистич. характер и отличающиеся
экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью.
Бурное развитие венг. нац. балета началось после установления
народно-демократич. строя. В балетную труппу будапештского т-ра вошли
новые талантливые артисты, значит, помощь в подготовке к-рых оказали
советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при
Нац. т-ре, регулярно пополняет состав муз. т-ров страны. Больших успехов
добился балетный коллектив оперного т-ра, состав труппы увеличился до
120 чел. Если в первых пост. т-ра, осуществлённых после освобождения
страны, ещё сказывалось влияние модернизма ("Голубая рапсодия",
"Будапештский карнавал"), то в дальнейшем труппа следовала традициям
классич. хореографии, обогащая их элементами нац. муз. и танцевального
фольклора. К числу лучших пост. т-ра наряду с классическими относятся
первые нац. балеты, в т. ч. "Платочек" (1951) и "Песня о Бихари" (1954)
Е. Кенешшеи. В венг. т-рах идут также нац. балеты "Деревянный принц" и
"Чудесный мандарин" Бартока, "Лукавые солдаты" (Будапешт), "Ацис и
Галатея" Ф. Фаркаша (Сегед) и др. Среди артистов венг. балета: Г.
Лакатош, Ж. Куп, К. Ургаи, Д. Чинади, В. Фюлёп, Д. Фюлеки, Ф. Хаваш, Ю.
Аркош, Д. Роксин и др. Балетную труппу Национального театра возглавляет
балетм. Д. Харангозо.
Кукольный театр. В Венгрии в нар. обряды входили выступления
кукольников. Кукольные представления на ярмарках устраивали иностр., гл.
обр. нем. кукольники. Во 2-й пол. 19 в. пост. первые кукольные спектакли
на венг. яз. В 80-х гг. 19 в. постоянным героем кукольных представлений
стал Витез Ласло, сменивший нем. Касперле. Вскоре появился и другой
постоянный персонаж - Паприка Янчи (Иванушка-Перец).
В 1911 был организован первый т-р кукол, работавший до 1-й мировой
войны. В 1919-25 регулярные кукольные представления устраивал Г.
Блатнер. Начиная с этого времени предпринимался ряд попыток создать
постоянные т-ры кукол, однако эти т-ры существовали недолго. В 1947 в
Будапеште был основан т-р "Мешебарланг" ("Пещера сказок"), носящий с
1949 наименование "Венгерский государственный театр кукол". Этот т-р
ставит спектакли для детей и взрослых. В Венгрии широко развита сеть
самодеятельных кукольных коллективов, работой к-рых руководит Гос. ин-т
нар. иск-ва. А. Ф.
Цирк. Истоки венгерского цирка - в нар. театрализованных спортивных
играх (гл. обр. конных). Единственным стационарным цирком бурж. Венгрии
был Большой цирк в Будапеште. Существовало несколько мелких передвижных
частных цирков. В Будапеште преимущественно гастролировали иностр.
артисты.
После установления народно-демократич. власти началось развитие нац.
циркового иск-ва. В 1947 создан профсоюз венг. цирковых артистов. В 1949
цирки были национализированы. В 1950 создана школа циркового иск-ва. В
1954 - управление по делам цирков. Среди артистов венг. цирка Я. Гинае
(баланс на трапеции под куполом цирка), Шнейдер (акробаты на першах),
Виллам (жонглёр), Сегеди (дрессировщик львов). В 1958 артисты
венгерского цирка показывали свою программу в Москве. М. Зон.
Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bp., 1887; V
a li В., Magyar szineszet tortenete, Bp., 1887; Ferenczi Z.,A Kolozsvari
szineszet es szinhaz torte-nete, Kolozsvar, 1897; Deryne Szeppataki R.
Deryne naploja, kot.l-3,Bp., 1957; Jaszai Mari irasai, Bp., 1955;
Karpa-ti A., Szinhaz, Bp., 1959; H o rany i M., Eszterhazi v4?assasrok,
Bp., 1959; Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.: История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М.,
1957; Венгрия..., Будапзшт, [1960], с. 387-406 (Театр); H o rany i M.,
Das Esterhazysche Feenreich. Beitrag sur ungarlandischen
Theatergeschichte des 18. Jahrhunderts, Bp., 1959.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. И. МАДАЧА в Будапеште (Madach Szinhaz) -
драматический театр. История возникновения т-ра восходит к 1919, когда
был основан Т-р им. Мадача, открывшийся спектаклем "Завтра утром"
Каринти. После подавления Венгерской советской республики этот т-р был
закрыт (1920). В 1940 спектаклем "Птичка" Морица вновь открылся т-р,
носивший имя Мадача. Этот т-р, возглавляемый А. Пюнкёшти вплоть до
оккупации Венгрии фашистами (1944), получил известность как
прогрессивный, "левый" т-р, деятельность к-рого противостояла
официальному консервативному иск-ву. После освобождения Венгрии (1945)
этот т-р работал как учебный коллектив при Высшем театр. ин-те. В 1947
стал государственным. В 1949 был филиалом Нац. т-ра. С 1951 работает в
б. здании "Мадьяр синхаз" (построено в 1897, арх. А. Ланг). В репертуаре
т-ра лучшие произв. нац. классики и совр. венг. авторов: "Лилиомфи"
Сиглигети (1950), "Родственники" Морица (1951), "Сентябрь" Шаркади
(1955), "Медик" Броди (1959) и др. Значительными постановками явились:
"Фуэнтеовехуна" (1952), "Ромео и Джульетта" (1953), "Три сестры" (1954),
"Кремлёвские куранты" (1955),"Рюи Блаз" Гюго (1956), "Мамаша Кураж и её
дети" Брехта (1958).
Театр имеет филиал, в котором пост.: "Нора" (1954); "Неаполь - город
миллионеров" де Филиппе (1957), "Безымянная звезда" Себастьяна (1958),
"Третий звонок" Юрандота (1959) и др. В труппе т-ра (1960): реж. О.
Адам, Б. Бот; актёры Т. У рай, М. Ладани, 3. Грегуш, М. Габор, К.
Тольнаи, Е. Ваш, 3. Башилидеш и др. А. Гер.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЙОКАИ в Будапеште (Jokai Szinhaz). Возник в 1949
как "Т-р пионеров", ставивший спектакли для детей. В т-ре были
осуществлены пост. спектаклей: "Тайное звено" Харша, "Хижина дяди Тома"
по Бичер-Стоу, "Красный галстук" Михалкова, "Город мастеров" Габбе,
"Зоя" Алигер и др. В 1952 т-р объединился с "Т-ром молодёжи", а с 1956
работает самостоятельно под названием Т-ра им. Йокаи, ставит спектакли
для взрослых. Среди лучших постановок: "Учительница" Броди (1956),
"Буря" Добози (1957).
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. ПЕТ‚ФИ в Б уд а n e ш т е. В своём возникновении
т-р связан с "Т-ром молодёжи" (осн. в 1949), поставившим спектакли:
"Будь добрым до смерти" Морица, "Сыновья человека с каменным сердцем"
Йокаи, "Парень из нашего города" Симонова, "Педагогическая поэма" по
Макаренко, "Как закалялась сталь" по Н. Островскому. В 1952 этот т-р
объединился с "Театром пионеров"; в 1956 вновь образовались две труппы,
одна из к-рых и получила наименование Т-ра им. Петёфи. Среди наиболее
значительных постановок этого т-ра: "Мальчишки с улицы Пал" Мольнара,
"Оптимистическая трагедия" Вишневского.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР НАРОДНОЙ АРМИИ в Будапешта - один из ведущих т-ров
Венгрии. Создан на основе "Т-ра шахтёров", организованного в 1948.
Открылся 21 дек. 1951 спектаклем "Ференц Ракоци II" Сиглигети. Среди
пост. т-ра: "День гнева" Шандора (1952), "Люди из Пешта" Мештерхази
(1958), "Лес" (1957), "Плоды просвещения" (1953), "Чайка" (1956),
"Разлом" (1953); "Одна" Алёшина (1959) и др. Т-р работает в здании,
являющемся одним из лучших в Будапеште по технич. оснащённости. С 1960
т-р называется "Вигсинхаз". В труппе т-ра (1960) актёры И. Шомло, Э.
Булла, Е. Руткаи, Н. Табори, Д. Бенкё, Э. Сабо, Б. Печи, Ш. Деак, Д.
Палош, реж. И. Казан, худ. Т. Упор.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ Национальный- театр оперетты в Будапеште.
Был создан как постоянный театр в 1925. До 1949 находился в руках
частных предпринимателей. После освобождения страны от фашизма начался
новый этап в развитии этого т-ра, получившего с 1949 наименование
Национального. В возрождении жанра оперетты на будапештской сцене
большую роль сыграло освоение опыта сов. опереточного т-ра. В 1948 были
пост. оперетты "Табачный капитан" Щербачёва, "Вольный ветер"
Дунаевского, "Трембита" Милютина и др. Были написаны и пост. новые венг.
оперетты: "Золотая звезда" Секея, "В одном универмаге" Керекеша,
"Пёстрый телёнок" Винце, "Селиштейские кумушки" Шаркёзи, "Где-то на юге"
Броди и* др. Вторую жизнь в новой сценич. редакции обрели "Граф
Люксембург" Легара, "Королева чардаша" ("Сильва") Кальмана, "Герцогиня
Герольштейн-екая" Оффенбаха и др. Устарелые тексты либретто были
переработаны и заменены новыми. Среди ведущих актёров т-ра (1960):
лирич. актриса X. Хонти, ко-мики-буфф К. Латабар и Р.Рапгонъи, тонкий
характерный актёр К. Фелеки, актрисы Э. Партот, М. Не-мет, Ж. Петреш, А.
Зентаи. Режиссёры т-ра - М. Синетар и Д. Секей. Худ. рук. и директор -
М. Гашпар. Л. Гер.
ВЕНГЖИН (Wegrzyn), Юзеф (1884-1952) -польский драматический актёр.
Окончил драм. студию Г. Запольской. На сцене впервые выступил в пьесе
"Малка Шварце нкопф" Запольской (Львов, 1904). В том же году был принят
в краковский Нар. т-р, где работал до 1912. В 1913 перешёл в "Т-р
Польски" (Варшава). Роли: Иридион ("Иридион" Красиньского), Брут ("Юлий
Цезарь" Шекспира). В последующие годы играл в варшавских т-рах: "Т-р
Розмаитости", "Т-р Польски", с 1924 - "Т-р Народовы". В. стремился
облагородить своих героев, поднять их над действительностью, но
благородный романтич. пафос не мешал актёру раскрывать в сценяч. образах
человеческие черты. В. играл роли героев-бунтарей в польской романтич.
драматургии: Густав и Конрад ("Дзя-ды" Мицкевича), Кордиан ("Кордиан"
Словацкого), Конрад ("Освобождение" Выспянского). Др. роли:
Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Лир; Родриго ("Сид" Корнеля), Дон Жуан
(о. п. Мольера). В. обладал также незаурядным комедийным дарованием, был
мастером сценич. гротеска (роль директора т-ра в "Похищении сабинянок"
Шёнтана). Во время оккупации был арестован за пародию на Гитлера
("Женева" Шоу), исполненную в "Т-ре Народовом". После войны играл в
"Т-ре Войска Польского* в Лодзи, затем в Варшаве. Роли: Регент ("Месть"
Фредро), Прокурор ("Волки ночью" Ритнера), Харди ("Русский вопрос").
Выступал как режиссёр в "Т-ре Народовом" и Летнем т-ре. Снимался в кино.
Лит.: "Teatr", 1952, .ј 17 (статьи Zelwerowicz A., Szczerozloty
talent; Kreczmar J., Smierc wielkiego aktora;
Fruhling J., Teatr trescia zycia; Dabrowski St., J osef Wegrzyn;
DulesbaM., Dwie twarze; OrdynskiR., Kres wedrowki wielkiego aktora), p
В‚НДРЕША (Vendresha), Ганимет (р. 1934) - ал- банская артистка
балета. В 1949 начала артистическую деятельность в танц. труппе при алб.
филармонии. В 1950-56 училась в хореографич. уч-ще при Большом т-ре
СССР. С 1956 работает в Т-ре оперы и балета в Тиране. Партии: Лиза
("Тщетная предосторожность"), Джульетта, Зарема и др. Д. Аг.
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ТЕАТР. Ко времени исп. завоевания Венесуэлы (1499)
среди различных индейских племён были распространены драматизированные
танцы и ритуальные церемонии, содержавшие элементы театр. иск-ва. В
течение колониального периода индейская культура испытывала влияние исп.
и негритянской культуры, что наложило определённый отпечаток на музыку,
песни и танцы Венесуэлы. В столице страны - Каракасе, и в др. городах