<< Пред.           стр. 15 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 В 1934-38 учился в тат. оперной студии при Моск. консерватории. X. К.
  АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский
 писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств.
 школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в
 1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих
 произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты
 ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой
 натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
 "Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской
 цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
 (1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний
 роман" (1916), "Жёны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат"
 (1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
  Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в
 томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
  Консул Гранат, П., 1923.
  Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936,
 с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
 1925, с. 153-204.
  АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский
 советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским
 трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928
 окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии
 работал актёром и режиссёром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары).
 Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об
 индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
 "Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
 культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни.
 Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного
 жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в
 Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
  С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958;
 Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
  Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской
 литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
 Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
  АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский
 актёр, режиссёр. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх.
 Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в
 Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в
 Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе
 кружка художеств. самодеятельности. В 1933 был принят в труппу
 Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
 друг" Погодина. Исполнял преим. роли героев. Позднее занялся
 режиссёрской работой (в 1947-51 был гл. режиссёром театра). С 1953
 работает в кино как актёр и режиссёр.
  Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
 и психологической характеристик, внутренним драматизмом и сильным
 темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей А.:
 Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ, Иса-тай
 ("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
 страстностью играет А. роли современников: Кидд ("Голос Америки"
 Лавренёва), Кривенко ("Победители" Чирскова), Бретт ("Глубокие корни"
 Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью, обличит. силой отмечены отрицат.
 образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и
 Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек с ружьём"), Тихона
 ("Гроза"), Сатина ("На дне"), А. создал подлинно русские характеры,
 раскрыл идейную сущность образов. С ярким темпераментом и комедийным
 блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой"). Комедийное
 дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
 а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
 "Абай" (один из авторов инсц., реж. спектакля, исполнитель роли
 Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба и
 любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники", "Человек
 с ружьём" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая" (Шарнп), "Золотой
 рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы "Поэма о
 любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
  АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят из
 драматич., муз., вокальных и танцевальных групп. Возникли из муз. и
 театр. самодеятельных кружков, организованных после победы народной
 революции в Монголии (1921) в аймачных (областных) центрах.
 Организаторами этих кружков являлись представители городской и сельской
 интеллигенции, члены Революционного союза молодёжи. Муз. кружками
 руководили народные музыканты, драматическими-учителя. Репертуар пх
 состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич. содержания,
 к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах, на гуляниях,
 во время празд-никбв. Участники кружков выезжали с концертами и
 спектаклями на летние и зимние стойбища.
  В 1946 в Улан-Баторе были организованы двухлетние муз.-драм. курсы
 для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в 1948
 из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
  А. т. в Чойбалсане. В 1942 Улан-Баторский муз.-театр. техникум
 выпустил группу казахских актёров, на основе к-рой создан Баинульгинский
 А. т., сначала полу профессиональный, затем (с 1956) профессиональный
 театр. В 1950 создан А. т. в Джаргаланте (театр возник на основе
 самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
 Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
  АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J - каракалпакский советский
 драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946. В 1930
 окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в 1927.
 В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы". В 1956 окончил высшие лит.
 курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор муз. комедии "Своей
 палкой себя самого" (1940), муз. драм "Лейтенант Елмуратов" (1943),
 "Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958), "На берегу Аму-Дарьи"
 (1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958) - о нац. поэте, "Равшан"
 (1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
 им. Станиславского (Нукус). В них отражено прошлое каракалпакского
 народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь советских
 людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны и трудовые
 подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
  АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878, Соктари
 (близ Гиждувана),-15.УП. 1954, Самарканд] - таджикский советский
 писатель, учёный. Засл. деят. наук Тадж. ССР. Основоположник тадж.
 советской лит-ры. Драматургич. произв. А. не имеет, но его имя тесно
 связано с тадж. театр. иск-вом; произведения А. неоднократно
 инсценировались. В Т-ре им. Лахути (Сталинабад) в 1954 пост. спектакль
 "Дохунда" (инсц. Дж. Икрами), в 1951 - "Обездоленная девушка" (инсц. Дж.
 Икрами), в 1953 - "Смерть ростовщика" (инсц. С. Саидмурадова, М.
 Касимова). Эти инсценировки шли также в других т-рах республики. Н. Н.
  АЙТАИ (Ajtay), Андор (р. 25.VII. 1903) - венгерский актёр. Засл. арт.
 Венгерской Народной Республики (1953). С 1924 выступал в провинциальных
 т-рах, с 1932-в т-ре Комедии и Национальном т-ре (в качестве
 гастролёра), в 1952-59-в т-ре Народной Армии в Будапеште. С 1959
 работает в т-ре им. Пе-тёфи (Будапешт). Роли: Клаузен ("Перед заходом
 солнца" Гауптмана), Актёр ("На дне"). Человек в мантии ("Такая любовь"
 Когоута). Работает также как режиссёр; пост.: "Мать" Чапека (1956),
 "Антигона" Ануя (1957), "Лебедь" Мольнара (1957), "Гостиница "Астерия""
 Штейна (1958) и др. Снимается в кино. Удостоен премий им. Ясаи (1953) и
 им. Кошута (1954).
  АЙТЫС (от айту - рассказывать) - состязание казахских народных певцов
 (акынов). Своеобразный певческий диалог, участники к-рого стараются
 превзойти друг друга в исполнении песен. А., вошедшие в быт народа,
 заключают в себе элементы драм. действия; развивают искусство
 импровизации (песни сочиняются экспромтом), речевую культуру. В старину
 А. проводились в торжественной обстановке, красочных костюмах,
 представляли собой вид зрелища.
  Лит.: А у э з о в М., Соболев Л., Эпос и фольклор казахского народа,
 "Литературный критик", 1940, ј 1; М у к а н о в С., Истоки казахского
 народного теата, "Литература и искусство Казахстана", 1941, ј 1, с.
 5-91. р Я. Л.
  АЙХЕНВАЛЬД, Юлий Исаевич 112(24).!. 1872- 1928] - русский
 литературный критик. Окончил историко-филологич. ф-т Новороссийского
 ун-та (1894). Писал статьи и рецензии в журналах "Вопросы философии и
 психологии", "Русская мысль", "Вестник воспитания", в газете "Русские
 ведомости" и др. Автор книг ("Пушкин", 1908, "Этюды о западных
 писателях", 1910, и др.). Работы А., активно утверждавшего идею
 "искусства для искусства", носят эстетский, субъективистский характер. В
 журнале "Русская мысль" А. помещал систематич. обзоры о драм. т-рах
 Москвы. Бурную полемику вызвала статья А. "Отрицание театра" (1912), в
 к-рой автор отрицал т-р как искусство, утверждая, что он является лишь
 "подделкой жизни". С 1922 жил за границей.
  Лит.: В сперах о театре. Сб. статей. М., 1914 (имеется также текст
 ст. А. "Отрицание театра"); Юрьев Ю. М., Записки, т. 2. 1893-1917, Л.М.,
 1945, с. 414-416.
  "АЙЧУРЕК ("Л унная красавица") - опера В. Власова, А. Малдыбаева и В.
 Фере, либр. К. Маликова, Ю. Турусбекова и Д. Боконбаева (сюжетом для
 оперы взят эпизод из 2-й части кирг. нар. эпоса "Манас" - "Семетей",
 рисующий борьбу девушки Айчурек за независимость своей родины). Первая
 кирг. нац. опера. Пост. 15 апр. 1939, Фрунзе. 26 мая 1939 показана на
 открытии декады кирг. иск-ва в Москве (Семетей - Садыков, Айчурек -
 Киизбаева. Толтой - Ешимбеков, Чинкоджо - Боталиев, Кульчоро -
 Малдыбаев, Калыйман - Куттубаева, Чачикей - Герштейн; дирижёр
 Целиковский, пост. Куттубаева, реж. Васильев. худ. Штоффер, хормейстер
 Меркулов, балетм. Холфин). И з д а н и я.-"А", М.,Музгиз, 1956, рус.
 текст В. Виннинова. Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М.,
 1953, стр. 93-103. Я. Гр.
  "ACADEMJA" - русское советское книгоиздательство, существовавшее в
 Ленинграде, затем в Москве в 1922-38. Возникло при Гос. ин-те истории
 иск-в, в 1933 перешло в ведение Главискусства. В многообразной
 издательской деятельности "А." видное место занимали книги по
 драматургии и т-ру ("Книга комедий" Аристофана, "Трагедии" Сенеки,
 "Драматические произведения" Б. Джонсона, "Восточный театр" и др.). "А."
 издано много театрально-мемуарной литературы ("Записки актёра" М. С.
 Щепкина, "Записки" П. А. Каратыгина, "Записки современника" С. П.
 Жихарева, "Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславского, "Жизнь и
 творчество русского актёра Павла Орленева", "Рассказ о прошлом" В. Н.
 Давыдова и т. д.). Издания "А.", в большинстве хорошо оформленные, имеют
 вводные статьи и подробные примечания, многие из к-рых, однако, содержат
 серьёзные ошибки формалистич. и вульгарно-социологич. характера.
  Лит.: "Каталог изданий "Academia" за 1929-33 с приложением плана
 изданий на трехлетку 1933-1935", М.- Л., 1932. А. Шн.
  АКАДЕМИИ (от греч. *Axa6rn,ia-философская школа, основанная философом
 Платоном близ Афин)- название некоторых высших учебных, научных или
 художественных учреждений, объединяющих крупнейших специалистов в данной
 области науки или искусства. Театральные А. зародились в Италии в эпоху
 Возрождения. Уже в 15 в. членами гуманистических итальянских А.
 предпринимались опыты постановок произведений античной драматургии
 (напр., пост. "Эмпидика" Плавта членами римской А. "Помпониана", 1468).
 Более активную театр. деятельность развернули А. в Италии в 16 в., когда
 наряду с пост. пьес древних авторов они начали ставить оригинальные
 драм. произведения, сочинённые членами А. (в т. ч.: П. Аретино, А.
 Пикколомини, Г. Баргальи, Дж. Чекки, Дж. Джелли и др.). Это была
 гуманистич. драматургия светского содержания, противостоящая
 средневековому мистериальному т-ру. Из итальянских А. 16 в. наиболее
 значительные:
  "Конгрега де Роцци" в Сиене, "Костанти" во Флоренции, "Семпитерни" в
 Венеции, "Олимпика" в Ви-ченце (для к-рой арх. А. Палладио было
 построено одно из самых совершенных театр. зданий эпохи Возрождения),
 "Фантастичи" во Флоренции и др. Нек-рые из А. ("Элевати" во Флоренции,
 "Инвагити" в Мантуе и др.) специализировались на постановке муз. драм
 (мелодрам) К. Монтеверди И. Мелани, Ф. Кавалли и др. Спектакли А. обычно
 подготавливались под рук. и с участием членов А., в них выступали также
 профессиональные актёры и театр. любители. В 17 в. А., разрабатывающие
 жанры иуз. т-ра (опера, балет), возникли во Франции (Академия танца,
 Академия музыки), в Англии (Академия музыки), а также в Испании,
 Германии, Нидерландах и др. С концом эпохи Возрождения наступает закат
 театр. А", которые сменяются проф. т-рами.
  В 19-20 вв. театр. Академии возрождаются в нек-рых странах как
 разновидность высшей театр. школы (Академия искусств им, Лу-Синя в КНР и
 др.).
  Лит.: Storia delle Accademia d'Italia, v. 1-2, Bologna, 1926-27.
  АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - почётное звание, к-рое даётся в СССР крупнейшим
 и старейшим театрам республик. Было введено в 1919. Наименование "А. т."
 получили 6 старейших т-ров страны: Большой, Малый, Художественный в
 Москве, Александрийский (ныне - т-р драмы им. А. С. Пушкина), Мариинский
 (ныне - т-р оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловский (ныне -
 ленингр. Малый оперный т-р) в Петрограде. В 1920 моек. А. т. были
 объединены в Ассоциацию А. т. (существовала до 1921), в к-рую через
 нек-рое время вошли и петроградские А. т. (а также 2 московских не
 академии, т-ра - Камерный и Моск. т-р для детей). Ассоциация А. т. имела
 свой орган - журн. Культура театрам.
  А. т. подвергались ожесточённым нападкам со стороны представителей
 "левого" иск-ва, отрицавших значение культурного наследия прошлого.
  В конце 20-х-нач. 30-х гг. в связи с развитием сев. театр. иск-ва
 число А. т. значительно увеличилось. В эти и последу ющие годы почётное
 звание А. т. получили: Т-р им. Е. Вахтангова в Москве, Укр. т-р оперы и
 балета им. Шевченко (1926) и Укр. т-р им. И. Франко (1940) в Киеве, Тат.
 т-р им. Г. Камала в Казани (1926), Узб. т-р им. Хамзы в Ташкенте (1933),
 Тадж. т-р им. Лахути в Сталинабаде (1939), Укр. т-р оперы и балета им.
 Лысенко (1939) и Укр. т-р им. Шевченко в Харькове (1947), Туркм. т-р
 драмы им. Сталина в Ашхабаде (1956), Латв. т-р драмы (1949) и Латв. т-р
 оперы и балета (1956) в Риге, т-р "Эстония" (1950) и Т-р драмы им. В.
 Кингисеппа (1957) в Таллине и др. Л. Шн.
  АКАДЕМИЯ ГРАНЕЛЛЕСКИ - шуточная литературная академия в Венеции в 18
 в. См. Гранеллески.
  АКАДЕМИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА в Гаване - см. Кубинская академия
 драматичен ского искусства.
  АКАДЕМИЯ ИМ. СИБЕЛИУСА - высшее музыкально-театральное учебное
 заведение Финляндии. Основана в 1882 композитором и преподавателем
 музыки М. Вегелиусом. Первоначально А. и. С. именовалась
 Гельсингфорсским муз. ин-том (1882-1924), затем-Хельсинкской
 консерваторией (1924-39); в 1939 консерватории было присвоено имя Я.
 Сибелиуса, к-рый учился здесь в 1885-89 по классу композиции у
 Вегелиуса. А. и. С.- учебное заведение с мн. отделениями; имеется класс
 оперного пения, в к-ром преподаются также декламация, пластика,
 актёрское мастерство и т. д. А. и. С. воспитала крупных нац. музыкантов
 - А. Ярнефельта, Э. Мелартина, Т. Ку-ула, Т. Ханникайнена и др. С. Л.
  АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ (Akademie musickych emeni, AMU) - высшее
 театральное учебное заведение в Чехословакии. Создана в 1948 в Праге. А.
 и. имеет ф-ты: театральный, музыкальный и кино. Театр. ф-т готовит
 режиссёров и актёров для драматич. (в т. ч. кукольных) т-ров и
 театроведов, музыкальный - музыкантов-исполнителей и теоретиков музыки,
 кинофакультет - режиссёров, операторов и сценаристов. При Академии
 работает учебный т-р - ДИСК и кукольный т-р. Л. Сол.
  АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. ЛУ СИНЯ-высшее учебное заведение в Китае.
 Организована в начале 1938 в Яньане. Одна из первых художеств. школ,
 созданных на территории революц. Китая. В состав А. и. входили отделения
 литературы, т-ра, музыки и изобразит, иск-ва. При А. и. имелись
 научно-исследоват. кабинет и экспериментальная театр. труппа. А. и.
 сохраняла и развивала революц. традиции кит. искусства, возникшие в
 период освободит, движения 4 мая 1919. Важное место в учебной работе
 занимало изучение иск-ва и лит-ры Сов. Союза. В работе А. и. принимал
 участие выдающийся композитор Си Син-хай (1905-45). Среди первых
 руководителей и педагогов А. и.- театр. деятели Чжоу Ян, Люй Цзи, Хэ
 Ци-фан, Чжоу Ли-бо, Чжан Гэн. В 1943 педагоги и учащиеся Академии
 приняли активное участие в движении за создание янгэ
 (песенно-танцевальных представлений на сов р. тематику), в руководстве
 этим движением. В этот период учащиеся А. и. Хэ Цзин-чжи и Дин Ни
 создали известную оперу "Седая девушка". А. и. существовала до 1949,
 затем влилась в Объединённый северокитайский ун-т.
  АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ (Национальная академия музыки) (Academie de Musique)
 - французский оперный т-р в Париже. А. м. основана в 1671 аббатом П.
 Перроном, маркизом де Сурдеаком и Р. Камбером, получившими в 1669 от
 короля Людовика XVI концессию на 20 лет на организацию "оперных
 академий" (т. е. муз. представлений) в Париже и др. городах.
 Предшественницей А. м. была "Академия музыки и поэзии", организованная
 поэтом де Вефом и музыкантом Ж. де Курвилем в 1570 и просуществовавшая
 до 1572. В 1581 в Бурбонском дворце был пост. спектакль "Королевский
 комический балет", сочетавший пение, музыку и танцы (пост. Б. де
 Бо-жуайс, стихи ла Шенайля, муз де Больё и де Кур-виля, декорации Ж.
 Патена); принципы этой постановки легли в основу создания придворного
 муз. т-ра во Франции. А. м. открылась постановкой пасторали "Помона"
 (опера-балет со стихами П. Перрона и музыкой Р. Камбера, пост. Вошампа);
 этот спектакль имел большой успех и шёл в течение 8 месяцев. Труппа
 Академии состояла в этот период из 5 солистов (из них 4 женщины), 15
 участников хора и 13 артистов оркестра. В нач. своей деятельности эта
 труппа находилась под влиянием итал. т-ра. Вскоре в результате
 придворных интриг Перрон вынужден был закрыть А. м. Однако уже в 1672 Ж.
 Б. Люлли удалось получить новую концессию на своё имя и снова открыть А.
 м. под назв. "Королевская академия музыки". На премьере была исполнена
 опера-балет "Праздник любви и Бахуса" Люлли, возглавлявшего А. м. (был
 её директором, администратором, режиссёром и композитором). В А. м. было
 поставлено ок. 20 опер Люлли, оказавших большое влияние на развитие
 оперного жанра в стране. Их успех утвердил положение А. м. как
 постоянного оперного т-ра. После смерти Люлли (1687) А. м. продолжала
 свою деятельность под руководством различных директоров, в разных
 помещениях, неоднократно изменяя своё название. В 1737-60 в А. м.
 ставились оперы Ж. Рамо. В 1773-79 успех опер X. Глюка дал возможность
 А. м. освободиться от преобладания итал. репертуара. После франц. бурж.
 революции конца 18 в. в репертуар А. м. были включены оперы П.
 Мон-синьи, Ф. Госсека, Э. Мегюля, позднее Ф. Филидора и др. франц.
 композиторов. В 19 в. А. м. продолжала оставаться крупнейшим муз.
 центром Европы. В 1871 была переименована в Нац. т-р оперы, для к-poro в
 1875 построено новое помещение; с это" го же года т-р получил
 наименование Гранд-Операм. Л. М.
  АКАДЕМИЯ ТАНЦА (королевская) (Academie Royale de Danse) - основана в
 Париже в 1661 королём Людовиком XIV. Задачей её было изучение искра
 танца. А. т. состояла из Совета, в к-рый входило 13 мастеров танца,
 регулярно собиравшихся в таверне, недалеко от Лувра. А. т. занималась
 кодификацией придворных и характерных танцев. После нападок,

<< Пред.           стр. 15 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу