<< Пред.           стр. 144 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1816 поступил в Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, в
 1817 выбыл из ин-та. Позднее служил в гражданских учреждениях. Брал
 уроки игры на фп. у Д. Штейбельта и Д. Фильда, на скрипке - у Ф. Бёма и
 Л. Маурера, пения - у Тарк-вини, теории композиции - у Брандта, Цейнера
 и И. Миллера. Участвовал в любительских спектаклях, переводил франц.
 водевили, писал музыку к водевилям (св. 30). В 1817 в Петербурге был
 исполнен водевиль "Сентиментальный помещик в степной деревне",текст
 (перед елка с франц.) и музыку к-рого написал В. Это положило начало
 театр. деятельности В., с к-рой связано утверждение на рус. сцене жанра
 оперы-водеВИЛЯ. В Петерб. Большом т-ре были пост. с музыкой В.
 оперы-водевили на тексты Н. Хмельницкого: "Бабушкины попугаи" (1819),
 "Карантин" (с увертюрой Мау-рера, 1820), "Новая шалость, или Театральное
 сражение" (совместно с Маурером и Алябьевым, 1822) и переведённый В. с
 французского водевиль "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822). С
 1823 В. жил в Москве, где в течение 35 лет играл руководящую роль в
 театр. жизни (т. н. эпоха Верстовского). С 1825 В.- инспектор музыки
 имп. моек. т-ров, с 1830-инспектор репертуара, в 1848-60 - управляющий
 моек. театр. конторой. В. возглавлял единую в то время драм. и муз.
 труппу обоих моек. т-ров (Большого и Малого). Превосходный знаток сцены,
 разносторонний музыкант: композитор, пианист, скрипач, певец, муз.
 писатель, В. много сделал для организац. укрепления и художеств. подъёма
 т-ров, улучшения репертуара, повышения культуры декорационного
 оформления, подбора и воспитания актёров, расширения муз. образования в
 театр. школе, подготовки оркестровых музыкантов. Деятельность В. в т-ре
 была высоко оценена А. Островским. Автор многочисл. популярных романсов,
 баллад (в т. ч. "Чёрная шаль" на слова Пушкина, 1823, и др.),
 оркестрово-хоровых кантат (в т. ч. "Пир Петра I", 50-е гг.), В. главное
 внимание уделял театр. музыке. В Москве он первые годы продолжал работу
 в области оперы-водевиля. Написал музыку к опере-водевилю А. Грибоедова
 и П. Вяземского "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (1824),
 операм-водевилям А. Писарева "Учитель и ученик, или В чужом пиру
 похмелье" (с Алябьевым и Ф. Шольцем, 1824), "Проситель" (соавторы-те же
 композиторы и Мих. Виельгор-ский, 1824), "Хлопотун, или Дело мастера
 боится" (с Алябьевым, 1824), "Встреча дилижансов" (с Алябьевым, 1825),
 "Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери" (1825), "Забавы
 калифа, или Шутки на одни сутки" (с Алябьевым и Шольцем, 1825),
 "Волшебный нос, или Талисманы и финики" (музыка разных авторов, 1825),
 "Три десятка, или Новое двухдневное приключение" (с Алябьевым, 1825),
 "Две записки, или Без вины виноват" (с Алябьевым, 1827), "Странствующие
 лекари, или Искусство пробуждает мёртвых" (1827), "Пастушка, старушка,
 волшебница, или Что нравится женщинам" (с Алябьевым, 1827), "Пять лет в
 два часа, или Как дороги утки" (1828), "Средство выдавать дочерей замуж"
 (1828), "Утро после бала" (водевиль к пьесе "Пятнадцать лет в Париже,
 или Не все друзья одинаковы", 1828), а также к операм-водевилям и
 комедиям-водевилям А. Шаховского ("Любопытная, или Догадки невпопад",
 1825, "Притчи, или Эзоп у Ксанфа", музыка В. и др. авторов, 1826); М.
 Загоскина ("Репетиция на станции, или Доброму служить сердце лежит",
 1827); Н. Хмельницкого ("Новый Парис", дополнение к муз. Маурера, 1829);
 Д. Ленского и Н. Всеволожского ("Станислав, или Не всякий так сделает",
 1829) и др. Большинство этих пьес пост. в Большом т-ре, а до его
 открытия в начале 1825 (когда был исполнен пролог "Торжество муз" М.
 Дмитриева с муз. В., Алябьева и Шольца) - в имп. т-ре на Моховой,
 "Хлопотун", "Любопытная" - в Малом т-ре, "Репетиция на станции" - в
 частном имении (с. Рождествен-но под Москвой). Большинство этих пьес шло
 в обеих столицах, нек-рые - также в провинции. Музыка В. из
 опер-водевилей 20-х гг. использовалась и в водевилях 30-х гг. (сам
 композитор переносил отдельные номера из одной пьесы в другую); с
 музыкой В. исполнялся известный водевиль Д. Ленского "Лев Гурыч
 Синичкин" (1840). "Его [В.] куплеты, приложенные впоследствии к тысяче
 других пиес, сделались (десятилетия на два) кодексом водевильной
 музыки... И в самом деле, легкою грациозностью мотивов, веселостью,
 шутливостью и ловкостью для полу-декламационного пения куллеты
 Верстовского стоили своей знаменитости"
  (А. Н. Серов, Критические статьи, т. III, 1895, стр. 1459). В
 куплетной форме построены многие арии-романсы, а также дуэты и др.
 ансамбли в операх-водевилях В., порой приближающихся к комич. опере.
 Работа в области водевиля подготовила оперное творчество В. В Моск.
 Большом т-ре были пост. 6 опер В.: "Пан Твардовский" (либр. М. Загоскина
 по его повести, 1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"
 (либр. С. Шевырёва по 2-й части баллады В. Жуковского "Громобой, или
 Двенадцать спящих дев", 1832), "Аскольдова могила" (либр. Загоскина по
 его роману, 1835), "Чурова долина, или Сон на яву" (либр. Шаховского по
 сказке В. Даля, 1844), "Громобой" (либр. Д. Ленского по 1-й части
 одноим. баллады Жуковского, 1857). В этих произв. В. выступает как
 представитель романтизма славянофильского толка. Наиболее интересны его
 первые 3 оперы, особенно "Аскольдова могила". Национально-романтич.
 колорит, яркость муз.-сценич. образов, привлекательность
 романсово-песенных мелодий, впитавших нар. элементы, обусловили
 исключит. популярность "Ас-кольдовой могилы" на рус. оперной сцене 19 в.
  Параллельно с операми В. писал много музыки к пьесам А. Шаховского,
 Ф. Кокошкина, Н. Полевого, И. Скобелева, к инсценировке "Цыган" А.
 Пушкина (1832) и др.
  Взгляды В. изложены в его статье "Отрывки из истории драматической
 музыки", напечатанной в "Драматическом альбоме для любителей театра и
 музыки" на 1826 (изд. В. совместно с А. Писаревым). В. издал также два
 "Музыкальных альбома" (на 1827 и на 1828).
  Лит.: Серов А. Н.,А.Н. Верстовский и его значение для русского
 искусства, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейзен Н.
 Ф., Алексей Николаевич Верстовский, "ЕИТ". Сезон 1896-1897, Приложения,
 кн. 2, СПБ, 1898; А с а ф ь е в Б. В., Композитор из плеяды
 славяно-российских бардов-Алексей Николаевич Верстовский, в его кн.:
  Избранные труды, т.1У,М. 1955; Доброхотов Б" АН. Верстовский. Жизнь,
 театральная деятельность, оперное творчество, М.-Л.,1949; Ш т е и н п р
 е с с Б. С., Глинка, Верстовский и другие, в кн.: М. И. Глинка.
 Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.-М., 1950;
 Воинова А. В., Верстовский и его опера-водевиль "Кто брат, кто сестра",
 в изд.: Верстовский А., Опера-водевиль "Кто брат, кто сестра, или Обман
 за обманом", М.-Л., 1949; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л.,
 1959; Модзалевский Б., Автобиография композитора Верстовского, в кн.:
 Бирюч Петроградских государственных театров. II сборник статей, под ред.
 А. С. Полякова, П., 1920 (на обложке 1921). В. Ш.
  ВЕРТЕП - украинский кукольный народный театр. Распространён в 18-19
 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке, пользовался большой
 любовью народа. В. представлял собой деревянный ящик в виде небольшого
 домика около двух метров высоты и около метра ширины. Ящик ("скрынька")
 состоял из двух ярусов, в полу к-рых имелись прорезы. Куклы
 прикреплялись к проволоке, заканчивающейся деревяшкой. Вертепщик,
 стоявший за ящиком, приводил в движение куклы, водя их по прорезам, п
 говорил текст, изменяя голос соответственно характеру каждого персонажа.
 Спектакль шёл на русско-украинском языке, сопровождался музыкой,
 основанной на нар. мотивах. Представление разделялось на две части: 1)
 каноническая, или религиозная, на тему рождения Христа (т. н.
 рождественская драма) разыгрывалась в верхнем ярусе; 2) светская, или
 народно-бытовая,- в нижнем ярусе. Наибольший интерес представляет вторая
 часть. Она состояла из ряда интермедий, не связанных между собой
 сюжетной линией, бытовых комических сценок, полных сочного юмора и злой
 сатиры, насыщенных народными сатирическими рассказами,пословицами,
 анекдотами, танцами. Перед зрителем проходила галерея ярких типов
 различных слоев общества (крестьяне, гусар, купец, шляхтич, солдат,
 шинкарка, униатский священник, нищий и др.). Центральной фигурой
  Вертеп 18 в. (т. н. Галагановский вертеп) села Сокириницы.
 представления был Запорожец, как бы воплощающий образ свободолюбивого
 украинского народа. Поэтому, несмотря на наличие религиозной части, В.
 вызывал недовольство правящих классов (в частности духовенства),
 требовавших его запрещения.
  Известно неск. редакций укр. вертепной драмы:
  Сокиринский (Галагановский, 1771), Волынский (1788-91), Купянский
 (1823), Славутинский (1897), Батуринский и Хорольский (конец 19 в.).
  Схема сюжета вертепного представления в целом оставалась неизменной.
 Интермедийная же его часть пополнялась новыми сценками, расширяясь (в
 ряде известных вертепных текстов) за счёт сокращения канонической части;
 язык очищался от евангельских изречений; всё реже и реже употреблялось
 церковное песнопение. В дошедшем до нас Купянском В. (найденном и
 записанном на плёнку советским исследователем Н. К. Йосипенко в 1936)
 канонич. часть сведена до минимума, усилен сатирический элемент. Общий
 вид вертепной "скрыньки", одежда кукол, язык представления, значительно
 очищенный от влияния церковной литературы, подчёркивают народный
 характер В.
  Вертепное представление с его сочными народно-бытовыми сценками
 подготовило совместно с другими видами народной драмы почву для
 появления жанра украинской комедии. В конце 19 в. В. на Украине начал
 исчезать. Это было обусловлено ростом культуры, отмиранием нек-рых
 религиозных обрядов, праздников, во время к-рых существовала традиция
 хождения с В., а также ослаблением цензуры, ограничивавшей украинские
 спектакли, и появлением профессионального театра. Интермедийная часть
 вертепного представления, связанная с народными источниками,
 видоизменялась, приобретая иные формы. Традиции В. сохраняются в
 современном кукольном театре.
  В 1924-25 существовал т. н. Межигорский В., дававший представления на
 современные темы.
  Среди разных видов кукольного театра известен и "живой вертеп", в
 к-ром куклы заменены живыми исполнителями. Так, в Западной Украине
 (например, Хустовский район) и сейчас даются представления "живого
 вертепа".
  Лит.: Кис?ль О., Укранський вертеп, Кив, 1918;
  Марковський ., Укранський вертеп, Кив, 1929;
  Франко в., До ?стор? укранського вертепу XVIII ст., в кн.:
  Зб?рник наукового товариства ?м. Т. Шевченка, 1906, т. XXI, XXII,
 XXIII; Йосипенко М., Народний ляльковий театр "Вертеп", "Театр", Кив,
 1937, .ј1; е г о ж е. До ?стори? народного лялькового театру, "Театр",
 Кив, 1938, ј 5. Р. Б.
  "В‚РТЕР" ("Werther") - опера Ж. Массив, либр. Э. Бло. П. Милле, Ж.
 Гартмана по роману В. Гёте "Страдания молодого Вертера". Пост. 16 февр.
 1892 в Вене (Вертер - Дейк). Впервые в России пост. 17 япв. 1896,
 Мариинский т-р. Рус. перевод либретто Н. Спасского (Вертер - Н. Фигнер,
 Альберт - Яковлев, Судья - Серебряков, Шарлотта - М. Фигнер, Софи -
 Рунге, Шмидт-Карелин, Иоганн - Фрей, художники Пер-минов, Андреев,
 Левот, Иванов, Вениг). Новый т-р, Москва, 19 дек. 1904 (Вертер -
 Севостьянов, Альберт - Грызунов, Судья - Тютюнник, Шмидт - Успенский,
 Иоганн - Кома-ровский, Шарлотта - Азерская, Софи - Цыбущенко, дирижёр
 Авранек, пост. Шкафера).
  На сов. сцене: 10 дек. 1940, Ленинград, Малый оперный т-р (Вертер -
 Толмазан, Шарлотта - Талонкина, Альберт - Дмитриев, Судья- Журавленке,
 Софи -Попова-Журавленко, Иоганн - Кустов, Шмидт - Фрунза, дирижёр Купер,
 пост. Оленина). 18 окт. 1938, Москва, Гос. ансамбль оперы СССР (Вертер -
 Козловский, Шарлотта - Максакова, Альберт - Савранский, Софья- Муратова,
 дирижёр Орлов, пост. Козловского). Июнь 1957, Большой т-р (Вертер -
 Лемешев, Шарлотта - Леонова, Софи - Соленкова, Альберт - Большаков,
 Судья-Маслов, Шмидт-Филин, Иоганн-Колтыпин, дирижёр Жуков, режиссёр
 Лемешев, худ. Волков). Пост. в оперных т-рах др. городов: в Минске
 (1959), Свердловске (1957).
  з д а н и я,- "В.". Р., Heugel [С*(r), s. а.]; рус. изл., пер. А.
 Горчаковой, М., Гутхейль, [1903]. Я. Гр.
  ВЕРТИНСКИЙ, Александр Николаевич [9(21). III. 1889-21.V.1957] -
 русский артист эстрады, поэт и композитор. По окончании гимназии играл в
 драм. т-ре "Алатор" в Москве. В 1915 впервые выступил как автор и
 исполнитель своих песен (в гриме и костюме Пьеро). В 1914-18 снимался в
 кино ("Король без венца", "От рабства к воле" и др.). В 1919
 эмигрировал. В 1920-43 выступал с концертами в Польше, Румынии,
 Германии, Франции, Италии, Англии, Китае, США и др. странах;
 одновременно снимался в фильмах. С 1943 жил и работал в СССР. Создал
 своеобразный жанр муз. новеллы. Для исполнительского мастерства В.
 характерны пластичность жестов, разнообразие интонаций, богатая
 нюансировка. Ранним произв. В. присущи черты декаданса ("Ваши пальцы
 пахнут ладаном" и др.). В большинстве своих муз. миниатюр
 композиторпевец создал яркие лирические образы. Среди произв. В. - песни
 тоски по родине ("Чужие города"), лирические песни на собств. слова
 ("Иная песня", "Прощальный ужин", "Пред ликом Родины", "Аравийская
 песня"). В. принадлежит также музыка песен на слова Блока, Есенина,
 Ин-бер и др. В 1943 В. создал цикл патриотических песен на тексты
 советских поэтов ("Юность мира" Антокольского, "Куст ракитовый" Шубина и
 др.). Снимался в фильмах "Заговор обречённых" (1950, Ст. пр. 1951),
 "Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др. Г. Л.
  ВЕРФЕЛЬ (Werfel), Франц (10. IX. 1890-26. VIII. 1945) - австрийский
 писатель, поэт, драматург. Род. в Праге в семье еврейского коммерсанта.
 Учился в нем. Пражском ун-те. Лит. деятельность начал в 1910-е гг.
 (первый сб. поэм вышел в 1911). После 1-й мировой войны жил и работал в
 Вене. В.- видный представитель экспрессионизма в австр. драматургии.
 Осн. тема его противоречивого творчества - назначение человека в
 капиталистич. обществе. Написал философские драмы: "Троянки" (1915),
 "Человек из зеркала" (1920). Историч. драмы В. "Хуарес и Максимилиан"
 (1925), "Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье в Богемии" (1930)
 построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из
 Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский и полковник"
 (1944), антифашистская по своей направленности, проникнута крайним
 пессимизмом. В СССР пьесу "Человек из зеркала" пост. Т-р им.
 Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси).
  Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.: Luther A.,
 Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E., Die
 Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H.
  BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916) - бельгийский
 поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в Лувене занимался
 адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с писателями лит. движения
 80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883. В.
 был видным представителем символизма. Однако, в отличие от
 поэтов-декадентов, в своей поэзии он обращался к совр. социальным
 проблемам, отражал борьбу бельг. народа с иноземными поработителями,
 нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг. рабочую партию. В 1898 написал
 социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное восстание. Эта
 пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств.
 секцией при Нар. доме в Брюсселе (основан при участии В.). В СССР
 постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э. Мейерхольд (совм. с В. М.
 Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп Второй"
 (1901), "Елена Спартанская" (1908) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы и
 проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т. 1,
 М., 1958, с. 227-228, 765.
  "ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование
 немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в юж.
 Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр. нем. студенты, сменили
 "английских комедиантов", выступавших в Германии в 1-й пол. 17 в. В
 репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные
 действа",'в к-рых историко-политич. тематика сочеталась с весёлыми,
 фарсовыми мотивами. "В. к." ставили также нем. пьесы (герцога Юлия
 Брауншвейгского и др.), отличавшиеся напыщенностью и помпезностью.
 Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к."
 сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г.
  ВЕРХНЯЯ СЦЕНА - часть сценического пространства. Находится над
 игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2
 частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются площадка для
 верхних блоков подъёмного устройства и крыша с поддерживающей её
 конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих
 галерей; эта часть В. с. имеет систему подъёмов с противовесами (калкаши
 и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи,
 переходные мостики, полётные устройства, механизмы для горизонтов и
 панорам. См. Подъёмное оборудование, Сцена. Б. Я.
  ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) - кукла, находящаяся во время
 спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый скрыт от
 зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя
 тем самым В. к. марионетке, к-рая находится ниже работающего с ней
 кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во всех странах
 Европы. Основные разновидности В. к. - кукла, надеваемая на руку, и
 тростевая. В. к., надеваемая на руку, более выразительна, чем
 марионетка, т. к. непосредственно связана с рукой кукловода, поэтому
 совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф.
  ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879 (5.
 I. 1880)-11.IV. 1938] - украинский советский композитор, дирижёр и
 фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование получил
 у Г. Любомирского и Н. Лысенко. В 1906-19 работал актёром, затем
 хормейстером и дирижёром т-ра М. К. Садовского. Записывал нар. песни,
 изучал нар. танцы. В 1929 организовал женский хоровой танцевальный
 ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы к опере
 "Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Киев).
 В.- основоположник жанра "театрализованной песни", охарактеризованного
 им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория украинского народного
 танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор.
  ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24). XI. 1903 - 8. II. 1954] -
 русский советский театральный критик. Учился в Ин-те истории иск-в в
 Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В течение ряда лет писал
 рецензии на спектакли ленингр. т-ров. Был первым исследователем сов.
 иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о сов. мастерах художеств.
 слова. Редактор и автор вступ. статьи книги А. Я. Заку-шняка "Вечера
 рассказа" (1940).
  Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И.
 Тиме, Л., 1951. В. П.
  ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский
 актёр, режиссёр, театр. педагог. Школьные годы провёл в России. В 1921,
 будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе
 к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режиссёрской работой В. в
 20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновлённая им в "Т-ре
 Новом" в Познани (1927), куда он перешёл вместе с группой молодёжи. В
 дальнейшем В. работал в т-рах
  Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Чёрное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю
 ночь" Шекспира, оба в 1932), ставил спектакли в "Т-ре Польском" в
 Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др. В 932-33
 сотрудничал с известными театр. деятелями и режиссёрами С. Ярачем и Л.
 Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в 1941 во время нем. оккупации
 вместе с Шиллером организовал подпольный театр. совет ("Рада
 театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после
 освобождения, преподавал в конспиративно существовавшей театр. школе.
 После освобождения Польши в 1945-46 работал в "Т-ре Войска Польского"

<< Пред.           стр. 144 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу