<< Пред. стр. 152 (из 913) След. >>
Сельвинского (1935), "Собака на сене" Лопе де Вега (1937), "Весна вМоскве" Гусева (1941), "Два лагеря" Якобсона (1949), "Прага остаётся
моей" Буряковского (1950), "Клоп" Маяковского (1956). С 1958 - режиссёр
Моск. драм. т-ра им. Пушкина.
ВЛАСОВ, Владимир Александрович [р.25.XII.1902 (7.1.1903)]- русский
советский композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1946) и засл. деят. иск-в
РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки.
Композицией занимался у Г. Л. Катуа-ра. В 1926-36 был дирижёром и
композитором МХАТа. В 1936-42 В. - муз. руководитель Муз. драм. т-ра
(ныне т-р оперы и балета) во Фрунзе. Произв., написанные В. совм. с В.
Г. Фере и А. Малдыбаевым, положили начало развитию кирг.
оперно-балетного иск-ва. Среди нкх: муз. драмы "Алтын кыз" ("Золотая
девушка") В. и Фере (1937), "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") В.,
Фере и Малды-баева (1938); их же - "Айчурек" ("Лунная красавица", 1939),
"Патриоты" (1941), "Манас" (1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951) (В. и
Фере) и др.; балеты В. и Фере - "Анар" (1940) и "Селькинчек" (1943),
муз. редакция, оркестровка и завершение балета Ф. Яруллина "Али Батыр"
("Шурале") (1950, 2-я ред. 1954) и др. Произв. В. пост. в Кирг.
муз.-драм. т-ре и т-ре оперы и балета. В. принадлежат также симф.,
камерно-инструмент. и др. произв.
Лит.: Виноградов Б., А. Малдыбаев, В. Власов, В. Фере, М., 1958.
ВЛАСОВ, Степан Григорьевич (1858-1919)- русский артист оперы (бас). В
1822 окончил Моск. консерваторию. Пел в оперных т-рах Италии. С 1885
выступал в Москве, в Частной опере С. И. Мамонтова, в 1387-1907-в
Большом т-ре. В. обладал красивым высоким басом большого диапазона,
прекрасной дикцией и отличными сценич. данными. Помимо разнообразных
партий басового репертуара, с успехом исполнял и низкие баритоновые
партии. Создал яркие, выразительные образы в рус. операх: Руслан;
Галиц-кий ("Князь Игорь") и др. Был лучшим (до Ф. И. Шаляпина)
исполнителем партии Мефистофеля в "Фаусте" на сцене Большого т-ра.
Лит.: Степан Григорьевич Власов..., "ЕИТ". Сезон 1907-1908 гг.. П.,
[б. г.]. вып. 18, ч. 1, с. 282-83.
ВЛАСОВА, Ольга Николаевна [р. 18(31). I. 1908] - советская артистка
оперетты. Народная арт. РСФСР (1960). Пению обучалась в 1922-26 у Л.
Ефимовой в техникуме им. Н. А. Рим-ского-Корсакова в Москве; брала также
уроки у Л. Шор-Плот-никовой. Одновременно (в 1923-26) училась в театр.
техникуме им. А. В. Луначарского (Москва). Творческую деятельность
начала в 1926; пела в т-рах оперетты в Курске, Перми, Астрахани и др.
городах, с 1928 - в Моск. т-ре оперетты. Роли: Кэто ("Золотая долина"
Дунаевского), Марианна Этуаль ("Воздушный замок" Фельцмана), Бесси
("Ярмарка невест" Якоби), Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Христина
("Продавец птиц" Целлера), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Роз-Мари
(о. п. Фримля и Стогардта) и др. В.- певица лирико-каскадного жанра.
Образы, созданные артисткой, подкупают жизнерадостностью, задором,
весельем.
"ВЛАСТЬ ТЬМЫ" (первонач. назв. пьесы, ставшее потом её подзаголовком:
"Коготок увяз, всей птичке пропасть")- драма в 5 д. Л. Н. Толстого. Соч.
1886. До 1895 была запрещена к пост. В 1890 поставлена на домашней сцене
Приселковых в Петербурге силами любителей. После снятия запрета в 1895
пьеса в том же году была поставлена: 16 окт. в т-ре
Литературно-художественного об-ва (Петерб. Малом т-ре; реж. Е. Карпов,
худ. Аллегри, И. Суворин; Матрёна - Стрепетова, Акулина - Никитина,
Анисья - Холмская, Анютка - Домашева, Аким - Михайлов, Никита -
Судьбинин, Пётр -Марковский, Марина - Пасхалова, Митрич - Красовский);
18 окт. в Александрийском т-ре (в бенефис Н. Васильевой, исполнившей
роль Анисьи; Акулина - Савина, Матрёна - Стрельская, Аким - Давыдов,
Митрич - Варламов, Никита - Сазонов, Пётр - Осокин; декорации по эскизам
Шишкова); 19 окт. в Моск. т-ре Корша (в бенефис Яковлева, исполнявшего
роль Никиты;
Матрёна - Серебрякова, Акулина - Кошева, Анисья - Журавлёва, Анютка -
Бауэр, Митрич - Греков); 26 окт. в т-ре "Скоморох" (Москва); 29 ноября в
Моск. Малом т-ре [в бенефис Никулиной, исполнявшей роль Анисьи; реж.
Черневский, худ. Вальц; Матрёна - О. Садовская, Акулина - Музиль (ныне -
Рыжова), Марина - Кошкарова, Анютка - Егорова. Аким - Макшеев, Митрич -
Музиль, Никита - Рыжов, Пётр - П. Садовский]. Последующие пост. "В. т.":
5 нояб. 1902- в МХТ (реж. Станиславский, худ. Симов; Митрич -
Станиславский и Тихомиров, Матрёна - Помялова, Акулина - Николаева,
Анисья - Бутова, Марина - Алексеева, Марфа- Грибунина, Анютка -
Халютина, Аким - Артём, Никита - Грибунин, Пётр - Судьбинин); 31 авг.
1908 - в Общедоступном т-ре при Народном доме графини Паниной в
Петербурге (позднее - Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скар-ской;
реж. Гайдебуров, он же исполнитель роли Никиты). В том же году "В. т."
была возобновлена в Александрийском т-ре (с Корчагиной-Александровской в
роли Матрёны); 18 апр. 1903"В. т." была поставлена в Петербурге на сцене
Михайловского т-ра (реж. Е. Карпов, исполнители - актёры
Александрийского, Петербургского Малого и др. т-ров: Савина, Стрепетова,
Левкеева, Холмская, Домашева, Давыдов, Каширин, Яковлев и др.). Помимо
Москвы и Петербурга, "В. т." широко ставили и провинциальные т-ры, в т.
ч. Нижегородский под рук. Соболыпикова-Самарина (1898), Харьковский т-р
под рук. Синельникова (1896), Саратовский т-р, антреприза Бородая
(1898), Полтавский т-р (1901), Киевский т-р "Соловцов" (1907, реж.
Марджаноп).
На советской сцене "В. т." ставили Передвижной т-р под рук.
Гайдебурова и Скарской (1919, 1927 и 1939); Омский т-р (1928 и 1955);
Орехово-Зуевский т-р (1936), Курский т-р (1953), Калужский т-р (1953),
Ивановский т-р (1955). В 1956 "В. т." пост. Малый т-р (реж. Равенских,
худ. Волков; Анисья -Чува-ева, Марина - Бурыгина, Анютка - Блохина, Аким
- Ильинский, Никита - Доронин, Митрич - Жаров, Пётр - Горбатов, нума
Анисьи - Орлова, муж Марины - Грузинский);
Рязанский т-р (1958), Фрунзенский рус. т-р (1959), Казанский Большой
драм. т-р (1959). Ряд пост. осуществлён в 1960.
Сценическая жизнь "В. т." за рубежом началась до пост. её в России.
Первым поставил пьесу 10 февр. 1888 "Свободный т-р" Антуана в Париже
(перевод Павловского и Метенье под назв. "La puissance des Tenebres";
Аким - Антуан, Никита- Мефисто, Митрич -Дормон, Матрёна -Бор ни, Анисья
- Дор-си, Акулина-Колос; возобновлён в 1893). "В.т." ставили и др.
парижские т-ры: Бельвильский (1892), "Одеон" (1912), т-р Пи-тоева
(1922). Из нем. пост.: "Свободная сцена" ("Pre ie BOhne"), Берлин (1890,
с01?. Лёвенфельда, реж. Отто Брам, Аким- Гок, Митрич - Паули); сцена
Мюнхенского лкт. об-ва (1898; реж. Э. фон Вольпорен, декорации по
эскизам Кардовского. Грабаря, Явленского; Аким - Зуске, Митрич - Базиль,
Анютка - Брюннер); Немецкий т-р, Берлин (1900; реж. и иснолнитель роли
Акима - Рейнхардт; Никита - Бассерман, Матрёна - Пёльниц, Митрич - Г.
Фишер, Анисья - Леман); "Лобе-театр". Бреславль (1900, реж.
Витте-Вильда; Аким - Мюллер-Ганно); т-р Франкфурта-на-Майне (1901), т-ры
в Мангейме, Киле (1901), Штутгарте (1902, 1929). Бремене (1902), Кёльне
(1907), "Лессинг-театр", Берлин (1908), "Резиденц-театр", Дрезден,
"Шиллер-театр", Берлин, "Централь-театр", Берлин (1923), "Фолькс-бюне",
Берлин, ГДР (1957) и др. В Италии "В. т." ставили: т-р "Дель Верме",
Милан (1893), т-р "Балле" (1893), т-р Манд-зони, Рим (1897), т-р
"Паганини" в Генуе (1894), т-ры в Венеции, Турине, Милане (1893, 1895).
Пьеса включалась в репертуар гастрольных выступлений в странах Европы (в
т. ч. в России - 1898) итал. трупп Цаккони, Новелли (играли роль
Никиты). Другие зарубежные пост. "В. т.": т-р в Загребе (1897), венский
"Раймунд-театр" (1899), Копенгагенский т-р (конец 90-х гг.), пражский
Нац. т-р (1900), будапештский Нац. т-р (1901, 1955), Т-р в Або
(Финляндия, на швед. яз., 1903), Лондонский "Стейдж сосайети" (1904),
софийский Народный т-р (1904), Женевский т-р (1907), брюссельский т-р
"Дю Парк" (1919), Цюрихский т-р (1939). "В. т." пост. в Египте (1958) и
др. странах.
И з д а н и я.-Первое изд.: "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей
птичке пропасть", изд-во "Посредник", М., 1887; из последующих изд.:
Толстой Л. Н., Собр. соч. в 14 тт., т. 11, M., 1952, и Полное собр.
соч., под общ. ред. В. Г. Черткова, т. 26, M., 1956.
Лит.: Толстой Л. П., Собр. соч., т. 11, M., 1936, о "В. т.", с.
705-736; "ЕИТ". Сезон 189596, СПБ, 1897, с. 138-149; "Театр и
искусство", 1908, ј 34, с. 577-594;
БалухатыйС. иПисемская О., Справочник по Толстому, М., 1928
(специальный раздел: библиография по пост. "В. т."); Л о м у н о в К.,
Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 118-226; "Театр", М., 1957, ј
4, , 6, 7;
Ежегодник Института истории искусств 1958. Театр. М., 1958, с.
229-260. А. Шн.
ВЛАСЮК, Дмитрий Ильич [р. 25.V(7.VI).1902]- украинский советский
театральный художник. Член КПСС с 1948. В 1927 окончил Киевский
художеств. ин-т. С 1924 работает в Харьковском т-ре им. Т. Шевченко;
оформил спектакли: "Плацдарм" Ирчана (1932), "Васса Железнова" (1936),
"Гроза" (1938), "Егор Булычев и другие" (1947); "Любовь на рассвете"
Га-лана (1952). В Т-ре им. Франко (Киев) оформил спектакль "Хозяин"
Карпенко-Карого (1939); в Т-ре им. Я. Купалы (Минск) - "В степях
Украины" Корнейчука (1940) и др. Лучшие работы В. отличаются лаконизмом,
оригинальностью решения сценич. пространства. С 1931 ведёт педагогич.
работу; доцент Харьковского театр. ин-та (с 1951 - директор).
Лит.: Пульсон А., Д. I. Власюк, В. М. Гречен-ко, Р. О. Черкашин
[Харь-KIBJ, 1947 (серия "Майстри радянського мистецтва"),
ВЛАХОПУЛУ (ВЛа/о-яооо?)), Зои (р. 1916)- греческая артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в Афинской консерватории. В 1934-36 выступала
в оперетте. Впервые выступила на оперной сцене в Афинах в 1940. С 1941 -
солистка Афинского оперного т-ра "Лирики скини". Гастролировала в
Англии, Турции, Югославии, СССР (1957) и др. странах. Партии:
Чио-Чио-сан, Аида;
Агата ("Вольный стрелок" Вебера) и др. Д. С.
ВНОУЧЕК (Vnoucek), Франтишек (р. 27.VII. 1903)- чехословацкий актёр.
Засл. арт. Чехословацкой Социалистической Республики (1954). Сценич.
деятельность начал в 1924 в Нар. т-ре в Праге. Работал в т-рах Оломоуца,
Братиславы и др. После освобождения Чехословакии (1945) В. вступил в
труппу т-ра "Д-34". В.-актёр яркой характерности, острого внешнего
рисунка роли. Среди ролей В.: Мэчиз ("Опера нищих" Гея, Брехта,
Буриана), Сатин ("На дне"), Коновалов ("Гостиница "Астория"" Штейна).
Создал сценический образ В.И.Ленина ("Человек с ружьём"). Л.Сол.
ВОАН-УЙЛЬЯМС (Vaughan Williams), Ралф(12.Х. 1872, Даун-Ампни,
Глостершир,- 26. Vlil. 1958, Лондон) - английский композитор и
музыкально-общественный деятель. В 1895 окончил Кембриджский ун-т,
занимался музыкой у А. Грея (орган) и Ч. Вуда (композиция) в ун-те и в
Королевском муз. колледже в Лондоне под рук. Ч. Пэрри и Ч. Стан-форда
(композиция) и В. Лэр-ретта (орган). Совершенствовался по композиции в
Нем. академии искусств в Берлине у М. Бруха (после 1896) и у М. Равеля в
Париже (ок. 1909). Творческую деятельность начал в конце 1895. С 1904
В.-У. активно изучает англ. муз. фольклор и вскоре выдвигается как один
из наиболее ярких представителей нац. направления в англ. музыке. В
творчестве В.-У.важное место занимают сценич. произв. В его пяти операх
и четырёх балетах, написанных на нац. литературные сюжеты, проявлялась
тесная связь с нар. традициями. Первая опера В.-У. "Хью-гуртовщик"
(1924, Королевский т-р, Лондон) показывает жизнь англ. деревни начала 19
в. Это соч. носит название "романтическая балладная опера"; оно близко к
этому жанру реалистич. тенденциями и песенным характером большинства
эпизодов. Опера "Уходящие в море" (1937, Королевский муз. колледж,
Лондон) на текст трагедии Д. Синга представляет собой психологич. муз.
драму. Наиболее значительная опера В.-У .-"Влюблённый сэр Джон" (1929,
там же)- муз. комедия на сюжет "Виндзорских проказниц" Шекспира,
опирающаяся на англ. муз. фольклор 16 в. Аналогичный характер носит и
опера В.-У. "Путешествие пилигрима" (1951, т-р "Ковент-Гарден", Лондон)
на сюжет аллегории Беньяна (17 в.). Опера "Отравленный поцелуй" (1937,
Кембридж) написана в клас-сич. традициях комич. оперы с разговорными
сценами. Крупнейшее сценич. произв. В.-У.- балет "Иов" (1931,
"Кембридж-театр", Лондон), написанный по иллюстрациям к "Книге Иова"
англ. поэта, философа и художника У. Блейка, по стилю близок к жанру
масок. В.-У. создал балеты, в к-рых возродил в совр. интерпретации
танцы, бытовавшие в Англии в 17 в. (сарабанда, менуэт, павана,
гальярда). Среди балетов В.-У.-"Старый король Коул" (1923, Кембридж),
"Рождественская ночь" по Диккенсу (1926, т-р "Сити-опера", Чикаго),
телевизионный балет "Свадебный пир" по "Эпиталаме" Спенсера, музыка к
пьесе "Осы" Аристофана (1909, Кембридж) и др. соч. Большинство сценич.
произв. В.-У. было написано для англ. любительских т-ров, что
определялось стремлением композитора сблизиться с широкой нар.
аудиторией; для экспериментального лондонского студенческого т-ра В.-У.
написал оперу "Влюблённый сэр Джон", для кружка нар. танцев - балет
"Старый король Коул" и т. д. Творчество В.-У. сыграло большую роль в
развитии англ. нац. муз. культуры 19 в., в обращении муз. т-ра к нац.
реалистич. традициям. Автор мн. симф., камерных, хоровых и др. соч.,
В.-У. был активным муз.-обществ, деятелем, педагогом Королевского муз.
колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и танца. Автор
работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н е н
В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams: a
study, L., 1950; Н о w e s F., The music of Ralph Vaughan Williams,
Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. JI. M.
ВОВСИ, Аркадий Григорьевич (р. 1. V.I 900) - русский советский актёр.
Засл. арт. РСФСР (1947). Учился в студии М. А. Чехова. В 1926 окончил
ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком т-ре; с 1930 - актёр
МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник" Флетчера, шофёр Таратута -
"Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-38-Т-ра МГСПС. С 1938 В.- в
Т-ре им. Ленинского комсомола; роли:
Голубь, Воронцов ("История одной любви", "Так и будет" Симонова),
Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Крутилич ("Братья Ершовы" по
Кочетову) и др. В иск-ве В. острая наблюдательность, точная внешняя
характерность образа сочетаются с мягким лиризмом, тонким, немного
печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир человека. В.
выступает как режиссёр. Пост. спектакли: "Школьные товарищи" Ласкина
(1945, Т-р им. Ленинского комсомола), "Наследники" Бру штейн (1946,
МТЮЗ). Ведёт педагогич. работу.
ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр лёгкой комедийной пьесы, в к-рой
диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, на
анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем.
Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire),
где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во Франции.
Сначала "водевилями" паз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом,
к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще в 1-й пол. 18 в. Лесаж,
Фюзелье, Дорневаль и др. В. как театр. жанр сложился в годы франц.
бурж.революции (1789-94). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших
синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П.
И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль" (1792); вслед за
тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье"
и т. д. Вскоре В. проникает и в др. т-ры, сопровождая представление
серьёзных пьес. Самый ранний В. содержанием, персонажами, балаганной
буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами ("Арлекин -
расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной", 1793, и Др.). В период
якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Лёгкость
и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить
маленькую пьесу, в к-рой куплеты обычно исполнялись на знакомые,
популярные мотивы, позволили деятелям т-ра немедленно откликаться на
злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать рождённые
революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Ещё один
кюре" Роде и Дефонтена, 1793, и др.). После революции В. теряет
патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В.
подменяются дешёвой сенсацией, действие подчиняется забавной игре
случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи
французских В. нач. 19 в.- Жокрис и Каде-Руссель, потешавшие зрителя
фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным мастером
развлекательного В. был во Франции Э. Скриб, написавший самостоятельно
или в соавторстве с др. писателями св. 150 В. ("Ночь в казармах
Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и паша",
1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест, или
Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина, или Брак
по склонности", 1828, "Бюджет молодых супругов", 1828, "Лясабонский
лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж. предприимчивость,
семейные добродетели, бурж. нравы, быт. Однако водевили Скриба
пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя
Франции, к-рого привлекала патриотич. направленность нек-рых из них,
наличие злободневных намёков, остроумных шуток и задорных куплетов.
"Страсть к шутке, к весёлости, к каламбуру составляет один из
существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает
на сцене водевиль",- писал А. И. Герцен. Многочисл. современники и
преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров. Среди них:
Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853),
Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. -
Э. Лабиш и др.
Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние
на европ. комедию 19 в. Заметное влияние франц. В. оказал на
драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага (Германия), И.
Л. Хейберга (Дания).
С В. в значительной степени связано и развитие комедийного актёрского
иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций
классицизма. Игра актёров в В. должна была отличаться естественностью,
непосредственностью, импровизационной лёгкостью диалога, острой
наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный
характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера
внешнего перевоплощения, актёры В. овладели иск-вом трансформации, играя
по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. актёры В. Дежазе,
Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арнадь (1794-1872) и др.-подлинные
преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители
В.- внесли свой вклад и в развитие песенной нац. культуры (напр., В.
Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже).
Но, развивая реалистич. тенденции актёрского иск-ва, В. в то же время
идейно ограничивал актёров, лишал их возможности создавать остро
сатирпч. образы и типич. характеры, глубоко проникать во внутр. мир
героев. Это нередко приводило к усилению в актёрском творчестве внешней
виртуозности за счёт внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется
опереттой.
В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как жанр, возникший
на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В. заимствовал
национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на
рус. народно-песенном творчестве (композиторы К. А. Кавос, А. Н.
Верстовский, А. А. Алябьев). Это характеризует уже творчество А. А.
Шаховского, хотя его первые В. окрашены в реакцион-но-монархич.,
псевдонародные тона ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов", 1814,
"Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним из первых рус.
авторов В. был Грибоедов ("Своя семья, или Замужняя невеста", в
соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра,
или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший
В. лит.-полемич. направленность. Водевили Грибоедова высмеивали