<< Пред.           стр. 158 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  1884 с большим успехом сыграла роль Натальи Петровны ("Месяц в
 деревне" Тургенева). Актёр И. Ле-винский, выступавший с В. во многих
 спектаклях, сравнивал её трагедийное дарование по силе и мощи с иск-вом
 M. H. Ермоловой, по очарованию и покоряющей душевной тонкости - с Э.
 Дузе. В 1896 оставила сцену.
  Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868;
  Richter H., Schauspieler Charakteristiken, Lpz., 1914; N i e-1 e r l
 e B., Charlotte Wolter, B.-[W.-Lpz.], 1948.
  Л. Лоб.
  ВОЛЬТИЖИРОВКА (от франц. voltiger - порхать) - цирковой жанр.
 Разделяется на В. на лошади (демонстрируется как самостоятельный жанр),
 гимнастическую (перелёт гимнаста с одной трапеции на другую),
 акробатическую (исполнение упражнений на манеже - один из исполнителей
 перебрасывается партнёром в воздухе и снова возвращается в руки или на
 плечи к партнёру).
  ВОЛЬТЬЕ (от фламанд. waaltje - маленький валлон) - комический герой
 бельгийского народного театра кукол. Тщедушный, длиннорукий, большеносый
 весельчак, проказник и сатирик. Образ В. вводится в пьесы из жизни самых
 различных эпох. Но так же, как у Гиньоля (Франция), Кагиперле (Германия)
 и Кашпарека (Чехия), костюм и внешний облик В. остаются неизменными. И.
 Б.
  ВОЛЬФ (Wolf), Гуго (13. III. 1860-22.11. 1903) - австрийский
 композитор. В 1875-76 занимался в Венской консерватории. Творч.
 деятельность начал в конце 70-х гг. В.- представитель позднего
 романтизма в нем. музыке конца 19 в. Ему принадлежит комич. опера
 "Коррехидор" (1896, Мангейм) на сюжет новеллы испанского писателя П.А.
 Аларкона "Треуголка". Опера проникнута песен-ностью, отличается лиризмом
 и остроумием, своеобразным использованием исп. нар. мелодий. В. написал
 также музыку к пьесе Ибсена "Празднество в Соль-хауге" (1891. Бургтеатр.
 Вена) и к трагедии Клейста "Принц Фридрих Гомбургский" (соч. 1884,
 неоконч.), много песен, замечательных по глубине и своеобразию муз.
 языка, и др. соч. Тяжёлая болезнь помешала В. закончить вторую оперу
 "Мануэль Венегас" (либр. М. Хёрнса по новелле Аларкона, фрагменты были
 исполнены в Мангейме в 1903).
  Лит. соч.: Hugo Wolf's Briefe an Emil Kaufmann. Im Auftrage des Hugo
 Wolf-Vereines in Wien. Hrsg. von Ed. Hellmer, B., 1903; Musikalische
 Kritiken, Lpz., 1912.
  Лит.: Hellmer Ed. von, "Der Corregidor" von H.Wolf, W." 1900; Orel
 A., Hugo Wolf. Ein Kunstlerbildnis, W., [1947J;
  Walker F., Hugo Wolf: a biography. L., 1951. Д. M.
  ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Нёй-вид, - 5. X. 1953, Берлин)
 - немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач
 по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на фронте В. занял
 ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм. с.-д. партию.
 В.- активный участник рево люции 1918. С 1928 - член КПГ. Первые пьесы
 В.:
  "Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921),
 "Чёрное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт - на
 - Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные
 в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника
 войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В.
 к созданию реалистич. народной трагедии из эпохи Крестьянской войны
 "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во
 мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отдаёт дань экспрессионизму. В 1927
 В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург -
 1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за иск-во,
 являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в своём
 творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую таит в себе
 фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил в статье "Искусство - это
 оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий"
 (1929, Группа молодых актёров, Берлин; 1930, б. т-р Корша, Москва);
 "Матросы из Кат' таро" (1930, Народный т-р, Берлин); "Тай Янг
 пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931,
 Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные В.
 для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом
 пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят
 фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), пост. на сцене
 руководимого В. рабочего т-ра "Зюдвест". В 1933 В. эмигрирует из
 фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии
 он создаёт одно из лучших своих произведений: проникнутую острой
 ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мам-лок" (1934,
 Еврейский т-р, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие
 прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в др.
 т-рах СССР). На её основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм. В 1934
 В. переехала СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная
 обработка "Овечьего источника" Лопе де В era, 1934, Неметший т-р, г.
 Энгельс). В 1935 В. создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских
 рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны
 также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935,
 Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе
 нем. военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, г.
 Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражд. войны в Испании (1937, не
 поставлена).
  В 1937 В. выехал из СССР для участия в боях за нар. Испанию, но
 окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская
 пьеса "Корабль на
  Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В 1939 В.
 был заключён вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал
 пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В. с
 помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и
 выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал
 пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947),
 "Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945,
 Галле,- 1955). По возвращении на родину в 1945 В. написал пьесы:
 "Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей
 искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели
 нем. молодёжи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр
 Анна" - о новом в жизни нем. деревни, ставшей на путь демократизации
 (1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий т-р,
 Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в 1950. В 1949-51 был
 первым послом ГДР в Польской Народной Республике.
  Для драматургии В. после экспрессионистского периода характерна яркая
 политич. направленность, стремление ответить на злободневные проблемы
 современности, следовать подлинным фактам и документам. В. стремился
 раскрыть в первую очередь обществ, идеал персонажей своих пьес,
 классовую основу их характеров. Образам пьес В. иногда недостаёт
 психологич. глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типич. черты
 обогащают индиви-дуально-психологич. разработку характеров. Плодотворное
 овладение методом социалистич. реализма, опытом сов. литературы и т-ра
 позволило В. стать одним из передовых драматургов Германии 20 в.
  С о ч.: Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben, Bd 1-13, В., 1952-59
 (Gesammelte Dramen, Bd 1-4, Bd 9, В., 1952-1955;
  Aufsatze uber Theater, Bd 13, В., 1957); в рус. пер.- Пьесы, М.,
 1936; Профессор Мамлок, М.-Л., 1937; Флоридсдорф, М.-Л., 1937; Троянский
 конь, М -Л.. 1937; Петер возвращается домой (Штыки и хлеб), М.-Л., 1938;
 Бедный Конрад, М.-Л.,1941; Патриоты (Франсуаза и Женевьева), М.-Л. 1943;
 Доктор Ваннер, М., 1944; Чужая, М.-Л., 1945.
  Лит.: Лацис А., Революционный театр в Германии, М., 1935; ?. Вольф.
 Биобиблиографический указатель, М., 1956;PollatschekW., Das Buhnenwerk
 Friedrich Wolfs, В., 1958. В. К.
  ВОЛЬФ (Volff), Эгон (р. 1927) - чилийский писатель, поэт и драматург.
 Автор психологич. драм (на исп. яз.), пользующихся большим успехом в
 стране. Первая пьеса "Обитель сов" (1958, труппа Общества театр. авторов
 Чили в Сантьяго и Университетский т-р в Консепсьоне) рассказывает о
 лицемерии бурж. воспитания, внушающего подросткам неправильные
 представления о любви и семейной жизни. В пьесе "Ученики страха" (1958,
 Экспериментальный т-р) В. критикует совр. бурж. общество, страсть к
 наживе, искажающую подлинную ценность жизни. Л. X.
  ВОЛЬФ-ИЗРАЭЛЬ, Евгения Михайловна (р. 21. XII. 1897) - русская
 советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1919-22 работала в Большом
 драм. т-ре (Петроград); роли - Мария ("Двенадцатая ночь"), Дездемона;
 Тиль-Тиль ("Синяя птица" Метерлинка). В 1922-23 играла в т-рах Украины
 (Киев, Харьков); наиболее значит, роль этого периода - Полина ("Доходное
 место"). С 192'3- в труппе Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Талант
 В.-И. как острохарактерной актрисы впервые ярко проявился в роли Риммы
 ("Яд" Луначарского). В последующие годы раскрылась лирико-комедийная
 сторона дарования актрисы, а также её склонность к сатирич. заострению.
 Образы, созданные В.-И., отмечены тонкостью, изяществом, ритмич.
 чёткостью. В пьесах сов. драматургов исполняла роли Валентины ("Страх"
 Афиногенова), Марго ("Глубокая разведка" Крона), мадам Буткевич
 ("Незабываемый 1919-й" В с. Вишневского), г-жи Стессель ("Порт-Артур"
 Степанова и Попова); в произв. зап. драматургии - Клеопатры, Элизы
 Дулитл ("Цезарь и Клеопатра", "Пигмалион" Шоу), Алисы ("Глубокие корни"
 Гоу иД'Юссо), Роз ("Осенний сад" Хелман), Сэди Томсон ("Ливень" Моэма).
 70. Д.
  ВОЛЬФ-ФЕРРАРИ (Wolf-Ferrari), Эрманно (12. I. 1876 - 21. I. 1948) -
 итальянский композитор. Сын известного нем. художника А. Вольфа;
 матьитальянка. Предполагал посвятить себя живописи, однако под
 воздействием оперных спектаклей "Байрёйт-ского т-ра" начал изучать
 музыку. В 1890-95 В.-?. учился в Мюнхене в Баварской муз. академии у И.
 Рейнбергера. С 1895 жил в Венеции, где с 1902 работал директором Муз.
 лицея (консерватории) им. Б. Марчелло. Первые оперы В.-Ф. ставились гл.
 обр. в Германии; они не имели успеха. Лишь с конца 1910-х гг. его
 творчество завоёвывает популярность сначала в Италии, а затем и в ряде
 др. стран. В.-Ф. принадлежат мн. комич. оперы, написанные в традициях
 итал. оперы-буфф; они отличаются яркой, запоминающейся мелодией,
 лёгкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом.
 Композитор широко использует в своём творчестве совр. муз. выразит,
 средства. К числу наиболее популярных опер В.-Ф. принадлежат:
 "Любопытные женщины" (1903, Мюнхен), "Четыре деспота" (1906, Мюнхен),
 "Секрет Сусанны" (1909, Мюнхен), "Обручённые любовники" (1925, Венеция),
 "Хитрая вдова" (1931, Рим), "Перекрёсток" (1936, Милан) - на сюжеты
 комедий К. Гольдони; "Любовь-цели-тельница" (1913, Дрезден) на сюжет
 Мольера;
  "Глупая дама" (1939, Милан) на сюжет Лопе де Bera и др. Лучшие оперы
 В.-Ф. - "Ожерелье мадонны" (1911, Берлин), "Хитрец" (1927, Милан),
 "Небесное платье" по Перро (1927, Мюнхен) - отмечены стремлением к
 реалистич. правдивости сюжета, что сближает его с веризмом. В.-Ф.
 принадлежат также оперы "Золушка" (1900, Венеция), "Кукушка" (1943,
 Ган-новер) и новая редакция оперы Моцарта "Пдоме-ней" (1931, Мюнхен), а
 также оратории и ряд соч. в др. жанрах. Оперы В.-Ф. в 50-е гг. с успехом
 ставились на мн. европ. оперных сцедах.
  Лит.: Stahl E. L., Ermanno \Volf-Ferrar i, Salzburg, [1936J; Gr r i s
 s o n A. C., Ermanno Wolf-Ferrari, Regensburg, 1941; 2 Aufl., Zurich -
 Lpz.- W., [1958J; R i n g o J., Ermanno Wolf-Ferrari, an appreciation of
 his work, "Rivista Musicale Italiana", 1949, VII-IX; Pfanukuch W7., Das
 Opernschaffen Ermanno Wolf-Ferrari's, Kiel, 1953. ?. A\
  BOMA4KA (Vomacka), Болеслав (р. 28. VI. 1887)- чехословацкий
 композитор и музыкальный критик. Засл. арт. ЧССР (1955). Член
 Чехословацкой академии наук и иск-в (с 1924). В 1912 окончил ун-т в
 Праге. В 1906-10 обучался музыке в Пражской консерватории; брал также
 уроки у В. Новака. В. принадлежат оперы "Водолей" (1936, Национальный
 т-р, Прага, премия им. Сметаны в том же году), "Болеслав I" (1957,
 Национальный т-р, Прага), "Чеканки" (соч. 1956), симф.,
 камерно-инструмент, соч., песни, хоры. В.-автор многочисл. муз.-критич.
 статей; в течение ряда лет был редактором муз. журнала "Темпо". Почётный
 член чеш. "Общества певцов" (с 1924).
  BOHACEPA (????????), Пипина (Посифина, 1838- 1927) - греческая
 актриса. В 1862 дебютировала в афинском т-ре Букура в роли Лукреции
 Борд-жиа (о. п. Гюго). Затем входила в состав трупп П. Супаса, Д. Алекс
 иадиса. В сезон 1865-66 впервые сыграла роли Марии Доксапатри и Меропы
 (о. п. Вернардакиса) и завоевала большую популярность. В 1867 исполняла
 роль Антигоны (о. п. Софокла) в спектакле, пост. в древнем т-ре-Одеоне
 Ирода Аттика. В. была преим. трагедийной актрисой. Среди её ролей:
  Эмилия Галотти (о. п. Лессинга), Луиза ("Коварство и любовь"), леди
 Макбет. Гастролировала вместе с труппой Д. Алексиадиса в различных
 городах России (в 1869 - в Таганроге). Д. С.
  ВОНДЕЛ (Vondel), Йост ван ден (17. XI. 1587, Кёльн,- 5. II. 1679,
 Амстердам) - голландский поэт и драматург. Родился в семье
 купца-анабаптиста. Лит. деятельность начал в 1605. В. принадлежат 32
 пьесы на историч. и библейские сюжеты. В своём творчестве В. отразил
 борьбу голл. буржуазии за независимость. В драме "Пасха" (1612),
 несмотря на религиозный сюжет, проводится идея освободительной борьбы
 голл. народа против исп. поработителей. Драма "Паламед" (1625)
 направлена против религиозной нетерпимости ортодоксальных кальвинистов.
 В 1637 В. написал одно из своих лучших драматич. произведений-историч.
 трагедию "Гейсбрехт ванАмстель";в 1638 этой пьесой был открыт первый
 нац. т-р в Нидерландах и с тех пор она ежегодно исполняется 3 января на
 сцене Амстердамского гор. т-ра (в спектакли включаются пение, музыка).
 Среди пьес В. - трагедии "Братья" (1639), "Иосиф в До-тане" (1640),
 "Пётр и Павел" (1641), комедия "Левен-дальцы" (1647). В 1654 была пост.
 трагедия В. "Лю-цифер", направленная против духовенства, рассказывающая
 в аллегорич. форме о борьбе Нидерландов с исп. монархией. Исполнение
 этой пьесы после второго спектакля было запрещено церковью. Драматургия
 В., отличающаяся остро-сатирич. направленностью, значительностью
 тематики, богатством и выразительностью языка, явилась крупным вкладом в
 развитие голл. драматургии и театр. иск-ва.
  Соч.: De werken, uitleg, door J. van Lennep, herzien en bijgeverkt
 door J. H. W. Unger, 1-30, Leiden, 1883-93.
  Лит.: Корсаков П., Иоост фан денФондель, СПБ, 1838;
  Brandt Ст., Leven van den Vondel, uitgeg. door J. Hoeks-rna, Amst.,
 1905; Simons L., Vondels dramatiek, Amst., 1912;
  M e l l e s J., Joost van den Vondel, Utrecht, 1957. А .Вис.
  ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека воссоздавать в памяти образы
 прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы.
 В психологии под термином "образ" подразумевают не только зрительные
 представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - всё
 богатство впечатлений бытия. Существует огромное различие между
 непроизвольным (непреднамеренным) В., проявляющимся в сновидениях, в
 бреду, в грёзах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с
 общественно полезной, трудовой деятельностью людей. "В конце процесса
 труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в начале этого
 процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с.
 185). Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат
 своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать
 из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые необходимы
 для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное)
 В., понимаемое как более или менее отчётливое воспроизведение в памяти
 или в сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) В.,
 комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые.
 Высшей формой такого активного В. является творческое В., играющее
 огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч. художеств. В.
 является способность создать на основе переработки прежних представлений
 новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не
 изведанные, связи вещей и явлений. Большое значение для развития
 творческого В. имеет эмоциональная память, яркое восприятие и
 воспроизведение чувств художником, его мироощущение, неразрывно
 связанное с его мировоззрением. В процессе художеств. творчества
 существуют 3 осн. этапа: 1) познание и творческая переработка
 впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла и 3)
 реализация его, воплощение в произведение иск-ва. Живость и сила
 творческого В. помогает художнику на всех этапах, являясь необходимым
 условием его деятельности. Богатство и сила В. зависят не только от
 природных данных. Образы, складывающиеся в В., проверяются и
 контролируются разумом, сознанием. Поскольку В. возникает из опыта,
 питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и
 воспитывать. Глубина познания реальной действительности, широта
 наблюдений, увлечённость художника большой идеей, сосредоточенность,
 упорство в работе над замыслом (то, что Павлов называл "неотступным
 думанием") стимулируют, обогащают и развивают В. Спектакль, как
 произведение иск-ва, по самой природе своей связан с творческим В.
 драматурга, режиссёра, актёров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище,
 во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная
 действительность и может за 2-3 часа охватить мн. события, показать
 жизненные судьбы людей, государств или народов.
  Активная деятельность В. имеет большое значение в работе актёра над
 ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич. образа по-разному
 расценивалось и проявлялось в творчестве актёров разных школ и
 направлений. В итал. комедии дель арте большое значение придавалось
 лёгкости, быстроте и живости В.; принцип импровизации требовал от
 актёров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить
 намёк партнёра, по неск. деталям воссоздать в В. обстановку, место
 действия, искусно обращаться с бутафорскими вещами, как с подлинными
 реальными предметами. В. давало возможность увидеть в условных масках
 олицетворение человеческих характеров.
  Существуют актёры, ограничивающие весь процесс создания сценич.
 образа В. Так, напр., франц. актёр Коклен и др. последователи его
 направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В. как
 законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем
 созданный В. образ со всем возможным совершенством копируется,
 изображается актёром, к-рый как сторонний наблюдатель искусно
 "представляет" его зрительному залу. Эти традиции нашли отражение в
 первые годы развития сов. т-ра и в художеств. практике Т-ра им.
 Мейерхольда и в попытках нек-рых актёров играть не образ, а своё
 отношение к образу.
  Актёры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть образ не
 только вне себя, но ощутить его в себе, сродниться с ним, зажить
 чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться его духовным
 миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и побуждения его
 поступков. В их творчестве В. связано не только с процессом создания
 роли на репетициях, но продолжает помогать актёру правдиво, ярко жить и
 чувствовать, убедительно действовать на спектакле. В. И.
 Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие эффективные
 воспоминания, которые покоятся в самых глубоких тайниках человеческой
 души, и видел чудо иск-ва в том, что самые интимные скрытые свои
 переживания, в которых актёр не признаётся никому из близких, он
 открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с помощью В. на
 основе пережитого представлять себе возможное будущее или угадывать
 скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией.
  Материал пьесы даёт толчок В. актёра, питает его и помогает подойти к

<< Пред.           стр. 158 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу