<< Пред.           стр. 145 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Лодзь), затем -в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Фантазии" Словацкого,
 1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм. т-ре во Вроцлаве ("Как вам это
 понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в "Т-ре
 Польском" ("Горштынский" Словацкого, "Сид" Корнеля-Выспянского,
 "Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею "огромного т-ра" в духе
 традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с
 тем требовал от актёров углублённого раскрытия психологии героя. В
 собственной актёрской практике В. был представителем психологической
 школы. Лучшие роли: ксёндз Пётр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст ("Дантон"
 Ролла-на) и др.
  Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, ј 1, с. 3-11; К га s i ns k i E.,
 Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.
  ВЕРШЙЛОВ, Борис Ильич (6. IV. 1893-26. XII. 1957) - русский советский
 режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1948). Ученик Е. Б. Вахтангова. Работал во
 2-й студии МХТ (1919-24), МХАТе (1924-30), Оперном т-ре им.
 Станиславского (1926-31, 1937-39). Участвовал в пост. спектаклей
 "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927, МХАТ), "Борис Годунов"
 (1929, Муз. т-р им. Станиславского), "Реклама" (1930, МХАТ), "Уриэль
 Акоста" (1940, Малый т-р). Пост. спектакли: "Дама-невидимка" Кальдерона
 (1924, 2-я студия МХАТ), "Грушенька" по Лескову (1946, Цыганский театр
 "Ромэн"). С 1932 вёл педагогич. работу; с 1945 преподавал в Школе-студии
 МХАТа. П. М.
  "ВЕС‚ЛАЯ ВДОВА" ("Die lustige Witwe") - оперетта Ф. Легара, либр. В.
 Леона и Л. Штейна по комедии А. Мельяка и Л. Галеви "Атташе посольства".
 Пост. 30 дек. 1905, Вена (барон Зета - Нацлер, Валентина - Вюнш, Данила
 - Трейман, Ганна - Гюнтер, Камилл де Росильон - Мейстер, виконт Каскада
 - Келлер). Впервые пост. на рус. сцене в Петербурге ив Москве в 1906.
  На сов. сцене: 2 янв. 1935, Ленингр. т-р муз. комедии. Текст Л.
 Пальмского и Г. Ярона (пост. Феона, дирижёр К. Спиридонов). 30 апр,
 1946, там же (исполнители: Колес-никова, Кедров, Кульчицкая, Королькевич
 и др.; дирижёр Воловац. реж. Тутышкин, худ. Эрдман и Г. и В. Степановы).
 Моск. т-р оперетты, авг. 1956 (Ганна-Сани-ла, Данила - Рубан, барон Зета
 - Аникеев, виконт Каскада - Шишкин, Никош - Алчевский; дирижёр Столяров,
 режиссёр Канделаки , худ. Кигель, балетм. Шаховская). Харьковский т-р
 муз. комедии - 1956.
  Издания.-"D. l. W.", W., L. Doblinger, 1905. Я. Гр.
  ВЕСЕЛОВСКИЙ, Алексей Николаевич (1843-1918)- русский литературовед,
 историк театра и критик. Брат историка литературы Александра
 Веселов-ского. Окончил Моск. ун-т. Позднее был профессором этого ун-та.
 Последователь компаративной (сравнительной) школы в искусствознании, В.
 в своих трудах доводил до крайности её порочные тенденции. В его работах
 теория "заимствований" привела к полному отказу от анализа
 конкретно-историч. и национально-своеобразных форм художеств. процесса.
 Игнорируя народно-самобытные истоки театр. культур, В. рассматривал их
 развитие только в аспекте "влияний". Такова осн. методологич. ошибка его
 книг "Немецкие влияния в старинном русском театре" (1875) и "Западное
 влияние в новой русской литературе" (1882), приведшая В. к недооценке
 достижений рус. художеств. культуры 18 и 19 вв. История иск-ва
 представляет собой, по В., постоянное перемещение одних и тех же сюжетов
 и образов, лишь био-графич. фактор вносит в этот процесс известную
 индивидуализацию. Отсюда - формальный метод анализа и перегрузка
 ненужными биографич. деталями его книг ("Этюды о Мольере", 1879, "Этюды
 и характеристики", 2 тт., 1894, и др.). В книге "Старинный театр в
 Европе" (1870) В. сделал попытку проследить развитие средневекового
 т-ра, впервые обратившись при этом к изучению театр. фольклора рус. и
 западнославянских народов.
  В. выступал также как театр. критик (в журнале "Артист" и др.
 изданиях). Был членом Театр.-лит. комитета (1891-1900). Т. Р.
  ВЕСЕЛЫ (Vesely), Йиндржих (1885-1939) - чехословацкий деятель
 кукольного театра. Основатель и редактор журналов "Чешский кукольник"
 ("Cesky loutkar", 1912-14), "Кукольник" ("Loutkar", 1917-39), редактор
 научно-критич. издания пьес (4 тт.) для т-ра марионеток, приписываемых
 М. Ко-пецкому. В 1929 В. был избран первым президентом "Международного
 кукольного союза" (UN IMA). В.- один из видных исследователей
 чехословацкого и мирового т-ра кукол, ему принадлежит ок. 700 работ по
 т-ру кукол. И. Б.
  ВЕСНИН, Александр Александрович [р. 16 (28). V. 1883] - русский
 советский архитектор и театральный художник. Почётный член Академии
 строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор. Окончил Ин-т
 гражданских инженеров в Петербурге (1912). В театре работал в 1919-25.
 Оформлял спектакли в Малом т-ре ("Ревизор", 1919; "Женитьба Фигаро",
 1920;
  "Пути к славе" Скриба, 1922), Московском т-ре для детей ("Жемчужина
 Адальмины" Топелиуса, 1921). Увлечение В. кубофутуризмом и
 конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к спектаклям
 моек. Камерного т-ра, где художник в духе ку-бофутуризма трактовал формы
 средневековой готики ("Благовещение" Клоделя, 1920) и классич. мир
 античности ("Федра" Расина, 1922); сложную систему металлич.
 конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов В. применил
 в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923), пытаясь
 с помощью всех этих элементов воплотить идею "урбанизма", показать
 мертвящий механизированный мир капиталистич. города. Несмотря на
 абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих работ, в них сказалось
 большое мастерство В., проявившееся в гармонич. соразмерности
 архитектурно-пространст. венных форм его декораций, их внутреннем ритме.
 Характерные для В. поиски образной выразительности и эмоциональности
 определили путь преодоления фор-малистич. заблуждений и приход художника
 к peaлизму, характеризующему последующий период творчества В. как
 архитектора. В. вёл педагогпч. работу (Высший художеств.-технич. ин-т,
 б. Вхутемас).
  Лит.: Камерный театр и его художники. 1914-XX- 1934, M., 1934;
 Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет. M., 1929; Марголин С."
 Художник театра за 15 лет, М., 1933. M. П.
  "ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" - русский советский театральный
 журнал. Выходил в Петрограде в 1917-19; издание Наркомпроса (вышло 28
 номеров). В 1920 - издание Административно-хоз. части Академич. т-ров;
 выходил под назв. "Вестник Государственных Академических театров" (вышло
 22 номера). В журнале публиковались распоряжения о назначениях и
 увольнениях руководящих театр. работников, приказы, постановления,
 выписки из протоколов и т. п. А.Шн,
  "ВЕСТНИК ИСКУССТВ" - русский советский журнал. Орган Художественного
 отдела Главполит-просвета. Редактор - М. Загорский. Выходил в Москве в
 1922 один раз в 2 недели (всего вышло 5 номеров). В журнале помещались
 статьи, посв. театру, музыке, живописи, литературе.
  "ВЕСТНИК ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ" -
 русская газета, издававшаяся в Москве в 1884-95 2 раза в неделю.
 Редактор-издатель - Ф. А. Гиляров. Была создана на основе ежедневной
 газеты "Афиши и объявления", выходившей в 1883. В "Вестнике" печатались
 пьесы, лгбретто. Публиковались также афиши и объявления.
  "ВЕСТНИК РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ" - русский советский журнал,
 издававшийся с октября 1920 по 1926 в Москве. Выходил 1 раз в месяц; с
 1925 (с ј 7) - один раз в 2 недели; с 1926 - еженедельно. Орган ЦК
 Всероссийского профсоюза работников иск-в. В журнале публиковались
 теоретич. статьи по вопросам иск-ва, а также распоряжения, инструкции и
 циркуляры ЦК Всерабиса. Имелись отделы хроники по сов. и зарубежному
 т-ру. В последующие годы "В. р. и." выходил еженедельно под назв.
 "Рдби*".
  "ВЕСТНИК ТЕАТРА" - русский советский театральный журнал. Выходил в
 Москве в 1919-21 под коллегиальной редакцией (одно время во гл. с В. И.
 Блюмом). Орган Театр. отдела (Тео) Наркомпроса* До Л 27 "В. т."
 выпускался 3 раза в неделю, до ј 33- 2 раза в неделю, затем еженедельно.
 В 1919-20 в журнале печатались программы и либретто (позднее только
 программы) моек. т-ров; с дек. 1919 - в виде отдельных приложений. "В.
 т." освещал жизнь советского т-ра (Москвы, а также и др. городов). На
 страницах "В. т." находили отражение все театр. направления первых
 послереволюционных лет. А. Шн.
  BECTPII (Vesfcri), Луиджи (23. IV. 1781-19. VIII. 1841) - итальянский
 актёр. Сценич. деятельность начал в любительском т-ре, играл вместе с
 драматургом В. Альфьерив его трагедии "Филипп". В 1805 стал проф.
 актёром. В 1805-07 работал в труппах Консоли и Цуккато, Дж. А. Кановы,
 А. Бьянки. В 1807 с большим успехом выступал в Венеции, исполняя осн.
 роли в комедиях Гольдони "Кафе", "Ворчун-благодетель", "Поэт-фанатик". В
 1809-18 был компаньоном антрепренёров Дж. Дорати, затем П. Белли-Бланес,
 А. Веньера, К. Интернари. В 1818-21 работал в римском т-ре "Балле". В
 1822 пытался выступать как импрессарио. В конце 20-х гг. был приглашён в
 "Труппу короля Сардинии" (Турин). В. был тонким, умным актёром,
 обладавшим большой культурой. Считался лучшим исполнителем характерных
 ролей, его игра отличалась простотой и выразительностью. Иск-во В.
 высоко ценили Дж. Г. Байрон, писатель Н.' Томмазео, поэт А. Платен. Р.
 X.
  ВЕСТРИС (Vestris), Гаэтано Аполлонио Бальтаза-ре (18. IV. 1729.
 Флоренция,- 23. IX. 1808. Париж)итальянский танцовщик, педагог и
 балетмейстер. В 1740 переехал в Париж, где учился у танцовщика Л. Дюпре.
 В 1748 с большим успехом дебютировал в "Парижской опере" в партии
 Матроса ("Карнавал и безумие"), с 1751 стал солистом. В 1754 был уволен
 из т-ра (до 1756 работал с Турине), в 1756 вернулся в "Парижскую оперу".
 Исполнение В. отличалось величественностью и благородством,
 скульптурностью поз. Он внёс много нового в совр. ему иск-во танца,
 придав движениям большую свободу. Современники называли его "богом
 танца". В 1772 в балете "Медея" Рудольфа В. (один из первых среди франц.
 танцовщиков) появился в партии Аполлона без традиционной маски, поразив
 зрителей выразительностью своей мимики. Среди партий В.: Эндимион ("Сила
 любви" Бернара), Борей ("Галантная Индия" Рамо), Ринальдо ("Ринальдо и
 Армида" Кино и Люлли) и др. В 1770 получил звание балетмейстера и
 поставил в "Парижской опере" два балета -"Эндимион" (1773) и "Птичье
 гнездо", в к-рых пытался драматизировать балетные сцены, придавая танцу
 характер мимич. действия. В 1770-76 В.- главный педагог "Парижской
 оперы". Оставил сцену в 1782.
  Лит.: Н о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
 74, 291; Вальберх И., Из архива балетмейстера..., Ред. и вступ. статья
 Ю. И. Слонимского, М.-Л., 1948, с. 9; С лонимский Ю.. Дидло.... Л.-М.,
 1958. с. 8, 14-20. 30; С ар on 0., Les Vestris. P., 1908; L i fa г S.,
 Auguste Vestris. Le dieu de la danse. P., 1950. Ham. P.
  ВЕСТРИС (Vestris), Огюст (наст. имя-Мари Жан Огюстен) (27. III. 1760,
 Париж,-6. XII. 1840, там же) - французский танцовщик и педагог. По
 происхождению итальянец. Сын и ученик Г. Вест-риса. В 1772, будучи
 учеником, выступал на сцене "Парижской оперы" в пасторали
 "Пятидесятилетие" Лабор-да, в 1773 дебютировал в партии Амура
 ("Эндимион"). В 1776-1816-солист "Парижской оперы". В. первый ввёл в
 мужской танец прыжки и пируэты. Не обладая яркими сценич. данными
 (небольшой рост, некрасивое лицо), В. с одинаковым успехом выступал как
 в характерных, так и в классич. партиях, нарушив традиционное деление
 танцовщиков на исполнителей
  "серьёзного" и "полухарактерного" жанров. Иск-во В. отличалось особой
 выразительностью. Франц. балетм. Ж. Ж. Новер считал В. выдающимся
 танцовщиком своего времени. Среди партий В.: Кола ("Ни-нетта при
 дворе"), Дафнис ("Суд Париса" Мегюля), а также партии в балетах "Блудный
 сын" Берто-на и "Первый мореплаватель" и др. В. был выдающимся
 педагогом. Среди его учеников: Ж. Перро, А. Бурнонвилъ, Ф. Элъслер и др.
  Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927;
 Классики хореографии, Л.- М-, 1937; Вальберх И., Из архива
 балетмейстера..., М.-Л., 1948.
  Ham. P.
  ВЕСТРИС, Элиза- см. Мэтъюс, Лусия Элизабет.
  "ВЕСЫ" - русский литературный и кри-тико - библиографический журнал.
 Орган русских символистов. Выходил в Москве ежемесячно с янв. 1904 по
 дек. 1909 при ближайшем участии В. Я. Брюсова Редактор и издатель С. А.
 Поляков. В журнале печатались статьи по вопросам драматургии и т-ра - о
 Чехове, Гофманстале, Метерлинке, Вагнере ("Вагнер и дионисово действо"),
 новогреч. т-ре (письма из Афин), о польской драматургии, об испанском
 т-ре и др. В разделе "23 жизни" журнал помещал хро-никально-информац. и
 библиографич. заметки о т-ре в России и за границей. Изредка
 публиковались и драм. произведения (напр., "Ваятель масок" Кромме-линка
 и др.). А. Шн.
  ВЕТРАНОВИЧ-ЧАВЧИЧ, Ветранич (Vetra-novic-Cavcic, Vetranic), Никола (в
 монашестве - Мавро) (1482-1576) - хорватский писатель. Родом из
 Дубровника. Автор религиозных пьес - "Воскресение Иисуса Христа",
 "Сусанна непорочная" и "Жертвоприношение Авраама" (1546). Наиболее
 значит, произв. В.-Ч. - "Орфей" (драматизация греч. мифа), полностью не
 сохранилось. С. И.
  ВЕТРОВ, Пётр Исидорович (р. 29. VI. 1911) - русский советский актёр и
 режиссёр. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935 по окончании
 Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.
 С 1937 работает на Украине как актёр и режиссёр: в Ворошиловградском
 ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус. т-ре (1944-50), Одесском т-ре
 Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с 1952- гл. режиссёр
 Луганского рус. т-ра. Драм. силой отмечены образы Корчагина ("Как
 закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное
 место") и др. С обличительной остротой играл Фаюнина ("Нашествие").
 Режиссёрской деятельностью начал заниматься в 1939 в Ворошиловградском
 ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);
  "Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Бесприданница" (1951); "Ученик
 дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.
  ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson), Гертруд (р.
 7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь известного
 певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца, затем-в
 Стокгольмской консерватории, к-рую окончила в 1920; ученица О.
 Лейдстрёма, Г. Братта и X. Ингебьярта. Впервые выступила на оперной
 сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала также в т-рах
 Копенгагена (1928), Хельсинки (1933), Риги (1935). Исполнение певицы
 отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка
 т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в Канаде, Англии,
 Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей ("Орфей
 и Эвридика" Глюка), Керу-бино ("Свадьба Фигаро"), Далила ("Самсон и
 Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"),
 Фрика, Брангена, Венера ("Золото Рей-на", "Тристан и Изольда",
 "Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер
 роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац. оперного иск-ва
 Швеции, исполняя ряд партий в операх шведских композиторов: Оклонна
 ("Адиль из Эльсива" Петерсон-Бергера), Леди ("Реза в Америке"
 Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.
  ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen), Рагна (р. 19. IX. 1866) - норвежская
 актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 (Христиания). В 1899-1940
 играла в Национальном т-ре в Осло (в 1905-09 - в т-ре Фаль-стрёма).
 Творчество В. характеризовалось противоречивостью. Являясь одной из
 ведущих актрис реалистического по направленности т-ра, В. тяготела к
 сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда
 Габлер, фру Боркман, Ребекка, Гина Экдаль ("Гедда Габлер", "Джон
 Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса ("Пляска
 смерти" Стриндберга) и др. Исполнение В. отличалось утончённым
 изяществом, пластич. выразительностью.
  Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar, Oslo, 1949.
 Cm. P.
  ВЕФЙК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823- 2.IV.1891) - турецкий
 государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По
 возвращении на родину занимал (с 1839) крупные гос. должности. Член
 Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с 1863) в Константинополе
 (Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в
 Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором
 Бурсы, где основал т-р, в к-рый привлёк актёров Фасульяджияна, Ахмеда
 Фехима и др. В.-п. принимал участие в пост. переведённых им комедий
 Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы актёрам, касавшиеся
 интерпретации образов, и др. Деятельность В.-п. оказала значительное
 влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.
  ВЕЧЕРА РАССКАЗА - литературно-эстрадный жанр; лит. вечера одного
 чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан в 1924 артистом-чтецом А. Я.
 Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений, исполняемых
 чтецом в форме живой, непринуждённой .беседы со слушателями. В эти
 программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы, новеллы),
 так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое
 распространение на сов. эстраде.
  Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания; тексты..., М.-Л.,
 1940. Ев. Г.
  ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17) X. 1900]- русский советский
 актёр. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр. мастерские
 Малого т-ра. С того же года - актёр Студии Малого т-ра (впоследствии
 Новый т-р, Драм. т-р под рук. режиссёра Ф. И. Каверина). Роли: Гурон
 ("Дикарь" по Вольтеру), Ури-эль Акоста (о. п. Гуцкова), Эрик
 ("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без вины виноватые"), Тони ("Ночь
 ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и Слободского;
 пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. Актёр скупой и
 сдержанной манеры игры, В. находит для каждой роли точные и строгие
 краски. Психологически тонко раскрывал В. сущность фашиста Иоганнеса
 ("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы" Фаста),
 с большой эмоциональной силой играл роли Горация Гидденса ("Лисички"
 Хелман, 1945), Юлиуса Фучика ("Прага остаётся
 моей"Буряковского,1950).(7./\
  ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна [р. 12 (25). II. 1910] - русская
 советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928 по
 окончании Ленингр.хореографич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) была
 принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им.
 Кирова). Дебютировала в партии Гюль-нары ("Корсар" Адана, Пуни). В
 искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью
 танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель,
 Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"), Нунэ ("Гаянэ"),
 Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема и
 др. В 1933-34 выезжала на гастроли в США. Окончила сценическую
 деятельность в 1953. В. была художественным руководителем Ленингр.
 хореографического училища (1952-54). С 1955 - педагог-репетитор балетной
 труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.
  Лит.: Кремшевская Г. Д., ...Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., ВТО,
 1951; Слонимский Ю-, Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
 театра, М.-Л., 1950. В. Ч.
  ВЕШАМ - традиционный персонаж в малабар-ских (Индия) народных
 театральных представлениях (на малаяльском яз.) катакхали. Насчитывается
 12 В., разделяющихся на 5 категорий соответственно характеру ролей и
 традиционному гриму: "зелёный В."- роли богов и героев; "В. ножа" -
 противники богов;
  "бородатый В." - лесные дикари; "гладкий В." - мудрецы, святые,
 богини и царицы; "черный В."- женщины-демоны. В. Э.

<< Пред.           стр. 145 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу