<< Пред. стр. 15 (из 913) След. >>
В 1934-38 учился в тат. оперной студии при Моск. консерватории. X. К.АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский
писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств.
школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в
1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих
произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты
ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой
натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
"Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской
цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
(1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний
роман" (1916), "Жёны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат"
(1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в
томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
Консул Гранат, П., 1923.
Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936,
с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
1925, с. 153-204.
АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский
советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским
трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928
окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии
работал актёром и режиссёром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары).
Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об
индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
"Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни.
Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного
жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в
Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958;
Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской
литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский
актёр, режиссёр. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх.
Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в
Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в
Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе
кружка художеств. самодеятельности. В 1933 был принят в труппу
Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
друг" Погодина. Исполнял преим. роли героев. Позднее занялся
режиссёрской работой (в 1947-51 был гл. режиссёром театра). С 1953
работает в кино как актёр и режиссёр.
Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
и психологической характеристик, внутренним драматизмом и сильным
темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей А.:
Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ, Иса-тай
("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
страстностью играет А. роли современников: Кидд ("Голос Америки"
Лавренёва), Кривенко ("Победители" Чирскова), Бретт ("Глубокие корни"
Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью, обличит. силой отмечены отрицат.
образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и
Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек с ружьём"), Тихона
("Гроза"), Сатина ("На дне"), А. создал подлинно русские характеры,
раскрыл идейную сущность образов. С ярким темпераментом и комедийным
блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой"). Комедийное
дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
"Абай" (один из авторов инсц., реж. спектакля, исполнитель роли
Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба и
любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники", "Человек
с ружьём" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая" (Шарнп), "Золотой
рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы "Поэма о
любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят из
драматич., муз., вокальных и танцевальных групп. Возникли из муз. и
театр. самодеятельных кружков, организованных после победы народной
революции в Монголии (1921) в аймачных (областных) центрах.
Организаторами этих кружков являлись представители городской и сельской
интеллигенции, члены Революционного союза молодёжи. Муз. кружками
руководили народные музыканты, драматическими-учителя. Репертуар пх
состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич. содержания,
к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах, на гуляниях,
во время празд-никбв. Участники кружков выезжали с концертами и
спектаклями на летние и зимние стойбища.
В 1946 в Улан-Баторе были организованы двухлетние муз.-драм. курсы
для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в 1948
из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
А. т. в Чойбалсане. В 1942 Улан-Баторский муз.-театр. техникум
выпустил группу казахских актёров, на основе к-рой создан Баинульгинский
А. т., сначала полу профессиональный, затем (с 1956) профессиональный
театр. В 1950 создан А. т. в Джаргаланте (театр возник на основе
самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J - каракалпакский советский
драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946. В 1930
окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в 1927.
В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы". В 1956 окончил высшие лит.
курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор муз. комедии "Своей
палкой себя самого" (1940), муз. драм "Лейтенант Елмуратов" (1943),
"Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958), "На берегу Аму-Дарьи"
(1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958) - о нац. поэте, "Равшан"
(1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
им. Станиславского (Нукус). В них отражено прошлое каракалпакского
народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь советских
людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны и трудовые
подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878, Соктари
(близ Гиждувана),-15.УП. 1954, Самарканд] - таджикский советский
писатель, учёный. Засл. деят. наук Тадж. ССР. Основоположник тадж.
советской лит-ры. Драматургич. произв. А. не имеет, но его имя тесно
связано с тадж. театр. иск-вом; произведения А. неоднократно
инсценировались. В Т-ре им. Лахути (Сталинабад) в 1954 пост. спектакль
"Дохунда" (инсц. Дж. Икрами), в 1951 - "Обездоленная девушка" (инсц. Дж.
Икрами), в 1953 - "Смерть ростовщика" (инсц. С. Саидмурадова, М.
Касимова). Эти инсценировки шли также в других т-рах республики. Н. Н.
АЙТАИ (Ajtay), Андор (р. 25.VII. 1903) - венгерский актёр. Засл. арт.
Венгерской Народной Республики (1953). С 1924 выступал в провинциальных
т-рах, с 1932-в т-ре Комедии и Национальном т-ре (в качестве
гастролёра), в 1952-59-в т-ре Народной Армии в Будапеште. С 1959
работает в т-ре им. Пе-тёфи (Будапешт). Роли: Клаузен ("Перед заходом
солнца" Гауптмана), Актёр ("На дне"). Человек в мантии ("Такая любовь"
Когоута). Работает также как режиссёр; пост.: "Мать" Чапека (1956),
"Антигона" Ануя (1957), "Лебедь" Мольнара (1957), "Гостиница "Астерия""
Штейна (1958) и др. Снимается в кино. Удостоен премий им. Ясаи (1953) и
им. Кошута (1954).
АЙТЫС (от айту - рассказывать) - состязание казахских народных певцов
(акынов). Своеобразный певческий диалог, участники к-рого стараются
превзойти друг друга в исполнении песен. А., вошедшие в быт народа,
заключают в себе элементы драм. действия; развивают искусство
импровизации (песни сочиняются экспромтом), речевую культуру. В старину
А. проводились в торжественной обстановке, красочных костюмах,
представляли собой вид зрелища.
Лит.: А у э з о в М., Соболев Л., Эпос и фольклор казахского народа,
"Литературный критик", 1940, ј 1; М у к а н о в С., Истоки казахского
народного теата, "Литература и искусство Казахстана", 1941, ј 1, с.
5-91. р Я. Л.
АЙХЕНВАЛЬД, Юлий Исаевич 112(24).!. 1872- 1928] - русский
литературный критик. Окончил историко-филологич. ф-т Новороссийского
ун-та (1894). Писал статьи и рецензии в журналах "Вопросы философии и
психологии", "Русская мысль", "Вестник воспитания", в газете "Русские
ведомости" и др. Автор книг ("Пушкин", 1908, "Этюды о западных
писателях", 1910, и др.). Работы А., активно утверждавшего идею
"искусства для искусства", носят эстетский, субъективистский характер. В
журнале "Русская мысль" А. помещал систематич. обзоры о драм. т-рах
Москвы. Бурную полемику вызвала статья А. "Отрицание театра" (1912), в
к-рой автор отрицал т-р как искусство, утверждая, что он является лишь
"подделкой жизни". С 1922 жил за границей.
Лит.: В сперах о театре. Сб. статей. М., 1914 (имеется также текст
ст. А. "Отрицание театра"); Юрьев Ю. М., Записки, т. 2. 1893-1917, Л.М.,
1945, с. 414-416.
"АЙЧУРЕК ("Л унная красавица") - опера В. Власова, А. Малдыбаева и В.
Фере, либр. К. Маликова, Ю. Турусбекова и Д. Боконбаева (сюжетом для
оперы взят эпизод из 2-й части кирг. нар. эпоса "Манас" - "Семетей",
рисующий борьбу девушки Айчурек за независимость своей родины). Первая
кирг. нац. опера. Пост. 15 апр. 1939, Фрунзе. 26 мая 1939 показана на
открытии декады кирг. иск-ва в Москве (Семетей - Садыков, Айчурек -
Киизбаева. Толтой - Ешимбеков, Чинкоджо - Боталиев, Кульчоро -
Малдыбаев, Калыйман - Куттубаева, Чачикей - Герштейн; дирижёр
Целиковский, пост. Куттубаева, реж. Васильев. худ. Штоффер, хормейстер
Меркулов, балетм. Холфин). И з д а н и я.-"А", М.,Музгиз, 1956, рус.
текст В. Виннинова. Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М.,
1953, стр. 93-103. Я. Гр.
"ACADEMJA" - русское советское книгоиздательство, существовавшее в
Ленинграде, затем в Москве в 1922-38. Возникло при Гос. ин-те истории
иск-в, в 1933 перешло в ведение Главискусства. В многообразной
издательской деятельности "А." видное место занимали книги по
драматургии и т-ру ("Книга комедий" Аристофана, "Трагедии" Сенеки,
"Драматические произведения" Б. Джонсона, "Восточный театр" и др.). "А."
издано много театрально-мемуарной литературы ("Записки актёра" М. С.
Щепкина, "Записки" П. А. Каратыгина, "Записки современника" С. П.
Жихарева, "Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславского, "Жизнь и
творчество русского актёра Павла Орленева", "Рассказ о прошлом" В. Н.
Давыдова и т. д.). Издания "А.", в большинстве хорошо оформленные, имеют
вводные статьи и подробные примечания, многие из к-рых, однако, содержат
серьёзные ошибки формалистич. и вульгарно-социологич. характера.
Лит.: "Каталог изданий "Academia" за 1929-33 с приложением плана
изданий на трехлетку 1933-1935", М.- Л., 1932. А. Шн.
АКАДЕМИИ (от греч. *Axa6rn,ia-философская школа, основанная философом
Платоном близ Афин)- название некоторых высших учебных, научных или
художественных учреждений, объединяющих крупнейших специалистов в данной
области науки или искусства. Театральные А. зародились в Италии в эпоху
Возрождения. Уже в 15 в. членами гуманистических итальянских А.
предпринимались опыты постановок произведений античной драматургии
(напр., пост. "Эмпидика" Плавта членами римской А. "Помпониана", 1468).
Более активную театр. деятельность развернули А. в Италии в 16 в., когда
наряду с пост. пьес древних авторов они начали ставить оригинальные
драм. произведения, сочинённые членами А. (в т. ч.: П. Аретино, А.
Пикколомини, Г. Баргальи, Дж. Чекки, Дж. Джелли и др.). Это была
гуманистич. драматургия светского содержания, противостоящая
средневековому мистериальному т-ру. Из итальянских А. 16 в. наиболее
значительные:
"Конгрега де Роцци" в Сиене, "Костанти" во Флоренции, "Семпитерни" в
Венеции, "Олимпика" в Ви-ченце (для к-рой арх. А. Палладио было
построено одно из самых совершенных театр. зданий эпохи Возрождения),
"Фантастичи" во Флоренции и др. Нек-рые из А. ("Элевати" во Флоренции,
"Инвагити" в Мантуе и др.) специализировались на постановке муз. драм
(мелодрам) К. Монтеверди И. Мелани, Ф. Кавалли и др. Спектакли А. обычно
подготавливались под рук. и с участием членов А., в них выступали также
профессиональные актёры и театр. любители. В 17 в. А., разрабатывающие
жанры иуз. т-ра (опера, балет), возникли во Франции (Академия танца,
Академия музыки), в Англии (Академия музыки), а также в Испании,
Германии, Нидерландах и др. С концом эпохи Возрождения наступает закат
театр. А", которые сменяются проф. т-рами.
В 19-20 вв. театр. Академии возрождаются в нек-рых странах как
разновидность высшей театр. школы (Академия искусств им, Лу-Синя в КНР и
др.).
Лит.: Storia delle Accademia d'Italia, v. 1-2, Bologna, 1926-27.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - почётное звание, к-рое даётся в СССР крупнейшим
и старейшим театрам республик. Было введено в 1919. Наименование "А. т."
получили 6 старейших т-ров страны: Большой, Малый, Художественный в
Москве, Александрийский (ныне - т-р драмы им. А. С. Пушкина), Мариинский
(ныне - т-р оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловский (ныне -
ленингр. Малый оперный т-р) в Петрограде. В 1920 моек. А. т. были
объединены в Ассоциацию А. т. (существовала до 1921), в к-рую через
нек-рое время вошли и петроградские А. т. (а также 2 московских не
академии, т-ра - Камерный и Моск. т-р для детей). Ассоциация А. т. имела
свой орган - журн. Культура театрам.
А. т. подвергались ожесточённым нападкам со стороны представителей
"левого" иск-ва, отрицавших значение культурного наследия прошлого.
В конце 20-х-нач. 30-х гг. в связи с развитием сев. театр. иск-ва
число А. т. значительно увеличилось. В эти и последу ющие годы почётное
звание А. т. получили: Т-р им. Е. Вахтангова в Москве, Укр. т-р оперы и
балета им. Шевченко (1926) и Укр. т-р им. И. Франко (1940) в Киеве, Тат.
т-р им. Г. Камала в Казани (1926), Узб. т-р им. Хамзы в Ташкенте (1933),
Тадж. т-р им. Лахути в Сталинабаде (1939), Укр. т-р оперы и балета им.
Лысенко (1939) и Укр. т-р им. Шевченко в Харькове (1947), Туркм. т-р
драмы им. Сталина в Ашхабаде (1956), Латв. т-р драмы (1949) и Латв. т-р
оперы и балета (1956) в Риге, т-р "Эстония" (1950) и Т-р драмы им. В.
Кингисеппа (1957) в Таллине и др. Л. Шн.
АКАДЕМИЯ ГРАНЕЛЛЕСКИ - шуточная литературная академия в Венеции в 18
в. См. Гранеллески.
АКАДЕМИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА в Гаване - см. Кубинская академия
драматичен ского искусства.
АКАДЕМИЯ ИМ. СИБЕЛИУСА - высшее музыкально-театральное учебное
заведение Финляндии. Основана в 1882 композитором и преподавателем
музыки М. Вегелиусом. Первоначально А. и. С. именовалась
Гельсингфорсским муз. ин-том (1882-1924), затем-Хельсинкской
консерваторией (1924-39); в 1939 консерватории было присвоено имя Я.
Сибелиуса, к-рый учился здесь в 1885-89 по классу композиции у
Вегелиуса. А. и. С.- учебное заведение с мн. отделениями; имеется класс
оперного пения, в к-ром преподаются также декламация, пластика,
актёрское мастерство и т. д. А. и. С. воспитала крупных нац. музыкантов
- А. Ярнефельта, Э. Мелартина, Т. Ку-ула, Т. Ханникайнена и др. С. Л.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ (Akademie musickych emeni, AMU) - высшее
театральное учебное заведение в Чехословакии. Создана в 1948 в Праге. А.
и. имеет ф-ты: театральный, музыкальный и кино. Театр. ф-т готовит
режиссёров и актёров для драматич. (в т. ч. кукольных) т-ров и
театроведов, музыкальный - музыкантов-исполнителей и теоретиков музыки,
кинофакультет - режиссёров, операторов и сценаристов. При Академии
работает учебный т-р - ДИСК и кукольный т-р. Л. Сол.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. ЛУ СИНЯ-высшее учебное заведение в Китае.
Организована в начале 1938 в Яньане. Одна из первых художеств. школ,
созданных на территории революц. Китая. В состав А. и. входили отделения
литературы, т-ра, музыки и изобразит, иск-ва. При А. и. имелись
научно-исследоват. кабинет и экспериментальная театр. труппа. А. и.
сохраняла и развивала революц. традиции кит. искусства, возникшие в
период освободит, движения 4 мая 1919. Важное место в учебной работе
занимало изучение иск-ва и лит-ры Сов. Союза. В работе А. и. принимал
участие выдающийся композитор Си Син-хай (1905-45). Среди первых
руководителей и педагогов А. и.- театр. деятели Чжоу Ян, Люй Цзи, Хэ
Ци-фан, Чжоу Ли-бо, Чжан Гэн. В 1943 педагоги и учащиеся Академии
приняли активное участие в движении за создание янгэ
(песенно-танцевальных представлений на сов р. тематику), в руководстве
этим движением. В этот период учащиеся А. и. Хэ Цзин-чжи и Дин Ни
создали известную оперу "Седая девушка". А. и. существовала до 1949,
затем влилась в Объединённый северокитайский ун-т.
АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ (Национальная академия музыки) (Academie de Musique)
- французский оперный т-р в Париже. А. м. основана в 1671 аббатом П.
Перроном, маркизом де Сурдеаком и Р. Камбером, получившими в 1669 от
короля Людовика XVI концессию на 20 лет на организацию "оперных
академий" (т. е. муз. представлений) в Париже и др. городах.
Предшественницей А. м. была "Академия музыки и поэзии", организованная
поэтом де Вефом и музыкантом Ж. де Курвилем в 1570 и просуществовавшая
до 1572. В 1581 в Бурбонском дворце был пост. спектакль "Королевский
комический балет", сочетавший пение, музыку и танцы (пост. Б. де
Бо-жуайс, стихи ла Шенайля, муз де Больё и де Кур-виля, декорации Ж.
Патена); принципы этой постановки легли в основу создания придворного
муз. т-ра во Франции. А. м. открылась постановкой пасторали "Помона"
(опера-балет со стихами П. Перрона и музыкой Р. Камбера, пост. Вошампа);
этот спектакль имел большой успех и шёл в течение 8 месяцев. Труппа
Академии состояла в этот период из 5 солистов (из них 4 женщины), 15
участников хора и 13 артистов оркестра. В нач. своей деятельности эта
труппа находилась под влиянием итал. т-ра. Вскоре в результате
придворных интриг Перрон вынужден был закрыть А. м. Однако уже в 1672 Ж.
Б. Люлли удалось получить новую концессию на своё имя и снова открыть А.
м. под назв. "Королевская академия музыки". На премьере была исполнена
опера-балет "Праздник любви и Бахуса" Люлли, возглавлявшего А. м. (был
её директором, администратором, режиссёром и композитором). В А. м. было
поставлено ок. 20 опер Люлли, оказавших большое влияние на развитие
оперного жанра в стране. Их успех утвердил положение А. м. как
постоянного оперного т-ра. После смерти Люлли (1687) А. м. продолжала
свою деятельность под руководством различных директоров, в разных
помещениях, неоднократно изменяя своё название. В 1737-60 в А. м.
ставились оперы Ж. Рамо. В 1773-79 успех опер X. Глюка дал возможность
А. м. освободиться от преобладания итал. репертуара. После франц. бурж.
революции конца 18 в. в репертуар А. м. были включены оперы П.
Мон-синьи, Ф. Госсека, Э. Мегюля, позднее Ф. Филидора и др. франц.
композиторов. В 19 в. А. м. продолжала оставаться крупнейшим муз.
центром Европы. В 1871 была переименована в Нац. т-р оперы, для к-poro в
1875 построено новое помещение; с это" го же года т-р получил
наименование Гранд-Операм. Л. М.
АКАДЕМИЯ ТАНЦА (королевская) (Academie Royale de Danse) - основана в
Париже в 1661 королём Людовиком XIV. Задачей её было изучение искра
танца. А. т. состояла из Совета, в к-рый входило 13 мастеров танца,
регулярно собиравшихся в таверне, недалеко от Лувра. А. т. занималась
кодификацией придворных и характерных танцев. После нападок,